Однако значительная прибыль от продажи этой доступной модели позволила заводу реорганизовать производство, адаптироваться к новым условиям рынка и запустить более интересные модели.
История Волги от «а» до «я»
Пройдет совсем немного времени, и бренд «Волга», который все знают, уйдет в прошлое. История автомобиля «Волга» началась в 1956 году, и почти полвека «Волга» была мечтой для советских, а затем и для российских граждан. Но, как и «Чайка», «Москвич» или «ЗИЛ», этот легендарный советский автомобиль скоро навсегда уйдет в историю. Так сложилось, что Горьковский автозавод гордится «Волгой», что понятно и логично, и боролся с этой машиной много лет.
Первая «Волга» ГАЗ 21 появилась в 1956 году и сразу стала чем-то вроде символа оттепели 1950-х и 1960-х годов. Этот автомобиль снимался в фильмах и снимается до сих пор. Он успешно экспортировался и завоевал награды на престижных международных выставках. Это был, без преувеличения, единственный автомобиль «премиум-класса», как говорят сегодня, доступный простым советским гражданам.
ГАЗ 21 — первая построенная «Волга
Волга» стала первым из «доступных» автомобилей, оснащенным автоматической коробкой передач — доселе неслыханной «буржуазной» диковиной. Это был действительно успешный и исключительный автомобиль и, возможно, самый популярный из всех, разработанных и построенных в СССР.
Как это начиналось
Автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа» выпускается на Горьковском автозаводе с 1946 года. Когда началось производство, «Победа» была вполне современной по конструкции и имела передовой дизайн. Однако к началу 1950-х годов его внешний вид явно устарел, да и весь сегмент тоже не дотягивал до уровня лидеров мирового рынка. Возникла острая необходимость заменить его на более технически совершенный и современный дизайн экстерьера. Разработка нового автомобиля началась в ноябре 1953 года.
В то время Александр Михайлович Невзоров, ведущий конструктор, нарисовал первую линию на листе хлопчатобумажной бумаги. Дизайн «Волги» был определен уже на стадии эскизного проекта. Его автор, художник Лев Еремеев, который в то время был очень опытен в своем деле, применил мировые тенденции автомобильной моды последних лет. Прежде всего, речь шла об американском «стиле», который доминировал в те годы с мотивами из авиации и частично из космоса. Ему удалось создать выразительный образ динамичного, современного и довольно элегантного автомобиля. Сложная пластика тела в некоторой степени контрастировала с утилитарным, функциональным дизайном «Победы».
У «Волги» была более сложная пластика кузова, чем у «Победы».
Производство прототипов началось в 1954 году, и специально для нового автомобиля были разработаны две трансмиссии — механическая и автоматическая. У обоих было по три передачи. Главная коробка передач изначально была конической, а не гипоидной, как в моделях, выпускавшихся с 1957 года. Автомобиль был оснащен независимой передней подвеской и гидравлическими амортизаторами с рычажным приводом. Задняя, естественно независимая подвеска состояла из продольных полуэллиптических пружин. Размер шин составлял 6.70-15. Капот украшал большой хромированный олень, от которого шла широкая полоса к ветровому стеклу.
Технические новации
Автомобиль оснащался центральной системой смазки (CLS), которая при нажатии на специальную педаль подавала жидкое масло из масляного бака в 19 точек смазки на шарнирах передней подвески и рулевой тяги. На улице, когда автомобиль заносило в колее, маслопроводы часто деформировались и ломались. В городах «Волга» оставляла лужи нефти на парковках в качестве подарка работникам коммунальных служб — неизбежное следствие перекачки КТС.
Позже, в 1959 году, от этой системы отказались и заменили ее традиционными резиновыми втулками и пресс-масленками. 10 октября 1956 года началась история «Волги» — были выпущены первые три серийные модели ГАЗ-21. Эти автомобили оснащались окрашенным 2,432-литровым нижнеклапанным двигателем Pobedov, который производил 65 л.с.
Первые «Волги» оснащались двигателем «Победа».
Отдельный двигатель был установлен только в 1957 году. Этот двигатель был верхнеклапанным. Распределительный вал приводился в движение косозубыми шестернями, изготовленными из тектолита. Блок цилиндров и головка блока были отлиты из алюминиевого сплава. Охлаждающая рубашка была выстлана жидкостью. Двигатели современных «Волг» имели тот же рабочий объем, что и первые — 2,445 литра. Двигатели ГАЗ-21 и ГАЗ-21А развивали мощность 70 л.с. при 4000 об/мин и максимальный крутящий момент 17 кгс при 2200 об/мин. Впервые в советском автомобилестроении на «Волге» была применена автоматическая коробка передач, которая состояла из планетарной коробки с тремя передачами и гидравлического гидротрансформатора.
