Каталитический нейтрализатор в автомобиле играет важную роль в выхлопной системе. Его цель — очистить выхлопные газы перед тем, как они попадут в атмосферу, и уменьшить сопротивление выходу.
Причины и симптомы неисправности катализатора
Каталитический нейтрализатор или каталитический конвертер является неотъемлемой частью выхлопной системы современных автомобилей. Это механическое устройство, которое помогает уменьшить вредные выбросы, преобразуя их в безвредные соединения, не загрязняющие атмосферу.
Этими вредными газами являются угарный газ, закись азота и невоспламеняющиеся углеводороды. Они представляют опасность для здоровья человека и окружающей среды, особенно облака и кислотные дожди. Класс дизельных V8 практически прекратил свое существование в 1970-х годах. Это изменение ознаменовало начало перехода автомобильной промышленности к более четкому контролю выбросов и привело к разработке каталитических нейтрализаторов в 1975 году.
Большинство каталитических преобразователей расположены между выпускным коллектором и глушителем и выглядят как уменьшенная версия глушителя. Однако расположение варьируется от модели к модели. Каталитические преобразователи расположены между двигателем, являются частью выхлопной системы, работают при очень высоких температурах, установлены на днище автомобиля и часто подвергаются различным внешним и внутренним воздействиям, которые могут их засорить или разрушить.
Каталитические преобразователи рассчитаны на эффективную работу в течение 10 лет, но по ряду причин отказ всегда может произойти гораздо раньше. На самом деле, возможен целый ряд причин.
Каталитический нейтрализатор начинает работать сразу после запуска двигателя, расщепляя токсичные газы и преобразуя их в более чистые газы (такие как кислород, вода и углекислый газ).
Из чего состоит катализатор?
Он состоит из двух керамических блоков, которые выглядят как сотовая структура. Он выглядит так благодаря методу проектирования: тысячи микроячеистых каналов, покрытых дорогими металлами, такими как платина, родий и палладий.
К счастью, каталитические преобразователи редко выходят из строя, но, как и в случае со всеми механическими устройствами, всегда существует вероятность поломки. Некоторые каталитические преобразователи могут прослужить до 10 000 километров, 10 лет и даже весь срок службы. В то же время другие каталитические преобразователи быстрее выходят из строя, если автомобиль не используется в поездках, где оптимальная для нормальной работы температура достигается до выключения двигателя.
Другими причинами являются перегрев во время работы, загрязнение, физические или случайные повреждения внутри и снаружи самого преобразователя. Обычно единственным решением является замена инвертора, а не его ремонт. Это, как правило, требует больших затрат.
Каталитический нейтрализатор, вышедший из строя из-за отказа двигателя, может сильно нагреться, расплавив находящиеся в нем драгоценные металлы и повредив ячеистый материал. Причины, по которым каталитические нейтрализаторы перестают работать, связаны с простыми механическими проблемами, которых можно легко избежать при регулярном обслуживании двигателя. Это могут быть изношенные свечи зажигания, неисправные кислородные датчики, неправильная смесь, неправильное время работы двигателя или другие проблемы, при которых несгоревшее топливо выходит из камеры сгорания и повреждает каталитический нейтрализатор.
Тем временем в двигателе автомобиля могут возникнуть серьезные проблемы, такие как износ поршневых колец, неисправные уплотнения клапанов или дефектные прокладки. В этом случае непоправимый ущерб преобразователю может быть нанесен жидкостями, которые не предназначены для попадания в выхлопную систему автомобиля, например, маслом или антифризом. Если это произойдет, керамический каталитический нейтрализатор будет покрыт значительным слоем сажи, который невозможно восстановить без замены. Эта сажа может накапливаться даже при нормальной эксплуатации и регулярном техническом обслуживании автомобиля, что может привести к блокировке каталитических нейтрализаторов.
Симптомы неисправности или засорения катализатора
Снижение эффективности работы двигателя или простои. Если вы заметили, что при нажатии на педаль акселератора двигатель работает нестабильно, возможно, проблема с каталитическим нейтрализатором. Когда каталитический нейтрализатор блокируется или засоряется, он прерывает проходящий через него поток газа и создает противодавление в выхлопной системе. Это влияет на эффективность и производительность двигателя.
