Сварной корпус крейсера «Адмирал Кузнецов» соответствует общим стандартам для авианосцев. Остров надстройки смещен вправо от продольной оси корабля. На летном поле есть выступы. Ниже расположены ангары, из которых можно поднять два самолета. Эти пространства занимают до 50% длины и 70% ширины корпуса.
Тяжелый авианесущий крейсер Адмирал Кузнецов: история создания и характеристики
Адмирал Кузнецов» — авианосец с долгой историей. Это единственный тяжелый авианосец своего класса в составе ВМФ России. Корабль является флагманом Северного флота ВМФ.
Адмирал Кузнецов» — это авианосец, который увидел мир благодаря плану 1143. Интересно, что разработка авианосцев этого класса началась в Советском Союзе еще до начала Второй мировой войны. Однако технические возможности в то время были очень ограничены, поэтому корабли проекта 1143 были построены в 1970-х и 1980-х годах.
Задачи, которые необходимо было решить в рамках этого проекта, были следующие:
- Оснащение корабля возможностью противовоздушной обороны как самого корабля, так и оборудования в непосредственной близости от него,
- возможность охраны подводных крейсеров с корабля,
- обнаружение и уничтожение вражеских подводных лодок,
- обнаружение и нейтрализация вражеских надводных единиц,
- десант морской пехоты.
Другими словами, корабль должен был иметь внушительные размеры, чтобы обеспечить перевозку десантных войск, разместить необходимую военную технику и быть оборудованным аэродромом. Размеры такого корабля должны были быть очень большими.
В ходе реализации проекта было построено несколько судов, отвечающих заданным требованиям. Все они имели довольно печальную судьбу, например, корабли «Киев» и «Минск», которые были построены в рамках этого проекта, спустя десятилетия были проданы в Китай и Корею и сегодня служат в качестве аттракциона. Крейсер «Новороссийск» был продан Корее в середине 1990-х годов, а через два года сдан на слом. Судьба крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» сложилась иначе, и сегодня он успешно несет службу в составе Северного флота.
Проектирование
На корабле одновременно могут разместиться 28 современных истребителей МиГ и Су-33.
Адмирал флота СССР Н.Г. Кузнецов планировал построить тяжелый авианосец еще во время Второй мировой войны, но включить такой корабль в проектные планы ему удалось лишь в середине 1950-х годов. Однако позже в его честь был назван корабль, построенный по этому проекту.
Кузнецов заложил основу для плана 85, который предусматривал разработку кораблей аналогичного класса. Адмирал пал духом и был освобожден от должности в 1955 году, что привело к задержке проекта на 30 лет.
План 1123 преуспел в оценке возможностей авианосцев, но корабли в этом плане имели некоторые неудачные решения, такие как вертолетная площадка. Военные вертолеты оказались недостаточными для полноценной высадки амфибийных войск, поэтому разработка продолжалась.
Результатом стал проект 1143, основной идеей которого было оснащение авианосца полноценной взлетно-посадочной полосой, пригодной для самолетов с оборудованием вертикального взлета и посадки. Другими словами, корабль должен был быть переоборудован в полноценную мобильную авиабазу.
В рамках проекта были построены корабли «Киев», «Новороссийск» и «Рига». По сути, это были корабли одного типа.
Однако эти корабли оказались несовершенными и имели множество недостатков. Проект необходимо было развивать дальше. Таким образом, в рамках проекта 1143.5-1143.7 были созданы три проекта тяжелых крейсеров:
Описание крейсера
История авианосца «Адмирал Кузнецов» полна событий. Сегодня авианосец «Адмирал Кузнецов» — единственный корабль своего класса в России и флагман Северного флота, крупнейшего структурного подразделения ВМФ России.
Общие характеристики
Его максимальная скорость составляет около 30 узлов.
Крейсер «Адмирал Кузнецов» обладает впечатляющими техническими характеристиками. Авианосец «Адмирал Кузнецов» имеет длину 305 метров и ширину 72 метра. Корабль должен весить очень много. Водоизмещение авианосца «Адмирал Кузнецов» составляет 61 тыс. тонн.
Размер, длина и ширина авианосца, соответствует количеству самолетов, которые могут составить авиагруппу «Адмирала Кузнецова».
Описание корпуса
Корпус судна был изготовлен на Николаевском заводе, а все оборудование — в Ленинграде. Корпус судна представляет собой сварную стальную конструкцию. По всей длине судна имеется двойное дно.
Корабль оснащен семью палубами и двумя платформами. Ангар защищен от возможного пожара огнеупорными перегородками, разделяющими его на четыре независимых отсека. Судно оборудовано специальной системой, которая исключает необходимость использования буксиров и снижает вероятность сильного задымления ангара во время работы судна.
ТАКР (тяжелый авианесущий крейсер) «Адмирал Кузнецов» имеет посадочную палубу площадью более 14,8 тыс. кв. м, что вдвое больше, чем у предыдущих крейсеров проекта 1143.
- Спусковая рампа,
- специальное покрытие палубы для лучшей поддержки шасси,
- три подушки для вертикального взлета,
- 12 пусковых установок ПКРК «Гранит» под палубой,
- дефлекторы для защиты персонала и оборудования от выхлопных газов двигателя,
- гидравлические упоры для удержания самолета до взлета.
Для посадки самолетов на палубу предусмотрены взлетно-посадочные полосы.
