Однако причиной может быть неисправный датчик положения дроссельной заслонки. Это компонент Elastronik, который определяет угол поворота заслонки за доли секунды. Его положение точно определяется на заводе. Правильное функционирование этого датчика также гарантирует качество работы автоматической коробки передач и системы зажигания.
Сброс адаптаций
Эта страница посвящена интересной теме сброса настроек, поскольку по этому поводу возникает множество вопросов, и многие путают этот процесс с коучингом или вообще считают, что это одно и то же. Рассмотрим простой пример — сброс настроек дроссельной заслонки.
Эта тема давно известна в Интернете и на семинарах, но до сих пор вызывает много вопросов и непонимания. В принципе, это касается не только этой темы, но и многих других, потому что люди получают все больше знаний из интернета, а не из книг и пособий.
И самый большой бич интернета — это то, что 90% сайтов копируют информацию друг у друга и не заботятся о смысле того, что они пишут.
Вот почему снова и снова случается, что владелец начинает тренировать дроссельную заслонку после банальной чистки, или безуспешно пытается преодолеть зависание или замерзание двигателя вместо того, чтобы перенастроить параметры. Или отсоедините аккумулятор, чтобы устранить проблему. И если отключение батареи на 24 часа не помогает, нужно отключить батарею на неделю.
Ладно, давайте перейдем к сути вопроса.
Сразу отмечу, что сброс настроек — это не только сброс настроек дроссельной заслонки. Настройка дроссельной заслонки — это лишь один из параметров, участвующих в регулировке системы. Современные ЭБУ проводят всю свою жизнь, регулируя рабочие условия путем хранения адаптивных данных — положение дроссельной заслонки, топливные коррекции и т.д. — чтобы двигатель работал в наилучших условиях, с максимально возможной эффективностью и с минимально возможным воздействием на окружающую среду.
Но мы рассмотрим в качестве примера установку дросселей, потому что именно этот вопрос волнует многих людей больше других.
Сброс адаптаций дроссельной заслонки
Так что же это такое и зачем это делается?
Как мы уже поняли, блок управления двигателем постоянно подстраивается под текущие условия. Он сохраняет оптимальные значения топливных коррекций и холостого хода, чтобы при следующем запуске двигателя он работал так же плавно, как и до его выключения.
Конечно, правильнее было бы сказать — не сбрасывать настройки дроссельной заслонки, а — сбрасывать настройки ЭБУ вместо регулятора холостого хода. Это очевидно по двум причинам:
- Дроссельная заслонка не может ни к чему адаптироваться, потому что кроме моторчика и реостатов там ничего нет. Это просто красивый и дорогой кусок железяки без каких-либо микросхем памяти. Поэтому мы будем выполнять не сброс адаптаций дроссельной заслонки, а сброс адаптаций ЭБУ к положению дроссельной заслонки!
- Так как на некоторых авто (в том числе и Лачетти 1.4/1.6) регулятор холостого хода управляет непосредственно дроссельной заслонкой, то и привыкли все называть этот процесс – сброс адаптаций дроссельной заслонки.
Предположим, что регулятор холостого хода в автомобиле Lacetti 1.8 установлен в отдельном обводном канале и никак не связан с дроссельной заслонкой, но при его замене или чистке желательно заново отрегулировать и его настройки. Это связано с тем, что иногда случается так, что после промывки клапана холостого хода ступеньки остаются на месте и не спускаются. В этом случае единственное, что поможет, — сбросить настройки, чтобы уменьшить шаги холостого хода конвертера.
Когда необходим сброс адаптаций?
Официальное руководство «Шевроле» следующее:
— Замените на новый ЭБУ
— Замените на новый дроссельный клапан (MTIA, ETC)
— Замените на новый клапан ETC
— Очистка с новой дроссельной заслонкой
Я бы также добавил такой пункт:
- Ошибки и сбои в процессе работы ДПДЗ и РХХ. Немного остановлюсь на этом моменте.
Проблема заключается в том, что существует некоторая корреляция между положением дроссельной заслонки и положением холостого хода. То есть, если положение дроссельной заслонки = 2,5%, то положение IAC соответствует примерно 20-25 шагам.
Но иногда люди приходят с нестабильными холостыми оборотами, и во время диагностики вы можете увидеть картину, когда положение клапана холостого хода = 0, а шаги IAC = 40! Сброс настроек поможет решить эту проблему, даже если владелец автомобиля не вмешивался в работу дроссельного узла в прошлом.
