Датчик температуры охлаждающей жидкости: возможные неисправности и ремонт. Признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости

Советы и вопросы
Признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости - Предназначение устройства Как ДТОЖ влияет на работу ДВС? Признаки неисправности температурного датчика ВАЗ 2110, 2114 и их модификаций Принцип работы датчика температуры антифриза Назначение ДТОЖ

Со временем конструкция датчика температуры антифриза значительно изменилась, как и принцип его работы. В настоящее время роль датчика выполняет простой терморезистор, изменяющий свое сопротивление при колебаниях температуры охлаждающего антифриза.

Основные признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости

На многие параметры двигателя современного автомобиля влияют показания датчиков. Среди них ДТОЖ, фиксирующий температуру двигателя. Отказ датчика может иметь нежелательные последствия в виде снижения производительности или выхода из строя. Сегодня вы узнаете, как работает ДТОЖ, а также каковы признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости.

Всем известно, что охлаждающая жидкость находится в постоянной циркуляции, а датчик установлен именно в том месте, где все происходит. Имея информацию о температуре, можно вывести ее на панель приборов и управлять подогревом, чтобы знать, что двигатель работает в номинальном режиме. Кроме того, информация о температуре предостерегает водителя от перегрева при возникновении какой-либо неисправности и позволяет вовремя остановиться автомобилю для охлаждения двигателя. Но это было только на двигателях с карбюратором.

Современный инжектор управляется ЭБУ, что открывает множество возможностей для регулирования различных параметров. Конструкторы автомобиля решили, что теперь этот элемент может выполнять и другие функции. Так, например, устройство берет на себя включение вентилятора. Как только температура поднимается и превышает допустимые значения, на компьютер поступает соответствующий сигнал, который используется для запуска электродвигателя.

Кроме того, информацию о температуре охлаждающей жидкости можно использовать для правильной дозировки смеси зимой. Как известно, для того, чтобы двигатель сразу запускался и быстрее прогревался, он должен быть богатым. Получив информацию о температуре, электронный блок создает все условия для успешного запуска силовой установки.

Конечным назначением устройства является дополнительная защита от детонации. Если датчик детонации поврежден, он сбивает зажигание. Для восстановления нормальной работы ДТОЖ зафиксирует повышение температуры из-за быстрого сгорания смеси, а контроллер сделает все необходимое, чтобы этого явления не произошло.

Как работает ДТОЖ

Работа датчика достаточно проста. Он устанавливается вплотную к термостату для обеспечения высокой точности измерения и контактирует с теплоносителем. Основой их работы является терморезистор.

Охлаждающая жидкость или охлаждающая жидкость, циркулируя по системе, забирает тепло от цилиндров и затем направляется в область, в которой расположен датчик. При нагревании резистор уменьшает свое сопротивление. Чем выше температура, тем меньше количество электричества. Для его снятия блок подает на датчик небольшое напряжение, достаточное для считывания параметров.

Как работает ДТОЖ

В качестве примера можно сказать, что сопротивление резистора при температуре -40 градусов Цельсия составляет 100700 Ом, а если оно дойдет максимум до 130 градусов, то показание будет 70 Ом. Как видите, разница есть.

Следует учитывать, что при недостаточном уровне охлаждающей жидкости прибор не будет давать правильных показаний, поэтому при первых признаках неисправности требуется уровень тосола или тосола.

Охлаждающая жидкость или охлаждающая жидкость, циркулируя по системе, забирает тепло от цилиндров и затем направляется в область, в которой расположен датчик. При нагревании резистор уменьшает свое сопротивление. Чем выше температура, тем меньше количество электричества. Для его снятия блок подает на датчик небольшое напряжение, достаточное для считывания параметров.

Основные задачи и функции ДТОЖ

Как правило, датчиков температуры охлаждающей жидкости в системе несколько – от двух до пяти. В стандартной схеме с двумя один отвечает за работу вентилятора, а второй передает данные на пульт управления. Дополнительные датчики температуры охлаждающей жидкости используются для других целей.

