Затяжку следует производить только специальным динамометрическим ключом, позволяющим контролировать момент затяжки.
—>Автозапчасти и СТО —>
—>Главная » 2020 » Март » 4 » Сами затягиваем болты ГБЦ. Порядок, техника, усилия и ошибки.
Подавляющее большинство современных автомобилей используют различные виды топлива для выполнения своей работы за счет их сгорания. Воспламенение топливовоздушной смеси происходит в двигателе внутреннего сгорания.
Когда топливо детонирует в камере сгорания, смесь «взрывается» и выделяются газы, толкающие поршень в нижнюю мертвую точку. Для правильной работы двигателя все выхлопные газы выбрасываются в атмосферу через выпускной коллектор. Для этого в конструкции двигателя предусмотрена система газораспределения. Важнейшим компонентом этого механизма является головка блока цилиндров.
Головка блока цилиндров газораспределительного механизма предназначена для обеспечения герметичности между поршнем и поверхностью камеры сгорания двигателя.
В зависимости от конструкции двигателя автомобиля головки блока цилиндров могут быть изготовлены из чугуна или более легкого алюминия. Форма ГБЦ обычно придается литьем. Конструктивные особенности могут быть разными, но в основном головка содержит такие детали, как:
• камеры сгорания;
• клапаны (различают впускные и выпускные клапаны в зависимости от их назначения — впускные клапаны обеспечивают доступ рабочей смеси топлива и воздуха в цилиндр, выпускные клапаны — вентилируют цилиндр, выталкивая выхлопные газы в выпускной коллектор с помощью поршня);
• секция газораспределительного механизма;
• рубашка охлаждения;
• литье под форсунки или свечи зажигания;
• масляные каналы.
Между блоком цилиндров и головкой цилиндров обычно устанавливается прокладка, препятствующая проникновению газов под камеру сгорания, а также масла и охлаждающей жидкости из каналов, соединяющих головку цилиндров и сам блок.
Важно! При неправильной и неравномерной затяжке болтов ГБЦ герметичность камеры сгорания будет нарушена, а это приведет к потере мощности, износу прокладки и выходу из строя ГБЦ (может деформироваться или треснуть корпус).
О силах, действующих на головку блока цилиндров при работе двигателя
При работающем двигателе автомобиля головка подвергается высокому давлению (из-за такта сжатия в камере сгорания давление может достигать до 15 атмосфер), высокой температуре сгорания смеси (около 550-600 ºС), вибрации кривошипного механизма.
Между блоком цилиндров и головкой блока цилиндров устанавливается прокладка, имеющая определенную толщину: при затяжке болтов головки цилиндров эта толщина уменьшается (усаживается), и головка блока цилиндров плотно прилегает к картеру двигателя. Но при затяжке головка имеет свойство деформироваться на тысячные доли миллиметра, поэтому шурупы всегда вкручиваются в определенном порядке.
Силы, действующие на головку блока цилиндров при затяжке болтов
В процессе затягивания болтов в местах их крепления значительно возрастает давление на поверхность, что в свою очередь приводит к V-образной деформации «подошвы». При несоблюдении порядка затяжки, а также при нерегулируемом моменте (усилии) сборка головки может привести к износу прокладки из-за проникновения газа, что будет иметь более серьезные последствия.
Когда необходимо подтягивать головку блока цилиндров?
В современных автомобилях уже нет необходимости повторно полировать болты ГБЦ; эти работы ранее проводились на ретро автомобилях семейств ВАЗ, УАЗ, МОСКВИЧ; эта операция была основной при прохождении автомобиля ТО-1.
При замене прокладки нужно иметь подходящее оборудование, благоприятные погодные условия (или учитывать существующие), прямые руки и блестящую голову. Следует отметить, что температура окружающей среды может сильно повлиять на процесс установки ГБЦ.
