Неисправная система впрыска топлива заметна не только по черному хвосту, но и по повышенному расходу топлива, перегреву двигателя и необычным шумам из системы привода.
Черный дым из выхлопной трубы бензинового двигателя: что значит, причины, как устранить проблему
По разным причинам блоки управления работают неправильно, и тогда данные передают в ЭБУ ошибочную информацию. Устройство подает неправильные команды на исполнительные механизмы: двигатель начинает дымить.
Дым сзади является диагностическим признаком неисправности одной из систем автомобиля. Цветовая композиция выхлопа состоит из синих, голубоватых, красных и белых тонов. Однако черный дым из выхлопной трубы двигателя при наличии бензина выглядит угрожающе. По этой причине особенно тревожно знать, почему существует темный выхлоп, что он говорит и что вы можете сделать в такой ситуации.
Что значит черный дым из выхлопной трубы бензинового двигателя
Выхлопные газы из выхлопной трубы автомобиля отравляют окружающую среду — это глобальная проблема. Производители, заботящиеся об окружающей среде, очищают выхлопные газы, объединяя азот с углекислым газом и водяным паром.
Идеал возможен только в том случае, если двигатель, зажигание, подача топлива или система охлаждения находятся в хорошем состоянии. Черный дым из выхлопной трубы бензинового двигателя указывает на неисправность двигателя или вспомогательного агрегата. Поэтому возникновение данного симптома требует проверки и ремонта компонентов подвески.
Почему идет черный дым из выхлопной трубы
Если цилиндры двигателя отрегулированы правильно, топливно-воздушная смесь сгорает полностью. Когда из выхлопной трубы бензинового двигателя выходит черный дым, это означает, что в выхлопных газах присутствует сажа — плотные частицы несгоревших углеводородов. Сажа хорошо видна на свежевыпавшем снеге и на стенках выхлопной трубы.
На высоких оборотах
Появление темного, угольного дыма в предварительно прогретом двигателе связано с переобогащенной топливной смесью в камерах сгорания. Первым подозреваемым является воздушный фильтр (AF), который теряет свою пропускную способность из-за скопившейся грязи.
Черный дым из выхлопной трубы на высоких оборотах также является следствием неисправности топливного насоса. Рекомендуется проверить систему зажигания и лямбда-датчик.
Интенсивный черный дым
При запуске автомобиля
Когда двигатель прогревается, особенно в холодную погоду, небольшие облачка из выхлопной трубы не являются предупреждением: соотношение воздуха и бензина в смеси в цилиндре еще не восстановлено. И топливо не успевает сгореть, оно оседает хлопьями сажи.
Однако, если кратковременное явление сохраняется во время движения, рассмотрите следующие компоненты и системы:
- маслосъемные колпачки;
- датчики двигателя;
- качество горючего;
- масляный фильтр.
Части поршневого узла могут быть частично погружены в воду.
При разгазовке
При сильном нажатии на педаль акселератора происходит резкий впрыск топливной смеси в рабочие камеры, которая не сгорает и поэтому попадает на дорогу.
- Вышедший из строя датчик кислорода.
- Создающий излишнее давление топливный насос.
- Забитый отложениями ВФ.
В новых двигателях черный след исчезает при сильном нажатии на педаль акселератора.
Почему чернеет выхлопная труба глушителя?
Существует только две основные причины почернения выхлопных газов: либо несгоревшее топливо (слишком богатая топливная смесь), либо моторное масло попадает в выхлопную трубу и сгорает там, образуя черный осадок. Часто в той или иной степени имеет место сочетание этих двух причин.
1. неисправный карбюратор или топливная система в двигателе автомобиля.
— Засоренные или неисправные форсунки карбюратора и/или воздушные форсунки.
— Воздушный фильтр двигателя засорен.
— Уровень топлива в поплавковой камере карбюратора слишком высок.
— Регулирующий клапан в поплавковой камере карбюратора негерметичен.
— Неправильно установлены обороты холостого хода двигателя 2.
Неисправен топливный насос.
— Чрезмерное выступание форсунки, вызывающее «проскакивание» топливного насоса (создает избыточное давление в системе на входе в карбюратор) 3.
3. неисправна система зажигания.
— Расстояние между контактами ножниц слишком мало (для контактной системы зажигания).
— Неисправные компоненты системы зажигания: свечи зажигания, кабель зажигания, катушка, распределитель с вакуумным и центробежным датчиками, крышка распределителя, регулятор и т.д.
— Короткое замыкание на землю в компонентах системы зажигания приводит к ненормальному искрению и неполному сгоранию топливной смеси.
4. неисправность самого двигателя.
— Зазор клапана не соответствует норме.
— Неправильная синхронизация (цепь ГРМ или ремень ГРМ не совмещены с метками).
5. утечка масла в глушителе.
— Поршневые кольца (или весь блок цилиндров) изношены или покрыты накипью.
Моторное масло не отрывается от стенок цилиндров и не сгорает в смесительных камерах, а вытекает и сгорает в выхлопной системе, образуя черную сажу. Свечи зажигания будут покрыты маслом.
Возникает ситуация, аналогичная описанной выше.
— Система вентиляции картера заблокирована.
