Многие автомобилисты любят спорить о том, что лучше — ремень ГРМ или цепь. Чтобы выяснить правду, необходимо знать, каковы преимущества цепи на двигателе, каковы недостатки цепи ГРМ, для чего она используется и каковы конструктивные особенности цепи.
Цепь или ремень ГРМ: что лучше и надежнее?
За всю историю владения автомобилем у меня были двигатели с цепным и ременным приводом. И, конечно, как мы знаем, они различаются по времени обслуживания и стоимости. В чем же разница между этими ЭБУ и какой из них лучше.
Сегодня существует довольно много автомобилей с ременным или цепным приводом двигателя. Я эксплуатировал свои последние 4 автомобиля на цепном приводе, так как считаю, что это наиболее удачный вариант, поскольку мне не нужно вкладывать деньги в детали и модернизацию. В большинстве случаев предыдущий владелец не заменил ремень ГРМ перед продажей автомобиля, поэтому вам придется заменить ремень ГРМ после покупки автомобиля. Срок службы двигателя с цепью ГРМ без повреждений намного больше. Также гораздо реже встречаются случаи выхода из строя цепи ГРМ. Поэтому давайте разберемся, какой из них лучше и надежнее.
Цепь ГРМ
Наверное, трудно точно сказать, когда цепь ГРМ появилась в двигателе, но одним из серийно выпускаемых двигателей с цепью был мотоцикл AJS 350 в 1927 г. Цепь показала себя с лучшей стороны и одновременно снизила уровень шума. Наиболее широко использовалась схема цепей «пластина-фин» и «пластина-цилиндр». Независимо от внешнего вида, они выполняют одни и те же функции и имеют примерно одинаковый срок службы. Цепь установлена внутри двигателя и защищена от внешних воздействий защитным кожухом. Он хорошо смазывается и поэтому не требует технического обслуживания. Как и в случае с ременной передачей, натяжение цепи осуществляется механически или автоматически. При замене цепи, разумеется, заменяется и механизм натяжения и блокировки. В основном из-за меньшего количества роликов цепные приводы считаются менее восприимчивыми к вибрациям и посторонним шумам. Долговечность цепи проверена годами эксплуатации.
Недостатком является то, что они тяжелее и сложнее в обслуживании. Стоимость деталей и замены дороже. Но цепь обычно меняют каждые 150-200 тысяч километров, что довольно часто для современного автомобиля.
Ремень ГРМ
Состав ремня считается самым слабым местом, поскольку из-за постоянной нагрузки и перепадов температур во время простоя и эксплуатации резина деградирует, а нейлоновые зубья изнашиваются. Новый ремень должен идеально подходить к зубьям всех шестерен, которые приводят его в движение на протяжении всего срока службы. Ремень установлен на внешней стороне двигателя, что значительно упрощает замену, но он недостаточно защищен от внешних воздействий, поэтому во время работы в него могут попадать пыль и загрязнения. Кроме того, конструкция оснащена автоматическим или ручным натяжителем. В зависимости от конструкции двигателя ремень может приводить в действие насос, что является дополнительной нагрузкой и часто меняется при замене ремня.
Если ремень рвется — что обычно происходит сразу и без предупреждения владельца автомобиля — это вызывает серьезные проблемы при ремонте двигателя, поскольку клапаны гнутся, что приводит к серьезным последствиям для всего двигателя. Двигатель с ременным приводом имеет большое количество подвижных ведомых и обводных цилиндров, которые также могут со временем выйти из строя. Шкивы, как и ремень, имеют ограниченный срок службы и подвержены воздействию низких температур, масла и грязи. Даже когда машина находится в состоянии покоя, резина, из которой состоит ремень, рвется.
Преимущество, однако, заключается в том, что его легче заменить без необходимости демонтажа двигателя. Гидравлический натяжитель не обязателен, достаточно пружинного натяжителя. Ремонтный комплект обычно стоит дешевле, чем версия с цепью.
