Как самостоятельно поддерживать работоспособность блока управления стеклоподъемниками. Принцип работы кнопки стеклоподъемника.

Принцип работы
Принцип работы кнопки стеклоподъемника - Другие статьи Назначение электростеклоподъемника Какими бывают разновидности подъемников Разновидности подъемников Особенности управления и работы электрических стеклоподъемников

Электрические стеклоподъемники не снижают безопасность движения, но повышают комфорт и удобство управления автомобилем. Вам больше не нужно прилагать физическую силу или долго крутить механический механизм — достаточно одного нажатия кнопки, чтобы автоматически отрегулировать высоту окна.

Как самостоятельно поддерживать работоспособность блока управления стеклоподъемниками

Автомобильны портал Dorpex.ru: все о различных частях автомобилей, их ремонте и уходе

Электрические стеклоподъемники (ESP) сегодня устанавливаются во многих современных автомобилях. Правильная работа стеклоподъемника зависит от всей системы, одним из ключевых элементов которой является управление стеклоподъемником. Ниже вы узнаете, как работает устройство и какие неисправности характерны для него.

Описание блока управления стеклоподъемниками

Каково назначение блока управления стеклоподъемниками, как он работает, в каких случаях производится ремонт системы? Давайте сначала рассмотрим назначение и принцип работы устройства.

Назначение и устройство

Само устройство управляется с помощью кнопок на панели управления в кабине или с помощью системы защиты от несанкционированного доступа, если направляющие окон заполнены дверными замками. В этом случае устройство автоматически закрывает все окна, когда владелец автомобиля ставит его на охрану. Если доводчики дверей являются многофункциональными, то при дальнейшем отпирании автомобиля стекла вернутся в исходное положение. Устройство должно быть оснащено кнопками, с помощью которых им можно управлять.

Владелец может заблокировать кнопки на дверной панели и предотвратить открытие или закрытие окон без дополнительных действий.

Мы рекомендуем тщательно ознакомиться со всеми функциями блока управления:

  1. Управление стеклами, а также люком, если таковой имеется, при необходимости или при активации автомобильной сигнализации.
  2. Если речь идет о доводчиках, то водитель сможет настроить систему таким образом, чтобы даже при включении сигнализации блок не до конца закрывал окна, что позволит обеспечить проветривание салона.
  3. Устройство заблокирует движение стекол при надобности, к примеру, если во время движения устройство встретилось с препятствием.
  4. Если на блоке есть кнопка блокировки движения, то водитель может ее нажать, чтобы заблокировать открытие либо закрытие. Особенно это актуально, если в салоне транспортного средства имеются дети.
  5. Если при работе ЭСП оборвется тросик, то модуль автоматически заблокирует работу системы и отключит электромотор.
  6. Кроме того, отключение системы произойдет и в том случае, если в работе электрической цепи либо мотора возникнет короткое замыкание.

Принцип действия

С точки зрения работы, система в целом работает по довольно простому принципу. Электроприводы ESP активируются нажатием кнопок управления. Два провода синего и серого цвета подключены непосредственно к самому механизму. Когда на синий провод подается напряжение, окно поднимается, когда на серый провод подается напряжение, окно опускается.

Если используются доводчики, импульс сначала поступает на них, а затем на двигатель и реле. Если используется доводчик, в систему добавляется дополнительный модуль. Все элементы управления для связи расположены под дверной панелью двери водителя и двери пассажира.

Возможные неисправности: признаки и причины

Все неисправности можно разделить на механические и электрические.

Вы можете самостоятельно обнаружить неисправности:

  1. Устройство не работает, ни одной стекло не реагирует на нажатие кнопок. Причин в данном случае может быть множество. Следует проверить работоспособность предохранителя, состояние электрической цепи подключения, контакты. Все вышедшие из строя элементы подлежат замене.
  2. Блок позволяет управлять всеми стеклами, кроме одного или несколькими из них. В этом случае неисправность может крыться как в блоке, так и в проводке. Причина может заключаться в повреждении проводки, цепь следует проверить.
  3. Блок работает, но стекла стали подниматься и опускаться значительно медленнее. При такой проблеме причину следует искать в некорректной работе электродвигателя, поскольку сам модуль, вероятнее всего, работает правильно (автор видео Сидоров Виталий).

