Камера сгорания двигателя имеет дельтавидную форму (тип CNIDI). Поршни охлаждаются маслом, поэтому в корпусе блока имеются четыре отверстия для форсунок. Струя масла, выходящая из форсунки, покрывает нижнюю часть поршня, чтобы он охлаждался.
Двигатель серии СМД: характеристики, неисправности и тюнинг
Двигатель СМД — это знакомый работникам машинно-тракторной станции (МТС) дизельный двигатель, который широко использовался во времена существования СССР. Производство этих двигателей было завершено в 1958 году на заводе «Серп и Молот» в Харькове (1881 год). Серийное производство двигателей семейства SMD, предназначенных для сборки различных видов сельскохозяйственной техники (тракторов, комбайнов и т.д.), было прекращено в связи с закрытием предприятия (2003 год).
Ассортимент этих силовых агрегатов включает:
- 4-х цилиндровые моторы с рядным расположением цилиндров;
- рядные 6-ти цилиндровые;
- V-образные 6-ти цилиндровые агрегаты.
В то же время, каждый двигатель SMD имеет очень высокую надежность. Это обусловлено оригинальными конструктивными решениями, которые обеспечивают достаточный срок службы этих двигателей даже по современным стандартам.
В настоящее время агрегаты SMD производятся на Белгородском моторном заводе (БМЗ).
Технические характеристики
ПАРАМЕТРЫ | ВАЖНО |
---|---|
Раб. объем цилиндров, л | 9.15 |
Мощность, л. с. | 160 |
Частота вращения коленчатого вала, об/мин. номинальная/минимальная (в режиме холостого хода)/максимальная (на холостом ходу) | 2000/800/2180 |
Количество цилиндров | 6 |
Расположение цилиндров | V-образное, угол развала 90° |
Диаметр цилиндра, мм | 130 |
Ход поршня, мм | 115 |
Степень сжатия | 15 |
Порядок работы цилиндров | 1-4-2-5-3-6 |
Система питания | Непосредственный впрыск топлива |
Вид топлива/марка | Дизельное топливо «Л», «ДЛ», «З», «ДЗ» и др. в зависимости от температуры окружающего воздуха |
Расход топлива, г/л. с. час (номинальная/эксплуатационная мощность) | 175/182 |
Тип турбокомпрессора | ТКР-11Н-1 |
Система пуска | Пусковой двигатель П-350 с дистанционным запуском + электростартер СТ142Б |
Топливо пускового двигателя | Смесь бензина А-72 с моторным маслом в соотношении 20:1 |
Система смазки | Комбинированная (под давлением+ разбрызгивание) |
Тип моторного масла | М-10Г, М-10В, М-112В |
Количество моторного масла, л | 18 |
Система охлаждения | Водяное, замкнутого типа, с принудительной вентиляцией |
Моторесурс, час | 10000 |
Вес, кг | 950. 1100 |
Силовой агрегат устанавливался на трактора Т-150, Т-153 и Т-157.
Описание
6-цилиндровые дизельные двигатели V-образной формы предлагаются в различных моделях SMD-60…SMD-65 и более мощных SMD-72 и SMD-73. У всех этих двигателей ход поршня меньше диаметра цилиндра (короткоходная версия).
В то же время в двигателях:
- СМД-60…65 используется турбонаддув;
- СМД-72…73 наддувочный воздух дополнительно охлаждается.
Перегородки между соседними цилиндрами и торцевые стенки корпуса блока придают конструкции необходимую жесткость. Каждый блок цилиндров имеет специальные отверстия в цилиндрах, в которые вставляются литые гильзы цилиндров из титан-меди.
Расположение всех компонентов двигателя использует преимущества V-образного расположения цилиндров. Расположение цилиндров под углом 90° позволяет разместить турбокомпрессор и несколько выпускных коллекторов в зазоре между цилиндрами. Сдвинув банки цилиндров на 36 мм, можно также разместить два шатуна из противоположных цилиндров на одном коленчатом валу.
