Внешность. Серо-белый цвет. Огромные крылья. Обтекаемый бак. Блестящие выхлопные трубы. Хромированные обода колёс. Мотоцикл смотрелся стильно. Чуть позже отец купил коляску. Для того времени мотоцикл выглядел достойно, даже несмотря на прикрепленный тазик-коляску сбоку (да еще и бирюзового цвета).
Технические характеристики мотоцикла иж планеты-3
Советская мото техника известная в большинстве стран, ведь раньше проектировали и создавали действительно качественные уникальные мотоциклы, которые могли служить владельцам более 20 лет. Сегодня одним из долгожителей, работающих до сих пор, считается мотоцикл Иж планета 3. Впервые новинка появилась в 1971 году, тогда мотоцикл создавали и проектировали на машиностроительном заводе Ижевска. Классифицировалась техника как мотоцикл среднего класса, эксплуатация которого должна проходить как на простых дорогах, так и по бездорожью.
За долгие годы работы техника показала себя как надежный помощник при движении в разных ситуациях, поломки случаются крайне редко. Инженеры из Ижевска отлично справились с задачей сделать качественный и простой мотоцикл, поэтому простая и доступная конструкция позволяет производить ремонт самостоятельно. Такое название модели дано не случайно, мотоцикл считается старшим братом предыдущей модели — Иж Планета 2. К сожалению, данная модель не долго производилась в Ижевске, вплоть до 1977 года. Но за каких-то 6 лет было произведено около 500 тыс. экземпляров с коляской и без нее.
Технические характеристики
Мотоцикл Иж Планета 3 — типичный продукт своего времени, недорогой, массовый и доступный. Относительно невысокая надёжность компенсировалась дешевизной, и многие мототуристы покоряли на этом байке необъятные просторы Советского Союза.
Двигатель
Одноцилиндровый мотор объёмом 347 куб см способен разогнать байк без коляски до 110 километров в час. С боковым прицепом максимальная скорость ограничена 80 км/ч. Бензонасоса нет, так что двигатель поступает в камеры сгорания самотёком.
Трансмиссия
В Иж Планету 3 советские конструкторы внедрили 4-ступенчатую КПП, ранее применявшуюся на предыдущих моделях линейки, но в доработанном виде. Схема стандартная — 1-N-2-3-4.
Ходовая часть и тормоза
В предельно простую трубчатую стальную раму установлен мотор и сблокированная с ней трансмиссия. Колёса спицованные, камерные. Подвески без регулировок — вилка-телескоп спереди и пружинно-масляные амортизаторы сзади. Тормоза архаичные, барабанной конструкции. С технической точки зрения всё очень просто, а потому ремонтопригодно.
Электроника
Бортовая система рассчитана на 6 вольт, переход на 12В был осуществлён позднее, в модели Иж п4. Электроники в байке минимум — коммутатор, генератор, аккумулятор (ёмкость до 18 а/ч), кикстартер. Электростартер не предусмотрен конструкцией. Более того, именно Иж п3 стал одним из первых советских мотоциклов, оснащённых поворотниками.
Вес и габариты
По советской классификации Иж п3 относился к средним мотоциклам. Масса без бокового прицепа — около 165 кг, с коляской это параметр существенно возрастает. Такие массогабаритные характеристики свойственны всей мототехнике производства СССР той эпохи.
Управляемость
Простейшая трубчатая рама и примитивные подвески не способствуют хорошей управляемости. А на байке с коляской про резкие маневры вообще лучше забыть, чтобы не перевернуться в повороте.
Расход топлива
Заявленная цифра — не более 5 литров при езде по шоссе на любой скорости. На практике он колеблется от 4 до 6 литров, и зачастую зависит от технического состояния конкретного экземпляра. Но бака на 18 литров в любом случае хватает.
Недостатки и детские болезни
Машина не лишена своих минусов, за которые её многие не любят. Большинство из них проявляется в результате неправильной эксплуатации или перегрева мотора в тяжёлых дорожных условиях. Наиболее досадными являются следующие недостатки:
- Быстрый износ деталей цилиндропоршневой группы и коленчатых валов.
- Низкий ресурс деталей цепного привода.
- Неравномерность работы цилиндров.
- Некачественные разъёмы проводов электрооборудования.
- Несовершенная, архаичная конструкция крепления седла к раме.
Износ главных деталей двигателя доставляет больше всего проблем владельцам мотоцикла. Даже правильная и бережная эксплуатация сопровождается ранним износом поршней, цилиндров, деталей коленчатого вала. У нового двигателя после пробега 15-20 тыс. км появляются посторонние металлические звуки, усиливающиеся со временем. Они могут быть вызваны одной, или несколькими причинами:
- Износ втулки верхней головки шатуна.
- Износ цилиндра.
- Износ юбки поршня.
- Выпадение замка из канавки поршневого кольца с его изломом.
- Разрушение игольчатого подшипника шатуна на коленчатом валу.
Указанные дефекты устраняются только заменой деталей следующего ремонтного размера, расточкой цилиндров и втулок. Все эти работы, кроме замены коленчатых валов, можно выполнить без снятия двигателя.
Низкое качество цепей или невнимательное отношение к состоянию резиновых чехлов приводят к быстрому износу привода. При этом так же быстро изнашивается и ведущая звёздочка, которая подлежит замене вместе с цепью. Задняя зубчатка служит дольше и может пережить 3, а то и 4 цепи.
