ЗИЛ-131. Технические характеристики ветерана не устаревают и сегодня. Вес зил 131 бортовой.

Советы и вопросы
Вес зил 131 бортовой - Внешний вид и кабина КУНГ и иные модификации Характеристики и вес автомобиля ЗИЛ 131 Цена нового и б/у ЗИЛ 131 Автомобиль рукавный АР-2

В 1959 году рабочие завода имени Лихачева начали совершенствовать производство моделей «130» и модификаций «131». Толчком к этому послужил 11-й съезд партии, а точнее, принятый на нем план развития национальной экономики.

ЗИЛ 131: вес, габариты, размеры, технические характеристики, расход топлива, особенности эксплуатации и применения

Трехосный вездеход ЗИЛ-131 составлял основу автомобильного парка Советской Армии и Армии Варшавского договора. Автомобили, оснащенные кабиной с панорамным окном, угловыми брызговиками и знаменитым КУНГом, можно встретить в самых отдаленных уголках мира.

Универсальность и прочность конструкции шасси позволили использовать машину для различных надстроек, кроме КУНГ. О мастерстве советских конструкторов, разработавших этот автомобиль, говорит тот факт, что он выпускался с 1966 по 2002 год.

Описание

Исходя из веса, ЗИЛ 131 можно классифицировать как полноприводный грузовик с передним расположением двигателя и колесной формулой 6х6. Изначально грузовик был разработан как транспортное средство для дальних перевозок. Его задача — перевозить грузы и пассажиров, тянуть прицепы по всем типам местности. Автомобиль заменил своего устаревшего предшественника — ЗИЛ 157.

По своим внедорожным качествам автомобиль ни в чем не уступает многим конкурентам с гусеничным шасси. Обновленный грузовик был значительно модернизирован по сравнению со своим предшественником. Он получил улучшенную ось, 8-слойные шины со специальным протектором, привод на передние колеса развязан, а трансмиссия получила единый карданный мост. Автомобиль хорошо зарекомендовал себя в сложных дорожных и климатических условиях и постоянно и надежно работает при температурах о т-45°C до +55°C.

История создания и развития

Вес и вместимость взлетно-посадочной полосы были самыми важными факторами при разработке ЗИЛ 131. Тем не менее, конструкторы завода имени Лихачева успешно справились с поставленной задачей. В результате получился дешевый в производстве, простой в обслуживании и высокостандартный военный грузовик, похожий на свой гражданский аналог с индексом 130.

Стоит отметить, что первая версия пошла в серийное производство. А всего три года спустя была представлена военная версия. Он был оснащен соответствующими агрегатами, необходимыми для выполнения военных функций. Но через пять лет его начали позиционировать как упрощенный грузовик для гражданского использования. Модель Classic 31 выпускалась серийно до 1986 года и просуществовала 20 лет. Затем была разработана более тяжелая версия ZIL 131 H, которая также получила усовершенствованный двигатель, улучшенные параметры расхода топлива, синтетический тент и переработанные оптические системы. Однако эта модификация не получила широкого распространения, хотя она была сделана и на УАЗе.

Эксплуатация ЗИЛ 131

Хотя первая серийная модель этого автомобиля была выпущена в 1966 году, технические характеристики двигателя до сих пор отвечают требованиям российской армии по многим параметрам:

Знакомьтесь, ЗИЛ-131

Большой военный грузовик, обычно с деревянной повозкой, покрытой тентом, с кабиной типа «Урал» и четырьмя задними колесами. Производство этих грузовиков для советских военных началось в 1966 г. и продолжалось до 1986 г. С 1986 по 1994 г. АМО ЗИЛ выпускало обновленную версию ЗИЛ-131Н с дизельным двигателем. Затем серия была заменена на ЗИЛ-4334 с измененной кабиной. После 1994 года 131-я «Зилака» выпускалась на автозаводе «Урал» до 2002 года. Затем эстафету перенял новоуральский завод «Автомобили и моторы Урала», который выпускал полный аналог грузовика под маркой АМУР-521320. Кроме того, на базе этой машины и сегодня производятся шасси для различных специальных автомобилей.

Хотя эти грузовики уже не выпускаются серийно, они все еще используются военными подразделениями. Их часто можно увидеть на российских дорогах в составе военно-транспортных колонн и военных парадов. Кстати, ЗИЛ-131 — это не просто самосвал, который перевозит людей и грузы. На базе этого грузовика было построено множество специальной техники для армии и для гражданских целей. Например, пожарные машины, мобильные установки связи, системы grad, первичные транспортные средства для стратегических ракет, лесовозы, мобильные воздушные транспортные средства и другие.