Расположение распределительного вала отличается от обычных распределительных валов. Распределительный вал одинаков для обоих блоков цилиндров и расположен в центре картера. На конце маховика распределительного вала находится набор шестерен, который включает в себя шестерню ГРМ и шестерню топливного насоса.
Во время работы двигатель обеспечивает грубую и тонкую очистку дизельного топлива. Моторное масло очищается с помощью полнопоточной центрифуги.
Устройство имеет водяное охлаждение. Зимой можно использовать антифриз. Жидкость циркулирует в закрытой системе охлаждения с помощью центробежного водяного насоса. Охлаждение поддерживается шестирядным трубчатым пластинчатым радиатором и шестилопастным электрическим вентилятором.
В системе охлаждения двигателя SMD 60 также предусмотрен контур охлаждающей жидкости с водонагревателем в водяной рубашке стартерного двигателя. Однако он может охлаждать двигатель стартера только в течение короткого времени. Во избежание перегрева время работы стартера на холостом ходу не должно превышать 3 минут.
Описание двигателей СМД
Варианты двигателей внутреннего сгорания марки SMD имеют много общих преимуществ:
- Экономичность, низкий расход дизтоплива.
- Компактность конструкции.
- Сравнительно небольшая масса.
- Доступность переналадки (чаще всего требуется изменить мощность агрегата).
- Большое количество запасных частей по доступным ценам в торговой сети.
- Невысокая стоимость агрегата, в сравнении с импортными аналогами.
Благодаря многочисленным преимуществам этих двигателей, они широко используются в производстве сельскохозяйственной техники. Двигатели SMD оснащены гидравлическими насосами высокого давления для обслуживания гидравлической системы. Искрогасители устанавливаются на машины в дополнение к насосам. Двигатели оснащены тонкими топливными фильтрами. Они сконструированы таким образом, что их можно чистить и промывать без демонтажа и разборки.
В зависимости от области применения и конструкции модификаций, силовые агрегаты марки SMD делятся на следующие категории:
Читайте также: Сколько весит Волга 3110 без двигателя и коробки передач?
- четырехцилиндровые, расположение цилиндров – рядное;
- шестицилиндровые, рядные;
- 6-цилиндровые, У-образные.
Стоимость и отзывы о двигателе СМД
Стоит отметить, что стоимость этих двигателей очень низкая. Стоит отметить, что стоимость этих двигателей очень низкая. Низкая стоимость и все компоненты для этих устройств, которые могут понадобиться для ремонта. Стоит также отметить, что, несмотря на длительное прекращение производства этих моделей, запасных частей для них очень много и найти их несложно, так как раньше этих двигателей выпускалось слишком много.
Однако стоит отметить, что их низкая стоимость объясняется не только одной причиной. Отзывы о SMD-21, например, не самые приятные. Несмотря на то, что капитальный ремонт проводился раз в год, максимальная скорость составляла всего 80 км/ч при движении под уклон с выжатым сцеплением и 60 км/ч при невыжатом сцеплении. Кроме того, по словам владельцев, все постоянно вращалось из-за вибрации двигателя. Единственное преимущество, которое выделялось по отзывам пользователей, — это расход топлива, который составлял всего 20 литров на 100 км.
Дизельный двигатель СМД 18 Н
Двигатель оснащен четырьмя цилиндрами. Топливо подается в цилиндры через оригинальный инжекторный насос Motorpal PP4M10P1F-4214 чешского производства.
- Впрыск топлива – непосредственный.
- Двигатель оборудован турбонаддувом.
- Система охлаждения – жидкостная.
Технические характеристики двигателя SMD 18H:
- мощность – 100 л. с.;
- число оборотов коленвала на холостом ходу 600 – 1950 об/мин;
- удельный расход дизтоплива 165 – 170 г/с. с. ч;
- вес двигателя от 735 до 880 кг.
