Перед покупкой запчастей уточните у менеджера магазина, совместимы ли запчасти с моделью ВАЗ. Проверьте информацию о номере детали в руководстве по обслуживанию.
Как определить износ цепи ГРМ на ВАЗ 2106 и заменить её своими руками
На классическом двигателе «Жигулей» ВАЗ2101-2107 механизм ГРМ работает на двухрядной цепи. Срок службы компонентов очень большой и достигает не менее 100 000 км. При наличии признаков значительного износа следует заменить всю приводную цепь вместе с шестернями. Этот процесс занимает много времени, но не является сложным. Опытный водитель может выполнить ее без проблем.
Чтобы самостоятельно заменить цепь и ее компоненты, необходимо знать конструкцию этой части силового агрегата. Механизм, приводящий в действие распределительный вал в двигателе ВАЗ 2106, включает в себя следующие компоненты
- Небольшая приводная шестерня, установленная на коленчатом валу
- Большая передача
- большая верхняя шестерня прикручивается к торцу распределительного вала, при этом
- Цепь ГРМ двойной серии, цепь
- Башмак натяжителя, поддерживаемый поршневым штоком
- Направляющая цепи — металлическая пластина с износостойкой пластиной, с
- Ограничитель хода — цепь установлена рядом с нижней звездочкой.
Более старые версии «шестерки» были оснащены механическим натяжным поршнем с выдвижением штока под действием пружины. Обновления оснащены гидравлическим поршнем.
При работающем двигателе цепь ГРМ должна быть натянута. В противном случае будет потеряно напряжение, произойдет чрезмерный износ и ножки цепи будут перескакивать через зубья звездочки. Натяжение обеспечивается полукруглым башмаком, поддерживающим цепь ГРМ с левой стороны.
За звездочкой распределительного вала (в направлении вращения) находится направляющая пластина, которая толкается движением цепи. Для предотвращения схода элемента с нижней шестерни рядом с ним располагается стопор — металлический стержень, вкрученный в блок цилиндров.
Шесть обновленных версий были оснащены автоматическим натяжителем, работающим от гидравлического давления.
Карданная передача расположена в передней части двигателя и закрыта алюминиевой крышкой, в которой находится передний сальник коленчатого вала. Нижняя сторона крышки находится на картере двигателя. Эту особенность необходимо учитывать при разборке устройства.
Назначение и характеристики цепи
Механизм ГРМ двигателя ВАЗ 2106 выполняет три задачи
- Он вращает распределительный вал, который открывает впускные и выпускные клапаны в головке блока цилиндров.
- Активирует масляный насос через промежуточную шестерню.
- Передает вращение на распределительный вал замка зажигания.
Длина и количество петель в основном приводном элементе (цепи) зависит от типа силового агрегата. Для шестицилиндровых моделей ‘Gigli’ предлагаются три типа двигателей объемом 1,3, 1,5 и 1,6 литра. Двигатель ВАЗ 21063 (1,3 л) имеет ход 66 мм, а варианты 21061 (1,5 л) и 2106 (1,6 л) имеют ход 80 мм.
Поэтому для силовых агрегатов с разным рабочим объемом используются цепи двух размеров.
Как можно контролировать длину цепочки при покупке без подсчета колец? Потяните по всей длине так, чтобы две секции лежали плотно друг к другу. Если два конца похожи, то это цепь с 116 кольцами для двигателей большой мощности (1,5-1,6 л). На коротких цепях ВАЗ 21063 одно наружное кольцо вращается под другим углом.
Признаки критического износа детали
Приводная цепь медленно растягивается во время эксплуатации автомобиля. Деформация металлических соединений отсутствует — причиной этого является трение в стыках каждого звена, образование зазоров и волочения. В пределах 1-2 колец износ незначителен, но умножьте величину зазора на 116 и получите заметное удлинение элемента в целом.
Как определить повреждения и степень износа цепи:
- Первым симптомом является шум, исходящий из-под клапанной крышки. В тяжелых случаях шум становится громким.
