Запас хода в часах: как правильно заводить и сохранить точность. Что такое запас хода

Советы и вопросы
Что такое запас хода - ЗАПАС ХОДА BMW 118i Полезное NEDC (New European Driving Cycle) Рейтинг автомобилей с большим запасом хода

На точность хода влияют несколько факторов: положение хронометра, температура при эксплуатации, износ деталей, возникающие при использовании удары и встряски, правильность выполнения подзавода и др.

Как рассчитывают запас хода автомобиля в Европе, Америке и Японии или оценочные циклы NEDC, JS08, EPA и WLTP

Любой автомобиль, будь-то дизельный, бензиновый или электрический агрегат, подлежит разным оценкам и классификациям. Больше всего, после технических характеристик, владельцев автомобилей интересует оценка расхода топлива, если говорить о ДВС автомобилях и запаса хода, если рассуждать об электрокарах.

В принципе, это симметричные понятия означающие одно — сколько километров способно проехать транспортное средство на одной заправке или подзарядке.

Однако, в мире автомобилей это понятие не так однозначно, поскольку существует несколько критериев или даже систем оценки. Владельцу или потенциальному покупателю, необходимо ориентироваться в этих системах, чтобы четче понимать и правильно оценивать потенциал своего электромобиля.

Прежде всего нужно пояснить, особенно для новичков электромобильной отрасли, что оценка запаса хода электромобиля у неподготовленного владельца, очень часто вызывают путаницу ведь данные по этим характеристикам у одной и той же модели могут иметь расхождение порой до 25%. Выглядит это примерно так, что европейский, американский и японский измерительные циклы представляют совершенно разные данные, которые разнять в некоторых случаях на 40-50 километров.

Данная тройка категорий оценок, наиболее популярна в автомобильном мире. Если сравнить на примере самого популярного в Украине (и мире) электромобиля Nissan Leaf, то цифры выглядят приблизительно так: американский цикл оценивает запас хода Leaf первого поколения в 160 км, европейский в 175 км, а японский предлагает и вовсе 200 км.

Какой же наиболее верный? Четкий ответ дать крайне сложно, но вот описать каждый цикл оценивания и дать владельцу возможность самому определить, какой наиболее оптимально соответствует стилю его вождения мы можем.

Ездим по-европейски или оценочный цикл NEDC

Оценочный цикл NEDC

Оценочный цикл NEDC © autoreview.ru

В обиходе цикл NEDC находится с 2000 года и рассчитывает езду на автомагистралях и в городской черте исходя из следующих данных. Общий критерий оценки основывается на прохождении расстояния в 11 километров в течении 20 минут. Показатели скорости данного цикла сосредоточены на отметке 33,6 км/ч, при которой за 20 минутный промежуток на автомобиль приходится 12 остановок и соответственно разгонов.

Для городской эксплуатации NEDC предлагает 4 оценочных блока, на каждый из которых приходится 1,013 км расстояния при длительности движения порядка 3 минут и 15 секунд. Предполагаемый разгон автомобиля для этих блоков составляет 18/32/50 км/ч, при средней скорости движения 18,7 км/ч.

Езда вне городских пределов в рамках цикла, оценивается исходя из данных, где предполагаемая средняя скорость движения составляет 62,6 км/ч, на дистанции 6,955 километров, которую автомобиль проезжает за 400 секунд. При этом максимальный разгон автомобиля предполагают на уровне 120 км/ч. Также нужно учитывать что оценка запаса хода проводится в условиях нулевого использования энергии автомобилем, то есть при не горящих фарах, выключенной климатической системе, дворниках и мультимедиа. Кроме того предполагается мягкий набор скорости без рывков и резких стартов, к примеру, на разгон до 50 км/ч европейцы отводят целых 26 секунд, а до 70 км/ч — 41 секунду. Также рассчитывают и на невысокие скорости на трассе.

Проще говоря, цикл NEDC рассчитан на неторопливую езду и не слишком динамичные разгоны. Как видим, данный цикл плохо применим для украинских реалий, где средняя скорость вождения, как минимум в полтора раза выше заявленной, при этом нужно учитывать холодное время года влекущее за собой дополнительное потребление энергии подогревом сидений и отоплением салона. Конечно, хотелось бы чтобы европейский стиль вождения был доминирующим на украинских дорогах, но к сожалению пока это не так.

