Если АКБ остаётся подключённой к проводам (плюс и минус), тогда время сохранения заряда сократится в 2 раза. Связано это с тем, что возникает ток разряда, идущий на питание сигнализации, магнитолы и прочих потребителей.
Какое напряжение должно быть на заряженном аккумуляторе автомобиля
Напряжение аккумулятора автомобиля вкупе с показателем ёмкости считается основным параметром аккумулятора. Вольтаж расскажет о состоянии источника питания и подскажет о том, стоит вмешиваться в его работу или на данном этапе в этом нет необходимости.
О том, какое напряжение должно быть на аккумуляторе, казалось бы, знает даже начинающий автомобилист. В среднем это 12,6 В. Однако могут иметь место вариации, и это нормально. Напряжение на заряженном аккумуляторе автомобиля может колебаться от 11.9 до 12.7 — это его пороговые значения. Достижение определенной степени разряженности чревато возникновением проблем для источника питания.
Важно! Измеряйте напряжение через два часа после остановки двигателя. Сразу после остановки напряжение будет немного завышенным.
Таблица напряжений при разном уровне заряда выглядит так:
Уровень заряженности (%) | Для двенадцативольтовой батареи (В) | Для батареи 24 В (В) | Плотность электролита (г/см3) |
100 | 12,70 | 25,40 | 1,265 |
95 | 12,64 | 25,25 | 1,257 |
90 | 12,58 | 25,16 | 1,249 |
85 | 12,52 | 25,04 | 1,241 |
80 | 12,46 | 24,92 | 1,233 |
75 | 12,40 | 24,80 | 1,225 |
70 | 12,36 | 24,72 | 1,218 |
65 | 12,32 | 24,64 | 1,211 |
60 | 12,28 | 24,56 | 1,204 |
55 | 12,24 | 24,48 | 1,197 |
50 | 12,20 | 24,40 | 1,190 |
40 | 12,12 | 24,24 | 1,176 |
30 | 12,04 | 24,08 | 1,162 |
20 | 11,98 | 23,96 | 1,148 |
10 | 11,94 | 23,88 | 1,134 |
Чтобы не допустить глубокого разряда, нельзя забывать о регулярном контроле напряжения на клеммах аккумулятора. Если на АКБ и в бортовой сети данный показатель опустился до уровня, отмеченного красным в приведенной таблице, то нужно подзарядить АКБ.
Важно! По мнению опытных автомобилистов и мастеров СТО, необходимо не реже двух раз в год выполнять полную зарядку батареи. И лучше, чтобы один из них приходился на время перед наступлением холодов.
Какое напряжение должно быть при заведенном двигателе
Мы разобрались с тем, какой заряд аккумулятора считается нормальным на полностью заряженной АКБ, теперь поговорим о том, как проводятся измерения показателей, когда запущен двигатель. В этом случае замеры должны показать значения 13,5-14,0 В. Если мультиметр покажет 13,0-13,4 В, то это свидетельствует о низком уровне заряда, а значит, энергия генератора будет расходоваться на зарядку и достижение нормального для запуска двигателя состояния батареи.
К сведению! Прежде чем будут произведены замеры, двигатель должен проработать не менее пятнадцати минут.
После этого следует включить все имеющиеся на автомобиле потребители энергии:
- дальний свет;
- магнитолу;
- максимально возможный режим отопительной системы;
- стеклоочистители;
- обогреватели поверхности заднего стекла.
На приборе должно отображаться падение напряжения в пределах 0,2-0,3 В. Если имеет место большее падение напряжения при работающем двигателе, то не исключена возможность наличия проблем с генератором или реле-регулятором.
Интересно! Для тех, кто не знает, сколько вольт должен выдавать генератор, уточним: 13,5-14,5 В.