Если говорить в общих чертах, то основные задачи, стоящие перед датчиком температуры охлаждающей жидкости:

  1. Обогащение топлива. При низкой температуре охлаждающей жидкости датчик посылает об этом сигнал на блок управления. В результате увеличивается впрыск топлива. Это необходимо для того, чтобы двигатель работал ровно на холостом ходу. И наоборот, при повышении температуры форсунки уменьшают впрыск топлива. Если датчик не подает своевременный сигнал о повышенном градусе, то в результате топливо слишком обогащено. Это дополнительный расход топлива, затраченные на это усилия, загрязнение выхлопа.
  2. Увеличение оборотов при запуске. Это необходимо для того, чтобы двигатель не заглох при запуске.
  3. Регулировка клапана рециркуляции отработавших газов. Во время запуска двигателя этот клапан должен закрыться, прежде чем система прогреется до нормальной рабочей температуры. В противном случае машина будет работать нестабильно или даже застрянет.
  4. Регулировка угла стрельбы. От правильно или неправильно выставленного угла зажигания зависит расход топлива, количество вредных выбросов, параметры силовой установки и т.д.

Также в большей или меньшей степени датчик указателя температуры охлаждающей жидкости отвечает за состояние фильтра, задерживающего пары топлива, а также предотвращает блокировку муфты гидротрансформатора в коробке передач до полного прогрева двигателя.

И конечно же, одна из самых важных функций – это включение вентилятора для охлаждения антифриза. Часто в современных автомобилях для этой функции используется специальный датчик, который больше ничего не делает. Остальные функции возложены на других.

Где находится ДТОЖ

Расположение датчика охлаждающей жидкости на ВАЗ 2111, 2110

Расположение датчика температуры охлаждающей жидкости известно далеко не всем водителям. Но так как поменять его самостоятельно в случае поломки не так уж и сложно, то знать эти места будет выгоднее. Они расположены в кожухе радиатора или в «рубашке» системы охлаждения. Точное место зависит от марки и модели автомобиля, но общее одно: его устанавливают рядом с термостатом, чтобы результат был максимально точным.

Вот основные места, где может находиться датчик температуры охлаждающей жидкости:

Нет смысла размещать прибор вдали от терморегулятора и от вышеперечисленных узлов. Находясь на расстоянии, он не сможет точно передавать данные. Сопротивление ДТОЖ напрямую зависит от нагрева двигателя: чем выше температура, тем выше сопротивление и наоборот.

Нет смысла размещать прибор вдали от терморегулятора и от вышеперечисленных узлов. Находясь на расстоянии, он не сможет точно передавать данные. Сопротивление ДТОЖ напрямую зависит от нагрева двигателя: чем выше температура, тем выше сопротивление и наоборот.

Признаки неисправности контроллера

Теперь рассмотрим симптомы неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости. В целом этот контроллер достаточно надежен, так как его конструкция проста. Однако это может повлиять на работу этого устройства. Как правило, они возникают из-за нарушения калибровки, что, в свою очередь, влияет на некорректную работу ЭБУ, так как часть опций этот блок выполняет с учетом температурного режима двигателя. Если датчик температуры не работает, то основным признаком его неисправности является не включение вентилятора.

Однако этот симптом не является принципиальным, точнее могу сказать следующие симптомы неисправности регулятора:

  • повышенный расход топлива;
  • повышенные обороты двигателя на холостом ходу;
  • если датчик не работает, это тоже может привести к детонации в двигателе;
  • горячий двигатель, вероятно, будет трудно запустить;
  • перегрев двигателя (видео Дениса Циркунова).

С последним симптомом нужно быть очень осторожным, так как этот симптом может привести к повреждению головки блока. В старых автомобилях контроллер на приборной панели позволяет определить неисправность; если вы видите, что стрелка на приборе вышла за стандартную отметку, нужно остановить автомобиль и выявить причину проблемы. На более современных автомобилях соответствующее сообщение может появляться на экране бортового компьютера при перегреве двигателя или выходе из строя ДТОЖ. Как показывает практика, замену датчика температуры охлаждающей жидкости обычно проводят в случае окисления или повреждения его контактов, также причиной может быть обрыв проводки.

