Если расстояние до впереди идущего автомобиля уменьшается, система начинает снижать скорость, пока расстояние снова не достигнет установленного значения. Когда впереди идущий автомобиль начинает удаляться, ACC начинает увеличивать скорость.
Управление автомобилем по CAN
Беспилотный автомобиль StarLine, созданный на базе Lexus RX 450h, является проектом исследований и разработок, начатых в 2018 году. Проект открыт для амбициозных профессионалов из сообщества разработчиков открытого кода. Мы приглашаем всех желающих принять участие в процессе разработки на уровне кода и протестировать свои алгоритмы на реальном автомобиле, оснащенном дорогостоящим оборудованием. Мы решили использовать Apollo, открытый фреймворк, для тестирования автомобиля. Чтобы заставить Apollo работать, нам пришлось соединить несколько модулей вместе. Эти модули помогают программному обеспечению получать информацию об автомобиле и управлять им в соответствии с определенными алгоритмами.
Эти модули включают:
- модуль позиционирования автомобиля в пространстве с помощью GPS-координат;
- модуль управления рулем, ускорением и торможением авто;
- модуль состояния систем автомобиля: скорость, ускорение, положение руля, нажатие на педали и т.д.;
- модуль получения информации об окружении автомобиля. С этим справятся ультразвуковые датчики, камеры, радары и лидары.
Теоретическая часть
Что такое CAN-шина
В современных автомобилях все системы управляются электронными модулями (рис. 1.). Электронные модули — это специальные компьютеры, которые имеют все необходимые интерфейсы для интеграции в автомобиль. ЭБУ используют цифровые интерфейсы связи для объединения в сеть и обмена информацией друг с другом. Наиболее распространенными цифровыми интерфейсами в автомобилях являются CAN, LIN, FLEXRay. CAN является наиболее распространенным из них.
Шина CAN (Controller Area Network) — это сеть промышленного стандарта. Этот стандарт был разработан в компании Bosch в 1986 году. Первым автомобилем с шиной CAN был Mercedes-Benz W140 1991 г. Стандарт был разработан для того, чтобы устройства могли общаться друг с другом без центрального компьютера. Обмен информацией осуществляется с помощью специальных сообщений, состоящих из идентификатора, длины сообщения и полей данных. Каждое устройство имеет свой собственный набор идентификаторов. Сообщение с самым коротким идентификатором имеет приоритет на шине. Поле данных может содержать такую информацию, как состояние системы и датчиков, команды для управления механизмом и т.д.
Рисунок 1. Шина CAN автомобиля.
Физически шина состоит из витой пары медных проводов. Сигнал передается дифференциально, что обеспечивает высокую помехоустойчивость.
Рисунок 2. Физическое представление сигнала на шине CAN.
Шина CAN может использоваться для контроля состояния различных датчиков и систем автомобиля. CAN также может использоваться для управления компонентами автомобиля. Именно эти функции мы используем в нашем проекте.
Мы выбрали Lexus RX, потому что знали, что сможем управлять всеми необходимыми узлами через CAN. Самая сложная часть поиска автомобиля — это закрытые протоколы. Поэтому одной из причин выбора именно этой модели автомобиля стало наличие описания части протокола шины CAN в проекте с открытым исходным кодом Openpilot.
Чтобы правильно управлять автомобилем, необходимо понимать, как работают механические части систем автомобиля. Нам нужно было знать, как управлять электрическим рулевым управлением автомобиля или контролем замедления. Например, когда колеса поворачиваются, они оказывают сопротивление на систему рулевого управления, что ограничивает реакцию рулевого управления. Некоторые системы невозможно использовать без перевода автомобиля в специальный режим работы. Эти и другие детали необходимо было выяснить в процессе работы.
Электроусилитель руля
Электроусилитель руля (EPS) — это система снижения усилий на рулевом колесе при повороте (Рисунок 3). Приставка «электрический» указывает на тип системы — электрическая. Водитель поворачивает рулевое колесо в нужном направлении, а электромотор помогает ему повернуться на нужный угол.