Редко какой мотор отличается идеальной равномерностью работы цилиндров. Примитивный механизм регулировки распределения потоков топливной смеси по цилиндрам не позволяет произвести точную юстировку подачи. В результате каждый цилиндр отрабатывает свой крутящий момент. Разница хоть и не велика, но нагрузка на кривошипно-шатунную систему не является однородной и сбалансированной. В результате она работает с перекосом по значениям векторов силы, более нагруженный коленчатый вал быстро выходит из строя. Наличие неравномерности легко обнаружить по цвету свечного нагара. Цвет нагара на свечах должен быть одинаковым, если есть значительное отличие, то это в первую очередь свидетельствует о неравномерности работы цилиндров. Отрегулировать можно, но штатный процесс является плохо управляемым и кропотливым.
Электрическая проводка выполнена низкокачественными проводами и разъёмами. Массовое явление имеют случаи окисления контактов или обрыва проводов в результате вибрации незакреплённого соединения.
Конструкция крепления седла к раме не менялась со времён появления первых ИЖей подобной компоновки в начале 60-х годов. После непродолжительной эксплуатации замок разбалтывается от вибрации, появляется неприятный люфт в сочленениях. Под седлом находятся разъемы от проводов, идущих к оптике заднего щитка и к боковому прицепу. Многие владельцы, забывая об этом, просто рвут провода под седлом при его снятии. Заднее колесо невозможно снять без демонтажа сиденья.
Ну вот. Двигатель съел последний бензин. Теперь, выкрутив свечу, заливаем масла в цилиндр, воздушный фильтр затыкаем промасленной бумагой и готовим его к стоянке.
ИЖ Планета-3
В 1970 году дебютировала модель третьего поколения серии ИЖ Планета. Мотоцикл был усовершенствован, как внешне, так и технически. Серийное производство новинки началось в 1971 году и продолжалось до 1985 года.
Планета-3 стал лучшим представителем серии, что неоднократно подтверждалось владельцами, сменившими разные (предыдущие и последующие) поколения мотоциклов ИЖ Планета.
Как и все модели этой серии, байк получил одноцилиндровый двухтактный двигатель с воздушным охлаждением. В этот раз его мощность удалось повысить на 20%, а в дальнейшем, с выходом усовершенствованных модификаций «тройки», двигатель ещё несколько раз модернизировали – в итоге его мощность возросла более чем на 45% (относительно модели предыдущего поколения).
В третьем поколении мотоциклы ИЖ Планета впервые получили указатели поворотов (в соответствии с изменившимися правилами дорожного движения).
Силовой агрегат «третьей Планеты в третьей ревизии», с минимальными доработками, устанавливался на модели следующих поколений.
Технические характеристики
- Двигатель – одноцилиндровый, двухтактный:
- ход поршня – 85 мм
- ∅ цилиндра – 72,0 мм
- рабочий объём – 346 см³
- степень сжатия – 7,51
- максимальная мощность – 18 л.с. при 5 000-5 600 об/мин
- охлаждение – воздушное (набегающим потоком)
- система смазки – совместная с топливом
- питание – карбюратор (К-36И или К-62И)
- сцепление – многодисковое, в масляной ванне
- коробка передач – четырехступенчатая, двухходовая
- моторная передача – безроликовая двухрядная цепь (передаточное число – 2,17)
- передача от коробки на заднее колесо – роликовая цепь (передаточное число – 2,47)
- рама – трубчатая, сварная
- передняя вилка – пружинная телескопического типа с гидравлическими амортизаторами
- задняя подвеска – пружинная с гидравлическими амортизаторами
- длина – 2 115 мм
- ширина – 780 мм
- высота – 1 025 мм
В 1977 году Ижевский машиностроительный завод решил модернизировать ИЖ Планета-3 (модель получила индекс 3-01). Мотоцикл получил массу конструктивных улучшений и самое заметное – мощность двигателя была увеличена с 18 до 20 л.с. (добиться этого удалось за счёт установки усовершенствованного карбюратора). Узнать внешне эту модификацию можно по переднему крылу и рулю «от Планеты Спорт».
С 1981 по 1985 годы выпускалась модификация ИЖ Планета-3-02. Её можно назвать «переходной к четвёртому поколению модели». В третьей ревизии мотоцикл получил переднюю вилку нового образца, обновленное сиденье, рулевые переключатели и хромированные грязевые щитки. По традиции уже, была увеличена мощность двигателя (до 22 л.с.) и этот же двигатель (после «обкатки» на переходной модели) устанавливался на мотоциклы следующего (четвёртого) поколения.
Достоинства и недостатки
Модель третьего поколения, как уже было отмечено, отличается высокой «надёжностью, прочностью и работоспособностью». Для сельской местности это был идеальный мотоцикл – неприхотливый в обслуживании и простой в ремонте.
В современных условиях двухтактный байк – это, конечно, анахронизм. У него даже нет системы раздельной смазки – масло приходится лить прямо в бак.
Так из минусов можно назвать: двухтактный мотор, высокий расход топлива, проблемы с поиском запчастей.
Всё разбираем, промываем, выпрессовываем сайлентблоки. Клиент хотел купить новые магазинские аморты, но я ему посоветовал перебрать старые, чем платить за новые 4000р. Хотя расходники для ремонта стоят всего 300р, и работать они будут даже лучше новых!
