КамАЗ 5350 – армейский «Мустанг». Камаз 5350 военный технические характеристики.

Характеристики
Камаз 5350 военный технические характеристики - Модификации КамАЗ-5350 Цена и вывод Заключение История создания КАМАЗ-5350 «Мустанг» История появления

Как уже упоминалось выше, КАМАЗ-5350 — это многоцелевой полноприводный грузовик, предназначенный для перевозки всевозможных грузов и людей, а также для установки различных систем вооружения или гражданского оборудования.

КамАЗ 5350 – армейский «Мустанг»

Voenniy-KamAZ-5350

За более чем сорокалетнюю историю Камского автомобильного завода было разработано и серийно выпускалось 32 модели. А сколько удачных и неудачных модификаций было предложено инженерами и дизайнерами автомобильного гиганта за эти годы.

С момента запуска конвейера КамАЗа с завода сошло более двух миллионов автомобилей. Среди них — модель 5350, отмеченная в каждом справочнике: Автомобиль КАМАЗ 5350 «Мустанг», разработанный в 1998 году для вооруженных сил, сегодня успешно используется в «гражданском» секторе.

  • Историческая справка
  • Модельный ряд семейства «Мустангов»
  • Двигатель
  • Трансмиссия
  • Подвеска
  • Тормозные системы
  • Платформа и варианты оснащения
  • Кабина
  • Тактико-технические характеристики КамАЗ-5350
  • Видео

Историческая справка

Выполнение заказов двойного назначения (военного и народнохозяйственного) было обычной практикой для большинства крупных заводов. Это в еще большей степени относится к производителям автомобилей.

KamAZ-5350

Это особенно актуально для КамАЗа. Вот почему:

  • Все ведущие автомобильные заводы страны появлялись не на пустом месте. ЗИЛ, как первый производитель отечественных грузовиков, начал работать на базе дореволюционного авторемонтного завода АМО – Автомобильного Московского общества. Производитель Урал-375, автозавод в Миассе, своим рождением обязан Великой Отечественной войне и частично эвакуированным из Москвы производственным мощностям завода ЗИС (ЗИЛ). А Горьковский автозавод, начинал производство автобусов, легковых и грузовых автомобилей под эгидой компании «Ford». КамАЗ, с момента принятия в августе 1969 г. ЦК КПСС решения о его строительстве, был определен как завод по производству грузовиков и двигателей. Для него специально подбирали место, выделяли огромные средства, создавали инфраструктуру. Весь комплекс работ был объявлен стройкой века.
  • Проводя параллель дальше, стоит вспомнить, что если рабочие ЗИЛ первые свои грузовики собирали из запчастей «Фиата» буквально, что называется «на коленке», то при создании Камского завода использовались последние достижения 700 фирм из 19 стран мира. Сотни отечественных заводов обеспечивали его строительство.
  • Такие заслуженные и популярные во всех областях применения автомобили, как ЗИЛ-131, Урал-375, ГАЗ-66 своим появлением, в значительной степени, обязаны военному заказу. Но они создавались в индивидуальном порядке. Что касается КамАЗа, то он и здесь пошел другим путем. В соответствии с решением Правительства СССР от 24 июня 1987 года завод приступил к разработке унифицированных полноприводных автомобилей многоцелевого назначения. Армейский заказ предусматривал создание целого модельного ряда под общим названием «Мустанг».

Конструкторы завода сначала разработали три модели КАМАЗ-4350 (4х4), КАМАЗ-5350 (6х6) и КАМАЗ-6350 (8х8), которые отличались количеством осей.

Военный КАМАЗ 5350 Бронированный

Некоторые модели имели платформу для установки оружия и специального оборудования.

Общие требования к ним были следующие:

  • автомобили предназначены для транспортировки военных грузов или перевозки личного состава и буксировки прицепов массой 6-12 тонн по любым дорогам и по пересеченной местности;
  • возможность эксплуатации при температурном режиме -45…+40 градусов, а также в районах, расположенных на высоте до 4000 метров над уровнем моря, с возможностью пересечения перевалов высотой до 4600 метров.

Необходимым условием для создания новой семьи было требование высокой степени унификации (до 85%).

Другими словами, в новых моделях должны были использоваться те же узлы и агрегаты, насколько это возможно.

