За весь период с конвейера завода сошло около 25 000 машин БТР-60 в различных модификациях. Технологии, которые конструкторы разработали более 60 лет назад, востребованы и сегодня.
БТР-60
БТР-60 также носил официальное обозначение БТР-60П, но был гораздо менее известен, чем БТР-60Р. Он был разработан в 1956-1959 годах для оснащения и замены устаревшего бронетранспортера БТР-152, от которого он отличался значительно улучшенной проходимостью, что позволяло ему следовать за танками на поле боя, и плавучестью. БТР-60 был первым из серии советских четырехколесных бронетранспортеров, разработка и производство которых продолжается до сих пор. БТР-60 серийно производился с 1960 по 1976 год на Горьковском автомобильном заводе, а затем на Курганском заводе колесных тягачей (КЗКТ) до 1987 года и неоднократно совершенствовался; по разным данным, всего было произведено от 10 000 до 25 000 машин.2 3 Он также производился по лицензии в Румынии под обозначением TAB-71.
В 1960-х годах он был основной бронемашиной советских механизированных пехотных частей, а в 1970-х и 1980-х годах был в значительной степени заменен машинами БТР-70 и БТР-80. Он использовался советскими войсками в различных вооруженных конфликтах, включая войну в Афганистане. Он был поставлен СССР и Румынией десяткам других стран, использовался во многих региональных конфликтах и, несмотря на его постепенную замену более современным оборудованием в 2007 году3, до сих пор находится на вооружении примерно в 47 странах.
Содержание
В 1950-х годах основным бронетранспортером Советской Армии был БТР-152, созданный на базе трехосного полноприводного грузовика ЗИС-151. Хотя БТР-152 был известен своей высокой надежностью, мобильностью и способностью преодолевать грунт, он не устраивал армию, поскольку не мог преодолевать широкие траншеи или действовать на поле боя вместе с танками4. Унифицированное расположение осей было признано наиболее эффективной мерой для улучшения проходимости колесных транспортных средств. В начале 1957 года был построен прототип BTR-E152B с равномерно расположенными осями. Этот автомобиль показал значительное увеличение проходимости, хотя у него были проблемы с курсовой устойчивостью, из-за чего приходилось приводить в движение не только передние, но и задние колеса 5 .
Разработка бронетранспортера ГАЗ-49, который также имел заводское обозначение БТРП (бронетранспортер плавающий), началась зимой 1956 года под руководством Дедкова В.А., и первый опытный образец был готов к середине 1958 года. Прототип отличался от первого серийного БТР-60 наличием карбюраторного двигателя ГАЗ-40П мощностью 90 л.с., который был явно слишком слаб для 10-тонной машины. Попытка заменить его на дизельный двигатель ЯАЗ-206Б мощностью 205 л.с. также не увенчалась успехом. Двигатель оказался слишком тяжелым и дал автомобилю значительный отрыв сзади. За неимением другого подходящего силового агрегата было решено оснастить автомобиль спаренным агрегатом, состоящим из двух двигателей ГАЗ-40П с собственными коробками передач, каждый из которых работал на две оси. Прототип, модифицированный таким образом, был готов осенью 1959 года 6 .
Помимо ГАЗа, над созданием нового бронетранспортера повышенной проходимости во второй половине 1950-х годов параллельно работали несколько конструкторских бюро: Академия бронетанковых и моторизованных войск и СКБ Кутаисского автозавода с «Объектом 1015», Бюро иностранных заказов ЗИЛа с ЗИЛ-153, Алтайский тракторный завод с «Объектом 19» и Мытищинский машиностроительный завод с БТР на базе ММЗ-560. ЗИЛ-153, Объект 1015 и ГАЗ-49 были очень похожи по внешнему виду и конструкции, а Объект 19 больше напоминал БМП с колесной и гусеничной формулой. Все эти машины имели некоторые уникальные конструктивные особенности, но в итоге для серийного производства был выбран ГАЗ-49, поскольку он был проще, дешевле, надежнее и технологичнее. Еще одним фактором, повлиявшим на это решение, стала силовая установка ГАЗ-49. Хотя внутренняя комиссия по согласованию Министерства автомобильной промышленности назвала это решение «авантюрным» и «неразумным», военные были в восторге, поскольку в случае отказа одного из двигателей бронетранспортер мог продолжать движение по шоссе со скоростью до 60 км/ч. Силовая установка ГАЗ-49 также была важным фактором в принятии решения. В результате 13 ноября 1959 года по приказу Министерства обороны ГАЗ-49 поступил на вооружение Советской Армии под обозначением БТР-60П (П — «плавающий»)6 .