Технические параметры
Технические характеристики двигателей SMD следующие:
- Рабочий объем цилиндров равен 9,15 литрам.
- Мощность данного агрегата равна 160 л.с.
- Количество вращений коленчатого вала доходит до 2000 оборотов в минуту, номинальное минимальное значение равно 800 оборотов в минуту, а максимальное номинальное равно 2180 оборотов в минуту.
- Количество цилиндров в двигателях СМД равно 6.
- Места расположения цилиндров в моторе V-образные, при этом угол развала равен 90 градусов.
- Диаметр каждого цилиндра — 130 мм.
- Ход поршня равен 115 мм.
- Система охлаждения у данного мотора водяная, замкнутого типа, а также снабжена принудительной вентиляцией.
- В характеристиках двигателя СМД также предусмотрена комбинированная система смазки, система пуска представлена в виде пускового двигателя П-350, обладающего дистанционным запуском.
Эти двигатели устанавливаются на такие тракторы, как Т-150, Т-153 и Т-157.
Технические характеристики СМД-60 и его модификации
Тип двигателя: | |
СМД-60, -61, -62, -63, -64, -65 | 4-тактный дизель водяного охлаждения с турбонаддувом |
СМД-66, -72, -73 | 4-тактный дизель водяного охлаждения с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха |
Мощность (эксплуатационная), кВт (л.с.): | |
СМД-60, -61. -64, -65 | 110 (150) |
СМД-62, -63 | 121 (165) |
СМД-66 | 125 (170) |
СМД-72, -73 | 147 (200) |
Номинальная частота вращения коленчатого вала, мин-1: | |
СМД-60, -61 | 2000 |
СМД-62, -63, -72, -73 | 2100 |
СМД-64, -65, -66 | 1900 |
Число цилиндров | 6 |
Расположение цилиндров V-образное, угол развала 90° | |
Порядок нумерации цилиндров | |
правый ряд | 1-2-3 |
левый ряд | 4-5-6 |
Порядок работы цилиндров | 1-4-2-5-3-6 |
Диаметр цилиндра, мм | 130 |
Ход поршня, мм | 115 |
Топливный насос | 2-плунжерный распределительного типа, с центробежным всережимным регулятором |
Форсунка | безштифтовая закрытого типа, с фиксированным распылителе |
Фильтры топливные | грубой и тонкой очистки (со сменными бумажными фильтрующими элементами) |
Масляный насос: | |
СМД-60, -61, -62, -64 | 2 -секционный шестеренный |
СМД-66, -72, -73 | 1 -секционный шестеренный |
Масляный фильтр | полнопоточная центрифуга и сетчатый фильтр перед турбокомпрессором |
Система охлаждения | жидкостная принудительная, закрытого типа |
Вентилятор | 6-лопастный, с приводом от коленчатого вала |
Система пуска: | |
СМД-60. -62, -64, -66, -72 | пусковой двигатель с редуктором, приспособленные к дистанционному запуску |
СМД-61, -63, -65, -73 | электростартер |
Турбокомпрессор: | |
СМД-60, -61, -62, -63, -64, -65 | ТКР11Н-1 |
СМД-66, -72, -73 | ТКР11С-1 |
Линейка шестицилиндровых V-образных двигателей SMD представлена такими двигателями, как SMD 60 … 65 и их более мощные версии — это SMD 72 и 73.
SMD 60 — это четырехтактный двигатель с прямым впрыском дизельного топлива. Самыми важными частями этого двигателя являются блок картера. В этом типе двигателя цилиндры объединены в компактный блок и установлены в верхней части картера. Необходимая жесткость в этом двигателе достигается за счет наличия перегородок между цилиндрами и торцевыми стенками корпуса блока.
