История автомобильной марки Москвич. Модельный ряд москвич за всю историю.

Советы и вопросы
Модельный ряд москвич за всю историю - Модель 444 Фургоны 433 и 434 Модель 2140: рейстайлинг 412 Шестидесятые: модели 408 и 412 Второе и третье поколения

Эта модель вошла в историю советского автомобилестроения, поскольку предназначалась не только для внутреннего потребления, но и для продажи за рубеж. Более половины «Москвича-407» шло на экспорт.

История автомобильной марки «Москвич»

История автомобильной марки

ТАСС. 23 ноября 2022 года началось серийное производство автомобилей «Москвич» на бывшем заводе Renault в Москве. Первой новой моделью завода стал кроссовер под названием «Москвич 3». Выпуск автомобилей ожидается в декабре 2022 года.

ТАСС собрал материалы об истории этой советской и российской автомобильной марки.

Завод КИМ, проект массового автомобиля

В 1929 году Советский Союз подписал контракт с американской компанией Ford Motor Company на строительство автомобильного завода в Нижнем Новгороде (позднее Горьковский автомобильный завод, ГАЗ). До создания полноценного предприятия сборка грузовых автомобилей из машинокомплектов осуществлялась на двух автомобильных заводах: Государственном заводе № 1 в Нижнем Новгороде (позднее Горьковский автобусный завод, ныне Горьковский завод аппаратуры связи им. А.С. Попова), Горьковском автобусном заводе в Нижнем Новгороде (позднее Горьковский автобусный завод, ныне завод аппаратуры связи им.) Это были Государственный завод № 1 в Нижнем Новгороде (позднее Горьковский автобусный завод, ныне завод аппаратуры связи имени Попова) и Государственный завод № 2 в Москве. Штаб-квартира компании располагалась на Остаповском шоссе (сегодня Волгоградский проспект), непосредственно на МКАД. В 1930-х годах компания собирала легковые автомобили ГАЗ-А и грузовики ГАЗ-АА, сначала из американских, а затем из советских комплектующих.

В 1939 году завод был выделен из состава ГАЗа и переименован в Государственный автосборочный завод имени Коммунистического интернационала молодежи (КИМ), для которого был разработан малолитражный автомобиль КИМ-10 с цельнометаллическим полусферическим кузовом по образцу американского Ford Prefect. К началу войны было выпущено в общей сложности около 300 машин, а серийное производство должно было начаться 1 августа 1941 года.

Вскоре после начала Великой Отечественной войны завод КИМ был переведен в Свердловск, где начал выпускать легкие танки Т-60 и Т-70.

Первое поколение «москвичей»

23 мая 1945 года Совет Народных Комиссаров издал постановление, предусматривающее строительство автомобильного завода КИМ. Компания получила название ЗМА (позднее МЗМА).

Первоначально планировалось начать производство KIM-10. Однако в августе 1945 года, вероятно, по личному решению главы советского государства Иосифа Сталина, было решено начать строительство копии немецкого Opel Kadett K38, который выпускался в Германии с 1937 по 1940 год. По мнению некоторых исследователей, документы и оборудование для производства этих автомобилей были украдены с оккупированных территорий Германии. По мнению других, автомобиль был переработан на основе существующих моделей и марок.

Копия Kadett была названа Москвич 400 и поступила в производство в 1946 году. Базовая версия автомобиля представляла собой пятиместный седан с передним и задним приводом. Он был оснащен четырехцилиндровым двигателем M-400 мощностью 23 л.с. На базе первого «Москвича» также выпускались кабриолет, фургон и грузовик. В 1954 году началось производство модификации «Москвич-401» с более мощным двигателем (26 л.с.). Всего было выпущено около 234 тысяч автомобилей «Москвич» первого поколения. Это были первые серийные автомобили, продававшиеся в СССР для частного пользования.

