Стартер бензопилы предназначен для запуска двигателя с помощью коленчатого вала. В результате этого топливно-воздушная смесь в двигателе сжимается поршнем. Искра воспламеняет его, и двигатель запускается.
Устройство бензопилы по схеме и в разрезе: от нажатия пуска, до движения цепи
Глубокое понимание конструкции трансмиссии определяет как производительность, так и долговечность. На первый взгляд, бензопила может показаться сложным оборудованием, но принцип ее работы основан на механике и доступен любому, кто захочет его понять. В этой статье мы разберем конструкцию от А до Я, представим каждый компонент и объясним его функцию и роль в системе.
Кратко о ключевых деталях механизма
В основе работы бензопилы лежит простой двигатель внутреннего сгорания с одним цилиндром, в который впрыскивается топливо. Бензин, смешанный с маслом, дозируется из бака в карбюратор, откуда он поступает в двигатель, где воспламеняется от свечи зажигания. Этот контролируемый взрыв в герметичной камере толкает поршень, соединенный с коленчатым валом и кривошипом. Вращательное движение передается на сцепление и редуктор, которые зацепляют цепь, чтобы она двигалась по пазу пильной шины.
Описанный процесс затрагивает лишь основы создания бензопилы. Полный список деталей выходит далеко за рамки типичных компонентов двигателя внутреннего сгорания, включая важные аксессуары. Масляный насос, стартер, маховичный тормоз, сцепление, система зажигания и натяжитель цепи являются необходимыми компонентами для обеспечения высокой производительности. На приведенной ниже схеме бензопилы показаны наиболее важные компоненты, назначение и взаимодействие которых подробно описано на следующих страницах.
Все элементы бензопилы
Как работает бензопила, можно понять только после знакомства с ее многослойной конструкцией. Разобрав каждый компонент и поняв его функцию, можно легко получить полное представление о машине, что полезно для дальнейшего использования или ремонта машины. После прочтения этого материала вы будете иметь четкое представление о внутреннем устройстве и функциях классической бензиновой бензопилы.
Стартер
Первый инструмент бензопилы, отправная точка. Этот узел отвечает за запуск двигателя. Это происходит за счет вращения коленчатого вала с маховиком, который генерирует электрический импульс. Стартер состоит из барабана с возвратной пружиной и намотанного троса, соединенного с рычагом. При нажатии на рычаг барабан раскручивается и передает движение на вал, с которым он соединен. При малейшем ослаблении натяжения пружина возвращает барабан в исходное положение и наматывает на него трос.
Процесс запуска требует плавного, без рывков, движения, и обычно не удается запустить двигатель с первого рывка троса. В среднем, для запуска машины требуется 2-4 нажатия. Чтобы облегчить и ускорить работу, современные бензопилы оснащаются дополнительными устройствами. Наиболее распространенным методом является обогащение топливной смеси путем закрытия дроссельной заслонки карбюратора. В качестве альтернативы цилиндр может быть оснащен декомпрессионным клапаном для сброса давления и облегчения вращения вала. Некоторые модели имеют дополнительную пружину, прикрепленную к барабану, которая продолжает вращаться, когда кабель полностью вытянут.
Система зажигания
Еще один элемент конструкции, который генерирует электрический импульс для последующего воспламенения топлива в катушке. В ранних пилах с бензиновым приводом эта система была контактной, ее необходимо было регулярно чистить и регулировать зазор между маховиком и запалом. В современных машинах используются бесконтактные электронные системы, которые не требуют такого обслуживания.
Основными компонентами зажигания являются маховик с магнитами, катушки с сердечником, электронный блок, высоковольтный кабель и свеча зажигания. Когда маховик вращается, магниты воздействуют на катушки, которые подвергаются электродвижущей силе. Полученный ток проходит по кабелю к блоку, где преобразуется в электрический импульс. Затем заряд по высоковольтному кабелю передается на свечу зажигания, которая производит искру, воспламеняющую топливную смесь.
