Метеор — скоростной теплоход СССР, который опередил свое время. Метеор на подводных крыльях

Советы и вопросы
Метеор на подводных крыльях - История "Метеора" Кратко об истории появления пассажирского судна на подводных крыльях (СПК) С ТАТАРСКИМ АКЦЕНТОМ Есть ли будущее у «крылатых» кораблей? Преимущества:

Большинство из них собраны в книге под названием «Крылатые суда России», в которой объединено все самое интересное про этот необычный вид водного транспорта.

Метеор — скоростной теплоход СССР, который опередил свое время

Корабли

Гениальное изобретение Ростислава Алексеева – судно на подводных крыльях, получившее гордое название «Метеор» — в настоящее время не востребовано. А ведь было время, когда множество теплоходов такого типа плавали по морям и рекам по всему миру…

И корабль, и самолет

В 60-80-х годах прошлого века широкое распространение в СССР и многих странах социалистического содружества получили катера, получившие общее название «ракета».

Суда новой конструкции использовали принципиально новый принцип движения: на высокой скорости они были способны лететь над поверхностью воды благодаря особо сконструированным подводным крыльям. На низкой скорости они плыли как обычные корабли. Общее их название – суда на воздушной подушке.

Метеор - скоростной теплоход СССР, который опередил свое время

К подобной серии относились теплоходы с романтическими названиями: «Буревестник», «Комета», «Спутник» и «Метеор». Скорость передвижения этих судов была довольно большой – до 150 км/ч. На борт они могли одновременно принять до 300 пассажиров.

Эти речные суда на подводных крыльях активно использовались в Болгарии примерно до 1990 года, в Латвии до 1988 года, на Украине вплоть до 2000 года, в Нидерландах до 2004 года, а в Германии до 2008. Сейчас в этих странах им на смену пришли более современные транспортные средства.

Теория. Как работают подводные крылья

Принцип работы подводных крыльев

Суда на подводных крыльях стали продолжением так называемых глиссирующих кораблей или глиссеров: малогабаритных лодок, катеров и даже в досках для сёрфинга.

Глиссирование — движение по воде за счёт скорости, скольжение по поверхности, во время которого резко снижается сопротивление жидкости.

Подводные крылья стали логичным развитием идеи: они заставляют корабль приподниматься при достижении определённой скорости, снижая сопротивление воды и улучшая динамику движения.

Самолёт буквально «взлетает» в толще воды, используя её подъёмную силу.

Схема судна на подводных крыльях

На стоянке и при следовании с малой скоростью судно на подводных крыльях удерживается на воде за счёт силы Архимеда, как и обыкновенное водоизмещающее судно.

Уменьшается площадь контакта с водой, сопротивление воды, что позволяет развивать более высокую скорость.

Крейсерская скорость достигает 100 км/ч, а для ряда военных судов — даже 180 км/ч. Примерно в 2-5 раз быстрее обычных кораблей.

При больших скоростях крыло «закипает» из-за резкого понижения давления перед ним. Возникает эффект «кавитации», которую используют суда с воздушной каверной.

И ещё теория. Какие подводные крылья бывают?

Частично погруженное крыло

Существует два типа подводных крыльев:

Частично погруженные крылья во время движения на полной скорости находятся на границе между водой и воздухом, поднимая корпус над водой.

Современное полнопогруженное крыло

Погруженные крылья появились недавно: хотя они снижают качку до нуля, им требуется постоянная коррекция и управление, что удалось реализовать только благодаря современным компьютерам.

Их используют гибридные суда, сочетающие обычный корпус, не использующий глиссирование, и подводные крылья для снижения качки в движении.

История этой конструкции насчитывает много лет, много важных вех и открытий. Почти каждая связана с русским авиаконструктором Ростиславом Алексеевым и его КБ.

Погруженные крылья появились недавно: хотя они снижают качку до нуля, им требуется постоянная коррекция и управление, что удалось реализовать только благодаря современным компьютерам.

ПРЕДПОСЫЛКИ

Официально сообщается, что «основным импульсом» послужило решение правительства ХМАО об обновлении своего пассажирского флота. Как уточнил в беседе с «БИЗНЕС Online» генеральный директор СК «Ак Барс» Ренат Мистахов, на одной из встреч руководителей двух регионов президент РТ Рустам Минниханов рассказал, что Татарстан намерен строить «Метеоры». После этого профильные специалисты ХМАО обратились на завод им. Горького с вопросом, возможно ли создание проекта под нужды этого региона. Ответ был утвердительным. «И мы написали техзадание для машин подобного типа», — рассказал «БИЗНЕС Online» генеральный директор «Северречфлота» Айрат Чумарин.