Одной из важнейших особенностей ЗИЛ-131 является его высокая проходимость по суше. Это требование оправдано, поскольку военному грузовику приходится передвигаться не только по асфальтированным дорогам, но и по пересеченной, часто дождливой и ползучей местности. В соответствии со своей миссией, ЗИЛ-131 оснащен полным приводом и большим дорожным просветом в 330 мм. Он может преодолевать глубину более одного метра и справляться с уклонами до 30 градусов. Грузоподъемность военного грузовика не является рекордной, но она достаточна для выполнения поставленных задач (см. таблицу).

Видеообзор

Устройство ЗИЛ-131 и его технические характеристики можно проиллюстрировать с помощью таблицы:

Тип Карбюраторный, 4-тактный, 8-цилиндровый двигатель с подогревателем
Вид топлива Бензин
Группа 6 л
Электричество 150 л.с. или 110 кВт
Длина от переднего бампера до задней части кузова 7040 мм
Ширина 2 500 мм
Высота кабины 2480 мм
Высота навеса 2975 мм
Расстояние от земли 330 мм
ЗИЛ-131 Основание (плоское основание)
ЗИЛ-131А Исполнение с неэкранированными электрическими блоками
ЗИЛ-131Б Полуприцеп для перевозки больших грузов до 12 тонн
ЗИЛ-131Д Военные и гражданские самосвальные автомобили
ЗИЛ-131Н1 Версия с дизельным двигателем мощностью 105 л.с.
ЗИЛ-131Н2 Эта версия была оснащена дизельным двигателем мощностью 132 л.с.
ЗИЛ-131С Версия грузовика для крайнего севера: Кабина была оснащена автономной системой отопления, усиленной теплоизоляцией и двойными окнами; автомобиль был оборудован противогололедной резиной
ЗИЛ-131Х. Грузовик для степи и пустыни, часто с соответствующим камуфляжем
ЗИЛ-131-137Б. Многосекционное транспортное средство для особо крупных перевозок

Несколько слов о кабине и кузове

Кабина ЗИЛ-131 представляет собой обычный металлический автомобиль. Интерьер выполнен в жестком советском стиле, без «городских» декоративных элементов, но со всеми необходимыми функциями. Имеется теплоизоляция, освещение и электронная приборная панель. Количество мест — три. Сиденье водителя и 2 пассажирских сиденья раздельные. Подвеска под кабиной жесткая, поэтому всегда есть неровности. В кабине с капотом доступ к двигателю не представляет проблемы — достаточно поднять капот.

Интерьер ЗИЛ 131

Боковые стороны корпуса сделаны из дерева и являются пустыми. Загрузка осуществляется через откидную заднюю дверь. При необходимости кузов может быть оснащен металлическими арками, к которым можно прикрепить защитную крышу. По бокам имеются откидные скамейки для перевозки персонала. В комплект входит съемная скамья на 8 человек. Всего в кузове может быть организовано 24 места.

Кузов ЗИЛ 131

Оригинальная модель существует уже почти 20 лет. В 1986 году завод имени Лихачева представил модернизированную версию ЗИЛ 131Н, которая выпускалась с дизельными (модификации ЗИЛ 131Н1 и ЗИЛ 131Н2) и бензиновыми (модификация ЗИЛ 131Н) двигателями. Через год производство этой модели началось на автозаводе «Урал».

Технические характеристики

Грузовик условно разделен на три основных компонента:

Двигатель — комплекс агрегатов, приводящих автомобиль в движение.

Шасси — это, проще говоря, машина с колесами или та, которая осуществляет движение.

Кузов — это функциональная начинка автомобиля. Назначение транспортного средства зависит от содержимого тела. Например, модифицируя кузов, можно собрать десятки различных транспортных средств — от грузовиков до автобусов.

ЗИЛ 131 с лебедкой

ЗИЛ-131 весит 6,8 тонны, включая лебедку, и достигает 10,5 тонны при максимально допустимой нагрузке. Таким образом, его грузоподъемность составляет 3,5 тонны. ЗИЛ-131 также эксплуатируется с прицепом, допустимая масса которого составляет 4 тонны.

Если машина работает со значительной перегрузкой, она будет быстро повреждена.