Прикладные инструменты
Из комплекта вам понадобится динамометрический ключ с калибровкой усилия под конкретный автомобиль (на разных машинах момент затяжки крепежа может существенно различаться), торцевая головка нужного размера, которая подойдет к конкретному типу крепежа.
Итак, существует несколько видов динамометрических ключей:
• ломать;
• выключить;
• цифровой;
• другие устройства.
Клавиша давления
Нажимной ключ (также концевой или пружинный ключ) используется для быстрой затяжки резьбовых соединений с заданным крутящим моментом. При достижении нужного усилия срабатывает пружинный механизм внутри ключа, в результате чего раздается щелчок, свидетельствующий о необходимости прекращения затягивания текущим моментом (усилием). Погрешность указанного ключа не превышает 4% (при условии его правильного хранения и использования).
Стрелка
Стрелочный (динамометрический) ключ представляет собой рычаг со стрелкой и шкалой усилия (или циферблатным индикатором), что упрощает его использование. При использовании такого ключа стрелка указывает текущий момент затяжки при повороте рычага. Из недостатков таких ключей стоит отметить довольно большую погрешность (от 5 до 20%) и со временем сталь теряет эластичность, что делает невозможной регулировку.
Цифровой ключ
Цифровой ключ (или цифровой адаптер) — самый точный инструмент в своей категории: его погрешность составляет всего 1%. Поэтому такие ключи часто используют при установке «ответственных» резьбовых соединений.
Сложная деталь современных автомобилей изготовлена из алюминия и содержит сложную систему приводов клапанов, масляных и охлаждающих каналов.
Назначение и строение ГБЦ
Головка блока цилиндров является своего рода крышкой камеры сгорания. Для обеспечения работы двигателя внутреннего сгорания здесь размещены впускной и выпускной клапаны, свеча(и) зажигания и различные датчики (в зависимости от конструкции двигателя).
Сложная деталь современных автомобилей изготовлена из алюминия и содержит сложную систему приводов клапанов, масляных и охлаждающих каналов.
Что происходит в ГБЦ во время работы мотора
Если не вникать в «дикари» двигателестроения, на ГБЦ действуют две основные силы.
- Внутреннее давление в камере сгорания. При воспламенении топлива в цилиндре создаются избыточные силы, которые вращают коленчатый вал. Указанная сила действует на все стенки рабочей камеры, включая головку.
- Интенсивный нагрев приводит к переворачиванию детали. Повышение температуры внутри камеры сгорания может привести к повреждению головки блока цилиндров.
- Давление внутри линий смазки и охлаждения. Внутри картера и системы охлаждения установлены насосы, подающие жидкости к узлам агрегата.
Силы, действующие на ГБЦ во время затягивания болтов
Стабильная работа мотора зависит от правильной затяжки винтов. При затягивании креплений деталь подвергается сильному давлению. Куда идут булавки? Поэтому, если нарушить последовательность действий, головка будет тянуть, и ее придется вытачивать.
Особенности крепления
Независимо от типа двигателя головка блока цилиндров крепится к блоку длинными шпильками. Крепежи затягиваются в определенной последовательности и с большим крутящим моментом с помощью динамометрического ключа. Использование устройства обязательно, от точности поворота зависит устойчивость двигателя и безопасность водителя на дороге.
Также при установке детали нужно использовать специальную прокладку. Уплотнение изготовлено из материалов, устойчивых к высоким температурам и давлению.
Динамометр, расположенный возле рукоятки, показывает, какое усилие было приложено при затяжке, и это требование должно выполняться в точности. Допускается незначительное отклонение от требований, около 0,5 кг/м.