Что-то найдёшь, что-то потеряешь
Третья Планета, из-за меньшей мощности мотора, несколько уступала Юпитеру в динамике. Отзывы владельцев говорят о том, что этот недостаток компенсировался лучшей тягой на низких оборотах. Это давало определённые преимущества при езде по пересечённой местности.
Но, несмотря на то, что объём двигателя на Иж Планета-3 остался практически таким же, как и у двухцилиндрового агрегата старшей модели, существенно увеличился расход топлива. На высоких скоростях он достигал 5 литров на 100 км. Зато упростилась регулировка зажигания.
Иж Планета-3 производился с 1971 по 1977 год. За это время было изготовлено 478 496 машин данной модификации. Они имели незначительные отличия, вроде цвета материалов обивки сидения и боковых накладок на бак.
Первые изменения
В 1977 году в серию пошла следующая версия мотоцикла – Иж Планета 3 01. Создавая данную модель, разработчики пошли по тому же пути, что и при модифицировании Иж Юпитер. Изменения коснулись:
- Переднего крыла, получившего регулировку по высоте расположения над колесом.
- Задних амортизаторов, конструкцию которых существенно улучшили, добавив возможность изменения предварительного натяжения пружин.
- Силового агрегата. Форсировка двигателя за счёт увеличения степени сжатия позволила поднять мощность до 20 л. с. Но это потребовало установки свечи с другим калильным числом – А-23, увеличение площади рёбер охлаждения и изменения их формы.
- Конструкции руля, на котором появились зеркала заднего вида, а концы рукояток управления получили защиту рук при падении в виде резиновых шариков.
- Переднего тормоза, получившего лягушку стоп-сигнала.
- Установили штатные дуги безопасности, защищавшие мотоциклиста при аварии
Последний мотоцикл Иж Планета-3 01 сошёл с конвейера в 1981 году. К этому времени произвели 400 845 экземпляров данной модификации.
Окончательный вариант
К 1981 году специалисты Ижевского машиностроительного завода подготовили новый пакет модернизаций.
- Помудрив с карбюратором, добавили 1 л. с. мощности., добившись показателя в 21 л. с.
- Установили новый топливный бак, впоследствии перекочевавший на модель Иж Планета-4.
- Появилось заднее крыло новой формы. Из-за того, что выпуск детали был ещё не отлажен, новое крыло устанавливали не на все серии машины.
Ну и ещё кое-чего по мелочам. В таком виде мотоцикл стал называться Иж Планета-3 02. К 1985 году, когда выпуск модификации был завершён, успели сделать 216 101 экземпляр.
Мототехника Иж всегда славилась ремонтопригодность. Модель п3 не является исключением из правила — починить в ней можно всё, и никаких специальных инструментов для этого не требуется.
Отзывы владельцев
В детстве гонял на п3 по деревне, хотя тогда думал, что это п4, узнал только потом уже. Документов не было)) Первый мот в жизни был, ехал хорошо, Восходы с Минсками угнаться не могли. Дмитрий, Железногорск.
Из-за ностальгических воспоминаний в 2021 году купил третью Планету под восстановление, за 20к, с документами. За несколько лет неспешных работ сделал всё, отпескоструил раму, всё перекрасил, выкинул весь колхоз и всё поменял на оригинал. Сейчас из новья только карбюратор, стоит японский вместо родного, но в планах тоже поменять. У меня это байк выходного дня, прокатиться тёплым вечером и вспомнить молодость. Григорий, Люберцы.
Мот живучий, ядерную войну переживет в случае необходимости. Ремонтируется напильником и молотком, много запчастей подходят от ю3, ю5 и п5. Если нужна вечная техника, которая всегда будет ездить, и нет боязни запачкать руки — вариант отличный. Анатолий, Курск.
