Вы также должны взять за привычку запускать двигатель с включенными фарами или радио. Это только расходует энергию аккумулятора и снижает пусковой ток.
Что такое пусковой ток аккумулятора и каким он должен быть
Автомобильный аккумулятор имеет несколько важных параметров, которые следует учитывать перед покупкой. Наиболее важными являются емкость, которая определяет время работы батареи, и пусковой ток. Как проверить пусковой ток автомобильного аккумулятора и выбрать правильный аккумулятор? Читайте в этой статье.
- 1 Пусковой ток АКБ – что это значит?
- 2 От чего зависит пусковой ток аккумуляторной батареи
- 3 Методы проверки пускового тока
- 4 Что будет, если установить АКБ с большим пусковым током
- 5 Что будет если установить АКБ с меньшим пусковым током
- 6 Как подобрать АКБ с правильным пусковым током для автомобиля
- 7 Таблица оптимальных показателей
- 8 Заключение
Пусковой ток АКБ – что это значит?
Система запуска любого автомобиля состоит из аккумулятора, проводки, выключателя зажигания и стартерного двигателя. При повороте ключа зажигания подключаются силовые кабели, напряжение подается на реле и затем направляется на двигатель стартера. Стартер проворачивает коленчатый вал, и автомобиль заводится.
Стартерный двигатель нуждается в аккумуляторе, а поскольку этот компонент является стандартным электродвигателем, ему требуется электричество для создания электромагнитного поля статора (неподвижной части).
Запуск холодного двигателя требует большей мощности и, следовательно, большего тока. Понятие тока, необходимого для адекватного запуска стартерного двигателя и последующего запуска двигателя, называется пусковым током.
Насколько высок пусковой ток автомобильного аккумулятора, можно определить с помощью простой формулы. Взаимосвязь проста: если напряжение остается постоянным, то электрический — в данном случае пусковой ток — должен увеличиваться по мере увеличения мощности.
От чего зависит пусковой ток аккумуляторной батареи
Мы понимаем понятие тока батареи и знаем, что оно означает. Наиболее важными параметрами батареи, влияющими на величину пускового тока, являются размер свинцовых пластин и площадь поверхности каждой пластины.
Современные батареи могут иметь одинаковую емкость и размер, но разные пусковые токи.
От чего это зависит? На производителя. Например, китайская батарея по этому параметру отстает от европейского источника питания как минимум на 30%. Однако цена последнего выше.
Причинами этого являются низкая мощность и недостаточный пусковой ток:
- Применение сплавов с низкокачественными добавками, вместо очищенного свинца. Цена на производство таких батарей ниже, но и качество остаётся на таком же уровне.
- Меньшее количество свинцовых пластин. Например, если европейский производитель вмещает 5 пластин в одну банку аккумулятора, то у китайского получается вместить только 4. При меньшем количестве пластин потребуется больший зарядный ток для восстановления ёмкости такой батареи, а это сократит количество циклов заряд/разряд.
- Недостаточная герметичность корпуса. Устройство АКБ основано на хорошей герметичности, так как во время эксплуатации автомобиль может выдавать слишком большой зарядный ток, что приведёт к закипанию электролита и его потери даже через незначительные щели.
- Больший внутренний объём. Достигается сокращением толщины стенок корпуса. При увеличении внутреннего объёма увеличивается количество электролита, необходимого для правильной работы батареи.
Единственный выход, чтобы не стать жертвой изделия с низкими пусковыми параметрами, — купить аккумулятор от известного европейского производителя. Стоимость этих батарей выше, но цена пропорциональна сроку службы, и каждый производитель предлагает длительный гарантийный срок.
На что влияет пусковой ток аккумулятора
Для того чтобы двигатель автомобиля запустился автоматически, его необходимо завести. Классическая система запуска включает в себя стартер, замок зажигания, аккумулятор и проводку, соединяющую эти три компонента.
Как только ключ вставляется в замок зажигания и поворачивается, происходит короткое замыкание контактов между аккумулятором и главной цепью автомобиля, о чем свидетельствует загорание определенных лампочек на приборной панели. Повторный поворот ключа замыкает цепь стартера: Реле активируется, а затем включается двигатель стартера — небольшой электродвигатель. Коленчатый вал начинает вращаться, двигатель запускается, а затем цепь разрывается. При запуске двигателя генератор начинает вырабатывать электроэнергию и компенсирует потери аккумулятора.
Поскольку двигатель, который долго работает на холостом ходу, особенно в холодную погоду, хуже запускается, ему требуется большое количество электроэнергии, которая хранится в нашем аккумуляторе. Это ответ на вопрос, каков пусковой ток автомобильного аккумулятора. Это означает, что батарея способна обеспечить ток, необходимый для запуска холодного двигателя за короткое время. По этой причине пусковой ток иногда также называют током холодного пуска.