Охлаждение двигателя осуществляется с помощью воды. Зимой вода в этой системе может быть заменена антифризом. Система оснащена центробежным водяным насосом, который обеспечивает необходимую циркуляцию жидкости по всей закрытой системе охлаждения.
Переоборудование тракторов Т-150: установка неродных двигателей
Одной из причин популярности тракторов T-150 и T-150K является простота обслуживания и ремонта. Машины могут быть легко переоборудованы и оснащены другим нестационарным оборудованием, более эффективным для выполнения конкретных задач.
Одним из направлений переоборудования трактора Т-150 является замена двигателя. Двигатели СМД-60 и СМД-62 имеют идентичную геометрию и технологию соединения, поэтому на место одного двигателя легко установить другой.
Переоборудование трактора Т-150 под двигатель ЯМЗ-236 или ЯМЗ-238 (последний часто устанавливается на сами машины) — более сложная задача. Самый простой способ модернизации трактора — это специальный комплект для переоборудования. Он стоит около 50 000 рандов и представляет собой набор адаптеров для быстрой установки нового двигателя. Конечно, речь идет о модернизации трактора Т-150 с двигателем СМД-60 или СМД-62. Замена двигателей ЯМЗ одной версии на другую в большинстве случаев возможна без особых трудностей.
Существует также спрос на переоборудование двигателя МАЗ на Т-150. Конструктивно это самый сложный проект, так как необходимо адаптировать все детали крепления, шасси и трансмиссию.
Описание двигателя
Гамма шестицилиндровых двигателей в V-образной конфигурации представлена такими двигателями, как CMD 60…65 и их более мощными версиями — CMD 72 и 73.
SMD 60 — это четырехтактный двигатель с прямым впрыском дизельного топлива. Наиболее важными частями этого двигателя являются картер блока. В этом типе двигателя цилиндры объединены в компактный блок и установлены в верхней части картера. Необходимая жесткость в этом двигателе достигается за счет наличия перегородок между цилиндрами и торцевыми стенками корпуса блока.
Охлаждение двигателя осуществляется с помощью воды. Зимой вода в этой системе может быть заменена антифризом. Система оснащена центробежным водяным насосом, который обеспечивает необходимую циркуляцию жидкости по всей закрытой системе охлаждения.
Механизм газораспределения СМД-60
Расположение клапанной системы отличается от обычного расположения в рядных двигателях. Особенностью является то, что распределительный вал ND-22/6B4 и шестерни топливного насоса расположены со стороны маховика. Распределительный вал расположен в центре картера и является общим для клапанов правого и левого блоков цилиндров. Он вращается на четырех подшипниках, просверленных в корпусе блока. Задний подшипник был оснащен медным кольцом. Вал изготовлен из углеродистой стали марки 45 (C 0,43 — 0,45%), а четыре подшипника и распределительные валы подвергнуты индукционной закалке для повышения износостойкости. Вал имеет двенадцать распределительных валов — шесть впускных и шесть выпускных — соответственно количеству клапанов. Впускной и выпускной распределительные валы имеют разные профили кулачков. Относительные положения распределительных валов и их профили определяют порядок работы цилиндров 1-4-2-5-3-6 и фазы ГРМ. К заднему концу распределительного вала прикручен комплект шестерен, состоящий из ведущей шестерни 2 и промежуточной шестерни 3 для привода топливного насоса. Осевое усилие распределительного вала воспринимается прижимным фланцем, расположенным между держателем вала и коробкой передач.
