Устройство и работа системы охлаждения. Система охлаждения ваз 2101 схема.

Схемы
Система охлаждения ваз 2101 схема - Элементы системы охлаждения Система охлаждения двигателя ВАЗ, особенности конструкции, назначение, принцип работы Термостат и работа системы охлаждения Воздушная система охлаждения двигателя Ваз 2109,2108,2107,2106,2105,2104,2103,2102,2101, 2170, Таврия, Шевроле нива

Крышка радиатора 11 имеет выпускной клапан 13 и впускной клапан 12. При нагревании охлаждающая жидкость расширяется и поступает через выпускной клапан и выпускную трубу 10 в расширительный бачок 7. Уровень охлаждающей жидкости в бачке повышается. При понижении температуры происходит обратный процесс.

Устройство и работа системы охлаждения

Система охлаждения представляет собой закрытую жидкостную систему (рис. 19) с принудительной циркуляцией и расширительным бачком. В систему заливается жидкость Tosol A-40 — водный раствор антифриза Tosol A (концентрированный раствор этиленгликоля с антикоррозийными и антипенными присадками). Плотность жидкости Тосол А-40 составляет 1,078-1,085 г/см3, температура начала кристаллизации — минус 40 °C.

Насос охлаждающей жидкости

Центробежная конструкция (рис. 20), корпус 1 и крышка 2 изготовлены из алюминиевого сплава. Подшипник 10 в крышке закреплен винтом 9. Подшипник двухрядный, неразборный, без внутреннего кольца, уплотнен шайбами 6. На вал 7 рабочего колеса 12 и на ступицу 5 шкива 8 приводного вентилятора 4 и насоса на конце рабочего колеса напрессовано уплотнительное кольцо из графитового композиционного материала, которое закалено токами высокой частоты на глубину до 3 мм. Уплотнение насоса 11 является неразрушимым и прижимается к крышке насоса. Крышка крепится к корпусу насоса с помощью гаек 3.

Вентилятор

Пластиковый вентилятор 11 с четырьмя лопастями (см. рис. 19) вставляется в кожух 10 и крепится к ступице вала насоса тремя винтами вместе с приводным диском 13. Вентилятор приводится в действие шкивом коленчатого вала через ремень 15.

Радиатор 9 установлен на двух резиновых прокладках 12 и прикреплен к передней части корпуса четырьмя винтами. Он состоит из верхнего и нижнего резервуара, двух рядов трубок и консервирующих охлаждающих пластин. Заливная горловина охладителя закрыта крышкой 8 и соединена с расширительным бачком 6 с помощью трубы.

Крышка радиатора имеет впускной клапан и выпускной клапан, через которые радиатор соединяется с расширительным бачком через трубку. Впускной клапан не прижимается к уплотнению (зазор 0,5-1,1 мм) и позволяет жидкости течь в расширительный бак и из него во время нагрева и охлаждения. Жидкость течет от головки цилиндра через трубку 2 к радиатору и обратно через трубку 1.

Насос охлаждающей жидкости

Центробежная конструкция (рис. 20), корпус 1 и крышка 2 изготовлены из алюминиевого сплава. Подшипник 10 в крышке закреплен винтом 9. Подшипник двухрядный, неразборный, без внутреннего кольца, уплотнен шайбами 6. На вал 7 рабочего колеса 12 и на ступицу 5 шкива 8 приводного вентилятора 4 и насоса на конце рабочего колеса напрессовано уплотнительное кольцо из графитового композиционного материала, которое закалено токами высокой частоты на глубину до 3 мм. Уплотнение насоса 11 является неразрушимым и прижимается к крышке насоса. Крышка крепится к корпусу насоса с помощью гаек 3.

ВАЗ-2101 Жигули Устройство и работа системы охлаждения, фото 2

Вентилятор

Пластиковый вентилятор 11 с четырьмя лопастями (см. рис. 19) вставляется в кожух 10 и крепится к ступице вала насоса тремя винтами вместе с приводным диском 13. Вентилятор приводится в действие шкивом коленчатого вала через ремень 15.

Радиатор 9 установлен на двух резиновых прокладках 12 и прикреплен к передней части корпуса четырьмя винтами. Он состоит из верхнего и нижнего резервуара, двух рядов трубок и консервирующих охлаждающих пластин. Заливная горловина охладителя закрыта крышкой 8 и соединена с расширительным бачком 6 с помощью трубы.

