Тормоза барабанные на всех колесах. По сравнению с моделью 408, новая модель получила гидравлический вакуумный усилитель тормозов. Однако на практике он оказался очень ненадежным и регулярно давал утечки. Но в любом случае, тормоза лучше с усилителем, чем без него, верно?
Инженеры Московского автомобильного завода решили немного модернизировать 408-й «Москвич» и первым делом установили новый двигатель. В результате получился такой же экономичный, дешевый, но очень тяжелый и надежный автомобиль, который мог даже конкурировать со многими европейскими моделями. Кроме того, была усовершенствована тормозная система за счет установки гидровакуумного усилителя, уровень пассивной безопасности смог соответствовать всем стандартам Еврокомитета ООН, «внешность» стала более красивой, и все это дало автомобилю новое имя — Москвич-412, которое также успешно экспортировалось во многие другие страны. Существует мнение, что успех «Москвича» обусловлен его неоднократным участием в ралли. Первоначально он производился не только в Советском Союзе, но и в европейских странах под другими брендами.
Москвич-3-5-3. Один из первых вариантов «Москвича» 1970 года, пришедший на смену 408-му.
Но давайте вернемся в конец 1960-х годов. Поскольку модель 412 была по сути идентична модели 408, но имела более мощный двигатель, кузова для обеих моделей были одинаковыми. Однако инженеры сразу заметили, что новый силовой агрегат требует более широкой радиаторной решетки, поэтому кузов был доработан. Это продолжалось недолго, так как менее чем через полгода завод разработал новый «универсальный» кузов, который, хотя и был спроектирован по старому образцу, подходил как к новым, так и к старым моделям «Москвичей». Инженеры поняли, что автомобилю нужен более новый и современный внешний вид, но без изменения всего кузова, крыши и дверных проемов. Так что к декабрю 1969 года с конвейера сходили старые и новые «Москвичи» с новым дизайном и характеристиками пассивной безопасности, соответствующими международным требованиям. Автомобили даже прошли испытания во Франции и получили соответствующий сертификат.
Помимо усовершенствованных ремней безопасности с пряжками, большинство элементов салона были обшиты специальными мягкими материалами, которые значительно снижали риск получения серьезных травм в случае столкновения. Кстати, благодаря этим нововведениям в названиях автомобилей «Москвич» появились буквы «ИЭ», что положительно сказалось на их конкурентоспособности при экспорте в другие страны. По иронии судьбы, именно «Москвич-412» был известен своими огромными усилиями по повышению безопасности. В частности, была усовершенствована тормозная система, а в 1974 году бамперы были оснащены брызговиками.
Кроме того, передние круглые фары были заменены на прямоугольные, указатели поворота стали треугольными, а фары — горизонтальными. Не затрагивая «визитную карточку» этого семейства автомобилей — декоративные ребра — радиатор получил клетчатую решетку, а указатели поворота были перенесены под фары. Кстати, 412-й также строился в Ижевске с конца 1969 года. Существовали также варианты, в которых передний диван заменялся двумя сиденьями с ручным тормозом между ними, коробка передач устанавливалась на полу, а безопасная рулевая колонка могла складываться в случае столкновения.
Но даже у модернизированного автомобиля был один существенный недостаток, и это снова был кузов. Большой дорожный просвет и узкая колея делали «Москвич» неудобным, иногда трудноуправляемым и неустойчивым, что усугублялось задней рессорной подвеской. Но многие закрывали на это глаза, потому что даже по сравнению с более дорогими ВАЗами, Москвич-412 имел большую грузоподъемность, был менее требователен и более долговечен, даже при постоянной неустанной эксплуатации в сельской местности. Другим механическим дефектом была коробка передач, которая принадлежала 407-му «Москвичу» и не отличалась «долговечностью» по сравнению с более современным и мощным двигателем. 1971 год стал важным годом для «Москвича». Во-первых, завод «Москвич» был полностью реконструирован, чтобы новые производственные линии могли удвоить выпуск автомобиля. Во-вторых, инженеры ижевского завода модернизировали интерьер автомобиля, установив цельную приборную панель с мягким покрытием и полностью изменив отделку салона. Эти и некоторые другие незначительные изменения во внешнем дизайне делают «Москвич-412ИЭ» переходной моделью. Однако, несмотря на многочисленные усовершенствования в 1970-х годах, полностью новую модель создать не удалось. Это произошло лишь спустя десятилетие, когда советские специалисты взяли за основу французский автомобиль Simca и разработали современный хэтчбек Москвич-2141 с передним приводом.