Электроусилитель руля установлен на рулевом валу автомобиля, который соединен торсионным валом. На торсионном валу установлен датчик крутящего момента (датчик крутящего момента). Поворот рулевого колеса приводит в движение торсионный вал, что фиксируется датчиком крутящего момента. Данные от датчика крутящего момента, датчика скорости и датчика частоты вращения коленчатого вала передаются в ЭБУ. Затем ЭБУ рассчитывает необходимое балансировочное усилие и посылает команду на двигатель наддува.
Практическая часть
Управление рулем
Первое, чему хотела научиться наша команда, — это вождению. Две системы могут контролировать управление автомобилем: IPAS (интеллектуальный парковочный ассистент) и LKA.
С помощью IPAS вы можете напрямую регулировать угол поворота рулевого колеса в градусах. Поскольку наш автомобиль не оснащен этой системой, протестировать и научиться водить таким образом не представляется возможным.
Поэтому мы изучили электрические схемы автомобиля и определили, какие шины CAN могут быть полезны. Мы подключили анализатор шины CAN. Файл журнала содержит запись записей сообщений шины в хронологическом порядке. Нашей целью было найти команды управления электроусилителем руля (EPS). Мы регистрировали вращение рулевого колеса из стороны в сторону, в журнале можно было найти указания на угол поворота и скорость вращения рулевого колеса. Ниже приведен пример изменения данных на шине CAN. Интересующие данные выделяются маркером.
Переместите рулевое колесо на 360 градусов влево
Переместите рулевое колесо на 270 градусов вправо.
Следующим шагом было изучение системы удержания полосы движения. Мы ехали по тихой дороге и записывали логи между системой удержания полосы движения и DSU (ЭБУ поддержки вождения). С помощью анализатора шины CAN мы смогли вычислить сообщения от системы LKA. На рисунке 6 показана команда управления EPS.
Рисунок 5. Команда управления рулевым управлением с помощью системы LKA.
LKA управляет системой рулевого управления, устанавливая значение крутящего момента на рулевом валу (STEER_TORQUE_CMD). Команда получена от модуля EPS. Каждое сообщение содержит значение счетчика (COUNTER) в заголовке, которое увеличивается при каждой передаче. Поле LKA_STATE содержит информацию о состоянии LKA. Для принятия управления должен быть установлен бит STEER_REQUEST.
Сообщения, отвечающие за работу важных систем автомобиля, защищены контрольной суммой (CHECKSUM) для минимизации риска ложных срабатываний. Автомобиль должен игнорировать такую команду, если сообщение содержит неправильную контрольную сумму или значение счета. Это встроенная производителем защита от несанкционированного вмешательства сторонних систем и помех на линии связи.
На графике (рис. 6) показана диаграмма работы LKA. Датчик крутящего момента — значение датчика крутящего момента на оси кручения. Torque Cmd — команда ЛКА для управления рулевым колесом. На фотографии видно, как LKA управляет автомобилем, чтобы удержать его на траектории. Если он больше нуля, направление рулевого управления меняется. То есть, отрицательное значение сигнала означает поворот вправо, а положительное значение сигнала — поворот влево. Если команда остается на нуле, это означает, что управление со стороны LKA отсутствует. Если водитель вмешивается, система больше не обеспечивает контроль. LKA определяет вмешательство водителя с помощью второго датчика крутящего момента на боковой оси рулевого колеса.
Рисунок 6. Функциональная схема системы LKA
Нам нужно было проверить работу команды управления рулевым управлением. На устройстве StarLine Sigma 10 мы подготовили прошивку для тестирования рулевого управления. Предполагается, что StarLine Sigma 10 посылает команды на шину CAN для поворота рулевого колеса влево или вправо. В то время у нас не было графического интерфейса пользователя для управления устройством, поэтому нам пришлось использовать внутренние инструменты автомобиля. Мы определили состояние рычага круиз-контроля на шине CAN и запрограммировали устройство так, чтобы верхнее положение рычага приводило к повороту рулевого колеса вправо, а нижнее — влево (рис. 7).
ABS – антиблокировочная система
ABS (антиблокировочная тормозная система) предназначена для предотвращения блокировки колес тормозящего автомобиля, а также для поддержания управляемости и курсовой устойчивости.