Способы самостоятельной диагностики

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости? Перед снятием и заменой датчика нужно убедиться, что проблема с неисправностью кроется именно в нем. Проверить датчик температуры охлаждающей жидкости можно в домашних условиях, есть несколько способов сделать это.

Для начала опишем первый способ — как проверить датчик температуры, поместив его в воду:

  1. Для начала нужно поставить градусник в емкость с холодной водой. В качестве альтернативы можно использовать чайник. Желательно использовать электронный прибор, так как при повышенных температурах нужно будет измерять термометром.
  2. Далее необходимо подключить к контроллеру тестер – мультиметр, который необходимо установить в режим измерения сопротивления.
  3. Затем в котел устанавливается ДТОЖ.
  4. Измерьте показания регулятора и запишите их на листе бумаги.
  5. Далее емкость ставится на плиту и нагревается, при этом она должна принимать значения сопротивления ДТОЖ при достижении основных точек нагрева: 15, 15, 20, 25 градусов и т.д.
  6. После этого необходимо сравнить полученные значения с приведенными в таблице.

Фотогалерея «Диагностика своими руками»

Неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости: проверка, ремонт, замена и подключение

Неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости: проверка, ремонт, замена и подключение

В том случае, если показания отличаются от самых оптимальных, это свидетельствует о выходе из строя регулятора, соответственно, его нужно будет поменять. Есть еще один вариант диагностики. Как проверить указатель температуры охлаждающей жидкости без термометра?

Принцип этого метода заключается в том, что при нагреве температура воды будет максимум 100 градусов, не более. Поэтому эту точку можно принять за основное значение и измерить сопротивление. Когда вода закипит, уровень сопротивления регулятора должен быть около 177 Ом. Если учесть погрешности, то этот показатель может быть примерно 190-210 Ом.

Действия автовладельца в случае поломки датчика

Если регулятор не работает должным образом, то у вас есть несколько вариантов:

  • убедиться, что проблема не в обрыве проводки; если да, то нужно отремонтировать поврежденную цепь;
  • проверьте окисление контактов; для этого необходимо отключить шнур питания и зачистить контакты;
  • если эти действия не помогают, то единственный выход — замена.

На автомобилях с электронной системой управления информация о неисправности датчиков управления записывается в память водителя и выводится на экран бортового компьютера (при его наличии). Расшифровка конкретного кода неисправности осуществляется с помощью диагностического оборудования.

Как проверить датчик температуры на работоспособность?

Первая форма. Для проверки работоспособности датчика температуры охлаждающей жидкости нам потребуется:

Для начала нагреваем воду до определенной температуры и ставим туда датчик, термометром измеряем температуру жидкости.

Далее мультиметр перевести в режим омметра, подключить к выходам датчика. Результаты сравниваются со следующей таблицей:

Таблица зависимости сопротивления ДТОЖ от температуры

Если данные соответствуют параметрам в таблице, датчик исправен. Для проверки точности измерения установите мультиметр в режим вольтметра и повторите опыт. Результаты должны соответствовать следующей таблице:

Таблица зависимости напряжения ДТОЖ от температуры

Если значения не совпадают, датчик подлежит замене. Кстати, при покупке нового датчика его тоже нужно проверить указанным методом.

Второй способ проверки работоспособности датчика подойдет тем, у кого нет термометра. Для этого необходимо нагреть емкость с водой до температуры кипения, погрузить в нее датчик и измерить сопротивление.

При первых признаках неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости необходимо проверить его работоспособность в специальной емкости и соответствующих измерительных приборах

Вывод: температура кипения воды при нормальном атмосферном давлении равна 100 °С. При этой температуре мультиметр должен показывать с учетом погрешности сопротивление в пределах 180-215 Ом. Если отклонения больше, датчик неисправен.

Также смотрим видео, как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости своими руками:

Что делать в случае поломки датчика температуры охлаждающей жидкости?

Как правило, попытки отремонтировать датчик своими руками не приводят к восстановлению его работоспособности — он очень мал и собран из совсем мелких деталей. Поэтому в случае неисправности рекомендуется заменить датчик.

