Детали наполняются маслом и оборудуются специальным поршнем, существуют также воздушные образцы, которые считаются устаревшими. Профессиональные байкеры знают, что существуют довольно практичные и надежные модели, такими конструкциями принято считать:
Что такое демпфер: устройство и применение
Хотя слово демпфер каждый человек слышал в жизни не один раз, но мало кто полностью представляет, о чем идет речь. Разновидностей подобного устройства достаточно много, они окружают людей буквально повсюду.
Чтобы разобраться в применении приспособления, с ним нужно познакомиться поближе, рассмотрев принцип работы, каждый сделает вывод для себя, полезная это вещь или нет. Не менее интересно будет узнать все возможные сферы применения демпфера, ведь их немало.
Общая информация
В переводе с немецкого языка слово означает «заглушить» или «глушитель», что объясняет его применение. Устройство предназначено для своеобразной амортизации, не менее важной функцией будет устранение всяческих колебаний, которые возникают во время работы таких приспособлений как:
Демпфером можно смело назвать любое оборудование, способное успокаивать и смягчать нагрузку, действие достаточно востребованное и применяется людьми повсеместно.
Использование демпферов позволяет увеличить КПД двигателей за счет снижения колебаний и потери энергии.
Демпфером называют разного рода детали, которые способны смягчить контакт двух поверхностей. Иными словами, так можно назвать даже обычную резиновую прокладку. Если же речь идет конкретно о мебельном демпфере, то он имеет некоторые особенности в строении и использовании.
Простейшие варианты амортизаторов
Нельзя не услышать громкий звук, хлопок, при закрывании сильном или даже обычном фасадов в мебели старого, да и нового образца. Со временем хлопанье изрядно надоедает, к тому же при постоянных, так сказать, силовых контактах двух поверхностей прочность короба снижается, также вибрации, возникающие при ударе, отражаются на всем содержимом, особенно если оно хрупкое. Решить данную проблему помогают универсальные гасители механических воздействий – демпферы. Детали, которые смягчают контакт поверхностей основы и створки, тем самым ликвидируя громкий характерный звук. Другими словами, они не позволят закрыть дверь эффектно, с мощным звуковым сопровождением.
От хлопков избавляют аксессуары разные. Пожалуй, самые простые в монтаже – небольшие прямоугольные или круглые накладки. Изготавливаются из резины или силикона, прикрепляются непосредственно к месту контакта на клей.
В продаже можно встретить так же компактные, но уже не накладки, а амортизаторы, так называемые кнопки. Демпфирующие свойства им придает пружина, а в пневматических моделях – закачанный в цилиндр воздух.
В чем их основные достоинства
Представленные гасители ударов пользуются большой популярностью. Причины спроса понятны, заключаются в следующем:
- Не вызывают никаких сложностей с установкой;
- Производятся разных размеров и форм, отличаются цветовым исполнением;
- Компактны, незаметны;
- Долговечны.
Еще привлекает подобная мебельная фурнитура ценой. Комплект из множества самоклеящихся накладок вполне реально приобрести всего за 80 – 90 рублей. Их можно располагать как на поверхности, так и при необходимости встраивать в нишу.
Особенности газовых и механических моделей
К своего рода гасителям колебаний можно отнести и специальные петли, выполняющие функции доводчика. Если же дверь не стандартная распашная, а поднимающаяся, демпфирующими установками выступают газлифты или подъемники механического типа.
Газовые лифты обеспечивают плавное закрывание фасада без хлопанья за счет перемещения поршня в цилиндре, на который воздействует инертный газ. Он утапливает или, наоборот, выталкивает шток из корпуса, в зависимости от принципа действия (прямого или обратного).
Кроме того, для поднимающихся фасадных частей мебельные демпферы купить можно и механические. Состоят из двух и более колен, соединенных шарнирно, и устройством регулировки тормозного усилия. Если газовые пружины в процессе использования не нуждаются в обслуживании, то механические подъемники для нормальной работы придется периодически смазывать.
В отличие от накладных резиновых элементов, газлифты и рычажные детали отвечают еще и за подвижное соединение дверцы. Их монтаж сравнительно сложен и должен производиться строго по прилагающейся инструкции.