Отрывок, характеризующий Иж Планета-3
На лице его было сиянье самодовольства и счастия. Солдаты, принесшие князя Андрея и снявшие с него попавшийся им золотой образок, навешенный на брата княжною Марьею, увидав ласковость, с которою обращался император с пленными, поспешили возвратить образок. Князь Андрей не видал, кто и как надел его опять, но на груди его сверх мундира вдруг очутился образок на мелкой золотой цепочке. «Хорошо бы это было, – подумал князь Андрей, взглянув на этот образок, который с таким чувством и благоговением навесила на него сестра, – хорошо бы это было, ежели бы всё было так ясно и просто, как оно кажется княжне Марье. Как хорошо бы было знать, где искать помощи в этой жизни и чего ждать после нее, там, за гробом! Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: Господи, помилуй меня!… Но кому я скажу это! Или сила – неопределенная, непостижимая, к которой я не только не могу обращаться, но которой не могу выразить словами, – великое всё или ничего, – говорил он сам себе, – или это тот Бог, который вот здесь зашит, в этой ладонке, княжной Марьей? Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего то непонятного, но важнейшего!» Носилки тронулись. При каждом толчке он опять чувствовал невыносимую боль; лихорадочное состояние усилилось, и он начинал бредить. Те мечтания об отце, жене, сестре и будущем сыне и нежность, которую он испытывал в ночь накануне сражения, фигура маленького, ничтожного Наполеона и над всем этим высокое небо, составляли главное основание его горячечных представлений. Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему. Он уже наслаждался этим счастием, когда вдруг являлся маленький Напoлеон с своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастия других взглядом, и начинались сомнения, муки, и только небо обещало успокоение. К утру все мечтания смешались и слились в хаос и мрак беспамятства и забвения, которые гораздо вероятнее, по мнению самого Ларрея, доктора Наполеона, должны были разрешиться смертью, чем выздоровлением. – C’est un sujet nerveux et bilieux, – сказал Ларрей, – il n’en rechappera pas. Это человек нервный и желчный, он не выздоровеет. Князь Андрей, в числе других безнадежных раненых, был сдан на попечение жителей. В начале 1806 года Николай Ростов вернулся в отпуск. Денисов ехал тоже домой в Воронеж, и Ростов уговорил его ехать с собой до Москвы и остановиться у них в доме. На предпоследней станции, встретив товарища, Денисов выпил с ним три бутылки вина и подъезжая к Москве, несмотря на ухабы дороги, не просыпался, лежа на дне перекладных саней, подле Ростова, который, по мере приближения к Москве, приходил все более и более в нетерпение. «Скоро ли? Скоро ли? О, эти несносные улицы, лавки, калачи, фонари, извозчики!» думал Ростов, когда уже они записали свои отпуски на заставе и въехали в Москву. – Денисов, приехали! Спит! – говорил он, всем телом подаваясь вперед, как будто он этим положением надеялся ускорить движение саней. Денисов не откликался. – Вот он угол перекресток, где Захар извозчик стоит; вот он и Захар, и всё та же лошадь. Вот и лавочка, где пряники покупали. Скоро ли? Ну! – К какому дому то? – спросил ямщик. – Да вон на конце, к большому, как ты не видишь! Это наш дом, – говорил Ростов, – ведь это наш дом! Денисов! Денисов! Сейчас приедем. Денисов поднял голову, откашлялся и ничего не ответил. – Дмитрий, – обратился Ростов к лакею на облучке. – Ведь это у нас огонь? – Так точно с и у папеньки в кабинете светится. – Еще не ложились? А? как ты думаешь? Смотри же не забудь, тотчас достань мне новую венгерку, – прибавил Ростов, ощупывая новые усы. – Ну же пошел, – кричал он ямщику. – Да проснись же, Вася, – обращался он к Денисову, который опять опустил голову. – Да ну же, пошел, три целковых на водку, пошел! – закричал Ростов, когда уже сани были за три дома от подъезда. Ему казалось, что лошади не двигаются. Наконец сани взяли вправо к подъезду; над головой своей Ростов увидал знакомый карниз с отбитой штукатуркой, крыльцо, тротуарный столб. Он на ходу выскочил из саней и побежал в сени. Дом также стоял неподвижно, нерадушно, как будто ему дела не было до того, кто приехал в него. В сенях никого не было. «Боже мой! все ли благополучно?» подумал Ростов, с замиранием сердца останавливаясь на минуту и тотчас пускаясь бежать дальше по сеням и знакомым, покривившимся ступеням. Всё та же дверная ручка замка, за нечистоту которой сердилась графиня, также слабо отворялась. В передней горела одна сальная свеча. Старик Михайла спал на ларе. Прокофий, выездной лакей, тот, который был так силен, что за задок поднимал карету, сидел и вязал из покромок лапти. Он взглянул на отворившуюся дверь, и равнодушное, сонное выражение его вдруг преобразилось в восторженно испуганное. – Батюшки, светы! Граф молодой! – вскрикнул он, узнав молодого барина. – Что ж это? Голубчик мой! – И Прокофий, трясясь от волненья, бросился к двери в гостиную, вероятно для того, чтобы объявить, но видно опять раздумал, вернулся назад и припал к плечу молодого барина. – Здоровы? – спросил Ростов, выдергивая у него свою руку. – Слава Богу! Всё слава Богу! сейчас только покушали! Дай на себя посмотреть, ваше сиятельство! – Всё совсем благополучно? – Слава Богу, слава Богу! Ростов, забыв совершенно о Денисове, не желая никому дать предупредить себя, скинул шубу и на цыпочках побежал в темную, большую залу. Всё то же, те же ломберные столы, та же люстра в чехле; но кто то уж видел молодого барина, и не успел он добежать до гостиной, как что то стремительно, как буря, вылетело из боковой двери и обняло и стало целовать его. Еще другое, третье такое же существо выскочило из другой, третьей двери; еще объятия, еще поцелуи, еще крики, слезы радости. Он не мог разобрать, где и кто папа, кто Наташа, кто Петя. Все кричали, говорили и целовали его в одно и то же время. Только матери не было в числе их – это он помнил.
Покраска, дешево и сердито.
Всем привет! Т.к. покраска моего проекта «Кросс колхоз» оставляла желать лучшего,но тратить время и деньги на полноценную покраску краскопультом не очень хотелось, было принято решение покрасить с самых бюджетных баллончиков, так же стоял вопрос как восстановить бу таблички до годного состояния! И так, для этого мне понадобилось:
1. 3-и баллончика, самой дешевой краски кудо (примерно 140-200 р. за баллон цены у всех разные)
2.Один грунт бу (валялись остатки)
3.Купленный в незапамятные времена и естественно просроченный лак.
