ЗАЗ-1102 «Таврия». Заз 1102 таврия норма

Советы и вопросы
Заз 1102 таврия норма - Подпишитесь на нас в: Яндекс.Дзен и Телеграм . FIAT-903 Модель ЗАЗ 1140 Модельный ряд Конструкция топливной системы

Автомобиль с движком 1.2 может набрать разгон до 100 км всего лишь за 15.9 секунд. Максимальная скорость, которую способна набрать машина — равна 158 км/час. Таких результатов удалось добиться производителям только после того как они под капотом автомобиля расположили 58 л.с.

ЗАЗ-1102 «Таврия»

ЗАЗ-1102 «Таврия»

ЗАЗ-1102 «Таврия» — переднеприводный микролитражный автомобиль особо малого класса второй группы (сегмент «А+») с кузовом трёхдверный «хетчбэк», серийно выпускавшийся на советском, позднее — украинском Запорожском автомобильном заводе с 1988 по 2007 год, а модели на её платформе производились до начала 2011 года.

Автомобиль ЗАЗ-1102 «Таврия» стал основой для целой линейки автомобилей, представляющих собой как непосредственно модификации базовой модели (более 40 различных вариантов), так и самостоятельные модели на её платформе, как то: «пятидверный лифтбек» ЗАЗ-1103 «Славута», «пятидверный универсал» ЗАЗ-1105 «Дана» и коммерческий пикап ЗАЗ-11055 «Pick-Up». В 2007 году производство ЗАЗ-1102 «Таврия» было прекращено, производство ЗАЗ-1103 «Славута» и ЗАЗ-11055 «Pick-Up» продолжалось. Кузов последнего серийного автомобиля ЗАЗ-1103 «Славута» был сварен 14 января 2011 года, а 15 января на ЗАЗе начался демонтаж оборудования и производственных линий в связи с планируемым переносом модели проекта T250 с FSO в Запорожье.

Содержание

В конце шестидесятых КБ завода «Коммунар» (ЗАЗ) в инициативном порядке начало разработку переднеприводного автомобиля малого класса под девизом «Перспектива» для замены «Запорожца» ЗАЗ-966, используя экспериментальные наработки НАМИ (прототип НАМИ-0132) и, позднее, ВАЗ-а (ВАЗ-3Э1101).

В семидесятые годы было создано несколько экспериментальных моделей с кузовами «хетчбэк» и «двухдверный седан». Однако, официально техническое задание на разработку от Минавтопрома СССР было получено только в 1978 году.

После изготовления опытной партии и начала процесса «доводки» автомобиля, Минавтопром кардинально поменял задание, заставив КБ перепроектировать автомобиль с оглядкой на популярную европейскую модель «Форд Фиеста» образца 1976 года, с целью превзойти его по характеристикам, — несмотря на сугубо отрицательную оценку этой модели коллективом завода. Испытатель Иван Павлович Кошкин вспоминал 1 :

В Европе этот автомобиль с 1976 года громко рекламировали как предел совершенства. Но когда я получил его для сравнительных испытаний и проверил на дорогах, оказалось, что ничего общего с рекламой нет. У задних пассажиров потроха вышибает на небольшой выбоине. Водитель на неровной дороге все время кланяется,- это у него голова так шатается из-за рассогласованности подвесок. Руль, чтобы сэкономить один шарнир, установили не по-людски, а под углом к продольной оси автомобиля. Представляете себе это «косое» руление? Нас приучили к мысли, что у западных конструкторов звезда во лбу. А они такие же смертные инженеры, не застрахованные от ошибок.

Задание на разработку и далее продолжало меняться — Минавтопром выдвигал всё новые и новые требования по превышению параметров разнообразных зарубежных «малолитражек» тех лет: «Фиат-Уно», «Остин-Метро», и так далее. Это, совместно с нехваткой финансирования, которое до середины восьмидесятых шло преимущественно на освоение новых переднеприводных моделей Волжского завода, привело к чрезвычайному затягиванию внедрения автомобиля в производство.