Броня
Топливный отсек и отсек боеприпасов оснащены плотной броневой обшивкой. Ширина торпедной защиты составляет 450 см.
Энергетическая установка
Двигатель практически не отличается от других авианосцев типа 1143. Авианосец «Кузя» или «Кузнец» получил модернизацию топливных баков. Это позволило увеличить мощность до 200000 л.с.
Турбины приводятся в действие восемью котлами с паропроизводительностью 115 тонн/час.
Количество гребных винтов — 4. Максимальная скорость — 29 узлов, экономичная скорость — 18 узлов. Автономность составляет 45 дней.
Экипаж и вместимость
Численность экипажа авианосца «Адмирал Кузнецов» составляет 1 980 человек. Экипаж авианосца состоит из 620 человек.
Таким образом, согласно плану, общая численность достигает 2 600 человек. Однако если учесть командный состав, то это число увеличивается до 2660 человек.
Особенностью авианосца являются просторные жилые помещения, в которых с комфортом могут разместиться люди, находящиеся на борту. Однако пока количество людей на авианосце даже не приближается к нормам планирования. Большинство жилых помещений остаются незанятыми, пока корабль находится в эксплуатации.
История службы авианосца
Корабль был введен в состав Северного флота в январе 1991 года. Авианосец «Адмирал Кузнецов» является флагманом Северного флота ВМФ России. В ноябре 1991 года возник конфликт из-за крейсера. Украинские власти заявили, что корабль принадлежит им, так как был построен Николаевским судостроительным заводом, и решили, что крейсер должен остаться на севастопольской станции. Однако командир корабля не согласился с этим решением, так как в то время еще не было объявлено о создании независимого государства Украина, и поэтому он провел корабль через Босфор. В то же время большая часть экипажа корабля и летнего персонала сошла на берег (100-й полк). В это время корабль совершил свое первое европейское путешествие.
Интересно, что корабль стал собственностью ВМФ России, а летный состав 100-го полка на берегу был расформирован, поскольку в Украине больше не было авианосцев.
В период с 1992 по 1994 год носитель проходил многочисленные тесты. В 1996 году он прошел двухлетний ремонт.
С 2001 года корабль проходил плановый ремонт до 2004 года. Из-за отсутствия финансирования процесс продвигался очень медленно. После ремонта он принял участие в испытаниях оборудования в Северной Атлантике.
В 2007-2008 годах она руководила боевыми кораблями в Атлантике и Средиземноморье. С 2008 года она проходила шестимесячный ремонт.
В 2011 году она принимала участие в наземных операциях в Сирии, а с 2015 года находится на ремонте. Запланированный ремонт и модернизация должны быть завершены в 2020 году.
Сварной корпус крейсера «Адмирал Кузнецов» соответствует общим стандартам для авианосцев. Остров надстройки смещен вправо от продольной оси корабля. На летном поле есть выступы. Ниже расположены ангары, из которых можно поднять два самолета. Эти пространства занимают до 50% длины и 70% ширины корпуса.
Содержание
Пятый советский тяжелый авианесущий крейсер «Тбилиси «3 был спущен на воду на взлетной полосе Черноморского судостроительного завода 1 сентября 1982 года. 4 Он отличался от своих предшественников тем, что впервые мог взлетать и садиться с обычных самолетов, т.е. модифицированных вариантов самолетов наземного базирования Су-27, МиГ-29 и Су-25. Для этого была значительно увеличена полетная палуба и установлена стартовая площадка для самолетов. Впервые в СССР он был построен прогрессивным методом, при котором фюзеляж формировался из крупных блоков весом до 1400 тонн.
После смерти Леонида Брежнева 22 ноября 1982 года крейсер был переименован в его честь до завершения сборки. Спуск на воду состоялся 4 декабря 1985 года, после чего корабль был достроен в море.
11 августа 1987 года она была переименована в «Тбилиси». Доковые испытания начались 8 июня 1989 года, а 8 сентября 1989 года экипаж приступил к установке корабля. 21 октября 1989 года недостроенный корабль с недостаточным экипажем отправился на серию летных испытаний самолета, который должен был базироваться на нем. В рамках этих испытаний также были проведены первые взлеты и посадки. 1 ноября 1989 года состоялись первые посадки самолетов МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ. Первые взлеты МиГ-29К выполнил в тот же день, а Су-25УТГ и Су-27К — на следующий день, 2 ноября 1989 г. После завершения цикла испытаний 23 ноября 1989 г. он вернулся на завод для доработки. В 1990 году она несколько раз выходила в море для проведения испытаний для завода и властей.
4 октября 1990 года он был вновь переименован в «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
Служба
25 декабря 1990 года, через 8 лет, 3 месяца и 24 дня после ввода в эксплуатацию, был подписан акт приемки круизного судна. 20 января 1991 года он был официально приписан к Северному флоту, и 20 января на нем был поднят военно-морской флаг. После распада СССР она была спешно и тайно выведена из Севастополя 1 декабря 1991 года, опасаясь претензий украинской стороны, и началась ее передача Северному флоту. 21 декабря судно прибыло в Видяево. В 1992-1994 годах продолжались различные испытания корабля, его вооружения и авиагруппы, в то время как крейсер три-четыре месяца в году находился в море, участвуя в учениях. В 1993 году в авиагруппу прибыли первые 5 Су-33 с производства. Зимой 1994-1995 годов были отремонтированы основные котлы.
