Так почему же вода кипит? Именно этот вопрос задают себе многие водители, столкнувшиеся с подобным явлением за рулем своего автомобиля. Существует множество причин возникновения температуры кипения и множество способов ее преодоления.
Почему антифриз может кипеть в расширительном бачке и как правильно действовать в такой ситуации
Водители, заботящиеся о целостности и безопасности своего автомобиля, должны подробно знать, как работает система охлаждения. Одной из типичных проблем является закипание охлаждающей жидкости.
В зависимости от автомобиля охлаждающая жидкость может быть антифризом или парафином. Жидкости, по сути, одинаковы, за исключением того, что разные производители используют собственные формулы, присадки и примеси — это несколько изменяет свойства различных смесей.
Жидкость, охлаждающая двигатель и работающая в системе отопления, которая обогревает салон, может закипеть по разным причинам. А это крайне нежелательно, так как может иметь серьезные негативные последствия.
Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо знать, почему закипает охлаждающая жидкость, почему температура поднимается до предела и что делать, когда закипает охлаждающая жидкость или антифриз.
Причины закипания
Прежде всего, необходимо выяснить, почему антифриз может закипать в расширительном бачке и какие компоненты виноваты в этом.
Понимание происходящего облегчает автовладельцу принятие своевременных мер, замену проблемных компонентов и предотвращение опасных последствий.
Фактические причины, вызывающие закипание охлаждающей жидкости в расширительном бачке, будь то антифриз или зола, связаны с 3 элементами:
- водяным насосом;
- радиатором;
- термостатом.
Чуть позже вы узнаете, что делать, если вы вдруг заметили, что охлаждающая жидкость в вашем автомобиле закипает. Конечно, не следует продолжать управлять автомобилем или проводить какие-либо другие манипуляции.
Помимо уже упомянутых устройств, причиной закипания может быть неисправный вентилятор и крайне незначительная, но распространенная причина. Это недостаток охлаждающей жидкости, который можно устранить с помощью расширительного бачка. На бачке есть специальные метки, которые подскажут вам, если уровень охлаждающей жидкости ниже требуемого.
Поэтому сначала попробуйте добавить недостающее количество антифриза. Если это не связано с уровнем, поищите другие причины, исключите возможные неисправности и устраните все найденные проблемы.
Главная задача автовладельца — устранить возможные причины закипания охлаждающей жидкости. Каждый из этих элементов должен рассматриваться отдельно.
Насос
Для прокачки жидкости через систему охлаждения двигателя используется специальный насос или водяной насос.
Устройство может потерять эффективность, охлаждающая жидкость может прокачиваться через систему не так эффективно, что приведет к перегреву и закипанию антифриза.
Эта неисправность наиболее часто встречается в автомобилях, где шкив водяного насоса приводится в действие отдельным ремнем системы управления. Или просто ремень ГРМ.
Чтобы предотвратить перегрев и возможное закипание антифриза, автолюбитель должен регулярно проверять натяжение ремня ГРМ. Если он ослабнет, его следует отрегулировать и затянуть соответствующим образом. Если он полностью изношен, ремень следует заменить.
Когда напряжение снижается, поток антифриза в систему уменьшается. Это приводит к тому, что антифриз отбирает меньше тепла от двигателя. Таким образом, водяной насос доводит охлаждающую жидкость до температуры кипения.
Радиатор
Еще одним устройством, которое может довести охлаждающую жидкость до кипения, является радиатор системы охлаждения.
Сам радиатор выходит из строя по различным причинам, требующим вмешательства.
- Образование накипи на внутренних стенках. Связано это с длительной эксплуатацией, использованием низкокачественных жидкостей охлаждения, а также с заливкой обычной воды в систему вместо специальной ОЖ. Накипь накапливается постепенно, и при незначительных загрязнениях проблемы с антифризом не наблюдаются. Когда накипи становится много, она снижает показатели теплопроводности трубок радиатора. В итоге автомобилист сталкивается с ситуацией, когда ОЖ недостаточно эффективно охлаждается в радиаторе и плохо отводит тепло. Тут он и замечает, как жидкость кипит.