Расходы на техническое обслуживание двигателя с цепным приводом значительно выше по сравнению с двигателем с ременным приводом, но в то же время обслуживание такого двигателя проводится гораздо реже. Со временем цепь может растянуться и, в крайнем случае, порваться, но для того, чтобы она снова заработала, потребуется довольно много времени. И прежде чем сломаться, он подаст сигналы, которые вы обязательно услышите. Двигатель с ремнем ГРМ обслуживается гораздо чаще, но запчасти стоят дешевле. Однако при покупке подержанного автомобиля рекомендуется также провести техническое обслуживание ремня ГРМ, поскольку владелец вряд ли будет вкладывать средства в замену ремня перед продажей. При обрыве ремня ГРМ в большинстве случаев гнутся клапаны, а сам двигатель может получить значительные повреждения. В редких случаях начало проблемы можно определить по скрипу подшипника, и лучше всего проверить пробег и состояние самого ремня. В противном случае проблем не избежать.
Из всего этого можно сделать вывод, что ремень всегда дешевле в обслуживании и дешевле в замене, но он будет работать меньше, а если он еще и порвется, то это может вызвать массу проблем. Цепь ГРМ прослужит гораздо дольше при использовании качественного масла, но стоимость запчастей и рабочей силы может компенсировать разницу в 2-3 фута ремня. Так что у вас есть выбор. Если ваш автомобиль новый, я выбрал моторную цепь, но если двигатель приближается к критическим 150 тыс. миль, и вы точно знаете, какая цепь еще не менялась, вам стоит подумать об этом. Потому что замена — это большая нагрузка на ваш кошелек.
Помимо цепи и ремня, существуют также звездочки и комбинации. Они менее распространены и более дороги в обслуживании, чем первые два.
В свое время из-за низкого качества производства произошел разрыв ремня, и, проще говоря, это был провал. Затем я просто заменил ремень без какого-либо ущерба для двигателя. Качество современных деталей в последнее время всегда говорит о том, что необходимо уделять больше внимания обслуживанию и проверке состояния автомобильных блоков.
«У моей машины двигатель с цепным приводом!». — с гордостью заявляют многие автовладельцы, подразумевая, что этот узел обладает наивысшей степенью надежности и доказывает отсутствие проблем, вызванных «вечной цепью» ГРМ — механизма управления. Те же соображения высказывают и те, кто хочет купить автомобиль. Их логика проста: если двигатель оснащен цепью ГРМ вместо ремня ГРМ, то это лучше, потому что в этом случае не нужно тратить время и силы на замену ремня ГРМ. Действительно ли это так? Что лучше — зубчатый ремень или приводная цепь? Необходимо ли проводить техническое обслуживание устройства в процессе эксплуатации и когда следует заменять цепь ГРМ?
Цепь ГРМ. Устройство и назначение
Цепь ГРМ в двигателе — это механизм, обеспечивающий синхронизацию коленчатого и распределительного валов, которая достигается с помощью металлической цепи или армированного резинового ремня.
Чтобы синхронизировать работу двигателя, первые в истории автомобили были оснащены так называемой коробкой передач, которая на самом деле представляет собой ряд шестеренок. Они были довольно громоздкими и тяжелыми.
Со временем постоянное развитие привело к появлению двигателей с цепью ГРМ, а затем и двигателей с ремнем ГРМ, которые производятся и сегодня.
Цепь или ремень ГРМ. В чём отличия?
Цепь ГРМ
Цепи ГРМ изготавливаются из высокопрочной стали. Сегодня в автомобилях используются два типа цепей ГРМ.
Первые состоят из цилиндров, соединенных штифтами и пластинами. Между ними есть зазоры, в которых зубья шестерни входят в зацепление, вызывая их заклинивание. Они могут быть однорядными или двухрядными. Двойные ряды обычно используются в низкооборотных двигателях. Второй тип — это ламинарный тип, который появился несколько позже. Их разработка была вызвана необходимостью увеличить скорость двигателей. Эти цепи не имеют роликов в своей конструкции. Несколько пластин просто соединяются друг с другом штырями. Зацепление пластинчатых цепей, также называемых цепями Морзе, осуществляется путем изгибания цепи для создания зубьев, которые зацепляются с соответствующими зубьями распределительного и коленчатого валов. Благодаря малой поверхности прилегания и эффективному распределению нагрузки цепи ГРМ очень долговечны, но при этом очень требовательны к расходу масла.
Ремень ГРМ
Ремни ГРМ изготавливаются из синтетической резины с дополнительными волокнами Kevlar®, которые предотвращают растяжение и обеспечивают надлежащий контроль.
