Причину конденсации краски можно определить после диагностики автомобиля, которую можно провести в любой мастерской. Но и сами владельцы могут сделать некоторые выводы.
Почему из выхлопной трубы капает вода: признаком чего это является
Здравствуйте, дорогие друзья!
Некоторые люди паникуют, потому что считают такие инциденты серьезными. При запуске двигателя во время прогрева выхлопные газы часто поднимаются вверх. И это не следует путать с дымом.
Выхлопные газы и вода из выхлопной системы чаще всего заметны зимой или осенью, когда погода холодная и влажная. Но это происходит и летом. Но действительно ли так опасно образование облаков пара и капель жидкости из выхлопной системы автомобиля? На самом деле, все не так уж плохо.
Основной причиной является конденсат. Поэтому иногда вода буквально переливается через край и оставляет на асфальте пятно. Мы хотим разобраться в причинах и понять, что делать в таких ситуациях.
Возможные причины
Прежде всего, вам необходимо знать, почему может возникнуть вода и в чем проблема вашего автомобиля.
Неважно, купили ли вы новый Renault Kaptur или пользуетесь старым ВАЗ 2114. Характерный признак в виде капающей воды, часто дополняемый белым дымом, можно найти в каждом автомобиле. Поэтому на форумы с подобными вопросами обращаются владельцы автомобилей разных категорий, от старых и даже советских машин до новейших автомобилей, выпущенных всего несколько месяцев назад.
В большинстве случаев автомобилисты сталкиваются с простым физическим явлением — конденсатом. Его возникновение обусловлено простейшими законами физики.
Однако бывают случаи, когда вода и большое количество пара указывают на серьезные повреждения, такие как перфорированная прокладка в головке цилиндра или даже трещина в головке цилиндра.
Прежде чем мы рассмотрим, как удалить воду из выхлопной трубы, следует разобраться с причинами.
Во время работы все двигатели внутреннего сгорания достигают очень высоких температур. Тепло отводится системой охлаждения. Однако выхлопная система все еще горячая. Впускные трубы и выпускной коллектор могут нагреваться до 500-700 градусов Цельсия из-за их расположения рядом с двигателем. Трубы, расположенные немного дальше, а также глушитель и резонатор не так сильно перегреваются. Однако температура все еще может быть высокой.
Когда двигатель выключен, пары в выхлопной трубе постепенно оседают на внутренних стенках. Как вы знаете, пар — это одно из агрегатных состояний воды.
Этот пар постепенно превращается в воду. По этой причине, когда вы запускаете холодный двигатель, вы обычно видите воду, выходящую из выхлопной трубы. При прогреве двигателя она исчезает, так как высокая температура способствует полному испарению накопившейся влаги.
Съемник масляного фильтра: какие виды бывают, какой выбрать
Это явление нормально для ранней весны и осени/зимы. Скопление воды в выхлопной системе наиболее активно происходит, когда автомобиль используется для коротких поездок. Старая влага не успевает испариться, и в то же время образуется новый конденсат. Если вы видите нечто подобное после того, как автомобиль достиг рабочей температуры, не стоит беспокоиться. Это естественный процесс.
Другое дело, если после предварительного нагрева пар все еще появляется в больших количествах. Это совсем не черный или синий дым. Это немного из другой категории.
Всадник должен обращать внимание не только на цвет жидкости, но и на характер дыма. Об этом я расскажу чуть позже.
Итак, двигатель прогрелся, но из трубы по-прежнему выходит облако пара. Вам следует обратить внимание на следующие признаки возможной неисправности:
Почему образуется конденсат
В Большой советской энциклопедии есть определение конденсата (от латинского condense — сжатие, сгущение). Это превращение газа в жидкость или твердое тело в результате охлаждения или сжатия.
В автомобилях конденсат образуется не только в выхлопной системе, но и в системе охлаждения, топливных магистралях и магистралях охлаждающей воды. Иногда конденсат образуется в салоне и в труднодоступных местах на кузове автомобиля.
При нажатии на акселератор из глушителя вытекает жидкость. Это относится не только к старым, но и к новым автомобилям. Из школьных уроков физики мы до сих пор знаем, что топливо (бензин) — это смесь легких углеводородов. При горении они выделяют различные газы, в том числе водяной пар. Качественный бензин выделяет меньше влаги, чем дешевый. Однако так будет со всеми видами топлива.