Особенности Ижевских «Москвичей»
Существует мнение (подкрепленное видимыми доказательствами), что автомобили «Москвич», собранные в Ижевске, чем-то отличаются и имеют более высокое качество, чем автомобили «Москвич». Автозавод был не только более современным и принадлежал государственному оборонному предприятию, но и всегда находился под контролем министра обороны Устинова.
Салон «Ижевск», который считается немного уступающим салону АЗЛК.
Кстати, о более высоком качестве сборки автомобилей говорят не только владельцы, но и многие эксперты, которые отмечают, что сам завод имел такую репутацию, которая сводила риск возникновения дефектов практически к нулю. Что касается интерьера «Москвича», то в Ижевске он был более грубым, чем в Москве, но это мало влияло на комфорт.
До 1969 года «ижевские» Москвичи строились в полной аналогии с «Москвичами», с тем же кузовом, что и 408, но с небольшим заводским значком на руле и радиаторе. Первая модернизация коснулась радиаторной решетки, где количество полос было увеличено до трех. Вскоре после этого автомобиль был переименован в Москвич-412ИЭ, так как получил незначительный капитальный ремонт и улучшенную систему пассивной безопасности.
Москвич-412 с Ижевского завода, (поздний выпуск, 1980-е годы).
Ранний Москвич-412 «Ижевск» (вид сзади).
Ранний «ижевский» Москвич-412 (вид спереди)
Если грузовики МЗМА получили более современные прямоугольные фары с решеткой и новые указатели поворота, то на ижевских грузовиках они остались без изменений, за исключением экспортных моделей 72-74 гг. Кстати, только в 1973 г. Ижевский автозавод решил выпустить автомобиль под собственной «маркой», и на нем дебютировал Иж-2125 с задней дверью. По этой причине существует несколько источников, в которых «Москвич» также упоминается как «Иж-Москвич-412».
Следующая заметная модернизация автомобиля произошла только в начале 1980-х годов. В то время радиатор был зачернен, дверные ручки слегка «утоплены», а к основному обозначению было добавлено обозначение «028». В этот период инженеры также работали над стандартизацией кузова для всех трех моделей — седана Москвич, пикапа ИжА и универсала ИжА. Стоит отметить, что капитальный ремонт и модернизация системы передачи на Ижевском заводе проводились отдельно от МЗМА, без какой-либо координации, а само производство продолжалось до 2001 года.
Экспорт Москвич-412ИЭ с Ижевского завода
Москвич 412IE на Ижевском заводе. Ограниченное издание в честь полумиллионного тиража.
Москвич-412 под другими брендами
Поскольку автомобиль в больших количествах экспортировался во многие развитые европейские страны, его вскоре начали собирать за рубежом. Например, Иж-2715 широко использовался в Финляндии как Elite 1500, а ижевский пикап — как Elite PickUp. В Болгарии «Москвичи» собирались и продавались под названием «Рила». Он был продолжен в последующих модификациях 2140 и 2141, но уже как «Москвич Балкан».
Москвич-412 для финского производства под обозначением Elite 1500.
Бельгийская компания Scaldia-Volga S.A. использовала несколько иной подход и усовершенствовала сами советские машины. Оснащенные дизельными двигателями Perkins и более «продвинутым» интерьером, они выпускались под названием Moskvitch Scaldia 1500. Кстати, грузовик предлагался в нескольких версиях (Normal, LS, Elita и Rally), что также повлияло на его цену.