В год 300-летия российского флота, 23 декабря 1995 года, корабельная многоцелевая группа заступила на боевое дежурство в Средиземном море с авиагруппой в составе 13 Су-33, 2 Су-25УТГ и 11 вертолетов на борту. Гибралтар был пересечен 4 января 1996 года после 10-дневного плавания; 7 января 1996 года он встал на якорь у берегов Туниса до 17 января. Состоялся обмен визитами с ВМС США, в том числе российские вертолеты садились на американский авианосец и наоборот, а российские летчики пересаживались на американские самолеты. С 28 января по 2 февраля он находился в Тартусе с рабочим визитом. 4 февраля он отплыл на Крит. 17 и 18 февраля он посетил Валлетту. 2 марта — учения противовоздушной обороны группы многоцелевых авианосцев с отработкой перехвата самолетов и крылатых ракет Су-33; 6 марта — пересечение Гибралтара. На заключительном этапе кампании они приняли участие в командно-штабных учениях SF. В ходе учений была смоделирована защита от нападения четырех самолетов Ту-22М3. Они были перехвачены на расстоянии 450 км от командного центра. 22 марта 1996 года он встал на якорь на базе. Всего за одну кампанию было пройдено 14156 миль, выполнено 524 вылета на самолетах, в том числе более 400 на Су-33 и 996 вылетов на вертолетах. Было перехвачено 12 воздушных целей, обнаружены две иностранные подводные лодки, которые открыли огонь из орудий и ракетного оружия, включая ракетный комплекс «Гранит». Все плавание сопровождалось серьезными проблемами с главной энергетической установкой, из-за которых корабль неоднократно терял мощность и не мог набрать полную скорость, а также различными неисправностями в системах корабля.
С 1996 по 1998 год корабль находился на ремонте, который значительно затянулся из-за недостаточного финансирования. В 1998 году она принимала участие в крупных учениях Северного флота. В 1999 году она дважды выходила в море для прохождения боевой подготовки. В 2000 году она принимала участие в крупных учениях, в ходе которых была потеряна подводная лодка «Курск», и участвовала в спасательной операции. Эта трагедия привела к отмене второго военного похода крейсера в Средиземноморье, который должен был состояться в конце 2000 года.
Средний ремонт был запланирован на период с 2001 по 2004 год. В 2004 году в составе группы из 9 кораблей Северного флота, включающей тяжелый ракетный крейсер «Петр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов», эсминец «Адмирал Ушаков» и корабли обеспечения, она приняла участие в месячном походе в Северную Атлантику, во время которого Су-27КУБ также проходил доводочные летные испытания. В 2005-2007 годах он находился на боевой службе, выходя в море два-три раза в год. 5 декабря 2007 года корабль в составе боевой группы отправился в свой второй оперативный поход в Средиземноморье, который продолжался до 3 февраля 2008 года.
8 декабря 2008 года на объектах Центра судоремонта ОАО «Звездочка» был завершен семимесячный ремонт. 6 Была обновлена главная энергетическая установка корабля, отремонтированы котельная система, система кондиционирования воздуха и подъемные механизмы летной палубы. Были обновлены кабельные трассы и перестроены отдельные узлы систем вооружения крейсера.
Технические характеристики
Измерения: 7
Длина — 302,3 метра Длина по прямой — 270 метров Ширина — 72,3 метра Ширина по прямой — 35,4 метра Глубина — 9,14 метра Стандартное водоизмещение — 43000 тонн Полное водоизмещение — 55000 тонн Максимальное водоизмещение — 58600 тонн
Энергетическая установка
Паровые турбины — 4 x 50 000 л.с. Количество котлов — 8 Количество гребных винтов — 4 Мощность турбин — 9 x 1 500 кВт Максимальная скорость — 29 узлов Дальность плавания при максимальной скорости — 3 850 миль при 29 узлах Экономическая скорость — 18 узлов Максимальная дальность плавания — 8 500 миль при 18 узлах Автономность — 45 дней
Оборудование
Самолеты — 12 х Су-27К (Су-33) или МиГ-29К Вертолеты — 4 х Ка-27ЛД, 18 х Ка-27ПЛО, 2 х Ка-27С 12 х ПКРК 4 х ПКРК80 «Гранит» 4 х ЗРК «Кинжал» (192 ракеты) ЗРАК 3М87 «Кортик» — 8 пусковых установок (256 ракет) и 6 х 30-мм артиллерийских орудий АК-630М с шестью стволами (48000 снарядов) 2 х РБУ-12000 «Синяк
Экипаж
В конце 2016 и начале 2017 года «Адмирал Кузнецов» проводил боевые операции у берегов Сирии. Корабль провел около 420 боевых вылетов против позиций террористов. В феврале 2017 года корабль вернулся к месту постоянной дислокации в Североморск. 23 февраля 2020 года крейсер был награжден орденом Ушакова «За заслуги».
Описание корабля
Одной из конструктивных особенностей «Кузнецова» было отсутствие паровой катапульты на стартовой палубе — ее заменила рампа. Это решение позволило сэкономить вес и полезное пространство и положительно сказалось на живучести. Однако это не позволяло использовать для взлета всю полетную палубу, и самолеты с недостаточно мощными двигателями просто не могли взлететь с рампы.
