Кроме того, бывают ситуации, когда необходимо уменьшить саморазряд аккумулятора при длительном простое автомобиля без эксплуатации. В этом случае достаточно будет сбросить клемму и вообще не обязательно снимать аккумулятор. Как понять, какую клемму нужно снять с аккумулятора?
Какую клемму с аккумулятора первой снимать и одевать
Нет ни одного автовладельца, которому хотя бы раз не приходилось снимать автомобильный аккумулятор. Однако не все знают, как правильно снять и установить аккумулятор. И в первую очередь, какой терминал убрать первым, а какой поставить.
Чтобы понять, какую клемму нужно снять первой, нужно вспомнить курс физики из школы. «Земля» подключается к минусовой клемме аккумуляторной батареи, которой являются металлические элементы автомобиля: кузов, рама, двигатель и т д. К плюсовой клемме подключаются все потребители электроэнергии в автомобиле: стартер, освещение, фары, аудиосистема и т.д.
При снятии любой клеммы цепь разомкнута, поэтому формально порядок снятия не важен. Однако, если команда на вывод неверна, существует риск короткого замыкания. При этом могут пострадать не только элементы автомобиля, но и человек, производящий манипуляцию.
Если снять сначала плюсовую клемму, а затем случайно коснуться металлическим предметом, например гаечным ключом, плюсового контакта аккумулятора и металлической части автомобиля (массы), произойдет сильное короткое замыкание. Если сначала снять минусовую клемму, масса будет обесточена, поэтому дальнейшее снятие «плюса» не вызовет короткого замыкания даже при неосторожных действиях.
Поэтому последовательность действий при извлечении аккумулятора следующая.
- Сначала откручивается штатное крепление аккумулятора.
- Ослабьте гайку минусовой клеммы.
- Клемма «минус» удалена».
- Затем ослабляется фиксирующая гайка плюсового контакта.
- Клемма «минус» удалена».
- Аккумулятор вынимается из держателя.
Какую одевать первой
При установке аккумулятора и выставлении клемм необходимо идти в обратном направлении, то есть действовать в порядке, обратном разборке.
- Сначала необходимо установить аккумулятор в держатель.
- Присоедините плюсовую клемму, прикрутив ее к контакту с помощью гайки и рожкового ключа.
- Затем нужно поставить минусовую клемму, соединяющую массу с электрической цепью.
- Затяните гайку минусовой клеммы.
В общем, белесый налет на контактах аккумулятора — нехороший признак. Окислительные процессы указывают на проблемы. Желательно их выявить и устранить. Что касается снятия залипших клемм, то здесь обычно используют 2 метода:
Правила отсоединения клемм
На аккумуляторе всего две клеммы: минусовая и плюсовая. Вот тут и возникает вопрос: какую клемму снимать с аккумулятора в первую очередь?
Давайте сначала определимся, куда ведут провода от каждого токового выхода. Минусовая клемма заземляется — корпус или часть кузова. Масса представляет собой металлическую конструкцию машины. А вот положительный токоотвод подключается к потребителям: стартер, система освещения и такая важная часть аккумуляторной батареи — генератор. Когда автомобиль находится в движении, генератор вырабатывает электроэнергию и заряжает аккумулятор.
Сначала снимите минусовую клемму. Нет, конечно, если сделать наоборот, то системы автомобиля сразу не выйдут из строя, но через некоторое время это приведет к серьезным проблемам. Порядок снятия клемм строго определен и не должен нарушать установленное правило, иначе автомобилю потребуется ремонт. А это сейчас дорогое удовольствие, особенно если ты живешь в Москве или другом большом городе.
Определяем минус
Определить полярность клемм несложно, тем более, что практически на всех современных аккумуляторах она маркируется символами «+» и «-». Это рельефное обозначение хорошо видно на корпусе. В этом случае все просто и ничего объяснять не нужно, но может случиться так, что на аккумуляторе таких символов нет. Как быть тогда? Существует несколько способов определения текущего выходного значения.
Если аккумулятор подключен к бортовым системам, даже при отсутствии символов определить полярность не составит труда. К минусу подключается толстый черный провод, а к плюсу – разноцветный провод. Кроме того, положительный вывод всегда немного толще отрицательного.
Следующий способ более «продвинутый». Он предполагает использование мультиметра, щупы которого подключаются к красному и черному проводам. Прикасаемся щупами к клеммам и обращаем внимание на показания прибора. Если он показывает положительное значение, значит, под щупом с черным проводом находится отрицательный знак.