Крышка радиатора имеет впускной клапан и выпускной клапан, через которые радиатор соединяется с расширительным бачком через трубку. Впускной клапан не прижимается к уплотнению (зазор 0,5-1,1 мм) и позволяет жидкости течь в расширительный бак и из него во время нагрева и охлаждения. Жидкость течет от головки цилиндра через трубку 2 к радиатору и обратно через трубку 1.

Работа системы охлаждения

Когда температура охлаждающей жидкости ниже 80°C, основной термостатический клапан закрыт, а перепускной клапан открыт. Охлаждающая жидкость циркулирует из рубашки охлаждения 7 через патрубок охлаждения 4, по обводной трубе 3, через термостатический перепускной клапан и трубу 17 к насосу 16 и далее в рубашку охлаждения (по малому контуру), минуя радиатор 9. Это обеспечивает быстрый прогрев двигателя.

Когда температура жидкости выше 94°C, жидкость циркулирует по длинному контуру: из рубашки охлаждения через шланг 5, радиатор, шланг 14, термостат 18 и насос она поступает в рубашку охлаждения.

В диапазоне температур 80-94°C жидкость циркулирует как в большом, так и в малом контуре (термостатические клапаны находятся в промежуточном положении). Увеличение степени открытия главного клапана обеспечивает постепенное поступление охлаждающей жидкости в радиатор и поддерживает наилучшую тепловую эффективность двигателя.

Если жидкость закипает или температура резко повышается, жидкость не успевает перетечь через впускной клапан заливной крышки в расширительный бачок и герметизирует его, отделяя систему от расширительного бачка. Давление может увеличиться на величину до 0,5 кгс/см2 до тех пор, пока не откроется выпускной клапан и часть охлаждающей жидкости не попадет в расширительный бак. Резервуар закупоривается резиновым клапаном, который срабатывает, когда давление приближается к атмосферному.

Жидкостная система охлаждения двигателя

Вернемся непосредственно к нашему Зиккурату, где мы рассмотрим основные элементы системы охлаждения двигателя на примере легендарной и всем знакомой модели «Копейка 2101».

Тип — закрытый (работает под давлением), жидкостный, как уже говорилось выше, с принудительной циркуляцией от насоса, с расширительным баком, непосредственно как в домашнем отоплении.

Чтобы пояснить, куда и как движется жидкость в контурах, на рисунке для лучшего понимания нарисованы стрелки.

Система охлаждения двигателя ВАЗ и ее конструкция

Система охлаждения двигателя ВАЗ

1 — Шланг подачи жидкости от радиатора и карбюратора к насосу охлаждающей жидкости; 2 — Шланг подачи горячей жидкости от головки блока цилиндров к радиатору; 3 — Обводной шланг термостата; 4 — Отвод рубашки охлаждающей жидкости; 5 — Впускной шланг радиатора; 6 — расширительный бачок; 7 — кожух радиатора; 8 — крышка радиатора; 9 — радиатор; 10 — кожух вентилятора; 11 — вентилятор; 12 — шкив вентилятора и насоса охлаждающей жидкости; 13 — выпускная труба радиатора; 14 — ремень привода насоса; 15 — насос; 16 — труба подачи охлаждающей жидкости к насосу; 17 — термостат.

Принцип работы система охлаждения двигателя ВАЗ

Рассмотрим принцип работы системы охлаждения двигателя, который заключается в следующем. Насос циркулирует жидкость через рубашку охлаждения блока и головки цилиндров, проходит через термостат, насос и возвращается в ту же точку — короткий цикл охлаждения.

Принцип работы система охлаждения двигателя ВАЗ

Когда температура поднимается выше 80-85°C, термостат в коллекторе открывается, и определенный процент жидкости поступает в радиатор для охлаждения, создавая большой цикл.

Принцип работы система охлаждения двигателя ВАЗ

Когда открывается клапан радиатора 9, нагретая жидкость поступает в радиатор, через который проходит его вентилятор и служит для обогрева салона и ветрового стекла автомобиля.

Схематическое изображение системы охлаждения двигателя и принцип ее работы:

1 — радиатор; 2 — шланг контура охлаждающей жидкости; 3 — расширительный бачок; 4 — термостат; 5 — водяной насос; 6 — рубашка охлаждения блока цилиндров; 7 — рубашка охлаждения головки; 8 — радиатор отопителя с электровентилятором; 9 — кран радиатора отопителя; 10 — пробка слива охлаждающей жидкости из блока; 11 — пробка слива охлаждающей жидкости из радиатора; 12 — вентилятор.