Если колеса блокируются и автомобиль угрожает соскользнуть, электронная система «отпускает» давление на тормозные колодки, позволяя колесам повернуться. Эффективность системы ABS в первую очередь зависит от того, насколько правильно она настроена. Если он включается, например, слишком рано, тормозной путь может значительно увеличиться.
Механизм, по которому работает ABS, довольно прост. Колесные датчики издают сигналы, которые передаются на компьютер, который их анализирует. Это все равно, что подражать профессиональному водителю, который использует метод прерывистого торможения.
Насколько эффективна система? Сразу следует отметить, что с момента его появления не прекращаются споры о том, полезен он или вреден. В любом случае, даже противники ABS не могут отрицать ее полезных свойств, таких как значительное сокращение тормозного пути и сохранение контроля над многотонным автомобилем во время экстренной остановки. Да, рассчитать тормозной путь очень сложно, но лучше остановиться в полном неведении, сколько метров перед световым столбом, чем «поцеловаться», когда вы точно знаете, сколько времени автомобиль остановится при торможении. Два противоборствующих лагеря решили согласиться, что ABS очень полезна для неопытных водителей и что «болтуны» всегда могут перехитрить систему. Но мы говорим с вами о революционной научной идее, поэтому сегодня мы можем с уверенностью сказать, что электроника безоговорочно победит в битве «ABS — опытный водитель».
Современная многоканальная ABS даже устраняет вибрацию педали тормоза при включении системы. В прошлом причиной аварий было внезапное срабатывание ABS: педаль вибрировала, автомобиль стонал, поэтому неопытные водители пугались и отпускали тормоз. Сегодня нужно быть очень чувствительным, чтобы почувствовать ABS, которая является стандартным оборудованием почти всех автомобилей. Она является основой для других, более сложных электронных систем безопасности.
ASR – антипробуксовочная система
Система ASR (контроль тяги) имеет множество названий, наиболее распространенные из которых TRC или «контроль тяги», STC, ASC+T и TRACS. Эта система активной безопасности работает в сочетании с ABS и EBD для предотвращения пробуксовки колес, независимо от дорожных условий и силы нажатия на педаль газа. Как упоминалось ранее, многие системы безопасности работают на основе АБС. Аналогичным образом, ASR использует датчики антиблокировочной тормозной системы для обнаружения пробуксовки ведущих колес, снижения оборотов двигателя и, при необходимости, торможения колес для обеспечения эффективного ускорения. Другими словами, даже если вы нажмете педаль газа до упора, ASR не позволит вам сжечь резину и скрести асфальт.
Сегодня автомобили даже оснащены приборами ночного видения.
Основная функция ASR — обеспечение устойчивости автомобиля при резком старте или движении в гору на скользкой дороге. «Прокручивание колес компенсируется путем перераспределения крутящего момента силового агрегата на колеса, которые в данный момент имеют лучшее сцепление с дорогой. ASR имеет определенные ограничения. Например, он работает только на скорости не более 40 км/ч.
Необходимо упомянуть и ряд недостатков этой системы. Поэтому ASR будет существенно мешать опытным водителям, пытающимся заставить застрявший автомобиль «крениться». Система не будет замедлять или отключать дроссельную заслонку. Бывают случаи, когда антипробуксовочная система «тупит» двигатель настолько, что автомобиль вообще не может ехать.
Или, например, есть активные водители. ASR ставит палки на колеса при пробуксовке и контролирует пробуксовку за счет тяги. Но это ничто по сравнению с теми преимуществами, которые дает система: Он блокирует дифференциал, подтормаживает колесо, которое загружено в повороте, и выравнивает скорость вращения колес, чтобы максимально использовать крутящий момент «сердца» автомобиля.
Многие автопроизводители сегодня забывают о дорожных гонщиках и делают ASR бесполезной. Но смогут ли наши находчивые водители остановить хоть что-нибудь? Они просто удаляют предохранитель и удовлетворяют свои гоночные амбиции. Но есть подвох: если вы уверены, что ASR помешает вам включить передачу, напомним, что эта система используется в болидах Формулы-1.
EBD – распределяем тормозное усилие
EBD (электронное распределение тормозных усилий) — это активная система безопасности автомобиля, которая распределяет тормозное усилие на все колеса. Опять же, EBD всегда работает параллельно с базовой ABS.