Модельный ряд семейства «Мустангов»

Первые три прототипа различной грузоподъемности (4, 6, 10 тонн) были собраны в 1990 году и объединены в единый комплект для испытаний в следующем году. Они считались вполне успешными. К сожалению, разработка всех новых моделей, включая серию Mustang, была прервана из-за пожара на заводе двигателей КАМАЗа в 1993 году. Только в 1995 году новая партия грузовиков была подготовлена к испытаниям и презентации.

На всех этапах внедорожных испытаний военных грузовиков три «Мустанга» из комплекта проходили испытания в одинаковых условиях.

Поэтому в определенной степени можно было ссылаться на технические характеристики КамАЗ-5350 при описании двух других моделей.

Однако медленное тестирование новых грузовиков не помешало конструкторской мысли и практическому использованию рабочих завода. В период с 1993 по 28.08.2002 года основные модели менялись. Например, 8-ступенчатая коробка передач в Мустангах (за исключением модели 6350) была заменена на 10-ступенчатую. Шасси модели 6350 было переделано для размещения топливного бака и установки кузова, напоминающего контейнер.

«Mustang 5350 и 6350 получили модернизированные оси с увеличенной грузоподъемностью (с 6 до 8 тонн) и новые обозначения — 53501 и 63501 соответственно.

КамАЗ-5350 с ракетной установкой

Это не весь список новых моделей Mustang. Поскольку все модификации базируются на базовой модели, для ознакомления с военными грузовиками всей серии Mustang полезно ознакомиться с особенностями, характеристиками и руководством по эксплуатации КАМАЗ-5350.

История создания КамАЗ-5350

Инженеры Камского автомобильного завода начали разработку унифицированных многоцелевых грузовиков семейства «Мустанг» в 1987 году по заказу Министерства обороны СССР. Специалистам предстояло разработать совершенно новый грузовик с расширенной функциональностью и высокой проходимостью. В качестве базовой модели выбрали КАМАЗ-4310, который уже хорошо зарекомендовал себя в войне в Афганистане.

Но к будущему автомобилю предъявлялись особые требования. Он должен был подходить для использования в горных районах, то есть обладать высокой производительностью, маневренностью и способностью без проблем преодолевать высокогорные перевалы. Кроме того, конструкция грузовика должна была подходить для специальных военных надстроек и оперативно-тактических систем.

Для снижения затрат на разработку «КАМАЗ» решил максимально интегрировать компоненты и модули. В результате уровень интеграции модели 5350 достиг 85%.

Поскольку конверсия армии была заморожена более чем на 10 лет, новые испытательные машины были представлены только в 1995 году на очередной выставке военной техники в Нижнем Новгороде. Автомобили были построены с использованием самых современных технических решений того времени и были оснащены

  • зависимыми рессорными подвесками, базирующимися на полуэллиптических рессорах;
  • ведущими мостами с 2-ступенчатыми редукторами;
  • гидроусилителем руля;
  • раздаточной коробкой с демультипликатором;
  • системой блокировки межколесных дифференциалов на заднем мосту;
  • диапазонной гидропередачей, состоящей из классической МКП и гидротрансформатора;
  • лебедкой с повышенным тяговым усилием.

Несмотря на тяжелый экономический кризис, который искалечил многие компании в первые годы после распада СССР, модернизация Mustang не прекращалась. Грузовики оснащались новым однодисковым сцеплением, 10-ступенчатой коробкой передач, улучшенной трансмиссией, усовершенствованным карданным валом и торцевой передачей, 2-ваттным генератором переменного тока и шарнирными реактивными тягами.

Шасси было адаптировано для установки кузовов для перевозки запасных топливных канистр.

Кроме того, серия «Мустанг» получила новый вариант кабины с круглым люком в крыше, предназначенным для аварийной эвакуации и стрельбы. Интерьер новой кабины стал выше и просторнее, появились специальные отсеки для хранения специального оборудования и военного снаряжения.

По сравнению с первыми версиями, усовершенствованный КамАЗ-5350 стал более технически совершенным и простым в обслуживании, а гарантийный пробег был увеличен до 45000 км.

После прохождения соответствующих сертификационных испытаний грузовики были поставлены в воинские части российской армии в 2002 году.