Инструкция по затяжке болтов ГБЦ
Руководство по ремонту конкретного двигателя, в той части, где говорится об установке ГБЦ, необходимо соблюдать неукоснительно. В частности, необходимо использовать динамо-ключ. Допустимое отклонение усилия от требуемого по инструкции не должно превышать 0,5 кгс·м. Накидные или рожковые ключи не подходят, так как усилие в этом случае нельзя контролировать. Важен и порядок: сначала голову нужно тянуть по центру, а затем постепенно двигаться к краям. Чтобы правильно затянуть болты, необходимо очистить монтажные отверстия от скопившейся грязи. Если эти попытки не увенчались успехом, можно смазать маслом резьбу болтов, но нельзя заливать масло прямо в скважину.
Поэтому наиболее распространенными ошибками, допускаемыми в процессе затяжки болтов ГБЦ, являются следующие:
- транспортировочные крепления;
- ношение старых или новых бюстгальтеров, которые не подходят по размеру;
- нарушение схемы регулировки;
- затягивайте болты неподходящим инструментом;
- проникновение технического масла в монтажные отверстия.
Правила проведения затяжки крепления
Соблюдайте правила затяжки креплений:
- Момент затяжки головки блока цилиндров указан в руководстве по эксплуатации автомобиля. Вы должны изучить его, прежде чем делать ремонт. Этот показатель отличается не только у разных марок автомобилей, но и у разных моделей автомобилей одного производителя. А все потому, что в одних двигателях блок цилиндров изготавливается из чугуна, в других — из алюминиевых сплавов, устанавливаются асбестовые и безасбестовые прокладки ГБЦ, имеющие разные коэффициенты расширения.
- Покрытие делается последовательно и равномерно. Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров также должен быть указан в руководстве.
- После вкручивания болтов с должным усилием необходимо через 30-40 минут провести контрольную затяжку. Необходимость в этом появляется из-за «оседания» прокладки после установки. Также следует проверять момент затяжки примерно через 1000 км пробега, так как из-за больших нагрузок и высоких температур увеличивается давление на соединение, что приводит к раскручиванию болтов со временем и увеличивается вероятность прогорания и разрыва прокладки болта порядок затяжки сохраняется во время затяжки. Если для удержания головки блока цилиндров использовался хомут пружинного типа, то в последующем откручивать болты нет необходимости.
- Затяжку производят в три-четыре этапа, соблюдая порядок: сначала крепеж затягивают слегка, затем сильнее и, наконец, до конца.
- Если используется динамометрический ключ щелчкового типа, после появления характерных щелчков болты уже невозможно затянуть.
- Болты рекомендуется заменять на новые каждый раз при разборке двигателя, но на 16-клапанных двигателях старые болты можно вкрутить обратно, если их длина меньше 95мм (длина должна измеряться вместе с шайбой) . В противном случае крепеж упрется в дно колодца и при тепловом расширении разорвет канал, расколот блок цилиндров или сломается.
Рассмотрим схему процесса. Сразу отметим, что процедура затяжки проводится в несколько этапов, каждый из которых имеет определенные шаги. На первом этапе порядок действий следующий:
Затяжка головки блока цилиндров на дизеле и бензиновом моторе
Вне зависимости от типа двигателя, установленного в конкретном автомобиле (дизельный или бензиновый), головка блока цилиндров современных автомобилей имеет схожую конструкцию. Этот элемент двигателя внутреннего сгорания состоит из корпуса, в котором установлен механизм газораспределения (распредвалы, впускные и выпускные клапаны). Еще одной особенностью ГБЦ является то, что часть камеры сгорания выполнена в головке блока цилиндров. Корпус головки также имеет специальные каналы, по которым циркулирует моторное масло и рабочая жидкость системы охлаждения.
Правильная подгонка головки блока цилиндров к блоку цилиндров обеспечивает герметичность камеры сгорания, каналов систем охлаждения и смазки, в результате чего силовой агрегат обеспечивает максимальную мощность и крутящий момент, обеспечивает лучшую топливную экономичность рабочие характеристики. Если головка блока цилиндров не затянута должным образом, в корпусе головки блока цилиндров могут появиться трещины. Дело в том, что головка блока цилиндров изготовлена из алюминиевых сплавов, а болты ГБЦ – из стали.