История автомобиля «Москвич»: основные вехи, модели

Все для автолюбителя: обзоры, ремонт, авто схемы и новости

Статья об автомобилях «Москвич»: история марки, характеристики моделей и их особенности. В конце статьи есть видеоролик об истории «Москвича». Статья об автомобиле Москвич: история марки, особенности моделей и их характеристики. В конце статьи есть видеоролик об истории «Москвича».

История автомобиля «Москвич»: основные вехи, модели

История автомобильной марки «Москвич» началась 90 лет назад. Официально первые автомобили были построены в конце 1946 года, но этому событию предшествовала долгая история.

Прототип советской малолитражки

Opel Kadett K38

На фото.

Весной 1929 года было подписано официальное соглашение с Ford Motor Company. Согласно этому соглашению, автозавод, носивший название КИМ (Коммунистический интернационал молодежи), производил легковые, грузовые и пассажирские автомобили Ford с последнего квартала 1930 года по 1934 год. Автомобильная промышленность в СССР была еще не очень развита, и опыт сборки автомобилей по планам известного автопроизводителя считался полезным для изучения технологии производства.

В первом квартале 1939 года автозавод, переименованный в московский завод КИМ, начал разработку собственного малолитражного автомобиля. Но планам помешала война.

Прошло целых семь лет, пока автозавод, который тогда назывался «Московский завод малолитражных автомобилей», в 1945 году не начал выпускать новый советский автомобиль, предшественником которого был «немецкий» Opel Kadett K38.

Указ, подписанный Сталиным в августе 1945 года, предписывал «производство Opel Kadett K38 в прежнем виде». Таким образом, советский малолитражный автомобиль стал почти полной копией немецкой модели.

По сей день существуют две версии истории «Москвича». Согласно этому, после войны в рамках репараций почти все заводское оборудование, транспортные линии и техническая документация были переданы вместе с конструкциями Opel Kadett K38 из Рюссельсхайма в Москву.

Противники этой теории утверждают, что советские конструкторы получили лишь несколько образцов самого автомобиля и что строительство завода, разработка необходимого оборудования и технической документации осуществлялись советскими специалистами в Москве.

Этот вариант описан в воспоминаниях Александра Андронова, в то время главного конструктора МЗМА. По его воспоминаниям, оборудование завода было собрано из трофейного, заимствованного и собственного оборудования. В условиях послевоенной катастрофы производство автомобилей было налажено всего за два года.

Модели «Москвича» и их характеристики

Модели 400 и 401

модель Москвич-401

На фото: модель 401.

Первая версия седана «Москвич» выпускалась в течение девяти лет — с 1946 по 1954 год. Модель стала первым легковым автомобилем индивидуального пользования в истории Советского Союза.

Автомобиль оснащался двигателем M-400 и трехступенчатой механической коробкой передач. Продажная цена автомобиля составляла 8000 советских рублей (при средней зарплате в 600 рублей в то время). За этот период завод выпустил около 216 тысяч седанов.

Между «Москвичом» и «Опелем» были небольшие различия: у «Москвича» не было указателей поворота, а у немецкого — индикаторного семафора.

Стоит отметить, что советский прототип МЗМА не содержал ни одной детали под маркой Opel — на всем стояли отечественные штампы.

Некоторые автомобили первых моделей сохранились до нашего времени. Даже без реставрации видно их качество — толстый, прочный металл выстоял, несмотря на суровые зимы и реагенты на дорогах. Немного пострадали только подоконники, но при профессиональной реставрации это возможно.

Есть экземпляры, которые находились в эксплуатации до середины 20-х годов и имеют пробег в несколько сотен тысяч километров.

Интерьер не очень удобен, так как по сегодняшним меркам в нем не так много места. Но двигатель запускается легко, работает тихо и имеет отличную тягу. Мягкие пружины создают необычное управление, так как автомобиль раскачивается из стороны в сторону.