Однако ситуация в стране с хорошей нефтью и качественными услугами была напряженной. 700 владельцев автомобилей с автоматическими коробками передач не смогли найти выход из положения. Поэтому с 1958 года «Волги» выпускались только с 3-ступенчатой механической коробкой передач. Долговечность кузова гарантировалась не количеством железа, хотя вы слышите это все чаще и чаще, а высокой защитой от коррозии. Толщина днища и крыши составляла всего 1,1 мм, а нижние части кузова были еще тоньше — 0,9 мм.
Однако после промывки и травления «черный» корпус должен был быть фосфатирован, а затем загрунтован в процессе окунания. Тело неоднократно «окунали» и высушивали. Загрунтованная поверхность была выровнена вручную. На нижнюю сторону с обеих сторон была нанесена шумовая шпаклевка, которая обеспечила дополнительный защитный слой. Особенно тщательно были очищены кожухи колес и шарниры. Затем корпус был окрашен краской из синтетической смолы.
Некоторые клиенты высказали особые пожелания к автомобилю, которые были учтены производителем. В 1962 году на ГАЗ-23 без маркировки был установлен двигатель V8 мощностью 160 л.с. от Chayka, а также гидроусилитель руля и автоматическая коробка передач. Этот автомобиль не фигурирует в обычных каталогах; его единственным заказчиком был КГБ.
ГАЗ-21: с чего начиналась «Волга»
Историческим началом, событием, положившим начало целому классу «Волг», стало «рождение» легендарного ГАЗ-21 в 1956 году.
Внешний вид автомобиля ГАЗ-21
На момент разработки этот автомобиль был уникальным творением, ни в чем не уступающим своим мировым образцам, но к моменту запуска в серийное производство в 1956 году, через два года после первого прототипа, он уже стал несколько старомодным по сравнению с западными моделями.
Однако это не умалило оригинальности базовой конструкции.
«Волга-21» была преемником ГАЗ М-20 или «Победа» в советском автомобилестроении и первоначально носила заводское обозначение М-21, чтобы в 1964 году стать известной как ГАЗ-21.
Технические новшества этой модели включают следующее:
- Гидравлический привод сцепления с вывешенной педалью.
- Повышенная жесткость корпуса, который устойчив к коррозии.
- Центральная система смазки была снята с автомобиля из-за некачественных расходных материалов.
- Автоматическая гидромеханическая трансмиссия, которая также не получила признания в серийном производстве.
- Подсобная ось.
- Карданная передача с центральной опорой.
Все это обеспечило «Волге 21» отличные ходовые качества на дороге и бездорожье, долгий срок службы и комфортные условия для водителя и пассажиров.
Интерьер автомобиля ГАЗ 21 выглядит следующим образом.
Производители также гордятся внешним и внутренним дизайном. Дизайн был попыткой отразить идею российской идентичности в сочетании с элементами советского модернизма. Характерной чертой внешнего облика была решетка радиатора из хромированной стали с вертикальными прорезями.
ГАЗ-21 «Волга» была лидером на советском рынке до середины 1970-х годов, хотя она выглядела несколько неуклюжей и консервативной по сравнению с «Москвичом» и «Жигулями».
Базовая модель ГАЗ-21 постоянно совершенствовалась как в техническом плане, так и с учетом потребностей целевых покупателей. В ходе серийного производства было внесено более 30 изменений.
Последняя «Волга 21» покинула компанию в 1970 году, освободив место для новых разработок.
ГАЗ-22 — советский универсал
ГАЗ-22 выпускался в течение восьми лет с 1962 по 1970 год и дополнил серию ГАЗ-21 грузопассажирским фургоном. Основным назначением этой модели был транспорт для аварийных служб, и завод был вынужден нести значительные убытки, чтобы выполнить этот государственный контракт.
Волга 22 была разработана как самостоятельная модель, хотя она имела много общих черт с Волгой 21. Однако многие конструктивные особенности были разработаны именно для этого автомобиля. Можно выделить следующие его особенности:
- Цельнометаллическая конструкция деталей кузова после центральной стойки и задней части пола.
- Использование шин с повышенной грузоподъемностью.
- Предварительно установленные более жесткие пружины.
- Складывающиеся задние сиденья позволяют создать пространство сзади для перевозки грузов.
Также существовало множество различных модификаций этой модели для различных государственных требований, включая экспортную версию. Кроме того, частные лица не могли купить Волга 22, и она распространялась только среди государственных учреждений. Он использовался для нужд этих учреждений:
- Машины скорой помощи,
- грузовые такси,
- коммерческие предприятия.