Поскольку двигатели внутреннего сгорания при работе подвергаются значительному нагреву, детали двигателей внутреннего сгорания испытывают тепловое расширение. Что касается ГБЦ, то алюминиевая ГБЦ и стальные болты расширяются по-разному. Получается, что если головку затянуть неправильно, то на ее корпусе возникает неравномерное натяжение. По этой причине необходимо обязательно соблюдать момент затяжки болтов ГБЦ, а также последовательность затяжки болтов крепления.
Как нужно затягивать головку блока цилиндров правильно
Начнем с того, что для затяжки ГБЦ необходимо иметь динамометрический ключ. Вы также должны подготовить подходящие гнезда для ключа и иметь немного чистого моторного масла. Перед затяжкой головных болтов обязательно нужно изучить руководство по ремонту и эксплуатации конкретного автомобиля. Эта рекомендация особенно важна, так как момент затяжки болтов на разных двигателях разный. У одних двигателей блок цилиндров выполнен из чугуна, у других ДВС облегченные блоки из алюминиевых сплавов.
Также даже в разных двигателях одного производителя с алюминиевой головкой и чугунным блоком степень затяжки головки все равно будет разной. Также в мануале будет указан и порядок затяжки болтов крепления. Что касается самого процесса затяжки ГБЦ, то следует помнить, что каждое действие выполняется последовательно. Основная цель – равномерно затянуть. Ниже представлены основные рекомендации.
- При установке головки и последующей регулировке не имеет значения, ставите ли вы собранную деталь или монтируете корпус.
- На начальном этапе нужно смазать болты крепления моторным маслом. Для этого потребуется нанести небольшое количество смазки на резьбу болтов.
- Затем болты вставляются в отверстия, сделанные в корпусе головки и блоке цилиндров, а затем затягиваются вручную.
- Далее динамометрическим ключом болты необходимо затянуть в определенной последовательности и с указанным в руководстве моментом затяжки. Обычно подтяжку проводят в несколько подходов. Сначала болты затягиваются с небольшим усилием, после чего дополнительно еще раз-два подтягиваются.
- Также помните, что особенно важно соблюдать не только усилие, но и порядок затяжки болтов. Например, при установке головки блока цилиндров на рядный двигатель внутреннего сгорания крепежные болты затягиваются от центра к краям головки блока цилиндров. Такой подход снижает риск повреждения как головки блока, так и прокладки между БЦ и ГБЦ.
- Стоит добавить, что после пробега около 1000 км на некоторых автомобилях болты нужно подкручивать еще сильнее. Это зависит от определенных конструктивных особенностей конкретного двигателя внутреннего сгорания. Однако если при затяжке использовались так называемые пружинные хомуты, то после установки ГБЦ затяжка не требуется.
Распространенные ошибки при затяжке головки
Обратите внимание, что ошибки, допущенные при установке ГБЦ, могут привести к повреждению ГБЦ и блока цилиндров. Кроме того, после запуска двигателя внутреннего сгорания могут возникнуть серьезные неисправности, способные быстро привести двигатель в негодность. В некоторых случаях силовой агрегат может пострадать настолько, что потребуется капитальный ремонт или замена указанного двигателя на контрактный. В списке различных ошибок, приводящих к непредвиденным последствиям, стоит отдельно отметить: затяжку болтов, залив моторного масла в отверстия для установки болтов крепления, работу с неподходящей или изношенной динамометрической насадкой, порядок неправильной затяжки болтов, использование болты не подошли по размеру.
Очень часто отверстие под болт крепления в блоке цилиндров забивается грязью, ржавчиной и т.д. Попытки прочистить отверстие не всегда бывают успешными. В результате может быть очень трудно затянуть болты с надлежащим усилием. По этой причине резьба винтов смазывается маслом. При этом запрещается заливать масло в отверстие для улучшения смазки. Такие действия могут привести к тому, что резьбовой колодец просто разрушится после затяжки болта. В такой ситуации потребуется ремонт или даже замена блока цилиндров.
