Проверка реле напряжения. Реле регулятор напряжения генератора

Генератор
Реле регулятор напряжения генератора - Взаимосвязь источников тока авто Двухуровневые Привод генератора и крепление его к двигателю Реле генераторов постоянного тока Замена реле регулятора генератора

Если при проверке значения напряжения сильно отличаются от заданных, то, скорее всего, в машине неисправен регулятор напряжения. Помните, что напряжение не должно опускаться ниже 12 В и подниматься выше 14,8 В.

Как проверить реле-регулятор напряжения генератора

Электрическая сеть любого автомобиля питается от генератора, который приводится в движение двигателем через ременную передачу. Его обороты постоянно меняются, от 900 до нескольких тысяч, вызывая соответствующее вращение ротора. Для нормальной работы всех электроприборов и зарядки аккумулятора напряжение в бортовой сети должно быть стабильным, что и обеспечивается реле-регулятором. Являясь самым слабым звеном в системе электроснабжения, прибор следует проверять в первую очередь при обнаружении проблем с зарядкой аккумулятора и других неисправностей в электросети автомобиля.

Регулятор напряжения автогенератора предназначен для поддержания напряжения бортовой сети в необходимых пределах при любом режиме работы и различных скоростях генератора, изменении нагрузки и колебаниях внешней температуры. Также он способен выполнять дополнительные функции: защищать генератор от перегрузок и аварийных режимов, автоматически подключать обмотки возбуждения или сигнализацию генератора к бортовой сети.

Работа любого регулятора напряжения основана на одном принципе и определяется следующими факторами:

  1. Скорость ротора.
  2. Количество тока, подаваемого генератором в нагрузку.
  3. Индикатор магнитного потока, создающего ток обмотки возбуждения.

Более высокие скорости вращения ротора определяют увеличение напряжения генератора. Увеличение силы тока в обмотке возбуждения делает сильнее магнитный поток, а вместе с тем и напряжение. Любой регулятор напряжения стабилизирует его изменением тока возбуждения. При повышении или понижении напряжения регулятор уменьшает или увеличивает ток возбуждения, регулируя напряжение в необходимых пределах.

Само реле-регулятор представляет собой электронную схему с графитовыми щеточными выводами. Он устанавливается как на сам корпус генератора рядом со щетками, так и снаружи от него, а затем щетки крепятся к щеткодержателю.

Неисправности

Чаще всего реле-регулятор выходит из строя по следующим причинам:

  1. При хорошем аккумуляторе зарядного тока нет, поэтому и не заряжается. Это происходит при плохом соединении проводов с клеммами реле или при разрыве цепи от генератора до аккумулятора. Устраняется фиксацией провода в цепи, проверкой и регулировкой регулятора напряжения и реле-регулятора.
  2. Недостаточный зарядный ток при разряженном аккумуляторе или большой ток при полностью заряженном аккумуляторе обусловлен нарушением настройки регулятора напряжения. Устраняется регулировкой устройства или его заменой.
  3. Горение и перегорание ламп с чрезмерным нагревом происходит при нарушении настройки реле-регулятора или замыкании контактов. Устраняется отключением и зачисткой замкнутых контактов, регулировкой или заменой регулятора напряжения.
  4. Большой ток разряда после остановки двигателя. Возникает при замыкании контактов реле-регулятора (спекание контактов, обрыв пружины якоря) или коротком замыкании электрического кабеля. Ремонтируется поиском и устранением короткого замыкания при отключенном аккумуляторе, проверкой и регулировкой ограничителя тока, размыканием и зачисткой контактов, заменой пружины регулировкой ее зазора и натяжения.

Как правило, на старые автомобили, в том числе и на отечественные ВАЗы, устанавливались раздельные регуляторы напряжения. Но некоторые производители продолжают это делать до сих пор. Процесс проверки аналогичен. Для этого нужно иметь блок питания с регулятором значения напряжения, лампочку на 12В, мультиметр и непосредственно проверенный регулятор.