Позже, в той же Финляндии, был официальный представитель завода МЗМА, который поставлял из СССР только комплектный грузовик, а финны при сборке использовали собственную ливрею кабины и даже изменили некоторые технические характеристики.
Экспортная маска автомобиля 412 «Москвич
Москвич-412
Москвич-412 — советский и российский малолитражный автомобиль II класса, выпускавшийся на московском заводе МЗМА, позже переименованном в АЗЛК, с 1967 по 1977 год и на Ижевском автозаводе с 1968 по 2001 год (производство до 1997 года). По сути, это была модификация модели «Москвич-408», которая выпускалась совместно с ним в течение многих лет, а затем также получила развитие в семействе «Москвич-2140 / 2138».
Установка современного и гораздо более мощного двигателя на шасси модели «408» значительно улучшила динамические характеристики автомобиля, сохранив при этом соотношение цены и качества на высоком для этого класса уровне даже по западноевропейским стандартам. Хотя сцепление автомобиля с дорогой осталось на прежнем уровне и не могло сравниться с более новыми моделями, динамика тормозов была улучшена, а управляемость стала проще для водителя благодаря внедрению в тормозную систему гидравлического вакуумного усилителя.
В первые годы производства большая часть M-412 предназначалась для экспорта. Он был собран в НРБ (под торговым названием Rila) и в Бельгии (под торговым названием Scaldia). Известность «Москвича» на международных ралли на рубеже 1960-х и 1970-х годов сыграла важную роль в продвижении автомобиля на мировой рынок. Он предлагался на внутреннем рынке до середины 1990-х годов, а ряд модификаций на его основе предлагался до начала 2000-х годов.
Когда в 1967 году автомобиль «Москвич-412» поступил в производство, он, как и «Москвич-408», имел кузов модели 1964 года с вертикальными задними фонарями каплевидной формы и круглыми фарами. Поскольку некоторые компоненты «Москвича-412», включая более широкий радиатор, были несовместимы с кузовом «408», первые образцы новой модели сошли с конвейера со специально измененным кузовом из-за некоторых деталей. Позже, в 1967 году, был представлен так называемый «унифицированный» кузов — все еще со старым дизайном, но подходящий для установки как на «408», так и на «412» без модификаций.
Между тем, одновременно началась разработка обновленного кузова «Москвича», и перед его создателями стояла задача максимальной унификации силовых компонентов с существующими, в частности, должны были остаться неизменными двери и крыша — поэтому задача перед дизайнерами стояла действительно сложная: не меняя общего дизайна кузова придать автомобилю радикально иную визуальную концепцию по сравнению с предшественником. В результате конверсии обе модели (M-408 и M-412) в декабре 1969 года получили модифицированный кузов, в который можно было устанавливать оба имеющихся двигателя без модификации. Помимо некоторых внешних модернизаций, обновленный кузов соответствовал требованиям пассивной безопасности тех лет, что было подтверждено сертификационными испытаниями во Франции. В частности, все кузова получили пряжки ремней безопасности, которые с 1969 года стали стандартным оборудованием, а выступающие части салона были обиты для предотвращения травм (с февраля 1969 года). В результате к названиям обеих моделей были добавлены буквы I и E, чтобы обозначить соответствие стандартам пассивной безопасности ЕЭК ООН и, таким образом, возможность экспорта в развитые страны. В целом, «Москвич-412Э» стал первым советским автомобилем, в котором серьезно рассматривались вопросы пассивной безопасности. Двухконтурная тормозная система (с 1969 года) значительно повысила активную безопасность автомобиля. В 1974 (1972?) году были добавлены стойки бампера, которые также являлись средством пассивной безопасности — они предотвращали опускание автомобиля под препятствием.
