Рулевой люфт автомобиля: особенности диагностики и ремонта. Люфт это в автомобиле.

Советы и вопросы
Люфт это в автомобиле - Что такое люфт? Как диагностировать неисправность? Немного теории Заключение Устранение люфта в рулевом управлении

Люфт рулевого управления особенно заметен при движении прямо и на высоких скоростях. На это указывает стук при резком повороте рулевого колеса. Усиливающийся стук при движении по неровной поверхности указывает на поломку рулевой тяги. Шум, исходящий от рулевого колеса, указывает на неисправность рулевой пластины.

Рулевой люфт автомобиля: особенности диагностики и ремонта

Рулевой люфт автомобиля: особенности диагностики и ремонта

Люфт рулевого колеса в автомобиле — распространенное явление. Он также присутствует в более новых автомобилях, поскольку является конструктивным и является неисправностью только при превышении установленного на заводе значения. Проблемы возникают, когда при езде начинают появляться шум и изменение усилия на руле. Все это симптомы неисправности.

Устранение чрезмерного люфта рулевого колеса — процесс несложный, но имеет свои особенности. Основная проблема заключается в своевременной диагностике неисправности и ее обнаружении. В нашей статье мы расскажем, как правильно выполнить ремонт и какие существуют подводные камни.

Описание рулевого люфта автомобиля

Первым механизмом в автомобиле, где следует ожидать появления ненормального свободного хода, является рулевая труба. Конструктивно это стержень, прикрепленный к оси с шарнирами.

Все эти компоненты соединены шестернями. Даже когда он поставляется прямо с завода, он имеет некоторый люфт. Это необходимо для предотвращения чрезмерного износа кончиков зубов из-за трения.

Для управления люфтом необходимо поворачивать руль в разные стороны так, чтобы направление вращения колес не менялось. Эксплуатация автомобиля неизбежно увеличивает люфт в подвижных суставах. Причина этого проста: естественное впитывание компонентов.

Описание рулевого люфта автомобиля

Поскольку шестерни и шарниры со временем изнашиваются естественным образом, трудно обнаружить увеличение люфта рулевого управления в автомобиле. Для контроля процесса следует регулярно проверять свободный ход колес. В легковых автомобилях допускается люфт рулевого колеса до трех сантиметров.

Бывают случаи, когда рулевое управление становится вялым во время движения. Как можно скорее остановитесь и найдите причину такого поведения.

Рывки, скрипы и вибрации, а также случайные изменения направления движения также являются признаками неисправности рулевого управления. Все они опасны тем, что водитель с неисправным рулевым управлением может перестать контролировать автомобиль и стать причиной аварии.

Причины и нюансы диагностики рулевого люфта

Однако, помимо ожидаемого износа, отдельные детали системы рулевого управления могут ослабнуть в процессе эксплуатации. Эти неисправности можно диагностировать с помощью следующих трех методов:

1. при выключенном двигателе

Если в легковом автомобиле обнаружено ненормальное поведение рулевого управления даже при выключенном двигателе, необходимо тщательно проверить все компоненты. Во время обследования могут быть обнаружены следующие распространенные проблемы:

  • амортизация рулевых наконечников;
  • выход из строя крестовины вала рулевой стойки;
  • износ зубьев шестерни рулевой рейки;
  • при наличии рулевого редуктора (в старых моделях авто он выполнял функцию усилителя руля) люфт может быть следствием его износа;
  • выход из строя шаровых опор (верхней или нижней).

Причины и нюансы диагностики рулевого люфта

2. во время движения, общие проблемы могут быть обнаружены при работающем двигателе.

Если рулевое колесо автомобиля разболталось во время движения, изучите другие возможные проблемы.

  • Машина постоянно норовит уйти в сторону с колеи движения. Это происходит по причине неотрегулированного развала-схождения.
  • Посторонний шум при поворотах руля. Вызывается недостаточным количеством масла в системе гидроусилителя.
  • Проезд неровностей сопровождается стуком спереди. Явный признак неисправности рулевых тяг и наконечников. Если удары отдаются в руль, необходима диагностика рулевой рейки.
  • Вибрация рулевого колеса. Свидетельствует об отсутствии балансировки колесных дисков. Также биение руля случается из-за изношенных рулевых наконечников и шаровых опор.
  • Прерывистый ход руля. Если поворот колеса осуществляется не плавно, а рывками, это явный признак износа рулевой рейки.
Рекомендуется .

3. при торможении

Если при торможении рулевое управление автомобиля имеет некоторый люфт, это может свидетельствовать о следующем:

  • критический износ ступичного подшипника. Проверить это легко – достаточно поднять на домкрате машину в районе нужно колеса и пошатать последнее. При наличии свободного хода нужно менять подшипник ступицы;
  • недостаточно затянуто крепление ступицы во время последнего ремонта ходовой части авто;
  • отсутствует требуемая затяжка крепежа рулевого механизма;
  • тормозные колодки или диски полностью изношены.