Типы регуляторов напряжения

Разобравшись с тем, какие бывают виды этих устройств, каковы их характеристики и свойства, придет полное понимание процедур, проводимых при поверке. Так же даст ответ, в зависимости по какой схеме, каким способом и как проверить регулятор напряжения генератора.Регуляторы бывают двух видов:

Регуляторы напряжения

В первом случае это означает, что корпус регулятора совмещен со щеточным узлом непосредственно на корпусе генератора. Во втором случае регулятор представляет собой отдельный блок, который находится в кузове машины, в подкапотном пространстве, и к нему идут кабели от генератора, а кабели аккумулятора уже отсоединены.

Особенностью регуляторов является то, что их корпуса неразборные. Обычно они заполнены герметиком или специальной смолой. Да и смысла их ремонтировать мало, так как устройство недорогое. Поэтому основной проблемой в этом плане является проверка реле регулятора напряжения генератора. Независимо от типа регулятора, симптомы напряжения будут одинаковыми.

Признаки неисправности

Так что при низком напряжении батарея просто не будет заряжаться. То есть утром вы не сможете завести машину, возможно, даже не горят лампочки на приборной панели, или возникают проблемы во время движения. Например, тусклые фары ночью, нестабильная работа электросистемы (проблемы с электроприборами: стеклоочистители, отопители, магнитола и т д).

В случае скачка напряжения велика вероятность того, что уровень электролита в банках аккумуляторов упадет или выкипит. На корпусе аккумулятора также может появиться белый налет. При перезарядке аккумулятор может вести себя неадекватно.

Сигналы, неисправности, ремонт генератора и регулятора напряжения

Кроме того, еще можно выделить следующие признаки неисправности регулятора напряжения (в некоторых случаях некоторые из них могут проявляться или отсутствовать, все зависит от конкретной ситуации):

  • при включении зажигания не загорается контрольная лампочка на приборной панели (хотя это может быть признаком других неисправностей, например, что она перегорела, выпал контакт и т.д.);
  • после загрузки не гаснет индикатор батареи на приборной панели, то есть явные сбои в зарядке батареи;
  • яркость фар зависит от оборотов двигателя (это можно проверить в каком-нибудь безлюдном месте, поставив машину к стене и открыв дроссельную заслонку — если яркость меняется, то, скорее всего, неисправен регулятор напряжения);
  • машина перестала нормально заводиться с первого раза;
  • батарея постоянно быстро разряжается;
  • когда обороты двигателя превышают 2000 об/мин, индикаторы на приборной панели гаснут;
  • падают динамические характеристики машины, особенно это заметно на высоких оборотах двигателя;
  • в некоторых случаях аккумулятор может закипеть.

Поэтому схема подключения регулятора напряжения при работе генератора постоянного тока более сложная. Так как в режиме стоянки автомобиля при выключенном двигателе внутреннего сгорания необходимо отключить генератор от аккумуляторной батареи.

Меры предосторожности

Эксплуатация генераторной установки требует соблюдения определенных правил, в основном связанных с наличием в них электронных элементов.

  1. Запрещается эксплуатировать генераторную установку с отсоединенной аккумуляторной батареей. Даже кратковременное отключение от аккумулятора при работающем генераторе может привести к выходу из строя элементов регулятора напряжения.
    При полностью разряженном аккумуляторе автомобиль нельзя завести, даже если он буксируется – аккумулятор не обеспечивает тока возбуждения, а напряжение в бортовой сети остается близким к нулю. Полезно установить исправный заряженный аккумулятор, который потом при работе двигателя переключается на старый разряженный. Для предотвращения повреждения элементов регулятора напряжения (и подключенных потребителей) из-за скачка напряжения необходимо на время замены аккумуляторов включать мощные потребители электроэнергии, такие как обогрев заднего стекла или фары. В дальнейшем за полчаса-час работы двигателя при 1500-2000 об/мин разряженная батарея (если она исправна) будет достаточно заряжена для запуска двигателя.
  2. Не допускается подключение к бортовой сети источников питания обратной полярности (плюс на массу), что может произойти, например, при запуске двигателя от внешнего аккумулятора.
  3. Управление по цепи генераторной установки с подключением источников высокого напряжения (более 14 В) не допускается).
  4. При выполнении электросварочных работ на транспортном средстве клемма заземления сварочного аппарата должна быть подключена к свариваемому изделию. Кабели, идущие к генератору и регулятору напряжения, должны быть отсоединены.

