Теперь возьмите коленчатый вал за шкив и поворачивайте его до тех пор, пока выемка на звездочке распределительного вала не совместится с точкой шарика на задней крышке. После завершения вышеуказанных работ вернитесь к крышке, но не закручивайте ее, а просто убедитесь, что метки на крышке совпадают с положением шкива.
Процесс замены водяной помпы на ВАЗ 2109
На автомобиле ВАЗ 2109 установлена жидкостная система охлаждения, состоящая из блока рубашки, жидкостного насоса (помпы), трубок, расширительного бачка, термостата, датчика температуры и двух радиаторов — основной системы отопления и системы отопления салона.
Хотя эта система выполняет важную функцию, а именно поддержание оптимальной температуры электростанции, все элементы довольно просты по конструкции.
Наиболее распространенными проблемами в этой системе являются прорыв труб и протечки на радиаторах. Засорение термостата в одной точке, отказ датчика температуры и отказ насоса также редки, но не являются редкостью.
Признаки износа помпы
В случае с последним, основными проблемами насоса являются утечка рабочей жидкости из-под корпуса и сильный износ подшипников.
А если наличие утечек влияет только на уровень жидкости — при такой неисправности необходимо постоянно следить за уровнем жидкости и регулярно доливать ее. И со временем утечки будут увеличиваться.
Однако износ подшипников может иметь более серьезные последствия. Если износ несерьезный, то первоначально он будет вызывать только повышенный шум. Если износ не заметить сразу, он будет быстро увеличиваться и приведет к разрушению подшипника. Это заблокирует насос и вызовет громкий скрежещущий шум. Это может привести к обрыву ремня и выходу из строя клапана.
Насос сконструирован таким образом, что не подлежит ремонту и в случае неисправности должен быть заменен.
Положительным фактом в конструкции силового агрегата данного автомобиля является то, что эта деталь является внешним оборудованием, поэтому замена помпы ВАЗ-2109 — процедура, не представляющая особой сложности и не требующая значительной разборки двигателя. Другие компоненты силового агрегата, такие как карбюратор или генератор переменного тока, практически не затрагиваются.
Необходимое оснащение
Для проведения работ по замене жидкостного насоса в автомобиле ВАЗ-2109 требуется не так много оборудования. Все, что вам нужно:
- Ключи рожковые и накидные на «10» и «17»;
- Головки с воротками тех же размеров;
- Мощная плоская отвертка;
- Нож;
- Емкость для слива рабочей жидкости;
- Ветоши;
- Герметик;
- Домкрат;
- Новый жидкостный насос и прокладка под него;
Кроме того, все работы лучше выполнять в гараже. Получив необходимые инструменты и купив новый насос, можно приступать к замене.
Методы проверки состояния устройства
Существует несколько методов проверки состояния насоса и определения его неисправности:
- Сжимается первый шланг, который находится у радиатора, при нагретом двигателе до нужной температуры. Если устройство исправно, то вам станут заметны толчки охлаждающей жидкости. Однако следует помнить, что, делая такую проверку, стоит быть очень осторожным, так как есть возможность задеть крылья вентилятора в устройстве охладительной системы и повредить руку.
- Если вдруг произошла поломка отдельных подшипников на валу насоса, то такую проблему можно заметить во время работы. Будет слышен протяжный гул в передней части двигателя. Чтобы узнать о степени износа подшипников, следует проверить люфт вала при раскачивании приводной звезды у насоса.
- Если в процессе работы испортился сальник, то будет заметна жидкость, сочащаяся из специального поверочного клапана или отверстия. В таком случае нужно убрать крышку для ГРМ и посмотреть на данное отверстие. Если около клапана есть коричневатые подтеки и отложения, необходимо поменять сальник. Эта операция достаточно простая, но, тем не менее, она очень важна для работы всей системы.
