Сравнение автоматической и механической коробки передач. Чем отличается механика от автомата

Советы и вопросы
Чем отличается механика от автомата - Одно разочарование Плюсы и минусы автоматической коробки передач Как узнать какая коробка стоит на машине Преимущества и недостатки механической коробки передач Механика или автомат: что выбрать водителю-новичку

«Механическая коробка – это только для тех, кто любит погонять. Для других ситуаций существует автомат: вам не придется постоянно отвлекаться от дороги, чтобы переключать передачи».

Что лучше: механика или автомат?

Машины с АКПП медленно, но уверенно вытесняют автомобили с механической трансмиссией. Высокий спрос в автошколе “Вектор” на обучение вождению на автомате — яркое тому доказательство. Тем не менее производство транспорта с МКПП не останавливается, а продажи хоть и уменьшаются, но не прекращаются. Немало водителей делают выбор в пользу механики, которая так же, как и автомат, имеет свои преимущества.

Прежде чем разбираться в вопросе, стоит расшифровать аббревиатуры, используемые далее в тексте.

  • МТ – Механическая трансмиссия. «Механика», «ручка», «кочерга» – самый простой и надежный тип трансмиссии, где выбор и переключение передач осуществляется водителем.
  • АТ – Автоматическая трансмиссия. «Автомат» – подразумевается гидромеханический автомат, автоматически повышающий и понижающий передачи.
  • АМТ – Роботизированная трансмиссия. «Робот» – коробка передач с автопереключением скоростей, реализованная как с 1 (старые модели), так и с 2 (новые версии) сцеплением.
  • CVT – Вариатор. Бесступенчатый тип трансмиссии, (строго говоря, не коробка), обеспечивающий плавный ход автомобиля без рывков в момент смены скорости.

Принцип работы МКПП и АКПП

Что лучше: механика или автомат?

Механическая коробка передач работает сугубо за счет ручного управления. Передачи переключаются с помощью специального рычага, без использования электроники. Так управление автомобилем полностью возлагается на водителя. Такой тип трансмиссии встречается преимущественно в машинах бюджетного класса. Механика работает следующим образом: на один из валов, установленных в КПП передается вращательное усилие от двигателя, а другой вал соединяется с карданом.

В процессе переключения передач шестерни меняются — они имеют разный диаметр, поэтому передают разное усилие. Для увеличения тяги маленькая шестеренка на ведущем валу должна соединиться с большой на ведомом. Ситуация меняется лишь на пятой ступени: большая шестерня на ведущем валу задействуется наряду с маленькой на ведомом. Поэтому несмотря на равномерную скорость мотора, за счет изменения положения рычага, получается разная скорость. Он перемещает штоки в коробке, которые толкают муфты, блокирующие шестерни. Автомобиль начинает ехать в тот момент, когда соединяются две шестеренки.

Если водителю важен комфорт, а не самостоятельный контроль вождения, отдать предпочтение лучше автомату. Что отличает АКПП от МКПП:

  • работает за счет гидротрансформатора и редуктора;
  • при увеличении оборотов двигателя происходит автоматическая смена передачи на следующую;
  • при снижении интенсивности работы мотора включается предыдущая передача.

В АКПП переключение происходит плавно, без толчков, чего нельзя сказать о МКПП. Такая мелочь условно делает автоматическую КПП лучше механической.

«Если вы новичок, лучше начать с механики. Если сразу привыкните к автомату, переучиваться потом будет сложно. Раньше я легко ездил на МКПП, потом купил авто с АКПП, конечно, ездить намного удобнее и проще. Теперь планирую поменять машину на SUV.

В чем отличаются коробки передач

Механическая коробка — это редуктор многоступенчатого типа, который представляет возможность водителю транспортного средства самостоятельно переключать передачи автомобиля. МКПП бывают с разным количеством передач: самые простые имеют четыре передачи, а в самых сложных количество передач достигает семи и более штук. Конструкция механической коробки передач представляет собой металлический вал с фиксированным комплектом шестерен и его аналог со свободно вращающимися шестеренками. При синхронизации вращения соответствующих пар шестерен может происходить блокировка и фиксация их специальными механизмами. Для процесса переключения передач используется однодисковое сцепление.