Серийное производство
Серийное производство БТР-60 началось в 1960 году на Горьковском автомобильном заводе, который оставался единственным производителем этих машин в СССР. Вскоре после начала производства бронеавтомобиль был модернизирован прибором ночного видения и панорамным прицелом для командира 8. Следующее и гораздо более серьезное изменение коснулось бронированного корпуса, который получил бронированную крышу и был полностью закрыт. На это было две причины. Во-первых, это большая уязвимость открытых бронемашин в условиях городской войны, что было продемонстрировано в уличных боях 1956 года в Венгрии, когда БТР-152 понесли наибольшие потери от бутылок с зажигательной смесью, брошенных из верхних окон домов. Поэтому уже тогда было предложено выпускать некоторые бронемашины в закрытом исполнении, специально приспособленном для таких условий. Кроме того, бронированная крыша обеспечивала машине некоторую защиту от огня с воздуха 6. Второй причиной стала переориентация вооруженных сил в 1960-х годах на использование тактического ядерного оружия, что в то время считалось весьма вероятным. Невозможность развертывания спешенного или воздушно-десантного пехотного подразделения в радиоактивно зараженной местности потребовала перехода к полностью закрытой машине с индивидуальной защитой, позволяющей десантникам вести огонь под броней, подобно БМП10. Однако бронированная крыша сильно ограничивала возможности пехотинцев по наблюдению за местностью и ведению огня без демонтажа, что вызвало критику со стороны некоторых военных экспертов. Однако крайняя уязвимость открытых бронированных машин в возможной ядерной войне изменила баланс, и был сделан переход на полностью закрытые машины9 .
БТР-60 получил несколько более прочную броню с крышей толщиной 7 мм с двумя большими люками для солдат и двумя отдельными люками для командира и инженера. Чтобы компенсировать неспособность войск вести огонь с крыши, на каждой из верхних боковых стен было установлено по три люка, которые закрывались бронированными заслонками. Вооружение и средства наблюдения были сохранены, но вместо съемных лобового и боковых листов пулемет был перенесен в стационарную турель в передней части люка для десанта. Пулемет SGMB также был заменен на PKB того же калибра. Количество десантников было сокращено до 12, а вход и выход стал намного сложнее 10. Усовершенствованный бронетранспортер получил название БТР-60ПА и заменил БТР-60П в производстве в 1963 году. Иногда эту модификацию также называли БТР-60ПК, но это обозначение не было принято официально. В 1965 году он был заменен на конвейере моделью БТР-60ПА1, которая отличалась улучшенным двигателем и трансмиссией.
Вскоре после запуска БТР-60ПА1 в производство последовала еще одна радикальная модернизация, на этот раз в части вооружения. Бронеавтомобиль был оснащен башней БРДМ-2 с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм пулеметом ПКТ. Количество перевозимого личного состава было снова уменьшено, на этот раз до 8 человек, шесть из которых размещались в десантном отделении, а двое — в передней части машины под башней, один из которых также выполнял функции наводчика. Кроме того, машина получила новое смотровое оборудование и два дополнительных люка на верхних боковых стенках в районе десантного отделения для облегчения погрузки и разгрузки. Также была немного усилена передняя броня корпуса и улучшена зенитная защита. Модернизированный вариант получил обозначение БТР-60ПБ и поступил в производство в 1966 году. БТР-60ПБ оказался наиболее удачным вариантом БТР-60 и выпускался серийно без существенных изменений, за исключением установки прицела ТНПТ-1 на башню более поздних машин до 1976 года, когда он был заменен в производстве новым БТР-70. БТР-60ПБ был разработан на базе оригинальной БМП ГАЗ-50 и имеет большинство конструктивных особенностей БТР-60ПБ, но отличается полностью измененной нижней частью корпуса с немного лучшей броней, более мощными двигателями и измененной компоновкой войск. Однако производство БТР-60ПБ продолжалось на других заводах до 1987 года 1. Вопрос о количестве произведенных машин сложен, поскольку в прессе до сих пор нет достоверных советских или российских данных. По западным оценкам, было выпущено до 25 000 БТР-60 всех модификаций 2 13, но историк М. Барятинский считает, что эта цифра значительно завышена, так как в нее с большой долей вероятности входят и выпущенные позднее БТР-70 и БТР-80 2. Однако если принять во внимание количество БТР-60, все еще находящихся на вооружении, значительное количество БТР-70 и БТР-80, списанных, демонтированных и потерянных в боях, а также цифры годового производства БТР-70 и БТР-80 на том же Горьковском автозаводе, то в итоге получается более 10 000 машин, произведенных за 16 лет.3
Конструкция трансмиссии позволяет бронетранспортеру продолжать движение по шоссе со скоростью до 60 км/ч и с пониженной способностью преодолевать рельеф местности в случае отказа или выключения одного из двигателей7.