Недостатком зубчатых ремней является их относительно низкая прочность, поэтому не рекомендуется сгибать их при покупке для проверки эластичности.
Износ и ремонт
Цепь из ударопрочной стали меньше подвержена различным внешним воздействиям, но это не значит, что она не может износиться в процессе эксплуатации. Вы должны понять, что не существует «вечных» цепей. Это заблуждение должно было исчезнуть самое позднее со времен старого Mercedes, когда говорилось, что цепь прослужит более миллиона километров. Постоянные высокие механические нагрузки, особенности эксплуатации, агрессивное вождение — все эти факторы приводят к износу цепи, ее удлинению и необходимости регулярной замены. Если цепь не заменить вовремя, она может деформироваться или порваться и нанести непоправимый ущерб двигателю.
Наибольшему износу подвержены подшипники скольжения. Они соединяют звенья и подвергаются постоянным нагрузкам, из-за которых кольца изнашиваются, и цепь начинает люфтить, что негативно сказывается на зубьях звездочки. Это часто требует замены звездочек вместе с цепью. В этих случаях стоимость замены цепи значительно возрастает.
Еще одно отличие системы цепного привода от системы ременного привода заключается в том, что работа натяжителей цепи контролируется давлением масла в двигателе. Опыт показывает, что если моторное масло хорошего качества и его регулярно менять, то цепь прослужит долго, в то время как если масло низкого качества, то она быстро износится. Кроме того, в этом случае натяжители цепи могут заклинить, и цепь ГРМ может быть повреждена.
Симптомы, причины и последствия износа
Динамическая реакция двигателя внутреннего сгорания значительно снижается.
Какие бывают приводы
Существует несколько способов соединения коленчатого и распределительного валов: Ремень, цепь, звездочка и комбинация (это как раз наш случай). В общем, из их описания следует, что все понятно — по крайней мере, в случае первых трех. В последнем случае часто комбинируются зубчатые и цепные типы.
Каждый тип привода имеет свои преимущества и недостатки. Ремень прост в обслуживании и относительно дешев, цепь более надежна по сравнению с ремнем, но требует смазки, звездочки почти идеальны, но их вес и сборка при установке — это ад. Различные типы комбинируются, когда необходимо достичь желаемого результата за меньшие деньги.
Что может выйти из строя?
Разумеется, возможные неисправности и отказы также различны для разных типов блоков управления. Давайте пройдемся по ним по очереди — и начнем с одной зоны. Первая и самая важная проблема — это износ ремня, который проявляется в износе и растяжении. Также возможно срезание зубьев ремня. Второе слабое звено — это, конечно, натяжитель и инерционные ролики. Как и ремень, они также изнашиваются и поэтому часто требуют замены вместе с ремнем. При замене ремня также проверяется износ зубьев на шкивах привода распределительного вала.
Если цепь ГРМ движется вместе с цепью, есть, по сути, два варианта: Либо цепь удлинилась, либо зубья изношены, либо и то, и другое. Первый вариант является наиболее распространенным. При замене цепи заменяется также натяжное кольцо и направляющая цепи. Эти две части необходимы для выравнивания цепи. Ремень сам по себе эластичен и растягивается за счет собственной упругости. Цепь лишена этих свойств — и чтобы звенья цепи не зацеплялись и не перекручивались во время работы, устанавливается мастер — металлическая пластина с пластиковой функциональной частью, вокруг которой «притирается» цепь (не без смазки, конечно). Теперь, для постоянного натяжения цепи, есть натяжитель и башмак, похожий на ретрактор, но закрепленный только с одной стороны (чтобы его можно было перемещать).
Цепь изготовлена из металла и поэтому нуждается в постоянной смазке. По этой причине он помещен в корпус и имеет металлическую крышку. В некоторых случаях (как в нашем) для улучшения смазки устанавливается масляная форсунка, направленная непосредственно на цепь.
Что касается простоты обслуживания, т.е. легкости замены цепи, то все зависит от производителя. Mercedes, например, «любит» менять цепь без снятия крышки и даже определяет это как основной способ замены. Этот метод известен по внешнему виду цепочки и заключается в следующем: Цепь разблокируется с помощью специального устройства — оно вытаскивает ось из звена цепи. В результате образуются два конца, к каждому из которых присоединяется звено новой цепи. Затем коленчатый вал проворачивается, и новая цепь «бежит» по кругу, одновременно натягивая цепь старой цепи. Затем остается только соединить звенья новой цепи с помощью шпинделя. Все кажется сложным — но только в теории. На практике существует очень высокий риск «переборщить» с этим методом.