Это привело к основной слабости авианосца — в составе авиагруппы не было выделенных самолетов дальней разведки. Позднее проблема была решена путем установки на палубных истребителях «контейнеров электронной разведки». Однако они по-прежнему зависели от управления с корабля, а контейнеры с различным оборудованием были установлены не на одном истребителе, а на группе из трех самолетов.
Силовая установка корабля состояла из восьми котлов и четырех паровых турбин. В такой системе нет ничего необычного, но когда-то она использовалась для критики корабля. Дым из воронки единственного российского авианосца был замечен журналистами как свидетельство плохого состояния «Адмирала Кузнецова».
И дело просто в том, что котлы на круизных судах работают на мазуте. А когда судно стоит на месте, двигатели работают таким образом, что загрязнения оседают в трубе.
Конечно, мазутные котлы не обладают неограниченным запасом хода, как ядерные реакторы, но они проще и намного дешевле в обслуживании. А отсеки, заполненные топливом, являются частью системы защиты от торпед.
Авианосец был спроектирован таким образом, чтобы выдерживать взрывы ядерных боеголовок на близком расстоянии (до тридцати килотонн). Ожидалось, что полетная палуба в любом случае станет непригодной для использования из-за радиоактивного заражения, а вражеские корабли придется поражать ракетами «гранит».
Защита эсминца состоит из множества переборок и отсеков с мазутом, чередующихся с щелями. Он предназначен для защиты от взрывов с силой взрыва 400 кг тротила.
Для того чтобы иметь возможность атаковать корабли противника без подъема самолетов или использования кораблей сопровождения, авианосец был оснащен тяжелыми ракетами большой дальности P-700 «гранит».
Ракеты так и не были использованы по назначению. Модернизация «Гранитов» для атаки наземных целей казалась возможной, но, судя по тому, что пусковые установки сейчас демонтированы, этого не произойдет.
ПВО крейсера обеспечивается зенитными ракетами «Кинжал», пусковыми установками ракет «Кортик» и пушками АК-630 с шестью стволами калибром 30 мм. Для защиты от торпед и подводных лодок противника используется реактивный бомбардировщик «Удав».
Первоначально авиагруппа «Адмирал Кузнецов» должна была состоять из прикрытия модификаций тяжелого истребителя Су-27, легкого истребителя МиГ-29 и штурмовика Су-25.
Фактически, в 1990-х годах на вооружении стояли только Сухи, а Су-25 присутствовал только в учебном варианте.
Интересные факты и технические характеристики
Уникальный класс корабля — «крейсер-авианосец» — дал ему юридическую возможность свободно действовать в Черном море как полноценный авианосец (Конвенция Монтрё запрещает авианосцам проходить через Босфор).
Если ракетное вооружение «Кузнецова» будет утрачено в процессе модернизации, он может потерять эту возможность. Однако это не должно иметь решающего значения, поскольку Черноморский регион не особо нуждается в авианосцах.
Второй корабль проекта, «Варяг», который несколько отличается по конструкции, был передан Украине в 1990-х годах и не был достроен. Затем оно было продано Китаю, якобы для переоборудования в плавучий отель. Поэтому с 2012 года он несет службу в ВМС НОАК под названием Liaoning.
На картине изображены крейсер «Адмирал Кузнецов», американский авианосец «Нимиц» как типичный представитель американских «суперкрейсеров», французский «Шарль де Голль» новой постройки и более новый британский корабль «Куин Элизабет».
ВМС США «Адмирал Кузнецов | USS Nimitz (CVN-69) | Шарль де Голль (R91) | HMS Queen Elizabeth | |
---|---|---|---|---|
Длина, м | 305 | 332,9 | 261,5 | 284 |
Ширина летного поля, м | 70 | 76,8 | 64,36 | 73 |
Полное перемещение, т | 55000 | 106300 | 42000 | 65000 |
Скорость, узлы | 29 | 30 | 27 | 25 |
Парусный спорт | 8000 миль на скорости 18 узлов | Неограниченный | Неограниченный | 10000 миль при скорости 15 узлов |
Оборудование | 12 х ПЛАРБ «Гранит», 24 х ЗРК «Кинжал», 8 х ЗРК «Кортик», 6 х АК-630, 2 х РБУ «Боа | 2 x Sea Sparrow, 2 x RAM, 2 x Phalanx, 2 x 25 мм орудия, 10 x 12,7 мм пулеметов | 4 x Aster, 2 x Mistral, 8 x 20-мм орудий | Нет данных |
Группа ВВС | 28 самолетов, 14 вертолетов | 90 самолетов и вертолетов | До 40 самолетов и вертолетов | До 40 самолетов и вертолетов |
Экипаж, люди | 1960 | более 5 000 | 1950 | До 1 600 |
Это правда, что «Кузнецов» уступает американским авианосцам по силе своей авиации и дальности полета. Но так ли это — ведь современные европейские авианосцы по своим характеристикам (и размерам) приближаются к «Кузнецову». Вполне вероятно, что мощное ракетное вооружение не подходит для авианосца. Но первоначальный проект новейшего британского авианосца не предусматривает даже оборонительного вооружения, и будет ли оно установлено позже, пока неизвестно. В этом трудно усмотреть какое-либо преимущество.