Если автомобиль эксплуатировался в течение некоторого времени, то хотя бы одна из вышеперечисленных неисправностей приведет к появлению черной выхлопной трубы. В выхлопной системе обслуженного двигателя с сервисными системами выхлопная труба будет прозрачной или с минимальным черным налетом, что не является неисправностью в двигателе, работающем на карбюраторе.
Примечания и дополнения
— Сопутствующими признаками черной выхлопной трубы являются: «треск» или «хлопки» выхлопа, черный или синий дым из выхлопной трубы, стук двигателя, затрудненный запуск, повышенный расход топлива и масла, свечи зажигания с черными и/или маслянистыми электродами, утечка моторного масла из-под уплотнений и попадание его в воздушный фильтр и т.д.
— В некоторых случаях перенасыщение топливной смеси и почернение выхлопной трубы вызваны слишком малым углом опережения зажигания (позднее зажигание).
Чем опасен черный дым из выхлопной трубы
В случае черного выхлопа не откладывайте диагностику двигателя внутреннего сгорания. Последствия откладывания варьируются от неприятных до неприемлемых. Точнее?
- Повышенный расход топлива.
- Смыв смазки со стенок цилиндров избыточным топливом ускоряет износ и вызывает задиры элементов цилиндропоршневой группы.
- Смешивание избыточного топлива с моторным маслом ухудшает характеристики последнего с очевидными последствиями для требующих смазки элементов ДВС.
- Попадание в цилиндры частичек керамического блока разрушающегося со временем забитого катализатора способно полностью вывести ДВС из строя.
- Повышение токсичности выхлопа.
Как устранить черный дым из выхлопной трубы
Существует множество причин черных выхлопных газов. В большинстве случаев невозможно определить конкретную неисправность и устранить ее без профессионального оборудования и соответствующих знаний. Поэтому использование автозаправочной станции в данном случае вполне оправдано. Однако существуют гораздо более простые, но не менее эффективные меры по предотвращению этого «заболевания»:
- Использование качественного топлива.
- Регулярная проверка и своевременная замена воздушного фильтра и свечей зажигания.
- Контроль расхода топлива.
- Контроль токсичности выхлопа.
- Проверка моторного масла на наличие запаха бензина.
Следуя этим правилам, можно отсрочить появление черных выхлопов или минимизировать затраты на устранение дефектов, которые их вызывают.
Симптом № 3: черная сажа
Другая машина — старая иномарка. Когда вы включаете зажигание, из дымохода выходит черная сажа.
Владимир объясняет это следующим образом:
— Почти в каждой выхлопной трубе есть немного сажи — это нормально. Что не является нормальным, так это наличие рыхлой черной сажи. Это указывает на возможную проблему с поршневыми кольцами. Застрявшие или забитые кольца вызваны отложениями сажи в поршневых отверстиях.
Когда кольца заклинивают, поршень плохо прилегает к цилиндру, и газ из камеры сгорания частично выходит в картер. Это приводит к повышенному расходу топлива, перегреву двигателя и быстрому износу движущихся частей. Если все оставить как есть, обтекатель и юбка будут поцарапаны, при работе двигателя будет создаваться ненужный шум, а затем двигатель вообще выйдет из строя.
— Что делать, если втулки заклинило на двигателе?
— Необходимо удалить грязь из пазов. Для этого подойдет один из вариантов:
- используйте специальные присадки в топливо;
- проведите механическую чистку с частичной или полной разборкой двигателя;
- сделайте химическую очистку с полной заменой масла.
Инженер также говорит, что наиболее распространенной причиной образования сажи в выхлопной трубе является неправильная эксплуатация автомобиля или переполнение его смесью с наддувом.
Симптом № 4: белый дым из трубы с характерным химическим запахом
В настоящее время в лаборатории нет ни одного автомобиля с такой неисправностью. Но Владимир говорит, что это явление довольно распространенное.
— Белые выхлопные газы указывают на наличие антифриза в цилиндрах. Охлаждающая жидкость задерживается в двигателе, потому что прокладка головки блока цилиндров прогорела или треснула. Если вы заметили, что выхлопные газы стали густыми и светлыми, следует немедленно обратить внимание и проверить уровень охлаждающей жидкости. Если он поврежден, он будет постепенно снижаться. В холодное время года каждый второй автомобиль сопровождается густым белым дымом. Это не является признаком повреждения двигателя. Однако, если температура воздуха выше +10°C, белые выхлопные газы должны предупредить владельцев дизельных и бензиновых автомобилей.
Владимир дает дополнительные указания на наличие антифриза в цилиндрах:
- масляная пленка на внутренней стороне крышки расширительного бачка или радиатора;
- запах выхлопного газа из бачка;
- характерный кислый запах из выхлопной трубы.
— Какие еще существуют способы обнаружения неисправности?
— Возьмите белую ткань, запустите двигатель и поднесите ткань к выхлопной трубе на несколько минут. Если в цилиндре произошла утечка антифриза, на ткани появится сине-зеленое или желтоватое пятно с кисловатым запахом.
— В этом случае автомобиль нуждается в срочном и дорогостоящем ремонте. Лучшим решением является замена прокладки головки блока цилиндров. В худшем случае вам придется заменить всю головку.
Спасибо мастеру Владимиру Киржацкому за подробные объяснения.