В системе питания современного двигателя внутреннего сгорания имеется несколько поршней. Поэтому обозначим, что компенсаторы не бьют по одному. Необходимо определить неисправность конкретного, что можно сделать разными методами.
Почему стучат гидрокомпенсаторы на холодную или на горячую
Сама конструкция гидрокомпенсатора проста. Он состоит из цилиндрического поршня, нижняя часть которого воспринимает усилие кулачка распределительного вала.
Внутри этого поршня на его седло установлен плунжер, через который передается усилие через поршень от кулачка на шток клапана (см фото выше).
В своем гнезде плунжер свободно перемещается, обеспечивая тепловое пространство.
Гидравлическая система работает следующим образом: при работающем двигателе кулачок доходит до дна поршня гидрокомпенсатора и перемещает его вниз. При движении поршень толкает клапан через плунжер и открывается.
Масляный насос подает рабочую жидкость в головку под давлением. В гидравлической системе он попадает в полость вторичного поршня и перемещает поршень внутри седла.
Чем выше давление масла, тем сильнее будет давить поршень и тем больше он отрывается от седла.
При снижении давления поршень снова входит в седло. Поэтому тепловой зазор между плунжером и штоком клапана может регулироваться самостоятельно и зависит от давления в системе смазки.
Для предотвращения вытекания масла из гидросистемы после остановки двигателя в каналах подачи масла в головке блока установлены шаровые краны.
При таком преимуществе, как отсутствие необходимости регулировки, гидрокомпенсатор имеет и существенный недостаток – высокую чувствительность к моторному маслу.
Расположение распределительного вала
В современных автомобилях чаще всего используется механизм с верхним расположением распределительного вала, что позволило снизить металлоемкость конструкции и, как следствие, повысить надежность.
Так как при нагреве металл расширяется и клапаны постоянно находятся в зоне высоких температур, то для предотвращения их сжатия и, как следствие, плохого прилегания к седлу между стержнем клапана и распредвалом распределительного вала предусмотрен тепловой зазор.
При этом тепловой воздушный зазор имеет определенное значение для обеспечения максимально возможного открытия клапана, исключающего его предварительную нагрузку.
Раньше для двигателей с верхним расположением распределительного вала тепловой зазор регулировали, помещая прокладки определенной толщины между штоком клапана и кулачком распределительного вала.
Недостатком использования этих шайб была необходимость периодически проверять зазор и регулировать его подбором шайб.
Сейчас для обеспечения теплового зазора все чаще применяют гидрокомпенсаторы, в народе — гидравлику, применение которой избавило от необходимости регулировки зазора, а все потому, что зазор регулируется давлением масла.
Гидрокомпенсаторы расположены, как и регулировочные прокладки, между штоком клапана и шейкой распределительного вала.
Внешне гидравлика похожа на небольшой поршень, поэтому в головке есть посадочные места для них.
Причины стука гидрокомпенсаторов на горячую
В большинстве случаев может быть одна из двух причин, по которым гидрокомпенсаторы бьют на горячую: слишком низкая вязкость прогретого масла или недостаточное его давление. Это может произойти по разным причинам.
- Низкий уровень масла. Это очень распространенная причина перегрева гидрокомпенсаторов. Если в картере недостаточно смазочной жидкости, гидрокомпенсаторы, скорее всего, будут работать «всухую», без масла и, как следствие, стучать. Однако перелив масла также губителен для гидрокомпенсаторов. При этом происходит вспенивание смазывающей жидкости, что приводит к завоздушиванию системы и, как следствие, к некорректной работе гидрокомпенсаторов.
- Забит масляный фильтр. Если этот элемент давно не меняли, со временем образуется слой грязи, препятствующий нормальному движению масла по системе.
