ГАЗ-14-05 — это пожиратель парадов. С 1982 по 1988 год было выпущено 15 экземпляров. Первый образец хранится в музее ГАЗа. В отличие от ГАЗ-13Б, он имеет только открывающиеся с помощью электропривода боковые окна на передних дверях, а вместо механизма кабриолета над передним сиденьем был установлен простой ручной тент.
Автомобили ГАЗ-14 Чайка
ГАЗ-14 — это вторая версия легендарного семейства советских автомобилей «Чайка». Как автомобиль малого представительского класса, он был построен вручную на Горьковском автозаводе. Между тем, история обновленной «Чайки» была относительно недолгой. Производство продолжалось с 1977 по 1988 г. Причем решающую роль в печальном конце этой истории сыграли не технические аспекты и не устаревание проекта, а политические особенности СССР.
Так выглядит автомобиль ГАЗ 14 «Чайка».
За период сборки было выпущено в общей сложности 1 120 единиц автомобиля ГАЗ-14 «Чайка». Несмотря на временной разрыв между датой, когда последняя «Чайка» покинула завод, автомобиль представляет большой интерес для инженеров и историков.
История создания
ГАЗ-14 стал продолжением легендарной представительской серии ГАЗ-13. Первая «Чайка» выпускалась почти два десятилетия — с 1959 по 1978 г. Примечательно, что в случае с «Чайкой» неумелый советский автопром, в принципе создавший отличный автомобиль для высоких партийных и государственных чиновников, безнадежно отстал от американского автопрома, задававшего тон в моде на дизайн автомобилей, еще при своем рождении. Стиль 1940-х годов с аэрокосмическими стойками, хромированной отделкой и волнистыми решетками радиатора ушел в прошлое в США к середине 1950-х годов.
Вид сзади на газ Seagull 14
Американские концепт-кары, внешний вид которых оказал сильное влияние на советских дизайнеров, начали активно сниматься с производства в Америке в 1957-1958 годах. В США их уже заменили новые, более экстравагантные и комфортабельные «концепты». В то же время аэростиль только начинал утверждаться на улицах СССР, и то лишь спорадически, в основном на редких правительственных автоколоннах и еще более редких военных парадах.
Однако несоответствие между стилем советских легковых автомобилей и духом времени вскоре почувствовали и в Советском Союзе. Необходимость радикальных перемен усугублялась резким переходом к более строгому, угловатому стилю автомобилей в первой половине 1960-х годов. Таким образом, элегантный автомобиль воспринимался многими отечественными экспертами как старомодный и бесперспективный.
Пример конструкции ЗИЛ 111
Эти неблагоприятные для «Чайки» тенденции усугублялись другим советским автомобилем для партийных работников — ЗИЛ-111 исполнительной власти, который больше соответствовал стилистическим тенденциям начала 1960-х годов. В этих условиях ГАЗ решил разработать новую, более современную версию «Чайки».
Но этого оказалось слишком мало, и работа над дизайном 14-й модели началась только в 1967 г. Но уже через год новая полноразмерная модель «Чайки» была готова. Комитет по моделям утвердил проект в 1969 году, после чего началась сборка прототипов. Первые прототипы второго поколения, построенные на шасси ГАЗ 13, не прошли жесткий отбор.
Схема шасси ГАЗ 13
Прежде всего, визуальные пропорции автомобиля были улучшены за счет низкой линии крыши и поднятого капота благодаря высокому расположению двигателя. Кроме того, пришлось увеличить колесную базу, чтобы обеспечить комфортное пространство для ног пассажиров с низкой крышей. После ряда модификаций второй прототип был запущен в 1971 году, а третий — в 1975 году. Следующие 2 года были посвящены различным испытаниям. Наконец, в 1977 году была выпущена первая производственная серия.
Технические нюансы ГАЗ-14 и его отличия от ГАЗ-13
Технически ГАЗ-14 представляет собой значительно модернизированную версию своего предшественника ГАЗ-13. В то же время новая «Чайка» имеет ряд существенных отличий от ГАЗ-13. Во-первых, автомобиль второго поколения был намного больше.
Габаритные размеры автомобиля Чайка ГАЗ 14
В то же время новая модель на 95 мм ниже своего предшественника, что снижает центр тяжести и улучшает аэродинамику и устойчивость грузовика на высоких скоростях. Чтобы компенсировать меньшую высоту, колесная база была спроектирована на 200 мм длиннее, чем у первой «Чайки». Шасси осталось неизменным — в форме буквы X.