- Снимите клапанную крышку и проверьте совпадение точек на звездочке распределительного вала и шкиве коленчатого вала с соответствующими выступами на корпусе. Если наблюдается смещение на 10 мм или более, элемент определенно находится под напряжением.
Правильная работа механизма определяется одновременным совпадением сигналов на шкиве коленчатого вала и шестерне распределительного вала.
Однажды при диагностике двигателя «шестерки» пришлось наблюдать следующую картину: удлиненная цепь не только перерезала направляющий стержень, но и проделала глубокую канавку в корпусе головки блока цилиндров. Дефект частично затронул уплотнительную поверхность клапанной крышки, но трещин и утечек моторного масла не возникло.
Цепь, растянутая на 1 см и более, может перескочить 1-4 звена в звездочках. Если какой-либо компонент «перескочил» секцию, нарушается синхронизация — двигатель сильно вибрирует на всех режимах работы, теряет значительную мощность и часто глохнет. Прострелы в карбюраторе или выхлопной трубе являются очевидным симптомом. Попытки отрегулировать зажигание и подачу топлива бесполезны — двигатель продолжает «трястись».
Когда цепь сдвигается на 2-4 зуба, силовой агрегат отключается и не запускается снова. В худшем случае поршень ударяется о колодки клапанов из-за большого сдвига синхронизации. Последствия — разборка и дорогостоящий ремонт двигателя.
Видео: Обнаружение износа зубчатых колес
Чтобы самостоятельно заменить цепь и ее компоненты, необходимо знать конструкцию этой части силового агрегата. Механизм, приводящий в действие распределительный вал в двигателе ВАЗ 2106, включает в себя следующие компоненты
Цепь ГРМ ВАЗ 2106: характеристики
Как вы знаете, на «шестерках» на двигатель устанавливались различные модификации. Как вы знаете, в коленчатых валах существует несколько модифицированных версий. В частности, цепи ГРМ имеют разную длину и количество зубьев. Взгляните на таблицу ниже:
モーター | Посмотрите на количество звеньев цепи привода ГРМ | Количество звеньев цепи |
КОЛИЧЕСТВО ДЛИН ЦЕПЕЙ ДЛИНА ЗВЕНЬЕВ ЦЕПИ КОЛИЧЕСТВО ЗВЕНЬЕВ ЦЕПИ | 114 | — |
ВАЗ 2103-2106 | 116 | 495,4…495,8 мм |
При покупке новой цепи всегда проверяйте, подходит ли она для вашего двигателя. Купите новую цепь ГРМ и осмотрите внешние звенья. Если они одинаковые, то цепь имеет 116 звеньев, если разные, то цепь имеет 114 звеньев. Как видите, нет необходимости измерять каждое звено и измерять длину новой цепи. Для пояснения посмотрите на фото:
Ссылки 114 и 116: различия
Обратите внимание, что длина цепи увеличивается по мере движения автомобиля. Это особенно заметно при пробеге более 100 000 км. На самом деле это не растяжение, а появление затяжек на шарнирах звеньев — шарниры разрушаются и общая длина цепи ГРМ ВАЗ 2106 увеличивается. Следует отметить, что при увеличении длины до 499,5 мм необходимо заменить цепь. Это максимальный размер, за которым он может быть просто разорван.
Предположим, у вас есть несколько цепочек, и вы уверены, что одна из них новая, а другие уже использовались. Но вы не знаете, какая из них новая. 何をすべきか? Держите его ровно, как показано на рисунке. Ослабление нового не должно превышать 10 мм. Однако если он был использован, то эта функция будет в два раза больше. Если, с другой стороны, вы хотите оценить состояние цепи, не снимая ее, действуйте следующим образом
- Совместите метку на звездочке распределительного вала с выступом на заслонке.
- Совместите метку на шкиве коленчатого вала с пазом в крышке.
Если вы не можете совместить все эти метки — например, первый пункт работает, а метка на шкиве коленчатого вала находится в 10 мм от опасности или более, то цепь находится в плохом состоянии и ее необходимо заменить. И, конечно, если есть какие-либо повреждения — трещины, сколы, в цепи ГРМ, обязательно замените ее полностью.