Первые серийные «Таврии» сошли с конвейера 18 ноября 1987 года, стоимость автомашины составляла 5100 рублей 2 . Одновременно со стандартным вариантом, был начат выпуск ЗАЗ-1102 в комплектации «люкс», которая отличалась увеличенной до 155 км/ч максимальной скоростью (вместо 145 км/ч в стандартном варианте), установкой магнитолы, двухкамерного карбюратора типа «солекс» (вместо однокамерного) и окраской кузова металлизированной эмалью; стоимость ЗАЗ-1102 в комплектации «люкс» составляла 5300 рублей 3 .

В то время «Таврия» позиционировалась как исключительно экономичный автомобиль. В 1989 году Минавтопромом СССР был выпущен рекламный ролик для западного рынка, в котором водитель заправляет «Таврию» из своей зажигалки. Этот ролик завоевал в Каннах «Бронзового льва» в номинации «торговая ».

Руководство завода несколько раз (в 2006 и 2007 годах) заявляло о скором снятии модели с производства. Массовый выпуск модели ЗАЗ-1102 «Таврия» с кузовом хэтчбек была завершен в 2007 году, хотя отдельные экземпляры дособирали ещё до осени 2009 года. В конце января 2011 года с конвейера сошел последний автомобиль модели ЗАЗ-1103 «Славута», который был продан с интернет-аукциона 11 февраля 2011 года за 47 020 грн.

Прямым наследником «Славуты» на конвейере стал ZAZ Forza. «ЗАЗ-Славута» и всё семейство «Таврия» — последние чисто-украинские автомобили.

Объем 1.3 л
— Мощность: 63 л.с.
— Максимальная мощность, л.с./кВт при об/мин: 63 / 58 при 5600
— Максимальный крутящий момент, Н*м при об/мин: 93 при 3500
— Разгон до 100 км/ч, с: 15.5

Проблемы на стадии зарождения

9695e28s 960

Еще в конце 60-х годов на ЗАЗе поняли, что Запорожец с его заднемоторной компоновкой и двигателем с воздушным охлаждением требует замены. Понимали это и в Минавтопроме СССР, периодически указывая на зарубежные аналоги, которые было бы неплохо догнать и перегнать. Но вместе с тем необходимые для разработки и запуска новой модели объемы финансирования до Запорожья не доходили.

zaz tavria 5

Приоритет был отдан Волжскому автозаводу, вследствие чего выпуск в целом перспективной Таврии был затянут. Справедливо это, кстати, и для автомобиля Москвич 2141.

zaz 1

И даже после того как в 1984 году ВАЗ наконец-то начал выпускать долгожданную «восьмерку», ситуация на Запорожском автомобильном заводе в лучшую сторону не изменилась.

zaz 1102 opytnyj 5

Мало того, что в условиях провозглашенной перестройки и хозрасчета деньги на внедрение новой модели поступали крайне медленно, так еще и сами заводчане, долгие годы выпускавшие конструктивно иной Запорожец, не смогли быстро решить возникшие технические трудности. Для сравнения: технические задания на разработку ВАЗ-2108 и ЗАЗ-1102 двум заводам были выданы одновременно, однако Таврия начала сходить с конвейера без малого на три года позже. К этому времени в Тольятти стали выпускать пятидверную модификацию ВАЗ-2109, что практически лишило Таврию возможности выйти на внешние рынки. Уменьшенная копия тольяттинской Самары из неизвестного Запорожья европейцам была не нужна.

ba95e28s 960

Не способствовало быстрому появлению ЗАЗ-1102 на рынке и то, что завод «Коммунар» почти все узлы и агрегаты изготавливал самостоятельно. Долгие годы литейное, механосборочное и десятки других производств были заточены под выпуск Запорожцев. Перевести их на создание новой модели было дорого и сложно. Принципиально иная конструкция автомобиля требовала новых технологий.

