Белый дым из выхлопной трубы бензинового двигателя. Сильно дымит из выхлопной трубы

Советы и вопросы
Сильно дымит из выхлопной трубы - Видео: Белый дым из глушителя, метод определения неисправности Почему появляется белый дым из выхлопной трубы бензинового двигателя Определение неисправности Густой белый пар не прекращается и усиливается с ростом оборотов Описание причин появления белого дыма с голубым оттенком

Заводя автомобиль в холодное время года нередко можно увидеть дымные клубы, выходящие из выхлопной трубы. Дым бывает белого, голубоватого и даже черного цвета. Когда двигатель набирает рабочую температуру, дымовой выхлоп может исчезнуть, иногда он остается и после прогревания.

Белый дым из выхлопной трубы бензинового двигателя

Опасность течи охлаждайки в цилиндры в том, что этиленгликоль (составляющая тосола и антифриза) смешивается с моторным смазывающим веществом, образует твердые частицы. Последние, действуя, как абразив, разрушают детали. И смазка теряет свои качества. В совокупности эти обстоятельства выводят из рабочего состояния весь блок.

Белый дым из выхлопной трубы

Опытный водитель распознает грядущие поломки автомобиля по косвенным признакам: урчанию мотора, посторонним запахам, потекам. Разберемся в одном из таких сигналов – это белый дым из выхлопной трубы бензинового двигателя: причины появления, есть ли опасность, как устранить проблему.

Белый дым из глушителя – что это

Автомобиль – стройная система узлов и агрегатов – подобно живому организму, подает хозяину сигналы о разного рода неисправностях. Однако не каждый владелец реагирует на такую «мелочь», как густой белый дым из выхлопной трубы бензинового двигателя. Между тем, цвет выхлопов, периодичность явления (кратковременное или частое) – предвестники серьезных ремонтов: иногда дело доходит до капиталки.

Выхлопные газы состоят из водяных паров и множества химических соединений, среди которых основные – это смесь азота и углекислый газ. Перед выбросом в атмосферу отработавшие вещества проходят очистку в катализаторе.

Чем опасен белый дым из выхлопной трубы

Чем опасен белый дым из выхлопной трубы

Если машина в порядке, газы бесцветные. Небольшое облачко белесого дыма при остывающей силовой установке, а также в момент запуска ДВС в мороз не должно напрягать водителя. Выделяется, скорее, пар: вода – побочный продукт сгорания бензина – в холодном выпускном тракте конденсируется и становится видимой. Такая картина считается нормальной.

Хуже, когда за машиной тянется плотный белый шлейф теплым днем, и мотор при этом прогрет до рабочей температуры. Анализ явления в большинстве случаев указывает на технические неисправности транспортного средства.

Другое дело явный непрозрачный белый дым уже на прогретом двигателе. Основной причиной его появления становится попадание охлаждающей жидкости в камеры сгорания. Это серьезная проблема, требующая немедленного реагирования. Антифриз может попадать в цилиндры по нескольким причинам:

Если вы заводите свой автомобиль после длительного простоя, белый выхлоп не будет являться признаком какой-либо неисправности. Белесоватый оттенок – это результат насыщения выхлопных газов водой. Дело в том, что на непрогретой машине влага, находящаяся в атмосферном воздухе, в районе выхлопной трубы частично конденсируется, что и делает выхлоп непрозрачным. Этому явлению соответствует характерный признак – наличие капель воды на срезе трубы. Как только мотор прогревается, конденсат исчезает, и выхлоп опять становится прозрачным.

Впрочем, при отрицательных температурах (морозе более 10 градусов) пар будет образовываться в выхлопной системе автотранспортного средства и на прогретом силовом агрегате. Если температура опускается до минус двадцати градусов, из выхлопной трубы будет валить густой белый дым, напоминающий дым из печной трубы.

Таким образом, температура и влажность воздуха напрямую влияют на цвет дыма, идущего из глушителя.

Но если на улице – плюсовая температура, а двигатель горячий, и при этом из трубы идёт дым белого цвета – это уже явное свидетельство либо проблем с системой подачи топлива, либо перегрева мотора. Опытные автомобилисты в состоянии более точно диагностировать состояние машины по запаху и оттенку выхлопа. Перечислим самые распространённые причины этого явления:

  • конденсат в оконечной части глушителя;
  • попадание в бак с горючим воды;
  • несбалансированное/неправильное функционирование системы впрыска;
  • в камеру сгорания проникает ОЖ;
  • ТВС сгорает частично.