Конструкция и принцип работы узлов бензопилы
Бензиновые пилы используются для заготовки древесины, валки леса, расчистки заросших участков и заготовки дров. Они позволяют эффективно работать с древесиной. Относительно простая конструкция бензопилы делает ее долговечным и надежным инструментом для частного и профессионального использования. Конструктивно изделие относится к категории машин с двигателем внутреннего сгорания (ДВС), во многих случаях это двухтактный одноцилиндровый двигатель. Знание механики машины и принципов работы ее отдельных компонентов необходимо для того, чтобы пользователь мог правильно ее обслуживать и при необходимости самостоятельно ремонтировать.
- 1 Общее устройство бензопилы
- 2 Конструкция и работа отдельных узлов
- 2.1 Система зажигания
- 2.2 Карбюраторный узел
- 2.3 Механизм сцепления
- 2.4 Топливная система
- 2.5 Система очистки воздуха
- 2.6 Устройство стартера
- 2.7 Устройство смазывающего механизма
- 2.8 Тормоз цепи
- 2.9 Устройство механизма натяжения цепи
Общее устройство бензопилы
На рынке представлено множество различных марок бензиновых бензопил. Бренды имеют различный дизайн и технические характеристики, которые влияют на эргономику и функциональность, но конструкция машин всегда одинакова.
Бензопила состоит из следующих компонентов:
- двигателя внутреннего сгорания;
- карбюратора;
- шины;
- цепи;
- ручек;
- муфты сцепления;
- стартера;
- систем зажигания, подачи топлива, фильтрации воздуха и смазывания цепи;
- глушителя;
- цепного тормоза и механизма ее натяжения.
Схематическое изображение бензопилы см. на фото ниже.
Схематическое изображение лесопилки см. на фото лесопилки. На фотографии ниже показана схема рабочего процесса.
Компоненты топливной смеси смешиваются в правильном соотношении. Соотношение между ними указано в инструкции по эксплуатации (масло к бензину от 1:20 до 1:50 соответственно). Качество топлива определяет, как долго инструмент может использоваться без ремонта.
Современные бензиновые пилы дорогого класса часто имеют масляный бак. Смешивание с бензином в этих моделях происходит автоматически.
Двухтактный двигатель может развивать скорость до 13 500 об/мин. Он может быть установлен на инструменте вертикально или горизонтально. Первый тип крепления двигателя характерен для многих профессиональных моделей больших бензопил. Глушитель расположен в передней части двигателя.
При горизонтальном расположении двигателя бензопилы имеют компактные размеры. Вес также небольшой. Благодаря этим особенностям изделия с горизонтальным двигателем очень популярны среди фермеров, лесорубов и других людей, использующих ручные пилы.
Бензопила оснащена двумя рукоятками: передней и задней. На передней ручке расположен выключатель, рычаг газа и рычаг безопасности. Устройство оснащено защитой от вибрации и ударов. Последнее обеспечивается за счет эластичных уплотнений между рукояткой и пилой. Некоторые модели также оснащены пружинами для амортизации. Кикер может быть защищен специальным тормозом или передней пластиной.
Конструкция и работа отдельных узлов
Отдельные компоненты бензиновой бензопилы, упомянутые выше, в свою очередь состоят из различных частей. Для того чтобы иметь возможность самостоятельно отремонтировать машину, важно знать устройство и функционирование наиболее важных систем.
Система зажигания
Первоначально система зажигания была контактного типа. Сегодня он практически не используется. Поскольку современные производители оснащают свои машины электронным зажиганием (показано в разобранном виде ниже), нет необходимости регулярно чистить контакты и устанавливать необходимое расстояние между ними.
Система зажигания, которая производит искру при запуске двигателя, состоит из следующих частей:
- магнето;
- свечи;
- электронного блока;
- электропроводки;
- кнопки включения/отключения мотора.
На следующем рисунке показан внешний вид компонентов системы зажигания одной из моделей бензопил марки Stihl.
Магнето — это генератор переменного тока, который подает напряжение на свечу зажигания. Они могут быть двух типов:
Системы зажигания с бесконтактными и контактными магнето схематично показаны ниже.
Магнето обоих типов состоит из следующих частей:
- маховик;
- магнит постоянного типа;
- катушки, состоящей из обмоток с сердечником.