Главным отличием механики от автомата является то, что МКПП дает опытному водителю больше возможностей для управления транспортным средством. Экономия топлива, быстрое достижение достаточно высоких скоростей – это преимущества МКПП перед АКПП в руках профессионального водителя.

Достоинства и недостатки МККП

  • потери при передаче энергии вращения двигателя автомобиля к ведущей паре колес минимальны;
  • простая конструкция не требует сложной технологии ремонта и профилактического обслуживания;
  • значительно меньший вес механической коробки влияет на общую массу транспортного средства;
  • более простая конструкция влияет на более низкую стоимость автомобиля;
  • более высокий КПД по сравнению с аналогичным показателем для АКПП;
  • не требует установки специальной системы охлаждения;
  • больший срок эксплуатации по сравнению с АКПП;
  • стоимость всех элементов МКПП более низкая, чем запчасти к «автомату»;
  • возможность буксировки автомобиля на большие расстояния и завода транспортного средства «с наката»;
  • более широкие возможности для управления и качества вождения транспортным средством;
  • при наличии некоторого опыта ремонт МКПП можно совершать самостоятельно.

Недостатки МКПП:

  • научиться водить автомобиль на механической коробке передач требует больше сил и времени, чем на «автомате»;
  • при неправильном выборе режима передачи возможна перегрузки двигателя и трансмиссии;
  • управлять автомобилем с автоматической коробкой гораздо более комфортно, чем на «механике»;
  • плавное изменение передаточного отношения невозможно осуществить.

Процесс управления транспортным средством, оснащенным механической коробкой передач связан с применением существенных физических усилий. Это серьезно утомляет, особенно во время передвижения в городских условиях, когда требуется постоянно останавливаться, а затем опять разгонять свой автомобиль. Человек, который научился водить автомобиль с помощью МКПП, легко сможет управлять аналогичным средством передвижения, оснащенным АКПП. А вот наоборот, скорее всего, легко не получится.

Сравните эти параметры и вы поймете для себя, какой вариант КПП выбрать. Обычно жители крупных городов отдают предпочтение АКПП, с ними комфортнее ехать в плотном городском потоке. МКПП будет предпочтительнее в условиях сельской местности с плохими дорогами и отсутствующими сервисными центрами.

Чем отличается механика от автомата в машине

Механика от автомата в машине отличается принципом работы. В АКПП переключение передач происходит в момент достижения определенного давления масла, которое зависит от числа оборотов двигателя, за чем следят различные датчики. Участия водителя в процессе перехода на другую передачу не нужно, все происходит под управлением электронного блока. Он «дает команду» на открытие определенного канала, по которому подается масло. Возникающее в результате давление сжимает нужные диски фрикционов и разжимает диски, задействованные ранее. В итоге переключение передач происходит без существенных рывков, быстро, за счет чего можно достичь стремительного и плавного разгона автомобиля.

Советуем почитать наши рекомендации на какой коробке лучше учиться в автошколе для получения водительских прав.

Для преобразования крутящего момента от двигателя в АКПП используется гидротрансформатор, механического сцепления в этом случае нет. Водителю управлять им не нужно, поэтому и педаль сцепления в автомобилях с АКПП отсутствует.

Механическая коробка передач также является, по сути, редуктором закрытого типа. Состоит она из различных шестеренок, часть из которых в определенное время сцепляется, за счет чего достигается изменение оборотов между входным и выходным валами. Какой-либо электроники, отслеживает обороты двигателя и другие параметры, тут нет. Нужную комбинацию сцепления шестерен включает водитель с помощью рычага КПП.

Коробка пропускает через свои узлы большой крутящий момент, поэтому особую роль в МКПП играет сцепление — узел, разъединяющий передачу крутящего момента от двигателя к трансмиссии в нужный момент.

Вот в чем различие механики и автомата при вождении:

  • при езде на машине с АКПП не нужно следить за оборотами двигателя и постоянно переключать передачи;
  • плавность хода на автомате будет более высокой;
  • взаимодействие с педалями в машине с АКПП лишь правой ногой, левая нога для управления не используется из-за отсутствующей педали сцепления.

Женщины и новички предпочитают коробку-автомат именно по причине простоты в управлении.

Плюсы и минусы механической коробки передач

Механические коробки конструктивно несложные, что делает автомобили дешевле, а обслуживание проще. Плюсами МКПП будут:

  • дешевый ремонт в случае выхода из строя;
  • большой эксплуатационный ресурс;
  • экономия бензина (на 10 – 15% в сравнении с АКПП);
  • высокий КПД;
  • возможность буксировки, запуска двигателя с разгона.