Отметим, что в зависимости от типа силового агрегата (бензиновый или на солярке) могут различаться и причины возникновения белого дыма поэтому стоит рассмотреть их по отдельности.

Белый дым из выхлопной трубы автомобиля

Белый дым в дизельном моторе

Характерной особенностью дизельного агрегата является впрыск горючего в КС через форсунку под достаточно большим давлением. При прохождении солярки через сопло образуется факел распыла, позволяющий максимально равномерно распылять топливо по всему объёму камеры. Внутри цилиндра эти мельчайшие капли нагреваются и начинают активно испаряться.

Независимо от того, работает ли мотор под нагрузкой или в режиме ХХ, подобное распыление при исправном силовом агрегате происходит одинаково эффективно. Воспламенение ТВС происходит в результате её нагрева, при этом в идеальном варианте смесь воздуха и солярки сгорает практически полностью, приводя в движение поршень. Но поскольку горение – это бурная химическая реакция, в результате этого процесса образуются негорючие вещества, которые называют выхлопом. Для идеальных условий, которые характерны для нового автомобиля, цвет выхлопа будет прозрачным, невидимым. Белый оттенок приобретается в следующих случаях:

  • на холодном моторе в глушителе имеется повышенная влажность;
  • сгорание ТВС происходит частично;
  • наличие обильного конденсата в выхлопной системе;
  • в цилиндры проникает ОЖ.

Если речь идёт о прогреве исправного дизельного силового агрегата, то, как уже говорилось выше, это нельзя рассматривать как патологию – белый оттенок выхлопу придаёт конденсат, скопившийся в глушителе за время простоя машины. Обычно после выхода на обычный температурный режим двигателя выхлоп становится прозрачным. Зимой на прогрев мотора уходит больше времени, поэтому и дым валит из трубы дольше обычного.

Синий дым

Обычно выхлоп синего цвета – это результат попадания в ТВС моторного масла. Недаром о синем дыме, идущим из глушителя, говорят «масляный». Несложно предположить, что подобное явление сопровождается увеличенным расходом смазывающей жидкости. В штатном режиме работы силового агрегата при расходе ММ 10 г/100 км. синий дым из глушителя будет наблюдаться исключительно в переходных режимах. Если же имеются протечки масла, то такой результат будет характерен для всех режимов функционирования силового агрегата.

Для опытных автомобилистов не составит труда, ориентируясь на определённые признаки, уточнить причину появления цветного выхлопа, что помогает быстро решить проблему.

Начинающим владельцам достаточно знать, что все подобные случаи подразделяются на две больших категории:

  • когда сине-белый окрас выхлопа наличествует только во время прогрева автомашины, а впоследствии исчезает, это нормальное явление, вызванное естественными тепловыми процессами: при нагревании металлические детали расширяются, уменьшая зазоры, и протечки масла прекращаются, а выхлоп приходит в норму;
  • если сизый дым, идущий из выхлопной трубы, наблюдается и на прогретом двигателе, можно говорить о значимом износе узлов силового агрегата, то есть теплового расширения уже недостаточно для надёжной герметизации зазоров, что и приводит к проникновению моторного масла в ЦПГ.

И в первом, и во втором случаях неизбежны потери смазочной жидкости, однако если при отсутствии износа нормы расхода минимальны (мы уже их приводили – максимум 10 граммов масла на сто километров пробега), то для второй категории они могут быть значительными.

Синий дым из выхлопной трубы автомобиля

Именно поэтому рекомендация проверять уровень ММ по щупу ежедневно так навязчиво предлагается в большинстве материалов, посвящённых правильной эксплуатации автомобиля. Разумеется, столь микроскопические дозы, как 10-100 г. на щупе обнаружить невозможно, но потеря 0.5-1 литра смазочной жидкости заметно сдвинет показания в сторону риски MIN. В этом случае владельцу транспортного средства следует незамедлительно начать искать причину падения уровня масла – это поможет предотвратить поломку мотора и, соответственно, немалые траты средств на его ремонт.

Отметим, что на автомобилях, оснащённых каталитическим нейтрализатором (а это большинство современных марок и моделей), падение уровня масла может и не сопровождаться изменением цвета выхлопа, поскольку это устройство в состоянии очищать большую часть вредных компонентов выхлопного газа.

Многие водители определяют степень износа ЦПГ по уровню компрессии, что не совсем корректно. Дело в том, что протечки масла при работающем двигателе – явление в определённом смысле позитивное: оно уплотняет зазоры, и, если они не слишком превышают норму, давление картерных газов и компрессия будут в норме. А значит, используя компрессометр, вы не можете получить искажённые результаты. Вот почему желательно совмещать эту процедуру с проверкой уровня моторного масла.