Заявленные сроки обслуживания цепи полностью зависят от производителя: кто-то говорит, что цепь пора менять через 150 тысяч километров, а кто-то (Honda, например) заявляет о ее ресурсе «на весь срок службы двигателя». Бывает, что двигатель разделен на две цепи для улучшения характеристик (как в Hyundai). В этом случае заменять его следует только сняв переднюю крышку.
Зубчатое колесо — самое старое. Очевидные преимущества заключаются в том, что он не имеет ни одного из недостатков ремня или цепи. Ничего не затягивается и не ослабляется в передачах, передачи не перескакивают, натяжитель не нужен…. В этом случае необходимо тщательно следить за качеством моторного масла, но это не самое главное. Основная сложность редукторного привода заключается в том, что если его по какой-либо причине придется разобрать, то собрать его обратно с соблюдением всех маркировок довольно проблематично. Кроме того, существуют некоторые двигатели (например, Volkswagen 2.5 TDI), в которых невозможно собрать двигатель ГРМ или проверить точность синхронизации без специальных инструментов! Они просто не имеют правильных меток синхронизации на шестернях. Поэтому, если у вас есть двигатель этой компании, привод которого имеет коробку передач, убедитесь, что он имеет специальную коробку передач, прежде чем вызывать мастера — иначе вы застрянете на станции.
Что проверяют во время капитального ремонта?
С ремнем все понятно: благодаря его относительной простоте и дешевизне дело ограничивается заменой всех компонентов — ремня и шкивов. В случае цепного привода ГРМ первым шагом является измерение длины цепи — иногда в заводских руководствах указывается диаметр цепи, намотанной на звездочку. Сами звездочки проверяются на наличие осколков и признаков износа: Этого достаточно для определения необходимости замены цепи.
Если цепь ГРМ приводится в движение звездочками, специалист по ремонту измеряет зазор в их зацеплении. Две звездочки устанавливаются на валы, одна из них фиксируется, на зуб второй устанавливается указатель, и его перемещение используется для измерения люфта. При чрезмерном износе необходимо заменить обе звездочки. Также проводится визуальный осмотр зубов на предмет износа и отслоения: Если все в порядке, шестерня устанавливается на место. Комбинированный тип механизма синхронизации не нуждается в описании — он объединяет диагнозы входящих в него типов.
Недостатки цепного привода ГРМ
- Увеличенный вес. В некоторых случаях этот пункт покажется спорным, а иногда вес действительно имеет значение. Например, в гоночных автомобилях.
- Сложность конструкции, более технологичное и затратное производство. То есть, более высокая стоимость запчасти для конечного потребителя. Кроме того, усложняется и сама конструкция всего привода ГРМ, так как нужен успокоитель, натяжитель цепи. Эти детали также выходят из строя и при этом нередко создают дополнительные проблемы.
Мы также рекомендуем прочитать статью о доступных типах механизмов синхронизации. В этой статье вы узнаете о различиях между ремнем ГРМ и цепью ГРМ.
- Сложность замены. Для того чтобы заменить или хотя бы проверить цепь в двигателе автомобиля, придется снимать специальную крышку на блоке цилиндров, крышку самого блока (в зависимости от марки и модели машины).
Некоторые водители не могут или не хотят выполнять эту работу самостоятельно, поэтому они вынуждены тратить дополнительные деньги на станциях технического обслуживания. Кроме того, при замене необходимо правильно выровнять коленчатый и распределительный валы, что увеличивает неудобства.
- Шум. Даже новая цепь будет издавать во время работы двигателя больше шума, чем ремень.
Как понять, что пора менять цепь в двигателе
Цепь ГРМ также нуждается в замене, несмотря на ее долговечность. Наиболее распространенной причиной этого является растяжение.
Другими словами, его длина увеличивается на несколько миллиметров. Это уменьшает натяжение, и цепь часто перекручивается на 1 или 2 зуба в звездочке. Все это может привести к крайне негативным последствиям. Например, заблокированный двигатель.
