AWD системы завтрашнего дня будут опираться на современные технологии, которые помогут автомобилям улучшить их внедорожные возможности и немного приблизиться к тому, на что были способны их известные полноприводные предки с системой 4WD.
AWD и 4WD: в чём разница и какой тип привода выбрать
Немало автовладельцев до сих пор не разбираются, что обозначают зашифрованные типы приводов, что неудивительно, ведь это английские аббревиатуры. Поэтому сразу проясним ситуацию: RWD – Rear Wheel Drive – задний привод; FWD – Front Wheel Drive – передний привод; 4WD – 4 Wheel Drive – привод на 4 колеса («4х4»); AWD – All (в некоторых источниках Automatic) Wheel Drive – автоматический привод на все колёса. Таким образом, предпоследняя и последняя позиции характеризуются полным приводом, но со своими индивидуальными особенностями.
Опыт свидетельствует: не стоит руководствоваться такими критериями как, например, расход горючего или вес авто, когда речь идёт об уровне безопасности движения. Хотя от потери управления не застрахован даже самый «крутой» джип, приобретая технику, определитесь, зачем именно она вам нужна и соизмерьте свои способности со стилем будущего вождения.
Если, изучив технические характеристики, вы продолжаете сомневаться, не постесняйтесь обратиться за советом к специалистам и на всякий случай поинтересуйтесь у них подробно про AWD-привод: что это за вариант трансмиссии?
Типы приводов автомобиля
Давайте поближе познакомимся с каждым типом привода, а также разберём достоинства и недостатки.
Применение такого привода создаёт следующие преимущества:
- Лёгкий разворот в силу малой величины радиуса. Достигается за счёт того, что передние колеса не ограничиваются сложной системой ведущего моста.
- Даже в случае с задней независимой подвеской автомобиль не нуждается в установке шарниров равных угловых скоростей.
- Управляемый занос, который можно оперативно локализовать, повернув руль в его сторону и регулируя обороты.
- Облегчённое рулевое управление из-за отсутствия реактивных моментов.
- Хорошая динамика разгона и уверенное преодоление подъёмов.
- Ценится лихачами, любителями форсажа.
- Оптимальный весовой баланс.
При движении масса транспортного средства с RWD переносится на задние колёса, вследствие чего автомобиль получает лучшее сцепление с дорогой, а динамика разгона улучшается
Увы, вместе с достоинствами обнаруживаются и минусы. Их меньше, зато они несоизмеримо существеннее:
- Недостаточная управляемость на проблемной дороге. Особенно это чувствуется при гололёде и на сырой почве. Для оптимизации управления потребуется монтаж более прогрессивных систем стабилизации и контроля сцепления. Частично улучшить эту проблему может дорогостоящая профильная резина.
- Аппараты с RWD, как правило, стоят в разы дороже, чем их переднеприводные собратья. Данный парадокс обусловлен усложнённым устройством трансмиссии и затратными деталями шасси. Это ключевое обстоятельство необходимо принимать во внимание в ходе выбора покупки.
- Склонность к заносам. Передние колёса при повороте вызывают повышенное сопротивление, с которым задний привод не справляется; в итоге получается пробуксовка, провоцирующая занос.
- Пережог топлива. Редкий представитель семейства RWD может похвастаться тем, что «кушает» меньше 10 литров на 100 км пробега даже по трассе.
- Схема привода довольно громоздкая и порождает определённые потери тяги и мощности.
Типичные представители: BMW 3-Series E30, Cadillac CTS, Chevrolet SS и Camaro, Dodge Challenger, Charger и Magnum, Chrysler 300, Ford Mustang и Sierra, Hyundai Genesis, Jaguar S-Type, Lexus GS, Mazda MX-5, Mercedes E-Class W124, Nissan 370Z, Opel Omega, Scion FR-S, Smart Fortwo, Subaru BRZ, ВАЗ-2106.
Переднему приводу изначально свойственно сопротивление к поворачиваемости: на повороте колёса за счёт собственной тяги стремятся вернуться в исходное положение. Такое свойство считается признаком безопасности автомобиля и благоприятным условием для водителя среднего уровня.
