Внедорожник ЗИЛ-131 оснащен системой постоянного тока с рабочим напряжением 12 В. Отрицательный полюс системы подключен к телу. Компоненты электрической системы экранированы для защиты от помех, а также для защиты от попадания воды.
ЗИЛ-131
Легендарный грузовик с военной рессорой — ЗИЛ-131. История автомобиля, который воплотил в жизнь работу вождей СССР и до сих пор используется в различных областях. Технические данные в таблицах и описание рабочих характеристик делают понятным, почему машина имеет такую хорошую репутацию. Вся серия моделей ЗИЛ.
- 1 История автомобиля
- 2 Технические характеристики
- 2.1 Двигатель
- 2.2 Колесная формула
- 2.3 Грузоподъемность
- 2.4 Подвеска
- 2.5 Электросистема
- 3.1 Внешний вид и кабина
История автомобиля
В 1959 году рабочие завода имени Лихачева начали совершенствовать производство «130» и модифицировать модели «131». Именно 5-й съезд партии, а точнее принятый на нем план развития национальной экономики, стал толчком для этого призыва к повышению производительности.
Для достижения этой цели нужны были разумные грузовики. Однако ЗИЛ-131 был разработан для конкретной отрасли — военных целей. Ранее на вооружении советской армии состоял ЗИЛ-157, который устарел к концу 1950-х годов.
Хотя испытания прототипов ZIS-130 начались в середине 1950-х годов, самолеты поступили на авианосец только в 1962 году. Такая длительная задержка была отчасти вызвана рядом непредвиденных обстоятельств, с которыми, хотя и не сразу, но удалось успешно справиться.
Впоследствии на базе этой модели началась разработка ЗИЛ-131. Прототипы военной модификации появились в 1966 году и почти сразу же успешно прошли все испытания. Наконец, в 1967 году на заводе имени Лихачева началось производство модели 131.
В течение довольно длительного периода испытаний удалось значительно улучшить эксплуатационные и функциональные характеристики автомобиля. Это также стало возможным благодаря постоянному совершенствованию базового шасси ЗИЛ-130.
Таким образом, основные характеристики автомобиля были значительно улучшены, проходимость и грузоподъемность возросли за счет новой конструкции шасси и усовершенствованного двигателя, а рабочее место водителя и кабина получили первые признаки эргономичности.
В 1960-х годах подобные инновации для внедорожных грузовиков были встречены с энтузиазмом. Производство не прекращалось, и в 1986 году на ЗИЛ-131 был установлен новый двигатель, который позволил расширить его возможности и снизить потери ресурсов при эксплуатации машины.
Технические характеристики
Двигатель ЗИЛ-5081 Количество цилиндров 8 Расположение цилиндров V-образное под углом 90о Количество тактов 4 Диаметр цилиндра 100 мм Ход поршня 95 мм Объем двигателя 5,97 л Степень сжатия 6,5 Мощность в киловаттах 110,3 Мощность двигателя в лошадиных силах 150 Максимальный крутящий момент 410 Ньютон метров Максимальная скорость 85 км/ч Максимальная скорость в составе автопоезда 75 км/ч Тип охлаждения Жидкостное Тип топлива Бензин А-76* Расход топлива для автомобиля# 35 литров на 100 км Расход топлива в составе автопоезда# 47 литров на 100 км *Также подходят масла с более высоким октановым числом.
# Приведенные цифры являются средними значениями.
Двигатель
Поскольку автомобиль предназначался в первую очередь для бездорожья, силовой агрегат должен был быть достаточно мощным. Карбюратор ЗИЛ-5081 идеально подходил для этой цели, не в последнюю очередь потому, что он был разработан специально для этого автомобиля.
Через некоторое время он получил предпусковой подогреватель, интегрированный в систему охлаждения.
Передача
Тип сцепления 24 Тип коробки переключения передач 182ЭМ/6СТ-132ЭМ Количество ступеней Синхронизаторы Тип раздаточной коробки Передаточное число раздаточной коробки Первая ступень 2,08:1 Вторая ступень 1:1 Тип главной передачи Двойная Передаточное число главной передачи 7,339:1 Привод задних мостов Последовательный проходной Сцепление было оснащено амортизирующими пружинами для демпфирования шагов передачи. Основное отличие от ЗИЛ-157 заключалось в том, что доступными были только два задних моста, а передний мост включался автоматически с помощью специального электропневматического привода.
Размеры.
