Расширительный бачок системы охлаждения двигателя. Что заливают в расширительный бачок.

Советы и вопросы
Что заливают в расширительный бачок - Зачем нужен расширительный бак Принцип работы системы охлаждения Конструкция и принцип действия От каких показателей зависит уровень жидкости в расширительном бачке? Содержание

Если происходит чрезмерное обогащение топливной смеси, то для получения достаточной мощности следует сильнее нажать на дроссельную заслонку. Это приводит к переполнению цилиндров бензином, в результате чего уровень антифриза падает, и вся система закипает.

Что заливать в бачок охлаждающей жидкости

В автомобилях есть на первый взгляд незначительный, но неотъемлемый и очень необходимый компонент системы жидкостного охлаждения — расширительный бачок. Это действует как компенсатор колебаний объема теплоносителя при изменении температуры. В зависимости от сложности холодильной системы это может быть простой контейнер для избыточной жидкости или устройство для регулирования давления в холодильной системе.

Назначение расширительного бачка

Хладагенты на основе водных растворов пропиленгликоля или этиленгликоля имеют более высокий коэффициент теплового расширения, чем дистиллированная вода. Если заполнить радиатор до краев охлаждающей жидкостью, она сильно разбухает при запуске двигателя и образует избыток под воздействием высоких температур. Затем он начинает вытекать из радиатора через предохранительный клапан в очень простой расширительный бачок, который служит резервуаром для избыточного антифриза.

Когда двигатель выключен и остывает, количество охлаждающей жидкости в радиаторе нормализуется, и в системе охлаждения создается вакуум. Клапан крышки радиатора активируется и всасывает воздух, позволяя воздушным комкам образовываться в «рубашках охлаждения». Это приводит к более сильному прерыванию процесса теплопередачи и перегреву устройства. По этой причине пришлось установить дополнительную емкость для избыточной жидкости, чтобы предотвратить попадание воздуха в охладитель и заполнить свободное пространство антифризом. Это стало расширительным бачком.

Сегодня существуют системы, в которых в крышке расширительного бачка установлен клапан, аналогичный перепускному клапану на крышке радиатора. Его функция заключается в отводе избыточного пара и даже перегретого хладагента. В этом случае расширительный бак выполняет функцию специальной верхней части холодильника, что дает ему право считаться важным элементом системы охлаждения.

Расположение расширительного бачка

Он расположен рядом с радиатором и крепится болтами непосредственно к кузову. Расширительный бачок выдвигается в центр радиатора. Это делается для того, чтобы создать эффект взаимодействия с кораблем. Две части соединены шлангом. С одной стороны он соединен с нижней частью расширительного бачка, а с другой — с заливной горловиной охладителя.

Это предотвращает перегрев избытка охлаждающей жидкости в расширительном бачке и уравновешивает количество охлаждающей жидкости в системе при охлаждении двигателя содержимым расширительного бачка. Этот процесс предотвращает попадание воздуха в радиатор или его скопление в нем.

Конструкция расширительного бачка

Конструкция этого элемента очень проста. Он представляет собой пластиковый бак со специальным датчиком, реагирующим на изменение нормального уровня охлаждающей жидкости. Резервуар закрыт крышкой, в которой находится клапан контроля давления, срабатывающий, когда давление в системе превышает номинальное значение.

Корпус

Расширительные баки обычно изготавливаются из прозрачного пластика. На боковой стенке имеется специальная шкала, с помощью которой можно контролировать уровень охлаждающей жидкости в системе. Самая нижняя отметка показывает, насколько низким должен быть уровень охлаждающей жидкости. Максимальный уровень охлаждающей жидкости при остывшем двигателе должен быть не более чем на 3 см выше верхней части шкалы на боковой стенке расширительного бачка.

На что влияет уровень охлаждающей жидкости?

Охлаждение двигателя осуществляется с помощью продуманной системы труб и каналов, по которым непрерывно циркулирует антифриз. Поскольку двигатель еще не достиг рабочей температуры, охлаждающая жидкость сначала прокачивается по малому контуру (радиатор, головка блока цилиндров, блок цилиндров). Как только температура антифриза достигает 90 градусов, открывается термостат и начинается длительный цикл циркуляции.