Даже незначительное изменение в управляемости автомобиля должно быть тщательно изучено. Если вы продолжаете игнорировать предупреждающие знаки, вы не только повышаете риск повреждения узлов и деталей автомобиля, но и увеличиваете риск попасть в аварию из-за неисправной машины.

Что подразумевается под суммарным люфтом рулевого колеса?

Еще один термин, который следует рассмотреть, — это «общая реакция». Это общий угол, начиная от крайнего положения рулевого колеса с одной стороны, когда автомобиль начинает поворачивать, до противоположного положения, когда автомобиль начинает двигаться в другом направлении.

Для понимания полного сопротивления важно понять структуру и работу системы рулевого управления. Технически полное сопротивление основано на следующем принципе.

В рулевой тяге есть шток, который входит в зацепление с небольшим зазором в один-два миллиметра.

Этот зазор необходим для защиты деталей рулевого управления от износа, вызванного чрезмерным трением.

Наличие зазора — это техническое решение, позволяющее удерживать суппорт в нужном положении и не касаться поверхности зуба.

Для водителя этим параметром является свободный ход рулевого колеса, что позволяет более точно контролировать автомобиль и ощущать момент изменения направления движения транспортного средства.

По сути, это общее расстояние, которое проходит рулевое колесо, прежде чем автомобиль отклонится влево или вправо.

Многие люди ошибочно считают, что это негативное явление, и пытаются от него избавиться. Это не так, потому что люфт рулевого управления является нормой для каждого автомобиля. Другой момент заключается в том, что он должен иметь точно определенную стоимость.

Здесь есть интересная закономерность: чем больше габариты автомобиля, тем выше коэффициент сопротивления.

При измерении общего сопротивления необходимо соблюдать определенные условия:

  • Передние колеса располагаются в нейтральной позиции и стоят на твердой (асфальтной или бетонной) поверхности.
  • Покрышки управляемых колес сухие и чистые.
  • Двигатель автомобиля заведен. Это актуально, если тестируется работа усилителя рулевого привода.
  • Натяжение приводного ремня насоса усилителя руля, а также уровень рабочей жидкости должны соответствовать требованиям, которые утверждены заводом-изготовителем.

Общее сопротивление проверяется путем измерения угла поворота рулевого колеса между фиксированным левым и правым положением водителя.

Для получения точного измерения необходимо провести измерение два или более раз.

Допустимые люфты в автомобилях

Предельные значения общего дорожного просвета для различных транспортных средств указаны в правилах эксплуатации транспортных средств. Кроме того, это значение не должно превышать значений, указанных в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Если в документации производителя нет конкретных рекомендаций, зазор должен быть следующим:

  • Для легковых машин, а также сделанных на их основе узлов автобусов и грузовиков — 10 0 ;
  • Для автобусов — 20 0 ;
  • Для грузовиков —25 0 .

Существуют также отдельные рекомендации для определенных моделей:

  • Для ВАЗ-2106, 2107, 2110, 21213 — 5 0 ;
  • Для Газель 3302 — 20 0 (пассажирский вариант) и 25 0 (грузовая машина).

Причины большого люфта

Объяснением увеличения сопротивления может быть измененная конструкция системы рулевого управления, а также разрушение ее компонентов.

Основными причинами могут быть:

  • Износ зубчатой планки и зубьев шестерни рулевой рейки.
  • Повреждение или деформация ступичного подшипника. Известны случаи, когда он разваливается в процессе эксплуатации, что приводит к увеличению люфта (но тут уже будет не до люфта).
  • Неисправность наконечников и рулевых тяг, которые при несоблюдении требований эксплуатации часто ломаются. Итог такой же, как и в прошлом случае — «разболтанность» рулевого колеса.
  • Некачественный ремонт ходовой части машины. Бывают ситуации, когда люфт руля проявляет себя после посещения СТО. Это возможно, когда специалисты сервиса недостаточно протягивают гайку ступичного подшипника. В итоге страдает рулевая система автомобиля.
  • Поломка шаровой опоры (нижней или верхней), а также протяжка рулевой рейки с чрезмерным усилием.
  • Устаревшее гидравлическое масло, которое требует замены. Часто люфт в рулевом управлении устраняется после заливки новой рабочей жидкости.

Как правило, разрушение тяги происходит при нарушении цепи между рулем и колесами.

Чтобы найти причину, необходимо проследить всю цепочку и выявить «слабые места». Самое главное — убедиться, что это именно чрезмерная свободная игра, а не другие проблемы.

Другими причинами люфта рулевого колеса являются:

  • Износ или неправильная регулировка зацепления «червяка» и роликового механизма.
  • Износ оси или втулок маятникового рычага.
  • Ослабление крепежа картера.
Оцените статью