Рекомендуется регулярно использовать режим самодиагностики для выявления временных отклонений температуры и контроля уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке.
Система охлаждения на ВАЗ 2110 инжектор (8 и 16 клапанов)
Поскольку система охлаждения автомобиля ВАЗ 2110 функционирует эффективно, двигатель работает в оптимальном режиме без перегрузок и перегрева. Однако если температура двигателя повышается, значит, что-то случилось с системой охлаждения (СО). Задача владельца автомобиля — сделать все возможное, чтобы уменьшить нагрев.
Стоит отметить, что перегрев и перегрев одинаково опасны для двигателя. Чтобы понять свойства восстановления СО, сначала необходимо знать принцип его работы.
Как работает СО
- При 8-клапанном впрыске система охлаждения ВАЗ 2110 работает за счет охлаждающей жидкости, которая вынуждена циркулировать. Когда двигатель нагревается, из выпускных клапанов выходит избыточное давление.
- Для 16-клапанного впрыска оптимальная рабочая температура системы охлаждения ВАЗ 2110 составляет 90-95 градусов Цельсия. Клапан также срабатывает при возникновении давления 1,2-1,4 кгс/см2.
- Когда избыточное давление сбрасывается, двигатель возвращается к комнатной температуре, и впускные клапаны приводятся в действие. Так происходит цикл за циклом.
- Если давление разбалансировано, может произойти перегрев, что приведет к всевозможным поломкам, включая необходимость полной замены трансмиссии.
- ВАЗ 2110 поддерживает необходимую постоянную рабочую температуру благодаря работе термостата и вентилятора. В головке блока цилиндров находится датчик, который передает информацию о текущей температуре охлаждающей жидкости в блок управления.
- Датчик температуры охлаждающей жидкости посылает команды системе охлаждения, которая затем начинает работать для уменьшения нагрева двигателя.
- Если в конструкции автомобиля предусмотрен электронный впрыск, то также имеются специальные датчики, которые посылают сообщения электронному блоку управления о перегреве силового агрегата.
- Для подачи охлаждающей жидкости используется насос, которая распределяется термостатом.
- При включении двигателя его необходимо прогреть до рабочей температуры. Для этого термостат направляет охлаждающую жидкость по малому контуру, который не включает циркуляцию через радиатор. Малая схема включает в себя
- Обогреватель для обогрева салона автомобиля.
- Блок подогрева карбюратора (разумеется, только для ВАЗ 2110 с карбюратором).
- Нагреватель дроссельного узла ;
- Впускной коллектор.
Характерные неисправности
Если система охлаждения «10» начинает работать не так, как должна, это свидетельствует о возникновении неисправности.
Их можно определить по характерным признакам.
- Из системы уходит охлаждающая жидкость.
- Двигатель долго прогревается или прогревается недостаточно. Если сильные морозы в вашем регионе и недостаточное прогревание зимой — обычное явление, причина, скорее всего, кроется в климате. Поэтому рекомендуется прогреть моторный отсек.
- Двигатель взорвется. Если возникает подобная ситуация, значит, система охлаждения вышла из строя в течение длительного времени, а автомобиль продолжает эксплуатироваться.
- Индикатор на приборной панели достиг крайней красной зоны.
- Крутящий момент уменьшается. Это часто случается, когда двигатель перегревается и происходит пропуск прокладки головки.
Как правило, в системах охлаждения российских автомобилей хладагент представляет собой смесь воды и этиленгликоля или других добавок. Эта жидкость замерзает только при очень низких температурах, и даже самые дикие морозы в Сибири не являются проблемой.
Устройство и принцип работы СОД ВАЗ 2110
Схема системы тепловой индукции, установленной на автомобиле ВАЗ 2110, является классической для инжекторов. Он включает в себя основной холодильник, нагреватель, водяной насос, термостат, расширительный бачок, вентилятор принудительного охлаждения, датчик температуры, ЭБУ и различные соединительные трубки.
Холодильник.