- Неправильная вязкость. Автолюбителей часто интересует вопрос, почему греются гидрокомпенсаторы после замены масла. В большинстве случаев проблема просто из-за неправильной вязкости масла, либо оно оказалось некачественным. Не бывает такого, что какой-то тип масла нравится гидрокомпенсаторам, а какой-то нет, нужно просто его правильно подобрать. Если масло слишком жидкое, может не хватить давления для полного заполнения гидравлической системы. А когда она некачественная, то просто быстро теряет свои эксплуатационные свойства. Решить проблему поможет замена масла, и не забывайте, что вместе с маслом нужно менять и масляный фильтр.
- Неисправный масляный насос. Как правило, эта причина характерна для автомобилей с большим пробегом, у которых насос просто изношен и не может создать должного давления в системе смазки двигателя.
- Использование присадок к маслам. Большинство масляных присадок выполняют две функции: изменяют вязкость масла (уменьшают или повышают ее), а также изменяют температурный диапазон масла. В первом случае, если присадка снизила вязкость масла, а гидрокомпенсаторы уже достаточно изношены, возникают условия при попадании в гидросистему на горячий двигатель. Что касается температурного режима, то масло оптимально работает именно «на горячую», и присадка может изменить это свойство. Следовательно, после заливки присадки в масло гидрокомпенсаторы могут стучать, когда не хватает давления, чтобы протолкнуть на них масло. Обычно из-за слишком жидкого масла.
- Проблемы в плунжерной паре. При такой неисправности масло вытекает из полости под плунжером, то есть между втулкой плунжера и самим плунжером. В результате гидрокомпенсатор не успевает выбрать рабочее пространство. Эта неисправность может возникнуть из-за износа или засорения шарового крана в плунжерной паре. Может изнашиваться сам шарик, пружина, рабочая полость (канал). В этом случае поможет только замена гидрокомпенсаторов.
На горячую
Владельцы иногда замечают, как начинают греться гидрокомпенсаторы при выходе двигателя на рабочую температуру. Есть также три причины.
- Заклинило поршневую пару гидрокомпенсатора. Потеря работоспособности происходит из-за попадания грязи или естественного износа. Из-за появления натирания плунжер полностью перестает двигаться. Тепловой зазор не регулируется, поэтому гидрокомпенсатор начинает стучать.
- Недостаточная вязкость масла, нагретого до температуры двигателя. Через зазоры в плунжерной паре начинает подтекать быстрее, чем при подаче масляным насосом. Жир неизвестного производителя или неправильный подбор с учетом рекомендаций производителя приводит к его сильному разбавлению. Происходит утечка из-за технологических зазоров.
- Превышение рекомендованного уровня масла в двигателе. Из-за этого он начинает пениться, так как коленчатый вал заставляет смазку циркулировать. Этот процесс усиливается при попадании воды в двигатель. Водителю необходимо проверить уровень масла. По возможности стоит установить новый фильтр, предварительно залив новую смазку.
Конечно, лучшим вариантом будет очистка промывочным маслом с предварительной подготовкой силового агрегата. Если не поможет, лучше разобрать ГБЦ и путем ручной диагностики выявить неисправные ГК. Затем выньте их и очистите или замените.
Стучат гидрокомпенсаторы на горячую
Если гидрокомпенсаторы стучат только при горячем двигателе, это может быть связано со следующими причинами:
- Грязное масло (из-за необычной замены или купленного масла низкого качества). Решение — проверить масло, если оно грязное, то слить его, промыть и залить новое.
- Клапаны забиты. Эта проблема решается промывкой и заливкой хорошего моторного масла.
- Масляный фильтр не справляется со своей задачей. Забитый масляный фильтр не создает ожидаемого рабочего давления в маслосистеме, поэтому масло не доходит до гидрокомпенсаторов и создается воздушная пробка. Если моторное масло чистое, просто замените масляный фильтр.
- Уровень масла на щупе выше или ниже установленной нормы. Решение — слить или залить масло.
- Масляный насос работает неправильно. Насос может быть настроен не на полную мощность. Решение заключается в исследовании и тонкой настройке работы насоса.
- Патрубок гидрокомпенсатора увеличивается для остывшего двигателя, а для прогретого еще больше. Решение – обратиться в сервис для создания нужного размера регулировки компенсатора.