В состав электронного блока обычно входят диоды, резисторы различных размеров, тиристоры и конденсаторы. Принципиальная схема зависит от модели пилы.
Зажигание работает по следующему принципу:
- при вращении маховика с постоянным магнитом, закрепленным на нем, в системе индуцируется электродвижущая сила;
- возникший в цепи ток электронный блок преобразует в электрические сигналы;
- они передаются на свечу;
- между ее контактами образуется искра, которая вызывает воспламенение топливно-воздушной смеси.
Первоначально зажигание устанавливается на искру, когда поршень двигателя опускается ниже верхней мертвой точки примерно на 3-4 мм. По окружности коленчатого вала это соответствует углу 28 градусов.
Свеча зажигания состоит из следующих частей:
- центрального и бокового электродов;
- корпуса;
- изолятора.
Состояние свечи зажигания можно использовать для визуальной диагностики неисправностей в системе зажигания.
Присутствие свечи зажигания воспламеняет топливную смесь и тем самым заставляет двигатель работать. Систему необходимо время от времени корректировать, что несложно.
Карбюраторный узел
Карбюратор необходим для бесперебойной работы двигателя внутреннего сгорания. Он состоит из следующих компонентов:
- цельнолитого алюминиевого корпуса;
- жиклеров, представляющих собой клапана, регулирующие количество топлива;
- диффузора;
- поплавковой камеры;
- распылителя.
Устройство бензопилы
Бензопила — это мощный инструмент для распиловки древесины, приводимый в действие двигателем внутреннего сгорания. Он необходим как для строительных работ, так и для небольших садовых работ. Его простая конструкция обеспечивает долговечность и может использоваться любым человеком.
Доступны три различные модели:
- бытовые – рассчитаны на небольшую нагрузку и короткий срок эксплуатации, но это компенсируется маленьким весом и удобством;
- полупрофессиональные – имеют повышенную мощность и могут использоваться на лесоповале. Такие модели наделены ограниченным временем распила (8-10 часов);
- профессиональные – этот класс используют в любых условиях, а механизмы сделаны из прочных составляющих.
Все модели работают по одному принципу и имеют схожие детали.
Общее устройство
Внутренние детали скрыты за пластиковым или металлическим корпусом. Сверху находится крышка, отверстие которой обеспечивает доступ к источнику питания и пусковым элементам. Основная часть выглядит как планка с натянутой цепью, а со стороны отсека бензинового двигателя находится веревка для запуска стартера вручную. Бензопила также оснащена ножным выключателем на рукоятке, двумя заливными горловинами (одна для масла и одна для топлива) и регулятором скорости.
Бензопила предназначена для работы на смеси топлива и масла. Затем этот раствор заливается в топливный бак, откуда он подается в двигатель и воспламеняется от искры. В этом случае двигатель и цепная гусеница работают независимо друг от друга, и для приведения в движение режущей стороны необходимо нажать на дроссель.
Принципиальная схема бензопилы «Урал».
Перед каждым использованием важно проверить исправность имеющихся компонентов бензопилы: Цепь должна быть хорошо натянута, механизмы привода должны быть смазаны, а воздушный фильтр должен быть в хорошем состоянии. После завершения резки рекомендуется очистить инструмент от грязи и мусора.
Система зажигания
В конструкции современных бензиновых пил предусмотрено бесконтактное электрическое пусковое устройство. Благодаря такой конструкции пользователю больше не нужно беспокоиться о настройке расстояния и чистке контактов. Он включает в себя следующие части:
- маховик с магнитами;
- схема;
- свеча;
- провод для высокого напряжения;
- зажигание.
Вращение вала генерирует электрические сигналы, которые передаются на свечу зажигания через электрическую цепь. В результате жидкость воспламеняется.
Карбюраторный узел
Задача этого устройства — смешивать топливную смесь с кислородом. Воздушный шланг с заслонкой отвечает за подачу воздуха в карбюратор. Внутри устройства также находится поплавок, который регулирует положение лезвия. При запуске двигателя бензопилы заслонка открывается, кислород попадает в диффузор, смешивается с топливом и поступает в полость цилиндра.
