Что должен знать владелец автомобиля с вариатором, чтобы не «убить» его быстро и продлить срок службы на многие тысячи километров. Давайте вспомним простые правила работы:
Как правильно ездить на вариаторе (CVT) и что он из себя представляет
Автоматические трансмиссии становятся все более популярными не только за рубежом, но и в российских городах. Стоит отметить, что каждая модель автоматической коробки передач имеет свои отличия, преимущества и недостатки. Поэтому из отсутствия педали сцепления не следует делать вывод, что все автоматические трансмиссии абсолютно одинаковы.
Существуют три основные группы автоматических трансмиссий:
- Гидромеханическая. Эти модели были одними из первых, появившихся на рынке, и поэтому их часто называют классическими автоматическими коробками передач.
- Вариаторы CVT: отдельный тип автоматической трансмиссии со своими особенностями.
- Роботизированный. Обозначает механическую коробку передач.
Поэтому удивительно, что не каждый владелец автомобиля способен отличить представленные варианты. Однако можно определить, какая именно коробка передач установлена на автомобиле во время его эксплуатации.
Особое внимание следует уделить переменным, поскольку они имеют определенные характеристики, на которые водителю следует обратить внимание. В этой статье вы узнаете, как управлять вариаторной трансмиссией и на что следует обратить внимание при эксплуатации автомобиля с такой трансмиссией.
Что представляет собой вариатор и как на нем ездить?
Прежде всего, необходимо понять, что такое переменная. Этот тип автоматической трансмиссии является бесступенчатой автоматической трансмиссией. Уже один этот факт четко отличает вариаторы от стандартных аналогов.
Это связано с тем, что переключение в вариато происходит не резко, а плавно и без задержек. Эта функция облегчает водителю управление автомобилем. Автомобиль разгоняется довольно быстро и движется без рывков.
Еще одной особенностью конвертера является низкий расход топлива. Если сравнивать трансмиссию CVT с обычной автоматической трансмиссией, то трансмиссия CVT более рационально распределяет нагрузку на двигатель и трансмиссию, что приводит к увеличению срока службы трансмиссии.
Однако не стоит считать, что этот тип является идеальным и предпочтительным по сравнению с обычной автоматической коробкой передач. Другое дело. Основная причина — низкая ремонтопригодность переменных и высокая стоимость обслуживания.
При эксплуатации трансмиссии CVT, помимо всего прочего, необходимо учитывать ряд граничных условий — это и есть ответ на вопрос «Как правильно управлять гидротрансформатором?». Следует также отметить, что вариаторы хуже других выдерживают крутящий момент и в принципе не готовы к большим нагрузкам. По этой причине владельцам автомобилей с такой трансмиссией рекомендуется начинать движение плавно и постепенно увеличивать обороты.
Если вы не будете соблюдать вышеуказанные рекомендации, коробка передач моментально выйдет из строя, а стоимость ремонта будет огромной.
Дополнительные недостатки
Вышеупомянутая проблема — не единственная, которая может возникнуть при эксплуатации этой коробки передач. Есть и некоторые другие недостатки.
Прогрев
В холодное время года необходимо прогревать конвертер. Это связано с тем, что данная коробка передач очень чувствительна к смазке, и при каждом понижении температуры масло хуже распределяется внутри устройства, что приводит к неисправностям.
Однако следует отметить, что стандартный предпусковой подогреватель коробки передач не подходит для данного типа трансмиссии, так как устройство значительно отличается от механической коробки передач. Для предварительного прогрева гидротрансформатора необходимо предварительно прогреть двигатель и установить его в положение N на несколько секунд, чтобы прогреть гидромуфту.
Только после этого вы сможете медленно отъехать, не создавая излишней нагрузки на устройство. Плохая новость для владельцев механических коробок передач заключается в том, что не следует управлять такой коробкой передач, если температура опускается ниже 30 градусов Цельсия. Это важный момент для тех, кто хочет знать, как работает вариаторная трансмиссия.
Страх пробуксовок
Проблема заключается в боязни пробуксовки и перегрузок — это не способствует тому, чтобы автомобиль с такой коробкой передач был готов к жесткому бездорожью.
Трансмиссия CVT вряд ли поможет вам справиться с застрявшим в грязи автомобилем, и она совершенно не выдержит буксировки прицепов, которые обычно предназначены для негабаритных и тяжелых грузов.
Проще говоря, не рекомендуется ездить на автомобиле с трансмиссией CVT за чертой города и избегать прицепов. В редких случаях автомобиль может буксировать прицеп, если вес груза не превышает максимально допустимых значений. Однако в этом случае скорость транспортного средства и расстояние, на которое можно перевозить груз, также ограничены.
