Оказывается, ABS (иногда неправильно называемая ABC) — это тип регулятора давления в тормозной магистрали. При торможении информация от датчиков о резком замедлении колеса передается на устройство, которое затем изменяет давление в тормозных магистралях, снижает давление и отпускает колесо.
Система ABS: что это такое и как работает?
ABS расшифровывается как anti-lock braking system и в переводе на русский язык означает антиблокировочная система тормозов. ABS — это система, которая предотвращает блокировку колес автомобиля при торможении. Принцип работы заключается в следующем. Если во время экстренного торможения одно или несколько колес автомобиля блокируются и начинают скользить по поверхности дороги, ABS автоматически сбрасывает давление тормозной жидкости в соответствующей магистрали, и колесо снова начинает вращаться. Если водитель постоянно нажимает на педаль тормоза в одно и то же время, этот процесс блокировки/разблокировки продолжается непрерывно до прекращения торможения, обычно несколько раз в секунду. Этот тип тормозной системы ABS позволяет автомобилю сохранять управляемость при экстренном и аварийном торможении.
Зачем нужна ABS?
Как упоминалось ранее, основная задача ABS — держать автомобиль под контролем во время движения. Однако у него есть и много других важных функций:
- Сохранять автомобиль управляемым во время интенсивного и экстренного торможения.
- Обеспечение равномерного и прямолинейного торможения на поверхностях с неоднородным покрытием и разным коэффициентом сцепления.
- Сокращение тормозного пути на ровных и твердых поверхностях c равномерным покрытием и достаточно высоким коэффициентом сцепления.
Что произойдёт с автомобилем, если продолжать движение?
В подавляющем большинстве случаев это будет отдельная модификация без ABS. Сегодня они уже не выпускаются, но раньше они были нормой. Водитель должен был обеспечить быстрое торможение автомобиля при торможении и не допустить заноса. На сухой дороге, на низкой скорости и без экстремальных условий это было бы совершенно незаметно, поскольку ABS не работает в таких условиях. Однако на скользкой дороге автомобиль может повести себя неадекватно и стать причиной аварии.
Необходимость экстренного торможения всегда возникает внезапно. Если ABS неисправна, даже если она нормально выключена и не вмешивается, автомобиль может скользить в сторону препятствия, резко снижая скорость замедления при отрыве колес. Еще хуже то, что во время такого движения автомобилем нельзя управлять с помощью рулевого колеса. Колесо, заблокированное тормозными колодками, не может изменить свою траекторию так, как этого хочет водитель. По сути, в кабине будет сидеть дополнительный пассажир.
Единственное спасение в такой ситуации — взять на себя функции ABS, ослабив давление на педаль тормоза, циклически с максимальной частотой. Колеса снова вращаются, улучшается способность менять направление и замедление.
Два разных аспекта одной проблемы
С юридической точки зрения, любое вождение с неисправной тормозной системой запрещено. Это вполне оправдано, так как водитель не может гарантировать, что остановится вовремя. При обнаружении такого нарушения автомобиль будет отбуксирован, а водитель понесет наказание. В случае аварии он будет виновен в управлении неисправным транспортным средством. В соответствии с законом, продолжать вождение нельзя.
С чисто технической точки зрения, тормозные способности, вероятно, будут сохранены. Однако это не может быть полностью гарантировано из-за непредсказуемости отказов. Риск существует, и расходы, связанные с этим риском, несет водитель.
Анекдотически, можно предпринять определенные меры, например, проверить эффективность тормозов, сильно нажимая на педали на низкой скорости, проверить уровень тормозной жидкости в бачке или попытаться устранить неисправность, отключив аккумулятор и сбросив таким образом компьютер ABS. Возможно, что свет погаснет и больше не включится. Стоит ли рисковать — решать водителю.
С точки зрения безопасности, все, что связано с тормозами, является самым важным в автомобиле. И это закреплено в правилах дорожного движения. Здесь невозможно дать практический совет, слишком велика тяжесть возможных последствий.
Причины загорания лампочки ABS
Если вы знаете механизм работы системы ABS, вы можете определить причины перегорания лампы ABS:
- Повреждение датчиков ABS (расположены возле колес), неисправность электронного модуля или проводки. Неисправность венцов на ступицах колес тоже может стать причиной загорания лампочки. Очень часто элементы ходовой части отклоняются в сторону, после чего датчики меняют свое положение. Если перегорел предохранитель, то это также может спровоцировать загорание лампочки ABS.
- В конце 90-х годов были выпущены модели от VAG. В них есть отличительное качество, связанное с включением ABS. При этом причина поломки расположена в совершенно другом узле.
Можно сделать вывод, что лампочка ABS загорается, когда автомобиль находится в движении. Езда по ухабистой дороге вызывает вибрации в автомобиле. В результате проводка часто прерывается. Если дороги плохие или отсутствуют, датчики покрываются пылью и песком.
По этой причине датчики не передают правильную информацию на электронный блок. Это может привести к тому, что загорится лампочка ABS.
Самостоятельный поиск неисправности
Большинство экспертов по ремонту автомобилей рекомендуют водителям самостоятельно искать неисправность. Первым делом владелец автомобиля должен отвезти его на автомойку.
Там тщательно моются колесные диски и ступицы, а также участки с датчиками ABS. В большинстве случаев после посещения автомойки антиблокировочная тормозная система снова работает нормально. Если это не так, вам следует начать поиск проблемы.
Чтобы выяснить, почему загорелась лампочка ABS, можно выполнить очень простой тест. Автомобиль следует разогнать до скорости около ста километров в час. Затем водитель должен выключить радио и закрыть все окна. Если владелец автомобиля слышит странные звуки, исходящие от задних или передних колес, проблема заключается в ступицах или подшипниках. Эти части автомобиля нуждаются в замене. Другие компоненты также могут быть диагностированы. Если в блоке предохранителей обнаружены неисправные предохранители, связанные с антиблокировочной системой тормозов, их следует заменить. Если ABS запускается, можно определить код неисправности. Этот код определяет неисправный компонент в антиблокировочной тормозной системе.
Консультация с компетентным механиком поможет выявить неисправность. Специалист должен подробно описать проблему, а затем, используя советы и рекомендации, попытаться самостоятельно восстановить систему.
Очень важно проверить датчики. Чтобы добраться до них, необходимо использовать домкрат или снять колеса. При необходимости может быть проведена диагностика электронной системы управления автомобиля.
Устранение поломки на СТО
Если вы не можете найти неисправность самостоятельно, вам следует посетить ремонтную мастерскую.
Механик в специализированной мастерской обойдется вам довольно дорого. Однако это единственный правильный метод определения повреждения антиблокировочной тормозной системы. Специализированные механики быстро обнаружат неисправность, найдут правильное решение проблемы и проконсультируют вас о стоимости ремонта. С помощью диагностических тестов техники найдут причину неисправности антиблокировочной тормозной системы.
В мастерской имеются специальные сканеры и специальное оборудование. Механики используют эти устройства для сбора необходимых данных о состоянии основных компонентов автомобиля. Они выявят проблему с антиблокировочной тормозной системой в кратчайшие сроки.