ИЖ Планета Спорт. Иж планета 5 спорт

Иж
Иж планета 5 спорт - Классик Недостатки Дизайн Иж планета спорт характеристика Тюнинг Иж Планета Спорт

Главный плюс ИЖ Планеты Спорт – это динамика и высокая скорость. Для своего времени равных этому мотоциклу в СССР просто не было. Но сейчас это не актуально – большинство японских байков 1970-х годов и младше превосходят Планету Спорт.

55 лет со дня выпуска миллионного мотоцикла в Ижевске: эволюция техники и мотодвижения

Многие советские мотоциклы отличались устаревшей конструкцией, но только не Иж Планета Спорт. Современный и технологичный по меркам тех лет, он выпускался добрых полвека назад, и его высоко ценили не только в Советском Союзе, но и в других странах, куда эта модель экспортировалась. Даже после прекращения производства за Иж Спорт гонялись мотоциклисты, прекрасно знавшие, что этот байк на голову превосходит большинство своих современников. И это несмотря на то, что стоил он около тысячи рублей – огромная сумма по тем временам, учитывая, что какой-нибудь инженер получал около 100-120 рублей в месяц.

Разработанный в 1974 году байк отличался оригинальным внешним видом, и очень напоминал японские мотоциклы той эпохи. Одноуровневое сиденье, массивная фара с интегрированным в неё спидометром, вытянутый бензобак с пластиковыми накладками, чтобы защитить ЛКП от контакта с коленями, внушительный хромированный выхлоп – классика! Но в случае с Иж Планета Спорт технические характеристики всё равно были основной причиной популярности модели. Стильный дизайн – это хорошо, но дизайн не увезёт вас через необъятные просторы СССР без каких-либо проблем.



Конструкция

Технические характеристики ПС поражали. Это был первый серийный стальной конь в СССР с системой раздельной смазки мотора. При чем последняя являлась собственной разработкой конструкторов Ижевского мотозавода. Такой особенностью могли похвастаться байки, спущенные с конвейера в 1974 году. Характерный признак наличия подобного ноу-хау у мотоцикла ИЖ Планета Спорт – наличие буквы«М» в его номере.

Двигатель ПС от Ижмото имел несколько увеличенный рабочим объёмом в сравнении с предыдущими моделями из Ижевска. Он составлял 349 см³. Примечательно, что железный конь получил с завода японский карбюратор «Микуни». Это позволило байку выдавать заветные 32 л.с. и 6 700 оборотов в минуту.

При сухой массе мото в 135 кг., он мог похвастаться завидными техническими характеристиками (237 лошадок на тонну веса). Это почти вдвое превысило подобный показатель Jawa 350 «634».

100 км/ч Иж ПС набирал за 11 секунд. Мотор этого коня крепился нав раму при помощи резиновых подушек. Для 1970-х — это было настоящее техническое новшество. Кроме того, байк активно оснащался японским электрооборудованием и даже оптикой. Те же модели мотоцикла ИЖ ПС, что оснащались отечественным карбюратором (К 62М) могли развивать несколько меньшую мощность в 28 лошадок. С 1978 года на этого железного коня устанавливалось советское электрооборудование и отечественный спидометр. У этих байков увеличивался диаметр спиц.



Технические характеристики

Большая часть комплектующих Иж Спорт производилась в СССР, хотя некоторые детали были импортными: японский карбюратор Mikuni, венгерская оптика от «Паннонии», итальянский спидометр Veglia Borletti и кое-какие другие мелочи. У Иж Планета Спорт 350 технические характеристики были на высоте, тяговооружённость мотоцикла превосходила таковую у сверхпопулярной Jawa 350 почти вдвое, обеспечивая разгон с 0 до 100 км/ч за 11 секунд! Мотоцикл отличался такой надёжностью, что среди советских байкеров ходили слухи, будто он изначально был разработан исключительно в качестве экспортной модели. Ресурс ЦПГ, по отзывам, достигал 50-60 тысяч километров, что для 2-тактного мотора является рекордом. Максимальная скорость Иж Планета Спорт – 140 км/ч.

Двигатель

На Иж Спорт первых лет выпуска мощность достигала 32 лошадиных сил, но впоследствии она была уменьшена до 28 л.с. в угоду экономичности и ресурсу движка (объем – 340 см³). Реализованные в этой модели раздельная система смазки и крепление двигателя на резиновых подушках были оригинальными новшествами, благодаря которым байк успешно конкурировал с японскими и европейскими моделями на рынках Великобритании, Финляндии и других стран. Отличные характеристики двигателя в сочетании с высоким качеством сборки сделали этот байк невероятно востребованным.

Трансмиссия

Байк оснащен классической 4-ступенчатой коробкой передач, простой и надежной. Передачи переключаются привычным образом, 1-N-2-3-4. Передаточное число верхней, четвёртой передачи равно 1,0, и на неё можно смело переключаться уже на 70 км/ч – она обеспечит ровный разгон.