Приемистость автомобиля с МКПП высокая, водитель может сам подбирать под себя стиль езды, выбирая нужную передачу в нужный момент.

Не лишена механическая коробка переключения передач и минусов:

  • усложняет управление автомобилем;
  • повышает риск выхода из строя сцепления, если за рулем неопытный водитель;
  • повышает нагрузку на двигатель при неправильно включенной передаче;
  • увеличивает временной интервал на переключение передачи (в сравнении с АКПП);
  • в городском режиме езды утомляет водителя.

При этом МКПП неплохо выручает при езде по снегу или грязи. Особенно, если водитель опытный и умеет включать нужные передачи вовремя. У АКПП в подобных условиях возможностей меньше.

Большинство современных автомобилей с АКПП могут подстраиваться под манеру езды водителя. Если он предпочитает размеренное движение, то контроллер не даст двигателю развить высокую мощность. При более агрессивной манере компьютер дает команду на более быструю работу автоматики.

Роботизированные КПП – в чем отличие от механики?

Большой расход машин на автомате (и, вероятно, длительный срок их службы) не устраивал производителей автомобилей. Поэтому они придумали другой тип автоматических коробок, который стали устанавливать везде и всюду, даже АвтоВАЗ разработал своего робота AMT. Эти коробки дешевле традиционных автоматов-гидротрансформаторов. Конструктивно они имеют очень много общего с механической коробкой передач, просто нужные передачи выбирает не человек, а некая роботизированная система.

Итак, особенности конструкции такие:

  • коробка построена на основе механической КПП, по сути, он и есть механической коробкой с дополнительной надстройкой в виде робота;
  • выжимает сцепление и переключает передачи робот, который присоединен к механической коробке;
  • именно сцепление является самым дорогим и сложным механизмом, зачастую оно двойное, бывает сухим или мокрым и очень часто вызывает проблемы;
  • сцепление изнашивается за 100-150 тысяч км, а вместе с ним страдают вилки и другие элементы, которые также стоят дорого.

В общем, с роботизированной коробкой решается главная проблема автомата – повышенный расход топлива. К примеру, автомобили на роботизированной коробке DSG-7 от Volkswagen расходуют на 1 литр топлива на 100 км меньше, чем автомобили с тем же двигателем на механической коробке. Но и служат такие коробки значительно меньше механики, постоянно подкидывая владельцам проблем со сцеплением и другими механизмами.

Вариатор CVT и механика – в чем отличия?

Вариатор – это наиболее отдаленный от механической коробки передач механизм. Между этими двумя типами коробок нет особо ничего общего. Так что вариатор стоит рассматривать как совсем другую технологию, сравнивать ее с механикой смысла нет.

Итак, вариаторы чуть более экономичные, чем гидротрансформаторы, но все же машины с CVT расходуют больше топлива, чем автомобили на механике или с роботизированной КПП. Также вариаторы зачастую менее надежны, чем механика и гидротрансформатор. Вариаторы можно сравнить по надежности и сложности ремонта с роботизированной КПП.

Основные особенности конструкции такие:

  • вариаторы не имеют ступеней переключения передач, крутящий момент передается без разрывов и скачков, максимально плавно;
  • такая конструкция обеспечивает более плавный разгон без подергиваний, улучшая водительский опыт за рулем авто;
  • в основе вариатора, если говорить простыми словами, находятся два конуса – один принимает крутящий момент от двигателя, с помощью ремня вращает второй конус, а тот, в свою очередь, передает крутящий момент на колеса;
  • слабые места в коробке – это «бублик» с трансмиссионной жидкостью, а также сами ремни приводов.

Проблема вариатора в том, что он плохо поддается ремонту. Механическую коробу или традиционный автомат можно ремонтировать и дефектовать много раз, а вот вариатор при наличии серьезной проблемы придется заменить. Впрочем, умельцы научились восстанавливать вариаторы, но после сложного и дорогостоящего ремонта служат эти механизмы не очень долго. Средний срок жизни вариатора CVT – около 150 000 км, иногда они доходят без проблем до 250 000 км, но больше служат очень редко.

Оцените статью