По его словам, важнейшим фактором доверия стало то, что завод им. Горького некогда выпускал аналогичные суда. В 1961–1991 годах он построил 361 «Метеор» (проект 342, разработан нижегородским ЦКБ по СПК Ростислава Алексеева, который стал самым массовым СПК в мире). Добавим, что крайние СПК достраивали (для Китая) в начале 2000-х из советских заделов, над ними трудился и нынешний директор верфи Александр Филиппов, тогда простой рабочий.

«Метеор-2020» разработан конструкторами нижегородского проектного ООО «Си Тех»

«Метеор-2020» разработан конструкторами нижегородского проектного ООО «Си Тех» Фото предоставлено заводом им. Горького

КТО АВТОР ПРОЕКТА

«Метеор-2020» разработан конструкторами нижегородского проектного ООО «Си Тех» (кстати, выходцы из алексеевского ЦКБ). Логично возникает вопрос: почему дело не поручили подконтрольному заводу АО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» (ЗПКБ), которое СК «Ак Барс» обязалась всячески загружать? В конце концов, некогда оно разработало революционные по характеристикам боевые СПК.

Есть мнение, что сегодня в бюро нет опытных специалистов в области общего проектирования такого рода судов, а спецы по гидродинамике, прочности, конструкции корпуса, которые участвовали в проектах раньше, уже весьма немолоды, плюс долгое отсутствие практической работы по теме. Однако Мистахов объясняет ситуацию иначе. Сегодня главная задача ЗПКБ — создание техпроекта универсальных десантных кораблей, которые недавно с помпой заложили в Керчи. Плюс есть еще два заказа от ВМФ. Немало дел и по гражданской тематике: продолжение работы над газоходом «Чайка СПГ» и еще одним пассажирским проектом, которым ЗПКБ удивит общественность в ближайшее время.

Айрат Чумарин (справа):«Повышенные требования к уровню шума, вибрации, удобству кресел, проходов, обеззараживанию воздуха, кондиционированию и обогреву. Для экипажа предусмотрены каюты отдыха»

Айрат Чумарин (справа):«Повышенные требования к уровню шума, вибрации, удобству кресел, проходов, обеззараживанию воздуха, кондиционированию и обогреву. Для экипажа предусмотрены каюты отдыха» Фото предоставлено заводом им. Горького

По словам Мистахова, закладка планируется в конце февраля – начале марта. Прибыть к месту назначения суда должны в октябре 2022 года, т. е. встать на линии они смогут только в 2023-м. «Северным морским путем теплоходы можно привезти только в августе – сентябре, — объясняет Чумарин. — То есть им предстоит увлекательное путешествие».

Описание и технические характеристики катера «Метеор»

Катер «Метеор» знаком многим людям, рожденным в центральных регионах СССР. Ведь в те годы на речках проводил время каждый ребенок, и проплывающие мимо суда непременно притягивали внимание детворы. А уж волны, которые после себя оставлял «Метеор», ребята и вовсе пытались ловить, чтобы «покачаться» на них, как на море. Ну а для тех, кто не застал те славные времена опишем, как же выглядел этот знаменитый катер.

Катер Метеор фото

Внешний вид и обустройство салона

«Метеор» – однопалубное дюралевое судно. По дизайну этот катер, с закругленными углами и плавными переходами, считался самым красивым. Другие суда уступали теплоходу «Метеор» и в габаритах: длина катера почти достигала 35 метров, а ширина немного недотягивала до 10 метров. Эти параметры позволили комфортно обустроить внутренние помещения судна.

Салон катера просторный и разделен на 3 отсека:

  1. Носовая часть – включает в себя 26 мест для пассажиров.
  2. Средний салон – рассчитан на 44 кресла для пассажиров и размещение буфета.
  3. Кормовая часть – насчитывает 44 пассажирских места.

При этом все пассажирские отделения оборудованы мягкими креслами, установленными попарно в два ряда с широким проходом между ними. Из среднего салона на корму проходят по небольшой крытой палубе. С этой палубы также можно попасть в туалет, хозяйственное и машинное отделения.

Катер Метеор фото салона

Рубка катера Метеор

Двигатель и оборудование

На катера «Метеор» устанавливали дизельные двигатели. Обычно главными двигателями ставили поршневые 12-циллиндровые дизели с водяным охлаждением серии М-400. Мощность каждого насчитывает 1 000 л.с. (при 1 700 оборотов за минуту). Для обслуживания силовой установки используется дополнительный комбинированный агрегат. Он включает в себя двигатель (12 л.с.), генератор (5,6 кВт), компрессор и вихревой насос. В качестве движителей выступают 2 гребных винта.

Крыльевое устройство включает в себя несущие крылья (под кормовой и носовой частями), а также пару закрылков на носовом крыле (стойки на борту и у днища).