Визуальная новизна обновленного автомобиля была обеспечена использованием горизонтальных фонарей с треугольными поворотниками сзади и прямоугольных фар производства ГДР (которые также использовались на Wartburg 353). Сохранив декоративные плавники, которые символизировали преемственность дизайна автомобилей марки, «Москвич» получил радикально новый дизайн передней части: указатели поворота были удлинены и размещены под фарами, а решетка радиатора получила форму улья с широкими низкими ячейками. Производство этих грузовиков началось в декабре 1969 года на заводе МЗМА и примерно в то же время на Ижевском заводе. В то же время «Москвич-412» получил интерьер с раздельными передними сиденьями (с января 1968 года) и рычагом переключения передач на полу (с ноября 1968 года), а также новую рулевую колонку с травмобезопасной рулевой колонкой (может быть поднята в случае удара) и рычаг ручного тормоза между передними сиденьями. «Москвич-408» также получил раздельные сиденья, но рычаг переключения передач некоторое время оставался на рулевой колонке (старого образца).
Хотя с 1969 года Москвич-412Е стал базовой моделью завода «Москвич», производство Москвич-408Е было сохранено. Экспортные продажи практически сошли на нет, но внутри СССР автомобиль по-прежнему пользовался спросом, главным образом потому, что старый двигатель был менее требователен к материальной эффективности, а водители и ремонтники были с ним знакомы (это настолько важно, что возникший позже «дефицит» легковых автомобилей в СССР в то время не ощущался), поскольку до появления «Жигулей» спрос на них был относительно невелик — этот фактор мало способствовал вынужденной популярности «Москвича» с устаревшим 408-м двигателем.
Ижевские «Москвичи»
В 1967 году Ижевский автозавод начал производство автомобиля «Москвич-412». Позже к базовой модели 412 добавились модели 427, фургон 434, каблучок 2715 и хэтчбек Combi. В 1982 году дизайн автомобилей был изменен, двери были оснащены утопленными ручками (в отличие от Москвича-2140) и добавлена решетка радиатора, окрашенная в черный цвет. Новая модификация получила обозначение Москвич-412ИЭ-028. Примерно в это же время кузов седан был унифицирован с пикапом и универсалом в конструкции системы привода, с использованием «средних» боковых элементов для усиления пола седана и соединения переднего и заднего подрамников. Ижевские грузовики экспортировались вместе с московскими и под теми же марками. Пикап Иж-2715 продавался в Финляндии как Elite PickUp, а базовый седан был известен там как Elite 1500. М-412 также собирался из советских деталей в Ловече, Болгария, под названием Rila, как и 408 с 1967 года, а с 1976 года там же собирался Москвич-2140, а с 1988 года — Москвич-2141 Aleko (под названием Москвич Балкан). Грузовики «Москвич» собирались из комплектов в Бельгии компанией Scaldia-Volga S.A.. Эти грузовики были известны здесь как Moskvitch Scaldia 1500. В качестве опции предлагались дизельные двигатели — сначала британский Perkins, позже французский Peugeot-Indenor. Интерьер Scaldia был значительно изменен по сравнению с оригинальной советской серией. Доступны следующие варианты: Normal, LS, Elita и Rally. В Финляндии дилером «Москвича» была компания Konela, которая не занималась полной сборкой автомобилей, но версии «Москвича» также были значительно изменены по сравнению с оригиналом, это касалось интерьера, а зачастую и технической части.
16 августа 1974 года с конвейера АЗЛК сошел двухмиллионный автомобиль. Это был красный «Москвич-412». Сегодня юбилейный автомобиль стоит в Музее ретро-автомобилей на Рогожском Валу, рядом с другими машинами, количество которых превышает миллион.
Москвич-412
В 1967 году Московский автомобильный завод «МЗМА» начал выпуск пятиместного автомобиля с кузовом седан Москвич-412, доработанной версии предыдущей модели Москвич-408. Через год Ижевский автомобильный завод начал производство этой модели, которая получила название ИЖ-412.
Хотя «Москвич-412» был дальнейшим развитием 408-го, он строился параллельно в течение длительного времени и получил многочисленные модификации. Автомобиль экспортировался за рубеж, в том числе в Великобританию, Францию, Германию, Бельгию, на Кубу и Ямайку. В то же время в некоторых странах, таких как Бельгия, Болгария и Финляндия, «Москвич-412» выпускался на их заводах под собственным именем, но из советских комплектующих. В Бельгии, например, это был «Москвич Скальдия 1500», а в Болгарии — «Москвич Рила-412».