Обслуживание генератора

Генератор, регулятор напряжения

Обслуживание генераторной установки сведено к минимуму и не требует специальных знаний и навыков; все автомобилисты могут выполнять эти работы.
Техническое обслуживание генератора начинается с очистки внешних поверхностей. Проверить крепление генератора к двигателю, надежность тросов к генератору и регулятору напряжения, а также натяжение ремня привода вентилятора. Если натяжение слабое, то генератор нестабилен, если сильное, ремень и подшипники быстро изнашиваются.
Также проверьте состояние приводного ремня. На нем не должно быть трещин и расслоений.
Состояние подшипников можно проверить, провернув ротор генератора рукой при снятом приводном ремне. При нормальных условиях подшипника вращение вала должно происходить плавно, без заеданий, сильного люфта, шума или щелчков.
В принципе, этими работами можно ограничиться отсутствием неисправностей.

Контрольная проверка

Перед выездом рекомендуется проверить работоспособность генераторной установки по контрольной лампочке, установленной на панели приборов. После включения зажигания до запуска двигателя горит контрольная лампа, что позволяет проверить его работоспособность. При нормальной работе генераторной установки индикатор гаснет после запуска двигателя.
Для нормально работающей генераторной установки при средних оборотах двигателя напряжение должно быть в пределах 13,5. 14,2 В. Значение этого напряжения измеряется вольтметром на клеммах аккумулятора.

Однако вместо постоянно расположенных в пространстве выводов «-» и «+» автопроизводители получили постоянную смену плюсов и минусов. Зарядить аккумулятор переменным током в принципе невозможно, поэтому его предварительно выпрямляют диодным мостом.

Принцип работы реле регулятора

Благодаря встроенным резисторам и специальной схеме реле может сравнивать величину напряжения, вырабатываемого генератором. В последствии слишком большое значение отключает реле, чтобы не перезарядить аккумулятор и не вывести из строя электроприборы, подключенные к бортовой сети.

Любая неисправность приводит именно к таким последствиям, выходит из строя батарея аккумулятора или сильно увеличивается эксплуатационный бюджет.

Переключатель лето/зима

Вне зависимости от времени года и температуры воздуха работа генератора всегда стабильна. Как только его шкив начинает вращаться, по умолчанию генерируется электрический ток. Однако зимой внутри аккумулятор промерзает, восполняет заряд гораздо хуже, чем летом.

Переключатели лето/зима расположены на корпусе регулятора напряжения, либо этим обозначением подписаны соответствующие разъемы, которые нужно найти и подключить проводку в зависимости от времени года.

Рис. 19 Регулятор напряжения с зимними и летними выводами

Ничего необычного в этом переключателе нет, это просто грубые настройки реле регулятора, которые позволяют увеличить напряжение на клеммах аккумулятора до 15 В.

Подключение в бортовую сеть генератора

Если при замене генератора вы самостоятельно подключаете новое устройство, нужно учитывать нюансы:

  • для начала нужно проверить целостность и надежность контакта троса от кузова автомобиля к корпусу генератора
  • затем вы можете соединить клемму B реле регулятора с «+» генератора
  • вместо «корча», начинающего греться через 1-2 года эксплуатации, лучше использовать сварочную проволоку
  • заводской кабель необходимо заменить кабелем сечением не менее 6 мм2, если вместо штатного генератора устанавливается электроприбор, рассчитанный на силу тока более 60 А
  • амперметр в цепи генератора/аккумулятора показывает, какой источник питания в настоящее время имеет наибольшую мощность в бортовой сети

Рис. 20 Подключение генератора на примере ВАЗ

Амперметры являются необходимыми приборами, с помощью которых можно определить заряд аккумулятора и работоспособность генератора. Без особых причин удалять их из схемы не рекомендуется.

