Как тормозить на механике — несколько вариантов. Как тормозить коробкой передач.

Советы и вопросы
Как тормозить коробкой передач - Виды торможения АБС и торможение Что такое безопасное вождение? Торможение с МКПП Должна быть включена передача

Внутри ступицы находятся специальные зубья, которые передают свое движение на специальный датчик ABS. Если скорость одного из колес замедляется или одно из колес останавливается, ABS немного снижает давление в тормозной системе, а затем снова повышает его.

Как тормозить на механике — несколько вариантов

В автомобилях с механической коробкой передач передача крутящего момента двигателя на ведущие колеса полностью находится в руках водителя. Статистика показывает, что более половины продаваемых сегодня автомобилей оснащены автоматической коробкой передач, а ручное управление постепенно становится характерной чертой этого типа трансмиссии.

Одним из наиболее важных аспектов вождения, который необходимо изучить для безопасного вождения, является торможение. В этой статье вы узнаете, как правильно тормозить на автомобиле с механической коробкой передач, но сначала давайте рассмотрим некоторые виды торможения.

Основные виды торможения

В основном, все виды снижения скорости в автомобиле можно разделить на два основных типа, а именно:

  • Штатное торможение;
  • Экстренное торможение.

Давайте проанализируем эти два типа более подробно.

Штатное торможение

Нормальное торможение обычно означает снижение скорости автомобиля в нормальных дорожных условиях. Когда вам просто нужно остановиться в определенном месте без каких-либо неожиданных опасностей, которые заставят вас резко затормозить. Существует два основных типа обычного торможения.

Торможение двигателем

Наиболее распространенным является использование моторного тормоза задолго до остановки на ровной, скользкой или мокрой дороге. Представьте, что вы едете по дороге и перед вами мигает красный, желтый или зеленый сигнал светофора, или появляется место запланированной остановки. Если вы хотите замедлиться, достаточно слегка отпустить педаль акселератора, не используя сцепление. Таким образом, вы будете продолжать движение на высокой скорости и постепенно снижать скорость.

Эффект торможения в основном связан с тем, что двигатель больше не производит крутящий момент и начинает препятствовать вращению колес. Именно поэтому его называют торможением двигателем, так как автомобиль постепенно замедляется.

Во время движения, например, на четвертой передаче, когда стрелка на счетчике оборотов соответствует оборотам холостого хода, а скорость составляет около 40 км/ч (на третьей передаче — около 30), выжмите сцепление, поставьте рычаг переключения передач в нейтральное положение и медленно замедлите движение автомобиля.

Однако существует второй способ торможения двигателем, при котором скорость транспортного средства снижается с более высокой до более низкой без увеличения оборотов двигателя до холостых оборотов. Благодаря этому скорость автомобиля снижается еще быстрее, и автомобиль можно остановить практически без использования педали тормоза.

Однако, чтобы переключать передачи плавно и без резких рывков, требуется много усилий и практики со стороны водителя, что не лучшим образом сказывается на состоянии автомобиля. Не допускается переключение вниз более чем на две передачи.

Также важно отметить, что торможение двигателем не только снижает скорость, но и экономит топливо. В автомобилях с карбюраторами, например, торможение двигателем активирует систему ECT (принудительная экономия холостого хода), которая перекрывает подачу топлива.

В дизельных или инжекторных системах, с другой стороны, форсунки не открываются, и топливо поступает либо во впускную систему, либо непосредственно в цилиндры.

Комбинированное снижение скорости

Как следует из названия, сочетание торможения двигателем и педалью тормоза — это комбинированное торможение. Этот тип переключения позволяет автомобилю остановиться даже быстрее и безопаснее, чем при нажатой педали тормоза и выжатом сцеплении. Это предотвращает блокировку колес автомобиля при торможении, благодаря чему автомобиль остается под контролем даже в сложных ситуациях.

Такое торможение обычно происходит на ровной дороге вблизи препятствия. Ситуация отличается от описанной выше тем, что расстояние до остановки или препятствия меньше. Это означает, что автомобиль должен тормозить на меньшем расстоянии. Поэтому для безопасного торможения необходимо принять следующие меры:

Как правильно тормозить на машине с механической коробкой передач?

Как известно, к каждой ситуации на дороге нужно подходить по-разному. То же самое относится и к торможению. Вот несколько примеров того, что можно и чего нельзя делать в той или иной ситуации.

Как тормозить с МКПП в повороте?

В целом, не следует тормозить на повороте. Перед поворотом следует снизить скорость. Но если это необходимо, следует придерживаться некоторых правил:

  • Категорически не допускается резкое нажатие на педаль тормоза в повороте.
  • Не выжимайте сцепление, проходить поворот необходимо при включенной передаче.