Хотя производство ГАЗ «Волга» 22 нельзя было назвать крупносерийным, эти автомобили обеспечили заводу хорошую репутацию благодаря конструктивной надежности и высокой пропускной способности. Это стало предпосылкой для хороших продаж этой усовершенствованной модели.
ГАЗ-23 — автомобиль для спецагентов
Эта модель «Волги» была разработана по заказу органов государственной безопасности и являлась самым передовым автомобилем того времени. В нем сочетались самые современные разработки с удобным и эргономичным интерьером.
Вот как выглядит ГАЗ 23
Особенности автомобиля ГАЗ «Волга 23» включали следующие технические новшества:
- V-образный двигатель объемом 5,5 литра.
-
- V-образный двигатель V5 объемом 5,5 литра, трехступенчатая автоматическая коробка передач.
- Улучшенная тормозная система со специальными барабанами, тормозными колодками с повышенной износостойкостью и использованием оригинальной тормозной жидкости.
- Модифицированная подвеска с усиленными передними пружинами и более толстыми металлическими пружинами сзади.
-
- Улучшенная выхлопная система с установкой двух глушителей и выхлопных труб.
- Модификация главной передачи заднего моста с уменьшенным передаточным числом.
- Установка дополнительной батареи.
- Эти изменения в конструкции помогли грузовику добиться беспрецедентных характеристик на дороге, высокого ускорения, улучшенной маневренности и лучшей управляемости.
Грузовик выпускался с 1962 по 1970 год и был совершенно секретным. До наших дней сохранилось лишь несколько экземпляров, которым удалось избежать обязательного уничтожения после сдачи на металлолом.
С их помощью можно превратить элегантную «Волгу» в полноценный грузовик. Однако конверсия проводилась не на центральном заводе, а на некоторых внешних заводах (один из них, например, находился в Ленинграде).
В конце 1985 года на конвейер Горьковского автозавода, который теперь называется «Рестайлинг», поступила «Волга» ГАЗ-24-10. Но в то время никто не знал этого слова. Они почти никогда не переходили в частные руки, большинство из них были черными «служебными автомобилями» различных министерств и ведомств. В 1990-х годах они начали переходить в частные руки. Вот один из таких примеров. Эта фотография была сделана в мае 1999 года на одном из минских судостроительных заводов.
ГАЗ-24-10
Это ГАЗ-24-12, последняя «Волга» с кузовом универсал советских времен. Серийное производство этой версии началось в 1988 г. Этот автомобиль находился на перевозке до 1993 г. Их было относительно немного, поэтому это редкий артефакт.
Поздний ГАЗ-24-12 служил служебным автомобилем военизированной пожарной охраны МВД Беларуси. Красные номерные знаки МЧС и красно-синий луч света «ГАИ» — признаки того, что эта фотография относится к относительно короткому историческому периоду, когда МЧС уже существовало, а военизированная пожарная охрана еще подчинялась Министерству внутренних дел.
ГАЗ-3102 занимал особое место в волжской иерархии. Эта версия появилась уже в 1981 году, но выпускалась не серийно, а небольшими сериями (около трех тысяч машин в год), исключительно как служебные автомобили для советской средней номенклатуры. Это были госслужащие, которым еще не полагалась «Чайка», но даже обычный ГАЗ-24 не из режимных. Одним словом, это был настоящий элитный автомобиль. Они не продавались частным лицам до распада СССР. После этого все изменилось, и автомобиль ГАЗ-3102, который, вероятно, уже был частной собственностью, всегда стоял во дворе дома № 34 по Якубовского.
ГАЗ-3102
ГАЗ-3102 выпускался малыми сериями до 2008 года и использовался для создания «элитных» версий в 1990-х и даже в конце 2000 года. К работе были привлечены как сам завод, так и некоторые сторонние компании, которые переделывали интерьер и даже заменяли двигатели. Здесь была одна из этих избранных версий с кожаным салоном и двигателем Toyota. Этот автомобиль был личным автомобилем директора БелАЗа П.Л. Марьева и затем использовался на заводе в качестве автомобиля охраны.
В 1992 году базовый седан ГАЗ-24-10 был заменен новой «Волгой» ГАЗ-31029. Особняком стоят фары «Москвича» от АЗЛК-2141. Задние фонари «новой» Волги — от министерской версии ГАЗ-3102, которая выпускалась до 1997 года и вошла в историю как «Волга» лихих 1990-х. Конечно, многие частные водители покупали их, но в историю они вошли прежде всего как такси.