Ходовая часть и тормоза

Несмотря на некоторые инновационные решения, у Иж Планета Спорт характеристики соответствовали своему времени. Поэтому и рама мотоциклу досталась обычная, сварная, а вилка представляет собой простой бесштоковый телескоп со свободным ходом в 150 мм. Сзади установлен маятник с ходом 95 мм, так что подвеску мягкой не назовёшь. Тормоза барабанные, не слишком эффективные, и заявленный тормозной путь на скорости в 60 км/ч составляет не менее 16 метров.

Электроника

Электронная начинка этой модели была частично импортной. Так, звуковой сигнал производился на японском предприятии «Nikko«, замок зажигания был позаимствован у Jawa, оригинальные свечи Magneti Marelli приезжали в Советский Союз из солнечной Италии, а не менее оригинальные аккумуляторы – из Страны восходящего Солнца. Но в целом электросхема мотоцикла проста, и разобраться в ней несложно.

Вес и габариты

Сухая масса Иж ПС – всего 135 кг. Благодаря этому байк отличается хорошей динамикой и не возбраняет некоторого лихачества, за что, собственно, его и полюбили советские мотоциклисты. Габариты у него соответствующие, эта модель более компактна, чем Иж Юпитер 5 или Планета 3.

Управляемость

Привыкшим к современной мототехнике байкерам езда на Иж ПС может показаться непривычной. Байк управляется неплохо, но углы поворота руля велики, и уронить мотоцикл можно легко, особенно в повороте на малой скорости. Эту его особенность стоит иметь в виду.

Расход топлива

Хотя заявленный расход топлива не превышает 3,5 литров при скорости в 50 км/ч, при контрольных замерах в обычном режиме он составляет около 6 литров. При езде по бездорожью он может быть ещё выше, но 14-литрового бензобака хватает даже для дальних поездок. Двигатель Иж Планета Спорт предпочитает бензин с октановым числом не ниже 93, но на деле можно смело заливать АИ-92, купленный на проверенной АЗС.

Мы долго сидели, выпили чистейшей виноградной водки, которую Арут делал сам, и он рассказал мне интересную историю об охоте на барса. Потом он сходил в другую комнату и вынес уже знакомое мне ружье «ИЖК»:

Особенности «ижевского ПС’а»

Как бы то ни было, это первый советский байк, который стал конкурентоспособен не только в отношении Jawa и CZ из Чехословакии, но и японским аналогам. Мотоцикл получился лёгким и быстрым.

Для примера можно сравнить уровень мощности по отношению к массе Jawa 350/634 и ИЖ Планета Спорт первых годов выпуска. У советского мотоцикла она равнялась 23,7 л. с. против 14,2 л. с у чехословацкого. По этому показателю «ПС’а» можно смело назвать спортивной моделью, но по классу это дорожник – в Советском Союзе спортбайки населению не продавались.

Максимальная скорость байка по документам заявлена на 140 км/ч, но в реальности многие разгоняли его до 160 (дополнительно оснастив аэродинамическим обвесом). До сотни мотоцикл ускорялся за, впечатляющие на то время, 11 секунд.

Благодаря типичной дорожной посадке, на ИЖ Планете Спорт передвигаться было удобно, хотя на высоких скоростях передняя вилка могла вибрировать, особенно если вес райдера не достигал 80 кг.

Хотя двигатель и коробка передач мотоцикла разрабатывались в СССР, часть узлов была зарубежного производства и закупались они за валюту. Например, карбюратор японской фирмы Mikuni, оптика HELLA, спидометр Veglia Borletti.

Двухтактный двигатель развивал более 30 л.с., что приводило советских мотоциклистов в восторг. Считается, что последующее уменьшение мощности связано с заменой японского карбюратора на отечественный, но на самом деле, проблема была в недостаточном ресурсе мотора. После дефорсирования ИЖ Планета Спорт мог проехать по 50-60 тысяч километров до капиталки – это рекорд для советских байков такого объёма.

Но главной особенностью, отличающей мотоцикл от «одноклассников» из СССР, была система раздельной смазки, которой он через несколько лет, опять же, лишился (в рамках программы удешевления).

Тормоза на всех колёсах барабанные, так что останавливался байк, мягко говоря, посредственно (из-за чего на нём часто разбивались неопытные владельцы).

Рама ИЖ Планеты Спорт явно не соответствовала его техническим характеристикам – в духе времени, она была простой трубчатой. Подвески мотоцикла отличались жёсткостью. Всё это сказывалось на комфорте водителя в сельской местности и на сроке службы не самым лучшим образом.

Технические характеристики

модель 1975 года

Общие данные согласно заводским инструкциям по эксплуатации 1975 и 1983 годов (отличия в скобках) .