Электропитание

Автономный ход судна обеспечивают два генератора, размещенные на главных двигателях. С напряжением в 27,5 В их общая мощность составляет 2 кВт (отдельно по 1 кВт каждый). Также «Метеор» оснащен автоматом, координирующим параллельную работу батарей и генератора. Помимо перечисленного оборудования, на катере еще установлен вспомогательный генератор (напряжение 28 В, мощность 5,6 кВт). Он используется для питания потребителей.

Компоновка катера Метеор

Катер Метеор компоновка

Катер Метеор

Таблица основных технических характеристик

Катер на подводных крыльях «Метеор» в автономном режиме должен преодолевать расстояние в 600 км. Для этого ему требуется мощное оборудование и продуманные габариты. Так, в результате проведенных расчётов и исследований, разработчики оснастили катер следующими характеристиками.

Катер «Метеор» — это однопалубное пассажирское судно, изготовленное из дюраля. Считается самым красивым из всей линии благодаря удачному внешнему дизайну. Его длина достигает 35 метров при ширине 10 метров, что позволяет комфортно разместить в носовой части 26 мест, на корме – 44 места, в среднем салоне расположены 44 пассажирских кресла и буфет.

Описание:

Метеор – серия речных пассажирских теплоходов на подводных крыльях, разработанных Ростиславом Алексеевым.

Первый экспериментальный «Метеор» был спущен на воду в 1959 г. Серийный выпуск «Метеоров» был налажен на Зеленодольском судостроительном заводе им. А. М. Горького. С 1961 года по 1991 год было построено более 400 теплоходов этой серии.

История создания этих судов берёт своё начало в начале 1940-х, когда ещё студентом Алексеев заинтересовался темой и в 1941 г. защитил дипломный проект на тему «Глиссер на подводных крыльях».

В проекте Алексеева использовался эффект малопогруженного подводного крыла (эффект Алексеева). Подводное крыло Алексеева состоит из двух главных горизонтальных несущих плоскостей – одна спереди и одна сзади. Двугранный угол при схождении или мал, или отсутствует, распределение веса – примерно поровну между передней и задней плоскостями. Погруженное подводное крыло, поднимаясь к поверхности , постепенно теряет подъемную силу, а на глубине, примерно равной длине хорды крыла, подъемная сила приближается к нулю. Именно благодаря этому эффекту погруженное крыло не способно полностью выйти на поверхность. При этом относительно небольшой гидропланирующий (скользящий по поверхности воды ) подкрылок используется для помощи при «выходе на крыло», а также не позволяет судну вернуться в водоизмещающий режим . Эти подкрылки расположены в непосредственной близости к передним стойкам и установлены так, что на ходу касаются поверхности воды, в то время как несущие крылья погружены примерно на глубину, равную длине их хорды.

Метеор – судно на подводных крыльях

Из-за разных скоростей обтекания в соответствии с уравнением Бернулли на верхней поверхности подводного крыла создается разрежение, а на нижней повышенное давление – это приводит к образованию подъемной силы. При уменьшении глубины давление на верхней поверхности крыла растет, т.к. в пограничной зоне происходит подтормаживание частиц жидкости, в результате подъемная сила уменьшается и судно стабилизируется.

Технические характеристики судна на подводных крыльях «Комета 120М» проекта 23160:

Метеор – судно на подводных крыльях

Морское пассажирское судно на подводных крыльях нового поколения «Комета 120М» проекта 23160 предназначено для скоростных перевозок пассажиров в светлое время суток в салонах, оборудованных креслами авиационного типа.

Характеристики: Значение:
Класс судна КМ 2 СПК – A
Район эксплуатации моря с морским тропическим климатом R3-RSN (h в 3% 2,0 м)
Длина габаритная, м 35,2
Ширина габаритная, м 10,3
Водоизмещение, т 73,0
Осадка габаритная на плаву, м 3,5
Скорость, узлов не менее 35
Экипаж, человек 5
Пассажировместимость, человек: 120
• салон бизнес класса 22
• салон экономического класса 98
Мощность двигателей, кВт 2 х 820
Часовой расход топлива, кг/час 320
Дальность хода в полном водоизмещении, миль 200
Автономность плавания, часов 8
Удаление от порта-убежища в открытых морях, миль 50
Мореходность (высота волны h3%), м
Расход топлива, кг/ час 320

Примечание: описание технологии на примере судна на подводных крыльях «Комета 120М» проекта 23160.

речное комета и метеор судно разница
купить якорь судно метеор проект 342 э
ракета метеор комета судно суда на подводных крыльях
рулевое устройство судна метеор проекта 342э
суда на подводных крыльях типа метеор википедия фото характеристики
суда на подводных крыльях ракеты метеоры
метеор – серия речных пассажирских теплоходов на подводных крыльях ракета катер корабль теплоход суда быстроходное морское судно скорость новый википедия видео фото купить цена комета 120 м алексеева ссср проекты цкб валдай 45р восход

Оцените статью