- Радиатор может закупориваться мусором, который проникает внутрь элемента вместе с антифризом. Грязь и мусор могут появиться там из-за неправильно выполненной процедуры замены, слишком старой ОЖ или как результат смешивания несовместимых между собой жидкостей. Загрязнения способствуют снижению пропускной способности радиатора, а потому падает эффективность работы всей системы охлаждения.
- Длительное движение на малой скорости. Частая проблема для тех, кто передвигается по бездорожью или вынужден постоянно стоять в пробках. В автомобилях предусмотрено охлаждение за счёт встречных потоков воздуха. В пробках и на бездорожье, когда скорость маленькая, радиатор не может охлаждаться в полной мере. И тогда включается вентилятор. Порой вентилятор радиатора выходит из строя, вращается недостаточно быстро или вовсе перестаёт работать.
Возможные последствия
Сильный нагрев антифриза или охлаждающей жидкости является нормальным явлением при работающем двигателе. Вопрос лишь в том, насколько сильно нагревается охлаждающая жидкость и превышает ли температура указанную точку кипения.
Невозможно точно сказать, при какой температуре закипает охлаждающая жидкость или антифриз. Это зависит от соответствующего производителя, который добавляет в состав определенные добавки.
На самом деле, антифриз — это очищенная вода со специальными добавками. Эти добавки в значительной степени определяют качество и температурную стабильность жидкости. Таким образом, антифриз может быть окрашен в разные цвета. Сама по себе окраска не влияет на свойства, но она позволяет разделить антифриз и антифриз с толуолом на разные категории. Некоторые из них можно смешивать, другие в принципе нельзя одновременно помещать в расширительный сосуд.
Задаваясь вопросом, при скольких градусах Цельсия начинает закипать антифриз, следует учитывать физико-химические свойства жидкости и используемые присадки. В прошлом вода закипала как обычная вода, т.е. при температуре 100 градусов Цельсия. Однако у современных антифризов предел температуры кипения выше, поэтому охлаждающая жидкость закипает при температуре около 101-108 градусов Цельсия.
Трудно определить точную температуру кипения с точностью до градуса. Это зависит от соответствующего производителя и технических характеристик охлаждающей жидкости. Рекомендуется обратиться к охлаждающей жидкости, используемой в вашем автомобиле. Так вы узнаете, кипит ли охлаждающая жидкость в бачке при температуре 100 градусов Цельсия или выше.
Если охлаждающая жидкость буквально переливается через край под крышкой, это явный признак закипания. Он указывает водителю на то, что охлаждающая жидкость закипает. Поэтому необходимо принять соответствующие меры, чтобы избежать нежелательных последствий.
Некоторые водители недооценивают опасность, которую представляет собой кипящий и пузырящийся антифриз. В результате они не обращают на это внимания, продолжают движение и думают, что решат проблему, когда доберутся до дома, гаража или следующей заправки.
Но если вы это сделаете, то можете вызвать серьезную проблему и опасное повреждение двигателя и связанных с ним систем. Последствия закипания зависят от того, насколько сильно двигатель был перегрет кипящей охлаждающей жидкостью. Существует три этапа:
Начнем с самого безопасного вида перегрева двигателя внутреннего сгорания. Если с момента закипания охлаждающей жидкости прошло буквально 10 минут, но не более, проблемы практически исключены, т.е. серьезной опасности для целостности двигателя нет.
В этом нет ничего необычного, поскольку не все водители сразу замечают признаки перегрева. Часто датчик на приборной панели показывает, что двигатель превысил предельную температуру. Если датчик подает сигнал, двигатель следует немедленно заглушить. В противном случае поршни двигателя могут начать плавиться.
Перегрев в современных автомобилях не страшен и не опасен. Важно вовремя остановиться, чтобы перегрев не перерос в среднюю или тяжелую форму.
Следующая стадия — средняя стадия перегрева двигателя, которая вызвана закипанием антифриза или тосола в системе. Это более серьезное состояние, которое может привести к таким последствиям:
- образование трещин и деформация головки блока цилиндров;
- возникновение течи масла через сальники;
- повреждение перегородок поршневых колец;
- прогорание прокладки ГБЦ.