Это результат некоторых краткосрочных системных сбоев. Вот пример с нашего форума, где вмешательство в клапан картера привело к аналогичной неисправности. Поэтому имейте в виду и этот момент.
Это явление также возникает из-за неправильной регулировки троса дроссельной заслонки.
Теперь давайте рассмотрим, как сбросить настройки и почему это необходимо сделать после очистки дроссельной заслонки.
Нормальное положение клапана холостого хода предварительно прогретого двигателя без наддува составляет 2 — 3,5 %.
Он открыт ровно настолько, чтобы пропускать количество воздуха, необходимое для данной скорости холостого хода.
Со временем дроссельная заслонка и корпус дроссельной заслонки покрываются грязью, уменьшая поток воздуха.
ЭБУ вынужден постепенно открывать регулятор холостого хода все больше и больше для поддержания заданного числа оборотов. Со временем эти значения увеличиваются до 50-60 шагов регулятора холостого хода или 5-7% от положения клапана холостого хода.
Это означает, что пришло время почистить дроссельную заслонку.
Мы безопасно очищаем его, а затем запускаем двигатель. И вот здесь начинаются проблемы, потому что ЭБУ запоминает положение входа дроссельной заслонки на 7% для этого режима, но обороты теперь значительно увеличились, потому что поступающий воздух не препятствует движению (обороты начинают зависать на высоких значениях). ЭБУ не может понять, что происходит, и пытается регулировать его (обороты начинают колебаться).
Именно здесь необходимо наше вмешательство. Мы должны сбросить ЭБУ на заводские значения, привести его в исходное положение, чтобы он мог снова начать регулировку.
Это сопоставимо с обычным 10-литровым ведром. Допустим, мы полностью заполнили его, влив 10 литров пива. Чтобы иметь возможность залить еще 10 литров, мы должны сначала опорожнить имеющиеся.
То же самое происходит и с ЭБУ. Мы очищаем адаптивную память, чтобы устройство могло учиться и адаптироваться заново.
2 Когда выполняется адаптация заслонки?
Необходимость в такой функции, включающей сброс высоких оборотов холостого хода до нормального значения, возникает не только после промывки дроссельного узла, но и в других ситуациях, например, в следующих:
- после полного разряжения аккумуляторной батареи транспортного средства;
- после замены либо снятия педали акселератора;
- после замены или переподключении электронного блока управления ТС.
Следующие явления являются неоспоримыми признаками того, что требуется немедленное обучение дроссельной заслонки:
- свист при перегазовке;
- неадекватное поведение мотора на холостом ходу;
- нехватка мощности на холостом ходу либо провалы.
3 Условия для осуществления процесса адаптации холостого хода
Прежде чем приступить к преподаванию, необходимо выполнить определенные условия:
- поездить на автомобиле 10 минут;
- обеспечить напряжение АКБ на холостом ходу не менее 12,9 В;
- прогреть коробку передач;
- колеса ТС должны стоять прямо, руль находится в среднем положении;
- температура двигателя – 70–95 °С;
- все приборы, оказывающие нагрузку на электросеть машины (обогрев стекол, фары и так далее), следует отключить;
- селектор автоматической коробки передач ставят на N или Р.
4 Обучение заслонки и педали акселератора
Предпочтительно отрегулировать эти устройства перед обучением холостого хода. Если кабель датчика, передающего сигнал положения дроссельной заслонки, отсоединен, необходимо выполнить следующие действия:
- Полностью отпустить педаль.
- Повернуть в «ON» ключ зажигания, выждать не менее двух секунд;
- Отключить зажигание, выдержать 10 секунд;
- Повторить процедуру по п.2, а после и по п.3.
Описанная процедура (согласитесь, совсем не сложная) научит дроссельную заслонку открываться правильно. Однако для того, чтобы перевести дроссель в положение «Закрыто», необходимо выполнить следующие действия:
- Отпустить (полностью) педаль акселератора.
- Ключ поставить в положение «ON».
- Зажигание переключаем в «OFF» и ждем 10 секунд.
- Следим за тем, чтобы на протяжении 10 секунд происходило перемещение рычага клапана (о том, что перемещение имеется, свидетельствует характерный звук).