Им легко управлять, но барабанные тормоза не имеют усилителя тормозов, и вам придется потрудиться, чтобы нажать на них.

Отличительной чертой завода была технология постепенной модернизации. Серийные автомобили разных годов выпуска отличаются незначительно, но не существенно. Поэтому модельный ряд «Москвича» иногда трудно понять.

В частности, модель 400 за годы производства претерпела следующие изменения:

    1951 год — перемещение рычага селектора под рулевую колонку,

В таком измененном виде автомобиль стал известен как «Москвич-401» и выпускался почти до последнего квартала 1956 года.

Модель 402

Модель 402

Эта модель заменила модели 400 и 401 в 1956 году, и автомобиль сохранил коробку передач, двигатель и бортовую передачу своих предшественников. Интересен тот факт, что кузов этого автомобиля дизайнер создал с нуля, не копируя зарубежный аналог.

Однако тело не отклонилось от слишком инновационных контуров — оно было создано «в духе времени». Возможно, именно поэтому модель имеет некоторое сходство с ГАЗ-21, который был разработан в те же годы и теми же конструкторами.

Новый «Москвич» предлагает больше пространства в салоне. Он также был оборудован обогревателем, что оказалось очень важным в зимний период.

Даже в базовую комплектацию автомобиля входило радио, что было нетипично для других моделей того времени — электроника стоила дорого, и базовое оборудование обычно не включалось.

Москвич (автомобиль)

«Москвич» — это ныне несуществующий Московский автомобильный завод. Он расположен в юго-восточном автономном округе Москвы, недалеко от станции метро «Текстильщики». С 1968 по 1992 год он был известен как Автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК). Основанная в 1930 году, она прекратила производство автомобилей в 2001 году и была официально ликвидирована в 2006 году.

  • 1 История предприятия
    • 1.1 Начало деятельности
    • 1.2 Первые послевоенные годы
    • 1.3 Пятидесятые и шестидесятые годы
    • 1.4 Семидесятые и восьмидесятые годы
    • 1.5 Девяностые и двухтысячные годы (до нашего времени)
    • 2.1 Довоенные автомобили завода им. КИМ
    • 2.2 Послевоенные автомобили «Москвич»
    • 2.3 II поколение
    • 2.4 III поколение
    • 2.5 IV поколение

    История предприятия

    Начало деятельности

    Завод начал работу в ноябре 1930 года и начал собирать легковые и грузовые автомобили Ford.

    Завод выпускал автомобили Ford A и Ford AA до 1933 года. В декабре 1930 года по решению Всесоюзного автотракторного союза завод был переименован в «Государственный автосборочный завод имени Нового Коммунистического Интернационала» КИМ.

    В 1933 году завод стал филиалом ГАЗа и начал собирать автомобили ГАЗ-А и ГАЗ-АА.

    В 1939 году завод стал самостоятельным подразделением Глававтопрома и принял название «Московский автомобильный завод под названием КИМ». В то время специально для мощностей завода КИМ был разработан малолитражный автомобиль КИМ-10.

    В 1940 году завод начал производство этой модели. В это же время были разработаны модификации КИМ-10-51 кабриолет и КИМ-10-52 четырехдверный седан.

    С началом Великой Отечественной войны завод был перепрофилирован на военное производство.

    Первые послевоенные годы

    В мае 1945 года Совет Министров СССР принял решение о строительстве автомобильного завода по производству московских малолитражных автомобилей, который сначала был переименован в Завод малолитражных автомобилей (ЗМА), а затем в Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА).

    В 1947 году началось серийное производство автомобиля «Москвич-400», разработанного на базе немецкого Opel Kadett 1938 года и построенного частично с использованием трофейного оборудования (степень его использования до сих пор оспаривается историками).

    В 1948 году началось производство грузовика с полуприцепом, за которым в 1949 году последовал кабриолет на базе «Москвич-400».

