По сегодняшним стандартам такая смазка не вписывается ни в один технический допуск автопроизводителей. Почему же тогда производство продолжалось до 1980 года?
Нигрол — основные характеристики и применение трансмиссионной смазки
Хотя этот продукт давно снят с производства, многие опытные автомобилисты привыкли использовать это название для всех смазочных материалов для коробок передач.
В начале прошлого века это была популярная смазка для всех трансмиссий советских автомобилей. Главным секретом его успеха была низкая стоимость.
В то время никто не задавался этим вопросом: «Нигрол, что это такое?». По сути, это был отходный продукт нефтяной промышленности. Если бы он не использовался в качестве сырья для производства товарной нефти, его бы переработали в битум в виде гудрона.
Тем не менее, некоторые полезные свойства присутствуют (в прошедшем времени, конечно), особенно когда нет альтернативы.
Где производили нигрол?
Для того чтобы сделать гражданские автомобили и тракторы пригодными для войны (отголосок послевоенного периода), правительство СССР разработало трансмиссионное масло, стоимость которого стремилась к нулю.
Поскольку нафта является отходом нефтяной промышленности, задача 1 была выполнена безупречно. Дешевые нафтеновые нефти были получены с месторождений вблизи Баку и поселка Сураханы.
Они практически не содержали парафина, поэтому можно было обеспечить хорошие технические свойства нафты без высоких затрат на переработку.
Из-за географических условий в СССР вязкость нафты должна была быть адаптирована к различным рабочим температурам.
- Летний вариант, простой остаток от продуктов перегонки нефти, имел значения 32-35 мм²/с и надежно функционировал при температуре д о-2°C. Как только температура опускалась д о-5°C, валы шестерен больше не могли вращаться из-за вязкости, поэтому коленчатые валы шестерен нагревались с помощью пламенного нагревателя.
- В зимнюю рецептуру было добавлено до 30 % дистиллированного масла, что снизило вязкость до 20 мм²/с. Свойства сохранялись вплоть до критической температур ы-15°C. Это расширило географию применения смазочного материала: к тому же на тот момент аналогов было не так много.
Хотя ГОСТ 542-50 был отменен в 1976 году (с продлением срока действия до 1980 года), производители продолжали выпускать смазку под названием «Нигрол».
Он производится по ТУ 0253-001-97949320-2010 и, конечно, не имеет большого сходства с «историческим» «Нигролом», поскольку в качестве сырья используется другая нефть.
- Предлагается Nigrol TEP-15, который может использоваться в трансмиссиях с низкой нагрузкой без трения скольжения (классическая цилиндрическая передача).
- Для крупных парков сельскохозяйственной техники Nihrol также производится в 200-литровых бочках. Этот продукт не одобрен производителями автомобилей, но активно используется фермерами из-за своей низкой стоимости.
Принцип «старый конь делает борозду» можно применить и к смазочным материалам. Высокие эксплуатационные расходы заставляют пользователей техники искать компромисс между качеством и ценой.
Посмотрите это видео, чтобы узнать, что такое нигрол и почему он так важен
По сегодняшним стандартам такая смазка не вписывается ни в один технический допуск автопроизводителей. Почему же тогда производство продолжалось до 1980 года?
Нигрол. Отец современных трансмиссионных масел
Nigrol — это торговое название марки трансмиссионного масла. Он образуется при перегонке некоторых видов нефти и представляет собой черную, вязкую жидкость, от которой и получил свое название. Нигрол относится к группе минеральных масел.
В прошлом обычное нигрол использовалось в качестве трансмиссионного масла для смазки механических передач тяжелых гусеничных и колесных машин, а также движущихся частей оборудования с паровым двигателем, которые постоянно подвергаются воздействию пара и высоких температур. Согласно ГОСТ 542-50 (окончательно отменен в 1975 году), нигрол делился на «летний» и «зимний», которые различались по параметрам вязкости, причем «летний» нигрол имел более высокую вязкость, достигающую 35 мм 2 /с. Этой смазкой заполняли оси грузовиков и широко использовали в трансмиссиях: В то время контактная нагрузка на транспортные средства была относительно низкой.
Важнейшей функциональной ценностью нигрола является высокое содержание смолистых веществ, содержащихся в масле некоторых сортов. Это означает, что смазывающая способность вещества достаточно высока.