9a95e28s 960

При этом резерва территорий и рабочей силы у «Коммунара» не было. В год завод мог выпускать не более 150 тысяч автомобилей, чего было слишком мало. Производство ЗАЗ-1102 становилось выгодным только при условии, что ежегодно с конвейера будет сходить как минимум 300 тысяч автомобилей. И даже если бы в Запорожье нашли резервы, то ограничивающим фактором тут же стал бы Мелитопольский моторный завод, который не обладал мощностями для выпуска необходимого количества силовых агрегатов.

4695e28s 960

Так что судьба Таврии была предопределена еще до старта производства. Ни при каких обстоятельствах стать массовым этому автомобилю было не суждено.

Причины неуспеха

zaz 110206 tavria 47.jpg

Высокому спросу на ЗАЗ-1102 не способствовал отрицательный имидж продукции из Запорожья. Никто никогда не скрывал, что Запорожцы покупались скорее от безысходности, поэтому к новой модели, пусть даже она выглядела совершенно иначе, автолюбители изначально отнеслись настороженно. Таврии изначально была уготована роль дешевого непрестижного советского автомобиля.

zaz 110206 tavriya 2.jpg

К тому же ЗАЗ-1102 явно не годился на роль единственного в семье автомобиля. Копившие долгие годы на автомобиль советские семьи предпочитали еще немного подождать, но купить стоявшую на класс выше продукцию Волжского автозавода. При низкой стоимости топлива покупателей больше интересовали размеры салона и багажника, чем топливная экономичность.

zaz 110206 tavriya 1.jpg

Теоретически ЗАЗ Таврия могла бы привлечь покупателей своей низкой ценой, но молодые специалисты с зарплатой в 130-140 рублей не могли себе позволить даже такой автомобиль. И то, что Таврия была заметно дешевле Жигулей и нового семейства Спутник, кардинально проблему не решало.

Более-менее обеспеченным советским гражданам Таврия была неинтересна, а всем остальным ее приходилось рассматривать разве что из окон общественного транспорта. К тому же, несмотря на свою доступность, Таврия стоила заметно дороже Запорожцев.

Копия zaz 110206 tavria 11 1

На старте производства за автомобиль уже просили 5 тысяч 100 рублей, а после модернизации в 1990 году цена и вовсе возросла до 5 тысяч 429 рублей.

zaz 110206 tavria 41.jpg

Хотя «модернизация» в данном случае подразумевала всего лишь новую облицовку радиатора, установку молдингов на боковинах дверей и наличие электрического обогрева заднего стекла.

Рядный четырехцилиндровый двигатель объемом 1,1 литра, который уже тогда казался слишком слабым, трогать не стали. Равно как и большинство других узлов автомобиля. С выводом на рынок других модификаций у заводчан также не сложилось.

Определенные наработки по превращению трехдверной Таврии в пятидверный хэтчбек, лифтбек и даже пикап в Запорожье были, но в условиях развала СССР реализовать их было невозможно. Только в 1994 году свет увидела пятидверная модификация ЗАЗ Дана, а ЗАЗ Славута с двухобъемным кузовом и вовсе появилась только в 1999 году.

gl 4

zaz 1103 1

И ладно, если бы Таврия со своим одним-единственным двигателем, тесным салоном и маленьким багажникам была бы действительно неприхотливым и надежным автомобилем. Но вышло с точностью до наоборот.

На Тавриях из первых партий трескались стойки крыши, появлялись трещины на чашках передних стоек, гудели ступичные подшипники.

— Дешевизна
— Относительная простота конструкции
— Высокая коррозийная стойкость
— Хорошая обзорность
— Бодрый разгон и неплохие тормоза
— Комфортная подвеска

Отзывы владельцев «Таврии»

По словам владельцев, практически для всех владельцев «Таврии» ЗАЗ-1102, она была чем-то особым, сравнимым с супер автомобилем, типа «Mersedes AMG», «Bugatti Veyron» и т.п., способным влюблять в себя. Для обычных людей эта удобная «рабочая лошадка» – очень нужная вещь.