Температура внутри глушителя выше, чем снаружи. Влага попадает внутрь после выключения двигателя, когда температура достигает точки росы и водяной пар начинает конденсироваться. Чем больше понижается температура, тем больше образуется водяного пара, который при охлаждении превращается в конденсат.
В жаркую погоду вода просто выбрасывается из выхлопной трубы во время работы автомобиля. Это не указывает на пробой, хотя выглядит пугающе. Хотя это нормальная ситуация, зимой в глушителе может скапливаться лед и засорять его.
В следующих ситуациях вероятность застревания выше:
- интенсивная эксплуатация автомашины;
- в случае автомобиля с автоматическим запуском – труба прогревается быстро, и вода не успевает превратиться в пар;
- при резком надавливании на педаль акселератора.
Возможно, вы заметили, что зимой из выхлопной трубы вытекает гораздо больше воды, чем летом. Это происходит из-за разницы температур внутри и снаружи системы. Даже если вы прогреете автомобиль перед поездкой, конденсат испарится лишь частично. Он остается в холодных частях выхлопной системы, потому что давление газа на холостом ходу недостаточно сильное, чтобы удалить конденсат. С каждым разом жидкости накапливается все больше и больше.
В плохую погоду дождь или снег также могут попасть в выхлопную систему. Но это уже другая история, не имеющая отношения к конденсату.
Если вы редко пользуетесь автомобилем, то при коротких поездках влаги будет больше. Это происходит потому, что конденсат не успевает испариться за короткое время и скапливается в выхлопной системе. А зимой ледяная пробка не успевает растаять и испариться во время коротких поездок. Поэтому необходимо хотя бы раз в неделю подолгу ездить на автомобиле, причем желательно по автомагистралям, где допустимая скорость достаточно высока.
Наконец, конструкция современных систем газоочистки несовершенна. Повышенное образование влаги является их побочным эффектом. Оксиды азота, угарный газ, несгоревшие углеводороды, углекислый газ, кислород и вода выделяются из цилиндров в выпускном коллекторе. Первые три соединения вредны для человека. Поэтому они попадают в каталитический нейтрализатор, где окисляются до углекислого газа и водяного пара.
Это пар, который оседает на внутренних стенках глушителя. Когда он остывает, он превращается в воду.
Все эти моменты не являются причиной для обращения в аварийную службу. Важно обратить внимание на количество конденсата, его цвет и температуру воздуха.
Диагностика системы
Чтобы определить, что именно не так с вашим автомобилем, мы рекомендуем провести простую диагностику:
- Хорошенько прогрейте мотор, после чего поместите на отверстие выхлопной трубы лист белой бумаги. Он намокнет. Если после высыхания лист останется белым, значит, в конденсате нет посторонних примесей. Если же в нем присутствует масло, то на бумаге останутся следы жира.
- Откройте капот и посмотрите, нет ли масляной пленки. Протечку можно определить и по характерному масляному запаху.
- Проверьте количество масла и хладагента. Течь может возникнуть и из-за переизбытка этих жидкостей.
- Свечи зажигания не должны быть абсолютно чистыми. Если у вас это так, значит, на них попал антифриз.
- Если мотор регулярно перегревается, из-за этого может прогореть прокладка крышки головки блока цилиндров. Следовательно, будет протекать масло.
- Если все в порядке, но вода из глушителя все равно течет, то смените автозаправочную станцию – видимо, проблема в бензине низкого качества.
Если при нулевой или более низкой температуре выделяется мало жидкости, это не является проблемой.
В чем опасность наличия воды в глушителе
Как упоминалось ранее, зимой избыток влаги может привести к образованию ледяной подушки в выхлопной трубе. Это предотвращает запуск двигателя или останавливает двигатель во время движения.
Вторая опасность — образование коррозии. Поскольку глушитель сделан из металла, избыток влаги со временем приведет к его износу. Наконец, шум глушителя раздражает.
Иногда влага скапливается в других частях автомобиля. Наличие белого налета в горловине указывает на попадание жидкости в двигатель. Треснувшая прокладка может привести к скоплению воды возле клапанов. Влага может попасть в систему смазки из-за утечки антифриза. В бензобаке образуется конденсат, если бензин низкого качества. Это приводит к трудностям запуска силового агрегата и сбоям в работе двигателя во время движения.