Двигатель остался прежним, хотя «четырнадцатая» имела большую мощность — 220 л.с. против 195 л.с. у ГАЗ-13.
Это было достигнуто за счет изменения фаз газораспределения, оснащения топливной системы двумя карбюраторами, установки новых коллекторов и других новшеств. В результате время разгона до 100 км/ч сократилось на 25 % по сравнению с ГАЗ-13. Конструкторам удалось снизить вибрации двигателя, оснастив шкив коленчатого вала специальным демпфером для вибраций, вызванных вращением оси.
Двигатель Чайка Газ 14
Специалисты разработали транзисторную систему зажигания, которая обеспечивает надежность и стабильность работы двигателя на высоких оборотах. Увеличение максимальной мощности и возросший вес автомобиля привели к значительной модернизации трансмиссии, а задний мост был значительно модернизирован. Поскольку автомобиль «Чайка» является одним из представительских автомобилей класса, особое внимание было уделено комфорту, дизайну интерьера и техническому оснащению салона как первого, так и второго поколения. Для ГАЗ-14 была разработана сложная система вентиляции, включающая автоматическое открытие/закрытие воздухозаборников и встроенный кондиционер для создания идеального микроклимата в кабине. Система отопления была оснащена двумя независимыми радиаторами. Стереомагнитола и кассетный магнитофон были редкостью, все они управлялись с помощью пульта дистанционного управления на заднем левом подлокотнике. Поскольку ими пользовались в основном представители партии и правительства, а также офицеры и военные командиры, часть флота была оснащена радио и спутниковыми телефонами.
Примечательно, что все внутреннее оборудование поступило от российских производителей.
- Двигатель — 8-цилиндровый, V-образный, с карбюратором ЗМЗ-14, продольно установленный спереди,
- Рабочий объем — 5,5 л,
- мощность (максимальная) — 220 л.с,
- ход — 88 мм,
- степень сжатия — 8,5,
- обороты — 4200,
- крутящий момент — 451/2700-2800 Н-м,
- топливо (рекомендуется) — бензин АИ-95,
- объем топливного бака — 100 литров — 20 литров (трасса) и 29 литров (город),
- механизм синхронизации — ONS,
- система зажигания — электронная,
- максимальная скорость — 175 км/ч,
- разгон до 100 км/ч — 15 секунд — торможение, независимое,
- Задняя подвеска — рессорная, зависимая,
- Передние тормоза — дисковые,
- Задние тормоза — барабанные,
- Трансмиссия — гидромеханическая планетарная, 3-ступенчатая автоматическая (автоматическая коробка передач),
- сцепление — двойное,
- тип кузова — седан,
- масса тела — 2,605 кг,
- полная масса автомобиля (допустимая) — 3165 кг,
- длина — 6114 мм
- ширина — 2020 мм
- высота — 1525 мм
- колёсная база — 3450 мм
- колея — 1580 мм,
- дорожный просвет — 180 мм,
- количество мест — 7,
- количество дверей — 5.
Повышению безопасности также способствует установка гидроусилителя руля, дверей, которые можно заблокировать с места водителя, усиление ремней безопасности в дверных панелях, большая прочность дверей в случае бокового удара, 3-точечные ремни безопасности, фары, задние противотуманные фонари и т.д.
История создания
Очевидная ориентация создателей ГАЗ-13 «Чайка» на переменчивую американскую автомобильную моду середины 1950-х годов быстро сделала его дизайн устаревшим. Уже в 1957-1958 модельных годах кузов, разработанный по той же схеме, был снят с производства в США и заменен более сложным и экстравагантным дизайном. В начале 1960-х годов во всем мире произошел еще более выраженный переход к радикально новому, более строгому и угловатому стилю, который позже использовали создатели «Волги» ГАЗ-24.
Уже в начале 1960-х годов «Чайка», только что поступившая в производство, казалась устаревшей по сравнению с большинством зарубежных моделей. Более того, разработанная в 1961 году модернизированная версия, выполненная в духе современного американского автомобиля 1957-1959 модельных годов, пошла в производство. Это особенно бросалось в глаза на фоне топового ЗИЛ-111, экстерьер которого был обновлен в 1963 году, чтобы более или менее соответствовать стилистическим тенденциям начала 1960-х годов.