- Если же видимых признаков нет, это не означает, что проблем нет. В любом случае необходимо извлечь устройство. Проводят такую процедуру специально для внешнего визуального осмотра и проверки узла. Часто случается, что с обратной стороны ротора имеются большие разрушения из-за коррозии лопастей. Данная проблема значительно ухудшает работу узла.
Замена агрегата: порядок действий
Замена насоса ВАЗ 21099 требует некоторых специальных приготовлений. Все действия следует начинать только после того, как двигатель автомобиля остынет до оптимальной температуры.
В целом, процедура работы выглядит следующим образом:
- первым делом нужно отсоединить минусовой провод от аккумулятора;
- удалить жидкость охлаждения, причем если процедура по замене жидкости производилась не так давно, то после смены помпы слитую жидкость можно использовать повторно;
- далее снимаются все ремни приводов;
- следующий шаг зависит от спецификации двигателя: на механизме с типом SOHC следует обязательно блокировать насосный шкив при использовании специального ленточного ключа, затем открутить 4 крепежных болта, закрылки ремня газораспределения и внутренний шкив;
- на двигателе системы DOHC вначале надо извлечь кронштейн специального ролика для ремня в приводе, далее снять заглушки ГРМ и крышку натяжителя для главной цепи, затем провернуть коленчатый вал против часовой стрелки, чтобы ослабить цепи на звездах насоса;
- вытащить болты крепления и извлечь насос из устройства, после чего обследовать на наличие коррозии лопастей;
- прочистить отверстия болтов, удалить весь мусор, остатки коррозии, и, если необходимо, восстановить резьбу;
- новую помпу подобрать строго по требуемым типоразмерам;
- удалить загрязнения и устаревший засохший герметик со всех сопрягаемых поверхностей двигательного блока, а всю поверхность протереть ветошью, пропитанной бензином или ацетоном;
- нанести новый, специально подобранный герметик или уплотнительное резиновое кольцо.
Обязательно обратите внимание на положение штифтов. Когда все находится в правильном положении, можно начинать затягивать. Помните: если вы затянете слишком сильно, вы можете повредить насос. Новый механизм стоит довольно дорого, поэтому обратите внимание на этот момент.
После замены насоса ВАЗ можно установить остальные детали в обратном порядке. Затем необходимо залить охлаждающую жидкость в систему охлаждения автомобиля до нужного уровня. Когда замена насоса ВАЗ завершена, можно запустить модернизированный двигатель и тщательно проверить его на наличие возможных утечек.
Такая работа, как замена насоса в ВАЗ 2109 и 21099, необходима для поддержания нормального технического состояния двигателя. Если вы не уделите должного внимания этой проблеме, существует риск перегрева двигателя.
Это приводит к проблемам с блоком цилиндров и его головкой. Ремонт этих компонентов является дорогостоящим и не всегда возможным. Своевременная диагностика и ремонт водяного насоса позволяют продлить срок службы двигателя.
Все работы могут быть выполнены в гараже, и не требуется никаких специальных инструментов. Это значительно снижает затраты на обслуживание автомобиля.
Как избежать проблем с помпой?
Конечно, сам этот компонент стоит не очень дорого (900-1500 рублей), но специфика замены не позволяет назвать эту процедуру приятной. Поэтому имеет смысл постараться избежать проблем с этим компонентом.
Давайте теперь рассмотрим основные причины неудач:
- Естественный износ. Как и любая другая деталь, водяной насос имеет свой ресурс. Обычно этот показатель оценивается в 70000 километров;
- Эксплуатация мотора на запредельных режимах. Помпа приводится в действие коленчатым валом. Соответственно, количество оборотов напрямую зависит от двигателя. Любители ездить на высоких оборотах, значительно быстрее изнашивают подшипник помпы. Если хотите реже менять насос, то имеет смысл придерживаться более спокойного стиля езды;
- Загрязнение системы охлаждения. В процессе эксплуатации двигателя в его канальцах для охлаждающей жидкости откладываются соли, ржавчина. Это же относится и к помпе. Бывали случаи, что насос просто забивало разной грязью, он не справлялся с работой. Это приводило подшипник к поломке. Также при засорах системы, работа помпы осложняется, что может привести к проблемам. Чтобы избежать проблем, периодически промывайте систему охлаждения.