История создания
После окончания Великой Отечественной войны взаимные претензии и политические разногласия между Советским Союзом и Соединенными Штатами в конечном итоге привели к началу холодной войны. Этот период противостояния между двумя странами запомнился в основном гонкой вооружений и стремлением каждой из двух враждующих сторон иметь грозную армию с лучшими образцами в своем арсенале.
В конце 1955 года советское Верховное командование решило, что пехотным подразделениям необходим бронетранспортер с высокой проходимостью. Высшее командование посчитало, что такая машина не только станет достойной заменой БТР-152, но и повысит мобильность советских пехотинцев. По стандартам гонки вооружений, БТР-152 уже устарел. И многие лесистые и болотистые местности стали непреодолимым препятствием для боевой машины пехоты.
В начале 1956 года начальник Горьковского автомобильного завода Н.В.Сазанов принял решение о разработке нового бронетранспортера, который, помимо высокой проходимости, мог бы использоваться и на воде.
В том же году началась активная работа в цехах завода, руководителем проекта был назначен инженер-конструктор В.А.Дедков. Команда проектировщиков сосредоточилась на высоких эксплуатационных характеристиках переправы. Заводчане работали не покладая рук, и в 1958 году первый плавающий прототип ГАЗ-49 был готов. Он был оснащен двигателем ГАЗ-40П с карбюратором, который выдавал 90 л.с. в пике своей мощности.
Однако первые испытания оказались неудачными для бронированного прототипа — двигателю явно не хватало мощности. На некоторых участках трассы прототип ГАЗ-49 весил 10 тонн и с большим трудом ехал в гору. И это без учета веса экипажа, войск, топлива и вооружения.
Инженеры попытались заменить ГАЗ-40П на гораздо более мощный дизельный двигатель ЯАЗ-206Б мощностью 205 л.с. Однако эта версия оказалась не намного успешнее предыдущей. Хотя характеристики двигателя были более чем удовлетворительными, большой вес двигателя нарушал общий баланс конструкции прототипа. Во время испытаний прототипа был замечен ярко выраженный порез на задней части двигателя.
Компромиссным решением стала установка двух ГАЗ-40П в машинном отделении. Полученная мощность составила 180 л.с., а вес двигателей не оказал негативного влияния на баланс конструкции. Это была вынужденная мера, поскольку советская силовая промышленность в то время просто не производила продукции, пригодной для БТР.
В середине 1950-х годов конструкторское бюро ГАЗа совместно с 6 конкурирующими компаниями разрабатывало бронеавтомобиль повышенной проходимости.
Решающее значение для принятия ГАЗ-49 советскими военными имело наличие двух двигателей. Как бы странно это ни звучало, но перед демонстрацией военачальнику внутренняя комиссия Министерства автомобильной промышленности СССР назвала компоновку двух ГАЗ-40П «полуфабрикатом» и подвергла резкой критике конструкторское бюро и инженеров команды Дедкова.
Однако во время демонстрации для военных была смоделирована ситуация, когда один из двигателей бронетранспортера ГАЗ-49 вышел из строя. Автомобиль не заглох и не остановился, его система привода продолжала функционировать, и ГАЗ-49 мог двигаться с максимальной скоростью 60 км/ч по асфальту и до 30 км/ч по неровной местности.
Конструкция
Бронетранспортер БТР-60 имел очень необычное расположение компонентов. Пункт управления располагался в передней части машины. Рядом с ним находилось десантное отделение, в котором в зависимости от модификации могло разместиться от 8 до 14 солдат. За ним находилось машинное отделение, в котором было два двигателя.
Оценивая броню БТР-60, справедливо сказать, что защита была слабой.
Бронетранспортер имел дифференциальную защиту. Это означает, что толщина брони на разных частях корпуса была разной. Средняя толщина брони БТР-60 составляла 8 мм. Несколько частей корпуса были сварены под разными углами, а в некоторых частях отделения управления их толщина составляла 350 мм.
Конструкторы решили использовать такой странный корпус при разработке, потому что в случае прямого попадания пуля калибра 7,62 мм и даже 5,56 мм легко пробивает вертикальную броню толщиной 8-9 мм. Однако риск прямого попадания был минимизирован за счет применения принципа дифференциальной защиты путем сварки корпуса элементов под разными углами.