Самым тревожным сигналом, который заставит даже неопытного велосипедиста прислушаться и обратить внимание, является характерный шум, издаваемый растянутой цепью: дребезжащий и трущийся звук цепи. Это слышно даже при учете общего шума двигателя. В этом случае возможно, что двигатель глохнет из-за того, что цепь на 1-2 зуба слишком длинная, а фазы газораспределения неправильные.
Мы также рекомендуем вам прочитать о том, как заменить цепь ГРМ. В этой статье вы узнаете об особенностях, тонкостях и нюансах в процессе замены цепи ГРМ своими руками.
Однако само собой разумеется, что лучше избегать таких симптомов и регулярно проверять натяжение цепи. Вы также можете ориентироваться на пробег. Цепь двигателя того или иного типа имеет определенный средний срок службы (в зависимости от модели и марки автомобиля). Обычно он составляет от 100 000 километров пробега. Чтобы подстраховаться, вы можете проверить или заменить цепь ГРМ раньше. Например, после 60-80 тысяч километров пробега.
Почему гнутся клапаны при обрыве ремня или цепи ГРМ Почему гнутся клапаны при обрыве ремня или цепи ГРМ: причины обрывов. Как определить, погнут ли клапан на конкретном бензиновом или дизельном двигателе.
Почему необходимо менять цепь ГРМ в мастерской? Доступные методы замены цепи ГРМ, характеристики и тонкости. Полезные советы.
Цепь ГРМ и приводной ремень Назначение цепи ГРМ. Преимущества и недостатки ремня или цепи в конструкции привода ГРМ двигателя.
Двигатель не работает после замены цепи или ремня ГРМ. Автомобиль не заводится после замены ремня ГРМ, цепи ГРМ или других работ на приводе ГРМ. Основные причины, рекомендации.
Какой ремень ГРМ лучше: выбираем производителя Характеристики и тонкости правильного выбора ремня ГРМ. Когда менять ремень, какие лучшие производители ремней, как не купить поддельный ремень. Рекомендации.
Роликовая цепь
Таким образом, роликовая или галтельная цепь состоит из нескольких основных частей:
- внешне звено, оно спрессовано с развальцованными на торцах валиками;
- внутреннее звено, соединяемое с натягом со втулками, образуя неподвижное соединение;
- втулки (полый цилиндр);
- валик (полнотелый цилиндр, его еще называют пином);
- ролик (надевается на втулку и может свободно вращаться).
Внутренние звезды объединяются с внешними. Они также имеют свои конструктивные особенности. Глубокие воронки. Внешнее звено иногда бывает шарнирным. В данном случае это называется «блокировка», поэтому вы знаете, что такое «блокировка», когда вам приходится покупать цепь ГРМ. Это означает, что использование этих выпуклых пластин приводит к тому, что все звенья одинаковы, но подвержены натяжению. Тогда всегда найдется четное число, когда вам нужно нечетное. Используется промежуточное звено, обычно «елочка» с изогнутыми пластинами. Принцип работы прост. Цилиндр находится в зацеплении с зубьями. Ролики и зубья создают растягивающее усилие, которое приводит к ускоренному износу цепей. Когда требуется замена цепи ГРМ (роликовой цепи), необходимо учитывать особенности и характеристики конструкции. Наиболее важными характеристиками являются общая длина, количество звеньев, шаг цепи (диаметр, ширина), диаметр и ширина роликов и расстояние между внутренними пластинами звеньев. Среди особенностей конструкции наиболее важным является количество рядов. Существуют однорядные роликовые цепи и многорядные цепи, количество рядов которых варьируется от двух до четырех. Чаще всего имеется только один ряд, что бывает редко. Если цепь, как говорят, разорвана на 50%, она все равно работает. Разрывная нагрузка.
Втулочная цепь
В настоящее время мощность двигателей увеличивается, что приводит к очень высоким оборотам двигателя, что в свою очередь приводит к механическим изменениям цепей, гусениц и приводных звеньев в целом. Ролики были удалены из конструкции цепи. Это называется втулочной цепью ГРМ. Для противодействия стабильной масляной пленке не требуется тяги, элементы цепи и звездочки взаимодействуют друг с другом — это гидродинамическое трение — и используется масляная ванна. О том, что цепь ГРМ работает «по-мокрому», уже говорилось выше. То есть, они безболезненно компенсировали потерю роликов. Стоимость цепи синхронизации с рукавами также зависит от количества рядов (ветвей). Такие цепочки бывают однорядными и двухрядными.