Производство модели 5350 продолжается и по сей день. Под этот грузовик были разработаны и другие версии, включая две модели тягачей, модель грузоподъемностью 15 тонн, версии с длинной колесной базой или уменьшенной платформой и т.д.

Технические характеристики КамАЗ-5350

КАМАЗ-5350 — трехосная модель с передним приводом, колесной формулой 6х6, управляемым передним мостом и подключаемыми задними мостами.

Масса автомобиля составляет 9,1 тонны, а максимальная грузоподъемность — 6 тонн. Максимально допустимая нагрузка на переднюю ось составляет 5250 кг, а максимально допустимая нагрузка на заднюю ось — 10600 кг.

КАМАЗ-5350 может использоваться для перевозки грузов общей массой 12 тонн, а также для работы в составе поезда общей массой 27850 кг.

Двигатель

Даже полностью загруженный, КамАЗ-5350 может разогнаться до 100 км/ч, что является довольно высоким показателем для грузовика.

Мощный дизельный двигатель КАМАЗ-740.30.260 обеспечивает отличные динамические характеристики этой модели. Это 8-цилиндровый, четырехтактный V-образный двигатель объемом 10,85 л и мощностью 260 л.с. с жидкостным охлаждением и турбонаддувом. Двигатель соответствует стандарту выброса выхлопных газов EVRO-2.

Средний расход топлива составляет 27 литров на 100 км. Грузовик оснащен двумя баками объемом 125 и 170 литров, что позволяет ему преодолевать расстояние в 1 000 километров без дозаправки. На аппетит грузовика влияют дорожные условия и скорость.

Трансмиссия

КамАЗ-5350 оснащен 10-ступенчатой механической коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной коробкой, которая обеспечивает распределение крутящего момента на передний ведущий мост и двухосный задний мост. Задняя ось приводится в действие от ВОМ, который отводится от центрального приводного вала.

Переключение передач осуществляется с помощью дискового сцепления сухого трения с гидравлическим приводом и пневматическим усилителем.

Высокий дорожный просвет обеспечивается системой блокировки дифференциала между колесами задней оси.

Подвеска

Камаз-5350 оснащен независимой подвеской. Передняя ось оснащена полуэллиптическими рессорами и телескопическими амортизаторами.

Задняя часть кузова оснащена рессорной подвеской с двумя продольными рессорами, жестко закрепленными на боковой стойке, и парой гидравлических телескопических амортизаторов.

Эта подвеска способствует более мягкой и плавной езде и уменьшает вертикальное перемещение рамы автомобиля при наезде колеса на препятствие. Она также обеспечивает хорошее сцепление колес с дорогой, снижает динамическую нагрузку на шасси и предотвращает преждевременный износ деталей шасси.

Тормозная система

Камаз-5350 оснащен рабочей, стояночной, резервной и вспомогательной тормозными системами. Хотя эти системы имеют общие элементы, они функционируют независимо друг от друга. Это решение обеспечивает эффективное торможение в любых условиях эксплуатации.

Задачей рабочей тормозной системы является торможение или остановка автомобиля. Его тормоза действуют на все колеса. Тормоза передней оси и задних колес приводятся в действие отдельно двухконтурным пневматическим цилиндром, управляемым педалью, соединенной с тормозным клапаном. Приводы активируются тормозными камерами.

Вспомогательные тормоза предназначены для того, чтобы взять на себя функции рабочей тормозной системы в случае частичного или полного отказа этой системы.

Кабина КамАЗ-5350: обзор рабочего места

Кабина автомобиля КАМАЗ-5350 выполнена как бескапотная и расположена над двигателем. Производитель выпускает его в двух цветах: оранжевом (гражданская версия) и хаки (военные модели). В зависимости от модификации, он может иметь высокую или низкую крышу, со спальной кабиной или без нее.

Простой и лаконичный интерьер в военном стиле включает два или три кресла и отсек для специального оборудования и оружия. Крыша кабины оснащена круглым люком, который позволяет пассажирам участвовать в боевых действиях или эвакуироваться в чрезвычайной ситуации. Люк также можно использовать для дополнительной вентиляции кабины. Подогрев воздуха обеспечивается радиатором отопителя, подключенным к системе охлаждения двигателя.