Схемы подключения регулятора выносного

Выносное реле регулятора напряжения генератора монтируется только после выяснения, к какому разрыву провода его подключать. Например:

  • в старых РАФах, Газелях и Быках используется реле 13.3702 в полимерном или стальном корпусе с двумя контактами и двумя щетками, они монтируются на обрыв цепи «-«, клеммы всегда маркированы, «+» обычно берется от зажигания катушка (клемма Б-ВК), контакт Ø регулятора подключается к свободной клемме щеточного узла
  • на Жигулях используются реле-регуляторы 121.3702 черно-белые, есть двойные модификации, в которых при выходе из строя одного устройства работа второго устройства продолжается простым переключением на него, он монтируется на место «+» с выводом 15 к выводу катушки зажигания Б-ВК клемма 67 соединена с щеточным узлом проводом

Встроенные реле-регуляторы автолюбители называют «шоколадками» с маркировкой Я112. Они крепятся на специальные щеткодержатели, прижимаются винтами и дополнительно защищаются крышкой.

Диагностика реле регулятора

Определить поломку регулятора напряжения можно по косвенным признакам. В первую очередь это неправильная зарядка аккумулятора:

  • перегрузка: электролит испаряется, раствор кислоты попадает на части тела
  • недостаточная нагрузка — ДВС не запускается, лампы горят в пол

Однако предпочтительнее проводить диагностику приборами – вольтметром или тестером. Любое отклонение от максимального значения напряжения 14,5 В (в некоторых автомобилях бортовая сеть рассчитана на 14,8 В) на высоких оборотах или от минимального значения 12,8 В на малых оборотах приводит к замене/ремонту реле регулятора.

Встроенного

Чаще всего регулятор напряжения встроен в щетки генератора, поэтому необходима проверка уровня этого узла:

  • после снятия защитного кожуха и откручивания винтов снаружи снимается щеточный узел
  • при износе щеток (остается менее 5 мм их длины) замена должна быть произведена в обязательном порядке
  • диагностика генератора мультиметром проводится в комплекте с аккумулятором или зарядным устройством
  • «минусовой» провод от источника тока замыкается на соответствующую плату регулятора
  • «плюсовой» кабель от зарядного устройства или аккумулятора подключается к аналогичному разъему реле
  • тестер устанавливается в режим вольтметра 0 — 20 В, щупы накладываются на щетки
  • в диапазоне 12,8 — 14,5 В, между щетками должно быть напряжение
  • при повышении напряжения более 14,5В стрелка вольтметра должна быть на нуле

Рис. 22 Встроенная диагностика реле

В этом случае вместо вольтметра можно использовать лампу, которая должна гореть в указанном диапазоне напряжений, она гаснет при увеличении этой характеристики больше этого значения.

Провод, управляющий тахометром (обозначен W только на реле для дизелей) прозванивается мультиметром в режиме тестера. Он должен иметь сопротивление около 10 Ом. Если это значение уменьшается, кабель «порвался», его необходимо заменить на новый.

Выносного

Разницы в дистанционной диагностике реле нет, но его не нужно вынимать из корпуса генератора. Проверить реле регулятора напряжения генератора можно при работающем двигателе, меняя обороты от низких до средних и высоких. Одновременно с увеличением скорости нужно включить дальний свет (минимум), кондиционер, монитор и другие потребители (на максимум).