Способы устранения поломок

При устранении неисправностей в любом случае необходимо снять устройство, чтобы найти причину неисправности. Процедура демонтажа может отличаться в зависимости от автомобиля и модели.

Ниже описано, как снять и отремонтировать устройство:

  1. Для начала следует произвести диагностику состояния кнопок управления. Для этого нажмите на кнопку если устройство работает, то во время нажатия должен раздаться характерный щелчок, он может быть очень слабым, поэтому вслушайтесь. Если щелчка нет, то необходимо проверить, в каком положении находится пружинка под кнопкой.
  2. Открутите болты либо саморезы, благодаря которым осуществляется крепление устройства в дверь или центральную консоль автомобиля. Ослабьте саму плату и извлеките ее из места монтажа. На практике большая часть механизмов, особенно, если они были выпущены в Китае, оборудуются очень слабыми выключателями, которые не выдерживают работу в условиях постоянных нагрузок. Это значит, что при демонтаже и разборе можно будет увидеть следы обгорания. Если следы действительно имеются, то на каждую кнопку управления для решения проблемы нужно будет установить реле, параметр тока в котором должен составить 10 ампер. Учтите, что сами реле должны иметь разомкнутые контакты.
  3. Как показывает практика, чаще всего причина неисправности заключается в плохом контакте с проводкой. Если в результате снятия вы заметили, что контакты повреждены, то восстановить их работоспособность можно только путем перепайки. В некоторых случаях обнаружить повреждение контактов сложно на первый взгляд, поэтому внимательно осмотрите их, возможно, придется даже использовать лупу. Пайка контактов осуществляется с использованием паяльника, сплава олова и канифоля. Если пайка была выполнена успешно, то после этого их нужно будет обработать спиртом, а саму схему тщательно высушить.
  4. Также следует визуально проверить состояние разъема. Для обеспечения правильной и бесперебойной работы механизма в данном разъеме должны отсутствовать следы загрязнений и мусора, а также влаги, окисления также не допускаются. Если же это все есть, то разъем лучше сразу заменить, поскольку очистка в большинстве случаев не дает результатов. Вернее, добиться работоспособности вполне возможно, но обычно ненадолго. Для замены разъема отключите аккумуляторную батарею авто, после чего отсоедините все подключенные контакты. Извлеките старый разъем и установите вместо него новый, после чего подключите на место все контакты. Для того, чтобы обеспечить более лучшую связь, контакты пластины на разъеме следует немного подогнуть, но делать это осторожно, чтобы не повредить их. Иногда восстановить работоспособность управляющего модуля можно только подогнув контакты, но бывает это крайне редко.
  5. Если вы выполнили все описанные выше действия, но при этом возобновить работу системы не получается и электростеклоподъемники все равно не работают, то скорей всего, саму микросхему пора менять. Выход из строя платы случается редко, но если это происходит, то можно считать, что весь блок подлежит замене. Покупка нового устройства производится с учетом модели автомобиля, а также конструкции вышедшего из строя модуля.

Фотогалерея «Выполняем самостоятельный ремонт»

1. Подденьте модуль отверткой и извлеките из места установки.2. Отсоедините защелки, которые фиксируют плату.3. Извлеките плату из посадочного места.4. Выполните ее ремонт.