Современный нигрол: отличия
Усложнение условий эксплуатации современных автомобилей привело к снижению эффективности традиционных нигролов, поскольку их состав не содержал противоизносных присадок, а повышенная вязкость приводила к увеличению нагрузки на компоненты трансмиссии. Особенно во вторичных передачах, где потери на трение высоки. Поэтому термин «Nigrol» в настоящее время используется исключительно как торговая марка, и под этой маркой обычно понимаются трансмиссионные смазки типов Tad-17 или Tap-15.
Nigrol Tad-17 — это фирменное автомобильное трансмиссионное масло со следующими свойствами:
- Повышенная устойчивость к трению скольжения при значительной разнице в скоростях контактирующих элементов механических передач.
- Наличие присадок, обеспечивающих постоянное наличие и обновление поверхностной масляной пленки.
- Более низкая относительная вязкость (по сравнению с обычными нигролами).
- Уменьшение зависимости значений вязкости от температуры, возникающей в зоне контакта.
Добавки содержат серу, фосфор (но не свинец!), пеногасители. Число после аббревиатуры буквы указывает на вязкость смазочного материала в мм 2 /с, которую имеет продукт при 100 ºC.
Данные о производительности смазки см. ниже:
- средняя вязкость, мм 2 /с, макс — 18,
- диапазон температур, ºС — о т-20 до +135,
- срок службы, тыс. км — до 75…80,
- Уровень рабочего давления — 5.
Уровень напряжения ГОСТ 17479.2-85 определяет высокую устойчивость к перегрузкам, универсальность применения, возможность работы при контактных нагрузках до 3 ГПа и локальных температурах в узлах склеивания до 140…150 ºС.
Другие параметры Tad-17 указаны в ГОСТ 23652-79.
Смазка Nigrol Tep-15 имеет более низкий индекс вязкости, поэтому эксплуатационные характеристики передач, в которых используется это трансмиссионное масло, еще выше. К преимуществам этой смазки также относятся:
- Высокие антикоррозийные свойства.
- Высокая вязкость.
- Улучшенное качество исходного дистиллята, что обеспечивает минимально возможное присутствие механических примесей в смазке (менее 0,03%).
- Нейтральность значения pH, что предотвращает образование точек заедания при работе трансмиссии.
Однако абсолютные противоизносные свойства этого трансмиссионного масла полностью сохраняются только при относительно низких температурах. Поэтому скорость движения смазываемых компонентов должна быть низкой. Это относится, в частности, к гусеничным машинам общего назначения (тракторы, краны и т.д.).
Эксплуатационные характеристики смазочных материалов:
- средняя вязкость, мм 2 /с, не более — 15,
- диапазон рабочих температур, ºС — о т-23 до +130,
- срок службы, тыс. км — до 20…30,
- Уровень напряжений — 3 (контактные напряжения до 2,5 ГПа, локальные температуры в узлах адгезии до 120 … 140 ºC).
Нигрол. Цена за литр
Цена трансмиссионного масла марки «Nigrol» определяется несколькими факторами, такими как:
- Конструкция коробки передач автомобиля.
- Конструкция коробки передач Конструкция коробки передач.
- Время и объем рынка.
- Наличие и состав добавок.
- Производительность и время замены.
Как правило, цены на дисперсию азота зависят от упаковки масла:
- В бочках 190…195 кг — 40 рублей/литр,
- в контейнерах по 20 литров — 65 рублей/литр,
- в емкостях по 1 литру — 90 рублей/литр.
Таким образом, объем закупки (и цена товара) зависит от интенсивности эксплуатации вашего автомобиля, поскольку в межсезонье замена масла неизбежна.
Сегодня масла, выпускаемые под названием Nigrol, как и другие аналоги легендарного масла, отличаются следующими областями применения:
Достоинства и недостатки
Основные преимущества продукта TEP 15 заключаются в следующем.
- Основные преимущества TEP TEP 15 заключаются в следующем.
- Универсальный состав совместим со всеми типами коробок передач.
- Жидкие свойства позволяют использовать формулу круглый год.
- Стабильная работа при различных температурах.
- Минимальное содержание золы.
- Минимальные затраты.
К недостаткам пользователи относят очень короткий срок службы. После 70-80 км эксплуатации необходимо заменить масло. Однако этот факт полностью компенсируется низкой стоимостью.
Видео
Свойства TPE 15 Nigrol позволяют использовать его в самых сложных механизмах и условиях работы. Защитные свойства продукта гарантируют стабильную работу обслуживаемых узлов.