Во второй половине десятилетия, в 1967 году, ГАЗ начал проектирование нового полноразмерного автомобиля.
В 1968 году уже существовала полноразмерная модель будущей «Чайки» второго поколения, внешний вид которой явно намекал на общий образ американского автомобиля класса люкс тех лет, но без прямого копирования какой-либо конкретной модели или группы моделей. Дизайн был одобрен Немецким советом по дизайну в 1969 году, когда были построены прототипы.
К сожалению, по разным причинам он все еще далек от производства.
Первая серия прототипов была построена под названием ГАЗ-13 (конструктор: Лев Еремеев), но конструкторы не были удовлетворены его эстетическими и техническими характеристиками. Сочетание низкой линии крыши и неизбежно высокого капота из-за размеров двигателя нарушило визуальные пропорции и совпало с тем, что сиденья на крыше потребовали удлинения колесной базы, чтобы обеспечить необходимое пространство для ног пассажиров. Потребовались значительные изменения в планировке.
В 1971 году был построен второй серийный прототип. Он уже имел модифицированное шасси с удлиненной на 200 мм колесной базой и более низким двигателем. Внешний вид грузовика был разработан выпускником Художественно-промышленного училища имени Мухиной Станиславом Волковым, который позже также работал над дизайном «ГАЗели».
Затем было построено несколько прототипов до середины 1970-х годов. Они имели различные варианты дизайна, которые постепенно приближались к более поздней серийной модели.
В 1975 году предсерийные образцы прошли испытания на дорогах Крыма и Кавказа в экстремальных условиях, а на следующий год, в 1976 году, после устранения дефектов на том же маршруте, автомобиль был одобрен государством и окончательно рекомендован к производству.
Первая серийная партия была построена в 1977 году, но первый грузовик вишневого цвета был построен в конце 1976 года в качестве «рабочего подарка» по случаю дня рождения Леонида Брежнева (который отмечался 19 декабря).
Таким образом, между началом работ над новой «Чайкой» и началом ее серийного производства прошло более десяти лет.
Тем не менее, даже при первом появлении автомобиль казался вполне современным по своей стилистической направленности, что было обусловлено затяжным кризисом в американской автомобильной промышленности 1970-х годов, когда обновление модельных рядов замедлилось в несколько раз, а развитие дизайна в целом практически застопорилось.
Хронология выпуска
В 1977 году началось серийное производство автомобиля, но, конечно, это было не массовое производство, и тем более не средство передвижения.
Сборка «Чайки» осуществлялась на предприятии ПАМС (Производство мелкосерийных автомобилей), которое располагалось на территории ГАЗа. В год выпускалось всего около ста автомобилей. Процесс сборки был очень сложным и включал в себя множество последовательных сборок и разборок автомобиля.
Сведения о каждом сборщике, а также индивидуальные характеристики автомобиля и его отдельных узлов заносятся в документ, сопровождающий сборку. Каждый из собранных автомобилей прошел сотни километров обязательных приемочных испытаний.
Производство малой серии «Чайки» продолжалось 11 лет, до 1988 г. С 1985 г. индекс автомобиля стал 1402 и появились некоторые новшества, в частности сиденья, которые ранее не регулировались по углу наклона спинки, теперь устанавливались на ГАЗ 3102 с более широким диапазоном регулировки поясничного подпора спинки сиденья. Также была усовершенствована система охлаждения двигателя.
В 1988 году, в рамках так называемой «борьбы с привилегиями», автомобиль был снят с производства по личному распоряжению Михаила Горбачева (источник: 693 дня не указан), при этом было уничтожено все производственное оборудование, рабочая документация, сборочные линии, прокладки кузова и т.д. (даже инструменты для производства игрушечных моделей, которые также выпускались на ГАЗе).
В результате этого непродуманного, неудачного решения уникальный автомобиль с высоким техническим уровнем, практически не уступавшим зарубежным аналогам того времени, и с большим потенциалом модернизации был уничтожен вместе со всем производственным комплексом.693 Дни не цитируются Уже устаревшие, даже по меркам середины семидесятых, «Волга» ГАЗ-24 и ее модернизированная версия — ГАЗ-3102 оставались в производстве.
В период с 1976 по 1989 год было произведено в общей сложности 1 120 модификаций ГАЗ-14. Последний автомобиль был собран 24 декабря 1988 г. и покинул завод в январе 1989 г. Следующий несобранный автомобиль, который уже находился на взлетной полосе, был уничтожен.