Ареометром определяется плотность аккумуляторной жидкости. Потом, по таблице устанавливаются соответствующие ей величины. Например, если плотность электролита 1,27 г/см3, то напряжение на аккумуляторе 12,66 В, степень заряда 100 % и, следовательно, его подзарядка не требуется. Чаще решается обратная задача.
Сколько вольт должен показывать заряженный аккумулятор без нагрузки
Такой замер проводится на отстоявшейся батарее. В состояние покоя АКБ обычно вводят на ночь. Отключив клеммы с вечера, имеем уравновешенную плотность электролита на утро и действительный заряд без утечки токов во время стоянки машины.
Для измерений вполне сойдет мультиметр. Переведите центральную крутилку в режим постоянного напряжения с предельным значением «20» и прибор готов к работе. Чтобы зафиксировать вольтаж, прислоните один щуп к одному полюсу, второй – к противоположному.
Внимание! Помните про температуру – это обязательная характеристика, без которой метод «без нагрузки» не работает.
Итого, заряженный на 100% аккумулятор легкового автомобиля без нагрузки показывает:
Примечательно, что напряжение выше 12,8 В поддерживается недолго. Чтобы аккумулятор был постоянно заряжен даже зимой, в северных регионах искусственно повышают плотность электролита с обычных 1,28 до 1,32 г/см3. На Юге же чаще заряжают изделие от сетевого зарядника.
Сколько должен выдавать АКБ под нагрузкой
Основной подводный камень в этом методе – это величина самой нагрузки. Дело в том, что чем больше токопотребление, тем больше просаживается напряжение на аккумуляторе. Например, при пуске двигателя стартер потребляет около 200 А (актуально для малолитражек), из-за чего выключается магнитола и тускнеет свет фар.
Недостатки метода
К чему этот разговор? Когда рынок наводнился нагрузочными вилками, появились первые сравнительные обзоры, результаты которых, мягко говоря, вводили в недоумение. Конфуз был в том, что один прибор показывал одно напряжение, другой – совершенно иное. Разность в показаниях доходила до 1 Вольта, а это много, учитывая, что погрешность не должна превышать 0,1 В.
Причина была в разной нагрузке. Условно говоря, одна вилка выдавала 100 А, а вторая – 200 А. В ответ на это хорошо бы было узаконить требования к изготовлению данных электроприборов, но документа нет по сей день. Поэтому, обходите стороной различные таблицы, которые связывают напряжение под нагрузкой с % заряда, но не указывают, для какого ампеража действительны цифры.
Это раз. Во-вторых, батарея с различной емкостью демонстрирует разное напряжение под нагрузкой. Например, у 60 А*ч и у 70 А*ч изделий разница будет почти в 0,5 Вольт при 100% заряде. Ну а в-третьих – температура.
Это позволит своевременно подключить АКБ к зарядному устройству либо же прекратить зарядку, если ЗУ не оснащено системой автоматического отключения. Также перезаряд не исключён при наличии проблем с генератором или иными компонентами электроцепи автомобиля.
Как определить уровень заряда
Желая определить напряжение аккумулятора автомобиля, степень разряженности, можно воспользоваться специальной схемой.
- Если показания мультиметра находятся на уровне 12,6В или больше, значит присутствует заряд в 100%;
- Обнаружив значение 12,5В–12,06В, можно утверждать, что батарея наполовину разряжена;
- 11,9В указывает на заряд в 40%, обнаружив понижение до 11,75В – 11,58В, можно определить достаточно сильный разряд, дальнейшая работа возможна только после осмотра, подзарядки;
- Критический уровень – это показатели 11,31В–10,5В, при этом напряжение 10,5% составляет 0% заряда.
Если во время проверки на табло отображается 8В и меньше, это указывает на перезаряд. Восстановить устройство, скорее всего, невозможно, так как запускаются процессы осыпания пластин, электролит мутнеет.
Плотность электролита – не менее важный показатель, позволяющий определить степень заряда. Для получения результатов здесь используется ареометр.