Еще хуже было в случае осколочного заряда от противотанкового снаряда или ракеты, который прорезал корпус, как нож сквозь масло. Тонкая толщина брони не могла обеспечить защиту от таких боеприпасов под любым углом, хотя вероятность рикошета увеличивалась незначительно.
В начале производства БТР-60 был оснащен креплениями для установки трех 7,62-мм пулеметов SGBM. В середине 1961 года он был заменен усовершенствованным ПКТ. После дальнейшей модификации БТР получил два турельных пулемета КПВТ и ПКТ. Крупнокалиберный пулемет калибра 14,5 мм предназначался для поражения вражеской техники, а наводчик вел огонь по вражеской пехоте из 7,62-мм пулемета Калашникова.
В 1959 году БТР-60 наблюдался водителем и командиром без прямого контакта с противником через открытые лобовые люки. Когда люки были задраены и приведены в боевое положение, на подмогу пришли шесть наблюдательных подразделений B-1.
Несколько лет спустя для улучшения визуального наблюдения за местностью были добавлены ТПКУ-2В и ТВН-1 для командира и ТВН-2 для водителя для вождения ночью или в условиях плохой видимости. Однако этого было недостаточно для хорошего обзора боевой машины пехоты. Вскоре B-1 был заменен на более совершенный TNP-B, а отсек для личного состава был оснащен перископическими приборами.
БТР-60 оснащался двумя шестицилиндровыми двигателями Газ-40П, каждый из которых приводил в движение пару мостов.
Каждый двигатель может работать автономно. Четырехступенчатая механическая коробка передач BTR-60 с передачей заднего хода. Карданные валы используются в качестве соединительных деталей в трансмиссии.
В целом, конструкторы Горьковского автозавода спроектировали БТР-60 таким образом, чтобы бронетранспортер всегда был готов к движению даже в случае серьезного отказа одного из двигателей.
Бронетранспортер БТР-60 представляет собой полноприводную машину с колесной формулой 8х8. Система привода автомобиля разработана таким образом, чтобы он мог двигаться даже при потере двух колес в боевой ситуации. Это объясняется равномерным распределением всех осей по всему шасси и тем, что каждое колесо сидит на своей собственной торсионной пружине.
Модификации
На базе бронетранспортера было разработано большое количество машин различного назначения. Он производился в СССР и в некоторых других странах. После распада Советского Союза появилось большое количество версий. Ниже перечислены некоторые из наиболее распространенных версий.
БТР-60П — первые бронетранспортеры с открытым корпусом сошли с конвейера в 1960 году.
БТР-60 ПА — полностью закрытый вариант бронетранспортера, из которого можно было выйти только через люки в крыше. Позже была выпущена модификация БТР-60ПБ, уменьшившая количество перевозимых солдат до 8 человек. Позже была выпущена версия БТР-60ПБМ с 260-сильным дизельным двигателем (модификация КАМАЗ-740) на шасси.
БТР-60 ПБ послужил основой для машины МТП-2, экипаж которой состоял из механиков и задачей которой был ремонт военной техники в полевых условиях. Другая версия, созданная на базе БТР-60, — ПУ-12, командирская машина для старших офицеров пехоты.
Кроме того, на базе бронетранспортера БТР-60 были созданы специальные машины для войск связи, ВВС, артиллерии, ПВО и ракетных войск стратегического назначения.
В середине 1950-х годов в конструкторском бюро ГАЗа шесть заводов участвовали в конкурсе на разработку мощного бронетранспортера.
Описание
При переоборудовании бронетранспортера БТР-60ПБ в БТР-60М два бензиновых двигателя ГАЗ-40П советского производства заменяются одним многотопливным дизельным двигателем УТД-20 украинского производства1 (двигатель изготовлен ОАО «Пивдендизельмаш «5).
ХКБМ также предлагает оснастить модернизированные БТР-60 двигателем UTD-20C1C3.
Кроме того, ХКБМ предлагает оснастить модернизированный БТР-60М боевыми блоками БАУ-23 и «Гром» производства ХКБМ (в этом случае высота бронетранспортера будет увеличена до 2900 мм)1.
Конструкция
Бронетранспортер БТР-60 имел очень необычное расположение компонентов. Пункт управления располагался в передней части машины. Рядом с ним находилось десантное отделение, в котором в зависимости от модификации могло разместиться от 8 до 14 солдат. За ним находилось машинное отделение, в котором было два двигателя.
Читайте также: РУССКИЙ МУШКЕТЕР GRAZER DRAGUN KIRASIR HUSAR ARTILLERIST KAZAK Виды войск русской армии в модели 1812 года — презентация
Оценивая броню БТР-60, справедливо сказать, что защита была слабой.