Также к проблемам может привести попытка затянуть головку блока цилиндров без использования динамометрического ключа. В этом случае момент затяжки часто превышается. Последствия могут быть самые разные, но часто болты головки ломаются, после чего приходится снова разбирать двигатель для удаления мусора и ремонта блока цилиндров.
Также рекомендуем прочитать статью о том, как заделать трещину в блоке цилиндров и ГБЦ. В этой статье вы узнаете о различных способах ремонта трещин БК и ГБЦ.
Болты для стяжки ГБЦ обычно имеют головку под шестигранник, реже изготавливаются в форме квадрата. Если насадка изношена, то при затяжке есть риск ее провернуть. В результате края головки болта «слизываются». В такой ситуации поврежденный крепеж сложно подтянуть или открутить для замены. Что касается подбора болтов, то также необходимо учитывать некоторые характеристики. Во многих руководствах по ремонту можно найти информацию о повторном использовании болтов. Как показывает практика, оптимально менять крепеж на новый после каждого снятия ГБЦ.
Дело в том, что после затяжки болт становится немного длиннее, то есть вытягивается. По этой причине необходимо обращать внимание на максимально допустимую длину болта, которая должна быть указана в инструкции по эксплуатации. Если новых болтов нет, перед установкой необходимо измерить имеющиеся крепления. В том случае, если болт окажется несколько длиннее максимально допустимого показателя, он останавливается на дне отверстия в блоке цилиндров. Результат – сломанный болт или раскол в самом блоке цилиндров.
Нарушение рекомендованного в руководстве по ремонту конкретного двигателя порядка затяжки болтов крепления вызывает чрезмерную нагрузку на корпус головки блока цилиндров. Алюминиевые сплавы, являющиеся материалом для изготовления головок цилиндров, к таким нагрузкам не приспособлены. Результат – появление трещин в корпусе головки. Через мелкие щели просачиваются газы, т.е нарушается герметичность камеры сгорания. При этом двигатель теряет мощность, наблюдается повышенный расход топлива. Если трещины затрагивают каналы системы смазки или охлаждения, то в камеру сгорания может попасть масло или антифриз, а также возможны внешние утечки.
Цена профессионального инструмента приемлемой точности достигает 200 долларов, что недоступно простому обывателю. Однако физика дает пользователям право самостоятельно изготовить «подобие» этого прибора за скромную плату.
Для этого вам понадобится:
Ошибки при монтаже головки
Если при установке головки блока цилиндров не использовать динамометрический ключ, можно ошибиться с усилием, что приведет к неравномерному крутящему моменту. В таких случаях будет слишком много или слишком мало силы, которая деформирует поверхность головки или позволит проникнуть газу, маслу или охлаждающей жидкости. В обоих случаях это приводит к серьезным последствиям для двигателя.
При соблюдении правил затяжки болтов крепления, а также правильного момента затяжки вы всегда можете рассчитывать на надежную и долговечную работу установленных деталей. Важную роль играет газораспределительный механизм в двигателе, поэтому не стоит пренебрегать правилами установки составляющих элементов.
Динамометр, расположенный возле рукоятки, показывает, какое усилие было приложено при затяжке, и это требование должно выполняться в точности. Допускается незначительное отклонение от требований, около 0,5 кг/м.
Момент затяжки болтов (усилие)
Момент затяжки болтов для каждого автомобиля разный (из-за конструктивных особенностей). Для конкретного автомобиля существует таблица моментов затяжки креплений. В следующем разделе рассмотрим напряжения креплений ГБЦ на примере автомобиля «ВАЗ.
Процедура затяжки болтов осуществляется в соответствии с требованиями производителя для конкретного типа двигателя. Вся информация есть в технической документации автомобиля.
