Каждый из этапов потребуется подробно рассмотреть, чтобы не возникло никаких трудностей с комплектацией. АКБ бывают разные, но замена производится по общей схеме с небольшими возможными отклонениями.
Как заменить аккумулятор в автомобиле — пошаговая инструкция
Замена аккумулятора автомобиля — процедура несложная, установить новую АКБ может любой автовладелец. Для этого нужны лишь базовые инструменты и правильная последовательность действий. В помощь новичкам — наша пошаговая инструкция, как заменить АКБ.
- Новый аккумулятор — правильно подобранный и точно подходящий к вашему автомобилю. Подобрать АКБ можно онлайн.
- Гаечный ключ — рожковый или накидной; как правило, на 10 мм. Хорошо, когда в багажнике лежит набор ключей — в нём точно есть нужный.
- Рабочие перчатки — на старом аккумуляторе и клеммах могут быть следы электролита, поэтому руки нужно защитить от кислоты.
- Металлическая щётка или специальный инструмент для очистки клемм, поскольку они могут быть окисленными.
- Смазка для клемм, которая защитит их от окисления и утечек тока.
- Защитная накладка на бампер или крыло автомобиля (в зависимости от расположения АКБ под капотом). Если накладки нет, снимите одежду с выпирающими металлическими пуговицами и молниями, чтобы не поцарапать кузов.
Замена аккумулятора: последовательность действий
Если замена АКБ не экстренная, то сперва помойте машину — иначе точно испачкаетесь в процессе. Всегда приятнее работать с чистой техникой.
Поставьте автомобиль так, чтобы он никому не мешал (переставить его в процессе работы не получится), а у вас был свободный доступ к подкапотному пространству.
Вытащите ключ из замка зажигания и положите его в карман — не оставляйте ключ в салоне, чтобы не оказаться перед закрытой машиной, если охранная система даст сбой и заблокирует двери.
Провода, подходящие к аккумулятору, различаются цветом: отрицательный провод и его защитный пластмассовый колпачок окрашен в черный или синий цвет, положительный – всегда красного цвета.
Меры безопасности
Замена аккумулятора состоит из трех основных этапов:
Не стоит пренебрегать подготовительным этапом, так как от него зависит безопасность и удобство предстоящей работы по замене АКБ. Итак, перед тем как заменить аккумулятор , следует выполнить несколько простых действий.
- Выберите подходящую ровную площадку для проведения работ, находящуюся на достаточном расстоянии от других автомобилей.
- Заглушите двигатель и дайте ему остыть, выньте ключ из зажигания, поставьте автомобиль на стояночный тормоз.
- Подготовьте необходимый инструмент: рожковый и торцевой ключи, отвертку, а также наждачную бумагу или специальную щеточку для очистки клемм от образовавшейся окиси.
- Наденьте на руки плотные резиновые перчатки, чтобы защитить себя от воздействия электролита. Старая батарея может иметь повреждения на корпусе, через которые подтекает кислота. При контакте с ней можно получить химический ожог.
После окончания несложных подготовительных работ и при условии соблюдения всех мер безопасности можно приступить к демонтажу старой батареи.
Снятие старого аккумулятора
Следующий этап работы в замене автомобильного аккумулятора – снятие вышедшего из строя АКБ. Для демонтажа следует соблюдать простую последовательность действий.
Шаг №1. Отсоединяем клеммы. Обычно для этого требуется использовать гаечный ключ на 10, однако у разных батарей может встречаться и другая резьба. Поэтому лучше всего выбрать ключ со сменными головками.
Автоэлектрики придерживаются определенной последовательности снятия клемм, начиная сначала с минусовой клеммы. Обратный порядок снятия клемм может привести к короткому замыканию.
Шаг №2. Извлекаем батарею. Особенности демонтажа АКБ зависят от разных моделей и марок автомобилей. В каком-то случае бывает достаточно раздвинуть части кожуха, защищающего аккумулятор, и, потянув за ручку, извлечь батарею. Во многих современных автомобилях батарея крепится к днищу кожуха для более надежной фиксации. В таком случае потребуется еще немного времени на откручивание этой гайки.
ВАЖНО!
Извлекать аккумулятор с места его установки следует медленно и аккуратно, так как вес батареи может достигать 20 килограмм. При необходимости лучше попросить о помощи.
Как не сбить настройки электрооборудования?
Замена аккумуляторов в современных автомобилях имеет особенность. После замены АКБ их владельцы могут столкнуться с проблемой сбитых настроек бортового компьютера и другого электрооборудования, восстановить которые довольно проблематично. Однако проблему лучше предупредить, чем в дальнейшем тратить время на ее решение.
Существует два возможных способа, которые помогут избежать потери настроек.
Вариант №1. Использовать резервный аккумулятор. Если есть возможность, при замене аккумулятора рекомендуется подключить резервный источник питания, равный по емкости вашему аккумулятору. Например, с помощью проводов прикуривания можно подсоединить второй аккумулятор. В таком случае замена АКБ пойдет безболезненно для настроек электрооборудования.
Вариант №2. Скопировать все настройки на носитель. Для этого потребуется:
- вынуть ключ из замка зажигания;
- провести считывание настроек бортового компьютера на носитель;
- запомнить или зафиксировать все коды доступа к аудиосистеме (иначе разблокировать ее в дальнейшем будет очень проблематично)
- скопировать все остальные пользовательские данные.
ВАЖНО!