  • Двигатель – двухтактный одноцилиндровый, с трёхканальной продувкой (по кол-ву выходных перепускных окон, пятиканальной):
    • число цилиндров – 1
    • ∅ цилиндра – 76 мм
    • ход поршня – 75 мм
    • рабочий объём – 340 см³
    • степень сжатия – от 10-10,5 до 8,7-9,2 (можно регулировать прокладкой под головкой цилиндра)
    • номинальная мощность – 32 л.с. при 5 600-6 700 об/мин
    • масло – МС-20 или МГД-14М
    • воздушный фильтр – сухой, с бумажным элементом
    • карбюратор – «Микуни» (К-62М)
    • топливо – бензин АИ-93
    • моторная передача – косозубыми шестернями (2,18)
    • сцепление – многодисковое в масляной ванне
    • коробка передач – четырёхступенчатая, с ножным переключением (3,17-1,81-1,26-1,0)
    • задняя передача – открытая, втулочно-роликовой цепью (2,47)
    • передняя – бесштоковая телескопическая вилка (ход не менее 150 мм)
    • задняя – маятниковая (ход не менее 95 мм)
    • переднего колеса – 3,00-19″, модель Л-170
    • заднего колеса – 3,50-18″, модель К-74
    • переднего – 190 мм
    • заднего – 170 мм
    • длина – 2 070 мм
    • ширина – 790 мм
    • высота – 1 150 мм
    • со скорости 60 км/ч – 16 метров
    • со скорости 30 км/ч – 7 метров
    • топливный бак – 14 литров
    • масляный бак – 1,5 литров

    изменения для модели 1983 года

    • Мощность двигателя – 28 л.с. при 5 940 ± 5% об/мин
    • Ход передней подвески не менее 160 мм
    • Ход задней подвески не менее 105 мм
    • Колёсная база – 1 440 мм
    • Длина мотоцикла – 2 150 мм
    • Ширина мотоцикла – 810 мм
    • Сухая масса – 155 кг
    • Максимальная скорость – 135 км/час
    • Расход топлива в городском цикле ≈ 7 л на 100 км пути
    • Тормозной путь (от 60 км/ч до 0) – 18 метров

    Модификации

    ИЖ Планета Спорт выпускался только в одной основной версии, хотя байки разных годов серьёзно отличались друг от друга.

    Кроме того, на шасси этого мотоцикла собирали две модели для мотокросса, которые распределялись по специализированным секциям. Это ИЖ К-15 и ИЖ М-15 для ралли.

    ИЖ М-15

    Часто можно услышать легенды про разработку 500-кубовой версии ИЖ Планеты Спорт. Это скорее «байкерская байка», хотя она имеет под собой фундамент – некоторые умельцы в гаражных условиях растачивали двигатель, но там можно говорить про объём не более 400 см³.

    На Ижевском машиностроительном заводе действительно велись работы над 500-кубовым мотоциклом, но это был опытный Юпитер 500, который так и не стал серийным.

    Поколдуешь с лапкой, заведешь этот чудо-мотоцикл — и улыбка до ушей. Даже у меня, чье детство прошло в 90-х, включается режим ностальгии, потому что звук работы двухтактного мотора — это звук моего детства!

    Мотоцикл ИЖ ПС удивлял

    В первую очередь вызывают восторг передаточные числа КПП этого байка. В подарок от конструкторов, к тому же, мото получил усовершенствованную амортизацию. Электрооборудование, как для такой старинной модели «Планеты» у ПС Ижмото удивляет. В распоряжении байка бортовая сеть с напряжением в 12 вольт. Трёхфазный генератор переменного тока способен выдавать 14 вольт и мощность в 100 Вт.

    Отметим, что самые первые железные кони данной серии оснащались зарубежными аккумуляторными батареями.

    В комплект к самым первым ПС Иж прилагались итальянские свечи зажигания «Магнетти-Марелли». Нередко это были и свечи «NGK», что рекомендованы для использовать на высоких скоростях (от 100 км/ч). При этом, снималась прокладка с головки цилиндра.

    Топливный бак мотоцикла Иж Планета Спорт располагал объемом в 14 литров. Бензин марки «АИ-93» считался наиболее приемлемым для заправки этого байка. Масляный же бак железного коня вмещал 1,5 литра.

    Ижевская Планета Спорт в народе

    Советский мотоцикл ИЖ ПС получил от жителей СССР прозвище «Пёс». Нередко его называли и «Спортак». Так как мото имел непривычно высокое качество, быстро поползли слухи о его предназначении для экспорта в Соединенные Штаты Америки.

    Дефицит запчастей для этого мото привел к активному моторному «тюнингу» вышеуказанного байка. Поршень нередко подгонялся под штатный шатун «Чезет».

    Народ быстро оценил надежность и долговечность мотоцикла ИЖ Планета Спорт. Байк мог спокойно выдержать 60 тысяч км пробега без поломок. При большем пробеге давался в знаки износ основных его узлов.

    На сегодня хорошо сохранившийся ИЖ ПС — это самая настоящая редкость. Цена на такие экземпляры насчитывает не одну сотню, а порой и тысячу долларов.

    В комплект к самым первым ПС Иж прилагались итальянские свечи зажигания «Магнетти-Марелли». Нередко это были и свечи «NGK», что рекомендованы для использовать на высоких скоростях (от 100 км/ч). При этом, снималась прокладка с головки цилиндра.