Автомобиль с FWD весит на 3-5% меньше, чем ТС с заднеприводной конструкцией
Машина с данным типом привода наиболее распространена в мировом автопроме. С некоторых пор она заняла нишу самых экономичных и сравнительно недорогих легковых ТС. Подсчитано: её себестоимость, вес и «аппетит» намного меньше, нежели заднеприводной. На конвейере проще собрать узел «мотор + передний привод» и элементарно вставить его под капот, в то время как для заднего моста необходим технологический тоннель в автомобильном полике и многое другое. Поэтому на среднеразмерные «легковушки» (особенно мини-джипы и паркетники) ставят лишь передний привод. Такой вариант идеален для тех, кто предпочитает колесить по населённым пунктам, иногда покидая их пределы. Однако и за городом обычно езда осуществляется по ровному дорожному покрытию с небольшими повреждениями. С такой незамысловатой миссией переднеприводные аппараты справляются без особого труда.
Как видно, если рассматривать AWD и 4WD, в чем отличие данных систем, какие они имеют особенности, можно сделать вывод, что каждое решение имеет ряд достоинств и недостатков. Но, несмотря на некоторые технические нюансы, обе схемы относятся к системе полного привода.
AWD или монопривод
AWD – это новый тип компоновки (монопривод), постепенно завоевавший автомобильный рынок. Он применяется на многих современных седанах, внедорожниках, кроссоверах: Ауди S4, Рено Дастер, Субару Форестер, Хюндай Грета. Модели с такой системой ездят в стандартной ситуации на одном приводе, но когда не хватает тяги, автоматически подключается вторая ось.
Хотя транспортные средства с All Whell Drive считаются внедорожными, таковыми они фактически не являются. Все четыре колеса здесь вращаются не постоянно, а время от времени. Обычное процентное соотношение усилия на мосты составляет 60/40 в пользу переднего. На Субару, Ауди и подобных им распределение осуществляется в пропорции 50/50.
постоянный (привод автоматически подается на обе оси, что обеспечивает преимущество на льду, снегу и грязи);
подключаемый (вращение посылается только на одну ось, в зависимости от модели это может быть передний или задний мост).
Что лучше?
AWD используют кучу датчиков, передающих информацию на блок управления. Это, безусловно, плюс для современного автомобиля. Водителю такой машины не нужно принимать решение о подключении системы: компьютер сам вычисляет, передавать крутящий момент на обе оси или перераспределять мощность туда, куда это требуется. Однако многие считают этот привод худшим выбором для серьезного вездехода.
4WD – лучший вариант для бездорожья. Такие системы доступны в хорошо оборудованных внедорожниках, роскошных грузовиках. Трансмиссия этого типа идеально подходит для пересечения сложной местности. С другой стороны, транспорт с полноценной 4х4 часто обеспечивает более жесткое передвижение, расходует больше горючего и увеличивает первоначальную стоимость автомобиля.
Источник изображения: kfz.net
Система управления полным приводом в машине была проста и эффективна. Одним нажатием рычажка на джипе включался привод сразу на все четыре колеса, а другим селектором (рычагом) можно было выбрать на машине повышенные передачи, нейтраль или низкие передачи.
Преимущества 4WD
4WD – это когда автомобиль приводит в движение все четыре колеса одновременно и одинаково. Эта функция очень полезна на плохо ухоженных или зернистых поверхностях. Это очень прочная система, рассчитанная на высокий крутящий момент и грубое обращение. По этой причине он очень популярен на пикапах и внедорожниках, таких как джипы.
Как правило, система полного привода работает неполный рабочий день, что означает, что водитель может выбирать, когда включать или выключать ее. Это дает большую гибкость в эксплуатации и возможность снизить расход топлива.
Преимущества AWD
Полный привод постоянно приводит в движение все колеса, как и 4WD. Разница в том, что оба передних и оба задних колеса соединены трансмиссией. По сути, двигатель приводит в действие две пары колес, а не четыре по отдельности.
AWD обеспечивает большую мощность и ускорение, чем система 4WD. Эта конфигурация по конструкции менее жесткая, чем 4WD, но очень надежна.
У водителя есть возможность выбирать различные режимы в зависимости от условий, в которых он находится. Однако они, как правило, не контролируют, какие колеса приводятся в движение.
Компьютеры и акселерометры определяют, когда транспортное средство теряет сцепление с дорогой, и выбирают, какие колеса приводить в действие, чтобы восстановить сцепление с дорогой. Эта система очень популярна на небольших внедорожниках, кроссоверах и седанах, от базовых до роскошных.