Если автомобиль застрял в грязи или снегу, попытка выехать самостоятельно может быть оставлена. Любая попытка переместить селектор коробки передач, чтобы «встряхнуть» автомобиль, приведет к повреждению конструкции.
Таким образом, вариатор CVT — это бесступенчатая автоматическая трансмиссия, которая отличается от своих аналоговых предшественников уникальной конструкцией. Переключение передач в трансмиссии CVT происходит плавно, без рывков, задержек, скачков и т.д.
Перегрев
В трансмиссии CVT есть два устройства, которые выделяют много тепла. Это может привести к повреждению всей трансмиссии. Итак, давайте рассмотрим эти два устройства, а также то, почему и при каких условиях они выделяют повышенное тепло.
Гидротрансформатор или пакет фрикционов
Да, на некоторых моделях с вариаторами между коробкой передач и двигателем стоит «булка». Он служит в качестве сцепления. Гидротрансформатор первым воспринимает крутящий момент двигателя при запуске или на низких оборотах.
В бесступенчатой трансмиссии гидротрансформатор почти всегда заблокирован. Исключение составляют лишь случаи, когда автомобиль движется на высокой скорости или находится в состоянии покоя. В этот момент сцепление расцепляется и начинает проскальзывать, выделяя большое количество тепла.
В некоторых моделях инверторов вместо гидротрансформатора используется фрикционный пакет. Это тоже сцепление, оно работает иначе, чем булочка, но при проскальзывании выделяет такое же тепло. Кроме того, они быстрее изнашиваются и по мере износа выделяют фрикционную пыль.
Коробка
В процессе эксплуатации тепло выделяет сама коробка передач. Из конструкции гидротрансформатора уже известно, что за переключение передач отвечает ремень, а не шестерни. Между ремнем и шкивами существует трение.
Чем меньше диаметр каждого шкива, тем меньше площадь контакта с ремнем. Сцепление уменьшается, а трение увеличивается. Это приводит к выделению тепла.
Во избежание повреждения инвертора необходимо тщательно следить за системой охлаждения бокса. Проверьте чистоту радиаторов и при необходимости прочистите их.
Большая нагрузка
Обратите внимание, что буксировка прицепов или других транспортных средств автомобилем с автоматической коробкой передач не рекомендуется. Езда по глубокой грязи и пробуксовка колес вредны для трансмиссии.
То же самое относится и к трансмиссии CVT. Только последствия такой эксплуатации будут еще печальнее. Дело в том, что вариатор не имеет жестко связанных друг с другом шестерен. Крутящий момент передается через ременную передачу.
Чем больше соотношение, тем меньше диаметр ведущего шкива, тем меньше площадь контакта ремня со шкивом. Это повышает риск проскальзывания ремня на шкиве, что смертельно опасно для преобразователя. На конических пластинах могут появиться заусенцы, а ремень может повредиться или порваться. Это дорогостоящий ремонт трансмиссии.
Для предотвращения быстрого выхода из строя CVT необходимо эксплуатировать CVT в «мягких» условиях:
- Не злоупотребляйте своими прицепами и компаньонами.
- При движении в гору с грузом за спиной не нажимайте педаль акселератора до конца. Небольшое давление на половину педали, а еще лучше легкое давление на педаль предотвратит проскальзывание преобразователя. Это также относится к буксировке прицепов. Если у вас его нет, вы можете нажать на педаль — ничего не произойдет.
Самое главное — не нажимать на педаль, если вам приходится кого-то буксировать, тянуть прицеп или управлять автомобилем Ford. Инверторы не любят высоких нагрузок на низких скоростях.
Педаль в пол
Это самое слабое место бесступенчатой трансмиссии. Чем больше вы ездите на полном газу, тем быстрее выйдет из строя гидротрансформатор. Если вы будете управлять им плавно и спокойно, он сможет проехать многие сотни тысяч километров.
Самое главное запомнить одно правило: «Если вы чувствуете, что у автомобиля в данный момент проблемы, не давите на педаль слишком сильно» — это значительно продлит срок службы гидротрансформатора.
Автопроизводители знают об этой проблеме и пытаются с ней бороться. Некоторые модели имеют дополнительные передачи для переключения вниз.
В некоторых случаях, когда нет планетарной передачи, компьютер «дросселирует» максимальный крутящий момент двигателя при наезде на бордюр. В этом случае вы не сможете наехать на бордюр, если подъедете близко и остановитесь. Как бы сильно вы ни крутили мотор, электроника не дает автомобилю двигаться, чтобы инвертор не сломался.