Стоит отметить, что EBD активируется до того, как сработает ABS, или подстраховывает ABS, если она не сработала. Поскольку эти системы тесно связаны и всегда работают параллельно, в каталогах очень часто используется аббревиатура ABS+EBD.
Благодаря EBD достигается оптимальное сцепление с дорогой, значительно улучшается курсовая устойчивость автомобиля при экстренном торможении и гарантируется, что контроль над автомобилем не будет потерян даже в критических ситуациях. Кроме того, система учитывает такие факторы, как положение автомобиля по отношению к дороге и нагрузка на автомобиль.
Классификация систем безопасности
Системы безопасности автомобиля обычно можно разделить на активные и пассивные. Они предназначены для предотвращения аварий, предупреждая водителя о потенциально опасной ситуации или облегчая ему контроль над автомобилем. Системы пассивной безопасности предназначены для уменьшения травм, полученных в результате аварии.
- К первой группе относятся следующие системы: ABS (Anti-lock Braking System), предотвращающая блокировку колес при торможении, ACC (Adaptive Cruise Control) — круиз-контроль с автоматическим регулированием скорости в зависимости от дорожной ситуации, поддерживающий безопасную дистанцию до автомобилей спереди, ESC (Electronic Stability Control) — электронная система контроля устойчивости, BLIS (Blind Spot Information System) – информирующая о наличии других транспортных средств в слепой зоне, LDW (Lane Departure Warning) – предупреждающая о выезде с дорожной полосы, AEB (Automatic Emergency Braking) – система экстренного торможения, NVS (система ночного видения) – поддерживающая водителя при движении в темное время суток, RSR (система распознавания дорожных знаков) и TPMS (система контроля давления в шинах), контролирующая давление воздуха.
- В свою очередь, к категориям пассивных систем безопасности относятся системы, контролирующие работу подушек безопасности и ремней безопасности, защищающие от повреждения шейных позвонков при ударе, CSS (Child Safety System) и PPS (Pedestrian Protection System), снижение тяжести травм, возникающих при ДТП у детей и прохожих. Далее представляем работу систем активной и пассивной безопасности на примере TMPS, контролирующих подушек безопасности и PPS.
Давление в шинах необходимо контролировать по соображениям безопасности и эксплуатации. Это происходит потому, что шина может лопнуть. В этом случае водитель теряет контроль над своим автомобилем и может стать причиной аварии. Кроме того, слишком низкое давление в шинах приводит к повышенному расходу топлива. Шины также изнашиваются быстрее. По этой причине системы TMPS являются обязательными в течение нескольких лет. Они делятся на две категории: прямые и непрямые системы.
В первом случае датчики также используются другими системами, обычно датчиками скорости вращения колес, на которых основаны измерения ABS. В этом случае учитывается, что шина, в которой давление было снижено, вращается быстрее из-за уменьшения внешнего диаметра и связанного с этим изменения окружности качения.
Преимущество этого подхода заключается в том, что он прост и недорог в реализации, поскольку не требуется добавлять новые компоненты, нужно только изменить программное обеспечение АБС. Недостатком косвенных систем TMPS является их низкая точность. Обычно они сигнализируют о проблеме только при падении давления в колесе на несколько десятых процента, поскольку если бы они были более чувствительными, то подняли бы необоснованную тревогу, реагируя даже на небольшое изменение скорости вращения колеса, вызванное изменением дорожных условий.
Кроме того, водитель никогда не имеет точной информации о текущем давлении в шинах. Если падение одинаково на всех колесах, оно может даже не быть обнаружено косвенной системой TMPS, но если шины изношены неравномерно, может сработать ложная тревога. Альтернативой являются прямые системы.
Они основаны на датчиках давления, установленных на каждой шине. Датчики питаются от батарей и имеют антенну, которая передает их показания на блок управления.
Системы подушек безопасности
Первые системы подушек безопасности были установлены в автомобилях 40 лет назад. С тех пор было разработано несколько версий.
- Основные из них – подушки безопасности на руле для защиты водителя и в приборной панели для защиты переднего пассажира, задача которых защитить голову и грудь в случае лобового столкновения. Кроме них в авто есть боковые и головные подушки безопасности. Последние иначе известны как воздушные завесы.