Тепловой удар обычно является результатом очень богатой топливной смеси, содержащей несгоревшее топливо. Эта смесь попадает в каталитический нейтрализатор и сгорает прямо в нем, расплавляя подложку и засоряя инвертор.
Чтобы проверить, есть ли проблема с каталитическим нейтрализатором, необходимо проверить, что показывает датчик кислорода в выпускном коллекторе, чтобы узнать, богатая или недостаточная топливная смесь. Другим способом проверки является внешний осмотр каталитического нейтрализатора на наличие видимых повреждений. Если вы заметили обесцвечивание или деформацию корпуса, каталитический нейтрализатор может быть заблокирован из-за теплового повреждения или удара, и вам следует обратиться на станцию техобслуживания.
При возникновении неисправности в таблице отобразится ошибка (P0420-P0434). Чтобы устранить повреждения, каталитический нейтрализатор заменяют на пламегаситель. Как упоминалось ранее, стоимость очень низкая по сравнению с оригинальными компонентами, а служат они гораздо дольше.
Причины выхода катализатора из строя
Каталитические преобразователи расположены в выхлопной системе между двигателем и глушителем и являются одной из последних линий защиты от загрязнения. В их основе лежат сотообразные керамические блоки, покрытые каталитическим металлом для преобразования выделяемых загрязняющих веществ в безвредные газы. Вещества, выделяемые нейтрализующим агентом. Было установлено, что он менее вреден для окружающей среды, чем первоначально.
Важно знать предупреждающие признаки неисправности каталитического нейтрализатора. Так вы сможете быстро обнаружить их и отремонтировать в автомобиле. В большинстве случаев каталитические преобразователи служат в течение всего срока службы автомобиля, но могут постепенно выходить из строя по мере износа компонентов.
Повреждения часто вызваны поломкой двигателя, поэтому не только несколько километров пробега могут стать причиной этих проблем. Сгоревшие или изношенные свечи зажигания и негерметичные выпускные клапаны позволяют негорючему топливу попадать в выхлопную систему, воспламеняя и расплавляя внутренние компоненты конструкции. Слабые системы зажигания также могут вызывать подобные проблемы.
Проблемы с нейтрализатором могут быть более серьезными. Например, если поршневые кольца изношены или цепь ГРМ неисправна, воздух или топливо могут попасть в дефектную зону. Аналогичные проблемы могут быть вызваны негерметичностью фланцев головки или впускного коллектора.
Засорение катализатора: причины
Газ молбду является одним из потенциальных загрязнителей. Охлаждающая жидкость двигателя может проникать в систему сгорания и вызывать еще одну причину засорения. По этим причинам затруднено прохождение выхлопных газов. Для работы двигателей требуется большой объем воздуха, и если испарение ограничено, в двигатель поступает меньше кислорода, что снижает его производительность. Засорение каталитического нейтрализатора является распространенной причиной медленной работы двигателя или его длительного простоя.
Проверка катализатора на забитость, не снимая его
Диагностика засоренного каталитического нейтрализатора может быть проблематичной. Перед поездкой в мастерскую или при замене инвертора можно провести ряд тестов для устранения повреждений.
Если присутствует запах испорченных яиц, каталитический нейтрализатор почти наверняка неисправен. Топливо содержит серу и горит без запаха. Если каталитический нейтрализатор поврежден, он не может должным образом преобразовывать выхлопные газы. Этот тест прост, но не обеспечивает гарантированной точности.
Если кольцо каталитического преобразователя повреждено или ослаблена его внутренняя структура, может быть слышен звук кольца каталитического преобразователя.
Если ускорение автомобиля было изменено, это можно проверить, проехав на автомобиле в течение 20-30 минут. Каталитический преобразователь должен был быть теплым. После движения автомобиль необходимо поднять перед запуском. ИК-термометр должен быть помещен под автомобиль. Лазер направлен на трубу, по которой газ поступает в каталитический нейтрализатор, и регистрирует его температуру. Затем лазер направляется в заднюю часть каталитического нейтрализатора, где газ выходит из него. Правильно работающий каталитический нейтрализатор обеспечивает температуру на выходе на 30-50°C выше, чем на входе. Это означает большое количество химических реакций против него с выделением активного тепла. Если проблема существует, температура на выходе будет равна или немного выше.
