Чип-тюнинг или перепрошивка ЭБУ — замена заводской программы блока управления на модифицированную версию. Чтобы программно удалить катализатор, в заводской прошивке отключают контроль устройства по датчикам кислорода, корректируются топливные карты и моментные модели.
Что такое катализатор и почему его удаляют из автомобиля?
Поломка нейтрализатора выхлопных газов — настоящая головная боль водителя. Ремонт стоит дорого, а продолжать езду невозможно — ходовые характеристики автомобиля ухудшаются и возникает риск дополнительных повреждений. Поэтому у многих возникает вопрос, что будет, если удалить катализатор? Разбираемся в преимуществах и недостатках этой операции.
Всё дело в растущих экологических требованиях. Загрязнение окружающей среды движется семимильными шагами и правительства большинства стран мира стараются его остановить. Такая инициатива существует и в России, поэтому при техосмотре машины проверяют на соответствие нормам выбросов.
Катализатор влияет на токсичность выхлопных газов. Даже при самом эффективном процессе сгорания в них остаются микроскопические частицы топлива и масла. Попадая в атмосферу, они образуют вредные соединения — оксиды азота, кислоты и сажу.
В автомобильном катализаторе проходят реакции окисления. Сажа превращается в углекислый газ, а оксиды и кислоты — в водяной пар и молекулярный азот. Эти вещества — естественные компоненты земной атмосферы, относительно безопасные для человека.
Без катализатора автомобиль может соответствовать второму экологическому классу или Евро-2. При безупречной работе двигателя его можно повысить и до четвёртого класса, но малейшие отклонения будут увеличивать токсичность выхлопа. Достичь уровня Евро-5 и Евро-6 без нейтрализатора почти невозможно.
Как устроен катализатор?
Внешне эта деталь представляет собой расширение выхлопной трубы — своеобразную «бочку». В старых автомобилях она находится примерно в середине выпускного тракта, а в новых — ближе к двигателю. По обе стороны от неё располагаются кислородные датчики (лямбда-зонды), которые контролируют состав отработанных газов.
Внутри нейтрализатора находятся «соты», которые увеличивают площадь рассеяния выхлопа и уменьшают скорость его выброса. В большинстве автомобилей они изготовлены из керамики, но встречаются и металлические модели. Такое строение катализатора позволяет газам вступать в реакцию с кислородом. Для ускорения этого процесса используются редкоземельные металлы — платина, родий, церий и другие.
Что это за штука – катализатор? И для чего он в машине? Большинство знают, что это «где-то под днищем» и что после его удаления нужна некая «обманка катализатора». И каким бы ни было развитие автомобильных технологий, удаление катализатора – вопрос из серии вечнозеленых. Разберем его подробно.
Задачи и функции катализатора
Мы уже недавно обсуждали с вами конструктивные особенности выхлопной системы на автомобиле, в которой одной из составных частей выступает именно катализатор.
Более того, даже активно велись разговоры на тему замены катализатора на пламегаситель , с чем не все были согласно. В продолжении этой темы хочу обсудить с вами удаление такого элемента.
Катализатор, он же каталитический нейтрализатор, используется в авто фактически с одной целью. И этой задачей является снижение уровня вредных выбросов в вырабатываемых выхлопных газах. То есть тут речь идет сугубо об экологическом вопросе. Если говорить простым языком, каталик очищает вредный газ. Это позволяет хоть в какой-то мере сохранить нашу окружающую среду, а не уничтожить ее окончательно своими ДВС.
Устройство узла предельно простое. Это труба с утолщением, внутри которой находится подобие пчелиных сот. Только здесь они более полые и длинные.
Обычно соты делают на основе керамики с напылением из более дорогих металлов. Чаще всего это палладий, иридий и иные представители платиновых групп.
Материал изготовления напрямую влияет на стоимость. При выходе из строя за новый катализатор порой приходится отдавать в лучшем случае 25-30 тысяч рублей. На некоторые машины он стоит более 100 тысяч.
Чтобы происходило превращения вредных газов в относительно безвредные, нужна химическая реакция. Протекать она будет только при условии нагрева до температуры около 750 градусов Цельсия. Если вы не знали, то на выходе из мотора температура газов составляет порядка 500-500 градусов, чего объективно мало. Потому при выходе из ДВС и прохождении сквозь катализатор провоцируется химическая реакция, способствующая увеличению выделяемого тепла.