Бронетранспортер имел дифференциальную защиту. Это означает, что толщина брони на разных частях корпуса была разной. Средняя толщина брони БТР-60 составляла 8 мм. Несколько частей корпуса были сварены под разными углами, а в некоторых частях отделения управления их толщина составляла 350 мм.
Конструкторы решили использовать такой странный корпус при разработке, потому что в случае прямого попадания пуля калибра 7,62 мм и даже 5,56 мм легко пробивает вертикальную броню толщиной 8-9 мм. Однако риск прямого попадания был минимизирован за счет применения принципа дифференциальной защиты путем сварки корпуса элементов под разными углами.
Еще хуже было в случае осколочного заряда от противотанкового снаряда или ракеты, который прорезал корпус, как нож сквозь масло. Тонкая толщина брони не могла обеспечить защиту от таких боеприпасов под любым углом, хотя вероятность рикошета увеличивалась незначительно.
В начале производства БТР-60 был оснащен креплениями для установки трех 7,62-мм пулеметов SGBM. В середине 1961 года он был заменен усовершенствованным ПКТ. После дальнейшей модификации БТР получил два турельных пулемета КПВТ и ПКТ. Крупнокалиберный пулемет калибра 14,5 мм предназначался для поражения вражеской техники, а наводчик вел огонь по вражеской пехоте из 7,62-мм пулемета Калашникова.
В 1959 году БТР-60 наблюдался водителем и командиром без прямого контакта с противником через открытые лобовые люки. Когда люки были задраены и приведены в боевое положение, на подмогу пришли шесть наблюдательных подразделений B-1.
Несколько лет спустя для улучшения визуального наблюдения за местностью были добавлены ТПКУ-2В и ТВН-1 для командира и ТВН-2 для водителя для вождения ночью или в условиях плохой видимости. Однако этого было недостаточно для хорошего обзора боевой машины пехоты. Вскоре B-1 был заменен на более совершенный TNP-B, а отсек для личного состава был оснащен перископическими приборами.
БТР-60 оснащался двумя шестицилиндровыми двигателями Газ-40П, каждый из которых приводил в движение пару мостов.
Каждый двигатель может работать автономно. Четырехступенчатая механическая коробка передач BTR-60 с передачей заднего хода. Карданные валы используются в качестве соединительных деталей в трансмиссии.
В целом, конструкторы Горьковского автозавода спроектировали БТР-60 таким образом, чтобы бронетранспортер всегда был готов к движению даже в случае серьезного отказа одного из двигателей.
БТР-60
БТР-60 имеет нетипичную для бронетранспортера компоновку: отделение водителя расположено спереди, отделение десанта — посередине, а моторное отделение — сзади. Типичный экипаж БТР-60 состоял из двух человек — командира и водителя. В зависимости от конструкции, машина может перевозить от 8 до 14 солдат.
Броневой корпус и башня
Вид изнутри на отделение управления БТР-60ПБ БТР-60ПБ оснащен несколько дифференцированной броней против снарядов. Бронекорпус машины сварен из листов ламинированной однородной броневой стали толщиной от 5 до 9 мм.
БТР-60А, БТР-60ПА и БТР-60ПА1 и до 11 мм на БТР-60ПБ. Большинство вертикальных броневых листов БТР-60, за исключением днища и задних бортов, имеют значительный угол наклона. Бронекорпус всех версий БТР-60 имел улучшенную форму, что улучшало характеристики обтекания водой, и был оснащен волноотбойником, установленным в переднем положении на нижней носовой плите корпуса, что несколько увеличивало защиту. BTR-60P не имеет крыши, но может быть накрыт тентом для защиты автомобиля от дождя. Несколько улучшенная лобовая защита БТР-60ПБ обеспечивала защиту от стандартного 7,62-мм танкового снаряда Б-32: по лобовой проекции — на близкой дистанции, по верхней части корпуса — на 360 м, по нижней части корпуса и корме — на 900 м, по башне — на 270 м24. Корпус БТР-60ПБ был полностью герметизирован путем установки резиновых уплотнений во всех люках и отверстиях; кроме того, была установлена система защиты от ОМП, состоящая из фильтра и вентиляционной установки, которая обеспечивает повышенное давление внутри корпуса для предотвращения попадания зараженного воздуха внутрь25. Скамейки для солдат на БТР-60ПБ В передней части корпуса располагалось отделение управления, в котором слева и справа находились водитель-инженер и командир боевой машины пехоты. За ним находилось десантное отделение БТР-60ПБ.