Есть еще одно «экзотическое» средство. Медный кабель прикручен к обеим клеммам батареи. Затем берут две емкости, наполненные водой, и растворяют в них лимонную кислоту. Раствор не должен быть насыщенным: достаточно щепотки кислоты на стакан воды. В каждую емкость погружаем конец одного из кабелей, подключенных к аккумулятору. Теперь посмотрим на реакцию. В емкости, в которую опущен кабель от минуса, начнут образовываться газы.
Знать, где минус в аккумуляторе, а где плюс, очень важно не только для его правильной установки, но и для соблюдения последовательности отключения клемм.
Как снять АКБ с прикипевшими клеммами
Если аккумулятор исправен, интервалы между его снятием могут быть очень значительными. Это грозит тем, что клеммы кабеля прилипнут к электродам батареи, а попытки снять их простым ослаблением не принесут результата. Необходимо использовать специальное средство, которое называется очистителем контактов, их выпускают многие известные бренды (Liqui Moly, Abro). В крайнем случае допустимо использовать WD 40, это средство найдется у большинства автовладельцев.
Процедуру следует выполнять в следующей последовательности:
- обработайте клеммы специальным средством;
- дайте жидкости просочиться в канавки, а затем попробуйте толстой отверткой аккуратно подцепить клемму снизу и попытаться прижать ее;
- при неисправности снимите клемму обычным способом, поворачивая ее в разные стороны и одновременно потянув вверх.
Многие водители практикуют удары по терминалу молотком или другим тяжелым предметом. Это недопустимо: и электроды, и наконечники проводов выполнены из мягкого металла, и такой варварский способ снятия может привести к их разрушению.
Чтобы клеммы не заедали в дальнейшем, их следует обработать смазкой Литол/Негрол, солидолом или специальным средством типа спрея Liqui-Moly, бытовой Циатимы или Molykote HSC Plus. Все эти средства защищают клеммы от окисления и коррозии.
Возможные проблемы при демонтаже АКБ
Итак, вы познакомились с тем, как правильно отключить автомобильный аккумулятор. Но даже если вы аккуратный и расторопный водитель, предпочитающий соблюдать все правила и рекомендации, проведя эту нехитрую процедуру, никто не застрахован от появления разного рода неполадок, которые во многом зависят от марки, модели и комплектации автомобиля Автомобиль.
Сигнализация
Некоторые производители автомобильных сигнализаций используют подход, при котором потеря заряда аккумулятора воспринимается как вмешательство в работу. Таким образом, удаление батареи автоматически включает сигнализацию, а также возможно запирание дверей. Если такая операция для вас проблематична, вы всегда можете отключить автономное питание автосигнализации перед отключением аккумулятора. Обычно такую возможность допускает специальный ключ, идущий в комплекте.
Если вы не собираетесь надолго оставлять машину, на всякий случай оставьте дверь приоткрытой и не забывайте держать ключи от машины в кармане. Как только вы установите аккумулятор на место, обязательно проверьте работу охранной системы, так как при ее выключении могут сбрасываться некоторые настройки, например, отвечающие за чувствительность «будильника» или его автоматическая активация; в этом случае их необходимо настроить заново.
Радио/магнитола
Поскольку автомагнитола почти всегда подключена напрямую к аккумулятору, отсоединение автомобильного аккумулятора приведет к сбросу настроек. Вернув аккумулятор на место, нужно будет настроить магнитолу с нуля».
Многие современные автомобильные радиоприемники требуют ввода PIN-кода после включения. Если вы его забудете, вы не сможете включить устройство, вам нужно будет отнести его в сервисный центр.
Бортовой компьютер
Если вышеперечисленные проблемы кажутся вам мелкими, то для бортового компьютера потери питания могут быть действительно важными. В принципе, ЭБУ, управляющие работой всей бортовой электроники, имеют собственные источники питания, но они не вечны, и при разрядке аккумулятора питаются исключительно от аккумулятора. Некоторые иномарки имеют несколько микроконтроллеров (у Volkswagen Faeton их шесть). Если вынуть аккумулятор, бортовой компьютер теряет питание и теряются некоторые настройки. Чтобы этого не произошло, обслуживание аккумуляторной батареи следует производить на СТО.
Всегда нужно помнить, что разборка аккумулятора – ответственная процедура, любое отклонение от инструкции может привести к различным проблемам, от сброса настроек до порчи электрооборудования.
Аккумулятор имеет две клеммы, которые обычно обозначены «-» как отрицательная и «+» как положительная. Именно через них с помощью специальных кабелей происходит подключение аккумулятора к автомобильному оборудованию.