Если колеса заблокированы, автомобиль может сойти с трассы. Поэтому тормозите так, чтобы колеса не прокручивались. Включение передачи придает автомобилю дополнительную устойчивость.

Торможение с механической коробкой передач на спуске

Следующая особенность при управлении автомобилем с механической коробкой передач — торможение на спуске. Основное правило заключается в том, что двигатель и трансмиссия не должны быть разделены. Это означает, что не выключайте сцепление, не переводите коробку передач в нейтральное положение и тормозите только двигателем. Вы должны регулярно тормозить автомобиль тормозами, только если скорость превышает безопасную.

Тормоза могут перегреться и затем выйти из строя при длительном торможении, например, при движении на крутой подъем. Поэтому тормозите только при работающем двигателе, чтобы избежать излишней нагрузки на тормозные колодки.

Запомните простое правило: Чтобы двигатель эффективно тормозил при спуске с крутого холма, вы всегда должны ехать с той же скоростью, с которой вы бы ехали на тот же холм.

Как правильно тормозить на скользкой дороге?

Основное правило на скользкой дороге — избегать блокировки колес. Пока колеса вращаются, автомобиль может управлять, и вы можете аккуратно изменить направление и объехать препятствие, если это необходимо. Если колеса блокируются, автомобиль больше не может управлять, и его траектория становится непредсказуемой.

При торможении старайтесь удерживать колеса в пределах заноса. Это можно сделать, регулярно нажимая и отпуская педаль тормоза. Это делается на высокой скорости. Это связано с тем, что автомобиль без крутящего момента на ведущих колесах может внезапно сорваться в занос, с которым трудно справиться без специальных навыков.

Основы экстренного торможения

Он используется в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Понятно, что при этом происходит резкое нажатие на педаль тормоза. Но даже для такого простого на первый взгляд действия существуют определенные неизменные правила. Они должны быть известны каждому, у кого есть водительское удостоверение. Это правила, которые показывают, как правильно тормозить автомобиль:

  • При резком или длительном нажатии тормоза нельзя сильно выворачивать руль. Это может вызвать занос автомобиля и его переворот.
  • Не прогибайтесь всем телом вперед. Старайтесь, чтобы ваши плечи и лопатки касались спинки кресла. Так вы лучше будете чувствовать изменение положения машины относительно дороги и обезопасите себя при возможном столкновении.
  • При экстренном торможении на авто с МКПП нельзя выжимать сцепление. Автомобиль будет замедляться дополнительно благодаря снижению оборотов двигателя.

Будьте осторожны на скользких дорогах.

Основы безопасного скольжения по льду и мокрой дороге

Хотя многие автомобили сегодня оснащены ABS, принципы безопасной остановки транспортного средства практически не изменились.

Некоторые наши опытные водители, привыкшие к управлению классическим автомобилем, намеренно отключают ABS. Для новичков такой подход совершенно неприемлем.

Существует несколько основных способов правильного торможения автомобиля на льду и мокром асфальте. Давайте рассмотрим каждый из них. Использование коробки передач и двигателя Замедление достигается путем снижения мощности двигателя и переключения коробки передач на пониженную передачу. Это снижает скорость вращения колес и предотвращает их вращение на больших скоростях.

Существует разница между торможением двигателем в автоматической коробке передач и в механической коробке передач. При торможении автомобиля с механической коробкой передач водитель переключает передачи, в то время как в случае с автоматической коробкой передач за это отвечает электроника.

Скорость переключения автоматической коробки передач может варьироваться в зависимости от модели автомобиля. Поэтому, если ваш автомобиль оснащен несколькими режимами работы рычага переключения передач, при торможении с работающим двигателем следует использовать рычаг ручного переключения передач.

Рычаг механической коробки передач.

Чтобы научиться тормозить при работающем двигателе и трансмиссии, выполните следующие действия:

  • Сбрасываем обороты педалью акселератора.
  • Выжимаем сцепление (для МКПП или ручного режима АКПП).
  • Ставим положение рукоятки коробки на следующую низкую ступень.
  • Сцепление отпускаем, правой ступней выжимаем газ.

При необходимости повторите эту процедуру несколько раз, пока не включите самую низкую передачу. Этот способ торможения подходит для замедления автомобиля на прямом участке ровной дороги или при движении под уклон.

Способ прерывчатого замедления

В этом методе используется рулевое колесо и ножной тормоз. Педаль нажимается рывком. Это предотвращает остановку колес автомобиля. Важно понимать, что этот метод требует определенного опыта вождения.