в сочетании с боевым подразделением. Солдаты сидели там на деревянных скамьях с крестами. БТР-60П имел четыре трехместных и одну двухместную скамейки в передней части, в то время как БТР-60ПА и БТР-60ПА1 имели только три сиденья. БТР-60ПБ сохранил только два трехместных скамейных сиденья, но в дополнение к ним имелись два одноместных сиденья в передней части по бокам корпуса. Запас плавучести машины позволял перевозить в бронемашине через небольшие водные преграды до 10 человек26.
Экипаж и десантники садятся в БТР-60П и высаживаются.
БТР-60П оснащен четырьмя створчатыми дверями в верхней части бортов. БТР-60ПА и БТР-60ПА1 имели два индивидуальных полукруглых люка над сиденьями для водителя и командира, а солдаты имели два прямоугольных люка на крыше десантного отделения, один спереди, который также служил для стрельбы из пулемета, и один сзади слева. В передней части десантного отделения также имелись три отверстия для стрельбы из личного оружия с каждой стороны десантного отделения, которые закрывались бронированными заслонками. На БТР-60ПБ люки верхнего десантного отделения теперь расположены по диагонали вверху, и дополнительно два прямоугольных люка размещены в верхней части стенок корпуса в районе башни. Кроме того, в корпусе всех версий БТР-60 имеется ряд люков, обеспечивающих доступ к двигателю, трансмиссии и лебедочным механизмам.
Бронетранспортер БТР-60 имел очень необычное расположение компонентов. Пункт управления располагался в передней части машины. Рядом с ним находилось десантное отделение, в котором в зависимости от модификации могло разместиться от 8 до 14 солдат. За ним находилось машинное отделение, в котором было два двигателя.
Технические характеристики БТР-60
Длина, мм | 7500 |
Ширина, мм | 2800 |
Высота, мм | 2300 |
Вес, т | 10,0 |
Мы плаваем, мужик. | 8-12 |
Толщина брони, мм | 5-9 |
Двигатели | 2* ГАЗ 40П |
Скорость на дороге/на воде, км/ч | 80/15 |
Дальность, км | 500 |
На базе бронетранспортера было разработано большое количество машин различного назначения. Он производился в СССР и в некоторых других странах. После распада Советского Союза появилось большое количество версий. Ниже перечислены некоторые из наиболее распространенных версий.
- БТР-60П — первые бронетранспортеры с открытым корпусом сошли с конвейера в 1960 году.
- БТР-60 ПА — полностью закрытый вариант бронетранспортера, из которого можно было выйти только через люки в крыше. Позже была выпущена модификация БТР-60ПБ, уменьшившая количество перевозимых солдат до 8 человек. Позже была выпущена версия БТР-60ПБМ с 260-сильным дизельным двигателем (модификация КАМАЗ-740) на шасси.
БТР-60 ПБ послужил основой для машины МТП-2, экипаж которой состоял из механиков и задачей которой был ремонт военной техники в полевых условиях. Другая версия, созданная на базе БТР-60, — ПУ-12, командирская машина для старших офицеров пехоты.
Кроме того, на базе бронетранспортера БТР-60 были созданы специальные машины для войск связи, ВВС, артиллерии, ПВО и ракетных войск стратегического назначения.
Боевое применение БТР-60
Впервые БТР-60 были использованы во время локального конфликта в Чехословакии в 1968 году, но выстрелов не последовало. Год спустя БТР-60 подверглись испытаниям, когда советско-китайские отношения ухудшились. В начале 1969 года советские пограничники вступили в ожесточенный бой с китайской регулярной армией на острове Даманский.
Несмотря на относительно хорошие боевые показатели, 7 бронетранспортеров были уничтожены китайским обстрелом. Впоследствии БТР-60 использовался во всех вооруженных конфликтах, включая войну в Афганистане и войну в Чеченской Республике.
Заключение
БТР-60 — легендарный бронетранспортер, который был востребован на всех континентах. В период производства с конвейера сошло от 10 000 до 25 000 автомобилей (точные цифры проверить невозможно). Многочисленные модификации были разработаны инженерами в разных странах на основе заводской технологии. Они были разработаны для различных задач и используются до сих пор.
Технология автоматической блокировки дифференциала сегодня используется не только в военных, но и в гражданских целях. Модель 60 стала основой для будущих поколений.
Колеса установлены на двух рычагах, которые соединены с кузовом валами. Каждый верхний рычаг, за исключением третьей оси, оснащен двумя гидравлическими амортизаторами. Подвеска БТР-60 представляет собой независимую подвеску колес с торсионной балкой. Бронетранспортер может продолжать движение, несмотря на потерю двух колес.
Какой можно сделать вывод?