Холодильник Ваз 2110 используется только в системах, где антифриз движется через большой диффузор — рабочая жидкость охлаждается, проходя через него. Обычно он представляет собой алюминиевый корпус с трубками внутри и пластиной снаружи, также называемый сотовым. Он оснащен двумя пластиковыми резервуарами, разделенными стенками, через которые проходит охлаждающая жидкость. При больших отверстиях хладагент входит в холодильник через верхнее отверстие и выходит через нижнее.
Расширительные контейнеры.
Изготовлен из термостойкого пластика и используется для заполнения охлаждающей жидкостью и контроля ее уровня. На стене есть отметки минимума и максимума, которые обычно должны находиться в середине маршрута. Бачок имеет два патрубка, один из которых служит для отвода паров от основного радиатора. Другая — избыточное тепло от радиаторов.
Расширительный бачок ВАЗ 2110 оснащен специальной клапанной крышкой, которая отвечает за герметичность всей системы. Конструктивно он состоит из входного клапана и выходного клапана.
Когда антифриз нагревается, давление в системе повышается, и излишки выплескиваются через выпускной клапан. Когда двигатель остывает, давление падает, и воздух выходит через впускной клапан.
Термостат.
Термостат является перепускным механизмом и перераспределяет поток охлаждающей жидкости от наименьшего объема циркуляции к наибольшему объему циркуляции. Когда запускается холодный двигатель, жидкость начинает проходить по малому контуру, не попадая в холодильник — через роликовый блок, нагревательный холодильник и маскировку газового блока. Когда температура достигает 87-90 градусов Цельсия, термостатический клапан слегка приоткрывается. Когда температура достигает 102°C, клапан полностью открывается, и антифриз поступает через холодильник в переднюю часть двигателя.
Водяной насос.
Водяной насос отвечает за циркуляцию антифриза. Он является неотъемлемой частью системы зубчатого ремня. Застрявший насос является частой причиной разрыва зубчатых ремней. Корпус обычно изготавливается из алюминия. На одном конце плотно размещается зубная паста, а на другом — пластиковая или алюминиевая крыльчатка.
На Ваз 2110 устанавливались разные двигатели — владельцы легендарного 124-го двигателя могут не беспокоиться о том, что при обрыве ремня ГРМ клапаны встретятся с поршнями. У владельцев двигателей 21120 другая ситуация — эти клапаны погнуты. Рекомендуется частое наблюдение за работой насоса, и в случае повреждения комплектующие немедленно заменяются, так как они не подлежат повторному использованию.
Фанаты.
Температура охлаждающей жидкости регулируется вентилятором, а также холодильником или термостатом. Он имеет четыре пластиковых лезвия и электродвигатель. Когда температура охлаждающей жидкости достигает 110 °C, датчик вентилятора автомобиля ВАЗ 2110 посылает сигнал в модуль управления двигателем. Модуль управления двигателем посылает сигнал на реле. Электрическая цепь замыкается, и включается электровентилятор. Он дует в холодильнике, пока температура не снизится до 90-95 градусов Цельсия.
Принцип работы СОД
Система охлаждения закрыта и функционирует постоянно. Регулировка не требуется. Антифриз заливается в расширительный бак. В качестве охлаждающей жидкости чаще всего используется толуол или другие охлаждающие жидкости. Это раствор воды и этиленгликоля, который предотвращает замерзание жидкости при отрицательных температурах. Охлаждающая жидкость, используемая в системе охлаждения Family 10, расходует примерно 8 литров охлаждающей жидкости и должна доливаться по мере необходимости. Через 75 000 км рекомендуется промыть систему и заменить охлаждающую жидкость. Принцип работы системы охлаждения можно разделить на несколько этапов.
- Рабочая жидкость циркулирует через центробежный насос (насос). Он встроен в блок цилиндров и перемещается с помощью зубчатого ремня.