Этот вид подробно описан на автомобиле ЗИЛ-131:

Двигатель

Автомобиль приводится в движение восьмицилиндровым двигателем ЗИЛ-131, топливо в который подается через карбюратор. Мощность двигателя составляет 150 л.с. Четырехтактный двигатель имеет рабочий объем 6 литров. Максимальная частота вращения двигателя составляет 3100 об/мин, а максимальный крутящий момент при 1800-2000 об/мин — 402 Н/м.

Цилиндры имеют диаметр 100 мм, угол 90° и расположены в порядке 1-5-4-2-6-3-7-8.

Чугунный блок цилиндров двигателя внутреннего сгорания с верхним расположением клапанов состоит из:

  • легко снимаемые внутренние резервуары с кислотоупорными вставками сверху и резиновыми уплотнителями снизу.
  • овальные поршни из алюминиевого сплава,
  • две алюминиевые головки цилиндров с заглушками,
  • поршневые кольца, 3 из которых — чугунные компрессионные кольца, и стальное скребковое кольцо.

Двигатель ЗИЛа 131

Двигатель работает на бензине А-76, топливо подается мембранным насосом. Расход топлива на 100 км при скорости 40 км/ч составляет 40 литров (на 10 литров больше, чем у ЗИЛ-431410).

Шасси

Шасси состоит из основных элементов, действие которых направлено на передачу усилий от двигателя к колесам. К ним относятся:

  • Трансмиссия,
  • приводное оборудование,
  • рулевое управление.

На ЗИЛ 131 трансмиссия присутствует на всех колесах с колесной формулой 6х6:

  • механическая, с 5 передачами и двумя синхронизаторами, коробка передач,
  • раздаточная коробка с двумя передачами.

Раздаточная коробка состоит из рычага, пружины сцепления, тяги, стопорного устройства и тяг и установлена на продольных элементах рамы и закреплена болтами.

Передачи переключаются рычагом, имеющим три положения: передняя передача — положение рычага сзади, пониженная передача — положение рычага спереди, а нейтраль имеет рукоятку посередине.

Шасси ЗИЛа 131

Ходовая часть

Рама кованая и соединена с продольными и поперечными элементами заклепками. Сзади прикреплен крюк для буксировки других, менее землеройных машин.

Сферы применения

Грузовики ЗИЛ-131 использовались не только в СССР, но и экспортировались в страны Варшавского договора и другие дружественные государства. Грузовик с фиксированной дистанцией безопасности и улучшенными тяговыми характеристиками был способен ездить по любой дороге при температурах о т-40 до +50oC.

В то время не существовало внедорожников, поскольку хороших дорог почти не было, поэтому при проектировании автомобилей конструкторы думали в первую очередь о проходимости. ЗИЛ 131 был основной машиной для перевозки военных грузов и личного состава до 24 человек, на нем перевозили огнестрельное оружие и двухтонные грузовые автомобили СМЗ-8325.

Модели ЗИЛ-131 с плоской платформой были приспособлены для перевозки на грузовых самолетах Ан-22, Ан-124 и Ил-76.

Все военные модели ЗИЛ-131 с первых дней производства оснащались бронированным электрооборудованием, трехступенчатой фильтрацией воздуха и герметичными блоками, чтобы их можно было использовать во всех армейских формированиях и в критических дорожных и погодных условиях (как и МАЗ-5551).

Армейский ЗИЛ 131 фургон

Позже шасси ЗИЛ131 стали использоваться в качестве топливных и нефтяных цистерн, танкеров и пожарных машин. Закрытые кузова были созданы для передвижных лабораторий, радаров и радиостанций — грузовиков. Также выпускались специальные автомобили для аэропортов.

Авторазливочная станция АРС-14

ARS-14 — это автоматическая заправочная станция — одно из применений шасси ЗИЛ-131. Это комплекс специального оборудования, предназначенного для:

  • Транспортировка химических агентов,
  • дезактивация газов и токсичных соединений,
  • дезактивация почв, а также дезактивация токсичных и зараженных веществ, содержащихся в военном оружии и технике, специальными жидкими растворами в случае химического или бактериологического нападения.

Станция была предназначена для нужд армии. Специальное оборудование станции ARS-14 состояло из:

  • два насоса: ручной и механический самовсасывающий,
  • трубопровод,
  • трубы, каналы, переходники и коллекторы.

В процессе работы насос забирает жидкость из бака, резервуара или другой емкости и направляет ее на обрабатываемые участки.