Тормоз следует нажимать в тот момент, когда колеса полностью заблокированы. Это предотвращает полную блокировку колес и скольжение автомобиля. Рулевое управление с нажатой педалью тормоза.

Попеременное резкое нажатие и отпускание педали тормоза предотвращает полную блокировку колес тормозными колодками и скольжение шин по дороге. Таким образом, скорость автомобиля постепенно замедляется.

Чтобы понять, как тормозить прерывисто, важно научиться тормозить таким способом:

  • Отпустить акселератор.
  • Нажать резко на тормозную педаль.
  • В нажатом положении задержать на несколько секунд.
  • Затем отпустить.

Важно резко нажимать и отпускать тормоза. Вы также должны стараться соблюдать определенную частоту движения, чтобы шины автомобиля не успевали проскальзывать.

В любом случае, эффективность тормозов зависит не только от мастерства водителя. Правильный выбор сезонных шин — не самый важный фактор.

Все модели сезонных шин подходят только для лета и межсезонья весной и осенью. В зимних условиях предпочтение следует отдавать шипованным шинам или шинам без шипов. Их протектор лучше подходит для торможения на льду.

Другие правила торможения на авто с механической коробкой передач

Существует множество других особенностей при торможении автомобилей с механической коробкой передач. Например, большинство водителей еще в автошколе учат, что с механической коробкой передач вы можете замедлить движение и контролировать автомобиль, оставляя передачи включенными. Это означает, что вам не нужно переключать передачу на нейтраль каждый раз, когда вы хотите остановиться.

Это имеет несколько важных преимуществ:

  • полный контроль движения автомобиля и его замедления;
  • более эластичная работа двигателя без резких перепадов нагрузок;
  • отсутствие лишних движений по включению/выключению передач.

Важно не превышать рекомендуемую минимальную скорость. Если вы едете на четвертой передаче, но замедлились до 20 км/ч, лучше переключиться на нейтраль, а затем решить, как вы хотите ехать. В противном случае двигатель не выдержит нагрузки, автомобиль начнет дергаться и двигатель просто остановится. Такие ошибки часто допускают начинающие водители, что приводит к неприятным ситуациям на дороге.

Езда и торможение на горных дорогах

Всем известно, что автомобили с автоматической коробкой передач оснащаются гораздо более жесткими и толстыми тормозными колодками. Дело в том, что автомобиль с механической коробкой передач имеет явное преимущество перед автоматической коробкой передач при движении вниз по склону.

Вы можете управлять скоростью и замедлением автомобиля с помощью коробки передач и дать отдохнуть тормозам. Техника вождения с ручным управлением на горных дорогах следующая:

  • выключать передачу и переходить на нейтральную строго запрещено;
  • при выезде на гору руководствуемся общими правилами вождения — повышенные обороты для разгрузки двигателя;
  • при съезде с горы используем пониженную передачу и тормозим исключительно двигателем (как описано выше);
  • притормаживать педалью можно только в случаях, когда нужно повернуть, а скорость авто слишком высока для этого.

Эта техника вождения поможет вам избежать удара о тормозной путь на горной извилистой дороге. Если тормозные колодки изношены и автомобиль неуправляемо катится вниз по склону, стоит притормозить автомобиль на холодном спуске. Здесь нельзя использовать ручной тормоз или другие методы торможения — это небезопасно.

Видео:

Подводим итоги

Владельцы автомобилей с механической коробкой передач имеют определенные преимущества при движении в гору, а также при эксплуатации тормозных колодок. Однако вам следует изучить технику торможения двигателем, чтобы лучше использовать преимущества автомобиля с механической коробкой передач.

Помните, что любая техника вождения, которой вы овладеете, сделает вас на шаг вперед и поставит вас в более безопасное положение за рулем. Знаете ли вы другие способы торможения автомобиля, которые так же безопасны, как и торможение двигателем?

Зачем нужен крутящий момент при торможении?

Я ожидаю, что вы спросите себя: «В чем смысл всего этого? Почему ты не можешь просто нажать на тормоз и остановиться?». Конечно, вы можете просто нажать на тормоз. Но в вождении многие действия и их последствия носят вероятностный характер. Делая то или иное действие, мы увеличиваем или уменьшаем вероятность несчастного случая. Поэтому торможение с помощью «только тормоз» довольно безопасно с точки зрения самого торможения, но совсем не безопасно с точки зрения того, что произойдет, если что-то случится во время торможения. Вот несколько примеров.

