Из-за своей уникальности двигатель устанавливался только на седан премиум-класса Toyota Century. К сожалению, этот силовой агрегат доступен не везде.
Двигатель Toyota 1GZ-FE
Двигатель Toyota 1GZ-FE является довольно редким и числится как неизвестный. Он также не является широко доступным в своей стране. Причина этого в том, что им была оснащена только одна модель автомобиля, которая не предназначалась для широкого круга людей. Более того, устройство никогда не поставлялось за пределы Японии. Что это за темная лошадка? Давайте немного приоткроем завесу тайны.
- История появления 1GZ-FE
- Интересное о двигателе
- Технические характеристики
- Несколько слов о надежности агрегата
- Ремонтопригодность
- Стоит ли покупать контрактный 1GZ-FE
История появления 1GZ-FE
Японский седан Toyota Century был позиционирован для престижного класса еще в 1967 году. По сей день это автомобиль правительства. С 1997 года он оснащался специально разработанным двигателем 1GZ-FE, который используется и по сей день.
Это конфигурация V12 с рабочим объемом пять литров. Он отличается от соответствующих V-образных двигателей тем, что каждый его цилиндр имеет собственный ЭБУ (электронный блок управления). Благодаря такой конструкции автомобиль может продолжать работать с одним блоком, если второй вышел из строя.
Несмотря на внушительные размеры, этот двигатель не отличался особой мощностью. Все 12 цилиндров развивали мощность до 310 л.с. (законное ограничение: 280 л.с.). Но по имеющимся данным, в результате тюнинга двигателя удается увеличить его до 950.
Самой большой «изюминкой» этой машины является ее крутящий момент. Он почти достигает своего максимального значения на холостом ходу (1200 об/мин). Это означает, что двигатель отдает всю свою мощность практически мгновенно.
В 2003-2005 годах были предприняты попытки перевести установку с бензина на природный газ. Из-за значительного снижения мощности (до 250 л.с.) эти работы были прекращены.
В 2010 году двигатель был немного усовершенствован. Причиной тому стали жесткие требования к расходу топлива при соблюдении экологических стандартов. В результате крутящий момент снизился до 460 Нм/мин.
Двигатель не был официально установлен на другие модели автомобилей. Тем не менее, были попытки обмена, но это была работа дилетантов. Пришло время, и это устройство стало привлекать внимание российских автомобилистов. На многих сайтах интернет-магазинов можно найти объявления о продаже не только самого двигателя, но и запчастей к нему.
Интересное о двигателе
Любознательный ум и беспокойные руки всегда являются преимуществом. Двигатель 1GZ-FE не остался незамеченным. Команда тюнеров из Объединенных Арабских Эмиратов установила его на Toyota GT 86. Им также удалось оснастить двигатель четырьмя турбинами. Мощность установки была сразу же увеличена до 800 л.с. Это преобразование называют самой безумной заменой двигателя на Toyota GT 86.
Обмен этого блока был произведен не только в Эмиратах. В 2007 году японский мастер Казухико Нагата, известный в своих кругах как Smoky, представил Toyota Supra с двигателем 1GZ-FE. Тюнинг позволил снять более 1000 лошадиных сил крутящего момента. Модификации были не маленькими, но результат того стоил.
Модификация была выпущена и для других марок автомобилей. Есть несколько примеров этого. Были успешные попытки установить его в Nissan S 15, Lexus LX 450 и другие автомобили.
В России сибирские «любители» решили установить 1GZ-FE в ЗАЗ-968М. Да, в обычном «Запорожце». Самое интересное — он ездил! Кстати, на YouTube есть несколько видеороликов, посвященных этому вопросу. При замене двигателя часто возникают проблемы с иммобилайзером. Двигатель, который находится в хорошем состоянии и имеет все блоки и подсистемы, не запустится. В большинстве случаев единственным решением является прошивка IMMO OFF или установка эмулятора иммобилайзера. Это не самое лучшее решение, но, к сожалению, другого нет.
Если вы решаете проблему таким образом, следует предусмотреть дополнительную систему автосигнализации. Многие продавцы автомобилей решают эту проблему простым отключением иммобилайзера и установкой сигнализации.
Для справки. При желании, в интернете можно легко найти много информации по установке 1GZ-FE на различные автомобили.
Регламент обслуживания 1GZ-FE
Обслуживание 12-цилиндрового монстра ничем не отличается от обслуживания бензинового двигателя. При правильном уходе и замене расходных материалов в соответствии с инструкцией двигатель может легко проработать 500 тысяч километров без капитального ремонта. Важно использовать высококачественные детали и жидкости.
Одним из самых важных расходных материалов является моторное масло. Поскольку двигатель оснащен системой VVT-i, он избирателен в отношении качества и интервалов смазки. Производитель рекомендует масла вязкостью 0w-20, 0w-30, 5w-20, 5w-30. Выбор масла в соответствии с руководством пользователя позволит сохранить и продлить срок службы двигателя.