Конструктивные особенности

Автоматические регуляторы окон состоят из ряда электрических и механических компонентов, которые управляют положением окна. Элементы управления расположены внутри дверцы. Элементы дизайна включают:

Раздельное управление ЭСП

  • блок управления — получает команды от водителя и пассажиров и генерирует управляющие сигналы для работы подъемного механизма;
  • привод — исполнительное устройство, которое состоит из электрического двигателя, зубчатой и червячной передачи, объединенных в один модуль;
  • подъемный механизм — связан со стеклом и выполняет непосредственно работу по перемещению.

Управление осуществляется с помощью специальных кнопок, установленных на двери. Чтобы опустить или поднять стекло, просто нажмите или поднимите кнопку. Каждая дверь имеет свои органы управления, но только водитель может управлять передними и задними электрическими стеклоподъемниками.

Виды приводов и подъемных механизмов

Ранее для управления положением окна использовались механические приводы с простым подъемным механизмом. Все, что вам нужно было сделать, это повернуть прикрепленную ручку, и вы могли перемещать его по простой схеме. В современных системах используется электромеханический привод, а подъемные механизмы делятся на:

Тросовый ЭСП

  • рычажный;
  • реечный;
  • тросовый.

Канатная система считается одним из самых популярных механизмов благодаря своей простоте и экономичности. Внутри конструкции используются ролики с натянутым между ними гибким тросом или цепью, а также приводной барабан. Когда возникает импульс, барабан начинает вращаться, и кабель наматывается. Таким образом, устройство подключается к стеклу и активирует его. Самый большой недостаток заключается в том, что веревка быстро изнашивается, а барабан не очень устойчив.

Рычажный ЭСП

Подъемные устройства с рычагами очень надежны, быстры и компактны. Принцип действия заключается в работе электродвигателя, который вращает шестеренку и изменяет положение одного или двух рычагов, прикрепленных к стеклу. Механизм работает бесшумно и имеет отличные эксплуатационные характеристики.

Реечный ЭСП

Редукторные ветровые стекла пользуются большим спросом благодаря своей низкой стоимости и простоте конструкции. Механизм состоит из направляющей пластины, прикрепленной к стеклу, и зубчатой рейки. Когда подается команда управления, приводной механизм начинает перемещать направляющую. Недостатками являются необходимость регулярной смазки и низкая долговечность зубчатой передачи в автомобилях эконом-класса.

Особенности работы и управления стеклоподъемников

Принцип работы автоматических оконных регуляторов довольно прост. Каждый блок оснащен индивидуальным блоком управления, который также получает команды от центрального блока. Механизм обрабатывает сигналы от кнопок и активирует исполнительные механизмы — двигатель запускается и изменяет положение подъемного механизма.

Некоторые системы позволяют автоматическим подъемникам продолжать работать после выключения двигателя или перестановки окна с помощью внешних команд (например, брелока сигнализации).

Используется либо прямое управление, либо электронная система. Первый подключается непосредственно к цепи автомобиля и состоит из трехпозиционного переключателя. Достаточно изменить положение элемента, и окно сдвинется в одну сторону. Поскольку в нем нет замков или защитных механизмов, он почти никогда не используется.

Электронное управление — один из самых популярных способов регулировки положения стекла. Конструкция состоит из:

  • электронного блока управления;
  • входных устройств (переключатели, датчики положения стекла);
  • исполнительных механизмов (электродвигатель, привод).

Отдельные кнопки управления расположены на пассажирской двери, а центральный блок — со стороны водителя. Это позволяет изменить положение любого лифта, активировать систему блокировки или закрыть все окна.

Типы и особенности стеклоподъемников

Электрические стеклоподъемники различаются в зависимости от типа привода и конструкции подъемного механизма.

Они различаются в зависимости от типа привода:

— Ручной (механический) — Электрический.

В современных легковых автомобилях ручные регуляторы окон используются редко и постепенно заменяются электрическими регуляторами окон (ESP), которые проще в управлении и могут использоваться также при неподвижном автомобиле. ESP более удобны и комфортны, но они работают только при включенном зажигании. Именно поэтому ручные подъемники сегодня широко используются на тракторах, спецтехнике, сельскохозяйственных и других транспортных средствах, а также грузовиках.