Основные компоненты системы охлаждения двигателя ВАЗ.

Насос — прокачивает жидкость через систему, центробежный насос вращается шкивом коленчатого вала с помощью ремня (см. фото выше №14).

Вентилятор — нагнетает воздух над радиатором, имеет четыре пластиковые лопасти, прикрученные к ступице шкива насоса.

Термостат — основная функция заключается в поддержании оптимальной температуры двигателя путем включения и выключения вспомогательного контура охлаждения.

Радиатор — рассеивает и отводит избыточное тепло от работающего двигателя. Как и большинство радиаторов, он имеет трубчатые пластины, расположенные вертикально в два ряда для увеличения общей площади поверхности. Крышка сверху не простая, с клапанами (впускной и выпускной).

Мы объясним все эти элементы в соответствующих статьях на нашем сайте.

Совет.

Проверяйте уровень жидкости во время технического обслуживания и, как правило, перед каждой поездкой при выключенном двигателе. Согласно законам физики, объем нагретой жидкости увеличивается, и вы не сможете определить его точный уровень.

Система охлаждения с электровентилятором

На автомобилях ВАЗ-2103 вместо вентилятора, расположенного на валу водяного насоса и приводимого в движение шкивом коленчатого вала двигателя с помощью ремня, в системе охлаждения двигателя установлен вентилятор, приводимый в движение собственным электродвигателем.

Электродвигатель установлен вместе с вентилятором на трех резиновых втулках с проставками в специально разработанном корпусе. Корпус крепится непосредственно к радиатору в трех точках, который, в отличие от обычного радиатора, имеет модифицированные крепления к кузову.

Электрический вентилятор автоматически отключается с помощью датчика в нижнем баке охладителя и реле. Датчик откалиброван для включения (при тестировании на специальной площадке) при 92°C и выключения при 84±2°C.

Помните, что указатель температуры охлаждающей жидкости установлен на головке блока цилиндров, и при работающем двигателе температурные условия отличаются. По этой причине не следует проверять температуру датчика нагнетателя с помощью автомобильного термометра. При необходимости эту проверку следует проводить в мастерской со специальным оборудованием и инструментами.

Насос охлаждающей жидкости (помпа)

Насос представляет собой центробежный насос. Корпус 1 и крышка 6 изготовлены из алюминиевого сплава. На двухрядном подшипнике 2, который закреплен винтом 5, находится вал насоса 7, который берет на себя функцию внутреннего кольцевого подшипника. Подшипник заполняется смазкой только во время сборки и после этого не смазывается. На передний конец валика 7 напрессовывается ступица 4 приводного шкива насоса 3, на задний — рабочее колесо насоса 9. На поверхность рабочего колеса, закаленную токами высокой частоты на глубину 2-3 мм, напрессовывается уплотнительное кольцо сальника 8 из графитовой смеси. Неразобранный сальник 8 прижимается к крышке насоса.

В «Жигулях» используется система охлаждения двигателя с принудительной циркуляцией жидкости через центробежный насос. Система закрытого типа, т.е. она сообщается с атмосферой только через специальные клапаны, которые открываются при определенном давлении или вакууме. Объем теплоносителя компенсируется специальным расширительным баком.

Тепловые характеристики двигателя контролируются с помощью указателя температуры охлаждающей жидкости, расположенного на левой стороне головки цилиндров над четвертым цилиндром, и термометра на приборной панели. Использование такой системы жидкостного охлаждения обеспечивает двигателю наилучшую тепловую эффективность и долговечность при одновременном повышении экономии топлива.