Правильный порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров
В случае с автомобилем ВАЗ 2107, например, подтяжка креплений ГБЦ производится в два этапа:
- Предварительный момент затяжки 33,3–41,16 Н·м (3,4–4,2 кгс·м) болтов 1–10;
- Конечный момент 95,94–118,38 Н·м (9,79–12,08 кгс·м) болты 1–10 и момент 30,67–39,1 Н*м (3,13–3,99 кгс*м) болт 11.
Регулировка момента затяжки болтов
Чтобы все сделать правильно и не допустить ошибок, необходимо строго придерживаться определенных правил и соблюдать порядок выполнения.
Затяжку следует производить только специальным динамометрическим ключом, позволяющим контролировать момент затяжки.
Сначала с помощью динамометрического ключа установите скобу в нулевое положение. Это означает, что данные устройства равны времени исходного положения. Затем нужно посмотреть на индикатор устройства в начале креплений. При повороте опоры следим за индикаторами. Если момент не изменился, значит бюстгальтер может растянуться и это нормально, так и должно быть. Если крутящий момент быстро увеличился, должно быть достигнуто движение болта. Это указывает на небольшой раздел заголовка. Поэтому необходима стабилизация.
В процессе эксплуатации автомобиля болты крепления ГБЦ постоянно испытывают различные воздействия. Они постоянно нагреваются и остывают, что в итоге приводит к разрушению конструкции крепежа.
Для всех силовых агрегатов существуют определенные правила, которые необходимо соблюдать при эксплуатации:
- Строго соблюдайте данные, указанные в практическом руководстве для ВАЗ 2109.
- Регулировка производится только динамометрическим ключом. Использование другого устройства не позволит вам правильно выполнить эту работу.
- Используйте только ремонтопригодные болты.
Самые важные данные о тюнинге находятся в записи для каждого конкретного автомобиля. В результате надо внимательно изучить и придерживаться того, что в ней написано. В процессе эксплуатации транспортного средства необходимо строго соблюдать все требования производителя и систематически проводить диагностику автомобиля. Правильная и плавная работа силового агрегата ВАЗ 2109 позволяет избежать необходимости регулировки креплений ГБЦ.
Поскольку головка блока цилиндров ВАЗ 2109 – это непростая сборка, проводить ремонтные работы необходимо только при абсолютной уверенности в своих действиях. Строго соблюдать порядок работы. Если обнаружено отклонение в работе двигателя, немедленно диагностируйте его. Это предотвратит более дорогостоящий ремонт.
Необходимые инструменты
Схема затяжки
Схема затяжки головки блока цилиндров такая же, как и на традиционных моделях, и должна начинаться от центра. Это происходит в четыре приема.
Схема, по которой следует рисовать ВАЗ 2109
- момент затяжки 2,0 кгс/м
- момент затяжки 7,5 — 8,5 кгс/м
- повернуть на 90 градусов.
- снова повернуть на 90 градусов.
Для наглядности опишем этот процесс более подробно:
- С помощью динамометрического ключа затяните болты в последовательности, указанной на рисунке, с моментом 2,0 кг/см.
- Затем проходим второй круг и доходим до 8 кгс*м.
- Затем поверните его на 90 градусов.
- Проходим второй круг, повернувшись еще на 90 градусов.
Почему важно соблюдать правильный момент затяжки? Только адекватная затяжка обеспечит надежную фиксацию детали, с одной стороны, и предотвратит повреждение резьбы и/или самой детали, с другой.
На что влияет затяжка головки блока цилиндров
Аналогичные работы (затяжка) производятся при проведении обратного процесса сборки двигателя автомобиля. И то, насколько правильно, надежно и крепко затянуты болты ГБЦ, может сильно повлиять на работу камеры сгорания, газораспределительного механизма и двигателя в целом.