В зависимости от того, как работает система управления, электрофильтры можно разделить на два типа:

— с прямым (ручным) управлением — присутствует только блок управления приводным двигателем регулятора окна, заменяющий ручку механического регулятора окна; — с электронным (автоматическим) управлением — присутствует электронный блок управления, значительно расширяющий возможности регулятора окна за счет оснащения его различными автоматическими функциями.

Электрические стеклоподъемники могут быть оснащены одним из трех типов подъемных механизмов:

— Окно приводится в действие системой рычагов (одним или двумя) через зубчатую передачу; — зубчатая передача — окно приводится в действие кареткой, движущейся по неподвижному зубчатому пути.

Ручные электрические стеклоподъемники могут иметь только тросовый или рычажный привод, в то время как ЭСП оснащены всеми типами приводных механизмов.

Электрические стеклоподъемники установлены в нише двери, ручные механизмы имеют выход ручки в двери, а органы управления ESP расположены в подлокотнике двери (также имеется центральный блок управления на приборной панели или консоли).

Конструкция и принцип работы тросового стеклоподъемника

Тросовый стеклоподъемник

Как правило, тросовый стеклоподъемник состоит из приводного механизма, гибкого раздвижного элемента, держателя стекла и системы направляющих роликов.

Приводной механизм включает в себя зубчатое колесо и связанный с ним приводной ролик, который обеспечивает движение троса. Зубчатое колесо принимает крутящий момент от рукоятки или электродвигателя и преобразует его в поступательное движение гибкого элемента. Механизм также имеет подпружиненный стопорный механизм, который удерживает стекло в выбранном положении.

В качестве гибкого элемента обычно используется стальной трос небольшого диаметра, но также могут применяться цепи и зубчатые ремни. Канат движется вокруг приводных и направляющих шкивов, которых может быть два, четыре или больше, причем шкивы расположены так, что канат имеет одну или две вертикальные (нисходящие) ветви. К этим ветвям прикрепляются кронштейны для удержания нижнего конца стекла. Для обеспечения надежного движения и предотвращения проскальзывания канат крепится к приводному шкиву в два оборота.

Существует два типа механизмов канатного привода:

— с одной рабочей ветвью — канат имеет только одну вертикальную ветвь, на которой расположен держатель стакана; — с двумя рабочими ветвями — канат обходит несколько шкивов и имеет две вертикальные ветви, на которых расположены держатели стакана.

В направляющих часто имеются планки или трубки, проходящие через вертикальные нити кабеля для обеспечения правильного движения руки. Для защиты от износа и коррозии кабель ответвления окружен пластиковой оболочкой. А для компенсации провисания кабеля на его концах предусмотрены пружины провисания, соединяющие кабель в замкнутую петлю.

Работа тросового стеклоподъемника проста: крутящий момент ручки или электродвигателя передается на приводной механизм, преобразуется шестерней и передается на приводной цилиндр. Трос в приводном цилиндре получает поступательное движение и поднимает или опускает окно вместе с рычагами в зависимости от направления движения. Когда приводной механизм останавливается, срабатывает предохранительное устройство (это может быть простая пружина или более сложное устройство), и окно останавливается в выбранном положении.

Конструкция и принцип работы рычажного стеклоподъемника

Рычажный стеклоподъемник

Оконный кронштейн состоит из приводного механизма, рычажной системы и поворотного кронштейна с оконным кронштейном.

Приводной механизм состоит из ведущей шестерни, которая получает крутящий момент от рукоятки или электродвигателя, и зубчатого сектора. Рычаг жестко соединен с зубчатым сектором, а на его противоположном конце находится ролик малого диаметра. Цилиндр вставляется в углубление кронштейна, прикрепленного к руке, и прочно соединяется с нижним концом стакана.