Система охлаждения (рис. 1) состоит из водяной рубашки двигателя, водяного насоса 17, радиатора 18, термостата 2, вентилятора 3, крышки радиатора 4 с двумя предохранительными клапанами, расширительного бачка 7, соединительных трубок, двух сливных клапанов 13, датчика термометра 10, вентилятора 3 и ремня привода насоса U. Она также соединена с теплообменником радиатора 12, циркуляция жидкости в котором регулируется клапаном 11. Система заполняется 50%-ным водным раствором специальной жидкости «TOSOL-A», обладающей антикоррозийными свойствами. Кроме того, он не склонен к вспениванию, кальцификации или испарению и не превращается в лед при низких температурах. При 45°C 50%-ный водный раствор «TOSOL-A» превращается в вязкую массу с температурой кипения около +105°C при нормальном атмосферном давлении. Интервал замены жидкости составляет 60 тысяч эксплуатационных километров или 2 года. В жаркую погоду (температура окружающей среды выше 0°C) можно также использовать воду. Объем системы охлаждения (включая отопитель кузова) составляет 8,5 л. Охлаждающая жидкость заливается сначала через патрубок радиатора, который после заливки закрывается пробкой, а затем через пробку расширительного бачка, при этом уровень заполнения (при холодном двигателе) должен быть выше отметки на стенке бачка.

Система охлаждения двигателя отличается от систем охлаждения других отечественных автомобилей тремя особенностями. Во-первых, термостат расположен перед водяным насосом. Во-вторых, сам термостат представляет собой двухклапанный термостат, который обеспечивает быстрый прогрев двигателя, когда температура жидкости в водяной рубашке не превышает 10 °C. В-третьих, вместо ребер радиатора используется специальный съемный изолятор. Во время работы системы охлаждения жидкость может циркулировать по следующим циклам, в зависимости от положения термостатических клапанов и клапана отключения отопителя.

1. при запуске холодного двигателя и при работе с горячим двигателем.

Вращающееся рабочее колесо центробежного насоса 17 (см. рис. 1 и 2) нагнетает жидкость в водяную рубашку 16 блока цилиндров. Оттуда, где она омывает и нагревает цилиндры, она поднимается в водяную рубашку 9 головки блока и через кран 11 поступает в отопитель кабины 12 (эта жидкость берется из задней части головки блока), затем в водяную полость впускного трубопровода 8, из которого часть жидкости направляется по каналу для нагрева карбюратора смесительной камеры 6 и в патрубок 5, расположенный в передней части головки блока.

Электровентилятор

Он установлен на трех резиновых втулках и закреплен на штифтах крышки 5 с помощью гаек. Крыльчатка 3 с четырьмя лопастями изготовлена из пластмассы и закреплена на валу двигателя 4 с помощью гайки. Для повышения производительности рабочее колесо помещено в кожух 5, который крепится к опорам радиатора в четырех точках. Лопасти рабочего колеса имеют переменный угол установки и шаг ступицы для снижения шума.

Читайте также: Строительство, эксплуатация, очистка

Электровентилятор включается и выключается в зависимости от температуры охлаждающей жидкости датчиком 6 типа ТМ-108, который ввернут в нижний бачок радиатора 1 с левой стороны.

Двигатели в дополнительных исполнениях могут быть оснащены механическими вентиляторами, рабочее колесо которых соединено со ступицей 4 приводного шкива насоса 3.

Радиатор и расширительный бак.

Радиатор 1 установлен на двух резиновых опорах (прокладках) и прикреплен к передней части кузова четырьмя винтами. Он состоит из верхнего и нижнего герметичного латунного бака, двух рядов латунных трубок и охлаждающих пластин. Бачки имеют впускные и выпускные патрубки, нижний бачок имеет сливную пробку 7. Заливная горловина закрыта пробкой радиатора 2. Шланг заливной горловины соединяется с пластиковым расширительным бачком через впускной и выпускной клапан крышки радиатора. Впускной клапан не прижат к уплотнению (зазор 0,5-1,1 мм) и позволяет охлаждающей жидкости входить и выходить.

Если температура резко повышается или жидкость закипает при работе двигателя, поток через впускной клапан становится недостаточным, и впускной клапан закрывается из-за возросшей разницы давлений, отделяя систему охлаждения от расширительного бачка. Давление в системе увеличивается и обеспечивает лучший отвод тепла через радиатор. Когда давление достигает 0,05 МПа, открывается расширительный клапан, и теплоноситель сливается в расширительный бак. Температура жидкости в этом случае составляет от 118°C до 120°C. Избыток пара отводится в атмосферу через резиновый клапан на крышке расширительного бака, который срабатывает при давлении, близком к атмосферному. Давление, при котором открывается выпускной клапан, с 1983 года было увеличено до 0,08 МПа (0,8 кгс/см2).