А теперь рассмотрим, о каких зазорах идёт речь, то есть какими путями проникает смазка в цилиндры. Чаще всего масло попадает в камеру сгорания через поршневые кольца, но есть и другой путь – увеличившийся зазор между клапанными стержнями и направляющими втулками.

Другими словами, сизый дымок из выхлопной трубы появляется по следующим причинам:

При нормальном функционировании всех систем автомобиля выхлопные газы не имеют цвета и состоят из водяного пара с примесью азота и углекислого газа. Но как только в работе силового агрегата появляются сбои, то одним из первых симптомов, по которым можно распознать неполадку является цветной выхлоп дыма.

Почему идет сизый или синий дым

Главная причина возникновения синего (сизого) выхлопа – это попадание масла в цилиндры двигателя. Оттенки масляного дыма могут быть от бело-синего до сизого или голубого. Это зависит от количества проникающего масла, прогрева мотора и режима его работы, а также некоторых других факторов. Все это сопровождается повышенным расходом масла.

Синему дыму могут способствовать следующие причины:

  • попадание масла через поршневые кольца;
  • попадание масла через зазоры между направляющими втулками и стержнями клапанов (износ маслосъемных колпачков);
  • износ гильзы или появление глубоких царапин на поверхности цилиндра.

Все эти дефекты относятся к износу цилиндропоршневой группы и клапанного механизма. Поршневые кольца могут износиться, зазоры в канавках создают всасывающий эффект. Так масло как бы подкачивается снизу вверх в цилиндры.

Также масляный дым появляется в результате износа стержней клапанов и направляющих втулок, а также маслосъемных колпачков. Особенно густой дым в таком случае заметен во время прогрева двигателя, когда разжиженное масло легко просачивается через зазоры. В турбированных двигателях синий дым может появиться из-за неисправности турбокомпрессора или системы маслоотделения картерных газов.

На стенках цилиндров могут появиться царапины из-за попадания крупных абразивных частиц. Также существует нормальная выработка в зонах остановки верхних колец в ВМТ и в средней части.

Способы диагностики при появлении синего дыма:

  1. Выверните свечи и осмотрите электроды. Масляный нагар говорит о попадании масла.
  2. Замерьте компрессию в двигателе. Снижение показателей может говорить об износе цилиндропоршневой группы.
  3. Отключите на холостом ходу шланг системы вентиляции картерных газов от впускного патрубка. Обратите внимание на возможные следы масла в шланге и цвет выхлопных газов (изменится, если проблема была в этом).

Причины возникновения черного дыма

Выбросы в виде черного дыма появляются при неполном сгорании топливовоздушной смеси. В камеру сгорания поступает слишком много топлива. Это сопровождается следующими признаками:

  • увеличение расхода топлива;
  • свечи покрываются черным нагаром, что ухудшает искрообразование;
  • снижается динамика и мощность, двигатель захлебывается;
  • при резком нажатии на акселератор из выхлопной трубы вырывается черный дым.

Особенно такой проблемой страдают карбюраторные двигатели. Забивается воздушный жиклер, выходит из строя игольчатый клапан или износ резиновой мембраны экономайзера.

Также если свечи работают с перебоями, то это вызывает неполное сгорание топлива, которое может скапливаться в картере и смешиваться с маслом. Масло при этом разжижается и пахнет бензином, теряет свои свойства. В дизельных моторах черный дым может быть вызван неисправностью форсунок или насоса высокого давления.

Цвет дыма из выхлопной трубы является индикатором работы двигателя и его основных систем. Не стоит игнорировать данные сигналы, так как это может привести к серьезным неполадкам в будущем.

Наибольший урон окружающей среде наносят клубы черного дыма, выходящие из выхлопной трубы автомобиля или, напрямую валят из силового агрегата. Наиболее вероятные причины появления такого дыма кроются в следующих нарушениях:

Причины появления белого дыма из выхлопной трубы дизельного двигателя

Есть несколько дефектов, которые становятся причиной белого выхлопа:

  • На момент запуска и прогревания мотора в глушителе была большая влажность.
  • В дизельном моторе остается несгоревшее топливо.
  • Антифриз проникает в камеру сгорания.

Что касается появления белых выхлопов из-за влаги, собравшейся в глушителе, — это нормальное явление. В момент запуска мотора немного скопившейся влаги просто вытекает, а то, что не вытекло, — стремительно испаряется в процессе прогрева и придает выхлопу белый цвет. Дым перестает идти после того, как система достаточно прогрелась, а конденсат полностью испарился.