    Обзор и история Иж Планета Спорт

    Уже в первые годы выпуска Иж набрал невероятную популярность, мотоцикл был универсальным и мог эксплуатироваться как на городской дороге, так и в длительных путешествиях не только по трассе, но и на бездорожье. Даже сегодня данная модель считается одной из самых лучших среди «Ижей», сотни экземпляров до сих пор эксплуатируются. Многим будет интересна история мотоцикла, и стоит заметить, что при выпуске модели у соотечественников был небольшой шок, ведь при наличии на то время мотоциклов этот был самым быстрым. Так получилось, что внешний дизайн планеты спорт был не таким, как его собратья, конструкторы взяли образцы у японских мотоциклов 60-х годов, таких как Yamaha 350R5 или Kawasaki A1 Samurai.

    фото иж планета спорт

    Вскоре большая популярность Иж Планета Спорт заставила завод Ижмаш начать экспорт в другие страны, и в итоге мотоциклом пользовались в Нидерландах, Финляндии и Великобритании. Даже там он смог составить серьезную конкуренцию импортным известным брендам. Начальная цена мотоцикла в Советском Союзе начиналась с 1 050 рублей, но вскоре производитель округлил ее до 1 тысячи. Конечно, в те времена это были большие деньги, но людей это не останавливало, они хотели этот спортивный «байк».

    фото иж планета спорт

    Что касается более подробных технических характеристик модели, то производитель сделал настоящий прорыв в производстве мотоциклов СССР. Если в номере Планеты вы увидите букву «М», ваш железный конь обладает функцией раздельной смазки мотора, а это уникальное изобретение. Но стоит отметить, что такая функция присутствует только у моделей 1974 год выпуска.

    Ружье «ИЖ-К»

    Настольная медаль охотничье ружьё Иж-К 1955-1963

    Настольная медаль охотничье ружьё Иж-К 1955-1963

    С дедом Арутом я часто ходил на охоту и многому у него научился. Дело в том, что охота и рыбная ловля в условиях Армении имеет свои особенности. Мы охотились с Арутом на кабанов и шакалов в камышовых зарослях, на барсуков в норах и рыбачили в период весеннего разлива реки Аракс.

    Арут жил в добротном доме из розового туфа. Мы зашли в дом, он засуетился, поднялся с постели и встретил меня, как всегда, доброжелательной улыбкой:

    – Здравствуй, Арут. (С самого начала знакомства он просил называть его только так).

    Мы долго сидели, выпили чистейшей виноградной водки, которую Арут делал сам, и он рассказал мне интересную историю об охоте на барса. Потом он сходил в другую комнату и вынес уже знакомое мне ружье «ИЖК»:

    – Вот из этого ружья я и убил барса. Дарю его тебе… Мне оно уже не пригодится…

    – А он не охотник, – заметил мой взгляд Арут.

    Я поблагодарил Арута за подарок.

    Через месяц его не стало. Его друзья-охотники были на похоронах и дали троекратный залп из ружей. Я стрелял из его ружья.

    Так я стал обладателем ружья «ИЖК».

    Думаю, что мало кто из современных охотников слышал об этом ружье, и тем более является его владельцем.

    Ружья «ИЖК» выпускались на Ижевском механическом заводе в период 1955–1964 гг. Это однозарядная курковая одностволка с откидывающимся стволом. Мое ружье было 16 калибра, но мне было известно, что завод выпускал ружья и 20, 28, 32 калибров. Точно не помню, но масса ружья была чуть более 2,5 кг, и с ним было легко охотиться в августе – сентябре, когда в Араратской долине Армении стояла еще летняя жара.

    Я знал, что Арут хорошо стрелял из этого ружья, но решил сам проверить его бой. Точность оказалась приличной. Резкость была, на мой взгляд, хорошей – дробины (№ 4) на дистанции 40 м проникли в сосновую доску на 2,4 своего диаметра. Пристреливать ружье на 40 м мне посоветовал Арут, ссылаясь на то, что ствол длинный (780 мм), а с длинным стволом можно поразить дичь на большем расстоянии, так как в этом случае увеличивается скорость полета снаряда и кучность стрельбы.

    Сначала я думал, что ружье имеет ствол со сверловкой цилиндр, но, проверив кучность боя дробью, понял, что сверловка ствола – цилиндр с напором (дульное сужение 0,25 мм). Судите сами: с дистанции 40 м в круг диаметром 75 см попало 42% снаряда дроби № 4, а это вполне нормальный результат.

    Пристрелку пулей я провел также на дистанцию 40 м. Пристреливал круглой пулей – других не было. После пяти выстрелов определил диаметр рассеивания – оказалось 15 см. Таким образом, у «ИЖК» оказалась хорошая кучность боя как дробью, так и пулей.

    Я стремился к большей кучности боя при охоте на гусей и уток, так как стрелять приходилось почти на предельных дистанциях. С этой целью пересыпал дробь небольшим количеством крахмала. При охоте на куропаток такой нужды не было: стрелял я их на дистанциях до 20 м.