    В 1954 году был выпущен модернизированный автомобиль «Москвич-401».

    Пятидесятые и шестидесятые годы

    Вторая половина 1950-х и 1960-х годов была самой успешной в истории завода. В этот период модельный ряд завода обновлялся каждые несколько лет, «Москвичи» активно осваивали экспортные рынки и международные гоночные трассы. Это был период с 1957 по 1967 год, когда на МЗМА работал известный журналист и автомобильный историк Лев Шугуров.

    В 1956 году началось производство нового Москвича-402, а уже в июле 1958 года он был модернизирован. При этом он получил новый двигатель с верхним расположением клапанов, собранный на базе старого блока, но с новой алюминиевой головкой блока цилиндров. Новая версия получила индекс «Москвич-407». С этими автомобилями заводская команда дебютировала на международных гоночных трассах в 1958 году. Помимо базового седана, выпускались модификации с кузовами «универсал» и «фургон» (первые в стране), а также полноприводная версия «Москвич-410».

    В этот период в МЗМА активно велись опытно-конструкторские работы Так, появился открытый спортивный «Москвич-404» с форсированным четырехкарбюраторным 60-сильным двигателем, купе на базе «Москвича-402», гоночная «формула», в которой заводские гонщики не раз становились чемпионами страны.

    Модельный ряд

    Довоенные автомобили завода им. КИМ

    Серийные автомобили
    Модель Годы выпуска
    Форд-А 1930—1933
    Форд-АА 1930—1932
    ГАЗ-АА 1933—1939
    ГАЗ-А 1934—1935
    КИМ-10-50 1940—1941
    КИМ-10-51 1941

    Первый универсал

    Следующим успехом завода стал «Москвич-423» — первый в СССР пятидверный универсал, выпущенный в 1957 году на базе модели 402.Автомобиль был оснащен телескопическими амортизаторами, усиленными пружинами и независимой передней подвеской. Крышка багажного отделения открывалась влево, а не вверх при приближении с тротуара, как в современных моделях.Впервые в истории советского автомобилестроения комфорт легкового автомобиля сочетался с заметной вместительностью.

    Автомобиль «Москвич-423» в частном музее «Автомототехника СССР» в Минусинске в Красноярском крае

    Автомобиль «Москвич-423» в частном музее автомехаников СССР в Минске, Красноярский край.

    Максимальная скорость автомобиля составляла 100 км/ч, а мощность двигателя — 35 л.с. Автомобиль отличался невероятной долговечностью: На материковой части России эти «Москвичи» оставались на дорогах даже в начале 2000-х годов.

    Третье поколение и двухмиллионный автомобиль (408, 412, 2140)

    В 1964 году завод начал производство новой модели, Москвич-408, которая стала основой для третьего поколения автомобилей и одним из лучших образцов советского автопрома.Плавные линии кузова и «плавники» четырехдверки, 13-дюймовые колеса и вертикальные фары ставят ее в один ряд с BMW 1500 или Opel Kapitan A. В 1964 году автомобиль был представлен на Лондонском автосалоне и экспортировался во многие европейские страны.

    Автомобили «Москвич-412» на конвейере сборочного цеха автомобильного завода имени Ленинского комсомола

    Автомобиль «Москвич 412» на конвейере автозавода имени Ленинского комсомола.

    Позже в серии появился Москвич-412 с двигателем мощностью 75 л.с. — Позже в серии появился Москвич-412 с двигателем мощностью 75 л.с., что было выше, чем у BMW, и Москвич-2140. В 1967 году с конвейера сошел юбилейный Москвич-408. А в 1974 году завод, переименованный в завод АЗЛК, выпустил двухмиллионный автомобиль — «Москвич-412».С 1967 года автомобили «Москвич» собираются не только в столице, но и в Ижевске. Покупатели отмечали, что ижевские автомобили имели более грубые интерьеры, но были более надежными в эксплуатации, чем московские.