- Как по гидравлической части могут быть причины, так и по механической части. Без должных навыков отремонтировать их своими руками может и не получиться. Решение — обратиться в сервис или пригласить знающего человека.
Стучат гидрокомпенсаторы на холодную
Ниже приведен список типичных причин стука гидравлических триммеров на холодном двигателе:
- Сам гидрокомпенсатор пришел в негодность. Чтобы устранить эту причину своими руками, нужно их разобрать, промыть и разобрать. Проверьте на наличие механических повреждений. Возможно, в плунжерную систему попала грязь. Решение состоит в том, чтобы заменить или отремонтировать, если это приемлемо.
- Моторное масло стало грязным, имеет закоксованные твердые частицы. Решение состоит в том, чтобы промыть масляную систему и заполнить ее новым маслом.
- Гидравлический клапан не работает, поэтому при выключении двигателя масло стекает вниз, создавая вместо масла воздушный карман. Также, если завести машину, сначала будет слышен стук, по мере прогрева двигателя характерный стук прекратится. Решение — прокачать гидрокомпенсатор и поменять клапан.
- Впускное отверстие забито, что препятствует надлежащей циркуляции масла. Решение — прочистить отверстие.
- Залито моторное масло, которое становится слишком густым при минусовых температурах. Решение заключается в заливке высококачественного масла, сохраняющего свои свойства в различных температурных условиях.
- Масляный фильтр забит. Решение — если само моторное масло в двигателе чистое, прозрачное, то просто замена фильтра.
Главный узел гидропривода представляет собой пару подвижных плунжеров с расположенным внутри шаровым краном. Все это помещается в корпус. Зазор в 5-7 мкм между поверхностями плунжера и движущегося поршня обеспечивает его герметичность.
Как определить стук гидрокомпенсаторов?
Стук гидрокомпенсаторов сложно спутать с симптомами неисправностей других элементов двигателя. При выходе из строя гидромодулей или недостаточном давлении масла в системе смазки со стороны распределительных валов раздается характерный стук, шум и визг. Чтобы отличить неисправный гидрокомпенсатор от растянутой цепи привода ГРМ или неисправного седла распределительного вала, вам понадобится стетоскоп и базовые знания о головке блока цилиндров.
Важно понимать, что стук цепи будет слышен ближе к крышке ГРМ. Странный шум распредвала будет исходить от шеек и их постелей. Имея представление о внутреннем строении приклада, можно прослушать все зоны стетоскопом и легко определить причину удара.
Также в процессе диагностики можно ориентироваться на косвенные признаки стука гидрокомпенсаторов, основным из которых является ситуативное возникновение. Часто неисправные гидрораспределители проявляются только в определенных диапазонах температур, режимах работы двигателя. Несколько возможных вариантов появления странного звука:
- попадание «горячих» гидрокомпенсаторов»;
- странный шум появляется только в первые несколько секунд/минут после запуска. Если индикатор низкого давления масла на панели приборов не загорается при появлении стука, проблема, скорее всего, в неисправном гидромодуле. Светящаяся «масленка» указывает на недостаточное давление масла, что может вызвать необычные шумы в клапанном механизме;
- характерный шум на высоких оборотах (критический износ поршневой пары).
Для правильной работы холодного двигателя важна правильная вязкость моторного масла. При понижении температуры смазочные материалы густеют. Если вязкостная характеристика моторного масла изначально не адаптирована к двигателю, то при его замерзании масляному насосу будет сложнее перекачивать загустевшую смазку. Из-за этого ГБЦ испытывает нехватку масла, что вызывает стук, скрежет или дребезжание.
Типы конструкции
Гидрокомпенсатор — часть клапанного механизма, предназначенная для автоматической компенсации теплового зазора между клапаном и устройством, давит на его шток. Гидрокомпенсатор приводится в действие коромыслом, рычагом, штоком или непосредственно кулачком на распределительном валу. В зависимости от типа конструкции различают следующие типы гидроцилиндров:
- роликовые гидротолкатели;
- гидравлические опоры для установки на рычаги или коромысла;
- гидравлические толкатели;
- гидроопоры.