    Хорошая кучность боя пулей мне очень помогала при охоте на кабанов. Нередко бывали случаи, когда я спокойно брал кабана на дистанциях до 60 м. Очень приятным был тот факт, что ружье кучнее стреляло картечью и крупной дробью. Мои успехи при стрельбе шакалов были просто поразительны. (Может быть, имело значение, что за шакала платили премию 10 рублей, плюс за шкуру 2–3 рубля). Впрочем, шакалов я стрелял успешно и дробью номер один.

    Двигатель Иж Планета Спорт

    Как вы знаете, завод Ижмаш выпускал и другие модели планеты, но все они на то время имели слабые характеристики. Планета Спорт стала самой мощной на то время планетой, получив 349 см. куб. объема и 32 лошадки. Единственной взятой у иностранцев деталью был карбюратор Микуни, принадлежавший японским инженерам. Вскоре они взяли у них еще электрооборудование и оптику. В итоге при таких неслабых характеристиках и весе в 135 кг планета получила 237 л.с. на 1 тонну веса. Результатом стали отличные динамические характеристики — мотоцикл развивал 100 км/час всего за 11 секунд. Вскоре новые модификации были существенно изменены, производитель решил отказаться от импортных элементов, и установил советский спидометр и электрооборудование. Также появилась модификация с карбюратором К-62М собственного производства, но с ним мотоцикл выдавал всего 28 л.с.

    фото иж планета спорт

    Всё это позволило не только улучшить параметры машины, но и обеспечить высокую культуру веса. Как уже было отмечено, у ранних модификаций Иж Планета Спорт вес составлял всего 135 кг, а энерговооружённость – 237 л. с. на 1 тонну. Для сравнения, аналогичный показатель JAWA 350/634 достигал всего 141 л. с.

    История особенностей комплектации

    • Первый вариант крепления двигателя — мягкий, на резиновых демпферах
    • Особое «веерное» оребрение головки цилиндров
    • Карбюратор «Микуни» АЕХ (Япония)
    • Первоначально устанавливающиеся отечественные указатели поворотов (с базовых мотоциклов Планета-3 и Иж Юпитер-3, отличающиеся хромированием)
    • Глушитель прямой
    • Воздушный фильтр «Filtrak» А 105/153- 1500 TGLN 39-474 (ГДР)
    • На части мотоциклов (в основном — на экспорт) — стояли шины зарубежного производства «Barum» (Чехословакия) и «IRC» (Япония)
    • Зеркало заднего вида с торцевым креплением на руле (с базового ижевского автомобиля Москвич-408) к концу 70-х годов перемещается на хомут крепления рычага сцепления
    • Самоклеющиеся надписи на баке и инструментальных ящиках
    • Спидометр с мотоцикла «Паннония» — Т4 или Т5 (Венгрия), «Veglia Borletti» (Италия)
    • Первый отечественный мотоциклетный генератор с напряжением в сети 12 вольт (ГП-1)
    • Зарубежное электрооборудование и светотехника:
      • Комбинированные переключатели на руле от японского мотоцикла «Honda» CB350 и соответствующие им рычаги сцепления и ручного переднего тормоза
      • Звуковой сигнал «Nikko» YPL 1400 (Япония)
      • Задний фонарь «Stanley» (Япония)
      • Оптический элемент фары с мотоцикла «Паннония» — Т5 (Венгрия), позже западногерманская «Hella» 1A7 001.140.01. Для стран с левосторонним движением — фирмы «Lucas»
      • Замок зажигания PAL (Чехословакия) с мотоцикла «Jawa»
      • Свеча зажигания «Magneti Marelli» CW8N (Италия)
      • Светоотражатели на передней вилке «Stanley» RR 30 SAE B67 (Япония)
      • Зарубежные аккумуляторные батареи (Япония)
      • Карбюратор «Микуни» VM32-89
      • Комбинированные переключатели на руле и замок зажигания (360-82508-42) от японского мотоцикла «Yamaha» RD350 и соответствующие им рычаги сцепления и ручного переднего тормоза
      • Новый вариант боковых светоотражателей и заднего фонаря «Stanley» (040-5469)
      • Изменено крепление направляющего ушка (для пера вилки) переднего тормозного барабана с заклепочного на цельнолитое
      • Оребрение головки цилиндра меняется на обычное «прямое»
      • Под конец года отечественные указатели поворотов заменяют на японские «Stanley» 23040-037
      • Отечественный бензиновый кран КР—12 с поясняющими надписями на английском языке
      • Устанавливается отечественный спидометр СП102. На экспортных устанавливают «Borletti»
      • Новый отечественный оптический элемент фары ФГ137 (новый светорассеиватель типа «европейский луч»)
      • Появился глушитель с изгибом концевой части (с целью повышения проходимости)
      • Из-за увеличения корпуса воздушного фильтра перемещают:
        • Ручной насос на переднюю трубу рамы около цилиндра двигателя (ранее — под баком)
        • Реле напряжения под топливный бак
        • Упраздняется мягкое крепление двигателя
        • Установлен новый отечественный карбюратор К62М. Для установки манетки управления топливным корректором имеющегося в нем, введено резьбовое отверстие в трубке руля справа
        • Вместо самоклеющихся надписей на баке вводят пластиковые логотипы с креплением на винтах
        • Постепенный переход на отечественные комплектующие электрооборудования (с целью унификации с другими базовыми моделями завода):
        • Начало установки противоугонного замка
          • замок зажигания ВК105
          • комбинированные переключатели на руле
          • задний фонарь