В 1977 году завод МЗМА прекратил производство автомобиля «Москвич 412», а Ижевский автомобильный завод продолжал выпуск до 1997 года.
Дизайн и конструкция
Москвич-412 отличается многими конструкторскими решениями, примененными впервые: Верхнеклапанный двигатель, гидравлический вакуумный усилитель тормозов, воздушный фильтр, полнопоточный масляный фильтр. Капот, как и на предыдущей модели, открывался вперед, а петли располагались спереди, а не сзади. Это было сделано для того, чтобы предотвратить открытие капота во время движения.
Это был усовершенствованный двигатель, полностью разработанный MZMA — двигатель с верхним расположением клапанов, полусферическими камерами сгорания и цилиндрическим алюминиевым блоком, наклоненным вправо от направления движения. Поскольку блок цилиндров был наклонен вправо, двигатель мог быть построен более компактно. Двигатель развивал мощность 75 л.с. при 5800 об/мин и имел рабочий объем 1475 см³.
Коробка передач была вариантом коробки передач модели 408, но на модели 412 все передние передачи были синхронизированы. На практике коробка передач была слабым местом автомобиля, так как двигатель был мощнее, чем у Москвича-408, его ресурс составлял 100 тысяч километров, хотя было много случаев, когда коробка передач не выдерживала и 63 тысяч километров.
Модель 1967 года имела круглые фары и вертикально расположенные задние фонари. В том же году началась разработка нового кузова, который теперь имел квадратные фары и горизонтально расположенные задние фонари.
С января 1968 года автомобиль оснащался раздельными передними сиденьями, тогда как ранее он имел фиксированный диван, а рычаг переключения передач был перенесен с рулевой колонки на пол автомобиля.
В 1969 году автомобиль достиг уровня пассивной безопасности, что было подтверждено на испытаниях во Франции. Автомобиль был оснащен несуществующими ранее креплениями для ремней безопасности, а выступающие части салона были покрыты пенополиуретаном. Рулевая колонка стала складной — с защитой от травм.
Москвич 412 годы выпуска
«Москвич-412» — советский и российский легковой автомобиль типа седан, строившийся с 1967 по 1977 год на московском заводе МЗМА, позже переименованном в АЗЛК, и с 1968 по 1997 год на Ижевском автозаводе. Первый автомобиль базовой модели «Москвич-412» был собран на главном конвейере МЗМА в марте 1967 года.
Москвич-412 был модификацией Москвича-408, и эти модели выпускались вместе в течение многих лет, а затем вместе развивались в семейство Москвич-2140 / 2138. M-412 сохранил дорогие в производстве детали корпуса, многие узлы и конструктивные решения «408», но при этом выгодно отличался от него по многим параметрам. Впервые на отечественном серийном легковом автомобиле были применены: двигатель с высоким расположением оси, коробка передач, полностью синхронизированная на передних передачах, тормозная система с гидравлическим вакуумным усилителем, полнопоточный масляный фильтр, воздушный фильтр с сухим быстросменным элементом.
Самым важным новшеством модели стал двигатель, разработанный Игорем Ивановичем Окуневым. Двигатель был полностью разработан конструкторской группой завода МЗМА. Первые разработки двигателя с верхним расположением клапанов с полусферическими камерами сгорания и алюминиевой камерой цилиндра (конструкция «406») на автомобиле «Москвич» относятся к середине 1950-х годов. Первые прототипы нового двигателя, конструкция которого была признана передовой и удачной, были разработаны в 1964 году. «Конструкция была испытана на гоночном автомобиле Москвич Г4М, который был оснащен форсированным впрыском (92 л.с.). Щавелев занял четвертое место в чемпионате СССР по кольцевым гонкам 1966 года. Важнейшей внешней особенностью двигателя Москвич 412 является блок цилиндров, наклоненный вправо (так называемый косой блок). Это решение позволило сделать двигатель более компактным и понизить центр тяжести. Блок цилиндров был изготовлен из алюминия со сменными чугунными гильзами. Это позволило отремонтировать двигатель простой заменой гильз без обширной механической обработки и сверления, необходимых для литого блока цилиндров. При рабочем объеме 1478 см³ двигатель выдавал 75 л.с. при 5800 об/мин.