В середине 1990-х годов руководство ГАЗа планировало возобновить производство «Чайки». Однако оказалось, что у завода практически не было ни документации, ни производственных инструментов, а разрабатывать автомобиль такого класса с нуля было неэкономично и нецелесообразно.
В 2008 году автомобилю был присвоен статус культурно-технического наследия СССР.
Обзор модификаций
Помимо базового седана ГАЗ-14, завод выпускал модификацию ГАЗ-14-05 — Parade Phaeton. С 1982 по 1988 год было построено 15 экземпляров, первый из которых хранится в музее ГАЗа.
Phaeton был оснащен усиленным кузовом. Вместо полноценных откидных боковых окон и электрогидравлического механизма возврата тента, характерных для ГАЗ-13Б, он имел только ветровые стекла на передних дверях и простой ручной тент над передним сиденьем. В период хранения он использовался только для профилактического обслуживания. В качестве дополнительного оборудования он имел микрофонную стойку для разговора по громкой связи и флагштоки. Один из экземпляров, как сообщается, был подарен Фиделю Кастро.
После прекращения производства автомобиля «Чайка» ГАЗ-13, РАФ начал выпуск санитарных автомобилей на базе ГАЗ-14. Стоит отметить, что новые автомобили получили индекс по новому стандарту — РАФ-3920. Было построено всего пять, и один из них, выкрашенный в белый цвет, был отправлен на Кубу для правительства Фиделя Кастро. Остальные грузовики были окрашены в черный цвет.
«Лимузины «Чайка» из Горького были разобраны и демонтированы, пока готовились проекты универсала. К работе был привлечен известный инженер Эйзерт, руководитель группы, разработавшей революционный для того времени самолет RAF-2203. Комиссию возглавил Юрис Пенцис, руководитель Бюро специальных транспортных средств. Первоначально высокая крыша была сделана из пластилина, но позже от такой серьезной модификации отказались. Запасное колесо было установлено в нише за левой задней дверью. Над ним был установлен стол, рядом с носилками были оборудованы два места для персонала и установлены шкафчики. Остальная начинка была изготовлена в Москве. Конечно, на машинах не было никаких символов гигиены — красных крестов или знаков.
К концу 1980-х годов стало ясно, что советские автомобили класса люкс уступают своим зарубежным аналогам не только эстетически, но и технически. Это побудило ЦАМС начать работу над новой «Чайкой». Модель получила заводской индекс ГАЗ-14-07.
Произошло небольшое обновление, автомобиль получил имитацию радиаторной решетки ГАЗ-3102 и новые пластиковые линзы для фар. В остальном внешний вид седана остался неизменным.
Однако с технической точки зрения новый автомобиль явно превосходил своего предшественника. Автомобиль был оснащен первой советской системой кондиционирования воздуха «Весна». Теперь не только радиатор, но и кондиционер обслуживал весь объем салона. Блок управления с кнопками и дисплеем позволял выполнять различные настройки циркуляции воздуха и температуры в салоне. Имеется также индикатор температуры окружающей среды. Была улучшена звуковая система. Стереоприемник Vilma не был спрятан в боковом бардачке, а совмещен с радиоприемником Unitra производства BRZ. Кстати, прежний приоритет управления аудиосистемой с заднего сиденья был передан водителю. Сиденья с электрической регулировкой с памятью для 2 человек и встроенным подогревом. Кроме того, к пакету технических характеристик добавлены электрорегулировка зеркал и электрошторки. Комфорт водителя был повышен благодаря регулируемой по высоте рулевой колонке. Компоновка грузовика осталась прежней, но из-за отсутствия кондиционера в задней части багажник «Чайки» был увеличен. Самое важное изменение, однако, касается двигателя. Двигатель новой «Чайки» был полностью переработан, с дополнительной свечой зажигания для каждого цилиндра, что привело к увеличению количества клапанов до 32. Впервые в СССР на двигатель автомобиля были установлены две форсунки ИС-52. Эти изменения увеличили мощность двигателя с 220 л.с. до 485 л.с.
Чайка» была быстрее «Волги» и «Москвича» не только в абсолютных цифрах на бумаге. Этот монументальный шестиколесный седан уже на концептуальном уровне опережал редкий советский автомобиль. Превосходство ГАЗ-14 над другими моделями было абсолютным — за исключением, пожалуй, государственного ЗИЛа.