Узнать, сбиваются ли настройки электрооборудования при замене аккумулятора на вашем автомобиле, можно в инструкции по эксплуатации либо в интернете. Если у вас возникают какие-либо сомнения по поводу возможности возникновения сбитых настроек, лучше всего доверить замену аккумулятора профессионалам в сервисе.
В то же время просто набросить клеммы на токовыводы, как это иногда делают автомобилисты, тоже недостаточно. В таком случае контакт между токовыводом и клеммой будет ненадежным. Это приведет к нагреву плохо контактируемых элементов. А при движении по неровной дороге плохо затянутая клемма может соскочить и замкнуть на массу.
Как правильно поменять?
Замена АКБ складывается из 3-х ключевых моментов:
Не надо игнорировать подготовительный этап, поскольку от него зависит безопасность и комфорт грядущей работы. Итак, прежде чем поменять АКБ своими руками, надо проделать ряд обычных операций.
- Выберите подобающую ровную площадку, располагающуюся на достаточной дистанции от иного автотранспорта.
- Заглушите мотор и дайте ему охладиться, извлеките ключ из зажигания, установите машину на ручной тормоз.
- Приготовьте нужный инструментарий: торцевой и рожковый ключи, отвертку, а также наждачку либо специальную щетку для очистки клемм от наслоившейся окиси.
- Наденьте плотные резиновые перчатки, чтобы уберечь себя от воздействия водного раствора серной кислоты. Старый аккумулятор может иметь повреждения корпуса, через которые подтекает электролит. При соприкосновении с ним можно получить химический ожог.
После завершения нехитрой подготовки, и при условии выполнения всех правил безопасности можно приниматься за демонтаж старой АКБ.
Съем старой батареи
При демонтаже следуйте инструкции.
- Отсоедините клеммы. Для этого используйте гаечный ключ на 10, впрочем, у разных АКБ может встречаться и иная резьба. Тогда предпочтительнее взять ключ со сменными головками. Автоэлектрики соблюдают определенную последовательность снятия клемм начиная в первую очередь с «–» клеммы. Другой порядок снятия клемм может спровоцировать короткое замыкание.
- Извлекаем аккумулятор. Специфика демонтажа батареи зависит от разных типов и брендов авто. В каком-то варианте хватает раздвинуть части кожуха, предохраняющего АКБ, и, потянув за ручку, достать аккумулятор. В большинстве современных автомашинах АКБ фиксируется ко дну кожуха для более надежного закрепления. Тогда понадобится еще немного времени на отвинчивание этой гайки.
Сохраняем настройки электроприборов
Замена АКБ в современных авто несет в себе особенность. После ротации аккумуляторной батареи их хозяева могут получить проблему сбитых настроек бортового компьютера и остального электрического оборудования (например, могут начать плавать обороты двигателя), возобновить которые весьма затруднительно. Однако проблему желательно предотвратить, чем впоследствии заниматься ее решением.
Имеется 2 потенциальных метода, которые позволят исключить потерю настроек.
- Применить запасную АКБ. Если имеется возможность, при ротации батареи требуется подсоединить запасной аккумулятор, одинаковый по емкости с вашей батареей. К примеру, посредством проводов прикуривания можно подключить 2-й аккумулятор. Тогда замена батареи пройдет без затруднений для настроек электрооборудования.
- Перенести все настройки на устройство для накопления и хранения информации. Для этого понадобится:
- извлечь ключ из зажигания;
- выполнить скачивание настроек бортового компьютера на устройство;
- запомнить либо записать все коды доступа к звуковой системе (в противном случае разблокировать ее впоследствии будет весьма затруднительно);
- скопировать все оставшиеся пользовательские данные.
Можно ли на заведенной автомашине снимать АКБ?
При ротации аккумулятора на современных авто с тонкими настройками электроники надо сделать перемычку между 2-х источников питания. Замена АКБ при функционирующем двигателе даст возможность не делать перенастройку ЭБУ, поскольку напряжение в сетях управления не исчезало. Перемычка убирается в конце процесса, когда новый аккумулятор будет зафиксирован по месту монтажа.
Многие автолюбители сталкивались с проблемами, когда АКБ выходила из строя в самый неподходящий момент, но поменять аккумулятор нужно обязательно — без него машина не тронется с места. Вдвойне неприятна эта ситуация, происходящая в зимний период при отрицательных температурах.
Что делать если родного АКБ недостаточно
Современные автомобили уже предполагают несколько аккумуляторов. Но пока это внедрено в специализированном транспорте и моделях с мощным генератором. Остальным приходится прибегать к кустарным методам для установки дополнительного источника питания.
В большинстве случаев сложность заключается в выборе дополнительного места для установки и правильности подключения. Преимущество метода очевидно: Поставив дополнительный элемент питания, о частой смене АКБ можно забыть.
Правила подключения
Разобравшись с тем, как заменить аккумулятор на автомобиле, не сбив настройки, приступаем:
- Важно понимать – нельзя отключать соединения клемм АКБ как вздумается, очередность имеет огромное значение. В первую очередь соединяется «плюс» и только потом «минус». Производитель рекомендует действовать именно так, а не иначе. Тем самым, предотвращая от коротких замыканий.
- По сути, кузов – это «масса» автомобиля. Если начать отсоединение с «плюса», велика вероятность случайного соприкосновения автомобиля с гаечным ключом, что неминуемо приведет к короткому замыканию. В результате печальных последствий, в виде перегорания проводов, предохранителей и выхода из строя активных электроприборов, не избежать.