Ручка дросселя регулирует ширину открытия лопастей, увеличивая поток воздуха и повышая скорость поршня.
Механизм сцепления
Современные пилы оснащены центробежным сцеплением, которое автоматически включается при нажатии на дроссель. Задача пружин — втягивать вал внутрь и отпускать при увеличении скорости. Затем барабан вращается, и пильная цепь начинает движение. Снаружи имеется предохранительный ремень, который предотвращает случайное включение пилы. Важно очень внимательно следить за состоянием замка, так как неправильное использование может привести к поломке инструмента и травмам.
Топливное оборудование
Инструмент состоит из трех компонентов:
Топливо из бака поступает по шлангу в смесительный узел, минуя топливный фильтр (расположенный на конце шланга, погруженного в бензин). Для облегчения запуска топливная система каждой бензопилы оснащена ручным насосом. Это подает бензин непосредственно в карбюратор и ускоряет запуск двигателя.
Устройство бензопилы и важные правила обращения с бензоинструментом
С помощью бензопил можно быстро и эффективно валить деревья, строить срубы или заготавливать древесину. Но для правильной и безопасной эксплуатации этих инструментов полезно знать, что находится внутри них.
Как устроена бензопила
Конструкция бензопилы не очень сложна. Основные элементы его конструкции:
- система зажигания;
- карбюратор;
- топливная система;
- система очистки воздуха.
Давайте рассмотрим каждый из них более подробно.
Система зажигания
Система зажигания современных бензопил имеет элементы, которые регулируют тягу в зависимости от скорости движения пилы. В настоящее время большинство производителей оснащают свои машины электронным зажиганием вместо контактного.
Электронная система зажигания состоит из следующих компонентов:
- магнето;
- свеча;
- электронный блок;
- электропроводка;
- кнопка включения мотора.
Магнето — это своего рода генератор переменного тока. Это обеспечивает свечу зажигания электричеством. Каждый магнит состоит из катушки с сердечником и высоковольтными обмотками, маховика и постоянного магнита. Магниты могут быть как контактными, так и бесконтактными.
Контактный магнит имеет два провода обмотки. Первый идет к свече зажигания, второй — к земле. К этой цепи можно подключить конденсатор для предотвращения перегрева и окисления контактов.
В бесконтактном соленоиде регулятором напряжения является катушка. Тиристор, диод и конденсатор регулируют ток. Электрическая цепь работает в сочетании с поступательным движением цилиндров и вращением коленчатого вала. Однако бесконтактное соединение всех частей магнето зависит от модели пилы.
Зажигание работает следующим образом:
- магнит, закрепленный на маховике, вращается вместе с ним и индуцирует в системе электродвижущую силу;
- в цепи возникает ток, который преобразуется с помощью электронного блока в электрические сигналы;
- сигналы передаются на свечу;
- между контактами свечи образуется искра, от которой загорается топливно-воздушная смесь.
При каждом зажигании искра образуется, когда поршень двигателя не доходит до своей «мертвой точки», примерно 3-4 мм.
Свеча зажигания состоит из корпуса, изолятора и электродов: центрального электрода и бокового электрода. Неисправности зажигания можно визуально определить по состоянию зажигания.
Как только топливная смесь воспламеняется, двигатель начинает работать. Вся система зажигания должна время от времени регулироваться.
Карбюратор
В большинстве моделей бензопил карбюраторы устроены одинаково.
Они имеют дроссель в корпусе. Он используется для регулировки двух винтов (основного и холостого хода), диффузора, канала наддува и входного отверстия. Дроссель также используется для управления подачей атмосферного воздуха.
Если вы понимаете, как работает карбюратор, вы сможете правильно его отрегулировать. Вот как это работает:
- двигатель запускается, в нижней части корпуса открывается воздушная заслонка;
- внутри поплавковой камеры и в воздушном канале происходит разряжение, потому что поршень перемещается;
- через диффузор всасывается воздух;
- из бензинового бака через штуцер в поплавковую камеру попадает топливная смесь;
- в диффузоре бензин смешивается с воздухом;
- через впускные каналы топливно-воздушная смесь попадает в камеру сгорания.