На этом, думаю, можно остановиться. Если интересуют подробности, посмотрите видео, взгляните на ролики в Youtube.
Плохо ли, когда этот элемент выходит из строя
Из сказанного ранее становится ясно, что катализатор является элементом, необходимым для улучшения экологических характеристик машины.
Но если его не будет, тогда технические характеристики, в числе которых мощность и расход топлива, начнут наоборот улучшаться. Самому мотора абсолютно все равно, есть в системе выхлопа катализатор или нет. Это нужно, чтобы автомобиль соответствовал экологическим стандартам, не загрязнял окружающую среду, мог быть допущен к езде в странах, где эконормы самые высокие. К их числу можно смело отнести страны ЕС. В России также действуют правил экологичности, но они несколько менее жесткие.
Так если вырезать, что изменится в автомобиле? Практически ничего.
Но тут справедливо спросить, почему тогда на авто загорается Check и возникают проблемы в работе ДВС.
Когда катализатор оплавляется или забивается, то газ не может уже спокойно через него проходить. Из-за этого часть газа, который уже вышел из двигателя, начинает возвращаться обратно, поступает внутрь камеры сгорания.
Если говорить буквально, двигатель сам себя начинает этим душить.
Но когда вы проверили катализатор на забитость, и оказалось, что с ним все нормально, можно предположить иной сценарий, почему горит лампа проверки мотора. Это часто связано с банальным пробегом и естественным износом. В современных авто есть ламбда-зонды, то есть кислородные датчики. Один стоит до катализатора, второй после. Они подают сигнал о работоспособности узла, проверяют степень чистоты газа. Если уровень вредных выбросов повышается, тогда зонд дает сигнал об отказе катализатора или снижении его работоспособности.
Тут потребуется поменять нейтрализатор.
На некоторых авто машина может не заводиться, либо заводиться и глохнуть , если не работает катализатор.
К такому тоже необходимо быть готовым.
Заклинивание клапана рециркуляции случается часто по банальным причинам: при сгорании рабочей смеси образуется сажа, которая постоянно накапливается. Вся сажа накапливается на клапане ЕГР, и если он заклинит в открытом положении, то лучше сразу его заменить или вовсе удалить, ибо вся сажа попадет непосредственно в цилиндры.
Причины поломки
Главная причина выхода из строя раньше заявленного срока службы — низкое качество топлива. Если топливная смесь не успевает полностью сгорать в цилиндрах, процесс догорания завершается в коллекторе и катализаторе. Это ведет к оплавлению внутренней структуры устройства, что постепенно ухудшает прохождение через него выхлопных газов.
Так выглядит забитый катализатор.
Другие причины выхода из строя:
- механические повреждения конструкции и внутренностей вследствие наездов на препятствия, сильной тряски и т. п.,
- агрессивная среда (перепады температуры, дорожные реагенты),
- сам конвертер низкого качества (не оригинальный),
- проблемы с зажиганием и ДВС в целом (особенно если это ведет к увеличению продуктов работы двигателя в отработанных газах).
Признаки забитого катализатора
Контроль работы устройства обычно осуществляется на основании показаний двух кислородных датчиков (лямбда-зондов). По данным этих датчиков ЭБУ формирует топливо-воздушную смесь, чтобы добиться «лучшего» сгорания вредных веществ в «отработке».
Если данные второго кислородного датчика будут сильно отличаться от данных первого либо один из лямбда-зондов выйдет из строя, на панели загорится Check Engine. Диагностика покажет следующие ошибки:
- P0420–P0424 — ошибки, сообщающие о низкой эффективности (банк 1),
- P0425–P0429 — ошибки датчиков температуры и лямбда-зондов (банк 1),
- P0430–P0434 — низкая эффективность (банк 2),
- P0435–P0439 — ошибки по второму ДК.
Горящий «чек» и соответствующие ошибки — это главный сигнал, что катализатор надо менять либо удалять. Но еще до «чека» водитель может диагностировать проблему по характерным симптомам:
- снижение мощности двигателя,
- повышенный расход топлива,
- низкие обороты на холостом ходу,
- шум в выпускном тракте, глушителе.
Если продолжать эксплуатировать автомобиль, могут появиться трещины или разрывы труб в выпускном коллекторе из-за высокого давления, поскольку «отработке» деваться некуда.
Катализатор влияет на токсичность выхлопных газов. Даже при самом эффективном процессе сгорания в них остаются микроскопические частицы топлива и масла. Попадая в атмосферу, они образуют вредные соединения — оксиды азота, кислоты и сажу.