4.Остатки наждачной бумаги.
Изначально нужно все промыть от грязи мыльным раствором и высушить, затем обработать все наждачной бумагой для создания сцепления для краски т.к. на глянцевую поверхность краска не пристанет, для начальной обработки я использовал 500 наждачную бумагу, для финишной 800, после обработки поверхность обезжиривается и на подготовленную поверхность наносится грунт (я наносил в два слоя),после грунт замывается 1000 ной наждачной бумагой «X»-образными движениями, наша поверхность готова, можно красить ! Покраску нужно проводить в теплом помещении т.к. я красил в зимнее время при температуре в боксе примерно +20, немного подогревал металл лампой ПКН 1000 после наносил слои, всего нанес три слоя, после дал краске высохнуть в течении двух суток (маленький совет, не пытайтесь закрасить всю область сразу первый слой сухой красится легким напылом ) и пока краска сохла появилось время заняться табличками! Т.к. у меня был старенький лак для покраски и много мелкой наждачной бумаги я решил восстановить родные таблички,а не покупать новые китайские.. что для этого нужно ? Все очень просто, берем два вида наждачной бумаги в том случаи если присутствуют крупные царапины 800 и 1000, если таблички просто потускнели можно использовать более мелкое зерно, обрабатываем нужную нам поверхность наждачной бумагой до полного матового состояния, убирая крупной наждачной бумагой глубокие риски и уже мелкой выравниваем, после чего обезжириваем поверхность, желательно это сделать нейтральной для пластика жидкостью например спиртом т.к. ацетон и т.д. растворит Ваши таблички, затем покрываем нашу подготовленную поверхность лаком, буквально с первых секунд нанесения виден результат ! И вот наша бюджетная покраска готова ) Выглядит очень достойно для баллончика да и для покатушек по лесу пойдет
Ни кого конечно к такой покраске не призываю т.к. слой нанесенный баллоном менее крепок чем слой нанесенный краскопультомНу и ещё кое-чего по мелочам. В таком виде мотоцикл стал называться Иж Планета-3 02. К 1985 году, когда выпуск модификации был завершён, успели сделать 216 101 экземпляр.
Модификации мотоцикла
- Иж Планета 3 (1971-1977). Самая первая версия.
- Иж Планета 3-01 (1977-1981). Отличается другими задними амортизаторами (появилась возможность регулировки преднатяжения). Доработан мотор (на 2 л.с. выросла мощность), установлен новый карбюратор К62И. В числе других изменений можно упомянуть новые глушители и заднюю фару.
- Иж Планета 3-02 (1981-1985). Были обновлён бензобак, грязевые щитки, сиденье и рулевые органы управления. Всё это позаимствовали у Планеты-4, которая тогда уже выпускалась параллельно.
В 1981-м с легкой руки конструкторов «Ижмаша» с конвейеров сошла модернизированная модель мотоцикла. На этот раз инновации коснулись:
- карбюратора: была добавлена одна лошадиная сила;
- был разработан и установлен на мотоцикл новый топливный бак, который впоследствии был перенесен на последующую модель мотоцикла ИЖ, которую назвали «Планета-4».
За четыре года было выпущено более 210 тысяч мотоциклов этой модификации.
Плюсы и минусы
Оценивать Иж п3 по современным меркам несправедливо. Его разработка велась почти полвека назад, и байк полностью соответствовал своему времени.
Преимущества
- Легкосъёмные колёса со спицами тангентного типа. В случае необходимости их легко демонтировать и поставить обратно.
- Вместительный 18-литровый бензобак. Запас хода без дозаправок при спокойной езде по шоссе достигает 350 км/ч.
- Ремонтопригодность. В этом мотоцикле нет ничего, чего нельзя было бы починить.
- Возможность установить коляску.
Недостатки
- 2-тактный двигатель. Его ресурс невелик, а в бензобак на каждой заправке нужно заливать масло.
- Механические барабанные тормоза. Они неэффективны даже с учётом вялой разгонной динамики.
- Преклонный возраст всех экземпляров. Найти Иж Планету 3 в «живом» состоянии с каждым годом всё сложнее.
Простота = надежность
Учитывая то, что с 1985 года эти модели мотоциклов не выпускаются, а на дорогах нет-нет, да и встретишь этого железного скакуна, можно сделать вывод: он получился надежным и долговечным. Как уже говорилось выше, двигатель являлся простым, трубчатая рама – надежной, передняя телескопическая вилка и задний пружинный амортизатор позволяли относительно комфортно чувствовать себя на бездорожье. Минимализм коснулся и панели приборов: на ней расположены только две лампы – нейтральной скорости (зеленая) и та, которая сигнализирует о работе генератора – красная.
Также присутствует спидометр, который имеет зеленую подсветку. Глядя на фото «ИЖ Планета-3» можно сказать, что конструкторы того времени являлись еще немного и дизайнерами: в облике мотоцикла присутствуют хромированные детали, от модификации к модификации меняется не только внешний облик, но и вид коляски претерпевает изменения.
Благодаря своей живучести, способности к езде по бездорожью «ИЖ Планета-3» сейчас пользуется популярностью у байкеров, которые производят тюнинг мотоциклов. Они переделывают их и превращают в чопперы. А это значит, что еще долго на наших (и не только наших) дорогах можно будет увидеть эту легенду, созданную добросовестными работниками уральского .