          Двигатель Иж Планета Спорт

          Конструкция силового агрегата была весьма прогрессивна для своего времени и позволяла получить высокую мощность (32 л. с.) с рабочего объёма 340 куб. см. К главным его особенностям следует отнести:

          • Цилиндр, с гильзой из специального чугуна и рубашкой из алюминиевого сплава. Он крепился к картеру с помощью четырёх шпилек.
          • Головку цилиндра с камерой сгорания полусферической формы. В ГЦ вворачивались свеча и декомпрессор, упрощающий процесс запуска.
          • Трёхканальную систему продувки, улучшавшую наполнение цилиндра рабочей смесью.
          • Неразборный коленчатый вал, опирающийся на два роликовых (№2505) и один шариковый (№ 304) подшипник.
          • Игольчатые подшипники в верхней головке шатуна.
          • Раздельную подачу моторного масла, которое поступало во впускной тракт из отдельного бачка. За давление в системе смазки отвечает насос, приводимый в движение от коленчатого вала.

          Очевидно, что разработчики Иж Планета Спорт устройству двигателя и его ремонтопригодности уделили особое внимание, понимая, насколько технические характеристики силового агрегата важны для машины такого класса. Тем не менее, спустя тридцать с лишним лет после окончания производства, у владельцев мотоциклов данной модели возникают определённые проблемы.

          Блок: 5/8 | Кол-во символов: 1242
          Источник: https://MotoZnai.ru/otechestvennye-motocikly/izh-planeta/sport.html

          Ремонтные размеры поршня Иж Планета Спорт

          Если сегодня легендарный мотоцикл попадёт к новому владельцу в неудовлетворительном состоянии, отремонтировать его будет непросто. Наибольшее количество вопросов вызывает на Иж Планета Спорт ремонт двигателя. Изначально ресурс силового агрегата был невелик и составлял порядка 30 тыс. км. пробега.

          Правда, производитель предусмотрел возможность расточки цилиндра. Изначально мотор комплектовался поршнями с тремя вариантами маркировки и некоторым отличием в размерах.

          Заводская маркировка Диаметр цилиндра, в мм. Диаметр поршня, в мм.
          А0 76,02 (+0,01) 75,99 (+0,01)
          А1 76,01 (+0,01) 75,98 (+0,01)
          А2 76,00 (+0,01) 75,97 (+0,01)

          С учётом расточки цилиндров под ремонтный размер, производились ремонтные поршни:

          Заводская маркировка Диаметр цилиндра, в мм. Диаметр поршня, в мм.
          Р 76,5 (+0,06 -0,06) 76,5 (-0,03)
          Р2 77,0 (+0,06 -0,06) 77,0 (-0,03)

          Сегодня приобрести поршень ремонтных размеров крайне сложно. Дефицитом являются даже новые поршневые кольца. Возможным выходом из ситуации становится установка компрессионных колец мотора ВАЗ-2101. Приходится подгонять их под размеры поршня и выпиливать на стыке замка полукруглые выемки под фиксирующий штифт.

          Блок: 6/8 | Кол-во символов: 1200
          Источник: https://MotoZnai.ru/otechestvennye-motocikly/izh-planeta/sport.html

          В Советском Союзе особенно востребованы и популярны были мотоциклы собственного производства, поэтому некоторые заводы выпускали несколько моделей, ставших в дальнейшем легендами. Одним из них считается Иж Планета Спорт.

          История

          20 сентября 1971 года заявкой с приоритетом 5373 Ижевский мотозавод, обратился в Комитет по делам изобретений и открытий при совете министров СССР, на регистрацию промышленного образца «Дорожно-Спортивный мотоцикл» и 10 августа 1973 года свидетельством на промышленный образец 3306, данная заявка была утверждена, за конструкторами Пановым Василием Ивановичем (главный конструктор) Писаревым Г.Л., Овсенюк Е.А., Шепелевой Т.А. Ижевский завод удивил советских мотоциклистов первым серийным спортивным мотоциклом «Иж Планета Спорт». Мотоцикл был очень непохожим на собратьев как внешне, так и по конструкции. Внешне Иж-ПС был очень похож на японские мотоциклы середины 1960-х годов (например Suzuki T250 Super Six 1966 года, Yamaha 350R5 1970 года, Kawasaki A1 Samurai 1966 года). Благодаря высокому техническому уровню конструкции и качеству изготовления «Иж Планета Спорт» экспортировались во многие страны мира особенно популярны они были в Великобритании, Нидерландах и Финляндии, где успешно конкурировали с «Явами» и мотоциклами .