Те, кто не забыл школьные уроки физики, помнят формулу P=UI. Это зависимость мощности от тока и напряжения. Поэтому идеальный аккумулятор подает практически постоянное напряжение (около 12 В), так что результирующая мощность зависит от силы тока: чем она выше, тем легче запустить устройство.
Как измеряется пусковой ток автомобильного аккумулятора? Что касается ампер, то оптимальное значение зависит от многих параметров — прежде всего, от класса автомобиля. Для среднего автомобиля он составляет около 250-270 ампер, поэтому при покупке батареи следует ориентироваться на это значение. Не стоит гнаться за пластинчатыми усилителями — об этом мы расскажем чуть позже. А в южных районах страны цена пускового тока вторична, так как моторное масло здесь почти не густеет.
Если температура окружающей среды выше пяти градусов, то 230 А или менее считается достаточным для надежного запуска эффективного двигателя. Однако при 15 градусах мороза такая батарея перегружается; необходим пусковой ток 280-300 А.
Дизельные двигатели характеризуются более высокой степенью сжатия, поэтому для них требуется аккумулятор с более высокой пусковой мощностью — в среднем 290 А.
Для коммерческого транспорта рассчитать оптимальное значение сложнее, так как колебания мощности могут быть значительными.
От чего зависит пусковой ток автомобильного аккумулятора
Мы уже рассчитали, каким должен быть пусковой ток средней батареи, но как производители добиваются его увеличения при тех же размерах корпуса?
Конечно, соответствующего увеличения мощности можно добиться за счет увеличения площади поверхности пластин, но возможности в этом направлении невелики. Напротив, существует тенденция к уменьшению размеров современных батарей. Как можно сохранить или даже увеличить пусковой ток батареи?
Давайте рассмотрим конкретные примеры. Китайские батареи имеют примерно на 30% меньшую емкость, чем их европейские аналоги. Китайские производители снижают затраты на качество материалов: вместо чистого свинца они используют сплавы с добавками. Кроме того, китайские батареи имеют 4 пластины в емкости, в то время как европейские батареи имеют 5 пластин.
Для зарядки батареи с меньшим количеством пластин требуется больший зарядный ток, что негативно сказывается на сроке службы батареи.
Герметичность корпуса также важна, особенно для необслуживаемых батарей — чрезмерная потеря электролита негативно сказывается на сроке службы как самого источника питания, так и окружающих компонентов моторного отсека.
Предпринимаются попытки увеличить пусковой ток за счет уменьшения толщины стенок корпуса, что влияет на срок службы устройства. Чуть позже мы рассмотрим, что влияет на пусковой ток автомобильного аккумулятора, а пока сосредоточимся на том, как можно определить значение самого пускового тока.
Способы проверки пускового тока
Надеюсь, вы уже поняли, что емкость аккумулятора — важный показатель, на который следует обратить внимание в автосалоне, но не единственный.
Давайте рассмотрим основные методы, которые можно использовать для определения пускового тока батареи.
Высокоточные измерения требуют дорогостоящего оборудования. Не все бюджетные методы известны своей точностью.
Ниже приведены наиболее распространенные методы определения пускового тока батареи:
- посредством нагрузочной вилки. Это компактный измерительный прибор, состоящий из вольтметра и нагрузочного сопротивления, имитирующего при подключении к АКБ бортовую сеть автомобиля с подключёнными потребителями;
- с использованием токоизмерительных клещей. Этот доступный по стоимости электротехнический прибор является незаменимым инструментом электрика. В продаже имеются универсальные клещи, позволяющие производить измерения и напряжения, и сопротивления. Токоизмерительные клещи рассчитаны на большие токи, поэтому мощный ампераж для них не страшен;
- старый дедовский способ не даст вам конкретных цифр, но сможет проверить и отбраковать «плохой» аккумулятор. Суть его заключается в полной зарядке и последующем включении ближнего света. На протяжении 5-10 минут его яркость должна оставаться неизменной, в противном случае от покупки такой АКБ следует отказаться;
- ещё один способ проверки аккумулятора – «на слух»: нужно просто попытаться запустить мотор, если он исправен, то 2-3 секунд вращения стартера достаточно для успешного выполнения операции. Если на это уходит от 10 секунд и более – можно заключить, что, независимо от ёмкости батареи, её пускового тока недостаточно для этого. Такая проверка, разумеется, самая неинформативная.
Как измерить ток батареи на заводе? Как узнать, как измерить силу тока на заводе?
Настоятельно не рекомендуется использовать мультиметр — этот прибор не рассчитан на большие токи, поэтому вы рискуете его потерять.