В 1971 году, одновременно с моделью Юпитер-3, Ижевский машиностроительный завод запустил в серию несколько более дешёвый мотоцикл Иж Планета-3. Унифицированный по большинству деталей, он отличался мотором, имевшим только один цилиндр.
Плюсы и минусы
Оценивать Иж п3 по современным меркам несправедливо. Его разработка велась почти полвека назад, и байк полностью соответствовал своему времени.
Преимущества
- Легкосъёмные колёса со спицами тангентного типа. В случае необходимости их легко демонтировать и поставить обратно.
- Вместительный 18-литровый бензобак. Запас хода без дозаправок при спокойной езде по шоссе достигает 350 км/ч.
- Ремонтопригодность. В этом мотоцикле нет ничего, чего нельзя было бы починить.
- Возможность установить коляску.
Недостатки
- 2-тактный двигатель. Его ресурс невелик, а в бензобак на каждой заправке нужно заливать масло.
- Механические барабанные тормоза. Они неэффективны даже с учётом вялой разгонной динамики.
- Преклонный возраст всех экземпляров. Найти Иж Планету 3 в «живом» состоянии с каждым годом всё сложнее.
ТРЕТЬЕ ПОКОЛЕНИЕ
Мотоциклы «ИЖ-Юпитер» наш завод выпускает с 1961 года. В следующем, 1962-м, появился «ИЖ-Планета», который, по существу, представлял собой несколько модернизированный ИЖ-56. В 1966 году получили путевку в жизнь «ИЖ-Планета-2» с двигателем увеличенной мощности (с 13 до 15,5 л. с.) и «ИЖ-Юпитер-2». У обеих моделей был улучшен внешний вид, повышена надежность, они стали удобнее. Как и прежде, у них была унифицированная экипажная часть, и различались они в основном двигателями.
Разрабатывая новые «Планету» и «Юпитер», мы стремились, чтобы третье поколение наших традиционных моделей не только отличалось более высокими эксплуатационными показателями, но и выглядело наряднее, современнее. Внешнее оформление узлов мотоцикла и бокового прицепа выполнено с учетом их назначения, и подчинено единому композиционному замыслу.
Вероятно, знатоки ИЖей с первого взгляда отметят фонари указателей поворота, которыми раньше не оборудовались отечественные мотоциклы. Их светотехнические параметры отвечают всем международным требованиям, а сама конструкция и крепление таковы, что сигналы указателей хорошо различимы с любой стороны. Полупроводниковое реле указателей заключено в герметичный корпус и расположено внутри фары (с левой стороны).
Современный, я бы сказал, модный вид придают мотоциклу топливный бак и щитки колес. Благодаря применению колес и шин размером 3,50—18 (вместо прежних 3,25—19) машина стала выглядеть менее массивной. Изменена форма и инструментальных ящиков. Под крышкой левого ящика, кстати, находится аккумулятор ЗМТР-10 увеличенной (против старого ЗМТ-6) емкости.
По единодушному мнению мотоциклистов, хромированные детали (примененные в разумных пределах) украшают машину. Поэтому у амортизатора задней подвески теперь нет кожуха пружин, а сами они хромированы. Задняя подвеска стала мягче она вступает в работу даже при незначительном ходе колеса. В то же время, благодаря дополнительной пружине отбоя значительно уменьшились стуки при обратном ходе колеса.
Передняя вилка внешне не изменилась, но ход ее увеличен на 20 мм. В результате ездить на мотоцикле стало приятнее. Этому, кстати, немало способствует и измененная форма руля. Руки и туловище водителя находятся в более естественном положении, он меньше утомляется.
Небольшим, в общем, но очень эффективным изменениям подверглись двигатели. Мощность «ИЖ-Планеты-3» возросла до 18 л. с., а «ИЖ Юпитера 3» — до 25 л. с. Этого удалось достичь в основном изменением каналов и фаз газораспределения, увеличением степени сжатия. При этом благодаря удачно подобранной форме камеры сгорания двигатели работают на том же бензине (А-72), что и прежние моторы. Карбюраторы сохранены без изменений.
Для лучшего охлаждения более форсированных двигателей на головках цилиндров ребра расположены веерообразно (расходятся по направлению к переднему колесу), а у «ИЖ Планеты 3» еще и увеличено оребрение.
Модернизация коснулась также трансмиссии. Теперь коробки передач обеих моделей унифицированы — у них одинаковые, принятые на «Юпитере», передаточные числа (а следовательно, и шестерни), двуплечая педаль переключения, внутренний барабан сцепления, установленный на подшипнике качения. Надо сказать, что несмотря на все нововведения в двигателях, трансмиссии и экипажной части вес мотоциклов остался неизменным. Возросшая мощность сказалась на максимальной скорости, которая у обеих машин (в том числе и у «Юпитера» с коляской) повышена на 10 км/час. Расход же горючего остался прежним.
Отзывы владельцев
В детстве гонял на п3 по деревне, хотя тогда думал, что это п4, узнал только потом уже. Документов не было)) Первый мот в жизни был, ехал хорошо, Восходы с Минсками угнаться не могли. Дмитрий, Железногорск.