При полном заряде плотность электролита составляет 1,27 г/см 3 . Батарея может являться разряженной на 50%, когда показатель снижается до 1,2 г/см 3 . Выявив значение 1,1 г/см 3 , можно утверждать о полном разряде.
Проверка батареи под нагрузкой
Работоспособность накопителя очень важна, от этого зависит качество эксплуатации автомобиля. Обычную проверку мультиметром выдерживают все батареи, а вот настоящая нагрузка с легкостью выявляет исправные батареи и устройства, которые уже исчерпали ресурс.
Проверка с применением нагрузочной вилки – это более профессиональный подход, используемый в сервисах. Так, можно получить максимально точные данные и проверить эффективность самого устройства, степень исправности. Подобное устройство включает мультиметр, нагрузочное сопротивление, усовершенствованные модели включают и амперметр.
Тонкости проверки:
- Нагрузочную вилку нужно подключить к клеммам накопителя.
- Во время работы будет подаваться ток короткого замыкания, что позволяет имитировать работу стартера.
- В результате оцениваются данные на табло, которые соответствуют степени снижения заряда при запуске машины.
Подобную проверку проводят только при температуре батареи в 20–25 градусов. При более низких температурах манипуляции стоит отложить, так как возрастает вероятность сильного разряда и потери емкости. Расчет нагрузки производится с учетом емкости. Если она составляет 55 А/ч, допускаемая нагрузка составляет 110 А. Подобное воздействие длится от 3 до 5 секунд.
Показания нагрузочной вилки:
- Результат 10,2В и больше указывает на должный уровень заряда;
- 9,6В и 9В – определяют 75% и 50% соответственно, в последнем случае устройство должно отправиться на зарядку (если это зимний период, возможна быстрая разрядка);
- Результат 8,4В соответствует 25% заряда, а 7,8В и меньше указывает на 0%.
В норме во время контроля показатели не должны падать ниже 9В, а после нагрузки первоначальное напряжение восстанавливается за несколько секунд.
В стандартных условиях, когда автомобилист в основном ездит по городу, преодолевая по 10-20 км. с остановками, сделать это не получится. Поэтому периодически напряжение нужно проверять. И если оно падает ниже нормы, используется зарядное устройство (ЗУ).
Сколько вольт должен показывать полностью заряженный АКБ
Автомобильная аккумуляторная батарея состоит из 6 банок, каждая из которых выдаёт напряжение более 2 вольт. Такие отдельные элементы соединяются последовательно, поэтому в результате напряжение полностью заряженного и исправного аккумулятора всегда превышает значение 12 В.
Без нагрузки
Без нагрузки на клеммах полностью заряженного аккумулятора напряжение составит 12,6 В. На некоторых моделях, а также сразу после зарядки АКБ, это значение может находиться в пределах 12,9 – 13,2 v.
Нагрузочная вилка
Под нагрузкой
Под нагрузкой напряжение на клеммах может быть существенно ниже номинального. Измерение этого параметра осуществляется с помощью нагрузочной вилки, которая представляет собой вольтметр с низкоомным резистором. Полностью заряженный аккумулятор, должен показывать значение напряжения при подключении измерительного прибора не менее 9 вольт.
Таким образом, при наличии нагрузочной вилки и мультиметра можно всегда точно определить состояние авто аккумулятора, как под нагрузкой, так и без неё.
До скольки вольт АКБ считается еще заряженным
Если аккумулятор уже не заряжен на 100%, то каждому владельцу машины необходимо знать при каких значениях напряжения батарея ещё может эксплуатироваться.
Без нагрузки
Если от источника тока не запитано электрооборудованием машины, то он должен выдавать не менее 11,9.
Под нагрузкой
Под нагрузкой значение разности потенциалов на клеммах не должно опускаться ниже 9 В.
Если показатели напряжения ниже вышеуказанных значений, то АКБ необходимо как можно скорее подключить к зарядному устройству.