Авторазливочная станция АРС-14

Конструкция ARS-14 использовалась для создания пожарных автомобилей.

В течение многих лет инженеры пытались решить сложную проблему: Как снизить стоимость автомобиля, не жертвуя высоким уровнем производительности? Наконец, проблема была решена, и на свет появился высококачественный, надежный продукт. После выпуска модели 131 планировалось сократить производство модели 157, но они выпускались параллельно в течение следующих 20 лет.

Масса, габариты, грузоподъемность

Вес и габариты этого типа транспортного средства относительно невелики, несмотря на его основное назначение. Параметры следующие:

  • Вес модели без лебедки — 6 135 кг,
  • вес модели с лебедкой — 6 375 кг.

лебедка автомобиля ЗИЛ-131

Несмотря на то, что вес механизма лебедки ЗИЛ-131 достаточно высок по техническим характеристикам, его наличие оправдано в любом случае, так как позволяет справиться с передвижением по крайне сложной и экстремальной местности.

Общий вес транспортного средства:

  • с лебедкой — 10 425 кг,
  • без лебедки — 10 185 кг.

Максимальная полезная нагрузка составляет всего 3 500 кг. При необходимости автомобиль можно использовать и в сочетании с прицепом.

Допустимый вес зависит от дорожных условий, в которых эксплуатируется автомобиль ЗИЛ-131:

  • Масса при движении по дорогам с твердым покрытием — 6 500 кг,
  • для движения по грунтовым дорогам — 4 000 кг.

Базовая версия автомобиля имеет следующие размеры:

  • Длина от переднего бампера до задней части кузова, мм — 7 040,
  • Высота без солнцезащитного козырька, мм — 2 480,
  • Высота с солнцезащитным козырьком, мм — 2 975,
  • Ширина от левого колеса до правого колеса, мм — 2 500 мм.

Дорожный просвет ЗИЛ-131 составляет 330 мм, поэтому грузовик может легко передвигаться по неровной местности — в лесах, полях и других местах.

Расстояние между колесами составляет 3,35 м + 1,25 м. Ширина передних и задних колес одинакова — 1,82 м. Радиус поворота составляет 10,8 м. Учитывая длину тела, этот параметр не так уж велик.

Тормозной путь составляет 29 м при скорости 50 км/ч. Причиной этого является высокая инерция, возникающая из-за веса всего автомобиля и грузовика с людьми и всем имеющимся оборудованием.

Конструкция шасси

Шасси этого автомобиля состоит из следующих основных компонентов:

  • Механизмы контроля,
  • приводное оборудование,
  • главная передача (трансмиссия).

особенности конструкции шасси ЗИЛ-131

Механизмы управления ZIL-131 включают:

  • гидравлическая система рулевого управления, которая имеет механическую связь с передними колесами,
  • тормозная система.

Система привода включает следующие компоненты:

  • шасси,
  • оси, на которых установлены колеса,
  • приостановки.

Главная коробка передач этого грузовика двойная, а передаточное отношение составляет 7,34.

Особенности грузовика

Особенностью этого типа грузовиков является то, что передняя ось подключается к электропневматическому приводу.

Механизм разблокировки расположен на приборной панели внутри салона и представляет собой металлический тумблер.

Также можно было включить передний мост с помощью рычага переключения передач.

коробка переключения передач автомобиля ЗИЛ-131

Трансмиссия ЗИЛ-131 — механическая коробка передач.

Вторая и третья передачи оснащены специальными фиксаторами. Они предотвращают произвольное отключение коробки передач при резком увеличении нагрузки на двигатель. Это чрезвычайно важно во время длительного подъема.

Для своего года выпуска ЗИЛ-131 оснащен несколькими современными электронными системами.

В конструкции используется генератор переменного тока с большим запасом мощности, а также бесконтактное зажигание с электронным коммутационным устройством.

Также имелось специальное вибрационное устройство, которое позволяло грузовику работать в течение 30 часов без перерыва. Все это было новым для тех лет, когда началось производство рассматриваемого автомобиля.

Кабина

Кабина ЗИЛ-131 была каркасного типа, обшитая снаружи металлическим листом, а внутри — утеплителем другого типа. Его наличие позволяет водителю чувствовать себя комфортно даже в сильный мороз.

Вентиляция салона осуществляется путем открытия специальных вентиляционных отверстий в дверях и боковых окнах.