Из-за ностальгических воспоминаний в 2021 году купил третью Планету под восстановление, за 20к, с документами. За несколько лет неспешных работ сделал всё, отпескоструил раму, всё перекрасил, выкинул весь колхоз и всё поменял на оригинал. Сейчас из новья только карбюратор, стоит японский вместо родного, но в планах тоже поменять. У меня это байк выходного дня, прокатиться тёплым вечером и вспомнить молодость. Григорий, Люберцы.
Мот живучий, ядерную войну переживет в случае необходимости. Ремонтируется напильником и молотком, много запчастей подходят от ю3, ю5 и п5. Если нужна вечная техника, которая всегда будет ездить, и нет боязни запачкать руки — вариант отличный. Анатолий, Курск.
Ставим крышки бардачков.Эмблемки так же пришлось обновить. Сначала в наличии была одна эмблемка. Потом я нашёл ещё одну, но на синем фоне. Пришлось на обоих убирать фоновую краску и заново наносить слой. А лицевую часть пришлось подшлифовать от царапин. В целом получилось неплохо.
Отзывы владельцев
В детстве гонял на п3 по деревне, хотя тогда думал, что это п4, узнал только потом уже. Документов не было)) Первый мот в жизни был, ехал хорошо, Восходы с Минсками угнаться не могли. Дмитрий, Железногорск.
Из-за ностальгических воспоминаний в 2021 году купил третью Планету под восстановление, за 20к, с документами. За несколько лет неспешных работ сделал всё, отпескоструил раму, всё перекрасил, выкинул весь колхоз и всё поменял на оригинал. Сейчас из новья только карбюратор, стоит японский вместо родного, но в планах тоже поменять. У меня это байк выходного дня, прокатиться тёплым вечером и вспомнить молодость. Григорий, Люберцы.
Мот живучий, ядерную войну переживет в случае необходимости. Ремонтируется напильником и молотком, много запчастей подходят от ю3, ю5 и п5. Если нужна вечная техника, которая всегда будет ездить, и нет боязни запачкать руки — вариант отличный. Анатолий, Курск.
Отрывок, характеризующий Иж Планета-3
На лице его было сиянье самодовольства и счастия. Солдаты, принесшие князя Андрея и снявшие с него попавшийся им золотой образок, навешенный на брата княжною Марьею, увидав ласковость, с которою обращался император с пленными, поспешили возвратить образок. Князь Андрей не видал, кто и как надел его опять, но на груди его сверх мундира вдруг очутился образок на мелкой золотой цепочке. «Хорошо бы это было, – подумал князь Андрей, взглянув на этот образок, который с таким чувством и благоговением навесила на него сестра, – хорошо бы это было, ежели бы всё было так ясно и просто, как оно кажется княжне Марье. Как хорошо бы было знать, где искать помощи в этой жизни и чего ждать после нее, там, за гробом! Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: Господи, помилуй меня!… Но кому я скажу это! Или сила – неопределенная, непостижимая, к которой я не только не могу обращаться, но которой не могу выразить словами, – великое всё или ничего, – говорил он сам себе, – или это тот Бог, который вот здесь зашит, в этой ладонке, княжной Марьей? Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего то непонятного, но важнейшего!» Носилки тронулись. При каждом толчке он опять чувствовал невыносимую боль; лихорадочное состояние усилилось, и он начинал бредить. Те мечтания об отце, жене, сестре и будущем сыне и нежность, которую он испытывал в ночь накануне сражения, фигура маленького, ничтожного Наполеона и над всем этим высокое небо, составляли главное основание его горячечных представлений. Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему. Он уже наслаждался этим счастием, когда вдруг являлся маленький Напoлеон с своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастия других взглядом, и начинались сомнения, муки, и только небо обещало успокоение. К утру все мечтания смешались и слились в хаос и мрак беспамятства и забвения, которые гораздо вероятнее, по мнению самого Ларрея, доктора Наполеона, должны были разрешиться смертью, чем выздоровлением. – C’est un sujet nerveux et bilieux, – сказал Ларрей, – il n’en rechappera pas. Это человек нервный и желчный, он не выздоровеет. Князь Андрей, в числе других безнадежных раненых, был сдан на попечение жителей. В начале 1806 года Николай Ростов вернулся в отпуск. Денисов ехал тоже домой в Воронеж, и Ростов уговорил его ехать с собой до Москвы и остановиться у них в доме. На предпоследней станции, встретив товарища, Денисов выпил с ним три бутылки вина и подъезжая к Москве, несмотря на ухабы дороги, не просыпался, лежа на дне перекладных саней, подле Ростова, который, по мере приближения к Москве, приходил все более и более в нетерпение. «Скоро ли? Скоро ли? О, эти несносные улицы, лавки, калачи, фонари, извозчики!» думал Ростов, когда уже они записали свои отпуски на заставе и въехали в Москву. – Денисов, приехали! Спит! – говорил он, всем телом подаваясь вперед, как будто он этим положением надеялся ускорить движение саней. Денисов не откликался. – Вот он угол перекресток, где Захар извозчик стоит; вот он и Захар, и всё та же лошадь. Вот и лавочка, где пряники покупали. Скоро ли? Ну! – К какому дому то? – спросил ямщик. – Да вон на конце, к большому, как ты не видишь! Это наш дом, – говорил