Настройка электроники
После подключения аккумулятора нужно настроить встроенную электронику, так как после извлечения аккумулятора все настройки сбились. Для большинства автомобилей последовательность действий следующая:
- Запустите двигатель и прогрейте его.
- Выключи машину.
- Снимите минусовую клемму, подождите две минуты.
- Наденьте его обратно.
- Проделайте то же самое с плюсовой клеммой.
- Снова заведите машину, дайте поработать 15 минут на холостом ходу.
- Выключите зажигание, при этом все данные сохранятся.
- Перезапустите автомобиль, проверьте все электронные системы.
- Выключите зажигание и подождите, пока система напишет все параметры.
В результате все встроенные настройки будут восстановлены. Эта последовательность действий подходит для всех машин вне зависимости от марки.
Поэтому в процессе установки и снятия аккумулятора главное не перепутать последовательность действий, тогда короткого замыкания не произойдет. Если вы научитесь восстанавливать настройки на борту автомобиля, вы освоите полное управление современным автомобилем.
Интересные факты об АКБ
Батарейки работают за счет химической реакции, протекающей в их корпусе. Химический процесс заставляет электроны двигаться от отрицательного полюса к положительному полюсу. Со временем батарея изнашивается. При зарядке батареи пользователю кажется, что химическая реакция меняет направление с помощью электричества.
Затраты электроэнергии на производство батареи в 50 раз превышают энергию, которая выделяется при работе, производимой батареей.
Батарея имеет «память». Если он не полностью заряжен (например до 80%), оставшиеся 20% просто забудутся. Даже если вы позже зарядите его до 100%, емкость все равно будет 80% от первоначальной, а 20% просто не будут использоваться.
Все батареи со временем «умирают» — это неизбежно, так как химическая реакция внутри разлагается и прекращается.
Батарея сотового телефона может загрязнить треть олимпийского бассейна или 600 000 литров воды.
Аккумулятор нельзя оставлять без дела. Пользоваться им и подзаряжать нужно постоянно, иначе деградация батареи будет происходить быстрее.
Помните, что отключение первой минусовой клеммы гарантированно предотвратит возможность короткого замыкания и обеспечит безопасное извлечение аккумулятора.
Последствия неправильного отключения
Не разобравшись сначала, как правильно снять автомобильный аккумулятор, водители сталкиваются со всевозможными неприятными последствиями.
Ошибка и элементарная небрежность могут привести к выходу из строя блока питания, возникнут проблемы с электричеством и электроникой автомобиля.
Да, замена батареи не самое дорогое последствие. Но если ошибка списания затронула всю бортовую сеть, вывела из строя бортовой компьютер, ремонт и восстановление могут стоить несколько сотен тысяч рублей.
Все это позволяет говорить о том, что снятие клемм и аккумуляторов – серьезное, ответственное действие, требующее соблюдения определенных инструкций.
Как снимается АКБ
Только при соблюдении процедуры отключения аккумуляторов в автомобиле можно рассчитывать на отсутствие последствий.
Весь процесс разборки можно разделить на несколько этапов:
Поэтому каждый шаг необходимо рассматривать отдельно.
Подготовка
Все начинается с подготовки. Подготовка к самой работе включает следующие этапы:
- Узнайте, где находится аккумулятор в вашем автомобиле. Его не всегда устанавливают под капот, в зависимости от конструктивных особенностей машины.
- Многие аккумуляторы закрыты сверху пластиковыми колпачками. Ее нужно удалить.
- Имея доступ к корпусу, вооружитесь щеткой, но не металлической щетиной, и тщательно очистите поверхность. Желательно избегать скопления грязи и пыли.
- Посмотрите, как подключены клеммы. Некоторые из них являются быстросъемными и не предполагают использования инструментов. Но большинство из них под ключ или в перевернутом виде. Чаще всего это 10 или 13 мм.
- Если предполагается дальнейшее извлечение аккумулятора из моторного отсека автомобиля, изучите тип аксессуара и определите, какой инструмент требуется.
На этом подготовку можно считать завершенной.
Но, прежде чем снимать клеммы со своего аккумулятора, соблюдая определенную последовательность, важно соблюсти несколько ключевых условий.
Соблюдение важных условий
Перед тем, как отсоединить клеммы в автомобиле, обесточив таким образом аккумуляторную батарею, необходимо выполнить следующие условия:
- закрыть окна, двери и багажник, если аккумулятор находится под капотом;
- выключите зажигание, вынув ключ из замка;
- выключите все электроприборы, которые могут работать даже без розжига;
- если есть заземляющий переключатель, выключите его.