Все подвижные элементы оснащены специальными резиновыми уплотнениями, обеспечивающими герметичность.

Все необходимое для контроля основных параметров двигателя расположено на приборной панели автомобиля:

  • Указатель уровня топлива,
  • вольтметр/амперметр,
  • тахометр,
  • манометр давления масла,
  • указатель температуры,
  • Спидометр.

Все органы управления, необходимые для комфортной езды, находятся в пределах легкой досягаемости водителя.

какими особенностями обладает кабина ЗИЛ-131

Рычаг индикатора расположен на рулевой колонке. Все остальные расположены на приборной панели справа от спидометра.

Ручки имеют форму, которая оптимально ложится в руку и позволяет комфортно выполнять различные функции.

Сиденья водителя и пассажира можно лишь немного отрегулировать.

Тем не менее, жить в этом домике вполне комфортно: Конструкторы создали сиденья с учетом антропометрических параметров среднего человека. По этой причине большинство водителей могут ездить на ЗИЛ-131 с большим комфортом.

Знаете ли вы, какие технические характеристики делают автомобиль Ural 4320 максимально безопасным для его пассажиров?

В данном отчете рассматриваются преимущества и недостатки экскаватора-погрузчика Амкодор 352.

По ссылке http://spez-tech.com/tehnika/selhoz/pritsepyi-i-polupritsepyi/gazel-avto/tyagach-s-funktsional-gruzovika-i-mobilnost-legkovogo.html вы найдете не только информацию о возможных ценах на тягач ГАЗель, но и описание основных вариантов этого вида транспорта.

Количество топлива контролировалось индикатором уровня, который подавал световой или звуковой сигнал при превышении допустимого количества.

Модификации

  • ЗИЛ-131 — базовая версия,
  • ЗИЛ-131А — версия с неэкранированным электрооборудованием, унаследованная от ЗИЛ-130. От базовой версии он отличался отсутствием специального военного оборудования, средним сиденьем в кузове и защитой фар. Производство автомобиля было завершено в 1971 году,
  • ЗИЛ-131В — трактор на шасси ЗИЛ-131, с 2 запасными колесами, укороченным шасси и седельно-сцепным устройством. Грузовик использовался для перевозки грузов вместе с полуприцепом весом 12000 кг (по грунтовым дорогам — 10000 кг). Он выпускался в период 1968-1986 гг,
  • ЗИЛ-131Д — экспериментальное шасси для самосвалов; не было запущено в серийное производство из-за неисправностей,
  • ЗИЛ-131Д — одноименная модель 1992 года с двигателем «Caterpillar»; ее производство продолжалось 2 года,
  • ЗИЛ-131Н — модернизированная версия базовой модели. Основные отличия: новый двигатель ЗИЛ-5081, увеличенный ресурс (250 000 км), пластиковый тент и улучшенный внешний вид. Производство ЗИЛ-131Н было прекращено в 1987 году,
  • ЗИЛ-131НА — аналогично ЗИЛ-131Н с неэкранированным электрооборудованием,
  • ЗИЛ-131НВ — тракторный агрегат с улучшенной платформой,
  • ЗИЛ-131Н1 — модификация с дизельным двигателем «Д-245.20» мощностью 105 л.с,
  • ЗИЛ-131Н2 — версия с 132-сильным дизельным двигателем «ЗИЛ-0550»,
  • ЗИЛ-131С и ЗИЛ-131АС — северная версия. Эти модели были оснащены кабиной с автономным отоплением, морозостойкими шинами, дополнительной изоляцией, противотуманными фарами, изоляцией аккумулятора и двойным остеклением. Автомобили использовались при температуре д о-60 градусов,
  • ЗИЛ-131НС, ЗИЛ-131НАС и ЗИЛ-131НВС — обновленные версии в северном исполнении,
  • ЗИЛ-131Н — модель для пустынь и жарких регионов,
  • ЗИЛ-131-137Б — автопоезд,
  • ЗИЛ-131 КУНГ (унифицированный кузов с нулевыми размерами) — утепленная конструкция со станцией обогрева и очистки воздуха (ФВУА-100Н-12) может удовлетворить широкий спектр военных требований.
  • ЗИЛ-131-АТЗ-3 — топливозаправщик,
  • ЗИЛ-131-МЗ-131 — нефтезаправочный автомобиль,
  • ЗИЛ-131-АС-40 — пожарный автомобиль.