Рис. 23 Диагностика внешнего регулятора напряжения

Поэтому при необходимости владелец транспортного средства может заменить штатное реле регулятора напряжения на более современную модификацию встроенного или выносного типа. Диагностика здоровья доступна только с обычной автомобильной лампой.

Существует метод, которым можно проверить работоспособность генератора автомобиля, оборудованного реле-регулятором 591.3702-01 с элементами диагностики. Это выглядит следующим образом:

Другие статьи

В прицепах и полуприцепах зарубежного производства широко используются компоненты шасси немецкой фирмы BPW. Для крепления колес к шасси используются специализированные крепления – болты BPW. Читайте все об этом крепеже, его существующих видах, параметрах и применимости на материале.

Для установки автостекла на элементы кузова используются специальные детали, обеспечивающие герметизацию, фиксацию и демпфирование – уплотнители. Все о уплотнителях стекол, их видах, особенностях и конструктивных особенностях, а также о подборе и замене этих элементов — читайте в статье.

В практике ремонта автомобилей и при проведении регулировочно-монтажных работ возникает необходимость работы с резьбовыми креплениями, имеющими неудобное положение или наклон. В этих ситуациях на помощь приходят адаптеры карданного ключа – об этих устройствах, их устройстве и применении читайте в статье.

Южнокорейские автомобили SSANGYONG оснащены гидравлической тормозной системой, в которой используются тормозные шланги. Все о тормозных шлангах SSANGYONG, их типах, конструктивных особенностях и применимости, а также вопросах выбора и замены этих деталей читайте в избранной статье.

Во многих современных автомобилях реле совмещено со щетками. В этом случае можно проверить регулятор с помощью лампы накаливания. Процедура будет следующей:

Ремонт или замена: что выбрать?

Ремонт регулятора напряжения не следует откладывать. Стоимость новых реле для большинства моделей автомобилей не превышает 2000-2500 рублей, поэтому пытаться восстановить деталь в большинстве случаев просто не выгодно. Существуют также интегральные регуляторы, которые вообще невозможно разобрать. Эти реквизиты должны быть изменены в 100% случаев.

  1. Разобрать генератор. Для этого нужно отключить минусовую клемму.
  2. Крепления отваливаются.
  3. Крышка отделена от корпуса генератора.
  4. Нужно отсоединить разъем от диодного моста.
  5. Откручиваются гайки и снимаются втулки с контактной группы.
  6. Осталось открутить несколько винтов, которые держат регулятор.

Снятое реле ремонтируют или заменяют новым. Генератор собирается в обратном порядке.

Процедура может незначительно отличаться в зависимости от модели автомобиля и конструкции генератора.

Заключение

Чтобы реле и генератор в целом прослужили как можно дольше, нельзя допускать чрезмерного загрязнения узла. Также желательно время от времени измерять напряжение, подаваемое на аккумулятор. А когда будете мыть машину, не допускайте попадания воды в систему зарядки.

Выход из строя реле-регулятора может привести к более серьезным отказам (вплоть до выхода из строя аккумулятора). Так что пренебрегать ремонтом в этом случае не стоит. Можно попытаться восстановить генератор самостоятельно, но если есть сомнения в собственных силах, лучше обратиться за помощью в автосервис. Это позволит сэкономить время и избежать значительных материальных затрат.

Например, если к катушке зажигания подключено дистанционное реле, его работа будет направлена ​​на регулирование напряжения только на этом участке бортовой сети. Поэтому, прежде чем узнать, как проверить реле выносного типа, необходимо убедиться в правильности его подключения.

Предварительная проверка

Для проверки регулятора напряжения генератора вам понадобится мультиметр. Запускаем двигатель и мультиметром измеряем напряжение генератора. Подключаем щуп от прибора учета к выводу 30 генератора (тот самый болт на задней стенке генератора, к которому обычно идут два, иногда три провода и фиксируются они гайкой). Напряжение должно быть в пределах от 12,5 до 12,8 вольт.