Как пользоваться бензопилой
Правильное использование бензопилы важно во избежание травм. Инструкция по эксплуатации бензопилы — лучшее место, чтобы узнать, как ею пользоваться. Самое главное — держать инструмент обеими руками и всеми пальцами.
Как правильно заводить бензопилу
Перед запуском бензопилы включите тормоз цепи и снимите защитный кожух направляющей шины.
Затем выполните следующие действия:
- нажать кнопку управления декомпрессионным клапаном, если она есть;
- активировать рычаг переключения режима
- положить пилу на землю, придавив заднюю ручку правой ногой и левой рукой обхватив переднюю ручку;
- тянуть за рукоятку стартера до запуска двигателя;
- нажать на рычаг переключения режима и давить на него до начала работы пилы;
- увеличить частоту вращения холостого хода и отключить тормоз цепи.
Как правильно пилить бензопилой
Чтобы правильно использовать бензопилу, необходимо следовать некоторым основным инструкциям:
- Держать пилу ближе к корпусу — это поможет сохранить равновесие.
- Ноги широко расставить и согнуть в коленях.
- Спину держать прямо.
- Прежде чем перейти на новое место, нужно выключить двигатель, активировав тормоз.
Одноразовая защитная одежда — хороший способ защитить себя от случайных порезов. Вы должны носить шлем с маской для лица, толстые перчатки для рук, усиленный костюм для тела и прочную обувь для ног.
Устройство бензопилы
Бензопилы — это классические машины, приводимые в действие двигателями внутреннего сгорания. Их даже можно назвать самыми простыми из всех, поскольку бензопилы приводятся в действие одноцилиндровым двухтактным бензиновым двигателем и не имеют коробки передач в подлинном смысле этого слова — если только не считать коробкой передач одноступенчатую звездочку, приводящую в движение пильную цепь. Прочная конструкция бензопилы является фактором надежности, обеспечивающим надежную работу в самых тяжелых условиях.
План конструкции бензопилы: 1 — топливная смесь заливается в топливный бак, объем которого составляет около 0,5 л; 2 — топливо проходит из топливного бака в карбюратор, где смешивается с воздухом; 3 — из карбюратора воздушно-топливная смесь проходит в цилиндр двухтактного двигателя, где смесь воспламеняется от искры; 4 — кривошипно-шатунный механизм (КШМ), который преобразует возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение вала; 5 — вал является частью КШМ; 6 — центробежное сцепление; 7 — редуктор, который приводит в движение пильную цепь; 8 — пильная цепь.
Конструкция цепной пилы
Помимо вышеперечисленных компонентов, бензопилы оснащены системой очистки воздуха с карбюратором, направляющей шиной с пильной цепью, стартером, натяжителем цепи, зажиганием, глушителем и т.д.
Двигатель
Как уже упоминалось, двигатель современных бензопил — это одноцилиндровый двухтактный двигатель с карбюратором (об устройстве и работе двухтактного двигателя см. здесь). На рисунке ниже он показан в сборе с маховиком (1), сцеплением (2), блоком зажигания (3), глушителем (4) и распорной втулкой (5) для установки карбюратора.
Двигатель бензопилы
Двигатель бензопилы
Максимальная частота вращения двигателя бензопилы составляет около 13500 об/мин. Это предъявляет строгие требования к маслу, добавляемому в топливную смесь.
Сцепление
Бензопилы оснащены центробежным сцеплением, которое автоматически включается в зависимости от скорости вращения двигателя.
Центробежное сцепление на бензопилах
На низких скоростях фрикционные элементы (1), имеющие степени свободы в радиальном направлении, притягиваются к центру вала пружинами (2) и не передают вращение барабану (3), соединенному со звездочкой. Когда частота вращения двигателя бензопилы достигает значения, при котором центробежная сила превышает силу пружин, фрикционные детали прижимаются к внутренней поверхности барабана и начинают вращать его. Это приводит в движение приводное колесо, которое перемещает пильную цепь.
Центробежное сцепление для бензопил: 1 — шестерня, вращающая пильную цепь, 2 — барабан сцепления.
Как видно на фотографии, коробка передач расположена за сцеплением.