Специальная установка позволяла поддерживать автономную систему отопления, которая функционировала за счет сжигания топлива.

Подводим итоги

С 1967 по 2002 год прошло 35 лет. За этот период рассматриваемая модель неоднократно совершенствовалась, что успешно сказалось на ее эксплуатационных характеристиках. В результате «131», изготовленный на заводе имени Лихачева, получил высшую награду для изделия — знак качества СССР.

Фото ЗИЛ-131 с манипулятором

Несмотря на прекращение производства и замену более новыми прототипами, ЗИЛ-131 до сих пор колесит по дорогам постсоветских стран. Автомобили верно служат различным отраслям народного хозяйства и выполняют план, заложенный Съездом СССР в 1959 году.

Рекомендуем прочитать статью ЗИЛ — история автомобильного гиганта

ЗИЛ-131 фото

ЗИЛ-131

Lancia Delta Auto — история гиганта автомобильного гиганта — Lancia Delta Auto — гигант автомобильного гиганта — Lancia Delta Auto — Lancia Delta Auto — Lancia Delta Auto

ЗИЛ-131

История Москвича 402 в деталях

ЗИЛ-131

ЗИЛ-131

ЗИЛ-131

УАЗ — уникальные внедорожники с легендарной историей

ЗИЛ-131

Пассажирский ЗИЛ-131Бортовой ЗИЛ-131Фото ЗИЛ-131Авто ЗИЛ-131Вид сзади ЗИЛ-131Фото авто ЗИЛ-131Вид сбоку ЗИЛ-131Вид спереди ЗИЛ-131Фотография ЗИЛ-131

ЗИЛ-1131 был построен полвека назад, заменив устаревший ЗИЛ-157, а первые модификации появились в 1986 году. Изначально автомобиль был разработан для нужд Советской Армии.

Габаритные размеры:

  • Длина — 7040 мм,
  • ширина — 2500 мм,
  • высота — 2480 мм (с тентом — 2970 мм),
  • Колесная база — 3350+1250 мм,
  • расстояние от земли — 330 мм,
  • колея передних колес — 1820 мм,
  • колея задних колес — 1820 мм,
  • радиус поворота — 10800 мм.

Весовые характеристики:

  • Масса без нагрузки — 6135 кг (с лебедкой — 6375 кг),
  • Грузоподъемность — 5000 кг,
  • полная масса автомобиля — 10185 кг (с лебедкой — 10425 кг),
  • допустимая масса прицепа — 6500 кг (базовая масса — 4000 кг).

Максимальная скорость автомобиля с грузом 3750 кг составляет 80 км/ч. Средний расход топлива при скорости 60 км/ч составляет 36,7 л/100 км. Грузовик оснащен 2 топливными баками по 170 литров каждый. Радиус действия составляет 630 км. Тормозной путь при скорости 50 км/ч составляет 29 м.

Максимальный наклон составляет 30 градусов, высота подъезда 1400 мм.

Двигатель

Силовая установка ЗИЛ 131 была заимствована у ЗИЛ 130. Двигатель представлял собой четырехтактный V-твин с карбюратором, 8 цилиндрами, расположенными под углом 90 градусов, верхними клапанами и жидкостным охлаждением. Система привода двигателя включала в себя топливный фильтр, карбюратор, регуляторы уровня топлива, топливный насос, два топливных бака, карбюратор и коллекторы. Сам двигатель был установлен на резиновых креплениях, чтобы защитить его от несбалансированных сил и вибраций, тем самым продлевая срок его службы.

Блок цилиндров был изготовлен из чугуна и состоял из вкладышей, уплотнительных колец, легкосъемных гильз, алюминиевых головок цилиндров, поршневых колец и овальных поршней. Конструкция оказалась чрезвычайно прочной и проверенной.

Устройство несколько раз модернизировалось, что привело к улучшению его характеристик. Более поздние версии, например, были оснащены предпусковым подогревателем, который позволял легко запускать двигатель при отрицательных температурах.

Характеристики двигателя:

  • Рабочий объем — 5,96 л,
  • номинальная мощность — 150 л.с,
  • максимальный крутящий момент — 402 Нм,
  • степень сжатия — 6,5,
  • количество цилиндров — 8,
  • Рекомендуемая марка топлива — бензин А-76.