Некоторые автосигнализации устроены так, что при отключении аккумулятора они запирают все двери. Если ключ останется в замке или в салоне, это станет проблемой.
Желательно изучить руководство по эксплуатации вашего автомобиля. Некоторые производители предоставляют последовательные инструкции о том, как извлечь аккумулятор на этой конкретной машине. Иногда встречаются важные нюансы, которые не представлены в обобщенных руководствах.
Снятие первой клеммы
Теперь к вопросу, какую клемму снимать с автомобильного аккумулятора в первую очередь.
Есть золотое правило. Минусовая клемма всегда отключается первой.
Именно такая последовательность процедуры снятия клемм с любого аккумулятора, используемого для питания автомобиля, соблюдается всегда.
Определить, какой терминал какой, обычно не составляет труда. Для начала ориентируйтесь на символы на корпусе аккумулятора, где применяются «+» и «-». Также можно исходить из цвета проводов, так как плюсик всегда становится красным.
Некоторые автолюбители утверждают, что не имеет значения, какую клемму аккумулятора снимать первой. Это крайне ошибочное мнение, которое может привести к опасным последствиям.
Вывод из всего этого один. Сначала нужно снять минус, чтобы обесточить аккумулятор, после чего можно отключить плюс от автомобильного аккумулятора.
Естественно, многих интересует, почему такая последовательность снятия клемм с аккумулятора должна выполняться применительно к любому автомобилю. Все просто и логично. Минус аккумулятора соединяется с корпусом, то есть с массой. Если убрать эту клемму, аккумулятор будет отсоединен от корпуса. Если при разборке минуса вы случайно уроните металлический предмет на кузов, просто заденьте любой металлический элемент на машине, абсолютно ничего не произойдет. Это не опасно.
В любом случае, если в моторном отсеке нет блока питания, лучше сразу обратиться к руководству пользователя, откуда можно получить всю необходимую информацию.
Какую клемму снимать первой
Аккумулятор имеет две клеммы, которые обычно обозначены «-» как отрицательная и «+» как положительная. Именно через них с помощью специальных кабелей происходит подключение аккумулятора к автомобильному оборудованию.
Так как аккумулятор имеет две клеммы, у многих возникает справедливый вопрос: какую из них снимать первой?
Здесь желательно выяснить, к каким конкретно системам ведут кабели каждого. Поэтому минусовой токовый вывод принято подключать к массе автомобиля, к любому металлическому элементу: кузову, конструкции, двигателю. Другими словами, масса автомобиля – это не что иное, как все «железо» в нем. От плюсовой клеммы провода идут непосредственно к основным потребителям электроэнергии – стартеру, освещению, а также генератору, благодаря чему в процессе движения происходит восполнение аккумуляторов потерянной энергии.
Если смотреть на эту ситуацию исключительно с точки зрения сброса клемм автомобильного аккумулятора, то совершенно неважно, какую из них снимать первой. Но, с точки зрения безопасности, есть «золотое правило»: минусовая клемма всегда снимается первой, только так и никак иначе.
Нарушение строго определенного порядка снятия клемм аккумулятора может иметь серьезные последствия.
Как определить, где минус
Знать, где минус в аккумуляторе, а где плюс, очень важно не только для его правильной установки, но и для соблюдения последовательности отключения клемм.
В современных аккумуляторах, как правило, всегда присутствует маркировка токовых клемм в виде математических символов: «+» или «-». Если внимательно присмотреться, то легко заметить выдающихся персонажей в деле.
Но бывают ситуации, когда по каким-то причинам такие фамильные обозначения отсутствуют. Как в этом случае понять, где какая клемма находится и какая снимается с аккумулятора в первую очередь?
Здесь есть несколько вариантов:
- Если аккумулятор уже установлен в автомобиле, то можно попробовать определить, какой из контактов подключен к массе, то есть к металлическим элементам. Как правило, от отрицательной клеммы выходит один толстый черный провод, а от положительной клеммы — несколько цветных проводов.
- Другой способ – определить диаметр токовых кабелей: минус всегда тоньше, то есть имеет меньший размер по сравнению с плюсом.
- Можно использовать мультиметр, щупы которого подключаются напрямую к прибору с помощью красного и черного проводов. Прикоснувшись щупами к токоподводам аккумулятора, следует посмотреть на показания: если значение положительное, то под черным проводом «-» находится «-».
- Можно использовать слабый раствор обычной лимонной кислоты. Наливаем его в две маленькие чашечки, опускаем концы медных проводов, прикрученных к клеммам аккумулятора, и смотрим. В какой емкости начнется процесс газообразования, там и нужно искать отрицательный знак.