Затем запускаем двигатель и снова измеряем напряжение на клеммах генератора. В состоянии покоя оно должно быть не менее 13,2 вольта, но не более 14 вольт. Затем увеличиваем обороты двигателя до 3500 об/мин, при этом пределы напряжения должны быть в пределах 14,2 – 14,5. Напряжение не должно превышать 14,8 вольт. Если оно выше, значит батарея перезаряжается.

Затем включаем дальний свет, печку, сигнализацию и прочие приборы и снова измеряем напряжение на генераторе. Оно будет снижаться под нагрузкой включенных устройств, но значение напряжения при этом не должно быть меньше 13,2 вольта. Если он ниже минимального — «недостаточный заряд».

В обоих случаях необходимо проверить стабилизатор напряжения.

Как проверить регулятор напряжения генератора

Реле регулятора напряжения 24В

Современный регулятор в сочетании с комплектом щеток используется на большинстве автомобилей отечественного и зарубежного производства. Сначала оценим доступ к генератору. Если он труднодоступен и неудобен, то его лучше будет снять с автомобиля. Если доступ свободен, снимите реле, не снимая генератор. Но перед этим обязательно следует снять минусовую клемму аккумулятора.

Регулятор крепится к генератору со стороны задней крышки, обычно двумя болтами. Откручиваем их и аккуратно, чтобы не повредить щетки, снимаем, предварительно отсоединив провода.

Для дальнейшей проверки нам понадобится блок питания или зарядное устройство, лампа кальвания на 12 вольт. Главное, что можно повышать и понижать напряжение от 10 до 16 вольт. Если для тестирования используется зарядное устройство, потребуется и аккумулятор. Дело в том, что многие зарядные устройства без него не работают.

Подключаем зарядное устройство к аккумулятору в обычном режиме. Также к клеммам аккумулятора подключаем мультиметр и два провода. Один больше, другой меньше. И подключить их к реле-регулятору. Положительная клемма регулятора представляет собой штекер. Минус: металлическая пластина под одним из крепежных отверстий. Соединяем лампочку с щетками проводами. Поддержка готова, можно приступать к проверке. Блок питания подключается аналогично, только без аккумулятора.

Подключаем зарядное устройство к внешней сети и включаем. Ручка регулятора заряда должна быть на минимальном уровне. Мы начали медленно увеличивать напряжение. При этом яркость лампочки должна постепенно увеличиваться. При нагрузке 12 вольт и более он должен гореть при полной температуре. Продолжаем плавно повышать напряжение до тех пор, пока не погаснет лампочка или нагрузка не достигнет значения 15 вольт. Если регулятор исправен, то лампочка должна погаснуть при значении напряжения 14,2 -14,5. Когда нагрузка упадет, лампочка снова загорится.

Если лампочка гаснет при 14 вольтах, или достигается напряжение более 14,8 вольт, а лампочка все еще горит, то этот регулятор нужно менять.

Проверка отдельного регулятора напряжения генератора

Регулятор напряжения

Таким же образом проверяется независимый стабилизатор. В основном он крепится на кузове в моторном отсеке. Но иногда и на верхней части генератора. В любом случае открутите его и подсоедините к кронштейну. Пусть это будет, например, стабилизатор типа Я112 В.

Подключаем плюсовой провод к клеммам «В» и «С», минусовой подводим к коробке. Подключаем контрольную лампу к клеммам «Б» и «Ш». Далее делаем все так же, как и с комбинированным стабилизатором. Аккуратно поднимаем нагрузку, при достижении 14,5 вольт должен произойти обрыв. Если разреза нет, замените регулятор.

Проверяем устаревший 591.3702−01

591.3702-01 реле напряжения

Этот устаревший тип реле устанавливался практически на все заднеприводные автомобили. Он принадлежит к автономному. Всегда крепится к корпусу моторного отсека. Схема подключения для теста немного отличается от описанной выше. Действия и суть проверки остаются прежними.

Оцените статью