Тест Драйв ЗИЛ 131

ЗИЛ 131 имел необычный дизайн, но во многом он напоминал советские грузовики того времени. Подобные решения использовались во многих отечественных автомобилях, что можно объяснить одинаковой стратегией в их конструкции. Разница была лишь в подходе к решению определенных технических проблем. В случае с ЗИЛ 131 конструкторы постарались упростить конструкцию основных узлов, сохранив при этом высокие технические характеристики. В результате был разработан продукт, который стал лучшим в своем классе на многие годы.

Схема электрооснащения

ЗИЛ 131 имел кузов 6х6 с передним и полным приводом. Шасси было позаимствовано у ЗИЛ 130 с некоторыми изменениями и состояло из проверенных компонентов для передачи мощности от двигателя к колесам.

Полный привод включал 5-ступенчатую механическую коробку передач с 2 синхронизированными передачами и 2-ступенчатую раздаточную коробку. Последний состоял из рычага, зажимов, тяг, пружины сцепления, стопорного устройства и тяги. Раздаточная коробка была прикручена к поперечинам рамы. Переключение передач осуществлялось с помощью рычага, имеющего 3 положения:

  • заднее положение — передняя передача,
  • переднее положение — понижающая передача,
  • средняя позиция — нейтральная.

Коробка передач была очень надежной. Вторая и третья передачи были оснащены специальной блокировкой, предотвращающей случайное отключение при внезапной перегрузке двигателя. Это была важная особенность на длинных уклонах.

Привод и управление ЗИЛ 131 осуществлялось через передний мост, а задний и центральный мосты были ведущими. Редукторы переднего и заднего мостов были установлены над картером и отбортованы горизонтально.

Шасси состояло из закрытой рамы. Он был соединен с поперечными балками и балками долины заклепками. В задней части имелся крюк для буксировки других транспортных средств с меньшей пропускной способностью. Сама рама была склепана и запечатана для усиления.

Передняя подвеска была основана на паре листовых рессор, передние концы которых фиксировались болтами, прикрепленными к проушинам рамы. Эта конфигурация считалась классической и ранее использовалась на многих моделях завода имени Лихачева. В задней части была установлена маятниковая подвеска, которая распределяла нагрузку между средней и задней осями. Этот тип подвески часто использовался на трехосных автомобилях.

ЗИЛ 131 был оснащен дисковыми колесами со складным ободом и втулкой и шинами со специальным протектором. Первоначально обод крепился к колесу болтами, но с 1977 года появились версии с предохранительными кольцами. Это новшество значительно облегчило снятие колес.

Рулевая система включала в себя гидроусилитель руля, тормозную систему и гидравлический усилитель тормозов. Система рулевого управления состояла из шарового шарнира со шпинделем и гайкой на рециркулирующих шарикоподшипниках и рейки. Ручной двигатель был оснащен силовым агрегатом, установленным в картере. Основу тормозной системы составляли барабанные тормоза с внутренними колодками, которые разжимались шарнирным рычагом, установленным на всех колесах. При срабатывании также активируются тормоза полуприцепа или прицепа, прицепленного к автомобилю.

Тем не менее, жить в этом домике вполне комфортно: Конструкторы создали сиденья с учетом антропометрических параметров среднего человека. По этой причине большинство водителей могут ездить на ЗИЛ-131 с большим комфортом.

Технические характеристики

В процессе модификации были сформулированы следующие технические характеристики ЗИЛ 131:

  • Вес — 10425 кг,
  • Грузоподъемность — 5000 кг,
  • Площадь поверхности тела — 8,2 квадратных метра,
  • объем кузова (платформы) — 6,6 куб. м,
  • максимальная скорость — 80 км/ч,
  • коробка передач — механическая 5-ступенчатая,
  • тип колес — 6×6.
  • Длина — 7040 мм,
  • ширина — 2500 мм,
  • высота — 2480 мм (с тентом — 2970 мм),
  • расстояние от земли — 330 мм,
  • радиус поворота — 10800 мм.

Машина может преодолевать проходы глубиной до 1,4 м и двигаться в гору с уклоном до 30 градусов. Он оснащен двумя 170-литровыми топливными баками.

Двигатель

Двигатель ЗИЛ 131 — V-образный 8-цилиндровый двигатель с карбюраторами. Как и многие другие технические подразделения, он был стандартизирован с гражданской версией 130. Двигатель имел рабочий объем 6 литров и развивал мощность до 150 л.с. В отличие от гражданской версии, армейская также получила предпусковой подогреватель, который обеспечивал надежный запуск двигателя в сильный мороз. Клапаны были расположены на верхней части. Охлаждение производилось жидкостью. Тип двигателя — четырехтактный.