Что произойдет, если длина цепи увеличится?
Отрегулировать холостой ход двигателя ВАЗ 2106 не удастся, его работа окажется нестабильной и неустойчивой. Можно перепроверить все узлы, включая системы питания и зажигания, отрегулировать зазоры в клапанах, измерить компрессию, неисправности от этого не исчезнут.
Обратите внимание на то, что в цепи ГРМ все звенья имеют разный износ, и поэтому момент срабатывания клапанов постоянно меняется.
Кроме того, при падении звеньев цепи на звездочку раздается шум. Также возможно, что направляющий стержень, ограничительный штифт или загрузочный штифт могут сломаться. Хуже, однако, то, что цепь ГРМ может перескочить на несколько зубьев. Обычно он составляет от 1 до 5.
Даже если он проскакивает на несколько зубцов, наиболее благоприятным результатом будет остановка двигателя. И самый печальный результат — погнуть клапаны. По этой причине необходимо следить за цепью ГРМ автомобиля ВАЗ 2106, заменять ее и правильно растягивать.
Замена цепи ГРМ на ВАЗ 2106
Последовательность действий следующая:
- Снимите корпус воздушного фильтра, закройте карбюратор тканью, чтобы в него не попало ничего лишнего. Одновременно можно слить масло из двигателя.
- Отсоедините трос дроссельной заслонки и магистраль от распределителя.
- Отсоедините шланги и уберите их так, чтобы они не мешали.
- Снимите защитный кожух вентилятора.
- Если крыльчатка находится на насосе, открутите винты ее крепления и снимите ее вместе с ремнем и шкивом привода генератора.
- Снимите крышку картера.
- Очистите всю грязь с передней части двигателя, промойте растворителем или бензином.
- Подложите клинья под задние колеса, поставьте двигатель на максимальную передачу (четвертую или пятую) и затяните стояночный тормоз.
- Чтобы ослабить гайку трещотки, сильно постучите по ней молотком.
- Снимите крышку с головки блока цилиндров, открутив все гайки, крепящие ее.
- Открутите шайбу, расположенную под болтом шестерни распределительного вала. Резко постучите по нему молотком, чтобы ослабить болт.
- Снимите машину с передачи.
- Поворачивайте шкив коленчатого вала до тех пор, пока центровочная метка на шкиве не совместится с выемкой на передней крышке. Метка звезды на звездочке распределительного вала и литая метка на пьедестале подшипника должны совпадать одновременно.
- Открутите храповую гайку и снимите шкив.
- Открутите гайки и болты, удерживающие переднюю крышку двигателя на месте. Всего 9 точек крепления. Снимите крышку.
- Снимите крепежную пластину и болт со вспомогательной шестерни.
- Ослабьте гайку на натяжителе цепи ГРМ ВАЗ 2106. С помощью монтажной лопатки прижмите натяжитель и зафиксируйте его, затянув гайку.
- Открутите болт на распределительном валу.
- Снимите ограничительный штифт возле малой шестерни коленчатого вала.
- Отпустите цепь и снимите шестерню с коленчатого вала.
- Следите за тем, чтобы не вращать. Снимите вспомогательный механизм и цепь привода ГРМ 2106.
На этом удаление можно считать завершенным, но необходимо установить новый. Однако перед началом работы смажьте цепь новой моторной смазкой.
Признаки распределительного вала Ваз 2106
Далее я бы сказал, что желательно одновременно заменить цепь ГРМ.
- Затяните все винты, удерживающие шестерни на месте. Поверните коленчатый вал на 2 оборота, чтобы убедиться, что метки коленчатого вала совпадают с метками распределительного вала. При правильной установке все признаки должны совпадать (табачная шестерня коленчатого вала с литой частью блока и крышкой подшипника).
- Все винты следует затягивать только с помощью динамо-машины. Крутящий момент должен быть в пределах 41,2-51 н*м.
- Натяните цепь.
- Протрите все участки седла и установите фланцы (новые).
- Установите приводной диск и крыльчатку генератора.
- Проверьте угол тяги зажигания. Отрегулируйте его при необходимости.