Тормозная система
Передние тормоза: дисковые Задние тормоза: барабанные
Тип рулевого управления: червячная передача
Привод: задний привод Количество передач: 3-ступенчатая автоматическая коробка передач Передаточное число главной передачи: 3,58
Фото ГАЗ-14 «Чайка»
Советский седан ГАЗ-13 с элементами аэрокосмического стиля и помпезным и показным интерьером выглядит как гость из прошлого — такой же, как ЗИМ, который можно увидеть на фоне первой «Чайки» десятилетием ранее. Хотя обычная «Волга» М-21, выпускаемая ГАЗом для чиновников низшего звена, выглядела не более современной, чем «Чайка», элита партийной номенклатуры нуждалась в новом автомобиле. Как бы вы ни смотрели на это, социальное расслоение все равно существовало.
ГАЗ также работал над будущей «Волгой» ГАЗ-24, поэтому у них не было большого выбора при разработке дизайна — округлые формы с плавными линиями пришлось заменить плоскими поверхностями с почти прямыми углами, которые вошли в моду. Кстати, этот стиль нашел отражение не только в автомобилях, но и в дизайне мебели, бытовой техники и архитектуры тех лет.
В команду художников и дизайнеров ГАЗа, работавших над новой моделью, вошли те, кто участвовал в разработке первой «Чайки» ГАЗ-13. А скульптор Лев Еремеев, разработавший в свое время внешний вид ЗИМа и первой «Волги», отвечал за экстерьер будущей «Чайки-2». Команда талантливых и опытных профессионалов прекрасно знала свою задачу и работала над новым проектом по определенной методологии, ставшей традиционной для «ГАЗели».
Работая над первой серией прототипов, дизайнеры опробовали все возможные варианты, включая заведомо неправильные. Со второй серии они начали приближаться к более или менее серийной реализации запланированного автомобиля, а к третьей серии основная работа над внешним видом и концепцией автомобиля, как правило, была завершена, так что для окончательной доработки требовались лишь незначительные детали, такие как тонкая настройка и исправление выявленных недостатков конструкции. Для этого были проведены соответствующие ходовые испытания в различных климатических зонах Советского Союза.
Технические характеристики автомобиля ГАЗ-14 были следующими: Необходимо было создать совершенно новый, представительный открытый автомобиль, который бы полностью повторял первую «Чайку» по функциональности, но превосходил ее по комфорту. Важно отметить, что у дизайнеров практически не было технической свободы. Предполагалось, что новый автомобиль будет базироваться на старой платформе и агрегатах по очевидным причинам. Это не только сэкономило деньги, но и сократило время, необходимое для работы над новой моделью.
Модификации
ГАЗ-14-05 — это пожиратель парадов. С 1982 по 1988 год было выпущено 15 экземпляров. Первый образец хранится в музее ГАЗа. В отличие от ГАЗ-13Б, он имеет только открывающиеся с помощью электропривода боковые окна на передних дверях, а вместо механизма кабриолета над передним сиденьем был установлен простой ручной тент.
RAF-3920 — автомобили скорой помощи на базе ГАЗ-14 были построены в РАФ после прекращения производства ГАЗ-13 «Чайка». Было построено всего пять, и один из них, выкрашенный в белый цвет, был отправлен на Кубу для правительства Фиделя Кастро. Остальные машины были окрашены в черный цвет.
ГАЗ-14-07 — автомобиль получил имитацию маски ГАЗ-3102 и новые пластиковые линзы для блока фар. На автомобиле была установлена первая советская система кондиционирования воздуха «Весна». Сиденья были оснащены электрорегулировкой с памятью для 2 человек, а также встроенным подогревом. Кроме того, в электропакет были добавлены зеркала с электрорегулировкой и электрошторки.
Комфорт водителя был повышен благодаря регулируемой по высоте рулевой колонке. Двигатель новой «Чайки» был усовершенствован за счет дополнительной свечи зажигания для каждого цилиндра, что привело к увеличению числа клапанов до 32. Двигатель автомобиля впервые в СССР был оснащен двумя форсунками ИС-52. Эти изменения увеличили мощность двигателя с 220 л.с. до 485 л.с. Были введены механические и принудительные передачи вверх и вниз. Поскольку максимальная скорость была увеличена со 175 до 220 км/ч, двухконтурная тормозная система была дополнена задними дисковыми тормозами.