БТР-60 — легендарный бронетранспортер, который был востребован на всех континентах. За все время производства автомобиля было выпущено от 10 до 25 тысяч единиц (точных данных с чеками нет). Инженеры в разных странах разрабатывали многочисленные модификации на основе заводской технологии. Они были разработаны для различных задач и используются до сих пор.
Технология автоматической блокировки дифференциала сегодня используется не только в военных, но и в гражданских целях. Модель 60 стала основой для будущих поколений.
Колеса установлены на двух рычагах, которые соединены с кузовом валами. Каждый верхний рычаг, за исключением третьей оси, оснащен двумя гидравлическими амортизаторами. Подвеска БТР-60 представляет собой независимую подвеску колес с торсионной балкой. Бронетранспортер может продолжать движение, несмотря на потерю двух колес.
Три основные модификации БТР-60
БТР-60 серийно производился в СССР с 1960 по 1987 год. С 1960 по 1976 год машина собиралась на Горьковском заводе, в то время как БТР строился на Курганском заводе только с 1976 года (перенос производства на Курганский завод колесных тягачей начался в 1967 году). Лицензионная версия, получившая обозначение TAB-71, также производилась в Румынии. Первый вариант боевой машины, получивший обозначение БТР-60П, производился в Горьком с 1960 по 1963 год. За этот период ГАЗ выпустил 2626 автомобилей. Главным отличием этих бронемашин был открытый десантный ящик, в котором могли разместиться 14 стрелков.
Следующая модификация БТР-60ПА появилась на рынке довольно быстро, ее основное отличие — крыша над десантным отделением и полностью закрытый корпус. Эта версия серийно выпускалась на заводе ГАЗ с июня 1963 по 1966 год. За этот период с конвейера сошло 2 348 БТР-60ПА. В то же время численность личного состава была уменьшена до 12 человек, чтобы сохранить прежнюю боевую массу БТР. Решение о производстве некоторых БТР с закрытым пространством для солдат было принято в 1956 году в ответ на события в Венгрии. Основной причиной, однако, стала переориентация сухопутных войск в начале 1960-х годов на противодействие применению противником тактического ядерного оружия. В условиях применения оружия массового поражения действия стрелков с открытой броней считались невозможными.
Наиболее производимой, идентифицируемой и сохранившейся версией является БТР-60ПБ, который имел бронированную башню с крупнокалиберным пулеметом в дополнение к полностью закрытому корпусу. Эта боевая машина была создана на базе модели БТР-60ПА в 1962-1964 годах и выпускалась до конца своего производственного периода, оказавшись самым удачным представителем серии. БТР-60ПБ мог не только перевозить отделение пехоты, но и оказывать мощную огневую поддержку в бою. Количество перевозимых десантников было снова сокращено, на этот раз до 8 человек, один из которых выполнял функции наводчика. Полностью обшитый фюзеляж и установка специальной системы фильтрации и вентиляции обеспечивали защиту экипажа и войск от угроз ОМП.
БТР-60ПБ отличается от своих предшественников улучшенной защитой (в передней части корпуса установлен 7,62-мм бронебойный снаряд Б-32), башней и более тяжелым вооружением. В башне, аналогичной башне БРДМ-2, был установлен 14,5-мм крупнокалиберный пулемет КПВТ в сочетании с 7,62-мм пулеметом ПК. С 14,5-мм пулеметом бронетранспортер мог поражать цели на расстоянии до 2 000 метров. На такой дальности 14,5-мм снаряд не оставлял шансов небронированным машинам и некоторым легкобронированным машинам и обеспечивал поражение солдат и офицеров в средствах индивидуальной защиты, даже если они находились за легким укрытием.
БТР-60ПБ сегодня
Колесный танк, использованный в Горках, изначально предназначался для дополнения и последующей замены всех советских бронетранспортеров первого поколения, построенных в нашей стране после войны. БТР-60 отлично справился с этой задачей. В отличие от своих предшественников, Sixties получил новое шасси с колесной формулой 8х8. Четырехосный автомобиль отличался высокой проходимостью и динамическими качествами, а также хорошей плавностью хода и был быстро выпущен в большом количестве. Созданный по образцу танков, БТР мог легко преодолевать траншеи, ряды рвов, различные канавы и водные преграды. БТР-60 активно экспортировался и участвовал в арабо-израильской и ирано-иракской войнах, а также в других конфликтах второй половины 20-го века. Эти автомобили до сих пор используются военными и полицией в десятках стран.
БТР-60 ПБ был оснащен конической башней. Он был построен из тех же материалов и по той же технологии, что и фюзеляж. Для размещения вооружения и прицельной системы были построены три проема. Внутри башни находится наводчик, который ведет огонь. Винтовой механизм обеспечивает вращение конструкции.
