Как завести механические часы с ручным или автоподзаводом. Как завести механические часы

Советы и вопросы
Как завести механические часы - Установка времени и другие функции заводной головки Как заводить часы с автоподзаводом Основной принцип завода часов Часы с автоматическим заводом Часы с автоматическим и ручным заводом

До появления кварцевых часов, а затем и после этого, многие производители часов практиковали в своих моделях именно такую систему завода. Какие же особенности в ее работе требуют внимания в первую очередь.

Как завести механические часы с ручным или автоподзаводом

Наручные часы – это не только стильный аксессуар, но сложнейший механизм, требующий к себе бережного отношения. Если вы были готовы выложить солидную сумму за классный хронометр, стоит позаботиться о том, чтобы они служили как можно дольше.

Сегодня мы расскажем о том, как правильно заводить часы, чтобы не допустить поломок и преждевременного износа элементов. Это не так уж сложно, тем более что соответствующий ритуал со временем войдет у вас в привычку, как, например, утренняя чистка зубов.

Как заводить механические часы с ручным заводом?

Начнем с азов: в заводе нуждаются исключительно механические часы. В их устройство входит специальная пружина. При заводе она натягивается при помощи барабана (вала) и, при постепенном ослаблении, дает импульс работе всего механизма: шестеренки крутятся, часы тикают, стрелки в заданном темпе перемещаются по циферблату.

Когда пружина ослабевает и уже не может служить источником энергии, часы останавливаются. Чтобы они возобновили работу, пружину вновь нужно затянуть, то есть, завести часы.

Первые более-менее компактные механические часы были карманными и заводились при помощи специального ключа. Позже карманные часы обзавелись заводной головкой, располагавшейся обычно сверху, на позиции «12 часов».

Современные наручные часы заводятся при помощи заводной головки. Она обычно располагается сбоку корпуса, на позиции «3 часа». Такое расположение позволяет манипулировать коронкой, не снимая часов с руки (правда, делать этого не рекомендуется, но об этом чуть позже).

Современные наручные часы заводятся при помощи заводной головки

Современные наручные часы заводятся при помощи заводной головки

В некоторых моделях заводная головка располагается по диагонали, чуть выше или ниже трехчасовой отметки. А в вариантах для левшей, которые, в большинстве своем, носят часы на правой руке, коронка располагается в районе девятичасовой метки.

Наручные часы рекомендуется заводить утром, а не вечером, причем при снятии их с руки. Это связано с тем, что заводной вал – весьма деликатная деталь, при неаккуратном обращении легко выходящая из строя. А при заводе на руке вы будете непроизвольно тянуть коронку вверх и совершать резкие неравномерные движения, что приведет к поломке или преждевременному износу вала.

Заводить часы нужно плавными мягкими движениями, держа их циферблатом перед собой. Для этого необходимо совершить несколько поворотов коронки по часовой стрелке, то есть, вращать ее вверх. Эти движения рекомендуется сочетать с периодическими неполными оборотами против часовой стрелки – это поможет оптимальному распределению смазки в механизме. Только не переусердствуйте, чтобы не повредить механизм!

Вращать заводную головку нужно равномерно и плавно – это положительно скажется на точности хода. И ни в коем случае не стоит стараться закрутить коронку до победного конца, преодолевая ее ощутимое сопротивление: это может привести к поломке, а ремонт будет ну очень недешевым. В большинстве случаев, для полного завода хватает 20-25 вращательных движений.

У некоторых часов коронка очень маленькая, захватить ее кончиками пальцев достаточно проблематично. Особенно часто этим грешат женские модели и классические «костюмники». В этом случае стоит приобрести специальный заводной ключ, облегчающий мелкие манипуляции.

При заводе головка должна находиться в крайнем положении, максимально близком к корпусу. Но если речь идет о хронометре с высокой степенью водозащиты (например, о дайверской «механике»), возможны варианты. Его герметичность во многом зависит от уплотнения в районе коронки. Поэтому большинство моделей такого типа имеют завинчивающуюся головку, которую при заводе часов нужно открутить.

Помните, что при отвинченной в положение завода головке часы становятся уязвимыми для влаги: они могут пострадать даже при мытье рук. Поэтому завели часы – не забудьте завинтить коронку в исходную позицию.