Конструктивно элемент представляет собой гидроцилиндр, длина которого зависит от давления рабочей жидкости, воздействующей на поршневую пару. Все виды гидрокомпенсаторов работают по схожему принципу, хотя могут иметь заметные отличия в конструкции.
Гидрокомпенсаторы после замены масла всегда стучат, так как слив старой смазки приводит к опорожнению поршней. Если меры со смазкой и фильтром не помогли решить проблему, нужно осмотреть весь узел, и выяснив, какой именно компенсатор неисправен:
Причина стука гидрокомпенсаторов на холодную: какие проблемы возникают чаще всего
Как показывает практика, после простоя автомобиля работа компенсаторов прерывается, и в ряде случаев появляются стуки:
при механических повреждениях механизма;
когда есть трудности в передаче масла.
Поэтому при стуке гидрокомпенсаторов на холодную по результатам диагностики специалисты часто обнаруживают одну из проблем:
Загрязнение гидрокомпенсатора. При этом поршень может застрять в исходном положении, то есть шаровой кран останется открытым.
Старое масло. На самом деле загрязнение смазкой наблюдается из-за длительного отсутствия обслуживания маслосистемы. В жидкости есть мельчайшие частицы — продукты трения, поэтому водитель слышит, что гидрокомпенсаторы стукнулись на холодную. Как только двигатель достигает нужной температуры, отработанные частицы удаляются через каналы подачи благодаря высокой текучести масла.
Неправильно подобранное масло. Обрыв виден, когда масло очень вязкое, тогда сильно бьют гидрокомпенсаторы после простоя. То есть владелец автомобиля заводит двигатель, моторное масло не успевает начать свою «работу» и не поступает в гидрокомпенсаторы из-за своей высокой плотности, из-за чего слышен шум.
Узел износа. Ситуация, когда гидрокомпенсаторы попали в морозы, а мастер после диагностики говорит об их износе. Это означает, что одна из деталей имеет механическое повреждение. Они не приводят к задержке масла в области клапана. При этом поддерживается нужное давление, но возникает неравномерность и появляется стук.
Грязный фильтр. Если по этой причине щелкают гидрокомпенсаторы, значит фильтр давно не менялся. Природа шума очевидна: в холодном состоянии масло не может полностью пройти через забитый масляный фильтр, а значит, не достигает ГБЦ в достаточном количестве.
Прежде чем думать, как устранить звук гидрокомпенсаторов, автовладельцам важно обратить внимание на период и продолжительность звуков. Шум можно услышать сразу после запуска двигателя или во время его прогрева, он быстро стихает и появляется вновь, так как часто часть поршней остается открытой после остановки двигателя.
Проблемы с этими компонентами, если они будут обнаружены на ранней стадии, не повлияют на работу всех компонентов энергосистемы. А вот при ударе компенсаторов последствия без принятия необходимых мер могут быть неприятны для автовладельца:
значительное снижение числа оборотов двигателя;
ухудшение ходовых качеств автомобиля, например, плохой разгон;
увеличение расхода топлива.
Поэтому, если водитель задаст мастеру вопрос: «можно ли ехать, если задели гидрокомпенсаторы?», он ответит отрицательно, так как проблему лучше устранять на начальной стадии ее появления.
Это важно! Часто стук неисправного гидрокомпенсатора принимают за шум клапанов. Последние шумные. Удар компенсатора более четкий и сильный.
Что в итоге
Учитывая вышеизложенную информацию, можно сделать вывод, что причин стука гидрокомпенсаторов много. В некоторых случаях даже случается, что новые гидрокомпенсаторы задевают. Это происходит при неправильном подборе моторного масла при этом, засорении масляного фильтра, проблемах с чистотой системы смазки или масляного насоса, наличии скрытых или явных проблем с двигателем, которые не устранены.