Существуют различные конструкции рычажных окон:

— с одним рычагом; — с системой ножничных рычагов, один из которых является главным, а один или два других — второстепенными; — с двумя главными рычагами.

Версия с двумя рычагами конструктивно аналогична версии с одним рычагом, но имеет две зубчатые части, соединенные с ведущим колесом, которые поддерживают рычаги. Рычажная система более сложна, поскольку имеет только один приводной рычаг и ряд вспомогательных рычагов, которые поднимают и опускают окно, упирая стекло в две точки. Этот тип механизма позволяет избежать неравномерного подъема и опускания окна, что происходит при использовании двухрычажных механизмов.

Работа регулятора окна с рычажным приводом проста: крутящий момент передается от ручного рычага или двигателя на зубчатый сектор через шестерню, который преобразуется в поступательное движение рычага. Противоположная сторона рычага давит на маховик и соединенный с ним стеклопакет, при этом перемещение рычага компенсируется скольжением его цилиндра в пазу маховика. Окно должно быть зафиксировано в нужном положении пружинным запорным механизмом.

Принцип работы стеклоподъемника

Все современные стеклоподъемники устанавливаются на внутренней стороне двери под окном. В зависимости от типа механизма привод монтируется в подрамник или непосредственно в корпус двери.

Работа электрических стеклоподъемников ничем не отличается от соответствующих механических стеклоподъемников. Разница лишь в том, что во время движения вы меньше отвлекаетесь на то, чтобы поднять или опустить окно. В этом случае просто нажмите соответствующую кнопку на блоке управления.

Классическая конструкция — это трапеция, состоящая из шестерни, барабана и троса, намотанного на вал шестерни. Вместо рукоятки, используемой в механической версии, редуктор совмещен с валом электродвигателя. Он действует как рука, поворачивая механизм и обеспечивая вертикальное движение стекла.

Описание и принцип работы электростеклоподъемников

Другим важным компонентом современной системы регуляторов стеклоподъемников является микропроцессорный блок управления (или модуль) и реле. Электронный блок управления распознает сигналы от поворотной ручки и посылает соответствующий импульс на соответствующий исполнительный механизм.

Как только сигнал получен, электродвигатель начинает движение и перемещает окно. Если кнопка нажата кратковременно, сигнал принимается до тех пор, пока кнопка нажата. Однако, когда этот компонент нажат, в блоке управления активируется автоматическая функция, благодаря которой двигатель продолжает работать, даже если кнопка отпущена. Чтобы предотвратить разрядку привода, когда окно достигает верха арки, система должна отключить подачу питания на двигатель. То же самое относится и к окончательному положению нижнего окна.

Конструкция стеклоподъемников

Классический механический регулятор окна состоит из:

  • Опоры стекла;
  • Вертикальных направляющих;
  • Резинового демпфера (расположен в нижней части дверного корпуса, и его функция – ограничивать движение стекла);
  • Оконного уплотнителя. Этот элемент расположен в верхней части оконной рамы или крыши, если это кабриолет (об особенностях этой разновидности кузовов читайте в другом обзоре ) или хардтоп (особенность этого типа кузова рассматривается здесь ). Его задача заключается в том же, что и у резинового демпфера – ограничивать движение стекла в максимальном верхнем положении;
  • Привода. Это может быть механический вариант (в этом случае в дверной карте будет устанавливаться ручка для вращения шестеренки барабана, на которую наматывается трос) или электрический тип. Во втором случае в дверной карте не будет никаких ручек для движения стекла. Вместо нее в двери устанавливается реверсивный (может вращаться в разные стороны в зависимости от полюсов тока) электрический моторчик;
  • Подъемного механизма, с помощью которого стекло перемещается в конкретном направлении. Существует несколько разновидностей механизмов. Их особенности мы рассмотрим немного позже.

Устройство электрического стеклоподъемника

Как упоминалось ранее, большинство электрических регуляторов стеклоподъемников устроены так же, как и их механические аналоги. Исключение составляют электродвигатель и электронные системы управления.