Но его личный спор с маршалом Жуковым, опозоривший адмирала, и легкомысленная позиция партийного руководства, объявившего авианосцы «оружием агрессоров», поставили крест на этой идее.
Описание корабля
Одной из конструктивных особенностей «Кузнецова» было отсутствие паровой катапульты на стартовой палубе — ее заменила рампа. Это решение позволило сэкономить вес и полезное пространство и положительно сказалось на живучести. Однако это не позволяло использовать для взлета всю полетную палубу, и самолеты с недостаточно мощными двигателями просто не могли взлететь с рампы.
Это привело к основной слабости авианосца — в составе авиагруппы не было выделенных самолетов дальней разведки. Позднее проблема была решена путем установки на палубных истребителях «контейнеров электронной разведки». Однако они по-прежнему зависели от управления с корабля, а контейнеры с различным оборудованием были установлены не на одном истребителе, а на группе из трех самолетов.
Силовая установка корабля состояла из восьми котлов и четырех паровых турбин. В такой системе нет ничего необычного, но когда-то она использовалась для критики корабля. Дым из воронки единственного российского авианосца был замечен журналистами как свидетельство плохого состояния «Адмирала Кузнецова».
И дело просто в том, что котлы на круизных судах работают на мазуте. А когда судно стоит на месте, двигатели работают таким образом, что загрязнения оседают в трубе.
Конечно, мазутные котлы не обладают неограниченным запасом хода, как ядерные реакторы, но они проще и намного дешевле в обслуживании. А отсеки, заполненные топливом, являются частью системы защиты от торпед.
Авианосец был спроектирован таким образом, чтобы выдерживать взрывы ядерных боеголовок на близком расстоянии (до тридцати килотонн). Ожидалось, что полетная палуба в любом случае станет непригодной для использования из-за радиоактивного заражения, а вражеские корабли придется поражать ракетами «гранит».
Защита эсминца состоит из множества переборок и отсеков с мазутом, чередующихся с щелями. Он предназначен для защиты от взрывов с силой взрыва 400 кг тротила.
Для того чтобы иметь возможность атаковать корабли противника без подъема самолетов или использования кораблей сопровождения, авианосец был оснащен тяжелыми ракетами большой дальности P-700 «гранит».
Ракеты так и не были использованы по назначению. Модернизация «Гранитов» для атаки наземных целей казалась возможной, но, судя по тому, что пусковые установки сейчас демонтированы, этого не произойдет.
ПВО крейсера обеспечивается зенитными ракетами «Кинжал», пусковыми установками ракет «Кортик» и пушками АК-630 с шестью стволами калибром 30 мм. Для защиты от торпед и подводных лодок противника используется реактивный бомбардировщик «Удав».
Первоначально авиагруппа «Адмирал Кузнецов» должна была состоять из прикрытия модификаций тяжелого истребителя Су-27, легкого истребителя МиГ-29 и штурмовика Су-25.
Фактически, в 1990-х годах на вооружении стояли только Сухи, а Су-25 присутствовал только в учебном варианте.
Истребители МиГ-29К были поставлены только в 2015 году и должны заменить большинство истребителей Су-33. Оставшиеся «Сухи» планируется использовать в качестве штурмовиков и увеличить их бомбовую нагрузку. Большинство вертолетов авианосца — это противолодочные вертолеты Ка-27ПЛ и, с недавнего времени, ударные вертолеты Ка-52К.
Интересные факты и технические характеристики
Уникальный класс корабля — «крейсер-авианосец» — дал ему юридическую возможность свободно действовать в Черном море как полноценный авианосец (Конвенция Монтрё запрещает авианосцам проходить через Босфор).
Если ракетное вооружение «Кузнецова» будет утрачено в процессе модернизации, он может потерять эту возможность. Однако это не должно иметь решающего значения, поскольку Черноморский регион не особо нуждается в авианосцах.
Второй корабль проекта, «Варяг», который несколько отличается по конструкции, был передан Украине в 1990-х годах и не был достроен. Затем оно было продано Китаю, якобы для переоборудования в плавучий отель. Поэтому с 2012 года он несет службу в ВМС НОАК под названием Liaoning.
На картине изображены крейсер «Адмирал Кузнецов», американский авианосец «Нимиц» как типичный представитель американских «суперкрейсеров», французский «Шарль де Голль» новой постройки и более новый британский корабль «Куин Элизабет».
ВМС США «Адмирал Кузнецов | USS Nimitz (CVN-69) | Шарль де Голль (R91) | HMS Queen Elizabeth | |
Длина, м | 305 | 332,9 | 261,5 | 284 |
Ширина летного поля, м | 70 | 76,8 | 64,36 | 73 |
Полное перемещение, т | 55000 | 106300 | 42000 | 65000 |
Скорость, узлы | 29 | 30 | 27 | 25 |
Парусный спорт | 8000 миль на скорости 18 узлов | Неограниченный | Неограниченный | 10000 миль при скорости 15 узлов |
Оборудование | 12 х ПЛАРБ «Гранит», 24 х ЗРК «Кинжал», 8 х ЗРК «Кортик», 6 х АК-630, 2 х РБУ «Боа | 2 x Sea Sparrow, 2 x RAM, 2 x Phalanx, 2 x 25 мм орудия, 10 x 12,7 мм пулеметов | 4 x Aster, 2 x Mistral, 8 x 20-мм орудий | Нет данных |
Группа ВВС | 28 самолетов, 14 вертолетов | 90 самолетов и вертолетов | До 40 самолетов и вертолетов | До 40 самолетов и вертолетов |
Экипаж, люди | 1960 | более 5 000 | 1950 | До 1 600 |
Это правда, что «Кузнецов» уступает американским авианосцам по силе своей авиации и дальности полета. Но так ли это — ведь современные европейские авианосцы по своим характеристикам (и размерам) приближаются к «Кузнецову». Вполне вероятно, что мощное ракетное вооружение не подходит для авианосца. Но первоначальный проект новейшего британского авианосца не предусматривает даже оборонительного вооружения, и будет ли оно установлено позже, пока неизвестно. В этом трудно усмотреть какое-либо преимущество.