- Боковые подушки безопасности защищают верхнюю часть туловища и таз водителя и переднего пассажира в случае бокового столкновения. Поэтому они устанавливаются на внешнем крае спинок сидений.
- Воздушные завесы, напротив, расположены в потолке над боковыми окнами с обеих сторон автомобиля. Их работа заключается в защите головы водителя, пассажира на переднем сиденье и людей, занимающих крайние задние сиденья, в случае бокового удара. Также они надуваются в случае лобового удара под углом. Кроме того, подушки безопасности предотвращают выскальзывание и полное выпадение водителя и пассажиров из боковых окон при ударе и в случае опрокидывания машины.
Сегодня подушки безопасности являются стандартным оборудованием в автомобилях. Эти системы безопасности обычно состоят из блока управления и датчиков, расположенных на блоке управления или в различных частях автомобиля. Основными задачами ЭБУ являются анализ данных от датчиков, определение того, произошло ли событие, требующее срабатывания подушки безопасности, активация системы, срабатывающей при срабатывании подушки безопасности, и самодиагностика. Драйверы и датчики для систем подушек безопасности в автомобилях предлагаются ведущими производителями электронных компонентов.
Одним из примеров является блок управления подушками безопасности от Bosch. На основе данных гироскопов, датчиков давления и акселерометров он определяет задние, боковые и передние столкновения и распознает переворачивание автомобиля. Точность обнаружения столкновений была повышена по сравнению с предыдущими поколениями ЭБУ за счет внедрения нового алгоритма, анализирующего параметры поглощения кинетической энергии столкновения. Датчики занятости сидений являются дополнительным источником информации, которая помогает выбрать настройки безопасности в соответствии с весом, размером и положением тела пассажира и избежать ненужного надувания в случае аварии, когда сиденье пустое.
Блок управления подушкой безопасности считывает данные со встроенных и периферийных датчиков через системную шину и интерфейс PSI5 (Peripheral Sensor Interface). Это основа для активации подушки безопасности и натяжителя ремня безопасности, для отправки сигнала в топливную систему для прекращения подачи топлива и в систему привода для торможения автомобиля, а также для автоматического уведомления системы eCall — системы экстренного вызова аварийных служб.
Он также включает визуальную и звуковую сигнализацию в случае неисправности системы безопасности. Данные о ходе аварии хранятся в памяти контроллера. Контроллеры Bosch выпускаются в различных модификациях с разными функциями и ценами.
Версия с самой низкой ценой отвечает только базовым требованиям по защите пассажиров. Они поддерживают до 16 контуров управления и взаимодействуют с 6 периферийными датчиками. Они предназначены для категории недорогих автомобилей. Модели Basic и Plus поддерживают до 32 контуров управления и работают с 12 датчиками через PSI5.
Система защиты пешеходов
Пешеходы и велосипедисты также составляют большую группу среди жертв аварий с автотранспортом. Поэтому в дополнение к решениям, повышающим безопасность водителей и пассажиров, в автомобили стали встраивать системы PPS (Pedestrian Protection System) для снижения тяжести травм людей, сбитых автомобилем. Это особенно касается травм головы, полученных в результате удара капотом, стойкой или ветровым стеклом, которые обычно являются самыми тяжелыми.
Для внедрения систем защиты пешеходов были использованы различные подходы. Обычно ключевым элементом является датчик давления или акселерометр, встроенный в передний бампер автомобиля. При обнаружении столкновения с пешеходом капот слегка приподнимается.
Это создает больший зазор между более мягкой крышкой и твердым блоком двигателя для поглощения энергии удара и смягчения последствий аварии. Продолжением этого решения является установка подушки безопасности под капотом автомобиля. Он выбрасывается из щели при наезде на пешехода, заполняет пространство под капотом и закрывает часть ветрового стекла и боковых стоек.
Помимо рассматриваемых датчиков, к компонентам систем активной и пассивной безопасности автомобилей относятся: ультразвуковые датчики, радарные датчики и камеры. Например, системы, установленные в передней части автомобиля, передают информацию следующим системам: LDW (Lane Departure Warning), PD (Pedestrian Detection) или PCAM (Pedestrian Collision Avoidance/Mitigation), RSR (Traffic Sign Recognition) и FCW (Frontal Collision Warning).