Если после замены ДТОЖ вышеуказанные проблемы сохраняются, следует обратиться в автосервис для дальнейшей диагностики неисправностей вашего автомобиля. Может быть, дело вовсе не в нем. Но автомобилист (особенно тот, кто владеет современным автомобилем) должен иметь в своем распоряжении набор сменных датчиков для своего автомобиля. Они регулируют работу узлов и агрегатов автомобиля, поэтому выход из строя одного из них может привести к самым разнообразным проблемам, возникающим в процессе эксплуатации автомобиля.

Если данные соответствуют параметрам в таблице, датчик исправен. Для проверки точности измерения установите мультиметр в режим вольтметра и повторите опыт. Результаты должны соответствовать следующей таблице:

Где находится ДТОЖ

Расположение датчика охлаждающей жидкости на ВАЗ 2111, 2110
Расположение датчика температуры охлаждающей жидкости известно далеко не всем водителям. Но так как поменять его самостоятельно в случае поломки не так уж и сложно, то знать эти места будет выгоднее. Они расположены в кожухе радиатора или в «рубашке» системы охлаждения. Точное место зависит от марки и модели автомобиля, но общее одно: его устанавливают рядом с термостатом, чтобы результат был максимально точным.

Вот основные места, где может находиться датчик температуры охлаждающей жидкости:

Нет смысла размещать прибор вдали от терморегулятора и от вышеперечисленных узлов. Находясь на расстоянии, он не сможет точно передавать данные. Сопротивление ДТОЖ напрямую зависит от нагрева двигателя: чем выше температура, тем выше сопротивление и наоборот.

Зачем ты нужен, датчик температуры двигателя?

Следует отметить, что не все автовладельцы знают, откуда берется информация о температуре двигателя на их приборной панели, и еще меньше водителей могут знать, где находится датчик температуры двигателя. Попробуем решить.

Поэтому наш датчик температуры несет большую ответственность.

Дело в том, что двигатель внутреннего сгорания при работе выделяет большое количество тепла, которое необходимо отводить, чтобы не произошло перегрева.

С другой стороны, слишком холодный двигатель также нестабилен.

Для поддержания температурного баланса силовой агрегат оснащен системой охлаждения, по которой циркулирует жидкость, известная в народе как антифриз. Датчик температуры (часто его еще называют датчиком температуры охлаждающей жидкости или ДТОЖ) – это, по сути, глаза и уши этой системы.

Он не только подключен к соответствующему прибору на приборной панели, но и благодаря ему электронные мозги современных автомобилей получают информацию о том, насколько горячий двигатель, а точнее, насколько горячий антифриз в данный момент.

Действия электроники напрямую зависят от того, что показал датчик, а именно:

  • включать вентилятор радиатора при повышении температуры;
  • подавать большую дозу топлива для впрыска для увеличения оборотов и быстрого прогрева двигателя после запуска;
  • включить систему рециркуляции отработавших газов;
  • установка значений времени зажигания.

Словом, датчик температуры двигателя серьезно влияет на работу силового агрегата, а значит, он всегда должен быть в исправном состоянии.

Где находится датчик температуры двигателя? Следует отметить, что вариантов несколько, а самих датчиков в современном автомобиле может быть не один.

Как правило, основное их местонахождение – блок цилиндров силового агрегата или головка блока, но, кроме того, их можно найти и в корпусе радиатора или в термостате.

Через проводящую пружину на резистор подается напряжение примерно 5 вольт. На основе информации о диапазоне температур двигателя система управления определяет момент включения основного вентилятора охлаждения. Схема подключения датчика температуры охлаждающей жидкости выглядит следующим образом:

Какие симптомы указывают на проблемы с датчиком?

При длительной эксплуатации автомобиля могут быть явные и косвенные признаки, свидетельствующие о проблемах с датчиком температуры или его электрической цепью. Первые прямо указывают на необходимость проверки работоспособности устройства:

  • перестал работать индикатор прогрева двигателя на приборной панели;
  • перестал включаться вентилятор охлаждения, хотя водяная рубашка двигателя уже нагрелась до 100°С;
  • утечка антифриза под корпус детали;
  • вентилятор включается произвольно, даже при холодном двигателе.