Исходя из особенностей монтажа, выделяют накладные, врезные амортизаторы и изделия на петле. Большим плюсом накладных конструкций считают возможность их замены при поломке. Зато врезной амортизатор практически незаметен, что делает мебель привлекательнее с эстетической стороны.
Материалы
Для изготовления амортизаторов мебельных конструкций производители тщательно выбирают материал, который будет отвечать строгим параметрам и обладать определенными эксплуатационными данными. Фурнитура должна служить достаточно долго, поэтому от используемого материала зависит функциональность, практичность и удобство. Изделие будет работать бесшумно лишь в том случае, если достаточно мягкое, но в то же время прочное и надежное. Выбор материала может повлиять на стоимость продукции, но все зависит от торговой марки.
Силиконовые демпферы обрели огромную популярность, они довольно мягкие, с обратной стороны имеют клеящее вещество и пластиковую подкладку, поэтому зафиксировать на поверхности сможет любой. Такой предмет уникален тем, что он безопасен для малышей, которые постоянно открывают и закрывают шкафчики. Поэтому если говорить о защите ребенка, можно смело рассматривать такой вариант. Следует отметить, что фурнитура из силикона может быть прозрачной, белой и бежевой, что удобно для выбора под мебельные изделия.
Изделия из резины так же популярны, они выпускаются в виде врезных деталей. Задача таких амортизаторов состоит в глушении ударов, но вместе с этим материал служит в качестве уплотнителя притвора.
Резиновая фурнитура способна прослужить достаточно долго, и монтаж не занимает много времени, все можно сделать самостоятельно.
Установка
Как упоминалось выше, установка может отличаться в зависимости от типа амортизатора. Если силиконовые можно приклеить к торцу обратной стороной, то с некоторыми придется проделать другую манипуляцию. В случае приобретения фурнитуры на петлю понадобится следовать определенным правилам. Такие демпферы должны иметь особый паз, который бы подходил под амортизатор. Именно поэтому важно выбирать все комплектующие от одного производителя, чтобы они могли легко и надежно соединиться в одну конструкцию, тогда проблем не возникнет.
Что касается монтажа врезных или накладных изделий, в нем также есть некоторые тонкости. Накладная фурнитура должна закрепляться с внутренней части поверхности ящика, поэтому здесь нужны специальные крепежи. А для врезной конструкции нужно будет просверлить отверстие глубиной 5,5 мм диаметром 1 см, затем в торцевую часть вставляется амортизатор и фиксируется метизами.
Местом установки ограничиваться необязательно. Чтобы фурнитура функционировала правильно, важно учитывать вес дверцы конструкции и усилие закрывания. Специалисты рекомендуют удерживать расстояние на 15-20 см от стенки, где устанавливаются амортизаторы.
А в начале 2021-ого он опять подтвердил свою позицию по этому вопросу, выступая на Гайдаровском форуме в дискуссии «Будущее энергетики», где описал собравшимся принцип действия демпфирующего механизма и его эффективность.
Для чего используется рулевой демпфер?
Таким образом, рулевой демпфер можно представить как своеобразный амортизатор, работающий в горизонтальной плоскости (которым он является с технической точки зрения). Но зачем он нужен?
В частности, если мы берем основную цель применения горизонтально расположенного демпфирующего элемента, можно сказать следующее: основным предназначением демпфера является гашение нежелательных колебаний элементов рулевого управления, которые могут сильно мешать управлению машиной из-за накопления водителем усталости, а также влиять на износ элементов подвески и рулевого управления, а также других частей автомобиля, в частности шин.
Особенно актуально его применение на неровностях, которые во время их проезда на автомобиле откликаются подергиванием, перемещением рулевого колеса из стороны в сторону. С ними приходится бороться водителю, зачастую ставя под угрозу безопасность движения на автомобиле.
Также частью работы рулевого демпфера является возвращение руля в исходное положение с целью удержания автомобиля в прямолинейном движении.