Военные версии КамАЗ-5350 могли оснащаться защитной броней класса V. Цельнометаллическая кабина представляет собой бронированную капсулу с усиленным полом и навесными броневыми листами.

Вместо обычного лобового и дверного стекла используется пуленепробиваемое многослойное стекло. Помимо кабины, бронированными являются топливные баки, картер двигателя и аккумуляторы.

Тепло-, шумо- и вибропоглощающие материалы в салоне обеспечивают приятную атмосферу вождения.

Кабина крепится к шасси через две передние поворотные точки и две задние подвески, оснащенные стопорными механизмами. Мощный гидравлический цилиндр и шарнирные соединения поднимают и наклоняют кабину вперед.

Модификации КамАЗа-5350

Модификация КамАЗа-4310

Машина предназначена для перевозки пассажиров, но армия создала дополнительный кузов собственной бронированной установки MM-501 для 14 вооруженных пассажиров. Устройство устанавливается за 30 минут и оснащено нагревателем, переговорным устройством и 44-миллиметровой сталью.

Кроме того, вооруженные силы используют грузовик для установки более 350 единиц оружия, включая: Машины технического обслуживания, реактивные системы залпового огня, КУНГ и т.д.

КамАЗ-4310 с цистерной

Среди других примеров — переоборудование бортовых грузовиков, измерительного оборудования PLT и буровой установки.

Кабина

Существуют разные версии кабины, во-первых, отличается высота крыши и наличие люка в ней, во-вторых, некоторые версии КАМАЗ-5350 имеют спальное место в дополнение к 3 сиденьям. Внутри находится отсек для оружия.

Экранированная капсула класса V должна была быть усилена дополнительными экранированными внешними пластинами. Лобовое стекло состоит из нескольких пуленепробиваемых блоков. Для предотвращения пожаров и взрывов топливная система и картер двигателя должны были быть экранированы.

Фото кабины КамАЗа-4310

Интерьер 5350 устроен так же, как и у обычного КамАЗа, но гораздо комфортнее. Экранирование в сочетании со звукоизоляцией дает отличный звукопоглощающий эффект, а зимой отопитель, подключенный к системе охлаждения двигателя, спасает жизни.

Естественно, кабина наклонена для размещения двигателя. Кабина поднимается с помощью откидного гидроцилиндра и фиксируется двумя подпружиненными кронштейнами.

Двигатели КамАЗ-5350

Характеристики Показатели
Максимальная скорость, км/ч 100
Двигатель Дизельный с турбонаддувом
Расположение цилиндров V-образное
Количество цилиндров 8
Рабочий объем, см3 10857
Мощность, л.с. 260
Крутящий момент, H*м 1079
Расход комби, л на 100 км 27

Первоначально на грузовики устанавливался дизельный двигатель КАМАЗ-740.13-260, но после поступления в армию на них установили обновленный двигатель 740.30-260. Его конструкция осталась прежней — это 8-цилиндровый дизельный двигатель объемом 10,85 л и мощностью 260 л.с.

Разница заключается в увеличении крутящего момента с 932 до 1 079 H*m для последнего. Инженерам также удалось снизить расход топлива с двух баков (125 и 170 литров) до 27 литров на 100 км.

Двигатель не соответствует современным экологическим стандартам — Евро-2. Максимальная скорость КАМАЗ-5350 составляет всего 100 км/ч, но это достойный показатель для автомобиля такого класса.

КАМАЗ-5350: цена

Цена КАМАЗ-5350 зависит от модификации. Самым дорогим вариантом является модель с автокраном. Его цена колеблется от 3 500 000 до 4 000 000 рублей. Самосвал с нулевым километражем имеет цену около 2 500 000 рублей, грузовик с одним автомобилем — 2 100 000 рублей. Самыми популярными КАМАЗ-5350 являются модели, выпущенные в 2013-14 годах. Их цена ниже, чем у новых автомобилей, и составляет от 1 500 000 до 2 400 000 рублей.