В ходе процесса объем жидкости увеличивается на 3-5 % в соответствии с законами физики, и весь избыток стекает в расширительный бак. Когда устройство остывает, излишки антифриза попадают обратно в двигатель. Эта процедура предотвращает образование паровых барьеров, которые наносят вред устройству. Это позволяет поддерживать уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке на должном уровне. Если уровень охлаждающей жидкости крайне низок, из-за ее недостатка образуются паровые или воздушные карманы, нарушающие температурную кривую в головке цилиндра. В результате головка блока цилиндров перегревается, трескается, разрушаются каналы подачи охлаждающей жидкости и масла. Общая компрессия и мощность снижаются, что приводит к повышенному расходу топлива и другим проблемам, вплоть до полного отказа двигателя, что может привести к капитальному ремонту.

Слишком большое количество антифриза вызывает слишком высокое давление в системе, что приводит к протеканию шлангов, крышек расширительного бачка или радиатора. Воздействие холодной охлаждающей жидкости на нагретый блок двигателя вызывает резкое снижение температуры. В редких случаях могут появиться трещины. Поэтому возникает вопрос, сколько антифриза должно быть в расширительном бачке.

Ремонт расширительного бачка

Следует помнить, что конструкция расширительного бака самая простая, поэтому водителям даже не приходит в голову, что именно может в нем выйти из строя. Однако, поскольку это бак с резиновой крышкой, именно уплотнение часто становится причиной проблем на дороге. Фактически, потеря уплотнения неприемлема для системы охлаждения.

Нередко бак протекает на входах и выходах труб. Единственный вариант — заменить трубы и закрепить их новыми трубными хомутами. Иногда пластиковый корпус самого бака может быть поврежден в результате аварии или другого механического воздействия.

Заклинивание крышки-клапана

Помните, что крышка — это не только крышка, но и клапан, сбрасывающий избыточное давление в системе охлаждения двигателя. Если при движении слышен свистящий звук, резиновое уплотнение изношено — крышку необходимо срочно заменить.

Колпачки стоят недорого, поэтому вы всегда можете купить замену.

Если крышка свистит в дороге, а вы не можете купить новую, вы можете отремонтировать изделие своими руками:

  1. Подождите, пока двигатель остынет и система охлаждения разгрузится.
  2. Открутите крышку.
  3. Разберите крышку на отдельные части (снимите шланг и пружину клапана) — эти операции можно выполнить как вручную, так и с помощью отвертки с тонким плоским лезвием.
  4. Отпилите часть пружины на несколько витков и установите крышку на место.
  5. Даже если эластичное уплотнение сильно изношено, этих мер должно быть достаточно, чтобы сделать систему герметичной на некоторое время.

Разрыв корпуса бака — что делать

В редких случаях возможно также повреждение корпуса самого резервуара. Однако в этих случаях изделие не подлежит ремонту — проще купить новый бак и заменить старый. Однако некоторые автомобилисты пытаются заклеить трещины на кузове, главное — правильно выбрать материал.

Важно выбрать качественный клей, который выдерживает высокие и низкие температуры.

Нарушение герметичности соединения бачка с патрубками

Эта проблема обычно вызвана неправильным подбором размеров впускных и выпускных труб. Если шланги больше, чем соединения бака, рекомендуется обработать соединения автомобильным герметиком. Перед обработкой слейте только охлаждающую жидкость из бачка и отсоедините сам шланг:

  1. Нанесите слой герметика сначала на внутреннюю часть вала, а затем на внешнюю.
  2. Подождите 5 минут, пока герметик высохнет.
  3. Вставьте шланг в штуцер бака и затяните его новым хомутом.
  4. Доливать охлаждающую жидкость можно только через 24 часа, так как герметик должен быть максимально сухим.

Соединитель должен подходить к фитингу, а в противном случае поможет герметик.

Отсутствие защитного механизма приведет к утечкам охлаждающей жидкости, повреждению соединений и даже разрыву радиаторов в системе охлаждения и отопления.

Принцип работы охлаждающей системы

Насос циркулирует антифриз по всей системе охлаждения в блоке двигателя.

Работа такой структуры может быть описана следующим образом:

  1. При повышении температуры внутри блока охлаждающая жидкость течет по малому контуру, в котором тепло равномерно распределяется.
  2. Когда температура приближается к определенному значению, начинается процесс циркуляции, активируя кулер и открывая большой контур охлаждения.
  3. По мере нагревания жидкости тепло передается от цилиндров к насосу, который гонит охлаждающий раствор в радиатор. Затем антифриз снова закачивается в цилиндры.

Что обозначают метки в расширительном бачке

Указанная жидкость заливается в расширительный бачок системы охлаждения. Для определения количества жидкости на корпусе бака имеются две отметки, указывающие на минимальное и максимальное значения. Из этих двух отметок водитель делает вывод, что антифриз необходимо долить до необходимого уровня. Очень важно помнить, что автомобиль должен находиться на ровной дороге. В противном случае индикатор покажет неправильное количество жидкости.

