Почему аккумулятор может взорваться, и как этого избежать. От чего взрывается аккумулятор.

Советы и вопросы
От чего взрывается аккумулятор - Есть ли «иммунитет» от взрыва у AGM и GEL Забитые отверстия для отвода газов Неправильная зарядка Понижение уровня электролита Неисправный генератор

Существует только одна причина воспаления: накопление смеси горючих газов. Она может быть вызвана чрезмерным внешним стрессом, но причины такой ситуации могут быть разными. Существуют также явления, которые могут увеличить вероятность возникновения пожара или взрыва.

Почему аккумулятор может взорваться, и как этого избежать

Все для автолюбителя: обзоры, ремонт, авто схемы и новости

Возможные причины взрыва автомобильного аккумулятора, возможные последствия и профилактические меры. Видео взрыва батареи.

Почему аккумулятор может взорваться, и как этого избежать

Автомобильный аккумулятор — это источник энергии, без которого невозможен запуск двигателя и работа электрической системы автомобиля. Большинство современных автомобилей оснащены необслуживаемыми батареями, т.е. герметичными батареями, в которые не нужно доливать электролит. Следовательно, они меньше подвержены вредному воздействию неправильного обслуживания в процессе эксплуатации.

Это не относится к обслуживаемым батареям, где необходимо постоянно контролировать уровень электролита. Их контейнеры для жидкости открыты, поэтому эти батареи с большей вероятностью могут выйти из строя и взорваться в самых критических ситуациях.

Взрыв батареи — вещь не из приятных. Если во время зарядки произойдет катастрофа, люди, находящиеся рядом с батареей, подвергаются опасности. Ваше имущество также может быть повреждено в результате пожара или выброса кислоты.

Если взрыв произойдет во время работы автомобиля, сам автомобиль может быть поврежден, иногда серьезно. При эксплуатации и подзарядке разряженной батареи следует соблюдать предельную осторожность и обращать внимание на состояние батареи и процесс ее полной подзарядки.

Почему аккумулятор способен взорваться

Почему аккумулятор способен взорваться

Новая батарея может прослужить очень долго, не требуя особого внимания. Это относится к необслуживаемым батареям: Аккумуляторы GEL или AGM с электролитом в стекловолокне, аккумуляторы EFB с более толстыми свинцовыми пластинами и кальциево-свинцовые аккумуляторы. Они заряжаются от генератора переменного тока автомобиля, и если вам нужно снять аккумулятор и подзарядить его дома, это можно сделать совершенно безопасно. Свинцово-кислотный аккумулятор, который использовался в течение некоторого времени, требует внимания. Наиболее высока вероятность взрыва батарей, находившихся в эксплуатации в течение длительного времени.

Даже новый, высококачественный аккумулятор может полностью разрядиться, если его вовремя не обслуживать, если он полностью разрядился или если его полимерный корпус перегрелся. Или вы перезаряжаете аккумулятор, когда заряжаете его кипящим электролитом. Если вам повезет, такие батареи просто тихо умрут, но иногда случается что-то срочное, и они взрываются. Наиболее распространенными причинами выхода из строя аккумулятора являются:

  • слишком долгая зарядка аккумулятора;
  • очень низкий уровень электролита;
  • закупоривание батареи чехлами;
  • возникновение искры на клеммах;
  • неисправность автомобильного генератора;
  • загрязнение вентиляционных отверстий.

Давайте подробно рассмотрим причины взрывов.

Вероятные причины взрыва АКБ

Вероятные причины взрыва АКБСлишком долгая зарядка аккумулятора

Почему существует опасность взрыва, если батарея заряжена в течение длительного времени и забыта? Потому что внутри батареи происходит химическая реакция, в ходе которой электролит распадается на водород и кислород. Свинцовые пластины окисляются и начинают разрушаться. Когда аккумулятор заряжается в процессе зарядки, т.е. когда сульфат в пластинах израсходован, вода начинает кипеть и разлагаться. И кислород, и водород относятся к наиболее взрывоопасным газам. Они скапливаются внутри батареи под крышками контейнеров.

Если полностью заряженный аккумулятор с кипящим электролитом заряжается в течение длительного времени и зарядное устройство не выключается немедленно, образующийся газ скапливается в значительных количествах под крышкой. Любое проникновение тепловой энергии может привести к взрыву батареи. Поэтому опытные водители знают, что перезарядка аккумулятора может привести к аварийной ситуации.