Уровень грузоподъемности 6 т
Максимальная скорость движения 100 км/ч
Время, необходимое для разгона 35 с
Наибольший преодолеваемый подъем 31°
Расстояние тормозного пути 36 м
Габаритный радиус поворота 11,3 м
Система управления сцеплением Пневмогидравлический усилитель
Емкость бака для топлива 175 л
Автопоезд 300 кг
Мощность 260 л.с.
Вид кузова Грузовик
Колесная база 6*6
Крутящий момент 1078 Нм
Расстояние дорожного просвета 0,39 м
Шины 425/85 R21
Колея колес 2,05 м
Запас хода 1090 км
Вместительность задней части 39 человек
Давление в шинах по бездорожью Не ниже 420в20 кПа
ТНВД V-образный
Допустимый вес прицепного устройства 8 т
Расстояние поворота по внешнему колесу 8 м
Масса автомобиля с оборудованием 15,4 т

Появление КАМАЗ-5350 в Российской армии

В 2002 году модернизированный КАМАЗ-5350 наконец-то поступил в армейские части. Конечно, перед этим он прошел ряд испытаний, как на заводе, так и в армии. В 2003 году была выпущена опытная серия военных грузовиков, соответствующих стандарту Евро-2.

Эти модели получили систему очистки воздуха «Multi Cyclone». Двигатели модернизированных военных внедорожников получили высокотехнологичные турбокомпрессоры с системой промежуточного охлаждения. Это позволяет использовать автомобили в горных районах без каких-либо проблем.

Камаз в армии

Все новые двигатели КАМАЗ 5350 оснащены подогревателями топлива, которые позволяют без перебоев запускать агрегат даже при экстремально низких температурах. Грузовики получили модернизированные оси, что позволило увеличить грузоподъемность. Усовершенствованные двигатели были специально адаптированы к трансмиссии КАМАЗ-154.

Новые кабины автомобилей КАМАЗ были адаптированы для установки скрытого экранирования пятого класса. Внешне броня не видна, но она эффективно защищает водителя и пассажиров от автоматического оружия и снайперских винтовок. Для спецподразделений был разработан бронированный специальный транспортер на шасси КАМАЗ-5350. Он также имеет пятую танковую категорию.

В 2004 году в модельный ряд семейства Mustang было добавлено еще несколько модификаций:

  • Машинами с короткой бортовой платформой;
  • Грузовик с удлиненной базой;
  • Две модификации седельного тягача;
  • Грузовик повышенной до 15 тонн грузоподъемности.

В настоящее время военный автомобиль КАМАЗ-5350 и созданные на его основе модификации выполняют широкий спектр задач, возложенных на армейские внедорожники.

Достоинства и недостатки

Основными преимуществами КАМАЗ-5350 являются его технические и функциональные характеристики. Надежность, проходимость и широкий спектр применения делают грузовик популярным устройством для решения различных задач.

В дополнение к этим характеристикам имеются следующие преимущества:

  • большое количество модификаций, использующих шасси от данного грузовика, доступность деталей и комплектующих;
  • двигатель надежен, прост в обслуживании, неприхотлив к качеству топлива;
  • длительный период между ремонтами, высокая ремонтопригодность;
  • относительно небольшой расход топлива.

Среди недостатков следует выделить чрезмерный вес передней части автомобиля и недостаточно развитый баланс. Неудачным является и расположение рулевой тяги, которая может быть повреждена камнями или пнями. Еще одним недостатком является сложная процедура отпускания тормозов.

Применение в боевых условиях

Основное назначение автомобиля КамАЗ 5350 — транспорт и логистика. Надежность и хорошая проходимость этих машин позволяют отправлять их на фронт для подвоза боеприпасов.

Применение грузовика

Технические характеристики и грузоподъемность этого грузовика позволяют переоборудовать его для других целей. Пластинчатая броня позволяет перевозить личный состав, включая командиров. Имея различные типы вооружения, КАМАЗ 5350 может быть преобразован в мобильный центр управления огнем.

Часто шасси используется для ракетных установок. Эти решения превращают его в ракетную установку, способную уничтожать позиции противника. Благодаря хорошему держанию дороги такие модификации могут использоваться и на пересеченной местности.

Серийное производство КамАЗ 5350 и его шасси открыло путь к широкому использованию этих автомобилей в боевых условиях. Однако нет никакой информации об их непосредственном использовании в бою. В военных конфликтах и в локальных операциях российской армии грузовики использовались для транспортировки и выполнения специальных задач.

Оцените статью