Система охлаждения Ваз 2101 Жигули

  1. Руководства по ремонту
  2. Руководство по ремонту ВАЗ 2101 (Жигули) 1970-1985 г.в.
  3. Система охлаждения

3.13.1 Система охлаждения Система охлаждения 1 — Линия подачи охлаждающей жидкости от радиатора и карбюратора к насосу охлаждающей жидкости; 2 — Линия подачи охлаждающей жидкости от головки блока цилиндров к радиатору; 3 — Обводная линия термостата; 4 — Выход рубашки охлаждения; 5 — Впуск охлаждающей жидкости. 13.2 Особенности системы охлаждения 1 — Шланг охлаждающей жидкости от радиатора и карбюратора к насосу охлаждающей жидкости; 2 — Шланг охлаждающей жидкости от головки блока цилиндров к радиатору; 3 — Обводной шланг термостата; 4 — Выпуск рубашки охлаждения; 5 — Впуск рубашки охлаждения…..

3.13.3 Проверка уровня и герметичности жидкости в системе охлаждения ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Правильность заполнения системы охлаждения проверяется по уровню жидкости в расширительном бачке, который при холодном двигателе (при температуре 15-20 °C) должен быть на 3-4 см выше метки «MIN» на расширительном бачке. Уровень жидкости в расширительном бачке необходимо проверять из расширительного бачка. 2. 2. при необходимости проверьте диапазон….

3.13.4 Заполнение системы охлаждения охлаждающей жидкостью Заполнение производится при замене охлаждающей жидкости или после капитального ремонта двигателя. ВЫПОЛНЕНИЕ 1. Снимите пробки с радиатора и расширительного бачка и откройте кран радиатора. 2. залейте 9,85 л охлаждающей жидкости в радиатор (залейте охлаждающую жидкость до …

3.13.5 Регулировка натяжения ремня привода насоса Диаграмма управления натяжением ремня привода насоса Натяжение ремня регулируется прогибом между шкивами генератора и насоса или между шкивами насоса и коленчатого вала. При нормальном натяжении ремня прогиб A при усилии 98 Н (10 кгс) должен быть в пределах 10-15 мм, а прогиб B — в пределах 12-…

3.13.6 Насос охлаждающей жидкости Продольный разрез через насос охлаждающей жидкости 1 — корпус; 2 — крышка; 3 — гайка крепления крышки насоса; 4 — вентилятор; 5 — ступица шкива; 6 — вкладыш; 7 — шкив; 8 — шкив; 9 — винт крепления подшипника; 10 — подшипник; 11 — шарикоподшипник; 11 — сальник; 12 — давление рабочего колеса …

3.13.7 Термостат Термостат 1 — впускная труба (от двигателя); 2 — перепускной клапан; 3 — пружина перепускного клапана; 4 — чашка; 5 — резиновая вставка; 6 — выпускная труба; 7 — пружина главного клапана; 8 — седло главного клапана; 9 — главный клапан; 10 — держатель; 11 — седло дросселя …

3.13.8 Снятие радиатора ЭКСПЛУАТАЦИЯ 1. Слейте воду из радиатора и блока цилиндров, открутив сливные пробки на нижнем бачке радиатора и блоке цилиндров; откройте кран радиатора корпуса радиатора и снимите пробку радиатора с заливной горловины. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Во избежание повреждения радиатора, радиатор должен быть…

↓ Комментарии ↓

1. технические данные

1.0 Технические характеристики 1.1 Основные размеры автомобиля ВАЗ-2101 1.2 Основные размеры автомобиля ВАЗ-21011 1.3 Основные размеры автомобиля ВАЗ-2102 1.4 Технические характеристики автомобиля 1.5 Органы управления и органы управления 1.6 Выключатель зажигания 1.7 Органы управления вентиляцией и отопителем салона

2 Эксплуатация и обслуживание

2.0 Эксплуатация и техническое обслуживание 2.1 Эксплуатация транспортного средства 2.2 Техническое обслуживание транспортного средства

3. двигатель

3.0 Двигатель 3.1 Специфические характеристики двигателя 3.2 Возможные неисправности двигателя, их причины и методы устранения 3.3 Снятие и установка двигателя 3.4 Снятие двигателя 3.5 Установка двигателя 3. Стендовые испытания двигателя 3.7. Испытание двигателя на автомобиле 3.8. Блок цилиндров 3.9. Поршни и шатуны 3.10. Коленчатый вал и маховик 3.11. Головка цилиндров и клапанная система 3.12. Распредвал и его движение 3.13. Система охлаждения 3.14.

Оцените статью