Уход от наезда сзади

Представим себе ситуацию: Вы приближаетесь к повороту, хотите повернуть налево, включаете «индикатор» и начинаете тормозить. Ваша скорость была, например, 60 км/ч, вы ехали на четвертой передаче и тормозили с той же скоростью. Перед тем, как вы начали тормозить, счетчик оборотов показывал около 2000 об/мин, а затем стрелка пошла вниз с уменьшением скорости. Вдруг вы видите в зеркале заднего вида автомобиль, который быстро приближается к вам и, явно не успевая затормозить, пытается врезаться в ваш багажник, даже нервно сигналит вам фарами и «гудит». Решение? Не разворачивайтесь, езжайте прямо, резко тормозите и ускоряйтесь. Но вы все еще находитесь на четвертой передаче, а счетчик оборотов показывает менее 1500 об/мин, что означает полную потерю мощности двигателя (даже если у вас турбированный или дизельный двигатель). Вы давите на педаль газа как сумасшедший, но ничего не происходит, машина не разгоняется. У вас нет времени переключать передачи, и непонятно, какую передачу использовать….

Повторим ситуацию: вы замедляетесь и переключаетесь вниз, когда обороты двигателя падают. Итак, вы заметили приближающийся сзади автомобиль и уже собираетесь переключиться на вторую передачу, когда счетчик оборотов показывает 3000 об/мин, автомобиль послушно реагирует на педаль газа, и вы мчитесь вперед, чтобы избежать столкновения.

Снос автомобиля

Или другой пример. Поворот, вы снижаете скорость, входите в поворот и уже в повороте понимаете, что ваша скорость слишком высока. Затем передние шины теряют сцепление с дорогой, вираж выпрямляется, и автомобиль выезжает на встречную полосу…..

Что же делать, когда наступает дрейф? Существует несколько вариантов, но наиболее приемлемый «политический» вариант — отпустить педаль газа, т.е. замедлить двигатель, снизить скорость и подождать, пока шины снова обретут сцепление с дорогой. Затем продолжайте движение в первоначальном направлении.

Как вы можете видеть, описанная выше техника невозможна при холостом ходе на повороте, поскольку на холостом ходу автомобиль не управляется педалью акселератора. Когда пятая передача все еще включена и скорость составляет 70 км/ч, счетчик оборотов показывает чуть ниже 2000 об/мин. Таким образом, тяга двигателя минимальна, а торможение двигателем будет очень слабым.

В идеале, на дуге быстрого поворота счетчик оборотов должен показывать 3000-3500 об/мин, что при скорости 70 км/ч соответствует третьей передаче для большинства автомобилей. В этом случае торможение двигателем будет иметь значительный эффект и с большей вероятностью позволит предотвратить занос автомобиля и избежать аварии.

Это лишь два примера из множества других ситуаций, в которых может потребоваться экстренное ускорение или торможение двигателем.

Что это такое и как оно работает

При торможении двигателем автомобиль замедляется за счет двигателя. На самом деле, речь идет не только о двигателе, но и о трансмиссии. Давайте рассмотрим подробнее, как это происходит.

Для активации тормозов водителю достаточно отпустить педаль акселератора на определенной скорости. Вы почувствуете снижение скорости автомобиля, как будто кто-то тянет за заднюю часть автомобиля. Чем ниже выбранная передача, тем лучше эффект, так как скорость автомобиля теряется быстрее.

Крутящий момент и безопасность

Вывод: Переключайтесь на пониженную передачу, когда замедляетесь, и вы повысите безопасность вождения. Каждый раз при 2 500 об/мин для атмосферного бензинового двигателя, при 2 000 об/мин для бензинового двигателя с турбонаддувом и при 1 500 об/мин для дизельного двигателя позвольте игле спидометра двигаться вниз. Возможны и более высокие обороты, все зависит от вас. Но точно не на более низких оборотах, здесь я даю более низкие средние пределы. Я рекомендую установить максимальные значения крутящего момента для вашего автомобиля и переключать передачи соответствующим образом.

Переключение на пониженную передачу особенно важно при прохождении поворотов, так как автомобиль гораздо менее устойчив на дуге, чем на прямой. Подробности и практика — в курсах «Волшебное переключение передач», «Вождение на треке» и «MBA для водителя: мастерство управления автомобилем».

Кстати, обратите внимание на счетчик оборотов вашего автомобиля. Он будет считать примерно до 7000 оборотов в минуту для бензинового двигателя и до 5 тысяч оборотов в минуту для дизельного двигателя. Подумайте, почему вы ожидаете от своего автомобиля таких высоких оборотов? Отсюда вопрос: почему средний водитель держит обороты на уровне 1500-2000? Если вы один из таких водителей, это хороший повод задуматься о правильности вождения…

Оцените статью