    Четвертое поколение и финал (2141, 2142)

    Хотя на Западе наблюдался бум на передний привод, у наших инженеров не было достаточного опыта в массовом производстве таких автомобилей. Только в 1986 году заднеприводный 2140 был заменен переднеприводным хэтчбеком Москвич-2141.Автомобиль был создан на базе французской пятидверной Simca 1308 и сильно отличался от предыдущего «Москвича». Он был оснащен более крупным корпусом и топливным баком большей емкости.

    Автомобиль «Москвич-2141»

    Производство переднеприводного автомобиля продолжалось до 1997 года, когда он был заменен модернизированной моделью «Святогор» («Москвич-2141-02»). Эти автомобили выпускались до 2001 года, когда завод прекратил производство.

    «Москвич» в Юане: что производится на московском автозаводе?
    Производитель будет собирать автомобили в дружественной стране, а затем выпускать электромобиль.

    После распада СССР отечественные автомобили не могли конкурировать с зарубежными моделями. Покупателей на продукцию было мало, и в 1996 году главная транспортная компания начала закрываться. Компания прекратила сборку автомобилей в 2001 году, а в 2005 году начала выпускать автомобили под французским брендом Renault, который впоследствии был выкуплен компанией. Компания «Москвич» была официально ликвидирована в 2010 году.

    Переезд «Москвича»

    По словам историка, «Москвич» оказался очень удачным автомобилем, и большое количество машин было отправлено на экспорт. В период с 1955-1956 годов до середины 1960-х годов автомобили «Москвич» для внутреннего пользования были в дефиците, и в то же время завод не мог увеличить их производство. Встал вопрос о необходимости строительства нового завода. В результате «Москвич» переехал в другое место. «Москвич» оказался востребованным не только в социалистических странах, — сказал Орлов, — автомобиль продавался и в капиталистических странах. Это не был ошеломляющий успех — продажи местных брендов, таких как Renault, Fiat и Opel, были беспрецедентными. Зато «Москвич» успешно продавался в Германии, Швеции, Норвегии, Финляндии и других странах.

    По словам историка, третьим поколением стал «Москвич-408»: — Следующей моделью стал «Москвич-408», который по потребительским характеристикам конкурировал с моделями западных компаний. Это третье поколение, от Opel ничего нет, это было первое поколение. Но на «Москвиче» нельзя разделять поколения, потому что были и переходные модели. Когда было построено второе поколение автомобиля, старый двигатель Opel еще долгое время использовался. Затем инженерам удалось переработать двигатель с верхним расположением клапанов, и новый двигатель был представлен во втором поколении. Затем точно такие же усилия были приложены для перехода к третьему поколению, когда передняя подвеска и двигатель достались от «Москвича-408», а внешность осталась от второго поколения. «Москвич-408» оказался весьма успешным, во многом благодаря своим спортивным характеристикам. Самым сильным выступлением стал марафон Лондон — Сидней в 1968 году: уникальное событие в истории ультрамарафонов, в котором команда «Москвич» выступила исключительно хорошо», — сказал собеседник «ВМ».

    История автомобиля «Москвич»: все 4 поколения легенды

    Золотой век «Москвича»

    1960-е годы стали успешным периодом в истории марки «Москвич». — 1960-е годы были золотым веком «Москвича». Завод не стеснялся экспериментировать. Они много инвестировали в технологии и интересные разработки. Они построили транспортное средство, военное транспортное средство, аналог штурмовой машины. Они разработали микроавтобус, болид Формулы-1, который был почти построен», — сказал Орлов. В 1968 году был готов следующий автомобиль с более совершенным двигателем — «Москвич-412». Он был оснащен усовершенствованным алюминиевым двигателем, прототипом которого послужил двигатель BMW. Стоит отметить, что в этот период «Москвич» активно сотрудничал с министерствами из областей, далеких от автомобильной промышленности.