Что понадобится для работы
Чтобы выполнить замену насоса в вашем автомобиле ВАЗ-2109, вам необходимо подготовить определенные инструменты и материалы. В частности, вам понадобятся:
- головки и ключи (торцевые и накидные) на 17 миллиметров и 10;
- вороток;
- широкая отвертка с плоским наконечником;
- острый нож;
- обтирочные концы;
- емкость объемом до 10 литров для жидкости;
- силиконовый нейтральный герметик;
- домкрат и дополнительный упор для машины;
- новая помпа с прокладкой.
Замена насоса карбюратора ВАЗ-2109 должна производиться на ровной площадке. Летом не возбраняется работать на открытом воздухе, а зимой лучше использовать теплый гараж.
Подготовительные мероприятия
- расположите машину в удобном вам месте и обязательно поставьте ее на ручной тормоз;
- убедитесь, что рычаг коробки передач находится в нейтральной позиции;
- если машиной пользовались недавно, то обождите, пока не остынет ее силовая установка.
Затем слейте охлаждающую жидкость из системы. Для этого:
- сдвиньте рычаг регулировки печки направо до упора;
- демонтируйте механизм зажигания с удерживающим его кронштейном;
- в подкапотном пространстве свинтите пробку бачка охлаждающей жидкости;
- найдите сливное отверстие (оно расположено в нижней части блока цилиндров);
- подставьте емкость;
- выверните заглушку;
- дождитесь полного вытекания тосола;
- насухо протрите двигатель, если на него попала жидкость.
Один важный момент: если охлаждающая жидкость сильно загрязнена, рекомендуется промыть всю систему.
Назначение и функции водяного насоса
Следует отметить, что термин «водяной насос» или «водяная помпа» не совсем корректен. Фактом является то, что в ранних автомобилях в качестве охлаждающей жидкости использовалась обычная вода. Сегодня в системе охлаждения циркулирует специальная жидкость, называемая тосолом или антифризом. Вода добавляется в систему охлаждения только в исключительных случаях.
В системе охлаждения двигателя циркулирует специальная жидкость, называемая тосолом или антифризом.
Двигатель внутреннего сгорания работает за счет воспламенения воздушно-топливной смеси в цилиндрах. Возникающее тепло быстро нагревает корпус двигателя. Если вовремя не остановить рост температуры, металл может сильно нагреться и деформироваться. Для предотвращения этого в блоке цилиндров и головке клапанов предусмотрены каналы, по которым циркулирует охлаждающая жидкость.
Современные охлаждающие жидкости представляют собой смесь воды, антифриза и специальных антикоррозионных агентов (присадок), которые придают раствору антипенные, антифлуоресцентные и антикавитационные свойства. Такой состав позволяет эксплуатировать автомобиль при температурах о т-40 до +40 оС. Кроме того, охлаждающая жидкость действует как смазка, что значительно увеличивает срок службы фрикционных элементов системы охлаждения.
Читайте также: Проверка юридической чистоты автомобиля при покупке: основные варианты.
Схема движения охлаждающей жидкости в двигателе ЗМЗ 40524
Водяной насос состоит из корпуса и приводного вала с рабочим колесом. Вал установлен на подшипнике и приводится в движение коленчатым валом через зубчатый ремень.
Насос устанавливается в стандартное отверстие в блоке цилиндров. Он представляет собой полость, в которой охлаждающая жидкость протекает по каналам системы охлаждения. На автомобиле ВАЗ 2108/09 насос закреплен в корпусе тремя болтами.
Система охлаждения двигателя закрыта и не регулируется. В дополнение к водяному насосу в комплект входят следующие компоненты:
Радиатор установлен в передней части автомобиля.
Термостат регулирует поток охлаждающей жидкости.