Но, пожалуй, самая важная часть работы демпфера – это повышение курсовой устойчивости автомобиля при движении по асфальтированным дорогам и избежание такого явления, как шимми (он же воблинг, на сленге – «расколбас»), – самопроизвольных колебаний передних колес при рулении, возникающих из-за люфтов крепления, деформации опоры колеса и боковых колебаний транспортного средства – явления негативного и крайне опасного:
Видео взято с YouTube-канала «Rare Parts Inc»
Как видите, при этом явлении колеса, рулевое, подвеска начинают бесконтрольно ходить в горизонтальной плоскости, наращивая амплитуду и норовя развернуть автомобиль вокруг своей оси. Управлять машиной, попавшей в такое состояние, практически невозможно.
Вызывается явление шимми при наезде на препятствие или после попадания одного из передних колес в яму. Исключить или минимизировать отрицательное поведение передней подвески может как раз установка рулевого демпфера, который также называют демпфером шимми. Именно он будет гасить все колебания, которые будут в последующем возникать между рулевыми тягами и мостом.
Отсюда можно сделать несколько важных выводов, чтобы ваш внедорожник не попадал в подобные ситуации:
1. Джиперам важно следить за исправностью передней подвески и рулевого управления;
2. Следить за исправностью рулевого демпфера;
3. Не производить несанкционированных изменений в элементы рулевого и подвеску автомобиля (тюнинг).
Демпфер можно увидеть в акустических колонках, эти системы представлены в виде ободка из металла, который закреплен на мембранной раме. Если оборудование высокочастотное, то для изготовления приспособления берут полимерные материалы, для низких частот могут использоваться поролон или резина.
Правила крепления
Чтобы дверка шкафа в детской, спальной комнате, гостиной или коридоре не стучала о корпус мебели, применяют специальную фурнитуру. Вид подобранного амортизатора определяет специфику его монтажа, поэтому перед приобретением важно понять, сможете ли вы самостоятельно установить такой элемент на мебель.
Вид демпфера | Особенности монтажа |
Силиконовый | Наклеивается на торец шкафчика клейкой стороной |
Изделия на петлю | Крепится на петлю |
Врезные | Врезается в поверхность полки |
Накладные | Устанавливается на торец полки |
Силиконовое изделие – это наиболее дешевый и доступный вид амортизаторов, который очень легко наклеить на поверхность мебели. Для этого потребуется просто удалить защитную пленку и придавить изделие к поверхности. Уже через пару секунд мебелью можно пользоваться, а процесс закрывания дверцы будет практически беззвучным.
Монтаж мебельного демпфера на петлю для мебельных дверок может вызвать некоторые трудности у человека без опыта в подобных вопросах, так как процесс крепления должен осуществляться строго по правилам. Устанавливают амортизаторы после монтажа мебельной конструкции, для чего петли должны оснащаться особым пазом под амортизатор. Подбирайте петли и амортизаторы одновременно у одного производителя. Тогда можно быть уверенным в том, что изделия надежно соединятся в единую конструкцию.
Накладные, врезные изделия не связаны с конструкцией и видом петли. Первые демпфера имеют установочную площадку, вторые нет. Их монтаж также не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Накладное изделие фиксируют на внутренней поверхности ящика с помощью специальных крепежных элементов. Под врезное нужно подготовить отверстие в торце стенки ящика, куда впоследствии устанавливают демпфер и закрепляют его метизами.
Также частью работы рулевого демпфера является возвращение руля в исходное положение с целью удержания автомобиля в прямолинейном движении.
Что такое демпфер на автомобиле в подвеске
Обычно этот термин используют редко: элементы подвески в обиходе принято называть амортизаторами. Такие конструкции помогают избегать лишней тряски.
Если вы ежедневно ездите по хорошим и ровным дорогам, то дополнительные системы гашения колебаний вам не нужны. Амортизаторы пригодятся, для ежедневного преодоления проблемных дорожных покрытий.
Для чего он нужен
Вспомогательное устройство внешне похоже на обычную стойку амортизатора. Это деталь с отверстиями, клапанами и креплениями. Если на машине установлен рулевой демпфер, то водитель контролирует гашение вибраций с помощью рычага управления. Демпфер двигателя механически повторяет действия амортизатора подвески.
демпфер на автомобиле в подвеске
Демпферы необходимы для сброса колебаний в авто с высокооборотистыми двигателями или для устранения вибраций рулевого механизма.