Если на вашем автомобиле появились перечисленные признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости, смело приступайте к диагностике и устранению неполадок, о которых речь пойдет далее. Косвенные симптомы могут свидетельствовать как о выходе из строя счетчика, так и других элементов системы охлаждения или силового агрегата. Вот наиболее распространенные:

  1. Затрудненный холодный пуск двигателя. Машина заводится, но тут же останавливается, приходится делать несколько попыток. Причиной может быть термопара, датчик положения дроссельной заслонки, недостаточная компрессия или проблемы с зажиганием.
  2. Нестабильный холостой ход. Помимо указателя температуры на него влияет исправность свечей зажигания, ДМРВ, форсунок и многие другие факторы.
  3. Температурный режим в пределах нормы, но охлаждающая жидкость начинает закипать. Если вышел из строя термостат или снизился уровень антифриза в рубашке, то показания прибора могут отличаться от реального состояния.

Исправность электронного термометра можно проверить дома. Если наблюдаются косвенные признаки неисправностей, проверка поможет выявить или исключить их из числа деталей, которые являются «подозрительными». Если проблема успешно устранена, вам придется искать в другом месте или обратиться в ближайшую автомастерскую.

Как проверить

Чтобы самостоятельно определить неисправность устройства, нужно его проверить: для этого изначально рекомендуется заглушить автомобиль, сняв разъемы аккумулятора. Далее нужно слить охлаждающую жидкость до последней капли.

Датчик отсоединяют от автомобиля, сняв все подсоединенные к нему провода; обычно это просто блок. Затем откручиваем кронштейн и вынимаем ДТОЖ. Выводы, предназначенные для подключения ДТОЖ к автомобилю, для проверки прибора необходимо подключить к омметру.

Чтобы приступить непосредственно к тесту, необходимо подготовить неглубокую емкость с горячей водой, в которую поместить датчик так, чтобы провода находились над поверхностью воды.

Далее нужно следить за изменением значений сопротивления на омметре. В процессе охлаждения воды происходит уменьшение сопротивления, что свидетельствует об исправности узла: при неработающем ДТОЖ показания омметра не меняются.

Узнайте, что делают эти датчики: положение коленчатого вала, датчики парковки, дождь, уровень охлаждающей жидкости, зажигание Холла.

Чтобы окончательно убедиться в неправильной работе блока, рекомендуется сравнить показания омметра, которые вы получили при проверке, с показаниями в таблице, составленной специалистами.

Как проверить ДТОЖ: видео https://youtu.be/Y_xTTK4B5k8 /video

Далее нужно следить за изменением значений сопротивления на омметре. В процессе охлаждения воды происходит уменьшение сопротивления, что свидетельствует об исправности узла: при неработающем ДТОЖ показания омметра не меняются.

Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости

Как проверить ДТОЖ

Для начала необходимо выяснить, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости. В двух словах ДТОЖ представляет собой компактный прибор в корпусе, который должен иметь непосредственный контакт с хладагентом для измерения его температуры.

Датчик имеет резьбу. Благодаря этой резьбе он вкручивается в головку блока цилиндров, его можно разместить на верхнем патрубке радиатора и, в некоторых случаях, местом установки является корпус термостата.

Обратите внимание, что поскольку датчик должен контактировать с охлаждающей жидкостью, низкий уровень охлаждающей жидкости или охлаждающей жидкости в системе может стать причиной неточных показаний. Получается, что перед проверкой датчика нужно проверить уровень охлаждающей жидкости в системе.

Также добавим, что есть модели автомобилей, где сразу два ДТОЖ (один датчик температуры двигателя ставится на выходе моторной жидкости, а другой – на выходе радиаторной жидкости системы охлаждения).

При этом следует учесть, что выйти из строя может только один датчик, так как сразу два выходят из строя редко. Так или иначе, определившись, где находится датчик ДТОЖ, место его установки и общее количество таких датчиков, можно переходить к тому, как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости.