          В момент начала выпуска мотоцикл стоил около 1050 рублей, последующие партии стали продаваться по 1000 рублей. Мотоцикл продержался на конвейере до 1984 года, после чего был снят с производства. Всего было выпущено 215 210 единиц1. Среди советских мотоциклистов наиболее высоко ценились «Иж ПС» первых лет выпуска, которые стоили дорого даже в десятилетнем возрасте.

          Back in the USSR. Тест-драйв самого быстрого советского мотоцикла

          «Иж Планета-Спорт» — это, пожалуй, самый необычный советский мотоцикл. О нем мечтали все парни СССР. Он был словно глоток воздуха свободы — современный, яркий, быстрый… И спортивный. За то, что он часто попадал в сводки ДТП, его даже называли «Иж Планета-Смерть». На легендарной технике, рискуя жизнью, ездил Юрий Гладчук.

          Рок-н-ролл в чистом виде

          I’m back in the USSR, you don’t know how lucky you are, boys. Back in the USSR.

          Чтобы понять этот мотоцикл, нужно включить известную песню «битлов» Back in the USSR. Потому что «Иж Планета-Спорт» — это рок-н-ролл в чистом виде. Не читайте этот текст, не включив фоном эту музыку. Включили? Тогда поехали!

          Сегодня загнивающие капиталистические технологии GoPro позволяют вернуться в бывший СССР — сняли для вас атмосферную поездку по деревне на «Спорте» от первого лица

          Не знаю, как было в 70-х и 80-х, потому что родился в последние годы существования Советского Союза, но, думаю, все было здорово. Особенно здорово было тем, кто долго-долго под Back in the USSR мечтал о самом быстром советском мотоцикле, а затем осуществил свою мечту. А если у тебя к «Ижу» были еще и джинсы — все, ты первый парень на деревне. Хотя и с «Планетой-Спорт» девушки должны «вестись», на что недвусмысленно намекала старая советская. И была права.

          Красивый мотоцикл. Совершенно непонятно, как идеологический отдел партии допустил его к выпуску. Ведь очевидно, что создан он для стиляг, тунеядцев и прочих хулиганов. Любителей джаза и рок-н-ролла. А ведь говорили, что если слушаешь ты джаз, значит, родину продашь.

          Пять интересных фактов о «Иж Планета-Спорт»

          1. В момент начала выпуска мотоцикл стоил около 1050 руб., последующие партии стали продаваться по 1000 руб., так что не каждый тунеядец мог его себе позволить. При этом в те годы «Москвич-412» стоил около 5000 рублей.

          2. Советские мотоциклисты дали мотоциклу прозвище «пёс» (от сокращенного «Иж ПС»), «пээска» и «спортак».

          3. Из-за непривычно высокого качества поговаривали, что «Планета-Спорт» предназначался для экспорта в США. Он действительно уходил на экспорт, особенно полюбился мотоциклистам Великобритании, Нидерландов и Финляндии.

          4. «Спорты» были ярко-желтыми и оранжевыми, что в сочетании с черным цветом рамы и строгим блеском никелированных деталей смотрелось по-настоящему спортивно.

          5. «Иж Планета-Спорт» выдерживал 50-60 тысяч км без заметного износа основных узлов. Очень неплохо для советской мототехники.

          Ходят легенды, что якобы на этот мотоцикл жаловались главному идеологу партии Михаилу Суслову и тот пытался запретить его продажу. Но производство «Спорта» одобрил Брежнев, который лично проехал на мотоцикле. Поговаривают, что Леонид Ильич сам любил быструю езду, вероятно, поэтому «Иж Планета-Спорт» все же пошел в продажу. Не факт, что все так и было на самом деле, но мотоцикл действительно получился хулиганский.

          Внешне «пёс» был очень похож на японские мотоциклы середины 1960-х годов вроде Suzuki T250 Super Six, Yamaha 350R5 и Kawasaki A1 Samurai. Стилягам он подходил, поскольку действительно был стильным. Чего только стоят черные круглые накладки на баке! Стремительный легкий силуэт мотоцикла сразу давал понять, что аппарат предназначен не для перевозки картошки, а для скоростных »отжигов». Даже в наши дни, когда в кастомайзинге популярна ретротематика, «пээска» выглядит круто.

          Конструкция

          Техническая «начинка» (за исключением мелочей) была полностью оригинальной.