Во всех этих случаях необходимо устранить и предотвратить причины скопления жидкости. В частности, автомобиль с полным топливным баком должен быть припаркован в закрытом гараже. Это сводит к минимуму риск накопления влаги — для нее просто нет места. Если вы заправляете автомобиль часто и в небольших количествах, жидкость останется в баке и других частях автомобиля.
Другая опасность заключается в том, что избыток воды внутри автомобиля остается незамеченным, пока не достигнет выхлопной трубы. Попадание влаги в двигатель приводит к перегреву. Регулярный осмотр днища и своевременное техническое обслуживание помогут предотвратить эти проблемы.
Какие опасности таит в себе конденсат?
Образовавшись в глушителе, он практически не причиняет вреда. Однако со временем она становится основной причиной коррозии. Но зимой процесс коррозии протекает гораздо медленнее, чем в теплую погоду. Если зимой вы не прогреваете автомобиль хотя бы раз в день, количество замерзшего конденсата в выхлопной трубе может стать настолько большим, что автомобиль не заведется после нескольких дней простоя. Чтобы избежать этой проблемы, некоторые советуют просверлить небольшое отверстие в резонаторе, чтобы нежелательная влага могла стекать. Но это решение не самое лучшее. Проблема в том, что коррозия металла вокруг проделанного вами отверстия будет развиваться гораздо быстрее. В результате через некоторое время вам придется заменить всю выхлопную трубу. Согласитесь, если бы такой метод был эффективным, сами производители использовали бы его на этапе строительства.
Ситуация меняется, если конденсат образуется в других системах автомобиля:
- В двигателе. На горловине масло-заливной крышки может образовываться белый налет. Это тоже вода, а вернее – признак ее отсутствия, что само по себе становится причиной многих дополнительных проблем. Такой налет может образовываться и возле клапанов при повреждении прокладки, и на других участках. Часть его тоже может попадать в выхлопную трубу и выходить через нее. Это также может быть используемый вами антифриз, когда он попадает в масляную систему автомобиля. При этом непосредственно двигатель может начать сильнее греться. Но если ничего подобного не наблюдается, то беспокоиться не о чем. В процессе смешивания воды и масла на поверхности двигателя также довольно часто образуется слой влаги. Однако в данном случае она в выхлопную трубу не попадает и увидеть ее можно только заглянув под капот. Но при нагреве двигателя налет быстро смывается и не представляет угрозы. Скорее всего, белый налет появляется по причине недостаточного количества воды в масле. При необходимости можно просто немного ее добавить и размешать. Замену масла делать при этом не обязательно.
- В бензобаке. Здесь главная причина – низкокачественный бензин. В нем может находиться некоторое количество воды. Особенно, если вы заправитесь на старой заправке. У тех, кто ездит с полным баком и оставляет машину в тепле, с этих проблем нет. При малом количестве свободного пространства конденсату попросту негде образовываться. Но если в баке топлива мало, количество влаги сильно увеличивается. Однако, когда машина зимой находится на улице, то разница температуры воздуха и вашего топливного бака минимальна. Поэтому роса практически не появляется. А вот если оставлять машину в теплом гараже, то все происходит с точностью до наоборот.
Вода в баке, часть которой также попадает в глушитель, не является хорошим признаком. Иногда это может привести к неисправности ламп или топливного насоса. Влага из бака также может попасть в систему двигателя. В дизельных двигателях это особенно опасно, поскольку может привести к замерзанию топливопроводов и фильтра тонкой очистки. Сегодня существуют специальные средства для удаления воды, которые вступают в химическую реакцию с водой и превращают ее в вещества, которые легко сгорают вместе с топливом, не попадая в остальные части системы. Основная проблема заключается в том, что эта влага не всегда достигает выхлопной трубы, поэтому она остается незамеченной до последней минуты. Однако если вы заметили, что количество вытекающей жидкости значительно увеличилось без видимых причин, вам следует внимательно осмотреть остальные системы автомобиля и проверить наличие конденсата.
Как бороться с водой в глушителе и стоит ли это вообще делать?