Впервые 4WD на легковой автомобиль установили в 1960 году. Но настоящая революция произошла 20 годами позже, когда этой трансмиссией обзавелся американский AMC Eagle. Его систему полного привода называют классической.
Чем отличаются AWD и 4WD и как выбрать подходящий полный привод
Приведенные цифры (включая стоимость и скидки) верны на дату публикации материала.
Использование наших материалов (полностью или частично) разрешено с указанием активной ссылки на публикацию
Каждый водитель знает, что автомобиль со всеми ведущими колесами — это благо. Он и в заваленном снегом городе выручит, и на мокрой трассе подстрахует, и уверенностью перед лицом пересеченной местности одарит, а в некоторых случаях даже позволит ее преодолеть. Другое дело, что принципиальные схемы систем полного привода могут отличаться как небо и земля, иметь свои плюсы и минусы, а заодно формировать уникальный ездовой характер. Для того, чтобы как-то провести черту между ними и указать пользователям на различия, применяются условные обозначения 4WD и AWD.
Маркировка 4WD вроде бы расшифровывается как 4 (Four) Wheel Drive, но на деле все сложнее: за ней могут скрываться совершенно разные схемы и технические решения. Подтверждением тому в частности является номенклатура обозначений Toyota для своих систем.
В первом и наиболее простом варианте 4WD указывает на подключаемый полный привод типа парт-тайм (Part-time 4WD) — старейший и ныне применяемый разве что на немногочисленных специализированных внедорожниках классической конструкции с рамой и одной или двумя балками мостов. Среди наиболее характерных обладателей данной системы — УАЗы, Jeep Wrangler, Toyota Fortuner, Suzuki Jimny, Nissan Patrol Y61 и пикапы, например, Toyota Hilux и Ford Ranger.
В Part-time 4WD отсутствует межосевой дифференциал, поэтому подключение переднего моста происходит жестко, а значит, оси не могут вращаться с разными скоростями. Эта особенность накладывает ограничения на эксплуатацию: ездить в режиме полного привода по ровной твердой поверхности нельзя ввиду повышенной нагрузки на элементы трансмиссии. Передняя ось подключается в сложных дорожных условиях, например, во время снегопада или для преодоления пересеченной местности.
На российском рынке представлены разные модели внедорожников с системой полного привода типа парт-тайм, разнообразие которых варьируется от простых, сравнительно доступных и утилитарных, отечественных машин до богато оснащенных иномарок. Ознакомиться с их основными характеристиками и ценами вы можете в каталоге Autospot.
Full-time 4WD
Другой вариант толкования 4WD — это Full-time 4WD, или постоянный полный привод, который иногда называют тем самым настоящим, так как двигатель всегда вращает все четыре колеса вне зависимости от эксплуатационных условий. В схеме данного типа применяется межосевой дифференциал (свободный, самоблокирующийся или принудительно блокируемый), позволяющий колесам разных осей иметь свободный ход друг относительно друга. Если блокировка «центра» не предусмотрена, то проскальзывание колес одной из осей может обездвижить автомобиль. С принудительной блокировкой межосевого дифференциала вы получаете, грубо говоря, аналог парт-тайма.
Фул-тайм можно в частности встретить на отечественной «Ниве», моделях Audi, внедорожниках Land Rover и Toyota Land Cruiser. В случае с последними номинальное распределение крутящего момента происходит в пропорции 40/60 в пользу задней оси и может варьироваться в соотношениях от 30/70 до 50/50.
Казалось бы, почему не объединить парт-тайм и фул-тайм, получив в итоге «идеальную» трансмиссию, которая совмещала бы преимущества двух принципиальных систем? Все уже придумано, хотя решение встречается лишь у некоторых производителей. Так, например, у компании Mitsubishi есть знаменитый полный привод Super Select с межосевым дифференциалом и возможностью деактивации передней оси.
Узнать подробнее о моделях «трех бриллиантов» с постоянным полным приводом, а также их прямых конкурентах и других машинах, имеющих Full-time, вы сможете из каталога Autospot. Проходите по ссылке, знакомьтесь с характеристиками и рублевыми ценами.
Узнать подробнее о моделях «трех бриллиантов» с постоянным полным приводом, а также их прямых конкурентах и других машинах, имеющих Full-time, вы сможете из каталога Autospot. Проходите по ссылке, знакомьтесь с характеристиками и рублевыми ценами.