- Циркулируя по корпусу блока цилиндров, антифриз нагревается от горячих деталей двигателя. Датчик здесь измеряет температуру охлаждающей жидкости, которая течет только в небольшом контуре. Когда температура охлаждающей жидкости достигает 90°C, клапан термостата слегка открывается, позволяя жидкости циркулировать по большому контуру. Это означает, что охлаждающая жидкость начинает проходить через главный радиатор, где она охлаждается и возвращается в систему. Это устраняет нагрев. Малый и большой контуры работают параллельно. Когда температура поднимается до 102°C, циркуляция происходит только через большой контур.
Во время работы жидкость в холодильнике охлаждается обратным потоком воздуха, но это не всегда так. Например, в периоды перегрузок нет возможности охлаждения охлаждающей жидкости потоком поступающего воздуха. В этом случае, если температура охлаждающей жидкости превышает 102 градуса Цельсия, температурный датчик отслеживает температуру и отправляет информацию на контроллер. Контроллер посылает сигнал на реле вентилятора для включения принудительного охлаждения.
По мере нагревания жидкости ее объем увеличивается. Избыток антифриза возвращается в расширительный бачок через пароотвод и доливается по мере остывания.
Неисправности системы охлаждения и способы их устранения
В системе охлаждения может быть несколько проблем. В большинстве случаев это связано не с надежностью системы, а с низким качеством компонентов. Типичные поражения включают.
- Низкий уровень охлаждающей жидкости в бачке из-за негерметичности шланговых соединений, повреждения бачка и
- Недостаточное давление в системе из-за неисправности водяного насоса; и
- перегрев жидкости из-за неработоспособности вентилятора в нормальном режиме работы — неисправность вентилятора, реле или датчика температуры; и
- Неисправность термостата — существует два признака этой неисправности Двигатель перегревается или не перегревается, потому что охлаждающая жидкость циркулирует только в больших циклах или только в малых циклах.
Рекомендуется регулярно использовать режим самодиагностики для выявления временных отклонений температуры и контроля уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке.
Утечки антифриза.
Сначала проверьте уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Если он низкий, следует проверить дно корпуса на наличие утечек. Обычно это вызвано ослаблением зажимного соединения, повреждением холодильника или радиатора. Во всех случаях потребуется замена.
Движение охлаждающей жидкости в системе
Чтобы проверить давление в системе, откройте крышку расширительного бачка и наблюдайте за поступлением охлаждающей жидкости. При недостаточном кровообращении следует провести промывание, возможно, из-за инфекции АФК. Другая причина — повреждение насоса, необходимо отремонтировать ремень ГРМ, дорогостоящий изгиб клапанов и ремонт клапанов.
Двигатель перегревается.
Неисправный термостат, скорее всего, является причиной. Чтобы проверить это, коснитесь рукой верхнего и нижнего соединений холодильника. Если при рабочей температуре двигателя верхняя часть горячая, а нижняя остается холодной, термостат заблокирован в закрытом положении.
Если он заблокирован в открытом положении, двигатель будет прогреваться дольше. Это не страшно летом, но вызывает серьезные перебои в работе зимой. В обоих случаях необходимо заменить термостат. Если в системе есть воздушная линия или не работает электровентилятор, двигатель может перегреться. Также проверьте холодильник — он может быть забит грязью.
Замена водяного насоса
Для удобства рекомендуется извлечь адсорбент, не отсоединяя шланг, и отложить его в сторону. Также следует снять пластиковую крышку и крышку шестерни ГРМ в верхней части двигателя. Дальнейшие шаги следующие.
- Для установки сигнала дополнительно потребуется домкрат, чтобы поднять правую переднюю часть так, чтобы колесо торчало наружу.
- Необходимо снять колесо и затянуть шкив коленчатого вала, чтобы открутить гайку, которая снимает шкив.
- Ослабьте гайку на гайке и снимите ремень ГРМ.
- Поместите подходящий кусок дерева между громоздкими лентами на распределительном валу, чтобы он не мог вращаться.
- Открутите три винта, удерживающие насос, и снимите насос.