1 — шестерня коленвала; 2 — шестерня распредвала; 3 — промежуточная шестерня; 4 — шестерня привода топливного насоса; 5 — шток; 6 — регулировочный винт; 7 — клапан распредвала; 8 — контргайка; 9 — пружины клапанов; 10 — направляющая втулка; 11 — клапан; 12 — толкатель. Осевое уплотнение крепится к блоку картера двумя винтами. Осевое перемещение вала составляет 0,16-0,288 мм. При установке и снятии распределительного вала доступ к фланцевым винтам осуществляется через отверстие в корпусе шестерни. Шестерни выравниваются в соответствии с маркировкой. Совпадение меток на шестернях коленчатого и распределительного валов соответствует моменту выхода поршня первого цилиндра в верхнюю мертвую точку такта сжатия. Последовательность расположения клапанов — это последовательность восходящего потока в каждой головке цилиндров. Если смотреть с верхней части головки цилиндра, то порядок расположения клапанов справа налево следующий: Впускные 1-3-5, выпускные 2-4-6. С нижней части головки цилиндра клапаны легко определить по размеру их головок. Диаметр головки впускного клапана составляет 56 мм, а диаметр головки выпускного клапана — 46 мм. Клапаны двигателя СМД-60 взаимозаменяемы с клапанами двигателей ЯМЗ и АМЗ. Каждый клапан удерживается двумя пружинами в направляющей втулке. Клапан удерживается в верхнем диске двумя коническими прокладками. Основание 12 — цилиндрическое, с плоским дном, взаимозаменяемое с креплениями двигателя SMD-14. На каждом цилиндре установлены правый и левый кулачки. Правильность установки проверяется совпадением стука рычага мошки с концом клапана. Кронштейны для мошек установлены на полом валу, закрепленном на трех разъемных штоках. Рычаги распределительных валов крепятся к головке блока цилиндров штифтами, которые также выполняют функцию фиксатора, предотвращающего вращение рычагов распределительных валов. Рычаги ротора крепятся к стойкам с помощью пружин на валах, а внешние рычаги ротора фиксируются от смещения стопорными кольцами, установленными в пазах валов. Момент затяжки гаек распорки составляет 6-8 кгс/м. Гайки закрепляются шайбами. Неправильная посадка шайбы приводит к ослаблению распорки, что является одной из причин холостого хода клапана и даже отказов.
Регулировка клапанов в двигателе СМД-60/62
Регулировка клапанов двигателя СМД-60 (трактор Т-150): сначала установите поршень первого цилиндра в точку TDC такта сжатия. Вращая коленчатый вал со съемными головками цилиндров, необходимо контролировать движение клапанов первого цилиндра; открыв выпускной, а затем впускной клапан, нажмите на индикатор TDC, расположенный на правой стороне картера, и продолжайте вращать коленчатый вал до тех пор, пока стержневой индикатор не попадет в углубление маховика. Коленчатый вал вращается резервным пусковым механизмом. Снимите крышку корпуса маховика, расположенную с правой стороны под топливным фильтром, и подведите стрелку под винт, совместив конец винта с краем маховика с маркировкой «TDC». Отпустив штифт индикатора TDC (пружина вернет его в исходное положение), продолжайте поворачивать коленчатый вал по часовой стрелке (примерно на 45°), пока конец стрелки не совместится с ребром маховика с метками «1» и «4».
С помощью щупа проверьте зазор между коромыслом и торцом клапана первого и четвертого цилиндров. Зазор регулируется следующим образом: Ослабьте гайку гаечным ключом и с помощью отвертки установите регулировочный винт на нужное значение зазора; зонд должен плотно входить в зазор. После затягивания гайки (от руки) проверьте легкость хода штока и величину зазора (с помощью датчика). Повернув коленчатый вал на 240° в том же направлении так, чтобы он совместился с меткой с цифрами «2» и «5» на конце стрелки, таким же образом отрегулируйте зазоры клапанов второго и пятого цилиндров. Затем поверните коленчатый вал еще на 240° в направлении совпадения стрелки и меток с цифрами «3» и «6» и отрегулируйте зазоры клапанов третьего и шестого цилиндров. Обратите внимание, что при повороте коленчатого вала от точки «1»-«4» к точке «2»-«5», точки «3»-«6» опускаются. Это положение точки «3»-«6» соответствует положению поршней цилиндров 3 и 6 вблизи точки TDC такта выхлопа, где происходит перекрытие фаз газораспределения клапанов. На этом этапе зазоры не могут быть отрегулированы. После регулировки клапанов устанавливаются крышки клапанов. При этом убедитесь, что резиновые уплотнения установлены правильно, и не затягивайте слишком сильно гайки крепления крышки, чтобы избежать утечки масла под капот. На двигателях СМД-60 модификаций 1971-1972 годов маркировка на маховике нанесена в порядке расположения цилиндров 1-4-2 — 5-3-6 (рис. 40). Зазор клапанов регулируется отдельно для каждого цилиндра: в положении TDC — на клапанах первого цилиндра, затем поворачивают коленчатый вал до конца стрелки «4» и регулируют зазор клапанов на четвертом цилиндре, а затем последовательно на цилиндрах 2-5-3-6.