Второстепенные электронные системы безопасности
Адаптивный круиз-контроль ACC
Адаптивный круиз-контроль был впервые представлен на автомобилях Mercedes в 1997 году. Система заменяет обычный круиз-контроль: Благодаря адаптивному круиз-контролю ACC водителю больше не нужно постоянно нажимать на педаль акселератора во время длительных поездок, так как система автоматически поддерживает нужную скорость.
ACC также использует радар и камеру для измерения расстояния до препятствий и при необходимости замедления. Система активируется при скорости свыше 50 км/ч.
TPMS
TPMS — это система контроля давления в шинах, которая работает с помощью датчиков, установленных на колесах. Датчики давления измеряют давление в шинах и предупреждают о любых отклонениях. Система также может работать косвенно, используя данные от колесных датчиков ABS. Как это работает: В случае спуска шины повороты становятся меньше, и система предупреждает водителя. Недостатком такого косвенного контроля давления является то, что ABS не распознает, в какой шине возникла проблема.
Прямая система TPMS контролирует давление в шинах с помощью специальных датчиков давления и специального блока управления. Дисплей системы TPMS, являющийся частью системы, предоставляет точную информацию о давлении в каждой шине и сообщает, какая шина спущена.
Подробнее о системе TPMS и ее типах вы можете прочитать здесь.
Парктроник
Парктроник или PDS — это система, которая помогает вам парковаться. Вот как работает система: в бамперы автомобиля устанавливаются датчики, которые излучают ультразвуковой сигнал. Он отскакивает от препятствий и возвращается, указывая расстояние до препятствия.
Пассивные системы помощи при парковке только информируют водителя о наличии препятствия, в то время как активные системы помощи при парковке могут дать команду автомобилю затормозить перед препятствием.
Система адаптивного освещения
Система направляет фары и их световой поток в точку поворота рулевого колеса. Камера, установленная на лобовом стекле, обнаруживает встречные и попутные автомобили и переключает ближний свет на дальний и наоборот.
Матричные фары светят с высокой интенсивностью и «срезают» часть светового пучка прямо перед другими автомобилями, чтобы не ослеплять встречных водителей. Дорога перед движущимся автомобилем остается освещенной.
Какие есть еще электронные системы в авто
Кратко описаны другие электронные средства обеспечения безопасности водителя и его транспортного средства.
Система контроля усталости
Система определяет уровень усталости водителя по выражению лица, положению глаз и головы и рекомендует водителю сделать перерыв.
Сканер дорожных знаков
Это поможет не пропустить дорожные знаки и избежать штрафов.
Система контроля мертвых зон
Она предупреждает водителя о препятствиях при смене полосы движения. Определяет расстояние до препятствий с помощью ультразвуковых датчиков на бампере, аналогично парковочным устройствам.
Ассистент движения по полосе
Lane Keep Assist или ассистент удержания в полосе движения гарантирует, что автомобиль не отклоняется от курса и четко ориентируется на полосе. Программа использует видеокамеру для ориентации на разметку полосы движения и активизируется, если водитель пересекает пунктирную линию или сплошную полосу без использования индикатора.
Ассистент предупреждает о сходе с полосы движения вибрацией на рулевом колесе или вмешивается в процесс движения: начинает тормозить и направляет в нужное положение на полосе.
Какие электронные помощники раздражают: мнение автовладельцев
Согласно результатам опроса, проведенного журналом «За рулем», автовладельцы считают наиболее полезными системами круиз-контроль с функцией контроля пробок и монитор слепых зон. Система помощи при экстренном торможении была названа одной из самых популярных. Согласно опросам, больше всего раздражают системы предупреждения о сходе с полосы движения и контроля сонливости.
Что думают читатели журнала «За рулем» об электронных системах:
Ошибки ЭБУ
Когда блок управления двигателем автомобиля обнаруживает проблему или неисправность, активируется специальный код, и на приборной панели загорается контрольный индикатор — оранжевый символ двигателя. Код неисправности состоит из пяти символов, которые кодируют информацию о месте и характере неисправности. Первая — это буква — P, B, C или U — за которой следуют четыре цифры.