Сколько в России авианосцев и авианесущих крейсеров
Учитывая экономическую ситуацию, почти все суда серии 1143 были проданы или сданы на металлолом. «Адмирал Кузнецов» остался единственным крейсером, поступившим на вооружение Российской Федерации. ВМС также не имеют полноценных авианосцев.
Дискуссии о разработке оружия в этой области ведутся с 2000-х годов. Без авианосцев Россия не может иметь достаточно сильный флот. Однако их строительство и монтаж требуют значительных финансовых затрат. Кроме того, нет ни одной оборудованной верфи, способной собирать новые корабли.
Поскольку «Адмирал Кузнецов» должен быть модернизирован к 2021 году, вопрос об авианосцах остается актуальным. Современные разработки направлены на создание таких кораблей с ядерными реакторами. Проекты Storm и La Manatee могут оказаться перспективными, но они требуют значительного финансирования, которое Министерство обороны пока не может предоставить.
План строительства тяжелого крейсера «Адмирал Кузнецов» был утвержден в 1982 году. Строительство осуществлялось Черноморским судостроительным заводом в Николаеве.
Ремонт 2018-2022 годов
В апреле 2018 года Министерство обороны России заключило контракт с Объединенной судостроительной корпорацией («ОСК») на проведение среднего ремонта и ограниченной модернизации корабля «Адмирал Кузнецов» до 2022 года. Ремонтные работы начались в мае 2018 года в Мурманске на 35 Центре судоремонта («35 СРЗ», филиал АО «Центр судоремонта «Звездочка»). В период с 14 по 17 сентября 2018 года перевозчик был переведен с причала 35 SRZ в большой плавучий док PD-50.
Вечером 30 октября 2018 года, во время запланированного отхода круизного судна от причала, в ПД-50 произошел необъяснимый инцидент с затоплением. В результате инцидента пропал старший сменный инженер, а четырем сотрудникам была оказана медицинская помощь в связи с переохлаждением. Судно было отбуксировано обратно к 35 SRZ. Пресс-секретарь «Звездочки» Евгений Гладышев сообщил ТАСС, что причиной аварии стал отказ насоса из-за скачка напряжения в момент запуска крейсера. ПД-50 был единственным плавучим доком на севере России, который мог принимать такие корабли, как «Адмирал Кузнецов» и тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий».
9 декабря 2019 года начальник ОСК Алексей Рахманов сообщил журналистам, что работы на авианосце идут по графику, но осмотр корабля потребовал дополнительного ремонта.
Тактико-технические характеристики
— Длина ватерлинии составляет 270 метров,
— Длина (палуба) — 306 метров,
— Ширина ватерлинии — 33,4 м,
— Максимальная ширина — 72 м,
— Типовое водоизмещение — 46 540 тонн,
— Валовая вместимость — 59 100 тонн,
— 29 узлов при полной крейсерской скорости,
— Дальность плавания на скорости 29 узлов — 3 850 миль; на скорости 14 узлов — 8 417 миль,
— Диапазон — до 45 дней,
— Экипаж — 1 960 человек, включая 518 офицеров и 210 мичманов.
Главная электростанция — котлотурбинная, в ее состав входят 4 паровые турбины мощностью 50 тыс. л.с. каждая. Судно оснащено 9 турбогенераторами и 6 дизель-генераторами мощностью 1 500 кВт каждый.
Оборудование
— 12 противокорабельных ракет П-700 «Гранит» (дальность действия сверхзвуковых ракет составляет около 550-600 км),
— 24 единицы ЗРК «Кинжал» (192 ракеты),
— 8 единиц зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик» (256 ракет, 48 000 снарядов)
— 6 артиллерийских систем типа АК-630 калибра 30 мм (48 тыс. снарядов),
— Реактивная противокорабельная система «Удав-1».
ПВО крейсера обеспечивается зенитными ракетами «Кинжал», пусковыми установками ракет «Кортик» и пушками АК-630 с шестью стволами калибром 30 мм. Для защиты от торпед и подводных лодок противника используется реактивный бомбардировщик «Удав».
Чем отличается авианосец от авианесущего крейсера
Несмотря на конструкцию авианосца, «Адмирал Кузнецов» остается крейсером-авианосцем.
Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» — единственный авианосец, который может действовать в Черном море. Конвенция Монтрё 1936 года, запрещающая авианосцам заходить в эти воды, дает ей на это право. В этом документе также определено, что подразумевается под этими судами.
Согласно статье 11 Конвенции Монтрё, авианосец — это корабль, построенный и оборудованный для воздушных операций. Перемещение не имеет значения. Если основное назначение корабля не авиационное, он не считается авианосцем, даже если у него есть полетная палуба.