          Впервые в СССР была применена система раздельной смазки двигателя собственной разработки (ИЖ-МАМИ), хотя первые 500 мотоциклов с раздельной смазкой были выпущены в 1974 году, эту партию реализовали только в 1975 году. Раздельную смазку устанавливали вплоть до конца выпуска «Иж ПС», с 1976 года двигатель с раздельной смазкой можно было отличить по дополнительной букве «М» в номере. Единственное, что после 1980 года их общее количество снизилось и основная масса поставлялась на экспорт2. Двигатель рабочим объёмом 340 см³ (диаметр поршня — 76 мм, ход — 75 мм), оснащался японским карбюратором Микуни

          , что позволяло ему развивать 32 л. с. при 6 700 об/мин. Таким образом, «одиночка» с сухой массой 135 кг обладала удельной мощностью 237 л. с./т (безумно популярная в СССР Jawa-350/634 обладала удельной мощностью 141 л. с./т). Благодаря этому мотоцикл обладал высокими динамическими качествами: время разгона до 100 км/ч не превышало 11 секунд. Двигатель был закреплён в раме с помощью резиновых подушек — техническое новшество того периода. Первые годы мотоциклы оснащались японским электрооборудованием и оптикой западно-германской , благодаря чему впервые на советском мотоцикле были выполнены требования ЕЭК ООН по светотехнике. Переднее колесо отличалось размером 3,0 × 19
          .
          Более поздние выпуски «Планеты Спорт» оснащались отечественным карбюратором К-62М, из-за чего максимальная мощность снизилась до 28 л. с. Отличить их от ранних выпусков можно по креплению двигателя на подушках, заднему фонарю, отличались амортизаторами, в более ранних версиях были стаканы из нержавейки, были отражатели на ушах фары, под баком появилась косынка для укрепления рамы.3. В 1975 году головка цилиндров сменила оребрение с «веерного» на обычное, изменена форма камеры сгорания, в 1978 году установлено электрооборудование и спидометр советского производства, увеличен диаметр спиц4.

          Двигатель ПС от Ижмото имел несколько увеличенный рабочим объёмом в сравнении с предыдущими моделями из Ижевска. Он составлял 349 см³. Примечательно, что железный конь получил с завода японский карбюратор «Микуни». Это позволило байку выдавать заветные 32 л.с. и 6 700 оборотов в минуту.

          Обзор и история Иж Планета Спорт

          Уже в первые годы выпуска Иж набрал невероятную популярность, мотоцикл был универсальным и мог эксплуатироваться как на городской дороге, так и в длительных путешествиях не только по трассе, но и на бездорожье. Даже сегодня данная модель считается одной из самых лучших среди «Ижей», сотни экземпляров до сих пор эксплуатируются. Многим будет интересна история мотоцикла, и стоит заметить, что при выпуске модели у соотечественников был небольшой шок, ведь при наличии на то время мотоциклов этот был самым быстрым. Так получилось, что внешний дизайн планеты спорт был не таким, как его собратья, конструкторы взяли образцы у японских мотоциклов 60-х годов, таких как Yamaha 350R5 или Kawasaki A1 Samurai.

          фото иж планета спорт

          Вскоре большая популярность Иж Планета Спорт заставила завод Ижмаш начать экспорт в другие страны, и в итоге мотоциклом пользовались в Нидерландах, Финляндии и Великобритании. Даже там он смог составить серьезную конкуренцию импортным известным брендам. Начальная цена мотоцикла в Советском Союзе начиналась с 1 050 рублей, но вскоре производитель округлил ее до 1 тысячи. Конечно, в те времена это были большие деньги, но людей это не останавливало, они хотели этот спортивный «байк».

          фото иж планета спорт

          Что касается более подробных технических характеристик модели, то производитель сделал настоящий прорыв в производстве мотоциклов СССР. Если в номере Планеты вы увидите букву «М», ваш железный конь обладает функцией раздельной смазки мотора, а это уникальное изобретение. Но стоит отметить, что такая функция присутствует только у моделей 1974 год выпуска.

          Двигатель Иж Планета Спорт

          Как вы знаете, завод Ижмаш выпускал и другие модели планеты, но все они на то время имели слабые характеристики. Планета Спорт стала самой мощной на то время планетой, получив 349 см. куб. объема и 32 лошадки. Единственной взятой у иностранцев деталью был карбюратор Микуни, принадлежавший японским инженерам. Вскоре они взяли у них еще электрооборудование и оптику. В итоге при таких неслабых характеристиках и весе в 135 кг планета получила 237 л.с. на 1 тонну веса. Результатом стали отличные динамические характеристики — мотоцикл развивал 100 км/час всего за 11 секунд. Вскоре новые модификации были существенно изменены, производитель решил отказаться от импортных элементов, и установил советский спидометр и электрооборудование. Также появилась модификация с карбюратором К-62М собственного производства, но с ним мотоцикл выдавал всего 28 л.с.

          фото иж планета спорт

          Внешность Иж Планета Спорт

          На фото можно увидеть, что по внешнему виду мотоцикл был полностью уникален и не имел основных сходств с другими моделями Ижмаша. Планета Спорт был больше похож на японских конкурентов, но все равно имел ряд отличительных характеристик. Например, на фото иж планета спорт можно заметить огромный топливный бак объемом 14 литров с особым дизайном. Как и большинство моделей тех времен планета получила большую круглую фару и сплошное сиденье.

          В те времена мотоцикл имел несколько неофициальных названий, среди которых «Пёс» и «Спортак». Если вы сегодня увидите подобную модель в отличном состоянии, знайте, что это большая редкость и цена иж планета на сегодняшний день может достигать 1 000 долларов.

Оцените статью