Очень низкий уровень электролита

Батарейка — это маленькая коробочка, под крышкой которой в течение минуты могут происходить десятки химических реакций. Наиболее опасным из них является выделение чистого водорода. Малейшая искра может привести к непредвиденным и катастрофическим последствиям. Чем ниже уровень электролита в батарее, тем больше вероятность этого.

Дистиллят со временем закипает, и если неосторожный водитель вовремя не добавит воды, авария не за горами. Если вода останется на земле, пластины будут сняты, и при малейшем препятствии на пути автомобиля они могут соприкоснуться и вызвать искру. Во время движения под капотом может произойти «взрыв гранаты».

Закрытие батареи чехлами для утепления

Зимой водители обычно закрывают аккумулятор, чтобы сохранить его в тепле. Однако это закрывает отверстия для взрывоопасного газа, который скапливается под крышкой батарейного отсека. Это увеличивает вероятность того, что батарея в конце концов взорвется.

Возникновение искры на клеммах

Возникновение искры на клеммах

Недостаточный контакт между зажимами и электрической системой автомобиля может привести к искрению. Клеммы могут быть ослаблены, загрязнены или окислены, что может вызвать искру. Даже самая маленькая искра от электрического устройства в автомобиле может привести к взрыву. Даже статический разряд может вызвать воспламенение, если автомобиль не оборудован устройством для устранения статического электричества. Искра может возникнуть в самой батарее, если уровень электролита понизится.

Неисправность автомобильного генератора

Если генератор поврежден и регулятор напряжения неисправен, напряжение зарядки, подаваемое генератором, увеличится. Образование взрывоопасных газов становится более интенсивным и значительно повышает вероятность взрыва батареи. Если напряжение, подаваемое генератором, превышает 14,2 В, что может произойти в случае неисправности, аккумулятор перезаряжается. В результате водород и кислород скапливаются в больших количествах под крышкой и могут привести к воспламенению и взрыву. Вентиляционные отверстия выводят излишки наружу, но иногда этого недостаточно.

Основы химических реакций внутри АКБ

схема аккумулятора

Автомобильная батарея состоит из корпуса, разделенного на 6 изолированных секций (массивов). Каждая ячейка состоит из набора отрицательных и положительных пластин. Пластины разделяются сепараторами, погруженными в раствор серной кислоты и дистиллированной воды, называемый электролитом.

Когда батарея разряжается, активная масса положительных и отрицательных пластин взаимодействует с электролитом. В результате химической реакции образуется сульфат свинца, который выпадает в осадок на поверхности пластин и воды. Плотность электролита уменьшается. Когда аккумулятор заряжается от внешнего источника, в результате обратной химической реакции образуется кислота, которая уменьшает содержание чистого свинца на отрицательных электродах и диоксида свинца на положительных электродах. Плотность раствора увеличивается.

Физико-химические предпосылки для взрыва

Когда свинцово-кислотный аккумулятор заряжается, вода распадается на водород и кислород на молекулярном уровне. Часть газов осаждается на поверхности положительных пластин. Вторая часть — это гремучая смесь, которая собирается под крышкой батарейного отсека. Смесь очень взрывоопасна, поэтому даже самой маленькой искры достаточно для ее воспламенения. Такие искры могут возникать между пластинами с положительным и отрицательным потенциалом или при их последовательном соединении.

Для того чтобы автомобильный аккумулятор взорвался, необходимо, чтобы несколько негативных факторов объединились в цепочку:

  • снижение уровня электролита в банках;
  • продолжительный перезаряд батареи;
  • забитый перепускной клапан, который в необслуживаемых аккумуляторах предназначен для аварийного сброса скопившегося взрывоопасного газа;
  • несвоевременное обслуживание аккумуляторной батареи;
  • продолжительная высокая нагрузка на АКБ, сменяющаяся зарядом большим током. Если вы безуспешно пытались запустить холодный двигатель, а после под капотом взорвался аккумулятор при прикуривании, вероятнее всего, действия развивались как раз по такому сценарию.

Человеческий фактор

Чаще всего печальная статистика включает взрывы аккумуляторов при зарядке через внешнее устройство. Возможные причины:

  • слишком высокий ток заряда АКБ;
  • продолжительный заряд большим током с закрученными крышками. Пробки предназначены для контроля уровня и плотности электролита и для выхода газа при плановом обслуживании аккумулятора. При зарядке для предотвращения риска взрыва производители рекомендуют выкручивать пробки;
  • перезаряд батареи. Если зарядное устройство не имеет функции автоматической зарядки, необходимо следить за уровнем потребления тока и общим временем зарядки. Больше всего риск взрыва при использовании старых зарядных устройств, в которых невозможно адекватно настроить уровень напряжения и силу тока.
Оцените статью