Эта задача очень важна и должна выполняться систематически. Поскольку без необходимого количества жидкости система охлаждения не может выполнять свои задачи. А в случае перегрева двигателя автомобиля он может быть полностью заблокирован, что приведет к аварийной ситуации и необходимости дальнейшего ремонта.

Какой уровень антифриза должен быть в расширительном бачке

Если уровень жидкости опустился ниже минимального значения, существует риск перегрева двигателя автомобиля. Кроме того, объем антифриза увеличивается при закипании, что может привести к разрыву расширительного бачка или одного из резиновых шлангов. Слишком высокий уровень жидкости может привести к переполнению бачка и возникновению неисправности.

Полезно знать: Можно ли смешивать антифризы g12 и g12+?

Как проверить уровень антифриза

Антифриз или охлаждающая жидкость играет важную роль в правильном функционировании автомобиля. Его основная функция, как следует из названия, заключается в охлаждении двигателя. Если в бачке недостаточно антифриза, высок риск перегрева автомобиля. Это может вызвать значительные проблемы для двигателя, поэтому этого следует избегать. Водитель обязан следить за уровнем антифриза в своем автомобиле, и в этой статье мы рассмотрим, как правильно это делать.

Как проверить уровень охлаждающей жидкости

Бачок, в который заливается охлаждающая жидкость, находится под капотом. Его может легко найти любой водитель, так как он обычно довольно просторный. Поэтому уровень антифриза следует проверять с помощью этого бачка, и важно, чтобы это было сделано правильно.

Примечание: В настоящее время все производители автомобилей используют закрытые радиаторы. В прошлом радиаторы имели пробки, которые можно было открутить для проверки уровня охлаждающей жидкости.

Проверить уровень охлаждающей жидкости очень просто: достаточно заглянуть в расширительный бачок и проанализировать, сколько жидкости в нем находится. Однако есть некоторые правила, которым вы должны следовать:

  1. Проверяйте уровень охлаждающей жидкости только при холодном двигателе, так как только при остановленном двигателе весь антифриз находится в бачке,
  2. Почти все современные автомобили имеют специальные метки на бачках, по которым следует проверять количество охлаждающей жидкости. Обычно таких маркировок две — MAX и MIN, т.е. максимально и минимально допустимые уровни антифриза для нормальной работы двигателя автомобиля.

Примечание: Если расширительный бачок вашего автомобиля не имеет индикаторов MAX и MIN, следуйте принципу, что заливать следует до половины уровня охлаждающей жидкости. Если положение расширительного бака не подходит для определения количества жидкости в баке в любой момент времени, количество жидкости можно измерить обычной палкой, используя длину палки.

Бывают случаи, когда на расширительном бачке автомобиля имеется только одна отметка — MAX или MIN. В этом случае следует придерживаться основных принципов:

  1. Никогда не допускайте, чтобы уровень охлаждающей жидкости в автомобиле опускался ниже отметки MIN,
  2. Никогда не допускайте, чтобы уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке опускался ниже отметки MAX на 1 см.

Помните, что опасен как слишком большой объем антифриза в расширительном бачке, так и слишком много антифриза. Если охлаждающей жидкости слишком мало, существует риск перегрева, который может иметь серьезные последствия, включая необходимость полного ремонта. Если охлаждающей жидкости слишком много, существует высокий риск взрыва пробки во время движения, если охлаждающая жидкость расширится в жару.

Как часто проверять уровень антифриза

Поскольку определить уровень охлаждающей жидкости через приборную панель или бортовой компьютер невозможно, многие водители забывают проверить уровень антифриза.

Чтобы избежать риска недостатка антифриза в двигателе, рекомендуется проверять уровень охлаждающей жидкости не реже одного раза в неделю.

Проверить уровень охлаждающей жидкости очень просто: достаточно заглянуть в расширительный бачок и проанализировать, сколько жидкости в нем находится. Однако есть некоторые правила, которым вы должны следовать:

Устройство и работа

Расширительный бак состоит из полипропиленового корпуса, крышки и двух патрубков для подключения труб жидкостной системы. Нижний шланг соединяет устройство с холодильной линией, а верхний используется для отвода паров и пузырьков воздуха из системы. Современные модели часто оснащаются поплавками уровня охлаждающей жидкости.