Для того, чтобы привести коронку в заводное положение, нужно свинтить ее со втулки и слегка оттянуть в сторону. Головка подпружинена, поэтому при заводе ее нужно удерживать немного оттянутой от корпуса.

Принцип подзавода часов

В механических часах стрелки движутся благодаря энергии затянутой спиральной пружины. С течением времени она распускается, поэтому её нужно закрутить, что и происходит в результате кругового движения заводной головки. Раскручиваясь, пружина вновь приводит в движение часовой механизм посредством системы зубцов и шестерёнок. Соответственно, если пружина полностью теряет энергию, то часы останавливаются.

Часы НИКА из золота

Выбирайте золотые часы НИКА с гарантией 2 года

Сам по себе факт остановки механических часов не является критическим. Да, при постоянных заводах-остановках ресурс некоторых деталей сокращается. Однако в приложении к современным механизмам неудобство заключается лишь в том, чтобы периодически выставлять правильное время и заводить часы. Чтобы нивелировать данное неудобство, инженеры внедрили функцию автоподзавода – когда пружина закручивается при простой встряске часов. Но есть классические модели без автоподзавода, которые нужно заводить вручную. Как часто это нужно делать и как избежать ошибок?

Механические часы НИКА со скелетонизированным циферблатом

Механические часы НИКА
со скелетонизированным циферблатом

Как правильно заводить часы

В подзаводе нуждаются только механические часы. Кварцевые часы работают от батарейки, заводить их не нужно, а заводная коронка носит чисто декоративный характер.

Кварцевые часы заводить не нужно

Кварцевые часы в заводе не нуждаются

Механические часы нужно подводить движением заводной головки «по часовой стрелке». Движения должны быть плавными, без резких прокручиваний, так как в этом случае можно повредить заводной механизм. «Затягивать» пружину нужно до ощущения тугости движения: это означает, что пружина взведена полностью. Обычно на это требуется не более 15-20 оборотов.

При этом если головка вращается туго всегда, даже в начале завода, это может свидетельствовать о неисправности механизма или проблемах со смазкой. В этом случае лучше обратиться к специалисту.

Сейчас мы не будем углубляться в вопросы престижности тех или иных часовых брендов и их механических творений, а прежде всего проинформируем Вас об общих принципах правильного завода и по некоторыми, связанных с этим, вопросами по их эксплуатации.

Зачем часам нужен завод?

Завод современного механизма пружинных часов работает по принципу противовеса. Простейшее его воплощение – существующие еще в древности колёсные часы. В них на горизонтальный вал наматывалась веревка, к концу которой была привязана гиря. Под действием силы тяжести гиря стремилась вниз, тянула веревку, а веревка соответственно приводила в движение вал. В свою очередь вал, вращаясь, заставлял двигаться прикрепленную к нему под углом 90 градусов палку – она исполняла роль стрелки.

В современных часах двигательную силу десяткам соединенных между собой деталей механизма даёт спиральная пружина. В состоянии максимального завода она туго закручена, а раскручиваясь, воздействует на зубчатый барабан. Через систему зубцов и шестерёнок он приводит в движение весь механизм.

Важно:

кварцевые и электронные часы, работающие от батарейки или другого вида электрической зарядки, обладающие элементами преобразования и накопления энергии солнечного света, в ручном заводе не нуждаются.

Как правильно заводить часы?

Крутить заводную головку в направлении “по часовой стрелке”, то есть по ходу её движения или “вперед”. Рекомендуется иногда делать легкое вращение назад, против часовой стрелки, но не резко и не полный оборот. Это поможет более равномерно распределить смазку, при этом не допустив поломки.

Вращать заводную головку надо равномерно, не слишком быстро, ощущая степень натяжения пружины пальцами. Как только головка начинает идти туго или слышатся лёгкие щелчки – вы полностью завели пружину. Для этого нужно в среднем не более 20 оборотов.

Сейчас мы не будем углубляться в вопросы престижности тех или иных часовых брендов и их механических творений, а прежде всего проинформируем Вас об общих принципах правильного завода и по некоторыми, связанных с этим, вопросами по их эксплуатации.