Наличие РПКСН «Гранит» на борту «Адмирала Кузнецова» классифицирует крейсер как линкор, что позволяет ему пройти Босфор и Дарданеллы. Кроме того, статья 19 Конвенции допускает присутствие полноценных российских авианосцев в Черном море в случае войны с одним из черноморских государств. Турция может закрыть проливы, чтобы помочь Турции, но только после соглашения с Лигой Наций, которой не существует.
В этом контексте внимание обращается на боевые действия крейсера:
- Противовоздушная оборона кораблей эскорта,
- безопасность подводных лодок и контрмеры противника,
- обнаружение и уничтожение надводных единиц противника,
- обеспечение и прикрытие амфибийных операций.
Эти аспекты преуменьшают роль воздушной мощи на заднем плане. Миссия самолета больше направлена на защиту корабля от вражеских самолетов. Таким образом, основное отличие крейсера от авианосца — это вооружение и круг задач.
Сколько в России авианосцев и авианесущих крейсеров
Учитывая экономическую ситуацию, почти все суда серии 1143 были проданы или сданы на металлолом. «Адмирал Кузнецов» остался единственным крейсером, поступившим на вооружение Российской Федерации. ВМС также не имеют полноценных авианосцев.
Дискуссии о разработке оружия в этой области ведутся с 2000-х годов. Без авианосцев Россия не может иметь достаточно сильный флот. Однако их строительство и монтаж требуют значительных финансовых затрат. Кроме того, нет ни одной оборудованной верфи, способной собирать новые корабли.
Учитывая, что модернизация «Адмирала Кузнецова» запланирована на 2022 год, вопрос об авианосцах остается актуальным. Современные разработки направлены на создание таких кораблей с ядерными реакторами. Проекты Storm и La Manatee могут оказаться перспективными, но они требуют значительного финансирования, которое Министерство обороны пока не в состоянии предоставить.
Эксплуатация ТАКР «Адмирал Кузнецов»
«Адмирал Кузнецов» в ремонте.
Эксплуатация крейсера «Адмирал Кузнецов» первоначально проходила в сложных экономических условиях. Первый этап характеризовался затяжными судебными процессами и длительным ремонтом. Позже акцент сместился на участие в учениях и боевых операциях. Ремонтные работы проводились после каждого крупного транзита.
Участие в учениях и боевых условиях
Первый этап развертывания корабля проходил с 1992 по 1994 год; в конце 1995 года корабль был отправлен на боевые операции в Средиземноморье и почти два года находился в ремонте.
В 1998 году крейсер принял участие в крупномасштабных учениях, а в 1999 году — в двух боевых учениях. Она принимала участие в учениях 2000 года, во время которых была потоплена подводная лодка К-141 «Курск», и участвовала в поисково-спасательных операциях.
В 2001-04 годах корабль проходил плановый ремонт. Затем вместе с несколькими другими судами она приняла участие в месячном плавании через Северную Атлантику. В 2005-07 годах она продолжила боевую службу, а затем снова возглавила группу кораблей в походе в Атлантику и Средиземноморье до 2008 года.
После рейса был проведен еще один капитальный ремонт и модернизированы некоторые узлы корабля. В 2011 году она совершила переход к побережью Сирии вместе с несколькими кораблями Северного флота, поход был завершен в 2014 году. В 2015 и 2016 годах на ней проводились ремонтные работы.
В конце 2016 и начале 2017 года «Адмирал Кузнецов» проводил боевые операции у берегов Сирии. Корабль провел около 420 боевых вылетов против позиций террористов. В феврале 2017 года корабль вернулся к месту постоянной дислокации в Североморск. 23 февраля 2020 года крейсер был награжден орденом Ушакова «За заслуги».
В течение 2017-20 годов судно было модернизировано, а часть оборудования заменена. После завершения работ срок службы судна планируется продлить на 10 лет. Его возвращение в состав флота запланировано на 2022 год. Неизвестно, сколько времени займет эта работа.
Крейсер приводится в движение турбиной с четырехцилиндровым котлом. Имеется четыре котла ГТЗА ТВ-12-4 и восемь котлов КВГ-4. Мощность каждой из четырех паровых турбин составляет 50 тысяч лошадиных сил. Девять турбогенераторов и шесть дизель-генераторов обеспечивают мощность 1500 кВт каждый. В качестве движителя используются четыре пятилопастных винта.
Тяжелый авианесущий крейсер «Новороссийск»: разделан на металл в Корее
Новороссийск» был построен в сентябре 1975 года на Николаевском судостроительном заводе. По сравнению с предыдущими проектами планировалось увеличить авиагруппу и потопить торпедоносцы. В результате авиагруппа «Новороссийск» состояла из 18 самолетов и 18 вертолетов.
Корабль вошел в состав ВМФ СССР в ноябре 1982 года и был приписан к Тихоокеанскому флоту.
Первый рейс корабля в военное время состоялся в 1983 году, а последний — в 1991 году. Всего за время службы с палубы корабля взлетело 1900 самолетов и приземлилось 2300 вертолетов. Из-за сокращения финансирования «Новороссийск» был выведен из эксплуатации в 1991 году в бухте Постовая у Советской Гавани в Хабаровском крае.