Вторая из указанных причин — неполное сгорание топлива, задержка его воспламенения. Причем это бывает не только при неисправностях в дизельном моторе, но и в нормальном рабочем двигателе в холодное время года.

Если дизельный мотор исправен, но топливо все же не воспламеняется в нужный момент, возможно, это из-за того, что стенки цилиндра недостаточно прогреты. Белый дым при этом не считается проблемным явлением, и его не станет после того, как мотор нормально прогреется.

Однако же появление белого дыма из выхлопной трубы на прогретом двигателе может сигнализировать о том, что:

  • В топливном насосе пришли в негодность плунжерные пары.
  • Есть неполадки в свечах зажигания.
  • В цилиндрах недостаточное давление.
  • Впрыск в форсунки происходит под слишком большим давлением.

К чему приводят такие неполадки? В двигателе угол впрыска горючего изменяется, момент его воспламенения в цилиндрах задерживается, поэтому мотор бывает трудно завести, причем не только остывший, но и хорошо прогретый. При этом могут наблюдаться подергивания, когда дизель работает вхолостую, или он может троить, если дать нагрузку.

Дым из выхлопной трубы.jpg

Кроме того, возникает заметное снижение мощности движка: разгон дается труднее и занимает больше времени, больше тратится топлива, мотор с задержкой реагирует на нажатие педали «газа».

Третья причина, почему валит белый дым из выхлопной трубы, самая серьезная и представляет наибольшую опасность именно для дизелей. Антифриз, попавший в цилиндры мотора, провоцирует появление оксида серы, который значительно сокращает срок его службы.

Чаще всего охлаждающая жидкость оказывается в моторе, потому что:

  • Уплотняющая прокладка в головке блока цилиндров износилась или повреждена.
  • Треснула головка блока цилиндров или сам блок (случается реже).

Бывает, что повреждается прокладка впускного коллектора, тогда антифриз оказывается в камере сгорания через систему впуска горючего.

Важно обратить внимание на проблему вовремя, иначе это может стать причиной гидроудара, выйдут из строя шатуны, а то и вовсе возникнет необходимость в капитальном ремонте движка.

Рекомендуем

Как определить, почему из выхлопной трубы бензинового двигателя идет белый дым

Сначала проведите простой осмотр: вытащите масляный щуп и проверьте не только объем масла, но и как оно выглядит, не появился ли белесый цвет, не образовалась ли эмульсия? Попадание в масло воды нередко выводит из строя двигатель.

Характерное проявление такой проблемы — не белый, а даже сизый дым. Он оставляет за автомобилем целое туманное облако.

Загляните в расширительный бачок. Если пахнет выхлопными газами, а на антифризе есть едва заметная масляная пленка — это плохие признаки.

Еще один способ понять, что в цилиндр попала вода — осмотреть нагар на свече зажигания. В таком случае она будет совершенно чистой, как будто только что из магазина, или даже мокрой.

Нагар на свече зажигания.jpg

Понять, почему валит белый дым из выхлопной трубы, можно с помощью простой белой салфетки, которую нужно поднести к глушителю при включенном двигателе. Салфетка не загрязнится, если причина дыма — обычный конденсат. В противном случае на ней проявятся заметные масляные следы. Подтекающий антифриз оставит кислый запах и желтоватые или голубоватые отпечатки. Если проявился какой-нибудь из этих признаков, следует забираться в двигатель и находить причину проблемы.

Возможно, повреждена прокладка, треснула головка блока или сам блок. Кстати, когда пробита прокладка, двигатель троит.

Чтобы обнаружить видимые дефекты, следует изучить очень тщательно все поверхности: сам блок, головку блока, поверхность изнутри, клапаны впуска и выпуска и прилегающие к ним области. Не всегда удается визуально заметить трещину, часто приходится проводить тестирование давлением. При крупных дефектах происходит скопление жидкости над поршнем. В таком случае не откладывайте на потом ремонт авто, иначе может произойти гидроудар.

Например, осмотр показал, что давление в радиаторе нормальное и выхлопными газами от него не пахнет, однако белый дым все же идет, в масле пошел процесс эмульсации, жидкость расходуется слишком быстро. Все это верные знаки того, что впускная система пропускает жидкость. Тогда головку можно не снимать, а просто внимательно обследовать коллектор.

Вообще первопричиной густого светлого выхлопа бывают сбои в работе охлаждающего устройства, что приводит в свою очередь к перегреву мотора. Поэтому решать нужно именно эту проблему, недостаточно будет просто устранить мелкие дефекты, из-за которых появляется белый дым.