Сначала нужно убедиться, что проводка к датчику исправна. Для нормальной работы ДТОЖ на датчик подается постоянное напряжение 5 вольт. Для проверки проводки нужно отсоединить провода датчика, затем запустить двигатель и проверить мультиметром напряжение, подаваемое на датчик.

  • В том случае, если напряжение в норме (5 вольт), можно переходить к проверке датчика. Сначала датчик откручивается ключом и осматривается на наличие механических повреждений. Далее необходимо проверить на прочность и общую работоспособность.

Для этого потребуется мультиметр, электронный термометр, электронагреватель или чайник для нагрева воды. После снятия датчика с машины проверку ДТОЖ можно провести двумя способами.

Чтобы проверить датчик нагреванием:

  • сначала градусник помещают в чайник с холодной водой;
  • затем к датчику подключается мультиметр, включается режим измерения сопротивления;
  • теперь сам датчик помещается в чайник;

Затем записывают показания сопротивления. Сначала производятся замеры для холодной воды, затем нужно приступить к нагреву воды. Параллельно записывают показания сопротивления при нагреве до 10, 15, 20 градусов Цельсия и более.

Также полученные показания следует сравнить с оптимальными, которые можно найти в технической литературе, в специальных таблицах или на автомобильных форумах. Если есть большие отклонения от нормальных значений, то датчик температуры охлаждающей жидкости неисправен и нуждается в замене.

Второй способ проверки ДТОЖ быстрый и простой, однако менее точный. Для диагностики термометр не нужен. Так как вода кипит при 100 градусах, то есть температура не поднимается выше, эту отметку можно использовать как точку отсчета.

Также рекомендуем прочитать статью о том, что такое термостат в системе охлаждения двигателя. В этой статье вы узнаете о назначении, устройстве, принципах работы, а также о неисправностях и способах проверки термостата системы охлаждения двигателя.

Подведем итоги

Как видите, датчик температуры двигателя — это элемент, который не только измеряет температуру для оповещения водителя о перегреве, но и тесно взаимодействует с ЭБУ автомобиля и самой системой охлаждения.

Также рекомендуем прочитать статью о том, какие признаки указывают на вентиляцию системы охлаждения двигателя. В этой статье вы узнаете, на что указывает наличие воздуха в системе охлаждения, почему появляется воздух, как прочистить воздушную пробку и т.д.

В зависимости от показаний ДТОЖ блок управления корректирует топливовоздушную смесь, регулирует обороты двигателя и зажигание. Также показания датчика инициируют включение вентилятора охлаждения двигателя и так далее

По этой причине при проблемах и неполадках в работе ДВС, при ошибках на панели приборов, а также при неисправностях в системе охлаждения необходимо произвести диагностику указанного датчика ДТОЖ.

По результатам этой проверки датчика температуры двигателя принимается решение о замене этого элемента или поиске других проблем, которые могут привести к перегреву или неисправности ДВС.

Прокачка и вентиляция системы охлаждения двигателя

Воздух в системе охлаждения двигателя: признаки вентиляции, причины образования воздушной пробки. Как прокачать систему охлаждения двигателя.

Пузырящийся антифриз закипает в расширительном бачке, вызывая

Закипает и закипает антифриз в расширительном бачке. Причины закипания или закипания тосола, основные неисправности, устранение неполадок, рекомендации.

Диагностика системы охлаждения двигателя автомобиля

Как проверить систему охлаждения двигателя автомобиля на герметичность и работоспособность всех узлов. Диагностика помпы, термостата, форсунок и т.д.

Термостат

Устройство и принцип работы элемента Конструктивные особенности и виды терморегуляторов Рекомендации по устранению неисправности, замена термостата.

Замена антифриза что нужно знать

Что такое охлаждающая жидкость двигателя: назначение и характеристики, отличия. Как выбрать охлаждающую жидкость, как разбавить концентрат антифриза, смешать антифриз.

Утечка антифриза

Причины, по которым начинает течь охлаждающая жидкость. Как найти место утечки тосола или тосола самостоятельно. Полезные советы и хитрости.

Оцените статью