30 июня 1993 года «Новороссийск» разделил судьбу своих сестер: он был списан из состава ВМФ России.
В 1994 году она была продана южнокорейской компании Young Distribution Company за 4,314 млн. долларов США. В 1997 году она была разобрана на металлолом в Поханге, Южная Корея.
Тяжёлый авианесущий крейсер «Баку»: авианосец ВМФ Индии
Последний из кораблей проекта 1143 несколько раз менял свое название. Первоначально он должен был получить название «Харьков», но позже был окрещен «Баку» в честь командира эсминца проекта 38.
«Баку» был построен в декабре 1978 года, и в ходе строительства в его конструкцию были внесены дальнейшие усовершенствования.
Корабль был спущен на воду в 1982 году, но из-за различных модификаций и задержек с поставкой оборудования он вошел в состав флота только в 1987 году. Бакинская авиагруппа состояла из 20 самолетов и 16 вертолетов.
«Баку» должен был быть развернут в составе Северного флота, но командование решило совместить переход на якорную стоянку с боевыми операциями в Средиземноморье. Летом 1988 года крейсер постоянно преследовал американский атомный многоцелевой авианосец «Дуайт Эйзенхауэр». 17 декабря «Баку» прибыл в Североморск и вошел в состав 170-й бригады подводных лодок 7-го батальона подводных лодок.
После этого корабль больше не находился в активной эксплуатации, хотя боевая подготовка продолжалась.
В 1990 году она была переименована в «Адмирал флота Советского Союза Горшков».
В 1994 году начались переговоры о продаже авиакомпании Индии. Переговоры длились шесть лет, и основные документы были подписаны в 2000 году. Но это было только начало. Переговоры о стоимости корабля, его модернизации и оснащении российскими самолетами заняли почти десятилетие. Сама модернизация заняла еще больше времени.
Только 3 июля 2013 года модернизированный корабль отправился на ходовые испытания в Белое море.
16 ноября 2013 года корабль был передан ВМС Индии, а в 2014 году он прибыл к месту своей новой дислокации. Срок службы недавно названного авианосца (Vikramaditya) оценивается в 30 лет.
Последний проект империи
В ходе эксплуатации авианосцев типа 1143 выяснилось, что самолеты вертикального взлета и посадки уступают своим «классическим» аналогам. Поэтому было принято решение о строительстве новых авианосцев, которые могли бы принимать и обычные самолеты. Это потребовало серьезной модернизации проекта 1143, и было решено отказаться от части вооружения в пользу самолета. Тем не менее, новые корабли не являются авианосцами и авианесущими крейсерами по классификации.
У этого судна были следующие названия: Советский Союз (проектирование), Рига (размещение), Леонид Брежнев (запуск), Тбилиси (испытание).
Крейсер относится к типу 1143.5. Его предшественники имели в коде номера от 1 до 4.
Адмирал Кузнецов» предназначен для поражения крупных надводных целей и защиты военно-морских частей от нападения потенциального противника с авианосцами и большим количеством подводных лодок. В его задачи также входит поддержка амфибийных операций. Строительство корабля началось в сентябре 1982 года.
Корабль отличался от своих предшественников тем, что впервые имел возможность взлета и посадки обычного варианта самолетов наземного базирования Су-27, МиГ-29 и Су-25. Для этого он имел увеличенную полетную палубу и рампу для запуска самолетов. Это был первый корабль в СССР, построенный с использованием метода формирования корпуса из крупных блоков весом до 1400 тонн.
21 октября 1989 года недостроенный и недоделанный корабль был спущен на воду, чтобы пилоты могли провести серию испытаний по разработке самолета, созданного на его основе. В рамках этих испытаний были проведены первые взлеты и посадки. Летчик-испытатель Виктор Пугачев был первым пилотом, посадившим самолет на корабль по классической схеме.
Авиационная группа корабля насчитывает около 50 самолетов и вертолетов.
4 октября 1990 года корабль был вновь переименован и получил свое нынешнее название.
20 января 1991 года корабль был официально сдан и вошел в состав Северного флота.
Во время распада СССР украинские власти пытались предъявить свои права на авианосец, но командир корабля Виктор Ярыгин решил выполнить приказ командования Северного флота и увести корабль из Севастополя. С 1 по 24 декабря 1991 года крейсер совершил транзит вокруг Европы к месту постоянного базирования в Видяеве в Мурманской области.
Оставшийся личный состав береговой авиации полка № 100 морской авиации под командованием Тимура Апакидзе отказался принять присягу на верность Украине и составил ядро личного состава 279-го авиаполка, принявшего присягу в Украине, был уволен в связи с расформированием полка № 100, так как в Украине больше нет авианосцев.
Адмирал флота Советского Союза «Кузнецов» в настоящее время является единственным действующим авианосцем в составе ВМФ России. Это единственный в мире авианосец, который может находиться в Черном море, так как конвенция Монтре запрещает проход «чистых» авианосцев через проливы Босфор и Дарданеллы, а ракетоносец «Адмирал Кузнецов» считается крейсером, о чем уже неоднократно упоминалось. С ноября 2016 года по 6 января 2017 года «Адмирал Кузнецов» проводил боевые операции у берегов Сирии в составе Оперативной группы дальней морской зоны ВМФ России. Это плавание стало первым случаем участия российского авианосца в реальных боевых действиях.