В состав ОЖ входит этиленгликоль. Если по причине разгерметизации масляного и охлаждающего контуров произошло смешивание компонентов, то образуется эмульсия. Увидеть опасное вещество можно под крышкой расширительного бака: здесь соберется светлая пена или пленка.

Засорение воздушного фильтра

Косвенно белый дым из выхлопной трубы на прогретом двигателе может указывать и на забитый воздушный фильтр. Эта причина встречается гораздо реже, однако сбрасывать ее со счетов не стоит. Если воздушный фильтр забит до такой степени, что воздух не в состоянии пройти через него в нужном объеме, то в результате это приводит к серьезным нарушениям смесеобразования.

При образовании топливной смеси будет задействовано больше бензина и меньше воздуха. Процент дымности при этом сильно возрастет, и в некоторых случаях агрегат будет дымить белым дымом. Исправляется такая неполадка достаточно просто, банальной заменой воздушного фильтра.

Другой частой причиной появления выхлопа чёрного цвета является возникновение неисправностей, связанных с работой системы зажигания, когда ТВС в цилиндрах не поджигается, из-за чего сырая смесь попадает прямо в глушитель, а силовой агрегат при этом сильно «троит».

Какие могут быть проблемы с мотором, если появился дым

о чем говорит цвет дыма

Если двигатель чрезмерно дымит, как правило, это сопровождается другими проблемами, среди которых:

  • затрудненный запуск двигателя на холодную;
  • плавающий холостой ход;
  • неустойчивая работа под нагрузкой или на холостом ходу;
  • увеличение расхода бензина или солярки; .

Чтобы определить, что конкретно случилось с мотором, нужно внимательно присмотреться к дыму, определить на глаз его цвет и плотность. Выхлоп бывает различных цветов и оттенков – белесого, черного или грязно-серого, сизого.

Возможные причины появления дыма

закоксованный поршень с залёгшими кольцами

Появление излишнего дыма является предвестником более серьезных проблем, которые могут ухудшить показатели двигателя вплоть до выхода из строя. Различают такие поломки, симптомом которых является заметный дым:

  1. Нарушение регулировки или неисправности системы подачи топлива, карбюратора, инжектора, топливных фильтров. и поршней, приводящий к утрате компрессии.
  2. Проблемы с регулировкой газораспределительной системы.
  3. Ухудшение работы или отказ системы охлаждения мотора.

Однако картина меняется в теплое время года, когда и температура, и влажность воздуха в норме. Вы даете газу, а белый дым из выхлопной трубы на прогретом двигателе не исчезает. Срочно гоните машину в автосервис: вероятнее всего, вина будет в нарушении циркуляции ОЖ.

Двигатель дымит

Обычно из выхлопной трубы выходит небольшое количество дыма. Однако иногда наступают моменты, когда из вашей шестерки может буквально повалить густой дым. Чтобы понять, в чем проблема, нужно обратить внимание на его цвет.

Здесь мы перечислили лишь наиболее частые причины возникновения излишков дыма. Если эта информация не помогла, нужно обратиться в сервисный центр.

Двигатель сапунит

Сапун предназначен для того, чтобы сбрасывать лишнее давление из картера, вентилировать его и выводить образующиеся в процессе его работы газы. При неисправности начинает валить дым изо всех отверстий двигателя. Резко повышается расход масла.

У этой проблемы может быть три причины:

  1. Система вентиляции загрязнилась. Из за того, что в вентиляции образовался засор, давление вовремя не сбрасывается. Постепенно газы накапливаются и когда давление достигает критического значения, происходит резкий выброс скопившихся газов. Вылетает трубка, которая соединяет сапун с коллектором. В результате водитель слышит громкий хлопок. Иногда газами может разорвать клапанную крышку, сломать детали мотора и даже вырвать поддон. Чтобы исправить ситуацию, нужно с помощью специальной присадки промыть систему вентиляции. Также можно самостоятельно разобрать сапун и прочистить фильтр с помощью бензина.
  2. Залегание поршневых колец. Газы начинают проникать в картер, откуда из за повышенного давления находят выход в разные щели. Масло начинает выдавливаться через щуп или течет в камеру сгорания. На приборной панели загорается «чек». В этом случае нужно проверить компрессию, диагностировать состояние двигателя. Если хотя бы один «котел» показывает менее 11 очков, необходимо разбирать двигатель и искать поломку.
  3. Повреждение гильз цилиндров. Если две предыдущие возможные причины не подтвердились, ищите причину в цилиндропоршневой группе. При повреждении гильз нужно отшлифовать цилиндры и поставить новые поршня.
Оцените статью