Все владельцы ЗАЗ-1102, отмечают ее хорошую вместимость и проходимость, малый расход топлива, относительную несложность в ремонте и при поиске запчастей, продуманность салона. В те времена для среднестатистического советского человека автомобиль ЗАЗ-1102 подходил идеально!

ЗАЗ-1102 фото

«Таврия Нова» – новый этап в развитии ЗАЗ-1102

С развалом страны Советов судьба многого, в том числе и будущее ЗАЗ-1102 «Таврии» была неопределенной. Возникло множество, казалось бы, неразрешимых вопросов: где брать деньги, куда двигаться и прочих. Однако помощь пришла откуда ее вовсе не ожидали. Заводом «Коммунар» в Запорожье заинтересовалась автомобильная компания «Daewoo» из Южной Кореи. Вложенные ею в «АвтоЗАЗ» средства позволили усовершенствовать ЗАЗ-1102 и начать совместный выпуск обновленного автомобиля под брендом «Таврия-Нова». Модель оказалась весьма удачной и свое место в нише авторынка по достоинству заняла благодаря экономичности, неприхотливости, маневренности и низкой цене. «Таврия Нова» ЗАЗ-1102 выпускалась на автозаводе «Коммунар» немногим более 11 лет.

Последняя «Таврия» сошла с конвейера завода в январе 2011 года. Ее место заняла модель ЗАЗ-1103 «Славута», разработанная еще в 1999 году. Время «Таврии» закончилось, однако это не означает, что ее забудут. Многие владельцы ЗАЗ-1102 всегда будут считать ее любимой «рабочей лошадкой»!

Определенные наработки по превращению трехдверной Таврии в пятидверный хэтчбек, лифтбек и даже пикап в Запорожье были, но в условиях развала СССР реализовать их было невозможно. Только в 1994 году свет увидела пятидверная модификация ЗАЗ Дана, а ЗАЗ Славута с двухобъемным кузовом и вовсе появилась только в 1999 году.

Технические характеристики ЗАЗ-1102 Таврия

— Кузов: 3-дверный хэтчбек, 5-мест

Двигатель ЗАЗ-1102 Таврия

Объем 1.0 л.
— Мощность: 54 л.с.
— Максимальная мощность, л.с./кВт при об/мин: 54 / 40 при 5500

Объем 1.1 л
— Мощность: 53 л.с.
— Разгон до 100 км/ч, с: 16.2
— Максимальная мощность, л.с./кВт при об/мин: 53 / 38 при 5500
— Максимальный крутящий момент, Н*м при об/мин: 80 при 3500

Объем 1.2 л
— Мощность: 58 л.с.
— Максимальная мощность, л.с./кВт при об/мин: 58 / 40 при 5300
— Максимальный крутящий момент, Н*м при об/мин: 90 при 3000
— Разгон до 100 км/ч, с: 15.9

Объем 1.3 л
— Мощность: 63 л.с.
— Максимальная мощность, л.с./кВт при об/мин: 63 / 58 при 5600
— Максимальный крутящий момент, Н*м при об/мин: 93 при 3500
— Разгон до 100 км/ч, с: 15.5

Коробка передач: 4- или 5-скоростная механическая

Максимальная скорость ЗАЗ-1102 Таврия

— 164 км/ч с двигателем 1.3 л

Объем багажника ЗАЗ-1102 Таврия

Объём бака ЗАЗ-1102 Таврия

Габаритные размеры ЗАЗ-1102 Таврия

— Длина: 3708 мм
— Ширина: 1554 мм
— Высота: 1410 мм
— Клиренс: 162 мм
— Колёсная база: 2320 мм
— Колея задняя: 1290 мм
— Колея передняя: 1314 мм

Оцените статью