Удаление катализатора!
Следующим пунктом у нас идет вопрос удаления катализатора, то есть как, чем и зачем. Дело в том что ремонт поврежденных катализаторов невозможен, я имею ввиду ремонт самих керамических блоков с напылением из драг. металлов. А вот замена неисправных катализаторов на исправные — еще как возможна, но, есть одно большое «но». Цена нового каталитического нейтрализатора слишком высока, даже для очень обеспеченных автомобилистов. Именно по этой причине в большинстве случаев при первых проблемах с катализатором его просто удаляют, а на его место ставят пламегаситель или стронгер.
Популярное заблуждение большинства автомобилистов заключается в том, что они слишком буквально понимают процесс удаления катализатора. По их мнению, все, что нужно — это ампутировать проблемный участок и заварить все как было. На самом же деле, просто вырезать болгаркой неработающий каталик — это только полдела, для корректной работы, необходимо научить двигатель, точнее его мозги жить без этого важного, с точки зрения экологии, элемента. Обнаружив отсутствие катализатора, блок управления начнет быть тревогу, зажигая на панели гирлянду тревожных лампочек и страшных слов типа «чек энджин». Самое страшное, что может сделать ЭБУ — это перевести двигатель в аварийный режим работы. В таком режиме от мотора толку мало, про скорость, тягу и динамику придется забыть.
Помимо физического удаления каталика, необходимо согласовать этот вопрос с «мозгами» двигателя. Для этого ставятся специальные обманки на лямбда-зонды, имитирующие наличие катализатора, а также выполняется прошивка ЭБУ под Евро-2. Эта прошивка, простыми словами, менее требовательна к токсичности выхлопа, поэтому блок под ее управлением адекватно реагирует на то, что состав выхлопа далек от идеала. Иными словами, удалить катализатор в домашних условиях довольно сложно, не имея программного обеспечения, и навыков сварщика.
Итак, мы плавно приблизились к нашему следующему пункту — развод автовладельцев СТО-шниками, при удалении каталитических нейтрализаторов.
Как разводят автовладельцев на СТО при удалении катализатора!
Катализаторный бум произошел не вчера, и те, кто быстро сориентировались, смогли построить неплохой бизнес на этой теме. Как оказалось, тот хлам, который по незнанию большинство автомобилистов и некоторых мастеров выбрасывали в урну, оказывается имеет свою цену. Причем такую, что за ненужный оплавленный или осыпавшийся кармический картридж, бизнесмены готовы бесплатно проводить работы по удалению. «Чудеса, да и только!» — кричали они и отдавали свои авто в руки не чистым на руку бизнесменам на СТО. Те в свою очередь, за копеечную работу забирали катализаторы, которые, как я уже говорил выше, покрыты драг. металлами. В результате такие бизнесмены на СТО получали неплохой профит в виде прибыли за использованные каталики. Тема весьма обширная и сильно уходить в нее я не буду, в общем и целом, я думаю вы поняли, как это работает.
Со временем, появилось целое направление мошенников, которые воруют катализаторы с авто, стоящих во дворах и на неохраняемых парковках. Но с этими в принципе все понятно, есть спрос, поэтому они просто выполняют заказ. Такое было уже и с фарами, различными логотипами и прочими дефицитными деталями, имеющих спрос на черном рынке. Удивляет другое, то, как мастерски СТО-шники начали разводить автовладельцев, рассказывая им одну и ту же басню про осыпавшийся катализатор и задиры в цилиндрах, которых на самом деле могло и не быть. То есть, катализаторы стали удалять массово, даже тем, у кого по машине было все ок, и в удалении этого узла не было никакого смысла. Любой косяк по мотору списывают на «злой и страшный» катализатор, который «душит мотор твоей тачки». И покорные, ужасно перепуганные водилы, платят свои честно заработанные деньги этим горе-мастерам, за работу в которой нет никакой необходимости. Давшие «добро» на удаление каталика, свято верили в байки про то, что после удаления машина получит дополнительные лошади мощности, что мотор станет кушать меньше топлива и просто капец как начнет радовать своего хозяина. На самом же деле большинство доводов СТОшников и тех глупцов, уверовавших в эти чудеса — притянуты за уши и, грубо говоря, высосаны из пальца. Чтобы не быть голословным, далее я перечислю все плюсы и минусы удаления катализатора. Поехали!