Существует несколько эффективных способов, позволяющих влаге не накапливаться в глушителе и быстрее выходить из него:
- Если в вашей машине есть функция автоматического прогрева и она запускается несколько раз за ночь, но при этом утром жидкость все равно продолжает капать из выхлопной, достаточно просто увеличить время прогрева. Дело в том, что при кратковременном прогреве глушитель просто не успевает нагреться до нужной температуры. Кроме того, можно использовать подогреватель.
- Всегда ставить машину в гараж, если такой имеется.
- Попробуйте заменить топливо на более дорогое. Вполне может быть, что значительная часть используемого – это просто вода.
- Чтобы вода выходила в состоянии пара, а не жидкости, можно завести двигатель подождать пару минут, а затем поставить под наклоном передом вниз. Но этот вариант не особо действенный. Он не уменьшает количество конденсата, а просто изменяет его форму. Однако, в некоторой степени снижает скорость коррозии металла глушителя из-за влаги.
- Также можно утеплить сам глушитель негорючим теплоизолятором или сделать дополнительный жидкостный подогрев.
Но не все эти меры защищают от конденсата зимой. Разница температур ни к чему не приводит. Вы можете лишь немного уменьшить его, но это не решит проблему полностью. В зависимости от качества глушителя, он может прослужить от пяти до десяти лет. В любом случае вам придется заменить его на новый. Предпочтительно от производителя и с дополнительной защитой от коррозии.
Вопреки распространенному мнению, коррозия глушителей вызывается не конденсатом, а агрессивной средой, создаваемой выхлопными газами. Вода в глушителе является лишь одним из факторов, влияющих на скорость и тяжесть коррозии. Поэтому борьба с конденсатом часто является пустой тратой времени. Беспокойтесь только в том случае, если из выхлопной трубы идет белый густой дым и вода. Это признак того, что пришло время заменить прокладку головки блока цилиндров. И это происходит только тогда, когда уровень антифриза падает гораздо быстрее.
Большинство водителей меньше беспокоятся о том, почему из выхлопной трубы капает вода, чем об опасности, которую это представляет для их автомобиля. Как видите, в подавляющем большинстве случаев это явление само по себе не опасно. Однако регулярная проверка других внутренних систем является обязательной.
Серьезно беспокоиться следует только в том случае, если вместе с конденсатом выделяется дым необычного цвета. Это уже может быть признаком неисправности топливной системы или двигателя. Однако в других случаях у вас нет причин для беспокойства.
Возможная опасность со стороны водной росы
Наличие воды в глушителе не является потенциально опасным. Его наличие следует воспринимать как хороший знак — он свидетельствует о том, что внутренние системы автомобиля работают правильно. Однако со временем она становится основной причиной коррозии. Фактически, любая жидкость агрессивно реагирует на металл.
Действительно, зимой этот процесс идет медленнее, чем летом. Только в холодную погоду вода замерзает настолько, что автомобиль невозможно завести после двух дней простоя. Замерзающая пробка также представляет определенную опасность для самой выхлопной трубы. Как всем известно, замерзшая вода сильно расширяется и повреждает водоем, в котором находится.
Если воды слишком много, она становится неприятной для водителя, поскольку вытекает из резонатора. В любом случае, мы не должны закрывать глаза на это явление.
ДВС
Иногда вода выделяется при прогреве двигателя. В некоторых случаях маслозаливная горловина покрыта белым налетом. Это является признаком определенных проблем. Она возникает возле клапанов при повреждении уплотнения. Часть резерва уходит в атмосферу через выхлопную трубу.
Кроме того, из-за используемой охлаждающей жидкости скапливается роса. Сам двигатель становится заметно горячее. Однако если это не так, не стоит беспокоиться.
На поверхности устройства может также образоваться слой воды, если влага смешивается с маслом. Однако вода не выходит из выхлопной трубы — ее можно увидеть только при открытии капота. Когда двигатель прогреется, слой быстро удаляется.
Бензобак
Скопление росы в этом баке вызвано некачественным топливом, которое уже содержит определенное количество влаги. Особенно это касается старых автозаправочных станций. Водители, которые постоянно ездят с полным баком и паркуют автомобиль в теплом месте, обычно не сталкиваются с этой проблемой. В таких стесненных условиях просто нет места для конденсата.