График технического обслуживания устройства приведен ниже:
- Так как алюминиевые блок и головки чувствительны к перегревам, важно следить за системой охлаждения: помпу и термостат нужно заменить после 50 тыс.км, вместе с ними рекомендуется заменить и антифриз.
- Масло следует менять каждые 10 тысяч километров, если пренебречь этим правилом то муфты системы VVT-i перестанут правильно функционировать — расход топлива возрастет, а мотор станет вялым. Также в двигателе появятся лаковые отложения, которые могут вызвать залегание колец и закупоривание масляных каналов.
- Раз в 60000 км. рекомендуется заменить свечи зажигания, также следует проводить обслуживание свечей каждые 20 тыс.км. Следует почистить свечки и отрегулировать их зазор. Катушечная система зажигания очень чувствительна к качеству свечей.
- Привод ГРМ практически не требует внимания, нужно только менять цепь после каждых 100 тысяч километров. Обрыв или перескок цепи не вызовет никаких плачевных последствий, так как двигатель 1GZ-FE не гнет клапана.
- За приводными ремнями навесного оборудования требуется просто следить и при необходимости менять.
- Раз в год рекомендуется менять фильтрующие элементы, если этого не делать, то двигатель потеряет былую мощность, а также может просто перестать заводиться из-за забитого топливного фильтра.
- Регулировка клапанов происходит с помощью изменения шайб в толкателях, настройку зазоров следует производить каждые 30 тысяч километров.
Обзор неисправностей и способов их ремонта
Двигатель 1GZ-FE имеет все недостатки двигателя 1JZ-GE. Трансмиссия очень надежна, но она не застрахована от конструктивных недостатков.
Ниже перечислены наиболее типичные анализы и слабые места:
- При больших пробегах часто наблюдается жор масла, так как двигатель имеет большой объем, расход масла может достигать 2 литра на 1000 км. Решить проблему чаще всего можно простой заменой маслосъемных колпачков. Если замена маслоотражателей не принесла результата, то поможет только капитальный ремонт двигателя.
- Стук в районе ГБЦ практически всегда вызван неправильным тепловым зазором клапанов. Регулировка помогает вылечить данную неисправность. Ремонт заключается в установке заданных производителем тепловых зазоров. Также бряканье в головках может быть вызвано износом пары трения распредвал/пастель. В таком случае требуется шлифовка распредвалов и полный ремонт ГБЦ.
- Сильные вибрации могут быть обусловлена существенной разницей компрессии в цилиндрах, такое наблюдается при зажатых клапанах или при износе ЦПГ.
- Во время старта с места часто наблюдаются провалы в работе двигателя. Помогает обнуление ЭБУ.
- Некорректная работа двигателя может быть вызвана нехваткой давления топлива. Виной всему забитые топливные фильтры. В автомобили оснащенные данным мотором следует заливать только качественное топливо.
- Клапаны VVT-I выходят из строя при больших пробегах, ремонту не подлежат, поможет только замена. Нарушение интервалов замены масла может повлиять на всю систему изменения фаз газораспределения — масляные отложения могут забить муфты и клапаны. Если это произошло, следует промыть элементы VVT-I.
- Проблемы с холостыми оборотами вызваны загрязнением клапана рхх, вылечить неисправность поможет чистка и адаптация узла.
Варианты тюнинга 1GZ-FE
Этот двигатель имеет огромный потенциал для улучшения. По этой причине его используют автолюбители для своих автомобилей. При достаточном давлении наддува двигатель может развивать мощность более 1 000 л.с.
Есть два режима: «Атмосферный» и «Турбо».
Установка Atmo предполагает замену распределительных валов на более «неприятные» и установку прямой спортивной выхлопной системы. Модификация впускного коллектора, также возможна его замена на индивидуальный. Головки цилиндров могут быть модернизированы путем увеличения отверстий, установки более крупных клапанов, замены клапанных пружин на более жесткие и фрезерования поверхностей головки цилиндров для повышения степени сжатия. После наддува ЭБУ должен быть настроен на новую конфигурацию. Все вышеперечисленные изменения увеличат мощность двигателя примерно на 100 л.с. При правильном выборе компонентов и надлежащей регулировке двигатель не потеряет свой ресурс.
Установка нагнетателя на двигатель 1GZ-FE является популярным методом увеличения мощности двигателя. К сожалению, готовых комплектов турбонаддува не существует. Но получить турбо и установить его несложно. Хорошим решением является установка двух турбокомпрессоров GT2540 от HKS. Также следует уменьшить степень сжатия путем установки модифицированных поршней. Установка турбокомпрессора сложна и также требует модернизации топливной системы — необходимо установить более эффективные форсунки и топливный насос. Выхлопная система должна быть модифицирована. Также важно правильно установить интеркулер и правильно отрегулировать обдув. Электронный блок управления двигателем следует заменить на спортивный, иначе вся система перестанет функционировать должным образом. Этот наддув позволяет довести мощность до 1 000 л.с. на гражданском топливе, а если использовать спортивное топливо, то можно превысить предел в 1 500 л.с.