Значение букв в коде ЭБУ:
- P — неисправность в силовой установке, включая двигатель и трансмиссию.
- В — проблемы с климат-контролем, освещением или подушками безопасности.
- C — шасси, тормозная система, рулевое управление, подвеска;
- U — указывает на ошибки сетевого обмена данными и проблемы с проводкой.
Второй символ или первая цифра варьируется от 0 до 3. Он содержит код производителя и общую информацию о соответствующем устройстве. Следующая цифра (третья цифра) объясняет, к чему относится неисправность, т.е. указывает на проблемы в конкретных системах автомобиля.
Значение цифр в коде ЭБУ:
- 1 — система подачи топлива;
- 2 — инжектор, воздухоподача;
- 3 — зажигание;
- 4 — контроль выхлопов;
- 5 — скорость и холостой ход;
- 6 — ЭБУ и его цепи;
- 7,8 — трансмиссия.
Количество комбинаций букв и цифр велико, как и количество ошибок. Компьютер может регистрировать несколько неисправностей одновременно. Для диагностики и выявления проблемы используются специальные считывающие устройства. Стоимость проверки ЭБУ относительно невысока — в среднем 1500 рублей, а сама процедура занимает не более 30 минут. Его можно проверить как у официального дилера, так и на любой заправочной станции или в гараже.
Примеры кодов ошибок ЭБУ и их расшифровка:
- P0300-P0305 — пропуски зажигания;
- Р0171, Р0174 — качество топливно-воздушной смеси;
- Р0440, Р0442, Р0446, Р0455 — цепь управления системы контроля отвода паров топлива;
- Р0420, Р0430 — работа каталитического нейтрализатора;
- Р0201, Р0202, Р0203, Р0204 — цепь управления форсунками первого, второго, третьего и четвертого цилиндров.
- Р0506, Р0507 — система холостого хода, низкие/высокие обороты двигателя;
- Р0116, Р0117, Р0118 — цепь датчика температуры охлаждающей жидкости.
Ремонт ЭБУ
Поскольку блок управления программируется по-разному для разных автомобилей, его нельзя заменить универсально. Таким образом, блок управления от автомобиля того же года выпуска, марки, модели и типа двигателя может не работать на внешне идентичном автомобиле.
Как и для любой другой электронной системы, скачки напряжения более опасны для ЭБУ автомобиля. Если в электрической системе произошел сбой или короткое замыкание, вполне вероятно, что повреждения затронут и мозги.
Кроме того, неисправность блока управления также может привести к неисправности:
- перегрев блока;
- коррозия;
- механическое повреждение процессора и микросхем от удара или сильных вибраций;
- на ряде современных авто к некорректной работе ЭБУ приводит «прикуривание» другого автомобиля на работающем двигателе и снятие аккумулятора.
Неисправность устройства может проявляться по-разному: Мигает индикатор, двигатель глохнет, зажигание не включается, посылаются неверные команды, а в худшем случае автомобиль просто не заводится.
Ремонт ЭБУ — задача не из простых. Это требует полной разборки устройства и очень точной и детальной работы с электроникой. Поскольку это высокотехнологичный компонент, влияющий практически на все узлы автомобиля, важно доверять мастерской, выполняющей работы. В некоторых случаях требуется полная замена устройства.
Можно ли сделать перепрошивку ЭБУ
ЭБУ автомобиля может быть сброшен путем загрузки нового программного обеспечения. Этот процесс называется «перепрошивка». Это позволяет по-новому настроить определенные параметры автомобиля. Например, для улучшения работы двигателя или, наоборот, для снижения расхода топлива. Вот некоторые из наиболее распространенных переменных, на которые может повлиять перепрошивка:
- соотношение воздушно-топливной смеси;
- регулировка момента зажигания;
- ограничение максимальной скорости автомобиля.
При желании и наличии опыта вы можете самостоятельно изменить настройки ЭБУ. Но обычно за такой услугой обращаются в специализированные службы. Лучше выбирать мастеров в клубах и на специализированных форумах.
Помните, что на новом автомобиле сброс автоматически аннулирует гарантию. Кроме того, всегда есть риск, что при не очень удачном вмешательстве в работу «мозгов», цепь вей