ГАЗ-31029
Автомобили ГАЗ-31029 имели крайне низкое качество сборки и окраски и довольно быстро ржавели. Медицинские модификации ГАЗ-31023 не стали исключением. Автомобилю 1998 года на фотографии два года, но он уже заржавел.
Вначале этот автомобиль называли «новой Волгой». В то время этот автомобиль был самым известным среди машин, которые можно было купить в СССР.
Он имел центральную систему смазки (ZSS), с помощью которой жидкое масло направлялось из масляного бака в 19 точек смазки на шарнирах передней подвески и рулевой тяги при нажатии на специальную педаль. В сельской местности при движении по неровным дорогам маслопроводы часто деформировались и ломались. В городах «Волги» оставляли лужи масла в подшипниках — неизбежное следствие работы по перекачке CCC. Позже, в 1959 году, от этой системы отказались и заменили ее традиционными резиновыми втулками и пресс-масленками. 10 октября 1956 года началась история «Волги» — были выпущены первые три серийные модели ГАЗ-21. Эти автомобили оснащались двигателем Pobedov объемом 2,432 литра с нижним расположением клапанов и мощностью 65 л.с. Этот двигатель стал известен как 21B.
Технические новации
Первые «Волги» оснащались двигателем «Победа».
Первые «Волги» оснащались двигателем «Победа».
Некоторые потребители высказали особые пожелания к автомобилю, которые были учтены производителем. В 1962 году на неуказанный ГАЗ-23 был установлен двигатель V8 мощностью 160 л.с. от Chayka, а также гидравлическое рулевое управление и автоматическая коробка передач. Этот автомобиль не фигурирует в обычных каталогах; его единственным заказчиком был КГБ.
Некоторые изменения в комплектации
Некоторые клиенты высказали особые пожелания к автомобилю, которые были учтены производителем. В 1962 году на ГАЗ-23 без маркировки был установлен двигатель V8 мощностью 160 л.с. от Chayka, а также гидроусилитель руля и автоматическая коробка передач. Этот автомобиль не фигурирует в обычных каталогах; его единственным заказчиком был КГБ.
Он был на 100 кг тяжелее базовой модели, развивал максимальную скорость 160 км/ч и разгонялся от 0 до 100 за 16 секунд (по сравнению с 34 секундами у ГАЗ-21Л). Усилителю тормозов не нашлось места на капоте, а тормозная система осталась без изменений. Всего было выпущено 603 автомобиля ГАЗ-23. В том же 1962 году модельный ряд был расширен за счет 5-местного автомобиля ГАЗ-22 с горизонтально разделенной задней дверью. Сложенный задний диван создал ровную поверхность для негабаритных грузов весом до 400 кг. ГАЗ-22 не стал популярным и никогда не использовался в личных целях.
Сегодня для разборки ГАЗ-21 используется обозначение «выпуск» или «серия». Производитель не делал такого различия и в значительной степени является условным. Модификации «Волги»:
Основные «Серии» ГАЗ-21
Автомобиль выпускался с 1956 по 1958 год и тогда назывался «первая серия» (также «звезда»). Почти до 1958 года автомобиль выпускался с нижнеклапанным двигателем от автомобиля «Победа». Его рабочий объем был увеличен до 88 мм за счет расточки цилиндров, а степень сжатия была увеличена до 7,0:1. Характеристики всего двигателя:
Рабочий объем 2,42 литра,
- Мощность 65 лошадиных сил при 3800 об/мин,
- крутящий момент 15,8 кг*м.
- Общий объем производства составил 1100 грузовиков. Этот же двигатель устанавливался на экспортные версии джипа ГАЗ-69. По сей день это одна из самых редких модификаций. Низкоклапанный двигатель имел только механическую коробку передач.
ГАЗ 21 — первый автомобиль серии
Летом 1957 года была завершена подготовка к производству собственного двигателя ЗМЗ-21, который поставлял только что построенный Заволжский моторный завод. Его вместимость составляла 2 445 литров. Его объем составлял 2,445 литра, а мощность — 70 лошадиных сил. К концу года автомобили начали оснащать этим двигателем. Вся история «Волги» знает более 30 тысяч различных модификаций одной и той же конструкции. Модель 1957 года имела группы 3/4, которые были намного короче коротких групп, использовавшихся в других версиях.