Почему первой нужно снимать минусовую клемму
Новички часто не могут понять, почему нужно начинать снимать клеммы аккумулятора с минусовой точки и, не раздумывая, нарушать эту последовательность. Это приводит к тому, что в результате непрофессиональных действий наносится ущерб не только транспортному средству, но и здоровью незадачливого водителя.
Если начать отключение с «+», любое неосторожное действие может привести к короткому замыканию. Это возможно в результате шунтирования снятого плюсового контакта с массой автомобиля. Другими словами, при снятии клеммы металлическим ключом он одновременно будет касаться корпуса, тем самым замыкая цепь и вызывая сильное КЗ.
Какую клемму одевать первой
Правила техники безопасности требуют соблюдения строго определенной последовательности не только при снятии клемм, но и при их установке. Если следовать логике, становится понятно, что действовать нужно в обратном порядке. Поэтому, если необходимо начинать отключение аккумулятора с минуса, логично начинать его подключение с плюса. Итак, какую клемму мы должны поставить на аккумулятор в первую очередь? Конечно положительный, то есть плюсовой контакт подключается первым.
Как уже отмечалось выше, нарушение последовательности снятия клемм аккумулятора может привести к короткому замыканию. В этом случае не только может прерваться работа всех электронных компонентов автомобиля, но и транспортное средство может завестись. Также в этом случае может серьезно пострадать человек, отсоединяющий клеммы.
Поэтому, чтобы избежать трагедии, нужно не только знать, как правильно снять клеммы с аккумулятора, но и четко следовать установленному порядку.
Чтобы понять, какую клемму нужно снять первой, нужно вспомнить курс физики из школы. «Земля» подключается к минусовой клемме аккумуляторной батареи, которой являются металлические элементы автомобиля: кузов, рама, двигатель и т д. К плюсовой клемме подключаются все потребители электроэнергии в автомобиле: стартер, освещение, фары, аудиосистема и т.д.
Какую клемму одевать первой на аккумулятор
При возврате клемм на аккумулятор сначала надевается плюс, затем минус.
Минусовая клемма должна быть первой при снятии и последней при повторной сборке.
Короче говоря, мы сначала снимаем отрицательную клемму и ставим отрицательную клемму в последнюю очередь.
Чтобы максимально быстро и при этом по всем правилам снять аккумулятор со своего автомобиля, стоит запомнить несколько правил, в которых указана вся последовательность действий. Только так любой автовладелец сможет выполнить все действия сам и без чьей-либо помощи. Итак, все начинается с того, что отключается электропитание всех узлов и элементов автомобиля.
Как снять клемму с аккумулятора
- В первую очередь нужно выключить зажигание. Необходимо убедиться, что все электроприборы выключены: радио, кондиционер и т.д. Окна должны быть закрыты и двери тоже.
- Выньте ключ зажигания из замка и положите его в карман. Это необходимо для того, чтобы потом можно было открыть дверцы, которые на некоторых моделях захлопываются сразу после отключения питания.
И теперь заряд батареи больше не расходуется. Далее необходимо приступить к извлечению аккумулятора, который находится в специальном держателе. Для такой операции обычно используются ключи на 10 и 13.
Можно открыть капот и начать снимать клеммы в определенной последовательности. Сначала нужно отключить знак минус (-), и только после этого знак плюс (+). Эта последовательность действий касается абсолютно любого автомобиля, вне зависимости от типа двигателя – карбюраторный или инжекторный.
Если сначала снять плюсовую клемму, а затем случайно коснуться кузова автомобиля, скорее всего, произойдет короткое замыкание. Если допустить короткое замыкание, то самое опасное, что произойдет в результате таких действий, это пожар.
Именно снятие минусовой клеммы в первую очередь предотвращает подобные проблемы. Так мы защитим и свою машину, и себя. Если водитель снял клеммы с аккумулятора и они начали искрить, это говорит о том, что он забыл отключить какой-то потребитель тока в машине.
После этого можно переходить к извлечению аккумулятора. Для этого нужно открутить специальную гайку, удерживающую аккумулятор в скобах.
Извлекайте батарею очень осторожно. Речь идет о сохранении целостности корпуса батареи. Ведь даже современные модели не всегда способны остаться без видимых повреждений при длительной эксплуатации. Даже незначительное воздействие иногда вызывает утечку электролита, что не всегда сразу заметно.
Помимо повреждения самого устройства, может возникнуть некоторый ущерб здоровью. Если что-то пошло не так и кислота попала вам на кожу, то этот участок нужно будет срочно очистить содовым раствором, а затем промыть большим количеством воды.