Для нового, более мощного двигателя «Москвич-412» завод первым в отрасли освоил производство сцепления с диафрагменной нажимной пружиной, которое впервые было применено в отечественном автомобилестроении. Он был произведен по лицензии компании BORG & BECK.
До 1980 года грузовики Москвич 412 оснащались барабанами на всех колесах. Позже была установлена двухконтурная тормозная система с передними дисковыми тормозами и вакуумным усилителем.
Коробка передач представляла собой обновленную версию 408, унаследованную от нее не совсем удачно, особенно с установленным на полу рычагом переключения передач, приводимым в движение внешними тягами. В новой коробке передач все передние передачи синхронизированы. В целом, коробка передач считалась определенным недостатком «Москвича-412», что неудивительно, учитывая, что его двигатель был в полтора раза мощнее, чем у М-408, для которого он был разработан. Согласно статистике, 10% коробок передач были закончены только после 63 тысяч километров пробега, а средний срок службы составлял 100 тысяч километров.
Модификации «Москвич-412»
- 412 — базовый седан.
- 412И (до 1969 года) — в специальном исполнении, соответствующий европейским нормам безопасности.
- 412ИЭ — все М-412 с 1969 года имели буквы ИЭ, так как новый кузов изначально соответствовал европейским нормам безопасности и теоретически мог экспортироваться.
- 412К — машинокомплект для сборки за границей.
- 412М — медицинской службы.
- 412П — праворульный, рычаг КПП только напольный.
- 412Т — такси (широкого распространения не получил).
- 412У — учебный, с дополнительными педалями и нанесением цветографической схемы.
- 412Э — экспортный.
- 412Ю — в тропическом исполнении.
- 427 — базовый универсал. Выпускался с 1967 года. Он имел точно такой кузов, как и Москвич-426. Разница была в силовом агрегате. Москвич-427 имел силовой агрегат Москвича-412, а Москвич-426 – Москвича-408.
Джули Десмонд рекламирует «Москвич-427», 1971 год.
- 434 — базовый фургон. В 1972 году был обновлён фургон на базе М-408, М-433, версия с двигателем М-412 получила обозначение «Москвич-434». В отличие от раннего М-433, пятую дверь сделали цельной.
- 434П — фургон. Тоже, что и «Москвич-434» но с правосторонним расположением органов рулевого управления, предназначенная для стран с левосторонним движением. Кроме того, часть Москвичей 434П поступила в распоряжение почты СССР и использовалась для выемки писем из почтовых ящиков и их экспедирования в почтовые учреждения.
412P — спортивные версии с двигателями с принудительной индукцией с двумя карбюраторами Weber-40DCOe, с двухосными головками цилиндров 412-G (412-2B) рабочим объемом 1,5, 1,6, 1,8 литра, мощностью 99-140 л.с. Донором был Москвич-412, у которого был только один фюзеляж. С него были сняты все внутренние компоненты, остались только водительское сиденье и руль. Собственный вес автомобиля составлял 980 кг. Внешняя обшивка автомобиля была удалена для снижения сопротивления. Стандартный бензобак был заменен на 125-литровый. Оригинальное уплотнение было заменено на магниевые диски R13.