расширительный бачок компенсирует изменение объема охлаждающей жидкости при ее нагреве.
Все компоненты соединены шлангами разного диаметра. Особенностью семейства ВАЗ является доступность системы охлаждения для обслуживания и ремонта.
Расположение помпы
Двигатель внутреннего сгорания марки Subaru
Как правильно заглушить двигатель автомобиля и почему этого делать не следует…
Водяной насос расположен на правой стороне двигателя под пластиковой крышкой. Здесь же находится управляющее колесо, которое перемещает шкив насоса по ремню. Такая регулировка вызывает ряд проблем.
- Для осмотра помпы приходится снимать пластмассовый кожух.
- Из-за негерметичности сальника и небольшой протечки антифриз попадает на ремень, который быстро выходит из строя.
- При сильном износе подшипника вал может заклинить, а ремень ГРМ может соскочить или оборваться. Это в 90% случаев приводит к ударам поршней по клапанам, а в последствии и к дорогостоящему ремонту.
Насос охлаждения расположен на правой стороне двигателя.
По этим причинам необходимо регулярно (каждые 10 000-15 000 км) проверять механизм ремня ГРМ, чтобы убедиться, что насос натянут и функционирует должным образом.
Диагностика неисправностей
Неисправности водяного насоса на моделях ВАЗ с приводом на передние колеса возникают следующим образом.
- С правой стороны двигателя возникает посторонний шум, нарастающий с увеличением оборотов.
- Рядом с узлом ГРМ и под ним образуются следы ОЖ (не путать с моторным маслом).
- Под автомобилем появляется лужица, а уровень тосола в расширительном бачке заметно падает.
- Электрический вентилятор радиатора охлаждения включается чаще обычного в любую погоду.
Защитный кожух крепится к двигателю тремя винтами.
На практике оказывается, что большинство водителей признают проблему только на предпоследней и последней стадии износа, когда антифриз уже вытек в землю или вал насоса заблокирован.
Звук изношенного подшипника водяного насоса на фоне работающего двигателя трудно определить. Проблема усугубляется звуками других неисправных компонентов, например, стучащих клапанов. Если вы подозреваете это, снимите пластиковую крышку шестерни ГРМ, открутив три винта ключом на 10 мм, и продиагностируйте насос следующим образом.
- Тщательно осмотрите пространство вокруг шестерни водяного насоса и ремень ГРМ на предмет наличия следов ОЖ. Следы ОЖ под насосом свидетельствуют об утечке тосола
- Посмотрите на положение зубчатого шкива относительно других шестерён и плоскости стального кожуха. Он не должен быть перекошен. После полного износа подшипника вал насоса может перекоситься
- Попробуйте покачать шестерёнку вдоль оси вала при натянутом ремне. Если это удалось, помпу нужно демонтировать.
- Ослабив натяжной ролик и ремень ГРМ, покачайте вал. При обнаружении люфта сдвиньте ремень и покрутите шкив рукой. Он должен вращаться легко и бесшумно.
Эти симптомы могут проявляться по отдельности или одновременно. Может случиться так, что уплотнение изношено, а подшипники работают (нет утечки, но нет и люфта в валу), или наоборот. В обоих случаях насос следует снять и разобрать или при необходимости заменить.
Метод обнаружения неисправности водяного насоса одинаков для карбюраторных и инжекторных версий автомобиля, различий нет.
Видео: работа неисправной помпы
Нюансы сборки
При установке приводного ремня 2109 убедитесь, что все метки на коленчатом валу находятся в правильном положении. Если они выровнены неправильно, вам придется потратить больше времени на регулировку системы зажигания и управления.
Когда натяжной шкив установлен на место, убедитесь, что ремень не ослаблен.
Иногда автомобиль не заводится или плохо заводится после повторной установки. Этот симптом указывает на то, что ремень установлен неправильно. Для улучшения ситуации:
- снимите его с шестеренки;
- проверните ее буквально на пару миллиметров;
- поставьте ремень на место.