JC08 — или как ездят по-японски

Оценочный цикл JC08

Оценочный цикл JC08 © autoreview.ru

Данный оценочный цикл работает в Японии с 2007 года, в 2010 он принят в качестве единого стандарта оценки. Расчетное время данного цикла составляет 20 минут, за которое автомобиль предполагаемо проезжает дистанцию 8,17 километров. Диапазон скоростей измерительного цикла JC08, составляет 24,4 км/ч для средней скорости и 81,6 км/ч для максимальной.

Что характерно, есть несколько специфических критериев оценки в данном цикле, во-первых допускаемое ускорение едва ли не максимальное по сравнению с остальными исследуемыми циклами, во-вторых оценка предполагает замеры с учетом «резвого» и «спокойного» старта. Крайне важным моментом для оценки запаса хода электромобилей, является факт, что остановки транспортного средства будут длительностью около 30% от расчетного времени (6 минут из тестируемых 20). Разумеется, что в таком режиме электрокар не использует электроэнергию, а соответственно цифры запаса хода по циклу JC08 будут наибольшими.

Наиболее оптимален расчет данного цикла для автомобилей, которые двигаются в городском трафике с его постоянными остановками на светофоре, пробками и парковками. Однако он не оптимален в своих расчетах касательно автомобилей используемых на автомагистралях, а точнее совсем не учитывает высокоскоростные показатели эксплуатации.

Наиболее приближенным к среднестатистическим показателям будет результат WLTP. Японский JC08 дает более точные показатели для городского цикла, а американский EPA — это минимум, на который точно может рассчитывать владелец электромобиля.

Значение запаса хода для часов

Значение запаса хода для часов

Работу часов обеспечивает сжатая пружина, постепенно раскручиваясь под контролем баланса. Колебательные движения, возникающие в результате этого, заставляют стрелки двигаться и отмерять тем самым время. Чтобы завести часы (то есть, закрутить пружину), вращают заводную головку, именуемую иначе ремонтуаром.

Конструкция часового механизма, параметры пружины и внешние факторы влияют на запас хода часов. Большая часть представленных на рынке моделей могут работать примерно 50 часов на одном заводе. Некоторые хронометры имеют запас хода, превышающий 72 часа. Но даже двое суток непрерывной работы являются нормой, учитывая, что владельцы механики являются людьми пунктуальными, привыкшими заводить свои приборы каждый день в одно и то же время. В случае необходимости оставления часов без завода на пару дней стандартные аксессуары с 50-часовым запасом хода будут вполне приемлемым вариантом.

Электронные и кварцевые хронометры, питающиеся от батарейки, заводить не нужно. Не смотря на это, и среди данных моделей существуют часы с указателем запаса хода, поскольку элемент питания имеет ограниченный ресурс. Рано или поздно батарейку нужно будет поменять. Запас хода в данном случае измеряется уже не в часах, а в днях или даже неделях. Индикатор оповещает владельца аксессуара, на сколько еще хватит заряда батареи.

Сегодня выпускаются хронометры со специфическими функциями, предназначенные для использования в различных условиях. Поэтому и часы с индикатором запаса хода могут также различаться от одной модели к другой. В частности, существуют эксклюзивные варианты с увеличенным ресурсом, о которых пойдет речь далее.

Часы с индикацией запаса хода должны информировать их обладателя как об использованном резерве, так и об оставшемся вплоть до полной остановки часов. Функция индикатора (power reserve) реализована очень просто. Механизм снабжен дополнительной стрелкой, непосредственно взаимодействующей с зубчатым колесом заводного барабана, которое начинает свое вращение после полного завода часов. Вместе с шестерней вращается и стрелка индикатора, устремляясь к нулевой отметке. Обладая таким хронометром, вы всегда будете знать, когда наступит время заводить часы.

Запас хода в часах с автоматическим заводом и автоподзаводом

Большая часть современных механических хронометров оснащена системой автоматического завода. Логично предположить, что энергии заведенных часов должно хватить как минимум на одну ночь и последующее утро. Обычно так и происходит — запас хода «механики» составляет 40-50 часов. Для работы автоматических хронометров этого диапазона хватит с лихвой.

Часы с пробегом

Сегодня все чаще выпускаются часы с большим запасом хода (до 3 суток), обладающие очевидным удобством. Например, можно завести их перед выходными и оставить без завода до понедельника.

Не менее удобно пользоваться механическими часами с автоподзаводом. Эти модели можно вообще не заводить вручную — запас хода продлевается автоматически.

Данный вариант, однако, предполагает активное ношение аксессуара, поскольку принцип действия механизма автоподзавода основан на движениях рук и работе встроенного ротора со смещенным к его краю центром тяжести.