Проблема решалась всеми возможными способами. Ремень ГРМ. Идти некуда. Новым витком в развитии приводной цепи стало изобретение пластинчатой цепи со звеньями Рейнольдса. Она также известна как зубчатая или бесшумная цепь. Сегодня используется усовершенствованная версия — цепь Морзе, которая состоит из нескольких частей:
- основные пластиновые, которые зацепляются с зубьями шестерни (звездочки);
- направляющих пластин, требующих для центровки положения цепи относительно шестерни;
- шарниров, которые скрепляют звенья и угол наклона 30 °, хотя бы и варианты.
Они должны отличаться по конструкции и режиму работы. Шарниры скользят вместе с роликами так, что пластины могут поворачиваться («скользить») на соседних звеньях. Подшипники вибрируют за счет сегментных вставок, которые наклоняются при вращении пластин (вставки «бегут»). Стоимость цепи ГРМ является оптимальной, особенно для высокооборотных двигателей. По этой причине башмаки цепи ГРМ все чаще используются на электростанциях. Однако существует тенденция к изменению в зависимости от стороны. Мы не будем рассматривать другие решения. Они широко используются.
Компоненты цепного привода
Цепь ГРМ никогда не работает одна, а только вместе со звездочками коленчатого и распределительного валов. Звездочки изготовлены из стали и иногда прорезинены. Основные проблемы — износ и механическая деформация, износ (они часто ломаются из-за зубьев и места установки) (особенно когда некоторые «умельцы» делают это сами и пытаются снять их неуклюже, без навыков, опыта, знаний и специальных инструментов). Вторая особенность заключается в том, что сталь не может сжиматься и расширяться, когда это необходимо. Для этого необходимо использовать специальные устройства — натяжители. Активно используются два основных типа — автоматические и механические. Механический натяжитель состоит из пары поршней и требует ручного натяжения цепи ГРМ, если таковая имеется. Чаще всего используются гидравлические натяжители, которые подключаются к системе смазки. Поршневой шток перемещается под действием давления, оказываемого моторным маслом. Этот дизайн является двусторонним. Автоматические натяжители могут самостоятельно натягивать цепь ГРМ. Используются разнообразные конструкции. Часто встречается храповой механизм. Принцип действия заключается в возвратном движении, но это работает только при работающем двигателе. Количество натяжных устройств варьируется от всех до трех. Неисправность приводит к рассинхронизации коленчатого и распределительного валов со всеми вытекающими последствиями. Необходимо контролировать, проверять и регулировать натяжные цепи. Второй важный момент. В отличие от ремней, цепи ГРМ развивают высокую инерцию во время работы, что может стать серьезной проблемой. Он называется стабилизатором. Он состоит из стальной пружины (иногда из другого материала), покрытой слоем резины (высокопрочной резины), которая работает вместе с пружинами. Конечно, цепь ГРМ будет совершать определенное количество колебательных движений, но после этого. Последовательность также может выйти из строя, и тогда все становится наиболее трагично для системы привода. За этим также стоит следить. Помимо того, что натяжитель (группа натяжителей) и направляющая цепи (иногда несколько) выполняют свои непосредственные задачи, существует важная вторичная задача — снижение уровня шума цепей. Это, кстати, самый важный диагностический параметр. Если цепь начинает стучать, это означает, что необходимо проверить приводную цепь. Есть одна важная деталь, на которую вы должны обратить внимание.
Если требуется ремонт и обслуживание цепи ГРМ, а также замена дефектных, поврежденных или сильно изношенных деталей, т.е. если требуется замена цепи ГРМ и деталей, цена будет выше, если покупать все по отдельности, чем если покупать ремонтный комплект. Другими словами, ремонтный комплект содержит все необходимые детали, такие как цепь ГРМ, натяжитель, манекен, порог и звездочки (шестерни), поэтому вся приводная цепь для конкретного двигателя является комплектной. Это была ограниченная картина. Он предотвращает проскальзывание цепей и тем самым предотвращает серьезные неисправности. О, и еще кое-что. Обратите внимание на систему смазки цепи ГРМ. Это отличается от конструкции двигателя. Это может быть очень опасно, особенно если речь идет об одной цепи. То есть, натяжители и они связаны с системой смазки).