Настройка даты и дня недели

Полезным усложнением аксессуаров с пружинным механизмом является календарь. Перемещение коронки в крайнее правое положение предназначено для настройки даты. Следует помнить, что нельзя выполнять установку даты в промежутке с 22:00 до 02:00.

Необходимо вытянуть заводную коронку в точное положение и вращать её по часовой стрелке, чтобы установить индикацию числа, и против часовой стрелки, чтобы установить день недели. Во время всей процедуры модель продолжает ход, поэтому дополнительная коррекция времени не требуется.

Как часто нужно заводить часы

Даже в случае, когда механизм функционирует до 80 часов (как у механизма ETA Powermatic 80) на одном заводе пружины, рекомендуем использовать аксессуар в состоянии полного или близкого к полному завода. Рекомендуется осуществлять завод 1 раз в сутки, в одно и то же время каждый день.

Если вы носите наручный аксессуар редко, то стоит заводить его минимум 1 раз в месяц, чтобы смазка находилась в оптимальном состоянии, не застаивалась.

Вышеперечисленные действия позволят поддерживать исправную работу часов, продлить их эксплуатационный срок. Благодаря следованию правилам, устройство всегда будет показывать точное время, не будут отставать или спешить.

Вас не должен беспокоить вопрос, как заводить механические часы с автоподзаводом при постоянном ношении модели на руке, ведь механизм приводится в движение из-за движений руки владельца. Но если вы сняли изделие, и оно пробыло вне запястья уже продолжительное время – следуйте инструкции:

Как заводить механические часы с автоподзаводом?

Приобретая подобное изделие, владельцы часто задаются вопросом, как завести часы с автоподзаводом вручную. Ведь далеко не каждый человек носит изделие регулярно, совсем не снимая.

Автоподзавод – сложный механизм, работа которого сопряжена с повышенным риском поломок. Поэтому правильная эксплуатация позволит владельцу долгое время получать удовольствие от этой модели.

Чтобы завести механические часы, нужно прокрутить головку корпуса часов исключительно по часовой стрелке, предварительно сняв аксессуар с руки. Соблюдение этого требования позволит уменьшить нагрузку на механизм и настроить часы с максимальным комфортом.

Механизм прокручивают от 3 до 5 раз

Чрезмерное количество оборотов может спровоцировать нарушение работы механизма. В этом случае оптимальным будет прекращение вращения при сопротивлении.

Ответ на вопрос о том, как часто нужно заводить механические часы с автоподзаводом, зависит от частоты их ношения.

При регулярной носке аксессуара владелец может не задумываться о необходимости их завода. Если же сутки не пользоваться часами, то завести механизм можно, прокрутив головку три раза по часовой стрелке. Если же механизм так и не начал функционировать, нужно повторить пару оборотов.

Инженеры разработали специальное устройство, позволяющее автоматически заводить механизм в часах, которые эксплуатируются нерегулярно. Виндер – шкатулка, имитирующая процесс завода механизма. Благодаря использованию производителями различных материалов при производстве виндера, устройство показывает статус обладателя изделия.

срок службы часов с автоподзаводом

Подзаводка механических часов

Причины остановки механических часов с автоподзаводом

К самым популярным причинам относятся:

  1. Отсутствие завода в механизме за счет редкого использования аксессуара.
  2. Нарушение функционирования маятника, который приводит в действие пружину.
  3. Нарушение условий эксплуатации часов. Частицы влаги, попадающие в корпус аксессуара, могут привести к коррозии и остановке механизма.

Многие производители заявляют о водонепроницаемости часов, однако не стоит забывать о том, что влага может попасть при заводе хода часов. Остановка хода может также случиться при попадании в механизм пыли или других частиц.

При возникновении трудностей, связанных с эксплуатацией часов с автоподзаводом, следует помнить, что самостоятельное устранение проблем грозит усугублением ситуации

Обращение в специализированную часовую мастерскую позволит владельцу исправить в кратчайшее время возникшую проблему.

Хронометр с автоподзаводом требует бережного и аккуратного обращения. Срок службы механических часов с автоподзаводом зависит от соблюдения условий эксплуатации и общих рекомендаций. Нужно следить за герметичностью корпуса, не допускать попадания на часы посторонних жидкостей, и этот стильный, удобный аксессуар прослужит своему обладателю долгие годы.

Оцените статью