Особенностью электрических оконных регуляторов является наличие электродвигателя:

  • Электромотора реверсивного типа, который выполняет команды блока управления, и входящего в конструкцию привода или модуля;
  • Электрических проводов;
  • Блока управления, который обрабатывает сигналы (это зависит от типа электросхемы: электрическая или электронная), поступающие от модуля управления (кнопки), а из него выходит команда на исполнительный элемент соответствующей двери;
  • Кнопок управления. Их расположение зависит от эргономики салонного пространства, но в большинстве случаев эти элементы будут установлены на внутренних ручках двери.

Замена

Как снять механизм регулятора стеклоподъемника своими руками? Независимо от того, является ли это электрической или механической процедурой, принцип удаления одинаков. Поскольку механизм скрыт внутри двери, сначала необходимо снять обшивку. Метод удаления варьируется от автомобиля к автомобилю. В большинстве случаев необходимо найти винты, крепящие ручку под разъемами, и открутить их. Если это механический регулятор стеклоподъемника, необходимо снять крышку, а затем саму «лопатку». Затем осторожно подденьте края корпуса и вытащите его. Он крепится с помощью пластиковых «клипс» — рекомендуется покупать новые, так как они одноразовые. Если ESP присутствует, отсоедините проводку от центрального блока управления стеклоподъемниками. Следующим шагом будет снятие блока двигателя и черных заслонок с кузова. Затем ослабьте винты в пластине, которая крепит окно.

механизм стеклоподъемника

Примечание: При снятии окна оно должно находиться в поднятом положении. В противном случае снять механизм регулятора окна будет очень сложно. Это относится как к электрическим, так и к механическим компонентам.

Затем отсоедините кабель (если он есть) от боковых роликов и от самого держателя стекла. Также снимите верхний ползунок. Затем ослабьте винты, крепящие механизм к двери (ключом на 10 мм). Обычно их бывает два или три. Теперь вы можете спокойно снять старый регулятор окна. Соберите новый элемент в обратном порядке.

Особенности работы и управления стеклоподъемников

Принцип работы автоматических оконных регуляторов довольно прост. Каждый блок оснащен индивидуальным блоком управления, который также получает команды от центрального блока. Механизм обрабатывает сигналы от кнопок и активирует исполнительные механизмы — двигатель запускается и изменяет положение подъемного механизма.

Некоторые системы позволяют автоматическим подъемникам продолжать работать после выключения двигателя или перестановки окна с помощью внешних команд (например, брелока сигнализации).

Используется либо прямое управление, либо электронная система. Первый подключается непосредственно к цепи автомобиля и состоит из трехпозиционного переключателя. Достаточно изменить положение элемента, и окно сдвинется в одну сторону. Поскольку в нем нет замков или защитных механизмов, он почти никогда не используется.

Электронное управление — один из самых популярных способов регулировки положения стекла. Конструкция состоит из:

  • электронного блока управления;
  • входных устройств (переключатели, датчики положения стекла);
  • исполнительных механизмов (электродвигатель, привод).

Отдельные кнопки управления расположены на пассажирской двери, а центральный блок — со стороны водителя. Это позволяет изменить положение любого лифта, активировать систему блокировки или закрыть все окна.

Полезный совет

Производитель рекомендует регулярно проводить техническое обслуживание для обеспечения максимально длительного срока службы оконного механизма. Как это работает? Рекомендуется снимать корпус и смазывать движущиеся части каждые 1-2 года.

механизм стеклоподъемника нексия

Это шестерня, стойка и пластиковые ползунки. За это время в механизме могут накопиться остатки, которые также следует очистить вместе со старой, засохшей смазкой. Литол-24 можно использовать в последнюю очередь во время технического обслуживания. Это очень вязкая смазка, которая хорошо прилипает к компонентам регулятора окна.

Оцените статью