Характерной особенностью интерьера была цельнометаллическая приборная панель, имевшая «низкую» радиаторную решетку. Сверху находился громкоговоритель, закрытый металлической решеткой. Так продолжалось до 1958 года, когда была представлена серия II. Некоторые автомобили были доступны в двухцветной окраске, которая также была доступна по специальному заказу за дополнительную плату. Количество цветовых комбинаций было очень ограничено. Были использованы три цветовые комбинации:
Салон первой серии
Крыша и пол разных оттенков,
- крыша и часть кузова до скоса в боковой панели — одного цвета, остальное — другого,
- Крыша, двери и заднее крыло одного цвета, остальная часть автомобиля другого цвета.
- Но даже это вносило разнообразие и пользовалось большой популярностью у покупателей.
Сначала этот автомобиль называли «новой Волгой». В то время этот автомобиль был самым известным автомобилем, который можно было купить в СССР.
Он имел центральную систему смазки (ZSS), с помощью которой жидкое масло направлялось из масляного бака в 19 точек смазки на шарнирах передней подвески и рулевой тяги при нажатии на специальную педаль. В сельской местности при движении по неровным дорогам маслопроводы часто деформировались и ломались. В городах «Волги» оставляли лужи масла в подшипниках — неизбежное следствие работы по перекачке CCC. Позже, в 1959 году, от этой системы отказались и заменили ее традиционными резиновыми втулками и пресс-масленками. 10 октября 1956 года началась история «Волги» — были выпущены первые три серийные модели ГАЗ-21. Эти автомобили оснащались двигателем Pobedov объемом 2,432 литра с нижним расположением клапанов и мощностью 65 л.с. Этот двигатель стал известен как 21B.
«Волга» ГАЗ-31105
В 2006 году седан получил двигатель Chrysler и был модернизирован, а в 2008 году его дизайн был изменен снаружи и внутри. Эта модель выпускалась до 2010 года.
Волга ГАЗ-31105 имеет надежный и привлекательный интерьер с четырехспицевым рулевым колесом, современной приборной панелью с бортовым компьютером, центральной консолью с аналоговыми часами и радио.
Передние сиденья имеют удобную форму и комфортную комплектацию, несмотря на почти полное отсутствие боковой поддержки. Второй ряд предлагает много места и удобный диван с подлокотником посередине.
ГАЗ-31105 может оснащаться только бензиновыми двигателями 2,4-2,5 мощностью 100-150 л.с. Все они приводились в движение 5-ступенчатой механической коробкой передач и традиционно имели задний привод. Максимальная скорость этих автомобилей составляет 163-178 км/ч, а разгон от нуля до сотни — 11,2-14,5 секунды.
«Волга» ГАЗ-31105 выпускалась в нескольких вариантах: легковой автомобиль для службы «такси» и версия седан для службы «представительского» класса или VIP-такси (выпускалась с 2005 по 2007 год).
Модель 31105 имеет множество преимуществ: хорошие ходовые качества, комфорт, компактность и вместительность, отличная ремонтопригодность и низкая стоимость. Недостатками являются низкая надежность, плохая звукоизоляция и неточное управление.
Общая концепция дизайна «Волги» 1962 года: более чистые линии, меньше хрома. Интерьер также был несколько модернизирован. Изменился внешний дизайн, появились более прочные материалы: Имитация кожи, повинол для отделки крыши, шерстяная ткань для диванов.
Первые грузовики «Волга» появились на дорогах в 1969 году. Они отличались от серийных автомобилей отсутствием солнцезащитного козырька на крыше.
ГАЗ-24 универсал
ГАЗ-24 универсал
С годами стало ясно, что такое изменение не было бессмысленным, поскольку на заднем стекле фургона никогда не было стеклоочистителя. Благодаря козырьку пятая дверь всегда оставалась относительно чистой.
Экспортируемые модели ГАЗ-24 оснащались дизельными двигателями, а также могли иметь под капотом 6-цилиндровый 3-литровый бензиновый двигатель Ford. Завод также выпускал специальные версии седанов и фургонов. Но они не были оснащены двигателями.
Волга для зарубежья
Волга для заграницы
Также были разработаны «Волги» с правым рулем. Для этого сначала была создана симметричная приборная панель.
Также существовали ГАЗ-24-54, тропическая версия базовой модели, и ГАЗ-24-56, отличие которого заключалось в том, что под капотом стоял французский дизельный двигатель Peugeot. Праворульные автомобили предназначались в основном для индийского и пакистанского рынков. В общей сложности было взято не более тысячи проб.
ГАЗ-24-95 был полноприводной модификацией. Он был создан на основе узлов и агрегатов автомобиля УАЗ-469.
Полноприводная Волга
Волга с полным приводом
Дорожный просвет этой модели был поразительно высоким — 285 мм. Было построено всего несколько прототипов, один из которых использовался Леонидом Брежневым — любимый охотничий домик генсека.