Энергия от движения запястья передается сначала на данный ротор и затем через шестерни на пружину, сохраняя ее в закрученном состоянии. Это позволяет увеличить запас хода фактически до бесконечности, но при условии, что владелец будет носить часы хотя бы по 8 часов в день и при этом активно двигаться. Эксплуатация хронометра при малой подвижности рук приведет к тому, что механизм автоподзавода перестанет своевременно срабатывать, и заводную головку придется периодически подкручивать.

Кроме того, в процессе ношения данных часов следует учитывать их характерные особенности.

Встроенный ротор придает хронометру дополнительную массивность.

Механизм чувствителен к резким ударам и может выйти из строя, например, при падении часов.

Модели с автоподзаводом содержат элементы из вольфрама и золота, чем обусловлена более высокая цена по сравнению с обычными механическими хронометрами.

У данных часов имеется такое важное достоинство, как пониженный износ деталей. Механизм автоподзавода позволяет гораздо реже закручивать пружину вручную, что увеличивает ее ресурс. Это же влияет и на точность хода часов. Однажды взведенная пружина, регулируемая в дальнейшем лишь автоподзаводом, обеспечит максимально точную работу хронометра на протяжении долгого времени.

Правильный выбор механических часов с индикатором запаса хода

Выбирая наиболее подходящую модель, учитывайте среди прочего характеристики механизма, поскольку от этого зависит как точность часов, так и особенности их эксплуатации. Данный критерий влияет даже на частоту обращения в сервисный центр. При выборе часов вам, скорее всего, попадались на глаза такие характеристики, как калибр и количество камней.

Итак, мы выяснили, что источником энергии в механических часах является сжатая пружина, закрепленная в заводном барабане. Постепенно раскручиваясь, она заставляет вращаться барабан, который в свою очередь приводит в движение весь часовой механизм. То, каким образом заводится пружина, определяет тип завода либо подзавода часов.

Правильный выбор механических часов с индикатором запаса хода

Если хронометр снабжен ручным подзаводом, закручивать заводную пружину нужно, вращая специально предназначенную для этого головку. При завинчивании этой детали происходит накопление энергии с некоторым запасом хода в часах. Что это значит на практике? Фактически тем самым обеспечивается автономность работы часов некоторый промежуток времени. Этот диапазон в современных механических моделях обычно составляет 24-72 часа. Столь небольшой временной промежуток обязывает владельцев время от времени выполнять подзавод часов при соблюдении некоторых нехитрых правил.

Перед началом процедуры крайне желательно снять хронометр с запястья. Так вы избавите заводную головку от избыточного давления. Это значит, что в часах с запасом хода вращать головку нужно плавно, без резких движений, небольшими порциями. Не торопитесь завести часы сразу одним движением — так вы рискуете повредить механизм. Если вы заметили, что головка вытягивается с трудом, не прилагайте лишних усилий во избежание поломки детали. Выполняйте данное действие одновременно с плавным вращением.

В процессе завода допускается вращать головку как строго по ходу стрелок, так и в обоих направлениях. Первый способ считается предпочтительным. И все же с целью равномерного распределения смазки внутри механизма важно время от времени прокручивать головку назад.

Рекомендуется заводить часы в одно и то же время, чтобы погрешность хода была минимальной. Тут важно вспомнить об основном недостатке «механики». Дело в том, что пружина в механических часах раскручивается неравномерно, а это негативно влияет на точность хода часов. В моделях с ручным подзаводом за сутки может накапливаться погрешность в 5-30 секунд, если своевременно не предпринимать меры.

На точность хода влияют несколько факторов: положение хронометра, температура при эксплуатации, износ деталей, возникающие при использовании удары и встряски, правильность выполнения подзавода и др.

Модели с автоподзаводом снабжены специальным модулем, являющимся источником энергии для закручивания пружины. Как уже было сказано ранее, основным элементом модуля является ротор (или инерционный сектор), приводимый во вращение естественными движениями рук. Вращаясь, он через систему шестеренок воздействует на заводную пружину. В последних моделях часов с автоподзаводом чувствительность этого модуля столь высока, что срабатывание ротора происходит от малейшего движения запястья.

Но помните: чтобы избавиться от необходимости регулярного ручного подзавода, необходимо активно пользоваться часами. Если вы снимаете с руки хронометр более чем на 8 часов, придется заводить механизм вручную.

Оцените статью