    — Новый двигатель был легким и компактным. Он не производился самим заводом, но уже началось сотрудничество с другими министерствами. Министерство автомобильной промышленности начало сотрудничать с Министерством авиационной промышленности и Министерством оборонной промышленности. В то время Ижевский машиностроительный завод, который относился не к Министерству автомобильной промышленности, а к Министерству оборонной промышленности, де-факто являлся филиалом завода «Москвич». Тем не менее, «Москвич» был произведен именно там. Завод двигателей в Уфе, принадлежавший авиационной промышленности, построил новый двигатель. Коробки передач также производились на стороне. Были предприняты попытки создать компании для работы на «Москвич», — пояснил историк. Орлов отметил, что «Москвич-412» был успешен и в спорте. В 1970 году состоялся второй сверхмарафон из Лондона в Мехико. Идея заключалась в том, чтобы закончить работу к чемпионату мира по футболу. Эксперт подчеркнул, что у автомобиля «Москвич-412» есть некоторые недостатки, но это не помешало ему отлично выступить в сверхмарафоне. Это были барабанные тормоза — слабое место «Москвича-412». Но мы доехали благополучно, и СССР «обошел» весь мир в своем классе. Было большое количество различных автомобилей, от Mini до Rolls-Royce. СССР был одним из немногих, кто дошел до финиша — об этом писали все.

    История автомобиля «Москвич»: все 4 поколения легенды

    Валентин Хухлаев / ТАСС

    Период застоя и банкротство

    В 1975 году на заводе «Москвич» был построен автомобиль «Москвич-2140», но в это время завод переживал не лучшие времена. следующая модель — «Москвич-2140» — уже была оснащена дисковыми тормозами. Но здесь уже началась стагнация. В это время персонал был перегружен. Например, чрезвычайно возросло число инженеров. Кроме того, эти люди ничего не делали, они просто играли в пинг-понг в коридорах. А людей, которые что-то делали, отбивали и говорили, что теперь нет возможности воплотить их идеи в жизнь. «Москвич-2140» в это время уже производился, — сказал Орлов. При этом завод остался на высоком технологическом уровне, поскольку оборудование было закуплено у французской компании Renault, пояснил эксперт. Сотрудничество «Москвича» с этой компанией началось в 1960-х годах: Большая часть оборудования была разработана и поставлена заводом Renault. То, что в какой-то момент «Москвич» исчез и появился «Автофрамос», дочерняя компания Renault, было логическим развитием долгосрочного сотрудничества, объяснил историк.

    Собеседник «ВМ» отметил, что в 1970-х годах у завода было много проектов, которые не были реализованы: — Москвич-2140 был очень массовым автомобилем, который строился долгое время. Он уже строился на новой площадке в районе Текстильщиков. Там даже был свободный участок. Дело в том, что новые заводы всегда проектируются с потенциалом роста. Всегда есть вакансии, где можно открыть новую мастерскую. Идея заключалась в том, чтобы построить цех для фронтового автомобиля «Москвич-2141» с красивым названием «Алеко» («Автозавод Ленинского комсомола»). С одной стороны, старое русское название, с другой — аббревиатура. Планировалось выпустить весь модельный ряд: хэтчбек Москвич-2141, седан Москвич-2142 и большой автомобиль с красивым названием Арбат. Последняя модель, однако, осталась макетной. «Москвич» фактически построил два автомобиля — седан и универсал. Они попытались сделать пикап, но не преуспели. Но важно понимать, что это были годы стагнации. Были построены новые здания, но не было оборудования. По словам историка, в 1990-х годах завод столкнулся с острой нехваткой денег. Одной из причин был кризис 1998 года, но кроме него был и кризис других интересов. Есть подозрения, что производство специально развалилось, и в итоге в 2002 году компания обанкротилась. Поэтому четвертое поколение «Москвича» стало последним, заключил собеседник «ВМ».

Оцените статью