Ростов, – ведь это наш дом! Денисов! Денисов! Сейчас приедем. Денисов поднял голову, откашлялся и ничего не ответил. – Дмитрий, – обратился Ростов к лакею на облучке. – Ведь это у нас огонь? – Так точно с и у папеньки в кабинете светится. – Еще не ложились? А? как ты думаешь? Смотри же не забудь, тотчас достань мне новую венгерку, – прибавил Ростов, ощупывая новые усы. – Ну же пошел, – кричал он ямщику. – Да проснись же, Вася, – обращался он к Денисову, который опять опустил голову. – Да ну же, пошел, три целковых на водку, пошел! – закричал Ростов, когда уже сани были за три дома от подъезда. Ему казалось, что лошади не двигаются. Наконец сани взяли вправо к подъезду; над головой своей Ростов увидал знакомый карниз с отбитой штукатуркой, крыльцо, тротуарный столб. Он на ходу выскочил из саней и побежал в сени. Дом также стоял неподвижно, нерадушно, как будто ему дела не было до того, кто приехал в него. В сенях никого не было. «Боже мой! все ли благополучно?» подумал Ростов, с замиранием сердца останавливаясь на минуту и тотчас пускаясь бежать дальше по сеням и знакомым, покривившимся ступеням. Всё та же дверная ручка замка, за нечистоту которой сердилась графиня, также слабо отворялась. В передней горела одна сальная свеча. Старик Михайла спал на ларе. Прокофий, выездной лакей, тот, который был так силен, что за задок поднимал карету, сидел и вязал из покромок лапти. Он взглянул на отворившуюся дверь, и равнодушное, сонное выражение его вдруг преобразилось в восторженно испуганное. – Батюшки, светы! Граф молодой! – вскрикнул он, узнав молодого барина. – Что ж это? Голубчик мой! – И Прокофий, трясясь от волненья, бросился к двери в гостиную, вероятно для того, чтобы объявить, но видно опять раздумал, вернулся назад и припал к плечу молодого барина. – Здоровы? – спросил Ростов, выдергивая у него свою руку. – Слава Богу! Всё слава Богу! сейчас только покушали! Дай на себя посмотреть, ваше сиятельство! – Всё совсем благополучно? – Слава Богу, слава Богу! Ростов, забыв совершенно о Денисове, не желая никому дать предупредить себя, скинул шубу и на цыпочках побежал в темную, большую залу. Всё то же, те же ломберные столы, та же люстра в чехле; но кто то уж видел молодого барина, и не успел он добежать до гостиной, как что то стремительно, как буря, вылетело из боковой двери и обняло и стало целовать его. Еще другое, третье такое же существо выскочило из другой, третьей двери; еще объятия, еще поцелуи, еще крики, слезы радости. Он не мог разобрать, где и кто папа, кто Наташа, кто Петя. Все кричали, говорили и целовали его в одно и то же время. Только матери не было в числе их – это он помнил.
Покраска, дешево и сердито.
Всем привет! Т.к. покраска моего проекта «Кросс колхоз» оставляла желать лучшего,но тратить время и деньги на полноценную покраску краскопультом не очень хотелось, было принято решение покрасить с самых бюджетных баллончиков, так же стоял вопрос как восстановить бу таблички до годного состояния! И так, для этого мне понадобилось:
1. 3-и баллончика, самой дешевой краски кудо (примерно 140-200 р. за баллон цены у всех разные)
2.Один грунт бу (валялись остатки)
3.Купленный в незапамятные времена и естественно просроченный лак.
4.Остатки наждачной бумаги.
Изначально нужно все промыть от грязи мыльным раствором и высушить, затем обработать все наждачной бумагой для создания сцепления для краски т.к. на глянцевую поверхность краска не пристанет, для начальной обработки я использовал 500 наждачную бумагу, для финишной 800, после обработки поверхность обезжиривается и на подготовленную поверхность наносится грунт (я наносил в два слоя),после грунт замывается 1000 ной наждачной бумагой «X»-образными движениями, наша поверхность готова, можно красить ! Покраску нужно проводить в теплом помещении т.к. я красил в зимнее время при температуре в боксе примерно +20, немного подогревал металл лампой ПКН 1000 после наносил слои, всего нанес три слоя, после дал краске высохнуть в течении двух суток (маленький совет, не пытайтесь закрасить всю область сразу первый слой сухой красится легким напылом ) и пока краска сохла появилось время заняться табличками! Т.к. у меня был старенький лак для покраски и много мелкой наждачной бумаги я решил восстановить родные таблички,а не покупать новые китайские.. что для этого нужно ? Все очень просто, берем два вида наждачной бумаги в том случаи если присутствуют крупные царапины 800 и 1000, если таблички просто потускнели можно использовать более мелкое зерно, обрабатываем нужную нам поверхность наждачной бумагой до полного матового состояния, убирая крупной наждачной бумагой глубокие риски и уже мелкой выравниваем, после чего обезжириваем поверхность, желательно это сделать нейтральной для пластика жидкостью например спиртом т.к. ацетон и т.д. растворит Ваши таблички, затем покрываем нашу подготовленную поверхность лаком, буквально с первых секунд нанесения виден результат ! И вот наша бюджетная покраска готова ) Выглядит очень достойно для баллончика да и для покатушек по лесу пойдет
Ни кого конечно к такой покраске не призываю т.к. слой нанесенный баллоном менее крепок чем слой нанесенный краскопультом