Габаритные размеры «Москвич-412»
Кузов | седан |
Число дверей | 4 |
Коэффициент Cx | 0,41 |
Длина, мм | 4090 |
Ширина, мм | 1550 |
Высота, мм | 1440 |
Колесная база, мм | 2400 |
Колея передняя, мм | 1237 |
Колея задняя, мм | 1227 |
Дорожный просвет, мм | 178 |
Диаметр поворота, м | 11 |
Снаряженная масса, кг | 1000 |
Грузоподъемность, кг | 340 |
Передняя подвеска | двойные рычаги, пружины |
Задняя подвеска | неразрезной мост, рессоры |
Передние тормоза | барабанные |
Задние тормоза | барабанные |
Двигатель | Бензиновый, карбюраторный, 4-х цилиндровый |
Расположение | спереди, продольно |
Охлаждение | жидкостное |
Число клапанов на цилиндр | 2 |
Рабочий объем, см3 | 1478 |
Диаметр цилиндра, мм | 82,0 |
Ход поршня, мм | 70,0 |
Степень сжатия | 8,8 |
Мощность, л.с. | 75 |
Обороты в минуту | 5800 |
Крутящий момент, Нм | 112 |
Обороты в минуту | 3000 |
Коробка передач | механическая |
Число передач | 4 |
Передаточные числа: | |
1-ая передача | 3,49 |
2-ая передача | 2,04 |
3-я передача | 1,33 |
4-ая передача | 1 |
Главная пара | 4,22 |
Максимальная скорость: | |
на 1-ой передаче | 44 |
на 2-ой передаче | 75 |
на 3-ей передаче | 116 |
на 4-ой передаче | 154 |
Привод | задний |
Чувствительность руля | 4,2 |
Максимальная скорость км/ч | 142 |
Разгон 0-100 км/ч (с): | 19,0 |
Расход топлива, л/100 км | 6,4-11,2 |
Емкость топливного бака, л | 46 |
Модификации
Сложно сказать что-либо о модификациях «Москвича», так как изменения в конструкцию вносились постоянно. И АЗЛК, и ижевские машины развивались по собственному сценарию. Другими словами, модернизация, проведенная на конвейере «Москвича», не сразу доходит до ижевского автомобиля.
«Москвичи», выпущенные в разные годы и разными заводами, отличались друг от друга как технически, так и по дизайну. Фото: youtube.com
Москвич-412″ постепенно эволюционировал и превратился в модель «2140», хотя конструктивно это был по сути тот же самый автомобиль. Со временем были разработаны модификации «Москвича» с кузовом хэтчбек («Комби») и версия пикап с грузом и пассажирами — знаменитый «Каблук». Но они уже считались независимыми моделями.
История экспорта
Возможно, это покажется неожиданным, но «Москвич-412» был одним из самых успешных экспортных автомобилей Советского Союза. Более того, его покупали не только братские страны социалистического лагеря, но и наши «западные партнеры», как любят говорить сегодня. Британский рынок, например, поглощал до 3500 «Москвичей» в год! И это был очень приличный показатель для того времени, в изнеженной и процветающей европейской стране.
Ключом к экспортному успеху «Москвича-412» стал его современный и мощный двигатель. Фото.
Более того, производство «Москвича» было организовано за границей! С 1969 года на балканском заводе в Ловече, Болгария, было собрано около 200 тысяч 412-х. Сборкой отверток занималась также компания Scaldia-Volga S.A. в Бельгии, которая в то же время производила «улучшения» для избирательных европейских вкусов.
Багажник просторный, но неприхотливый. Отсутствует место для запасного колеса. Фото: youtube.com
Однако быстрое устаревание модели и знаменитое советское качество в конечном итоге привели к тому, что продажи в Западной Европе упали до нуля. Но наших братьев по социалистическому лагерю никто не спрашивал — им исправно доставляли «Москвич».
Эпилог
«Москвич-412» с его современными и прогрессивными идеями некоторое время был яркой звездой на автомобильном небосклоне. Но эта звезда не взошла. Вернее, ему не позволили.
А в памяти жителей «412-й» остался скучным автомобилем пенсионеров. Никто не вспоминает спортивные успехи на международных соревнованиях, ралли Лондон-Сидней 1968 г., ралли Лондон-Мехико 70 г. И все!
Но старик еще жив! Время от времени мы натыкаемся на древний «412» на просторах нашей огромной территории. Обычно — смертельно уставшие и уязвленные жизнью. Но иногда — тщательно отреставрированные, нарядные и свежие. Как на наших фотографиях.