СМД-62
Такие двигатели устанавливаются на тракторах Т-150. Сам силовой агрегат состоит из следующих частей: Блок картера, кривошипно-шатунный механизм, две головки цилиндров, система охлаждения и смазки, механизм газораспределения (механизм управления).
Цилиндры расположены под углом 90 градусов или 1,53 радиуса. Цилиндры также расположены в едином блоке с верхней частью картера. Для очистки топлива в этом двигателе используются два типа фильтров. Один предназначен для тонкой очистки топлива, а другой — для грубой очистки топлива. Для очистки воздуха, поступающего в цилиндры, двигатель имеет систему очистки воздуха в виде бумажных фильтрующих элементов. Для запуска этого двигателя используется одноцилиндровый бензиновый стартер. Вращение от этого двигателя передается на маховик SMD-62 через одноступенчатую понижающую передачу.
Переоборудование тракторов Т-150: установка неродных двигателей
Одной из причин популярности тракторов T-150 и T-150K является простота обслуживания и ремонта. Машины могут быть легко переоборудованы и оснащены другим нестационарным оборудованием, более эффективным для выполнения конкретных задач.
Одним из направлений переоборудования трактора Т-150 является замена двигателя. Двигатели СМД-60 и СМД-62 имеют идентичную геометрию и технологию соединения, поэтому на место одного двигателя легко установить другой.
Переоборудование трактора Т-150 под двигатель ЯМЗ-236 или ЯМЗ-238 (последний часто устанавливается на сами машины) — более сложная задача. Самый простой способ модернизации трактора — это специальный комплект для переоборудования. Он стоит около 50 000 рандов и представляет собой набор адаптеров для быстрой установки нового двигателя. Конечно, речь идет о модернизации трактора Т-150 с двигателем СМД-60 или СМД-62. Замена двигателей ЯМЗ одной версии на другую в большинстве случаев возможна без особых трудностей.
Существует также спрос на переоборудование двигателя МАЗ на Т-150. Конструктивно это самый сложный проект, так как необходимо адаптировать все детали крепления, шасси и трансмиссию.
Стоимость и отзывы о двигателе СМД
Стоит отметить, что стоимость этих двигателей очень низкая. Стоит отметить, что стоимость этих двигателей очень низкая. Низкая стоимость и все компоненты для этих устройств, которые могут понадобиться для ремонта. Стоит также отметить, что, несмотря на длительное прекращение производства этих моделей, запасных частей для них очень много и найти их несложно, так как раньше этих двигателей выпускалось слишком много.
Однако стоит отметить, что их низкая стоимость объясняется не только одной причиной. Отзывы о SMD-21, например, не самые приятные. Несмотря на то, что капитальный ремонт проводился раз в год, максимальная скорость составляла всего 80 км/ч при движении под уклон с выжатым сцеплением и 60 км/ч при невыжатом сцеплении. Кроме того, по словам владельцев, все постоянно вращалось из-за вибрации двигателя. Единственное преимущество, которое выделялось по отзывам пользователей, — это расход топлива, который составлял всего 20 литров на 100 км.