Также непросто ответить на вопрос, если стучат гидрокомпенсаторы, какое масло лить в двигатель. Это зависит от интенсивности и характера стука, общего состояния силового агрегата, допусков масла для конкретного двигателя и т.д. Если стук приходит и уходит, можно попробовать повысить вязкость масла, использовать присадки HA.
Также без должного опыта не рекомендуется сразу разбирать ДВС для диагностики, замены или промывки гидроподшипников. Дело в том, что причина удара должна быть точно установлена. Нередки случаи, когда после промывки и чистки гидрокомпенсаторов, а также каналов системы смазки стук все же остается. В такой ситуации только профессиональная диагностика двигателя поможет избежать возможных незапланированных финансовых последствий и затрат.
Давление масла в поршне 2 увеличивается из-за малого объема камеры высокого давления и, наконец, закрывает обратный клапан 5. Гидрокомпенсатор, как единое твердое тело, начинает передавать усилие от кулачка на распределительный вал 7 к распределительному клапану. 8 . Клапан движется, его пружина сжата.
Как убрать стук
Не всегда требуется замена ударного гидрокомпенсатора на новый. При появлении характерного стука в первую очередь нужно заменить масло с помощью масляного фильтра. Иногда этой процедуры достаточно, шум пропадает.
Можно использовать специальную промывку системы смазки. С помощью современных разработок ведущих брендов можно промывать не только загрязненные масляные каналы, но и закоксованные.
Масляные каналы необходимо периодически промывать специальными жидкостями
Наиболее эффективной является механическая очистка гидрокомпенсаторов. Гидравлика снимается, разбирается, очищается и моется.
Видео: разборка, ремонт, проверка
Это важно! При обнаружении механических повреждений компенсатор подлежит замене.
Появившийся стук гидрокомпенсаторов свидетельствует автовладельцу о проблемах, появившихся в системе смазки или синхронизации. Своевременную диагностику и устранение причин шишек можно провести самостоятельно, не обращаясь к специалистам.
При стуке гидрокомпенсаторов нарушается только тепловой зазор, что приводит только к снижению мощности и приемистости силовой установки и увеличению расхода топлива.
Замена
Преимущество замены – залог хорошего результата. Есть два недостатка. Комплект оригинальных деталей из каталога будет стоить дорого.
Правильно установить его самостоятельно вряд ли получится, поэтому придется передавать машину в сервисный центр. Здесь тоже придется подождать два-три дня.
Обратите внимание, что на некоторые машины иностранного производства не хватает запчастей. Приходится ждать приезда полного комплекта, тратить деньги на доставку, записываться на ремонт в сервисный центр. Для правильной установки еще потребуется выделить определенную сумму на одноразовые детали – герметик и прокладки.
Если корпус исправен, а водитель не пытается принять меры по восстановлению нормальной работы двигателя, последствия могут быть печальными. Сначала при запуске стук со временем усиливается. Затем холостой ход исчезает.
Поскольку регулировка теплового воздушного зазора происходит неправильно, набирать обороты становится все труднее. В конечном итоге изнашивается весь клапанный механизм и ремонт двигателя становится неизбежным.
Ремонт
Чтобы быстро устранить проблему, сначала нужно выяснить, какой именно компенсатор начинает бить. Ремонт возможен, если неисправность начала проявляться на морозе. При регулярном использовании качественной смазки с ее своевременной заменой достаточно купить оригинальное масло, поменять фильтр и еще раз проверить результат. Скорее всего, владелец нечаянно купил поддельную лодку.
На начальном этапе также стоит купить промывочное масло. Вместе с ним вам придется приобрести два фильтра. Один используется при заливке промывочного материала, другой накручивается, когда техническая жидкость успела пройти через систему за 15-20 минут холостого хода.
Для особых случаев понадобится агрессивный состав. Например, аптечный димексид. В его химическом составе присутствуют жесткие элементы, способные удалять сажу и другие отложения вне зависимости от их толщины.
Ремонт промыванием аптечным димексидом не всегда помогает. Многое зависит от исходного состояния мотора. В салоне не должно быть хрупких пластиковых деталей и окрашенных элементов.