Последствия эксплуатации автомобиля с сильно поврежденной выхлопной системой могут быть очень серьезными. Напомним, что при выходе из строя каталитического нейтрализатора наблюдается следующее
Следовательно, заклинило каталитический нейтрализатор. Признаки неисправности включают.
- Двигатель удается запустить, но почти сразу же он начинает стираться.
- Ускорение автомобиля замедляется.
- При нажатии на педаль акселератора ощущается сопротивление.
- Забитый каталитический нейтрализатор увеличивает расход топлива.
- Двигатель запускается «с холода» и издает неприятный запах.
- Начинает гореть контрольная лампа двигателя.
- ‘Забитый каталитический нейтрализатор увеличивает расход масла.
Как проверить – забитый катализатор или нет
Существует три способа найти заблокированный каталитический нейтрализатор.
- Самый простой вариант — полностью снять каталитический нейтрализатор и осмотреть его на свету в поисках неисправности. Иногда требуется наклон или другой подобный инструмент, поскольку каталитический нейтрализатор имеет очень прочное основание. Кроме того, конструкция выхлопной системы часто избирается, а удаление каталитического нейтрализатора может занять несколько дней. Это делает полностью невозможным разборку выхлопной системы.
- Самым современным методом проверки каталитического нейтрализатора является испытание противодавлением. Она заключается в определении значений давления в выхлопной системе. Для этого вместо первого кислородного датчика прикрутите манометр, используя переходник, и измерьте значения при различных условиях работы двигателя. Нормальные показатели давления составляют 0,3 кгс/см2 при 2 500 об/мин двигателя. Однако этот метод не безупречен, у него есть недостатки. Например, не очень удобно разбирать датчик для выполнения этой процедуры. Кроме того, часто монтажное основание датчика оказывается настолько прочным, что процесс демонтажа занимает много времени.
Рекомендуем
Если давление в выхлопной системе превышает 200 кПа (почти 2 кгс/см2 ), каталитический нейтрализатор следует заменить.
Детали внутри каталитического нейтрализатора могут изнашиваться или разрушаться, при этом может быть слышен дребезжащий звук. Как выглядит засоренный каталитический нейтрализатор, можно увидеть на фотографии выше.
Как определить, забитый катализатор или нет, при помощи инфракрасного термометра
Если вы заметили снижение ускорения и думаете, что что-то не так, рекомендуется проехать на автомобиле около 20-30 минут, чтобы дать ему полностью прогреться. Важно проехать на автомобиле, так как результаты могут быть совершенно другими, если автомобиль работает на холостом ходу. Показания температуры предварительно нагретого каталитического нейтрализатора должны достигать не менее 400 oC. По окончании поездки поднимите машину и снова заведите ее. Вооружившись инфракрасным термометром, зайдите под машину.
В общем, инфракрасный термометр — довольно полезная вещь, а стоимость его не так уж велика — около 500-1000 рублей.
Направьте лазер на трубу, отводящую выхлопные газы к каталитическому нейтрализатору, и отметьте ее температуру. Затем лазер следует направить на заднюю часть каталитического нейтрализатора, откуда выходят газы.
Если каталитический нейтрализатор работает правильно, температурные показатели в выхлопе будут на 30-50 °C выше, чем на впуске. Это происходит из-за химических реакций в каталитическом нейтрализаторе, в результате которых выделяется тепло. Однако при неисправности каталитического нейтрализатора температура на входе будет выше или равна температуре на выходе.
重要! Если автомобиль только что введен в эксплуатацию, температура на выходе может быть ниже или такой же, как на входе. Причина в том, что каталитический нейтрализатор еще не прогрелся и не вышел на полную мощность. Таким образом, симптомы засорения каталитического нейтрализатора невозможно четко определить.