В этом варианте расширительный бак имеет дополнительную горловину в верхней части для установки датчика. На боковой стороне бака есть несколько отметок, начиная от нижнего минимума и заканчивая верхним максимумом. Уровень охлаждающей жидкости должен находиться в этом зазоре.

Температурные режимы работы современных моторов

Как работает устройство? Для начала немного теории. Температурные режимы работы современных двигателей приведены в таблице. Как мы видим, двигатели работают в критических температурных условиях.

Чтобы повысить допустимую температуру, конструкторы увеличивают давление в теплоносителе (выше атмосферного), что повышает его температуру кипения. Для этого система герметично закрывается, и в ней поддерживается избыточное давление. Для различных двигателей это значение колеблется в пределах от 0,1 до 0,5 бар (кг/см²).

Однако более высокое отрицательное давление (выше 0,03-0,1 кг/см²) в свободной зоне расширителя недопустимо, так как в противном случае в систему будет засасываться воздух и образовываться воздушные карманы, препятствующие циркуляции охлаждающей жидкости и вызывающие перегрев двигателя. За поддержание давления охлаждающей жидкости на необходимом уровне отвечает специальный регулятор, расположенный на крышке заливной горловины.

Крышка бачка — два в одном

Крышка расширительного бочка

Поэтому крышка маслозаливной горловины выполняет не только защитную функцию, но и служит регулятором давления. Как уже упоминалось, давление внутри бака должно быть в пределах от 1,1 до 1,5 кг/см². Как этого можно достичь?

Для этого к крышке прикреплены два клапана: предохранительный и вакуумный. Первый состоит из эластичной мембраны с пружиной, которая прижимается снаружи и активируется, когда давление превышает силу пружины. Второй состоит из упругой шайбы с маленькой пружиной, установленной в большой пружине.

При рабочей температуре теплоносителя оба клапана закрыты, а давление в баке не превышает расчетное. Поскольку расширительный бак герметично закрыт, при повышении температуры давление увеличивается, заставляя предохранительный клапан открыться и выпустить часть паров воздуха, возвращая клапан в прежнее положение.

Отсутствие защитного механизма приведет к утечкам охлаждающей жидкости, повреждению соединений и даже разрыву радиаторов в системе охлаждения и отопления.

После выключения двигателя жидкость в системе остывает и уменьшается в объеме, создавая отрицательное давление в баке. Результатом может быть проникновение воздуха через швы, что приводит к образованию воздушных пузырей при последующем запуске. А это может привести к перегреву и повреждению двигателя.

Именно здесь вступает в игру другой маленький клапан — вакуумный клапан. Он открывается в случае отрицательного давления и выравнивает давление в резервуаре с атмосферным.

Неисправности расширительного бочка и причины

  • Течь пластикового корпуса бака в результате старения материала, в частности это было хроническим заболеванием баков автомобилей ВАЗ,
  • предохранительный клапан не срабатывает, и повышенное давление проталкивает охлаждающую жидкость через соединения.
  • Из-за уменьшения объема жидкости, вызванного утечкой,
  • вакуумный клапан не работает, что приводит к появлению воздуха в жидкости («воздушные карманы»).
  • Утечки в расширительном бачке,
  • неисправность предохранительного клапана.

Упрощенная проверка: работают ли клапаны?

Запустите двигатель и осторожно открутите крышку: Если вы слышите шипящий звук из опустошенной камеры, значит, перепускной клапан работает (но неизвестно, работает ли он правильно или нет).

После снятия крышки нажмите рукой на каждый патрубок системы охлаждения. Продолжайте удерживать крышку таким образом и закрепите ее. Если после этого он восстанавливает свою форму, то вакуум, очевидно, заполнен. Однако, если шланги выглядят сплющенными еще до запуска двигателя, вакуумный клапан определенно не работает.

Предохранительный клапан можно проверить более тщательно с помощью насоса и манометра. Подключите насос к нижнему впускному отверстию резервуара, а верхнее заткните подручными средствами: шурупом или цилиндрическим сверлом, плотно вставленным в впускную трубу.

Подайте давление в насос и проверьте момент срабатывания предохранительного клапана (шипящий звук). Значение давления, записанное на шкале прибора, указывает на фактическое давление срабатывания.

Если предохранительный клапан слишком тугой, его можно отремонтировать. Зачем тратить деньги, если достаточно укоротить нажимную пружину на один или два витка, и пружина станет мягче. Сборка проста, главное — не потерять мелкие детали. Не переусердствуйте с откусыванием витков. Делайте это медленно и проверяйте результат.

Оцените статью