Трансмиссия и тормоза

Основными частями трансмиссии являются сцепление, коробка передач, раздаточная коробка, трансмиссионная линия, главные передачи, дифференциалы и ведущие колеса. 131 имеет два приводных вала и, следовательно, два «комплекта» главной коробки передач, дифференциала и трансмиссии. Средняя ось называется поперечной, поскольку она обеспечивает привод от передней оси к задней. Передняя ось включается автоматически с помощью электропневматического механизма.

ТТХ ЗИЛ 131

Данный автомобиль оснащен однозубым сухим фрикционным сцеплением. Это означает, что крутящий момент передается за счет трения между дисками. Контактные поверхности дисков должны быть сухими. Это отличает их от конструкций в масляных ваннах. Сжатие дисков обеспечивается пружинами по периферии. Приводной шкив оснащен гасителем вибрации и механическим приводом. Важно отметить, что муфта была адаптирована для преодоления водных препятствий. Для предотвращения попадания воды в механизм все соединения в картере уплотняются пастой. В нижней крышке также была заглушка, которая дополнительно защищала картер от попадания жидкостей.

Коробка передач была синхронизированной пятиступенчатой. Он имел двухступенчатую раздаточную коробку и был одним из самых распространенных. Коробка передач была одним из самых долговечных и надежных узлов и прослужила без поломок до 300 000 миль.

Ходовая часть и подвеска

Ходовая часть, мосты, передняя и задняя подвески, колеса и шины составляли трансмиссию грузовика. Основой конструкции является сварная стальная рама, состоящая из двух продольных и нескольких поперечных балок. Рама служит основой для основных узлов и агрегатов. К ним относятся, в частности, опоры, к которым крепятся брызговики, стойки, топливный бак, детали подвески и т.д.

Кабина

Кабина довольно просторная и имеет три места (для водителя и двух пассажиров). На приборной панели отображается уровень топлива, температура масла и охлаждающей жидкости, скорость и пройденное расстояние.

Стекло представляет собой панорамное стекло, разделенное на две части. По поводу этой детали было много дискуссий. Дизайнеры остановили свой выбор на изогнутом панорамном стекле. Однако быстро стало ясно, что это не идеальное решение для грузовика в военное время. Использование этого стекла затрудняло ремонт на месте. Его нужно было где-то хранить и куда-то перевозить. Испытания показали, что использование плоского стекла не только решит проблемы эксплуатации, но и значительно улучшит теплоизоляцию. Однако стоимость замены стекла оказалась настолько высокой, что Министерство обороны отказалось от этой идеи.

Условия эксплуатации

В целом, автомобиль рассчитан на жесткие условия эксплуатации и не предъявляет высоких требований к качеству дорожного покрытия, температуре окружающей среды и другим факторам. Однако его не следует перегружать. Запрещается превышать максимально допустимый вес ЗИЛ, нагрузка должна быть равномерно распределена и надежно закреплена.

Хотя 131-й ЗИЛ на протяжении десятилетий был самым важным военным автомобилем СССР, его часто критикуют. Считается, что он сильно уступил своему предшественнику, и что было бы лучше модифицировать модель 157 вместо того, чтобы тратить ресурсы на новую модель. Тем не менее, автомобиль часто использовался в военных целях и ценился водителями.

Стоимость автомобиля

Сегодня военный ЗИЛ можно купить только на вторичном рынке. Цена зависит от пробега и технического состояния. В среднем экземпляры начала 1990-х годов можно купить за 100-110 тысяч рублей. Машины, произведенные в начале 2000-х годов, будут стоить дороже — 350-400 тысяч рублей. Они также вполне доступны в плане обслуживания и ремонта; запасные части и расходные материалы стоят недорого, особенно по сравнению с более современными моделями этой категории.

Грузовик пользовался большим спросом в Советском Союзе и соседних странах. Он также экспортировался в Африку и Азию в рамках международного сотрудничества. Интерес к грузовику сохраняется и по сей день. Учитывая габаритные размеры и вес, ЗИЛ можно использовать в качестве городского грузовика. Его можно использовать еще более эффективно для транспортировки материалов и людей в сельской местности, в том числе для снабжения удаленных кемпингов. Как пожарные машины, так и буровые установки на базе ЗИЛа пока не имеют конкурентов.

Оцените статью