Размеры автомобиля Длина 7 040 мм Ширина 2 500 мм Высота 2 480 мм Размеры платформы Длинна 3 600 мм Ширина 2 322 мм Высота 346 мм Высота с учетом тента 569 мм Погрузочная высота 1 430 мм Колесная база 3 350 мм Дорожный просвет 330 мм Передняя колея 1 820 мм Колея задних колес обоих мостов 1 820 мм Колесная база 6х6 Наружный радиус поворота 10,2 м Размер шин 12,00-12 Преодолеваемый брод 1,4 м Преодолеваемый подъем 30о Длинна лебедки 50 м Грузоподъемность По шоссе 5 000 кг По грунту 3 500 кг Вес буксируемого прицепа 4 000 кг Вес в полном снаряжении 10 425 кг История самого массового ЗиЛовского внедорожника
Автомобиль выпускался в течение 2 десятилетий и стал одной из самых известных моделей с беспрецедентными для того времени внедорожными возможностями. Именно поэтому его называли первым советским внедорожником.
Эта модель была впервые представлена в качестве прототипа в 1956 году. После длительных испытаний, продолжавшихся 5 лет, было принято решение о начале серийного производства ЗИЛ-131, но по неизвестным причинам оно снова было отложено, и первая партия ЗИЛ-131 покинула носитель только в 1966 году.
Но во время испытаний производители не теряли времени даром, они усовершенствовали свою конструкцию, и в результате получился грузовик такого высокого качества, что это стало настоящей сенсацией. Таким образом, он заменил устаревший на тот момент ЗИЛ-157, состоявший на вооружении советской армии.
Автомобиль имел отличные эксплуатационные характеристики, высокую пропускную способность, большую грузоподъемность, беспрецедентную скорость и комфортабельную кабину — все эти качества сделали его популярным в различных отраслях экономики.
Что ж, о надежности советского технического развития может свидетельствовать хотя бы тот факт, что машины в рабочем состоянии часто можно встретить на российских и других дорогах даже в наше время, при сегодняшнем изобилии возможностей.
Технические характеристики ЗиЛ 131
Длина автомобиля составляет 7 м, ширина и высота — 2,5 или 2,5 или 3 м (откидывающиеся модели). Дорожный просвет составляет 33 см, а грузоподъемность — 3,5 тонны.
Блок питания
Двигатель ЗИЛ-131 представлял собой двигатель V8 рабочим объемом 6 литров и мощностью 150 л.с. Более подробную информацию о характеристиках двигателя см. в таблице ниже:
Имя параметра Имя двигателя Имя Имя Имя Значение Тип двигателя Карбюраторный четырехтактный Число цилиндров 8 Тип охлаждения Жидкостное Расположение клапанов В верхней части двигателя Диаметр цилиндров 100 мм Рабочий объем 6 л Длина пути хода поршня 95 мм Степень сжатия 6,5 Максимальная мощность 150 л. с. Крутящий момент при 2000 об/мин 410 Н*м Стоит отметить, что автомобиль работал исключительно на бензине (лучшим выбором был А-76), дизельный ЗИЛ-131 не был доступен на рынке, а дизельные модели не разрабатывались.
Сцепление было сухим однодисковым, коробка передач — 5-ступенчатой синхронной и чрезвычайно износостойкой. Передняя ось включалась автоматически благодаря электропневматической системе.
Модель оснащалась 2 топливными баками емкостью 170 литров каждый, иногда встречались разные баки. Расход топлива составлял от 35 до 40 литров на 100 км при максимальной скорости 85 км/ч.
Основные модификации ЗиЛ 131 и их назначение
Шасси дальнобойного автомобиля позволяло устанавливать различные надстройки, так что диапазон его использования был более чем широк.
Таким образом, ЗИЛ-131 представлял собой классический грузовик с закрытыми деревянными бортами. Задняя плоская надстройка имела с каждой стороны откидные скамейки для сидения, вмещающие до 16 человек.
Манипулятор, тяжелый автомобиль из углеродистой стали, также был построен в соответствии с этой моделью. Крановое оборудование обычно устанавливалось на эту модификацию, и лебедки типа ЗИЛ-131 были очень популярны.
Создатели универсала позаботились о том, чтобы их изобретение обладало максимальной проходимостью. Его внедорожные способности ни в чем не уступали гусеничным машинам, поэтому повозка пользовалась большим спросом у военных. Например, на его шасси устанавливались легендарные «Катюши» и другая военная техника.
Особое внимание следует уделить ЗИЛ КУНГ (ЗИЛ КУНГ — это аббревиатура от Унифицированного тела нормального размера). Это переоборудование представляло собой фургон с крышей, предназначенный для перевозки станций техобслуживания и передвижных радиостанций.
История фургона ЗИЛ была короткой. В течение всего периода с конвейера сходило лишь несколько моделей, построенных по заказу клиентов.
Грузовик активно использовался в авиационном секторе — на его базе было установлено специальное оборудование для обслуживания самолетов.
Грузовики также использовались для уборки снега, поэтому логично, что они были оснащены оборудованием для уборки снега. Распространенной модификацией была пожарная машина ЗИЛ и версия автоцистерны для перевозки нефтепродуктов.