Конструкция и оснащение советской боевой машины
Защита корпуса БТР-60 довольно слабая. Она может защитить от осколков снарядов и пулеметных пуль, но легко пробивается крупнокалиберным пулеметом. Толщина стальных листов составляет всего 5-9 мм. Во время войны в Афганистане солдаты быстро поняли, что прятаться в корпусе БТР-60 — не самая лучшая идея. Если машина подрывалась на мине, шансов выжить было мало.
Сам корпус был усовершенствован, чтобы бронетранспортер было легче передвигать по воде. БТР-60ПБ был оснащен полностью закрытым корпусом с противорадиационной защитой. Для защиты от проникновения загрязненного воздуха была использована специальная система фильтров. В передней части располагались командир и инженер, в средней — десантники, а в задней — двигатели и трансмиссия.
BRR-60PB получил коническую башню. Он имел такое же слабое бронирование, как и фюзеляж. На турели, которая вращалась с помощью специального винтового механизма, был установлен наводчик.
Что касается вооружения, то базовая версия имела только три пулемета SGBM, которые после незначительных модификаций были заменены на более современные пулеметы PKB. Модификация БТР-60ПБ получила более тяжелое вооружение — крупнокалиберный пулемет ПКВТ калибра 14,5 мм. С помощью этого оружия БТР-60 мог легко уничтожать легкобронированные машины противника. Помимо пулеметов, в качестве дополнительного вооружения использовались гранаты.
Использовались пропеллерные прицелы и перископ. В то время как крупнокалиберный пулемет использовался для борьбы с легкобронированной техникой, PKB обычно стрелял по живым целям на дальности до 1500 метров.
Для наземного наблюдения APC-60 использовал следующие приборы:
- Ранние версии были оснащены 6 самолетами B-1,
- Вскоре после этого командир БТР получил прибор ТПКУ-2В,
- TVN-1 и TVN-2 были наземными приборами наблюдения для ограниченной видимости.
Кроме того, два смотровых люка в передней части машины использовались для наблюдения за местностью в состоянии покоя.
Мотор и трансмиссия БТР-60
БТР-60 имел интересную систему установки двигателя. Поскольку тяжелый автомобиль не мог быстро передвигаться с одним двигателем ГАЗ-40П, было решено установить два двигателя. В общей сложности эти два двигателя могут производить 180 л.с. Правый двигатель отвечает за работу первой и третьей осей, а левый — за вторую и четвертую оси. Возможно отключение одного из двигателей и работа только второго двигателя. Каждый двигатель имеет свой собственный топливный бак. Другие функции двигателей — работа водомета и лебедки.
BTR-60 оснащен однодисковым сухим сцеплением. Для удобства эксплуатации было решено использовать гидравлический привод. Трансмиссия — четырехступенчатая коробка передач. ВОМ используется для переключения на водомет. Две главные коробки передач БТР-60 оснащены самоблокирующимся дифференциалом.
Сегодня самоблокирующийся дифференциал БТР-60 часто устанавливается на УАЗы любителями экстремального тюнинга. Самоблокирующийся дифференциал БТР-60 обеспечивает равномерную скорость вращения колес на всех осях боевой машины. Бронетранспортер может двигаться даже при полном отказе одного из двигателей.
Ходовая часть и водомёт БТР-60
В конструкции бронетранспортера использовалась колесная формула 8х8. Поскольку поведение прототипа при движении с обычным рулевым управлением было неудовлетворительным, было решено управлять двумя передними осями. Конструкция отдельных шин была разработана таким образом, чтобы выдержать удар пули. Два компрессора могут накачивать шины дистанционно. Это помогает не только при движении со спущенной шиной, но и при изменении давления в зависимости от местности.
Колеса установлены на двух рычагах, которые соединены с кузовом валами. Каждый верхний рычаг, за исключением третьей оси, оснащен двумя гидравлическими амортизаторами. Подвеска БТР-60 представляет собой независимую подвеску колес с торсионной балкой. Бронетранспортер может продолжать движение, несмотря на потерю двух колес.
Водометная установка приводится в действие двигателем ГАЗ-40П, под которым расположен пропеллер. Для защиты пропеллера от повреждений он имеет решетку с одной стороны и бронированную лопасть с другой.
БТР-60 и его модификации хорошо зарекомендовали себя в большинстве войн 20-го века. Поскольку Советский Союз помогал развивающимся странам, эти бронетранспортеры теперь можно встретить в армиях развивающихся стран по всему миру.