Но если в баке недостаточно бензина, ничто не сможет предотвратить образование росы. Когда автомобиль припаркован на улице зимой, разница температур между баком и окружающей средой минимальна. В результате образуется мало росы. Однако, как только автомобиль припаркован в теплом гараже, происходит обратное.
Цветная влага
Если роса имеет необычный цвет, это может быть поводом для беспокойства:
Однако не сам цвет должен беспокоить автовладельца, поскольку он является показателем характера конкретной неисправности:
- Необычный оттенок росы иногда свидетельствует о сильном износе определенных деталей. Есть вероятность подтекания масла либо охлаждающей жидкости, что и приводит к окрасу конденсата.
- Применение топлива, качество которого оставляет желать лучшего. Обычно такие продукты полны различными присадками. Они, как правило, не сгорают, а смешиваются в глушителе с конденсатом и выходят в атмосферу.
- Слишком много сажи в топливе придает конденсату желто-зеленый оттенок.
- Наличие сажи в резонаторе окрашивает воду в черный цвет.
Не самый хороший знак
Наличие скопления влаги в топливном баке, которая также попадает в резонатор, уже является тревожным признаком. Иногда это явный признак того, что топливный насос или свечи зажигания не работают должным образом. Вода также может попасть в топливопровод, что особенно критично для дизельных двигателей. В результате топливопровод, включая фильтр тонкой очистки, замерзает.
Сегодня существуют специальные осушители, которые реагируют с водой на химическом уровне и превращают ее в легковоспламеняющееся вещество. Это предотвращает попадание жидкости в остальную часть системы привода.
В этом случае роса не всегда собирается в выхлопной трубе и поэтому остается необнаруженной. Если водитель без видимых причин замечает значительное увеличение выделения жидкости, ему следует проверить системы автомобиля на наличие конденсата. Вполне вероятно, что он где-то присутствует.
Профилактические мероприятия
Когда вода капает из глушителя, некоторые водители находят это скорее раздражающим, чем тревожным. Это иногда заставляет их вести себя безрассудно. Поэтому существует несколько эффективных методов, позволяющих избежать большого скопления конденсата в глушителе и обеспечить его быстрый отвод из выхлопной системы:
- С наступлением холодов нужно загонять автомобиль в гараж.
- Заливать в бак топливо с другой АЗС. Скорее всего, в продукте со старой заправки содержится немало воды.
- Утеплить резонатор каким-нибудь негорючим теплоизоляционным материалом, либо оборудовать дополнительную гидравлическую систему обогрева.
- В целях профилактики нужно совершать еженедельные длительные поездки. Зимой это действенная профилактика против образования ледяной пробки.
- Хорошо помогает функция автопрогрева, которой оснащены многие автомобили. Важно правильно ее настроить, что позволит вместе с машиной прогреваться глушителю.
В целом, наличие конденсата не должно вызывать беспокойства. Единственное исключение — если цвет дыма приобретает необычный оттенок, что указывает на неисправность топливной системы или двигателя. Во всех остальных случаях нет причин для паники.
В качестве заключения
Отдельно стоит сказать о народном приеме, который помогает бороться с накоплением конденсата. Его используют многие мастера — делают отверстия тонким (2-3 мм) сверлом. Чаще всего его делают в баке последнего глушителя, но некоторые сверлят все баки.
Хотя этот метод является радикальным, он все же несет определенные риски и поэтому не рекомендуется. На это есть свои причины:
- Первая — даже 3 миллиметровое отверстие неизбежно начнет увеличиваться в размерах под воздействием высокой температуры, а также грязи (она всегда туда будет попадать).
- Вторая — сверление средней банки приведет к проникновению выхлопных газов в салон, что уже само по себе плохо.
- Третья — после того как было сделано отверстие, звук вырывающихся газов становится заметно громче, что иной раз вызывает слуховой дискомфорт.
То же самое относится ко всем современным автомобилям, глушители которых изготовлены из нержавеющей стали. Разница лишь в том, что ржавчина, гниение и загрязнение происходят медленнее. Поэтому если из выхлопной трубы льется вода, лучше воспользоваться другими проверенными методами или заранее подготовиться к дополнительным расходам.