В том случае, если головка блока цилиндров затянута неправильно, в неправильной последовательности или слабо, это может привести к разрыву прокладки, которая установлена между головкой блока цилиндров и блоком цилиндров. После повреждения прокладки трудно правильно предсказать последствия. Чаще всего после этого в моторное масло попадает вода из системы охлаждения. Получается эмульсия, которая смазывает детали двигателя намного хуже, чем моторное масло, и поэтому двигатель может быстро «закиснуть».
Помимо попадания воды в моторное масло, может резко упасть мощность двигателя, резко усилиться звук двигателя и т д. В любом случае от неправильной затяжки ГБЦ толку не будет.
Чтобы затянуть болты головки блока цилиндров с достаточным усилием, обязательно используйте специальный инструмент, в данном случае динамометрический ключ. На нем есть специальная шкала, которая позволит определить, насколько сильно нужно затягивать болты ГБЦ. У каждого двигателя свои параметры затяжки, их вы узнаете из руководства по ремонту двигателя этой машины.
Далее мы постараемся подробно объяснить и продемонстрировать на фото ключевые моменты, как правильно и безопасно затягивать болты ГБЦ, чтобы обеспечить надежную и правильную работу двигателя автомобиля на долгие годы.
Инструкция по затяжке болтов ГБЦ
Как упоминалось выше, для затягивания головки блока цилиндров мы используем исключительно динамометрический ключ. Затянуть головку блока цилиндров с необходимым усилием рожковыми или накидными ключами невозможно, даже если использовать дополнительные приспособления, рычаг или гнездо.
Динамометр, расположенный возле рукоятки, показывает, какое усилие было приложено при затяжке, и это требование должно выполняться в точности. Допускается незначительное отклонение от требований, около 0,5 кг/м.
Взяв динамометрический ключ, запомните второе требование – порядок затяжки болтов (гаек) ГБЦ. Порядок – это определенная схема, которой необходимо неукоснительно следовать.
Сначала затягиваем центральные гайки (болты), а затем постепенно переходим к краю ГБЦ.
Схемы крепления головы разные, и все они правильные. Главное соблюдать «железное» правило — затягивать болты (гайки) попарно от центра к краям. И не пытайтесь сразу затянуть полностью, так можно деформировать голову. Затягивайте в три этапа: сначала слегка затяните болты (гайки), затем сильно затяните и, наконец, сильно затяните. Для первой затяжки установите динамометрический ключ на 3 кг/м, затем еще больше. Промежуточная затяжка должна «выражаться» характерным скрипом. Этот звук означает, что гайка (болт) хорошо затянута. Опытные слесари рекомендуют затягивать болты (гайки по диагонали).
После этого окончательно затяните головку блока цилиндров, и двигатель сможет работать. Динамометрический ключ устанавливается в максимальное положение, требуемое руководством по ремонту автомобиля.
Важно! После щелчка при окончательной затяжке болты (гайки) тянуть дальше нельзя! Это разорвет нить.
После затяжки головки блока цилиндров дайте ей «посадиться». Чтобы не терять время зря, можно еще закрепить коллектор и другое оборудование, снятое при разборке, подтянуть цепь и т.д. Выждав 30-40 минут, сделайте контрольную регулировку.
Дело в том, что прокладка, которая ставится между головкой блока цилиндров и самим блоком двигателя, имеет свойство «усаживаться», то есть заполнять выбоины и канавки, которые есть в поверхностях ГБЦ и блока, хотя их не видно невооруженным глазом. Если проигнорировать контрольную регулировку, то в ближайшее время прокладка «продавится» и ремонт двигателя придется повторить.
Плюс! После небольшого пробега на отремонтированном двигателе (не более 100 км) болты (гайки ГБЦ) необходимо снова подтянуть, это необходимо сделать, т.к. «на горячую», то есть нагревается, прокладка может «осесть» спускайся снова».
Вот и вся инструкция, которая поможет автомобилисту самостоятельно подтянуть ГБЦ автомобиля. Главное не перепутать последовательность затяжки и не допускать рывков при работе динамометрического ключа.